Определите тип словосочетаний с точки зрения семантической спаянности компонентов

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Классификация словосочетаний по степени спаянности компонентов.

В зависимости от степени спаянности компонентов, которая обусловлена полнотой выражения лексического значения, словосочетания могут быть свободными и несвободными.

Свободные словосочетания состоят из слов, сохраняющих свою самостоятельность в силу достаточной информативности. В предложении каждый компонент свободного словосочетания выполняет самостоятельную роль.

Компоненты свободных словосочетаний могут заменяться, поскольку синтаксические связи в них являются живыми и продуктивными, например: поздняя осень, ранняя…, холодная…, дождливая…; поздняя осень, … весна, …любовь. В то же время свободные словосочетания могут включать компоненты, имеющие ограниченную лексическую сочетаемость, например: слушать… и подслушать…, что отражается на количестве вариантов словосочетаний с одним и тем же словом.

Известно, что сочетаемость — одно из фундаментальных понятий языковой системы, поскольку отражает синтагматические свойства языковых единиц. Сочетаемость всегда связана с согласованием сем двух слов, которое позволяет раскрыть (актуализировать), с одной стороны, лексическую сущность данного словоупотребления, а с другой стороны, — синтаксические отношения в словосочетании. Категориальное значение слов предопределяет их синтаксическую сочетаемость вообще, например, существительные сочетаются с прилагательными, прилагательные — с наречием, глаголы — с существительным и т.д., а лексическое значение предопределяет количество возможных синтаксических сочетаний одной конкретной лексемы или группы лексем с одной ведущей семой. Анализ словосочетаний с точки зрения особенностей сочетаемости в них лексем приводит к интересным выводам и результатам, которые позволяют выделять новые семантические разновидности словосочетаний в рамках известных синтаксических отношений, обнаруживать новые, не выделенные ранее, типы лексических единиц и т.д. Проблема семантической и синтаксической сочетаемости в языковой системе остается весьма интересной и актуальной.

Синтаксически несвободные словосочетания либо включают информативно недостаточные компоненты с лексически ослабленным значением, следствием чего является употребление всего словосочетания как единой лексико-синтаксической единицы, либо являются структурно нечленимыми в данном контексте, например: считаться союзником, оказать помощь, много песен, мать с сыном, девушка высокого роста и т.п. В любом случае все словосочетание выполняет функцию одного члена предложения. В учебной литературе выделяются синтаксически несвободные словосочетания, которые не членятся в контексте на отдельные компоненты, сравните: Два мальчика играли и Я наблюдал за игрой двух мальчиков. Мать с сыном отправились в лес и Мать отправилась с сыном в магазин; и фразеологически несвободные словосочетания, которые содержат информативно недостаточные компоненты и по значению равны одному слову, например: пуститься в рассуждения, иметь возможность, дать слово, спустя рукава и т.п.

5. Семантика словосочетаний.Словоформы, составляющие словосочетание, находятся в определенных синтаксических отношениях, которые строятся на основе взаимодействия лексических значений этих слов и их форм. Все многообразие этих отношений обобщенно сводится к основным: атрибутивным, объектным, обстоятельственным.

Атрибутивные синтаксические отношения существуют между предметом и признаком в широком смысле, отвечают на вопросы какой, чей, который, имеют место в именных словосочетаниях.

Объектные синтаксические отношения обозначают отношения между действием и предметом, отвечают на вопросы косвенных падежей, возможны в глагольных словосочетаниях и именных с отглагольными существительными или прилагательными.

Обстоятельственные синтаксические отношения обозначают отношения между действием и признаком, действием и состоянием, признаком и признаком, отвечают на вопросы собственно обстоятельственных наречий, возможны в глагольных и именных (с прилагательным) словосочетаниях. Семантические разновидности обстоятельственных синтаксических отношений аналогичны разрядам собственно обстоятельственных наречий.

В лингвистической литературе выделяются также субъектные (н-р, Н.С. Валгина), комплетивные (восполняющие) синтаксические отношения (В.В. Бабайцева и др.), синтаксические отношения меры и синтаксические отношения степени (Л.А. Беловольская).

Субъектные синтаксические отношения обнаруживаются в конструкциях со страдательным оборотом, в которых творительный падеж имени имеет значение субъекта, например: посаженный отцом, воспитанный няней, опрокинутый ветром и т.п.

Комплетивные синтаксические отношения возникают вследствие потребности некоторых слов иметь дополнительное (обязательное) смысловое уточнение, при этом зависимая словоформа восполняет информативно недостаточный стержневой компонент, например: слыть чудаком, назваться груздем, отличаться выносливостью, сделаться заметным и т.п.

Синтаксические отношения меры раскрывают внутренний количественный признак предметов, действий, состояний в стержневом компоненте, выраженном существительным или глаголом, в семном составе которых обязательна сема величины (количественная сема) измеряемого пространства, времени, веса, объема, стоимости (качественные семы) и т.д. Для синтаксических отношений меры обязательным является семантическое согласование качественно-количественных сем стержневого и зависимого компонентов, например: интервал в десять секунд, двухминутный интервал, небольшой интервал, два метра, десять часов, несколько тысяч рублей и т.п.

На уровне предложения синтаксические отношения меры проявляются в определении, сказуемом и обстоятельствах меры.

Синтаксические отношения степени являются субъективными и возникают между предметом и признаком в динамичном состоянии, между действием и признаком в динамичном состоянии, являются разновидностью атрибутивных (в широком смысле) и обстоятельственных синтаксических отношений, сравните: невыносимые разочарования, обморочный восторг, огромный кот, широченный мост, стремительно мчаться, невероятно разволноваться и т.п. Синтаксические отношения меры и степени выделены в работах Л.А. Беловольской.

Итак, синтаксические отношения в словосочетании зависят от 1) общих лексико-грамматических свойств сочетающихся частей речи и их категориальных значений, 2) от лексического значения сочетающихся слов, 3) от контекста, более широкого, чем словосочетание.

6.Форма словосочетания.В.П. Сухотин писал: «Под грамматической формой словосочетания мы понимаем совокупность специфических языковых показателей или грамматических средств (аффиксы, служебные слова, порядок слов), с помощью которых внешним путем выявляются отношения, устанавливаемые между самостоятельными словами словосочетания» (с. 157). Таким образом, понятие формы словосочетания исчерпывается способами выражения синтаксических отношений или «синтаксическими приемами» согласования, управления, примыкания, как наиболее типичными для русского языка.

И.П. Распопов указывал, что подчинительная связь на уровне словосочетания всегда носит «субординативный» характер. Субординация — связь прямая и односторонне направленная от подчиняющего к подчиняемому. Рассмотрим три основных способа связи слов в словосочетании.

Согласование — вид подчинительной связи, при котором формы рода, числа, падежа зависимого слова предопределяются соответственными формами стержневого слова. Согласование может быть полным (зеленая трава, грамотный человек, жаркое лето) и неполным (наша врач, на озере Байкал, на семи ветрах).

Синтаксическая связь в объединениях слов типа женщина-космонавт, злодейка-западня лишь условно можно назвать согласованием. Д.Н. Овсянико-Куликовский считал, что это «особый вид согласования, которому скорее приличествует название параллелизма», Е.В. Кротевич называет такую связь, при которой формы рода и числа зависимого слова скорее совпадают с соответственными формами главного слова, нежели обусловлены ими, корреляцией (Е.В.Кротевич. О связях слов. Львов, 1959, с.15).

Управление — вид подчинительной связи, при котором зависимое слово принимает форму того или иного падежа в зависимости от грамматической возможности главного слова и выражаемого им значения. Зависимая словоформа остается неизменной при изменении грамматической формы главного слова, в отличие от согласования, где изменяются обе словоформы одновременно. Управление может быть сильным и слабым.

При сильном управлении главное слово своими лексико-грамматическими свойствами предопределяет обязательное появление при нем управляемой падежной формы, то есть связь является необходимой. Сильное управление обнаруживается регулярно при переходных глаголах, может встречаться при существительных и прилагательных определенной лексической семантики, например: послать письмо, слушать радио, уйма времени, тьма дел, верен долгу, предан другу и т.п.

При слабом управлении распространение господствующего слова является факультативным.

Примыкание — вид подчинительной связи, при котором зависимое слово является неизменяемым, изолированным от системы падежей в силу своей частеречной принадлежности, зависимость от главного слова выражена семантически. Примыкать могут деепричастия, наречия и инфинитив.

7. При анализе словосочетания следует помнить, что словосочетание как синтаксическая единица существует в предложении и, характеризуя ее, нельзя не учитывать окружающего контекста, поскольку семантика словосочетания так же, как и слова, обусловлена не только внутренними семантическими отношениями между компонентами (для слова это есть словарное значение), но и внешними отношениями с другими словами в предложении, поэтому значение словосочетания должно специально уточняться.

Схема анализа является традиционной, взята из учебного пособия под ред.Е.И. Дибровой (с. 23-24). Не нарушая сути анализа, считаем целесообразным и более логичным несколько иной порядок анализа и уточнение некоторых характеристик.

1. Начальная форма (определяется по начальной форме стержневого компонента).

2. Структурный тип (простое, сложное, комбинированное).

3. Лексико-грамматический тип словосочетания, структурная схема (способ выражения главного и зависимого компонентов).

4. Тип по степени спаянности компонентов (свободное, несвободное; установить причину, по которой словосочетание является несвободным: информативная недостаточность стержневого компонента или структурная обусловленность).

5. Семантика словосочетания (определить синтаксические отношения между компонентами, используя метод вопросов; если вопрос невозможен, проанализировать набор основных сем в обоих компонентах и установить сему согласования; указать внутреннее и контекстное значение словосочетания).

6. Форма словосочетания (определить вид синтаксической связи, степень связи, способы выражения синтаксических отношений: форма компонентов в составе словосочетания, предлоги, порядок слов).

Контрольные вопросы

Список рекомендуемой литературы

1. Богачев Ю.П. Русский язык с основами языкознанаия. – М., 2006.

2. Диброва Е.И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч.Ч. 2 / Под ред. Дибровой Е.И. (3-е изд., стер.) – М., 2009.

3. Современный русский язык. – М., 2009.

4. Современный русский язык./Под ред. П.А. Леканта. – М., 2009.

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Тема: словосочетание. Типы словосочетаний. Виды подчинительной связи слов в словосочетании

Определите тип словосочетаний с точки зрения семантической спаянности компонентов

Русский язык 11 класс (факультативное занятие)

Тема: словосочетание. Типы словосочетаний. Виды подчинительной связи слов в словосочетании.

Цели: активизация познавательной деятельности учащихся по систематизации знаний учащихся по данной теме и применению имеющихся знаний на практике.

Задачи: повторить акцентологическую норму, уметь выделять словосочетания из предложений, закрепить умения определять вид подчинительной связи в словосочетании, уметь находить несвободные словосочетания и определять их синтаксическую роль в предложении, научиться выполнять тестовые задания разной степени сложности по изученной теме.

Тип урока: урок обобщения, повторения и систематизация ранее изученного о словосочетании.

2. Орфоэпическая минутка. ( Ученики читают по цепочке)

Ударение на 1-й слог: петля, верба, туфля, свёкла, торты, камбала, кухонный, форзац, средства, сливовый, тефтели, искра, минусовый, статуя, понял, мельком, гербовый, генезис, плесневеть, ржаветь, ирис, сведущий, черпать, втридорога.

Ударение на 2 –ой слог :гренки, щавель, коклюш, столяр, ворота, инсульт, феномен, бредовый, звонишь, строчная, крапива, ваятель, без умолку, манящий, озлобленный, ремень, кремень, намерение, подогнутый, откупорить, балованный, мизерный, красивее, ломота.

Ударение на 3-ий слог: украинский, каталог, жалюзи, простыня, валовой, приручённый, обеспечение, мастерски, договор, поняла, аноним, алкоголь, прозорливый, собрались, исповедание, углубить, апостроф, алфавит, некролог, ободрить.

— В каком разделе языкознания изучаются способы соединения слов в словосочетания и предложения? (Синтаксис)

-Сделайте вывод: что относится к основным синтаксическим единицам? (Словосочетание, простое предложение, сложное предложение)

4. Работа с теоретическим и практическим материалом (раздаточный материал для каждого ученика на партах)

Словосочетание— это единица синтаксиса, состоящая из двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом подчинительной связью и по смыслу: тёплый ветер, отправить письмо

Не являются словосочетанием:

1) Сочетание подлежащего и сказуемого: идёт дождь;

2) Однородные члены предложения: осенью и зимой;

3) Сложная форма будущего времени глагола: буду стараться;

4) Форма повелительного наклонения глагола: пусть говорят;

5) Составная форма сравнительной и превосходной степени имени прилагательного и наречия: самый красивый;

6) Сочетание одного и того же имени существительного в разных падежных формах без предлога и с предлогам: день за днём.

Упражнение № 1 Из приведенного предложения выпишите все возможные словосочетания, укажите на слова, которые не являются словосочетанием.

Засыпанные снегом тесёмки лесов и рощиц плавно плывут на горизонте.

Теоретический материал. Повторение материала по характеру выражения главного слова. (Именные, глагольные, наречные).

Типы словосочетаний по характеру выражения главного слова

Главное слово-имя существительное, имя прилагательное, имя числительное и местоимение (стук дождя, пять минут)

Главное слово-глагол и глагольные формы-причастие и деепричастие (строить дом, возвращаться домой)

Главное слово-наречие (далеко от дома)

Упражнение № 2. Определите тип словосочетаний по характеру выражения главного слова. Номер словосочетаний распределите в столбцах таблицы.

1) Встретившись в саду

2) Отправиться в поход

3) Каждый из нас

4) Абсолютно неинтересный

5) Владевший миром

7) Пришёл посмотреть

8) Желание увидеть

10) В первом ряду

11) Нуждающийся в помощи

12) Восхождение на вершину

13) Уходящий в лес

14) На песчаном берегу

15) Крайне опасно

16) Несколько часов

17) Простреленный пулей

18) Говорить вполголоса

20) Припрятанные снежком

21) Шедший за колонной

22) Из чернеющего ущелья

23) Подобен морю

24) Быстрее ветра

25) Сгоревший дотла

27) Неясно видны

28) Возможность переночевать

Проверка по ключу, комментирование ошибок

Теоретический материал. Повторение материала по свободным и несвободным словосочетаниям.

Типы словосочетаний по степени спаянности компонентов

В свободном словосочетании слова легко сочетаются друг с другом в потоке речи, каждое слово свободного словосочетания является самостоятельным членом предложения:

Несвободные словосочетания характеризуются неделимостью в составе конкретного предложения, выполняют роль одного члена предложения; значение словосочетания приравнивается к значению слова:

Он по-прежнему все общественные вопросы принимал близко к сердцу (=переживал)

Упражнение № 3. Определить тип словосочетаний с точки зрения семантической спаянности компонентов. Номер словосочетаний распределите в столбцах таблицы.

1) Принять решение

2) Некто неизвестный

3) Исторически конкретный

4) Наградить орденом

6) Висеть на волоске

7) Вернуться домой

8) Несколько страниц

9) Обидеть друзей

11) Забыть впопыхах

12) Размышления о жизни

13) Камень преткновения

14) Строить планы

15) Анютины глазки

16) Увлечься мысль.

17) Опаздывать на лекцию

18) В левой руке

19) Развесить уши

20) Возможность вернуться

Проверка по ключу, комментирование ошибок

Теоретический материал. Виды подчинительной связи слов в словосочетании

Вид связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное; связь выражается посредством окончания

Вид связи, при котором главное слово требует употребления зависимого в определённом падеже с предлогом или без него; при управлении зависимое слово не меняет своей формы с изменением главного слова.

Вид связи, при котором неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу

Упражнение № 4. В приведённых ниже словосочетаниях обозначьте главное слово и определите вид подчинительной связи.

Заведующий музеем(______), поможем разобраться (______), покрыта снегом(______), бесшумно скользить(______) , для счастья людей (______), облагородить комнату (______), в трёх верстах (______), чувство любви(______) , способность мечтать(______), невыразимый словами(______) , последние распоряжения(______), передают по радио(______) , говорить образно(______) , по детским голосам(______) , плавно качаться(______) в ясном небе(______) , пойти за ягодами (______).

Проверка по ключу, комментирование ошибок.

Заведующий музеем(упр), поможем разобраться (прим), покрыта снегом(упр), бесшумно скользить(прим) , для счастья людей (упр), облагородить комнату (упр), в трёх верстах (согл), чувство любви(упр) , способность мечтать(прим), невыразимый словами(упр) , последние распоряжения(согл), передают по радио(упр) , говорить образно(прим) , по детским голосам(согл) , плавно качаться(прим) , в ясном небе(согл) , пойти за ягодами (упр).

1. Укажите, в каких рядах представлены только словосочетания:

1) Пусть говорят, нестерпимо яркое, вытягиваются по небу;

2) Лёгкая мгла, полный поэзии, с силами животных;

3) Жизнь кипит, работать в университете, покрытый пухом;

4) Стеклянная дверь, завидев бугорок, покрытый пухом;

5) Подталкиваемый любопытством, их мнение, сражённые усталостью.

2. Укажите ряды, в которых есть несвободные словосочетания:

1) Прислонить к двери, каждый из сундуков, разбудить завтра;

2) Выходивший на улицу, сделанные с тщательностью, состояние готовности;

3) Бой часов, дать оценку, неожиданно встретив;

4) Народная музыка, аккуратно отглаженный, обломки барельефа.

5) Задеть за живое, ждать поклонения, стоявший на столе.

3. Соотнесите словосочетания с их характеристикой по опорному компоненту:

А. Любители музыки

Б. Неудавшаяся жизнь

В. Стремящийся к славе

Г. Вернувшись в город

Д. Самоутверждение молодёжи

Е. В полную меру

Ж. Необычайно высоко

З. Тысяча рабочих

4. Соотнесите словосочетания с видом подчинительной связи:

А. Таёжные травы

Б. Привязанный к дереву

Д. Диаметрально противоположный

Е. Вошёл в комнату

5. Соотнесите сочетания слов с их характеристикой:

А. Платье в горошек

Б. Заглянуть в вечность

Г. Способ исследования

Д. Отправиться спать

Ж. Давайте поговорим

1) Является словосочетанием

2) Не является словосочетанием

6. Соотнесите словосочетания с их характеристикой:

А. Приходить в волнение

Б. Рабочие предприятия

В. Незащищённость молодёжи

Г. Ставить на карту

Д. Узкий в плечах

Е. Двадцать пять человек

З. Участие в голосовании

1) Свободное словосочетание

2) Несвободное словосочетание

7. Укажите, сколько словосочетаний можно выделить в данном предложении:

Завтра обещают хороший, крепкий денёк без осадков.

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Типы словосочетаний по степени семантической слитности компоненто

: свободные (членимые, делимые) и несвободные (цельные, нечленимые, неделимые). Виды несвободных словосочетаний.

Свободные и несвободные словосочетания различаются по степени семантической слитности компонентов.

Н-р, Много песен над Волгой звенело.

В данном предложении цельным словосочетанием является много песен, так как выполняет в предложении функцию одного члена предложения — подлежащего, а сочетание иЯ.д. В.ол.гой звенело — свободным, так как каждое слово выступает как отдельный член предложения.

В несвободных словосочетаниях главное слово не имеет достаточной семантической полноты как член предложения. Цельные словосочетания, как и синтаксически свободные, обладают определенным грамматическим значением, их компоненты связаны определенным видом связи: согласованием, управлением, примыканием.

Основные типы цельных словосочетаний:

  1. Наиболее распространены количественно-именные словосочетания со значением или определенного количества (н-р, Два студента выполнили задание), или со значением неопределенного количества (н-р, Большинство студентов справились с заданием).
  2. Словосочетания со значением совместности, структурную схему которых можно представить следующим образом:

существительное/ местоимение/ их эквивалент + предлог С + существительное/местоимение/ их эквивалент

Н-р, Мы с подругой отдыхаем.

  1. Словосочетания со значением избирательности, структурная схема которых:

существительное/ местоимение/ их эквивалент + предлог ИЗ + существительное/местоимение/ их эквивалент

Н-р, Кто-то из великих сказал.

  1. Составные и сложные сказуемые

Н-р, Мы хотим учиться (составное глагольное сказуемое)

Он будет учителем (составное именное сказуемое) и т.д.

    📽️ Видео

    Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

    Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

    Словосочетание. Типы словосочетаний. Именные, глагольные, наречные словосочетанияСкачать

    Словосочетание. Типы словосочетаний. Именные, глагольные, наречные словосочетания

    Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

    Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

    Что такое словосочетаниеСкачать

    Что такое словосочетание

    Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

    Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

    ЗАДАНИЕ 4 В ОГЭ ПО РУССКОМУ / ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙСкачать

    ЗАДАНИЕ 4 В ОГЭ ПО РУССКОМУ / ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ

    Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать

    Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыкание

    Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

    Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

    Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать

    Словосочетание.  Разбор словосочетаний.  Виды словосочетаний

    Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать

    Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.

    Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

    Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

    Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. ВидеоурокСкачать

    Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок

    Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать

    Словосочетание | Русский язык TutorOnline

    Что такое словосочетаниеСкачать

    Что такое словосочетание

    Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать

    Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.

    Согласование, управление и примыкание/Как определить тип связи в словосочетанииСкачать

    Согласование, управление и примыкание/Как определить тип связи в словосочетании

    Типы словосочетанийСкачать

    Типы словосочетаний
    Поделиться или сохранить к себе: