- ЛЕКЦИЯ 1. Методика и практика анализа словосочетания в вузе и в школе
- Методические особенности изучения словосочетания как единицы синтаксиса статья по русскому языку (9 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Презентация на тему «Анализ изучения темы «Словосочетание» в учебниках русского языка УМК «Школа России»»
- Описание презентации по отдельным слайдам:
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Скоростное чтение
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Общая информация
- Похожие материалы
- Презентация на тему «Анализ учебников и тетрадей курса обучения грамоте УМК «Школа России»»
- Окружающий мир, классный час
- Конспект классного часа «Наш город — Санкт-Петербург»(4 класс)
- Семейный проект «Готовим вместе с мамой»
- Презентация по обучению грамоте на тему «Согласная буква С» (1 класс)
- Презентация по обучению грамоте на тему «Согласная буква Р» (1 класс)
- Презентация по обучению грамоте на тему «Согласная буква Н» (1 класс)
- Презентация по обучению грамоте на тему «Согласная буква Л» (1 класс)
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Чёрная пятница
- 🎦 Видео
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
ЛЕКЦИЯ 1. Методика и практика анализа словосочетания в вузе и в школе
Название | Методика и практика анализа словосочетания в вузе и в школе |
Дата | 06.06.2020 |
Размер | 28.91 Kb. |
Формат файла | |
Имя файла | ЛЕКЦИЯ 1.docx |
Тип | Литература #128422 |
Подборка по базе: смирнова сообщение практика 1.docx, Особенности анализа раздела «Письменная речь» в демоверсии КИМ Е, Мартинес.С.А практика экология 1.pdf, Курсовая Изучение словосочетания.doc, Үлгі Практика.docx, Теория вероятностей и математическая статистика. Практика.docx, философия практика.docx, Фольклорная практика.doc, Критериалды бағалау пәні бойынша практикалық тапсырма (2).docx, ПБС практика 7семестр.docx НА 1.06.20 ОЗО лекция РЯЛZS-221 + РЯЛZS-222 МЕТОДИКА И ПРАКТИКА АНАЛИЗА ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ В ВУЗЕ И В ШКОЛЕ Задание. Ознакомьтесь с лекцией. Продумайте ответы на заданные вопросы, чтобы ответить на них при тестировании на практическом занятии. Тема: «Методика и практика анализа словосочетания в вузе и в школе» Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-11.М.:Дрофа, 1995. Белошапкова В.А. Современный русский язык. М., 1989. Букаренко С.Г., Дроботова Л.Л., Лыкова Т.В., Мелькумянц Н.В., Шуляк Л.И. Современный русский язык (контрольные работы с образцами их выполнения). Таганрог, 2004:47. В. В. Бабайцева, Н. А. Николина, Л.Д.Чеснокова и др., под ред. Е. И.Дибровой. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц : учебник для студ. высш. учеб, заведений. В 2 ч. Ч. 2. Морфология. Синтаксис / [В. В. Бабайцева, Н. А. Николина, Л.Д.Чеснокова и др.] ; под ред. Е. И.Дибровой. — 3-є изд., стер. — М.,2008. — 624 с.. 2008 План
Вопрос 1. Должны ли схемы анализа языковых единиц: а) охватывать все основные рассмотренные в процессе обучения в вузе или школе параметры признаков конкретной единицы, а значит, б) обобщать всё изученное? Вопрос 2. Когда надо знакомить обучающихся со схемой разбора изучаемой единицы? Например: начинать и заканчивать и в вузе и в школе надо с разбора: сначала – это только ознакомление с тем, что поэтапно далее будет далее изучаться, т.е. служить планом работы, завершение которой – освоение уже всего разбора и овладение характеристикой языковой единицей в полном объёме. Вопрос 3. Где в учебнике должны быть расположены схемы разбора языковых единиц? Сейчас место расположения схем анализа языковых единиц в вузовских и школьных учебниках разное. В вузовских учебниках схемы разбора располагаются либо после изученной языковой единицы (см., например, СРЯ под ред. Е.И. Дибровой), либо, что традиционно, вообще отсутствует (см., например, СРЛЯ под ред. П. А. Леканта). В школьных учебниках они даются или после изученной единицы (традиционно), или в конце учебника (учебник В.В. Бабайцевой). Особо надо отметить, что значимость анализа разборов была подчёркнута вынесена даже в название учебника под ред. В.В. Бабайцевой «СРЯ. Теория. Анализ языковых единиц» (1997). Вопрос 4. Насколько полно соотносится изученный материал и параметры анализа словосочетания? Для ответа на поставленный вопрос надо сначала рассмотреть, с каким подходом и с каким объемом теоретического материала знакомятся обучающиеся по указанной теме, поскольку это должно предопределять схему анализа словосочетания. Вопрос 5. Сколько схем анализа требуется, если словосочетаниями признаются не только подчинительные? Для ответа нужно ознакомиться с количеством видов словосочетаний, выделяемых при разных подходах к словосочетанию. 1-ое направление (самое широкое): словосочетание – любое грамматическое соединение полнозначных слов, выделяемых из предложения (Ф.Ф.Фортунатов: словосочетание как центральная единица в синтаксисе, а предложение как законченное словосочетание; А.М. Пешковский, А.М. Петерсон). Отсюда соответствующие признаки словосочетания, которые должны быть отражены в анализе словосочетания. Из числа словосочетаний исключаются: а) предикативные сочетания в) полупредикативные сочетания с обособленными членами г) предложно-падежные формы д) аналитические формы. Отсюда соответствующие признаки словосочетания, которые должны быть отражены в анализе словосочетания. Обоснование 3-го направления: выделение подчинительных и сочинительных сочетаний слов, выделяемых их предложения, является базой для изучения единиц более высокого уровня – словосочетания. Отсюда соответствующие признаки словосочетания, которые должны быть отражены в анализе словосочетания. 2 направления в понимании структуры словосочетания Разное понимание существует также относительно простых и сложных словосочетаний. 2 направления:
Вопрос 6. Что Вы изменили ли в приведённых далее вузовских схемах разбора словосочетания? В вузовском учебнике «СРЯ. Теория. Анализ языковых единиц» (Ростов-на-Дону, 1997) представлены следующие схемы анализа словосочетаний:
Поскольку в школе обычно словосочетаниями считаются только простые словосочетания, то для возможности сопоставления нужно обратиться к вузовским схемам анализа простого словосочетания. («СРЯ. Теория. Анализ языковых единиц» Ростов-на-Дону, 1997: С.34) I.Начальная форма словосочетания (по начальной форме стержневого слова) II.Синтаксические отношения между словами (атрибутивные, объектные, обстоятельственные, восполняющие, комплексные) III.Структурный тип и структурная схема (способ выражения стержневого и зависимого слова) IV.Тип по спаянности компонентов (свободное/несвободное: синтаксически несвободное, фразеологически связанное) V. Вид и разновидности подчинительной связи: 1) вид связи: согласование, управление, примыкание), 2) способ выражения зависимого слова, 3) способ выражения стержневого слова, 4) степень связи: предлоги, союзы, форма зависимого слова, интонация, 5)порядок компонентов: прямой, обратный. («СРЯ. Теория. Анализ языковых единиц» Ростов-на-Дону, 1997: С.35)
В 2008 г. авторы учебника в 2008 г. несколько изменили схему разбора сочинительного словосочетания и она стала следующей: После этого дать анализ каждого сочинительного словосочетания по плану. 1. Начальная форма (по начальной форме компонентов). 2. Способ выражения компонентов и средства связи (союзы, интонация). Указать дополнительные средства связи (если есть). 3. Состав сочиненного ряда (открытый или закрытый). 4. Семантика словосочетания (синтаксические отношения: соединительные, противительные, разделительные, градационные). 5. Простое или сложное. 6. Функция компонентов словосочетания в предложении. и на леса, и на поля, и на Днепр 1. Начальная форма — и лес, и поля, и Днепр. 3. Ряд компонентов открытый. 4. Семантика — соединительные отношения (перечисление предметов). 5. Словосочетание простое. 6. В предложении компоненты словосочетания выполняют роль однородных членов предложения с синкретичной семантикой (обстоятельственные дополнения). «1.1. Выписать из предложения (1) словосочетания в их традационном понимании (концепция В.В. Виноградова) и дать их анализ с точки зрения 1) характера стержневого слова; 2) способов связи (согласование, управление и примыкание) и средств формальной связи (окончание зависимого слова, окончание и предлог зависимого слова, предлог зависимого слова, связь, осуществляемая только по смыслу); 3) семантико-синтаксических отношений, формирующих в словосочетаниях (атрибутивные, объектные, обстоятельственные; комплетивные); 4) степени связанности компонентов (свободное или цельное); 5) количественного состава (простое или сложное)» (Букаренко С.Г., Дроботова Л.Л., Лыкова Т.В., Мелькумянц Н.В., Шуляк Л.И. Современный русски язык (контрольные работы с образцами их выполнения).- авторы раздела Дроботова Л.Л., Лыкова Т.В. С.47). «. где-то играют – 1) глагольное; 2) примыкание, по смыслу; 3) обстоятельственные места; 4) свободное; 5) простое» (Букаренко С.Г., Дроботова Л.Л., Лыкова Т.В., Мелькумянц Н.В., Шуляк Л.И. Современный русски язык (контрольные работы с образцами их выполнения).- авторы раздела Дроботова Л.Л., Лыкова Т.В. С.50). Вопрос 7. Что Вы изменили ли в приведённых далее школьных схемах разбора словосочетания? Так, в учебнике В.В. Бабайцевой словосочетание изложено в соответствии с 3-им направлением (см. выше). Например, в учебнике В.В. Бабайцевой «Русский язык» словосочетание определяется следующим образом: «Словосочетание – это сочетание двух (и более) знаменательных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу. Осенний ветер срывает последние листья с берёз и осин.
Таким образом, по характеру связи словосочетания делятся на подчинительные и сочинительные. Иными словами, словосочетание понимается шире, чем при понимании его как образованного только на основе подчинительных отношений. В учебнике особо выделяются цельные словосочетания, которые сохраняют свою цельность и в предложении выступают как один член предложения (их выделяется 4 типа):
Примыкают: Честный человек никому не завидует. Он был человеком вольным .(см.: В.В. Бабайцевой «Русский язык». С.280-281). В указанном школьном учебнике предлагается следующая схема анализа школьного учебника: 1.Выделить словосочетания из предложения. 2. Определить вид словосочетания: подчинительное или сочинительное 3.В подчинительном словосочетании найти главное и зависимое слова и указать, какими частями речи они являются; указать строение. 4. Определить способ синтаксической связи 5.Определить синтаксическую функцию зависимого слова» (В.В. Бабайцевой «Русский язык». С. 411). Мы свернули палатки, взвалили на себя рюкзаки и пошли (К. Паустовский.) В этом предложении мы свернули, взвалили и пошли – грамматическая основа.Словосочетания: свернули палатки, взвалили на себя, взвалили рюкзаки; свернули, взвалили и пошли Свернули палатки – подчинительное словосочетание; глагольное слово – свернули, глагол. Свернули что? – палатки. Палатки – зависимое слово, существительное. Способ синтаксической связи – управление. Словосочетание имеет строение: глаг. + сущ.» (В.В. Бабайцевой. Русский язык. 1995: 412) Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать Методические особенности изучения словосочетания как единицы синтаксиса |
Вложение | Размер |
---|---|
sintaksis.docx | 23.48 КБ |
Видео:Сравнение советских и современных школьных учебников по математикеСкачать
Предварительный просмотр:
Методические особенности изучения словосочетания как единицы синтаксиса
Современная школа основной целью языкового образования ставит развитие мышления и речи обучающихся, осознание ими важных элементов речи, воспитание любви к своему языку и привитие устойчивого интереса к его постоянному и системному познанию. В осуществлении этой цели важную роль играет минимальная (в традиционном понимании) единица синтаксиса – словосочетание, так как его изучение, знание правил сочетаемости слов и объединения словосочетаний в предложения способствует совершенствованию строя речи школьников, формированию грамматических умений и коммуникативной компетенции.
К сожалению, реализуемый в современной школе подход к изучению словосочетания как синтаксической единицы представляется несовершенным, о чем свидетельствуют возникающие у обучающихся проблемы, связанные с построением словосочетаний, определением их основных грамматических значений и особенно – выделением словосочетаний в составе предложения.
Перед учителем стоит непростая задача выбрать оптимальный метод, эффективные приемы и средства обучения синтаксису словосочетания, чтобы научить детей правильной постановке вопроса, выделению группы слов с учетом их лексического значения, различению морфологического и синтаксического вопросов. Безусловно, чтобы работа по изучению словосочетания была положительно результативной, учителю необходимо знать типы ошибок, допускаемых обучающимися. Наиболее полная классификация ошибок приведена в пособии Н.Н. Алгазиной:
I. Ошибки в согласовании слов.
Неправильное согласование в роде наблюдается в следующих случаях:
1) при именах существительных среднего рода: новая пальто, жаркая пламя ;
2) при именах существительных муж. или жен. рода с основой на шипящий: маленький мышь ;
3) при именах существительных муж. или жен. рода с основой на мягкий согласный: красная тюль ;
4) при именах сущ. с отвлечённым значением: жизнь, служба, борьба .
II. Ошибки в управлении слов.
Неверное употребление падежа зависимого существительного:
1) Род. п.: Пастушонок не выдал Метелицы (вместо Метелицу );
2) Д. п.: Касаться к проводам (вместо проводов );
3) В. п.: Колхозники убрали последний урожай морковку, свёклу (вместо морковки, свеклы );
4) Тв. п.: Лёнька был удостоен наградой (вместо награды ).
III. Образование словосочетаний с предложным управлением вместо беспредложного.
Ошибочное включение в словосочетание
1) предлога о , об : Моё понимание о народном герое ( понимание народного героя );
2) предлога на : Уделять внимание на культуру детей (уделять внимание культуре детей );
3) предлога к : Этот вопрос особый, я к нему не касался ( я его не касался );
4) предлога в : В мальчике мне понравился за смелость ( Мальчик мне понравился );
5) предлога с : Мальчик с дрожащим голосом произнёс ( дрожащим голосом );
6) предлога из : Дрожавшей рукой он отрезал кусочек из экспоната ( кусочек экспоната );
7) предлога до : Бойцы стремилась достичь до переправы ( достичь переправы ).
IV. Ошибки в словосочетаниях с предложным управлением.
Неверное употребление падежа зависимого существительного:
1) Р. п.: Миша отказал от дружбы (вместо в дружбе );
2) Д. п.: Отряд к торжественной линейке построен (вместо на торжественную линейку );
3) В. п.: Автомобиль застрял в лужу (вместо в луже );
4)Тв. п.: Вдумайся над тем, что я тебе говорю (вместо в то, что я тебе говорю );
5) П. п.: Гаврош встаёт на стороне бедных (вместо на сторону бедных ).
Неверное употребление предлога
1) предлога в : настаивать в правах ;
2) предлога на : Дорога хорошая, на ней много ездили ;
3) предлога с : Барыня относилась с Герасимом жестоко ;
4) предлога к : Чубука осудили к смерти ;
5) предлога до : Муму стала есть, едва прикасаясь до кушанья ;
6) предлога за : опереться за перила ;
7) предлога над : Вдуматься над этим вопросом .
Образование словосочетаний с беспредложным управлением вместо предложного. Школьники часто пропускают предлоги: Болельщики поздравили нас (?) победой, Кошка (?) силой сделала прыжок.
В процессе работы над словосочетаниями обучающиеся сосредоточивают внимание на различных способах их образования, на вопросах сочетаемости одних слов с другими, на уточнении лексического значения слов, на грамматических средствах связи слов; обогащают свою речь словосочетаниями, выражающими все многообразие отношений (пространственные, временные, целевые, причинные, объектные, определительные и др.). Работа над словосочетаниями позволяет постепенно перейти от изучения формы отдельных слов в морфологии к изучению структуры предложения в синтаксисе. В этом смысле словосочетание «выполняет роль моста, связывающего две части грамматики».
Благодаря соединению изучения частей речи с работой над словосочетаниями учащиеся начинают постигать жизненное значение грамматики, отвлеченность грамматических категорий в единстве с конкретностью, форму в единстве с содержанием, грамматику в единстве с лексикой.
Для того чтобы работа над словосочетаниями при изучении частей речи носила систематический характер, желательно на уроках морфологии рассматривать слова по возможности в составе словосочетаний, особенно прилагательные, порядковые числительные, причастия, наречия.
Смысловые отношения между словами словосочетания грамматически оформляются посредством окончаний слов, предлогов, порядка слов и логического ударения, которые в своей совокупности составляют форму словосочетания. Изучение словосочетаний носит по преимуществу практический характер.
Как показывает практика, чаще всего обучающиеся допускают ошибки в употреблении предложно-падежных форм. Из этого следует, что при изучении морфологии и синтаксиса особое внимание необходимо обращать на законы сочетаемости слов. В школьной программе по русскому языку большое внимание уделяется выполнению разнообразных упражнений, сводимых к самостоятельному составлению обучающимися словосочетаний различного типа, их правильному использованию в устной и письменной речи. При этом чрезвычайно важно, чтобы эти упражнения располагались в определённой системе. Справедливо утверждение о том, что должно быть увязано изучение морфологии и синтаксиса. Например, имя прилагательное целесообразно рассматривать в составе словосочетания.
Такой подход позволяет обучающимся постепенно переходить от изучения отдельных слов и их форм в морфологии к изучению структуры предложений и их компонентов в синтаксисе, увидеть и осознать целостность и системность грамматики русского языка, а также её взаимодействие с лексикой. В процессе плодотворной работы над словосочетанием школьники концентрируют внимание на механизмах образования сочетаний слов и, узнавая об их лексических значениях и грамматических средствах связи, обогащают свою речь .
Довольно серьёзной проблемой при изучении словосочетания в школе является выделение неделимых словосочетаний, которые в действующих школьных программах представлены по-разному: в учебнике под редакцией В.В. Бабайцевой этой теме уделяется очень большое внимание; С.Г. Бархударов характеризует цельные словосочетания только с точки зрения функционирования в предложении; у М.М. Разумовской же такое понятие вообще отсутствует. Неделимым принято называть словосочетание, в котором главным по смыслу является грамматически зависимое слово. Такие словосочетания выступают как один член предложения .
В.В.Бабайцева выделяет следующие группы цельных словосочетаний:
— фразеологические (бабье лето)
— сочетания слов с инфинитивом (хочу учиться)
— количественно-именные (пять пальцев)
— тавтологические (спать крепким сном)
— местоименные (мы с вами)
— составные географические, астрономические, специальные и др. наименования (Каспийское море, золотое сечение, Млечный путь) .
При употреблении неделимых словосочетаний в речи возникает ряд трудностей, связанных с отбором лексических компонентов и их грамматических форм, целесообразностью употребления, согласованием главных членов, выраженных подобными словосочетаниями. Сформированное же умение вычленять цельные словосочетания из предложения в дальнейшем помогает школьникам находить подлежащие, включающие несколько слов; составные сказуемые, «сложные» дополнения, определения и обстоятельства
Таким образом, при изучении словосочетания больше трудностей возникает в построении словосочетаний с предложным и беспредложным управлением, выявлении неделимых словосочетаний. Без сомнения, вовремя непреодолённые трудности на этапе изучения словосочетания неизбежно приведут к проблемам при изучении предложения и продуцировании устных и письменных текстов.
На современном этапе существует множество методических разработок по теме «Словосочетание», предлагающих готовую систему упражнений и заданий, позволяющих работать над словосочетанием как при изучении самого понятия, так и при изучении других тем.
Содержание изучения словосочетания:
1) формирование представления о словосочетании как единице синтаксиса;
2) формирование умений:
— определять в словосочетании главное и зависимое слова при помощи вопросов;
— выделять словосочетания в предложении;
— устанавливать связи между словами в словосочетании;
— различать слово и словосочетание как сложное название предмета.
Методически правильная организация процесса освоения обучающимися данной синтаксической единицы предполагает учёт ее характерных признаков. Словосочетание как единица синтаксиса представляет собой непредикативное соединение двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи. В составе словосочетания имеется главный и зависимый компонент (главное и зависимое слово). Строятся словосочетания на основе согласования, управления и примыкания.
Отличия словосочетания от предложения:
1) словосочетанию не свойственна функция сообщения, оно, отдельно взятое, не выступает как единица общения;
2) словосочетание не выражает суждения, ему не свойственна категория модальности (выражение отношения автора предложения к действительности или к высказыванию);
3) словосочетание не имеет интонации;
4) в словосочетании используется только подчинительная связь, тогда как в предложении используется и сочинительная, и подчинительная связь.
Данные признаки словосочетания необходимо учитывать в процессе формирования у учащихся умения различать словосочетание и предложение. Этапы работы над словосочетанием выделены Г. А. Фомичевой.
Первый этап предполагает первичное усвоение синтаксических отношений между словами при изучении раздела «Предложение».
Второй этап связан с формированием умений устанавливать связь слов в предложении, разграничивать такие синтаксические единицы, как предложение, его главные члены и словосочетание, представляющее связь одного из главных членов предложения с второстепенными членами предложения.
На третьем этапе происходит формирование умения определять часть речи на основе учёта лексического значения слова, его структуры, формальных признаков, синтаксической связи. Предусмотрено усвоение норм согласования и управления.
На четвертом этапе учащиеся усваивают правописание падежных окончаний имен существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов.
Значение работы над словосочетанием как единицей языка заключается в следующем:
1) усвоение моделей словосочетаний, выражающих различные синтаксические отношения, оказывает положительное влияние на развитие логического мышления;
2) работа над словосочетанием подготавливает школьников к осознанию синтаксических отношений между словами внутри предложения;
3) работа над словосочетанием позволяет организовать изучение частей речи на синтаксической основе (например, ознакомление младших школьников с категорией падежа имён существительных осуществляется на основе установления связи между словами, входящими в словосочетание);
4) изучение словосочетания способствует формированию орфографического навыка школьников.
Виды упражнений над словосочетанием методисты выделяют на разных основаниях. Т. Г. Рамзаева указывает упражнения, которые направлены на осознание учащимися сущности зависимости одного слова от другого в пределах словосочетания.
Виды таких упражнений:
а) Распространение предложения , на основе указания члена предложения, который нужно распространить.
Например, для анализа дано предложение Цветет черемуха. Выделяется подлежащее и сказуемое (основа предложения), ставятся вопросы: какое слово нужно включить в предложение, чтобы сказать о том, когда цветет черемуха? Каким членом предложения будет это слово? (Второстепенным.) От какого члена предложения оно будет зависеть? (От сказуемого. Цветет когда? в мае.) Включите в предложение еще одно слово, которое будет пояснять подлежащее. Какое предложение получилось? (В мае цветет душистая черемуха.)
б) Восстановление деформированного предложения. Восстановление предложения начинается с основы предложения, затем с помощью вопросов «находятся» словосочетания. Например, грачи, гнезда, на деревьях, вьют, высоких.
— О ком говорится в предложении? (О грачах. Кто? грачи.) Что о них говорится? (Вьют. Грачи вьют — главные члены.)
— С помощью вопросов найдите словосочетания. (Вьют что? гнезда. Вьют г д е? на чем? на деревьях. На деревьях каких? высоких.) После того как «восстановлены» словосочетания, выясняется наиболее удачный порядок слов в предложении в зависимости от того, что хочет подчеркнуть говорящий (или пишущий); отрабатывается интонация.
в) Деление сплошного текста на предложения . Чтобы этот вид работы был осознанным, нужно в каждом предложении выделить главные члены и словосочетания.
г) Анализ предложения и составление его схемы. При анализе предложения выделяются основа предложения, затем второстепенный член, поясняющий подлежащее, второстепенный член, поясняющий сказуемое, и второстепенный член, поясняющий другой второстепенный член предложения. Так постепенно устанавливаются словосочетания.
д) Составление предложений по схеме или по вопросам, например: Где? Что делают?
е) Составление рассказа с последующим анализом предложений определенной структуры. Выделяются предложения, которые начинаются с подлежащего, со сказуемого, с второстепенного члена. Выясняется, почему такой порядок слов в предложении целесообразно использовать.
Г. А. Фомичева указывает упражнения, предполагающие конструирование различных типов словосочетаний с целью предупреждения возможных ошибок в употреблении падежных форм имен существительных и прилагательных. Виды таких упражнений:
1) составление словосочетаний из данных рядов слов путем объединения их по смыслу и при изменении формы слова;
2) составление словосочетаний по данному главному слову путём подбора подходящих по смыслу зависимых слов;
3) составление словосочетаний по данному зависимому слову (существительному, прилагательному, наречию) путём подбора главного слова;
4) составление словосочетаний по данным однокоренным словам, требующим постановки имён существительных в разных падежах;
5) составление словосочетаний, в которых главное слово требует употребления определённого предлога;
6) составление словосочетаний, в которых предлог соответствует глагольной приставке.
Развитию мышления и речи будет способствовать усвоение в практическом плане моделей словосочетаний, выражающих различные синтаксические отношения. Известно, что синтаксические отношения передаются в речи определенными грамматическими единицами. Из такого понимания развития мышления и речи учащихся естественно вытекает вывод о важности работы именно над словосочетанием как переходной ступенью от слова к предложению.
Видео:лучший учебник по математике (начальная школа), ошибки начальной школы в математике - Л. А. ЯсюковаСкачать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические особенности изучения неравенств в школьном курсе математики
Предлагаю Вашему вниманию материал о методических особенностях изучения неравенств в школьном курсе математики.
Повторение и обобщение по теме «Словосочетание как единица синтаксиса»
Способность слова связываться с другими словамипроявляется в словосочетании. И.И. Постникова.
«СЛОВОСОЧЕТАНИЕ КАК ЕДИНИЦА СИНТАКСИСА» проверочная работа по русскому языку 8 класс
Контроль и проверка знаний.
Конспект урока с презентацией: «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний»
Конспект урока с презентацией.
Дидактические материалы по русскому языку 8 класс. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Тема: «Словосочетание как единица синтаксиса».
Данные дидактические материалы соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту. Использование материалов позволит педагогу:-целенаправленно и систематически работать .
Конспект урока в 8 классе «Словосочетание как единица синтаксиса»
Цели урока:1. Повторение сведений о словосочетании, полученных школьниками в предшествующие годы обучении.2. Организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и.
Видео:ЗАЧЕМ ИЗЪЯЛИ СТАЛИНСКИЙ БУКВАРЬ. СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ - ЛОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫСкачать
Презентация на тему «Анализ изучения темы «Словосочетание» в учебниках русского языка УМК «Школа России»»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Словосочетание
УМК «Школа России»
Описание слайда:
В первой части учебника для третьего класса дается определение словосочетания. Рассматриваются также виды словосочетаний.
Описание слайда:
В упражнениях рассматриваются словосочестания разных типов. С главным словом, обозначающим предмет и действие. Дети учатся подбирать зависимые слова по вопросу.
Описание слайда:
В одном из упражнений требуется переделать словосочетания. Здесь используются синонимические связи. Дети учатся составлять предложения.
Описание слайда:
В теме словосочетаний изучают фразеологизмы. Даётся определение понятия, примеры и их значение. Используется работа со словарём. Дети самостоятельно должны выяснить значения некоторых фразеологизмов.
Описание слайда:
В упражнениях, которые даются в учебнике, используется связь с жизненным опытом детей. Требуется определить, в какой ситуации используется тот или иной фразеологизм. Дети также учатся определять значения фразеологизмов по контексту. Учатся их находить.
Описание слайда:
Есть также страничка для любознательных, где дается история появления некоторых фразеологизмов.
Описание слайда:
В учебнике для 4 класса дается повторение темы. Дети узнают, что в словосочетании есть главное и зависимое слова, учатся задавать вопрос от главного к зависимому слову. В одном из заданий нужно выписать фразеологизмы из текста. В данном случае обеспечивается проверка понимания детьми понятия словосочетания.
Описание слайда:
Есть задание, в котором нужно составить предложение со словосочетанием. В другом задании нужно придумать название к тексту. Дети должны подобрать наиболее точное словосочетание.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 819 человек из 80 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 308 человек из 59 регионов
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
- Сейчас обучается 634 человека из 79 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация на тему «Анализ учебников и тетрадей курса обучения грамоте УМК «Школа России»»
Окружающий мир, классный час
Конспект классного часа «Наш город — Санкт-Петербург»(4 класс)
Семейный проект «Готовим вместе с мамой»
Презентация по обучению грамоте на тему «Согласная буква С» (1 класс)
Презентация по обучению грамоте на тему «Согласная буква Р» (1 класс)
Презентация по обучению грамоте на тему «Согласная буква Н» (1 класс)
Презентация по обучению грамоте на тему «Согласная буква Л» (1 класс)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5327785 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Видео:УЧЕБНИКИ для ПСИХОВ. Мега ПОДБОРКА приколов из УЧЕБНИКОВ и детских книгСкачать
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения предлагает закрыть пляжи детских лагерей для посторонних лиц
Время чтения: 1 минута
В России создадут единый центр по работе с трудными подростками
Время чтения: 1 минута
ОНФ выявил за 2021 год более 600 опасных маршрутов к школам в регионах
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России зарегистрировали вакцину от коронавируса для подростков
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Чёрная пятница
На все курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки
🎦 Видео
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Сравнение учебников азбуки 1955 и 2019 годов.Скачать
Все способы словообразованияСкачать
Сравнение учебников русского языка для 1 класса 1953 г. и 2022 г.Скачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Учебники в Американской школе (Математика)Скачать
Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Сравнение советских и современных школьных учебников по математике (часть 2)Скачать
Сравнение учебников русского языка для 2 класса: Костин Н.А. (1953) и Канакина, Горецкий (2022).Скачать
Математическая модель эпидемии образованияСкачать
современные учебники математики. Тема корниСкачать