- Практическая работа «Определение научной проблемы исследования»
- Как определить объект и предмет исследования
- Объект исследования
- Предмет исследования
- Разница между объектом и предметом исследования
- Как определить объект и предмет исследования
- Примеры объекта и предмета исследования
- Видео том, как определить объект и предмет исследования
- Вывод
- Самостоятельная работа обучающихся как предмет исследования Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»
- Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С. В. Филипьева
- Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа обучающихся как предмет исследования»
- 💥 Видео
Видео:Урок 14. Определяем объект и предметСкачать
Практическая работа «Определение научной проблемы исследования»
Практическая работа: «Определение научной проблемы: определение объекта и предмета исследования».
Цель работы: практическим способом определить проблему темы своего проекта. Определить объект и предмет своей работы.
Порядок научного исследования предполагает чёткое определение компонентов научного аппарата: проблема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
Запускным механизмов выполнения исследовательской работы является проблема.
Проблема исследования – это противоречивая ситуация, требующая разрешения.
Проблема часто отождествляется с вопросом, представляющим для исследователя интерес. Однако она не выдвигается произвольно, а является результатом изучения практики и научной литературы, выявления противоречий.
Проблема возникает тогда, когда прежнего знания становится недостаточно, а новое еще не приняло развитой формы. Поэтому, ставя проблему, нужно ответить на вопрос: «Что нужно изучить из того, что ранее не было изучено?».
Проблема является основой всей работы. Правильная постановка проблемы — залог успеха. Следовательно, нужно четко, ясно, корректно сформулировать проблему. Чтобы верно обнаружить проблему, необходимо понять, что уже разработано в выбранной теме, что слабо разработано, а чего вообще никто не касался, а это возможно лишь на основе изучения имеющейся литературы. Если удается определить, какие теоретические положения и практические рекомендации уже наработаны в интересующей области знания и смежных науках, то удастся определить и проблему исследования.
Проблема должна соответствовать критериям:
• Объективность — возникновение проблемы должно быть продиктовано объективными факторами.
• Значимость — проблема должна иметь теоретическое или прикладное значение для науки.
«Проблема взаимосвязи проявлений эмоциональной сферы личности с уровнем развития креативности остается одной из сложных, неоднозначно решенных, противоречивых проблем в современной психологической науке».
«Проблема восприятия субъектом пространственного мира может ставиться в различных аспектах с опорой на разные исходные принципы.
Необходимо оговорить эти различия с тем, чтобы прояснить постановку проблемы, принятую в нашей работе.
Проблема описания единиц и способов регуляции пространственного восприятия. ».
«Проблема объяснения оптических иллюзий при визуальной оценке и сравнении расстояний между краями предметов».
Заключенное в проблеме противоречие отражает ТЕМА, ее формулировка одновременно уточняет проблему. Тема должна представлять собой лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области. Другими словами, тема — это содержание работы, заключенное в одной фразе. Например:
• «Игровая технология в коррекции неуспеваемости младших школьников»;
• «Семья в системе социального воспитания»;
• «Совершенствование физического развития детей средствами бальных танцев».
Формулировка темы не должна быть слишком широкой. Точно сформулированная тема очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел.
Формулировку темы работы определяет предмет исследования (их формулировки практически совпадают).
Уровень индивидуальной исследовательской работы и проекта определяется новизной и актуальностью проблемы, которую студент ставит перед своим исследованием. Исследование может проводиться как одним обучающимся школы, так и группой школьников (групповая ученическая исследовательская работа или проект).
Проблема учебно-исследовательской деятельности — это задача, решение которой приведет к получению нового знания об объекте исследования.
Проблемой научно-исследовательской работы (проекта) считается вопрос или совокупность вопросов, ответов на которые пока нет, и которые требуют своего разрешения в завершении работы. Проблема исследования определяет ход исследовательской работы (проекта).
Проблема исследовательского проекта (работы) отличается от вопроса тем, что ответ на нее нельзя получить с помощью простого анализа имеющейся информации. Простейшим способом выявления проблемы является сопоставление новых фактов с уже имеющимися теоретическими представлениями по изучаемой теме и выявление их несоответствия друг другу.
Сущность проблемы – это противоречие, возникающее при анализе и восприятии уже имеющихся фактов и результатов, полученных на практике.
Формулировка проблемы исследовательского проекта должна отражать следующие вопросы:
что будет, если сделать как надо.
Формулирование проблемы исследовательской работы
К формулированию проблемы исследовательской работы (проекта) выдвигаются требования:
1. Поставленная проблема должна быть посильной для исследования школьником и развивать у него начальные умения исследователя в ходе проведения проектной деятельности.
2. Проблема должна быть существующей, той, которая есть уже сейчас и которую можно решит в ходе проведенного исследования.
3. Проблема исследовательской работы и проекта должна демонстрировать признаки, отличающие настоящее исследование от работ по аналогичной теме:
новые факты, установленные автором в процессе наблюдения, экспериментов, анкетирования и т.д.;
предположение новой идеи и аргументация ее вероятности;
обоснование своей идеи со ссылкой на авторитетные источники;
в основу самой работы учащегося должен быть взят эксперимент или наблюдение, выраженные точными расчетами и т.д.;
подробное описание приобретенных обучающимся знаний.
4. Проблема должна отражать несоответствие практической деятельности идеальной ситуации, описанной в теории.
Что такое постановка проблемы исследовательской работы (проекта)?
Постановка проблемы исследовательской работы или проекта — это не что иное, как ее формулировка в виде задачи. Постановкой проблемы считается описание условий и обстоятельств состояния той сферы или области, о которой идет речь, в том направлении, в котором поднимается проблема исследования.
Во время постановки проблемы необходимо определить суть проблемы, какие цели он хочет достигнуть при ее решении, разработать свой индивидуальный план действий или разработать его совместно, если это групповая исследовательская работа.
Постановка проблемы исследовательской работы или проекта строится на изучении научной литературы и результатов практической деятельности, отражающих противоречие между теоретическими сведениями и фактами, выявленными в ходе экспериментальной части исследовательской деятельности.
Ошибки при постановке проблемы:
подмена проблемы вопросом;
подмена формулировки проблемы на область существования проблемы.
В случае отсутствия теоретической базы по выдвинутой проблеме или ее малоизученности проводится систематизация накопленного ранее опыта, и на основе уже имеющихся данных выделяется проблема и формулируется тема исследования.
Также рекомендуется изучить те данные, которые были накоплены в смежных дисциплинах (предметах) и близки теме проектной работы.
Определить проблему темы своего проекта.
Разработать план работы над проблемой.
Индивидуальные занятия по определению объекта и предмета исследования.
Критерии и нормы оценки:
• оценка «5» – студент демонстрирует глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором он свободно и уверенно ориентируется; умение практически применять теоретические знания, высказывать и обосновывать свои суждения, грамотно и логично излагает ответ; приводит примеры из собственной практики;
• оценка «4» – студент достаточно полно освоил учебный материал, владеет научно-понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет теоретические знания на практике, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.
• оценка «3» – студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности; применяя теоретические знания при ответе на практико-ориентированные вопросы; не умеет доказательно обосновать собственные суждения;
• оценка «2» – студент имеет разрозненные, бессистемные знания, допускает ошибки в определении базовых понятий, искажает их смысл; не может практически применять теоретические знания.
глубокие познания в освоенном материале
материал освоен полностью без существенных ошибок
материал освоен не полностью, имеются значительные пробелы в знаниях
материал не освоен, знания ниже базового уровня
Видео:Как определить объект и предмет исследования и составить план курсовой работыСкачать
Как определить объект и предмет исследования
Видео:Объект и предмет исследования в курсовой и дипломе. Как написать правильноСкачать
Объект исследования
Объект исследования — это процесс или явление, которое берется исследователем для изучения. Также может пониматься, как часть научного познания, которую исследователь постигает.
Объект исследования может быть материальным и нематериальным или же реальным и допустимым. Это всегда нечто общее, сфера, в которую погружается исследователь.
Реальными объектами считаются вещи, явления, процессы и отношения, которые включены в человеческую деятельность или культуру.
Допустимые (или потенциальные) объекты — это те вещи или события, у которых нет конкретизированных понятий.
Объект для работы по истории: Эпоха Ивана Грозного
Объект для работы по психологии: Проективные методики
Объект для работы по политологии: Политические режимы
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Предмет исследования
Предмет исследования — это свойство объекта или аспект проблемы, через исследование которого познается сущность целостного объекта, выделяются признаки.
Как правило, предмет исследования должен соответствовать определению темы или быть приближенным к нему. Предмет всегда отвечает на вопрос “что изучается?”
Предмет для работы по истории: Становление опричнины при Иване Грозном
Предмет для работы по психологии: МАК как метод проективной методики в работе со взрослыми
Предмет для работы по политологии: Особенности проведения выборов в условиях гибридного режима на примере Венесуэлы
Видео:8. Объект и предмет: общее и частноеСкачать
Разница между объектом и предметом исследования
Объект и предмет исследования с точки зрения науки соотносятся как общее и частное. Они зависят как от дисциплины, так и от замысла исследователя.
Важно! Объект первичен, предмет вторичен.
Предмет может дословно повторять тему работы, а объект исследования может быть сформулирован в двух словах, поскольку является более обширным понятием.
Видео:1.2. Объект и предмет исследованияСкачать
Как определить объект и предмет исследования
Шаг 1. Выбрать общую сферу научного интереса. Например, в лингвистике это может быть — морфология.
Шаг 2. Выделить аспект, который и будет изучаться, например, образование отглагольных существительных.
Важно! Не забывайте, что предмет исследования должен обладать актуальностью и представлять интерес для научного сообщества.
предмет — образование отглагольных существительных,
тема — «Образование отглагольных существительных в художественной литературе Великобритании начала 20-го века на примере произведения Дж.Р.Р. Толкиена «Властелин колец»».
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Примеры объекта и предмета исследования
Пример 1. Дисциплина «Экономическая теория». Объект — экономическая жизнь общества. Предмет — внешнеэкономическая политика России и ее основные элементы.
Пример 2. Дисциплина «Философия». Объект — весь материальный и духовный мир, включая самого человека. Предмет — проблемы души в древнегреческой философии.
Пример 3. Дисциплина «Социология». Объект — функционирование общества. Предмет — социальная дифференциация населения.
Пример 4. Дисциплина «История». Объект — закономерности развития общества. Предмет — наследие Ивана Грозного и последствия его правления.
Пример 5. Дисциплина «Биология». Объект — живая материя на всех уровнях ее организации. Предмет — виды хищных птиц на территории Московской области.
Пример 6. Дисциплина «Психология». Объект — личностные и социально-психологические особенности подростков. Предмет — взаимосвязь самооценки, тревожности и социального статуса подростка в группе.
Пример 7. Дисциплина «Маркетинг и PR». Объект — экскурсия как туристический продукт. Предмет — PR-сопровождение экскурсии в туристической сфере.
Пример 8. Дисциплина «Бухучет». Объект — компания «Рога и копыта». Предмет — бюджет за 2019 год.
Пример 9. Дисциплина «Офтальмология». Объект — миопия средней и высокой степени. Предмет — методы диагностики миопии у детей на ранней стадии.
Пример 10. Дисциплина «Психолингвистика». Объект — взаимоотношения языка и мышления. Предмет — особенности развития мышления у детей-билингвов.
Видео:Объект и предмет дипломной работыСкачать
Видео том, как определить объект и предмет исследования
Видео:16. Что такое объект и предмет научного исследования?Скачать
Вывод
Объект — это всегда более общее понятие, а предмет — более конкретное внутри объекта.
Без четкого понимания объекта и предмета исследования невозможно написание научной работы. С их помощью выделяют суть исследуемой проблемы, определяют цели и задачи исследования, методы.
Объект и предмет исследования — это фундамент, на котором строится дальнейшая работа. Определив эти две составляющие, исследователь в процесс выполнения научной работы должен постоянно руководствоваться ими, чтобы не сбиться с ранее намеченного курса.
Видео:Искусство написания научно-исследовательской работы.Скачать
Самостоятельная работа обучающихся как предмет исследования Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»
Видео:Математика это не ИсламСкачать
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С. В. Филипьева
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа обучающихся как предмет исследования»
что необходимы целенаправленное, комплексное, скоординированное воздействие на эту деятельность всех педагогов, а также погруженность их в исследование проблемы, чтобы реально можно было накопить и затем распространять педагогический опыт работы образовательного учреждения над ее решением. Только такая творческая, организованная совместная деятельность,
осуществляемая в поисково-творческом, исследовательском режиме, будет способствовать тому, чтобы образовательное учреждение не только функционировало, но и развивалось.
1. Конаржевский Ю. А. иск», 2000. — 224 с.
М.: Центр «Педагогический по-
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
С. В. Филипьева, канд. пед. наук, директор ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 1», г. Кемерово
Самостоятельная работа обучающегося — это вид деятельности, выступающий как специфическая форма учебного и научного познания, внутренним содержанием которого является самостоятельное построение обучающимся способа достижения поставленной цели. Содержание самостоятельной работы (СР) обучающихся имеет двуединый характер. С одной стороны, это совокупность учебных и практических заданий, которые должен выполнить обучающийся в процессе обучения, объект его деятельности. С другой стороны, это способ деятельности обучающегося по выполнению соответствующего учебного теоретического или практического задания. Свое внешнее выражение содержание самостоятельной работы обучающихся находит во всех организационных формах учебной и внеаудиторной деятельности, в ходе самостоятельного выполнения различных заданий. СР служит основанием для определения обучающимся, во-первых, собственных действий в соответствии с осознанной целью, а во-вторых, позволяет преподавателю вовремя обнаружить препятствие, которое ему трудно или даже невозможно преодолеть самостоятельно, и внести коррективы в задание. Среди педагогических исследований работы по выявлению основных аспектов высокоэффективной самостоятельной работы уже давно занимают одно из важных мест. Однако от этого актуальность исследований по данной теме с годами не снижается: меняются условия, меняются требования, меняются люди.
Для определения основных механизмов повышения результативности самостоятельной работы в лицее в рамках экспериментальной площадки были начаты работы в данном направлении. Своевременность данного решения была подтверждена внедрением новых ФГОС НПО, в соответствии с которыми особо важной формой
организации обучения стали внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся. Это и понятно, так как третья часть учебной нагрузки приходится именно на самостоятельную работу. В этом случае СР обучающихся представляет собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводится по заданию педагога, который инструктирует обучающихся и устанавливает срок выполнения задания.
Однако это не снижает значимость педагогического руководства внеаудиторной самостоятельной работой, заключающегося в правильном определении объема и содержания заданий. Обучающимся необходимо знать, как следует выполнять эти задания, какими приемами и методами пользоваться, какова методика самостоятельной работы.
Наш коллектив исследователей исходил из того, что активная СР обучающихся возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Как бы преподаватели ни побуждали обучающихся к самообразованию, результата не будет, если обучающиеся не видят необходимости в ней. Основным мотивом в обучении является желание стать квалифицированным рабочим, для чего необходимо углублять знания по профессии; проявлять интерес к учебному и профессиональному поиску; стремится к интеллектуальному росту и расширению кругозора. Базой для определения содержания СР обучающихся служит методическое обеспечение образовательного процесса, включающее в себя учебную и справочную литературу, методические пособия, лабораторные практикумы, банк задач, моделирующие, тренажерные и контролирующие программы.
Мы определили, что функциональное предназначение СР обучающихся в процессе теоретических и практических занятий по овладе-
нию специальными знаниями заключается в самостоятельном прочтении, просмотре, прослушивании, наблюдении, конспектировании, осмыслении, запоминании и воспроизведении определенной информации. Постановку цели и планирование самостоятельной работы определяет преподаватель. Постепенно от внешнего контроля обучающийся переходит к самоконтролю, самообучению, накапливая опыт самообразовательной деятельности. Чтобы СР стала основным звеном в получении профессии, необходимо подвести методическую основу и экспериментально проверить различные ее активные формы. В различных формах процесса обучения самостоятельность обучающихся проявляется по-разному: от простого воспроизведения, выполнения задания по заданной схеме или образцу до самостоятельной творческой деятельности.
Так, в ходе реализуемого в лицее образовательного процесса самостоятельная аудиторная работа обучающихся проявляется в процессе теоретических занятий (лекций), семинаров и практических занятий по овладению специальными знаниями, умениями, заключается в самостоятельном прочтении, просмотре, прослушивании, наблюдении, конспектировании, осмыслении, запоминании и воспроизведении определенной информации. Самостоятельная работа осуществляется и во внеаудиторное время, когда обучающиеся повторяют учебный материал и углубляют свои теоретические знания с помощью специальной литературы или компьютерных обучающих устройств, готовятся к практическим, лабораторным работам, зачетам, рефератам, экзаменам. Особая роль при внедрении ФГОС нового поколения отводится внеаудиторной самостоятельной работе.
В целях структурирования системы самостоятельной работы через формирование компетенций была разработана модель самостоятельной работы (рис.1).
Для организации любого вида самостоятельной работы обучающегося педагогу необходимо организовать следующие этапы:
провести диагностику готовности обучающихся к самостоятельной работе;
спланировать аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу;
реализовать план выполнения самостоятельной работы;
корректировать ход выполнения работы на основе результатов самоконтроля программы выполнения работы, устранять ошибки и их причины;
осуществлять контроль за ходом самостоятельной работы;
проводить анализ полученных результатов.
Д иа г г и Р ф ал
Рис.1. Модель самостоятельной работы
Восприятие нового учебного материала будет наиболее полным и сознательным в том случае, если обучающийся в нем заинтересован. Наличие интереса при усвоении нового придает знаниям основательность, прочность, сознательность. Нами было отмечено, что важно, чтобы СР проводилась под руководством педагога и оценивалась работа как педагогом, так и обучающимся, а также чтобы были выработаны в ОУ единые подходы к организации самостоятельной работы. Для того чтобы спланировать преподавание любой дисциплины и в частности организацию СР, предлагаем разложить дисциплину по составляющим (табл.1). В таблице представлены: формы контроля, по которым необходимо разработать КОС;
виды самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы с учетом временных затрат на каждую работу;
этапы формирования и отслеживания необходимых компетенций.
Педагогическое руководство самостоятельной работой заключается в том, чтобы правильно определить объем и содержание задания.
Тема/урок Всего час Аудиторная учебная Контрольные работы Лабораторные занятия Практические занятия Самост. раб. Диктант Реферат Анкетир Диф. зач. Самостоят. раб. учебн. Компетенции ОК 1 ОК 4 ОК 6 ОК 7 ПК 2.5
5-6 Пр1 30мин Ок4,ок6
7-8 Пр2 30мин Ок4 ок6
9-10 Изучение парагр -1час Ок4 ок6
11-12 Лр1 30мин Ок4, ок6
15-16 Пр3 30мин Ок4 ок6
17-18 Пр4 30мин Ок4 ок6
19-20 Пр5 30мин Ок4 ок6
21-22 К1 2 Ок4, ок6, ПК 2.5.
23-24 Пр6 30мин Ок4 ок6
25-26 Р1 6 Ок4, ок6
27-28 Пр7 30мин Ок4
29-30 Пр8 30мин Ок4
33-34 Пр10 Ок4, ок6
37-38 К2 2 Ок4, ок6, ПК 2.5.
41-42 Пр13 А2 Ок1, ок7
43-44 дз 6 ОК 1 ОК 4 ОК 6 ОК 7 ПК 2.5
Обучающимся необходимо знать, как следует выполнять эти задания, какими приемами и методами пользоваться, какова методика самостоятельной работы. Можно провести инструктаж, ориентирующий обучающихся на самостоятельную работу по конкретному материалу. При проведении такого инструктажа, внимание обращается прежде всего на объем работы, который следует выполнить. на повторение ранее изученного, на методы работы, которые целесообразно использовать, на организацию самоконтроля.
Предлагаем также в таблице 2 расписать отдельно самостоятельные внеаудиторные работы с указанием нормы времени.
Руководство самостоятельными занятиями преподаватель осуществляет при проверке выполненной работы. Такая проверка может проводиться в ходе опроса, самостоятельной работы на уроке, в виде беглого просмотра выполненных письменных работ, при решении практических задач и т. д.
Распределение самостоятельных работ по МДК
Самостоятельная работа внеаудит по ОП, МДК
Урок Виды работ Норма времени Код компетен Всего часов Контроль
Подготовка к практическим работам 30 мин/13 5 час Практическая работа
Самостоятельное изучение параграф 1 час ОК4 1 час Устный опрос
Подготовка к контрольной работе 2час/2 ОК4, ОК6, ПК 2.5 4час Контрольная работа
Написание реферата 6 час ОК4, ОК6 6 час Презентация
Подготовка к диф. зачету 6 час ОК 1 ОК 4 ОК 6 ОК 7 ПК 2.5 6час Дифференцированный зачет
Самостоятельная работа обучающихся под непосредственным руководством преподавателя занимает большое место в различных формах организации учебного процесса: на уроках, лабораторных и практических занятиях, в курсовом проектировании.
Таким образом, самостоятельная работа активизирует познавательную деятельность обучающихся, формирует у них активность в учеб-
ном процессе, интенсифицирует и индивидуализирует учебный труд.
Использование самостоятельной работы позволяет сделать процесс обучения более интересным, стимулировать поисковую деятельность, формировать устойчивую положительную мотивацию учения, способствовать формированию общих и профессиональных компетенций.
МОНИТОРИНГ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА
И. П. Попов, канд. пед. наук, доцент, директор ГОУ СПО «Кемеровский горнотехнический техникум» М. Л. Ельденев, заместитель директора по учебной работе
В процессе реализации мероприятий по проекту «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области добычи полезных ископаемых на базе отраслевого межрегионального ресурсного центра» (в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.) сотрудниками межрегионального ресурсного центра, созданного на ба-
зе Кемеровского горнотехнического техникума, был проведен мониторинг значимых для горной отрасли современных образовательных технологий.
Целью мониторинга являлось создание оснований для обобщения и анализа получаемой информации о рынке значимых для отрасли современных образовательных технологий.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Систематическое и всестороннее изучение: • значимых для отрасли в группе регионов требований профессиональных стандартов и квалификационных характеристик, требований ФГОС;
💥 Видео
О всех элементах введения коротко (актуальность, объект, предмет, цель, задачи, методы и т.д.)Скачать
Построение таблиц истинностиСкачать
Объект, предмет и функции педагогикиСкачать
ЧТО НАДО ГОВОРИТЬ ЕСЛИ НЕ СДЕЛАЛ ДОМАШКУ!Скачать
Лексикология немецкого языка. Лекция 1. Задачи и предмет исследованияСкачать
Построение таблиц истинностиСкачать
Аппарат исследованияСкачать
Понятие и значение экономического анализа. Предмет, содержание и задачи экономического анализаСкачать