Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Урок русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании»
Урок русского языка в 8 классе на тему «Словосочетание. С пособы связи слов в словосочетании»
1. Словосочетание – это два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически.
Надежный друг, построить школу, по-осеннему хмурый.
2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.
3. Зависимое слово связывается с главным по смыслу и грамматически.
4. Смысловая часть устанавливается по вопросу (от главного слова к зависимому).
5. Грамматическая связь выражается с помощью окончания и предлога.
По типу главного слова:
1). Именные ( письмо другу, верные мне, трое в масках, кто-то из вас).
2). Наречные (очень быстро ).
3). Глагольные ( пилить дрова).
Виды словосочетаний по способу связи :
1). Согласование (зависимое слово отвечает на вопросы «какой?» «чей?»).
2). Управление (зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей).
3). Примыкание (зависимое слово – неизменяемая часть речи).
1. Согласование — это такой вид связи, при котором зависимое слово выступает в тех же грамматических формах (род, число, падеж), что и главное:
существительное + прилагательное (пушистым снегом);
существительное + причастие (за исхоженными тропами);
существительное + порядковое числительное (пятый подъезд);
существительное +местоимение ( твоего платка).
2. Управление – это такой вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже:
сущ., прилаг., глаг., нареч.+ им. сущ или другие части речи, употребляемые в значении сущ.
Например: строительство дома, удобный для проживания, достать картинку, быстрее пули.
3 . Примыкание — это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Примыкают обычно неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, инфинитив):
глаг., сущ., прилаг., нареч. + наречие, инфинитив, деепричастие
Например: крепко спать,
Не являются словосочетаниями:
1). Основа предложения (мальчик уехал),
2). Однородные члены (быстрый и внимательный),
3). Предлоги со словами (в течение часа),
4). Составные формы (двадцать второй, будет писать, более сладкий)
5). Фразеологические обороты (сел в калошу)
Какие слова в предложении НЕ являются словосочетаниями?
По-дружески наша собачонка меня встречала с лаем у ворот.
1) Встречала меня.
!2) Собачонка встречала.
3) Встречала по-дружески.
4) Встречала с лаем.
В каком предложении выделенные слова НЕ являются словосочетаниями?
1) Мы встречались с тобой на закате.
2) Нас море примчало к земле одичалой .
!3) Последние дни осени пасмурны и холодны .
4) Летит, летит степная кобылица и мнёт ковыль .
Задание: распределите словосочетания по трем столбикам:
(1) Липовый чай, (2) пилить дрова, (3) идти быстро, (4) любящая тебя, (5) второй поющий, (6) готовый уйти, (7) мой милый, (8) спящий храпя, (9) идёт к окну, (10) чей-то дом, (11) желание спать, (12) шёл впереди, (13) этот человек, (14) летящая утка, (15) быстрее лани, (16) белый от пыли, (17) доволен одним, (18) валясь набок.
Задание № 1: определите способ связи слов в словосочетаниях:
(1) Ехать быстро; (2) красящий забор; (3) мощёная улица; (4) очень ветрено; (5) освобождение армией; (6) лестно говорить; (7) пятый в строю; (8) очень дружно; (9) помогал маме; (10) отвечать, не думая; (11) писать аккуратно; (12) папин портфель; (13) грустный мальчик; (14) кофе по-турецки; (15) дежурный класс; (16) пришёл мириться; (17) пятый кабинет; (18) счастливая улыбка; (19) видеть из окна; (20) понимаю тему; (21) сделать по-своему; (22) свой человек; (23) поливающий из лейки; (24) подошёл ко мне; (25) говорить насчёт погоды; (26) понятно объяснять; (27) очень красиво; (28) неубранная комната; (29) прийти вовремя; (30) наш приз.
(1) Ехать быстро — примыкание ; (2) красящий забор — управление ; (3) мощёная улица — согласование ; (4) очень ветрено — примыкание ; (5) освобождение армией — управление ; (6) лестно говорить — примыкание ; (7) пятый в строю — управление ; (8) очень дружно — примыкание ; (9) помогал маме — управление ; (10) отвечать, не думая — примыкание ; (11) писать аккуратно — примыкание ; (12) папин портфель — согласование ; (13) грустный мальчик — согласование ; (14) кофе по-турецки — примыкание ; (15) дежурный класс — согласование ; (16) пришёл мириться — примыкание ; (17) пятый кабинет — согласование ; (18) счастливая улыбка — согласование ; (19) видеть из окна — управление ; (20) понимаю тему — управление ; (21) сделать по-своему — примыкание ; (22) свой человек — согласование ; (23) поливающий из лейки — управление ; (24) подошёл ко мне — управление ; (25) говорить насчёт погоды — управление ; (26) понятно объяснять — примыкание ; (27) очень красиво — примыкание ; (28) неубранная комната — согласование ; (29) прийти вовремя — примыкание ; (30) наш приз — согласование .
Задание № 2: з амените данные словосочетания со способом связи примыкание синонимичными со способом связи управление:
(1) Жалостно посмотрел; (2) неуверенно сказал; (3) устало шагал; (4) осторожно слез.
(1) Жалостно посмотрел – посмотрел с жалостью;
(2) неуверенно сказал – сказал без уверенности;
(3) устало шагал – шагал с усталостью;
(4) осторожно слез – слез с осторожностью.
Задание № 3: з амените данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи примыкание:
(1) Говорил с тревогой; (2) ждал с напряжением; (3) охранял с заботой; (4) глядел со смущением.
(1) Говорил с тревогой – говорил тревожно;
(2) ждал с напряжением – ждал напряженно;
(3) охранял с заботой – охранял заботливо;
(4) глядел со смущением – глядел смущенно.
Задание № 4: з амените данные словосочетания со способом связи согласование синонимичными со способом связи управление:
(1) Бессонная ночь; (2) подземный переход; (3) алгебраическая задача; (4) школьный портфель.
(1) Бессонная ночь – ночь без сна;
(2) подземный переход – переход под землей;
(3) алгебраическая задача – задача по алгебре;
(4) школьный портфель – портфель для школы.
Задание № 1: определите способ связи слов в словосочетаниях:
(1) Ехать быстро; (2) красящий забор; (3) мощёная улица; (4) очень ветрено; (5) освобождение армией; (6) лестно говорить; (7) пятый в строю; (8) очень дружно; (9) помогал маме; (10) отвечать, не думая; (11) писать аккуратно; (12) папин портфель; (13) грустный мальчик; (14) кофе по-турецки; (15) дежурный класс; (16) пришёл мириться; (17) пятый кабинет; (18) счастливая улыбка; (19) видеть из окна; (20) понимаю тему; (21) сделать по-своему; (22) свой человек; (23) поливающий из лейки; (24) подошёл ко мне; (25) говорить насчёт погоды; (26) понятно объяснять; (27) очень красиво; (28) неубранная комната; (29) прийти вовремя; (30) наш приз.
Задание № 2: з амените данные словосочетания со способом связи примыкание синонимичными со способом связи управление:
(1) Жалостно посмотрел; (2) неуверенно сказал; (3) устало шагал; (4) осторожно слез.
Задание № 3: з амените данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи примыкание:
(1) Говорил с тревогой; (2) ждал с напряжением; (3) охранял с заботой; (4) глядел со смущением.
Задание № 4: з амените данные словосочетания со способом связи согласование синонимичными со способом связи управление:
(1) Бессонная ночь; (2) подземный переход; (3) алгебраическая задача; (4) школьный портфель.
Задание № 1: определите способ связи слов в словосочетаниях:
(1) Ехать быстро; (2) красящий забор; (3) мощёная улица; (4) очень ветрено; (5) освобождение армией; (6) лестно говорить; (7) пятый в строю; (8) очень дружно; (9) помогал маме; (10) отвечать, не думая; (11) писать аккуратно; (12) папин портфель; (13) грустный мальчик; (14) кофе по-турецки; (15) дежурный класс; (16) пришёл мириться; (17) пятый кабинет; (18) счастливая улыбка; (19) видеть из окна; (20) понимаю тему; (21) сделать по-своему; (22) свой человек; (23) поливающий из лейки; (24) подошёл ко мне; (25) говорить насчёт погоды; (26) понятно объяснять; (27) очень красиво; (28) неубранная комната; (29) прийти вовремя; (30) наш приз.
Задание № 2: з амените данные словосочетания со способом связи примыкание синонимичными со способом связи управление:
(1) Жалостно посмотрел; (2) неуверенно сказал; (3) устало шагал; (4) осторожно слез.
Задание № 3: з амените данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи примыкание:
(1) Говорил с тревогой; (2) ждал с напряжением; (3) охранял с заботой; (4) глядел со смущением.
Задание № 4: з амените данные словосочетания со способом связи согласование синонимичными со способом связи управление:
(1) Бессонная ночь; (2) подземный переход; (3) алгебраическая задача; (4) школьный портфель.
Задание № 1: определите способ связи слов в словосочетаниях:
(1) Ехать быстро; (2) красящий забор; (3) мощёная улица; (4) очень ветрено; (5) освобождение армией; (6) лестно говорить; (7) пятый в строю; (8) очень дружно; (9) помогал маме; (10) отвечать, не думая; (11) писать аккуратно; (12) папин портфель; (13) грустный мальчик; (14) кофе по-турецки; (15) дежурный класс; (16) пришёл мириться; (17) пятый кабинет; (18) счастливая улыбка; (19) видеть из окна; (20) понимаю тему; (21) сделать по-своему; (22) свой человек; (23) поливающий из лейки; (24) подошёл ко мне; (25) говорить насчёт погоды; (26) понятно объяс нять; (27) очень красиво; (28) неубранная комната; (29) прийти вовремя; (30) наш приз.
Задание № 2: з амените данные словосочетания со способом связи примыкание синонимичными со способом связи управление:
(1) Жалостно посмотрел; (2) неуверенно сказал; (3) устало шагал; (4) осторожно слез.
Задание № 3: з амените данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи примыкание:
(1) Говорил с тревогой; (2) ждал с напряжением; (3) охранял с заботой; (4) глядел со смущением.
Задание № 4: з амените данные словосочетания со способом связи согласование синонимичными со способом связи управление:
(1) Бессонная ночь; (2) подземный переход; (3) алгебраическая задача; (4) школьный портфель.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Определите способ связи слов в словосочетании глядя на конус
Расставь знаки препинания и вставь пропущзенные орфограммы.
В этот солнеч()ный день глядя на к. сой конус оз. ре(н,нн)ой пыли пр. ходивший через угол письме(н,нн)го стола он с ясностью представил себе те фотографии которые сперва ему показывал Алферов и которые он потом ра(с,сс)матривал один.
1.Сколько предложений в этом сложном предложении.
2.Определи тип этого сложного предложения
3.Выпиши основу 2 предложения, входящего в состав сложного.
4.Какая часть сложного предложения осложнена обособленным обстоятельством и обособленным определением?
5.Выпиши из предложения словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
6.Определи способ связи в словосочетании ГЛЯДЯ НА КОНУС.
7.Выпиши из предложения все местоимения и определи их разряд.
8.Определи способ образования слов НАЕДИНЕ, СПЕРВА.
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Словосочетание. Средства грамматической связи слов в словосочетании
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- Словосочетание как единица синтаксиса.
- Средства связи слов в словосочетании.
- Разбор словосочетания.
Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.
Подчинительная связь – связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой – зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.
Согласование – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное.
Управление – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже.
Примыкание – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу.
1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1//Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016. – С. 61 – 65, 65 – 66.
1. Бунеев Р. Н., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1/Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – С. 148.
2. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1/ Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. — С. 121.
3. Постникова И. И., Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов./ Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: «Просвещение», 2007. – С. 232 – 248.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.
Подчинительная связь связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой – зависимым; от главного слова к зависимому задаётся вопрос.
Наслаждаться (чем?) – тишиной.
Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в названии предметов (номинативная функция), но словосочетание делает это более детально. Сравните: «стол – деревянный стол, ученический стол, кухонный стол».
От слова словосочетание отличается тем, что состоит из двух и более самостоятельных слов. Значение словосочетаний складывается из значений слов, которые входят в его состав.
От предложения словосочетание отличается тем, что не является самостоятельной единицей общения: мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями. Словосочетания являются для предложений «строительным материалом». Кроме того, предложение может состоять из одного слова (Подморозило.), а словосочетание нет.
Как из слов «восхищаться, картина, сидеть, урок» построить словосочетания? Для этого надо связать слова по смыслу и грамматически. Грамматическим средством связи является окончание или окончание и предлог.
Восхищаться (чем?) картиной.
Сидеть (где?) на уроке.
Наречия с главным словом соединяются только по смыслу, так как наречие – неизменяемая часть речи. Бежать (как?) быстро.
Словосочетания образуют только связанные между собой самостоятельные слова.
Рассмотрим предложение. «Первый луч солнца выглянул из-за тучи». В этом предложении выделяются следующие словосочетания: луч (какой?) первый, луч (чего?) солнца, выглянул (откуда?) из-за туч. Грамматическая основа луч выглянул не является словосочетанием. Также не является словосочетанием имя и фамилия (Иванов Саша учится в пятом классе)
Чтобы вычленить словосочетания из предложения надо:
- выделить грамматическую основу;
- выделить словосочетания, имеющие отношение к подлежащему;
- выделить словосочетания, имеющие отношение к сказуемому;
- выделить словосочетания группы второстепенных членов.
Модель словосочетания показывает, какое слово является главным, какое – зависимым и какими частями речи они выражены.
Любимый урок – прил. + сущ.
Помощь брату – сущ. + сущ.
Поехать на автобусе – гл. + сущ.
Со строением словосочетаний связано грамматическое значение. Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. В словосочетаниях могут выражаться следующие основные значения:
- определительные: предмет и его признак – «солнечный день, тетрадь в клетку, яйца всмятку»;
- объектные: действие и предмет, на который оно направлено – «стремиться к знаниям, защищать Родину; действие и орудие действия – стучать молотком»;
- обстоятельственные: действие и место, время, причина совершения действия – «уехать из города, вернуться поздно, отсутствовать по болезни, одеться модно».
Словосочетания могут иметь различную модель, но выражать одинаковые значения, т.е. быть синонимичными. Например, деревянный стол (прил.+ сущ) – стол из дерева (сущ.+ сущ.), мамина книга (прил.+ сущ) – книга мамы (сущ.+ сущ), идти радостно (гл.+ наречие) – идти с радостью (гл. + сущ.). Вместе с моделью словосочетания меняется и тип подчинительной связи: согласование – управление, примыкание – управление.
По тому, какой частью речи выражено главное слово, принято выделять именные, глагольные и наречные словосочетания. Рассмотрим несколько словосочетаний. Пятый класс – главное слово выражено именем существительным, следовательно, это именное словосочетание; высокий дом – именное; бежать быстро – главное слово выражено глаголом, следовательно, это глагольное словосочетание; читать книгу – глагольное; очень холодно – главное слово выражено наречием, следовательно, это наречное словосочетание; необычайно интересно – наречное.
Чтобы выполнить разбор словосочетания, надо
- назвать главное и зависимое слово, поставить вопрос;
- определить, какими частями речи выражены главное и зависимое слово;
- назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог);
- определить модель словосочетания;
- определить тип связи.
Теоретический материал для углублённого изучения
Виды связи слов в словосочетаниях
Согласование – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. Например, «в новом доме» (главное и зависимое слово стоят в м.р., ед.ч., П.п.); «деревянного стола» (главное и зависимое слово стоят в м.р., ед.ч., Р.п.).
Управление – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже. Например, «видеть (что?) дом» (В.п.); «сидеть (на чём?) на траве (П.п.)».
Примыкание – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу. Например, «бегать быстро», «учиться отлично».
При определении вида связи в словосочетании удобно пользоваться таблицей, в которой отражены вопросы от главного слова к зависимому и модель словосочетания.
Формы связи зависимого слова от главного
Зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное
Зависимое слово ставится при главном в определённом падеже
Зависимое слово связано с главным только по смыслу
📸 Видео
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать
Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ || ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХСкачать
Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 классСкачать
Русский язык 8 класс (Урок№10 - Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор.)Скачать
Математика это не ИсламСкачать
Русский язык, 9-й класс, Способы связи слов в словосочетании. СогласованиеСкачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ // ЗАДАНИЕ 4 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУСкачать
способы связи предложенийСкачать
05. Русский язык 8 класс - Словосочетание Его строение и грамматическое значение.Скачать
Словосочетание. 8 классСкачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Русский язык | Средства связи предложений в тексте. Часть 1Скачать
Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.Скачать
Словосочетание. Управление.Скачать