Оперлась или оперлась ударение

Видео:Урок 1. Как по-русски называются ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ? || ПунктуацияСкачать

Урок 1. Как по-русски называются ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ? || Пунктуация

Фонетический разбор слова оперлась

На этой странице сделан фонетический разбор слова оперлась

оперлась состоит из 3 слогов: о-пер-лась.

Ударение необходимо ставить на слоге с буквой А — оперлАсь

Транскрипция «оперлась» — [ап’ирлас’]

о[ а ]гласный , безударный
п[ п’ ]согласный , парный глухой , парный мягкий
е[ и ]гласный , безударный
р[ р ]согласный , непарный звонкий , парный твердый , сонорный
л[ л ]согласный , непарный звонкий , парный твердый , сонорный
а[ а ]гласный , ударный
с[ с’ ]согласный , парный глухой , парный мягкий
ь[ — ]не образует звука

В слове 8 букв и 7 звуков

Добавьте свои комментарии к фонетическому разбору слова оперлась

Видео:Решаем все задания 9-12 от СтатГрада 2022-2023 | Оксана КудлайСкачать

Решаем все задания 9-12 от СтатГрада 2022-2023 | Оксана Кудлай

Фонетический разбор «Опёрлась»

Опёрлась — слово из 3 слогов: о-пёр-лась. Ударение падает на слог с буквой ё.

Транскрипция слова: [ап’орлас’]

о — [ а ] — гласный , безударный
п — [ п’ ] — согласный, глухой парный, мягкий (парный)
ё — [ о ] — гласный , ударный
р — [ р ] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий) , твёрдый (парный)
л — [ л ] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий) , твёрдый (парный)
а — [ а ] — гласный , безударный
с — [ с’ ] — согласный, глухой парный, мягкий (парный)
ь — не обозначает звука

В слове 8 букв и 7 звуков.

Цветовая схема: о п ё р л а с ь

Разбор сделан с помощью программы и не всегда может быть правильным. Представленный результат используйте исключительно для самопроверки.

Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «все» и «всё» будут разными!

Примеры других слов с разборами на буквы и звуки:

Видео:Русский язык. 10 класс. Экология культурыСкачать

Русский язык. 10 класс. Экология культуры

Словари

ОПЕРЕ́ТЬСЯ — глаг., св., употр. сравн. часто

Морфология: я обопру́сь, ты обопрёшься, он/она/оно обопрётся, мы обопрёмся, вы обопрётесь, они обопру́тся, обопри́сь, обопри́тесь, опёрся, оперла́сь и опёрлась, оперло́сь и опёрлось, оперли́сь и опёрлись, опёршийся, опере́вшись

ОПЕРЕ́ТЬСЯ, обопрусь, обопрёшься, прош. вр. оперся, оперлась; опёршийся; опершись и (редк.) опершись и опёршись. совер. к опираться. «Пока твоя нога не оперлась на тронные ступени, …любви речей не буду слушать я.» Пушкин. «В молчанье, рукой опершись, на седло, с коня он слезает угрюмый.» Пушкин. «На ружье опершись, я стоял одинок.» А.К.Толстой. «И тихо слезы льет рекой, опёршись на руку щекой.» Пушкин. «Опёршись на плотину, Ленский давно нетерпеливо ждал.» Пушкин.

ОПЕРЕ́ТЬСЯ обопру́сь, обопрёшься; оперся́ и опёрся, оперла́сь и опёрлась, оперло́сь и опёрлось; опёршийся; оперши́сь и опёршись; св.

1. чем, на что. Прислониться к кому-, чему-л., налечь на кого-, что-л., перенося на него часть тяжести своего тела. О. на палку, на руку. Обопритесь на меня, чтобы не упасть. О. спиной на валик, подушку. // Использовать в качестве упора, упереться. Лежать, опершись на локоть, локти, на локтях.

2. на кого. Найти себе поддержку в ком-л. О. на друзей, коллег, единомышленников. В семье не на кого о.

3. на что. Воспользоваться чем-л. в качестве основы или отправной точки (рассуждений, деятельности и т.п.). О. на академическую науку. О. на технические возможности предприятия. О. пока не на что.

обопру́сь, обопрёшься; прош. оперся́ и опёрся, оперла́сь и опёрлась, оперло́сь и опёрлось; прош. прич. опёршийся; деепр. оперши́сь и опёршись; сов.

1. Прислониться к кому-, чему-л., налечь на кого-, что-л., перенося на него часть тяжести своего тела.

Опереться на палку.

В молчанье, рукой опершись на седло, С коня он слезает угрюмый. Пушкин, Песнь о вещем Олеге.

[Князь] поскользнулся и чуть не упал на пороге. — Осторожнее, князь! Обопритесь на мою руку, — кричала Марья Александровна. Достоевский, Дядюшкин сон.

Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о нее рукой и заплакала. Паустовский, Золотая роза.

Использовать в качестве упора; упереться.

Иван сидел насупившись, конвульсивно опершись обоими кулаками в свои колена. Достоевский, Братья Карамазовы.

[Морской заяц] оперся на передние ласты и, по-змеиному изогнув тело, нырнул в воду. Ушаков, По нехоженой земле.

2. перен.; на кого-что.

Найти себе поддержку в ком-, чем-л., воспользоваться кем-, чем-л. в качестве опоры, поддержки.

Не на кого было опереться, не от кого было ждать помощи, совета, слова участия. Серафимович, Преступление.

Эта попытка начальника опереться на опыт и технические возможности коллектива стала быстро приносить свои плоды. В. Попов, Обретешь в бою.

Взять за основу своих построений, рассуждений, воспользоваться чем-л. в качестве логического основания.

Опереться на передовую теорию. Опереться на факты.

(воспользоваться как опорой) на кого-что и обо что. — Осторожнее, князь! Обопритесь на мою руку, — кричала Марья Александровна (Достоевский). Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о нее рукой и заплакала (Паустовский).

опере́ться, обопру́сь, обопрётся; прош. вр. опёрся, оперла́сь и опёрлась, оперло́сь и опёрлось

(воспользоваться чем-н. как подпоркой, ср.: опере́ться на палку)

опёрся 236 иск см. Приложение II

опёрлась и́ оперла́сь

опёрлось и́ оперло́сь

опёрлись и́ оперли́сь

опёршийся 242 иск см. Приложение II

опёршись и́ оперши́сь 242 иск см. Приложение II

Обнищали липы за окном!

На костыль опёрся дряблый дом.

Мыши бы теперь да вьюга —

Вышла б философия досуга.

Н. А. Клюев, «Мы старее стали на пятнадцать…»

Он подал руку ей. Печально

(Как говорится, машинально)

Головкой томною склонясь.

А. С. Пушкин, Евгений Онегин

И вот она, на ложе хана

Вздохнув, лицо к нему склоняет.

А. С. Пушкин, Руслан и Людмила

Опершись* на плотину, Ленский

Давно нетерпеливо ждал;

Меж тем механик деревенский

Зарецкий жернов осуждал.

А. С. Пушкин, Евгений Онегин

Ср. опереться II.

(воспользоваться чем-н. как опорой в действиях, поступках и т. п.)

опёрся 236 иск см. Приложение II

опёршийся 242 иск см. Приложение II

опере́вшись 242 см. Приложение II

* Опершись — не исключено, что в данном случае необходимо читать [пе́], а не [пё]. Тем не менее, место ударения в этой форме слова соответствует современной литературной норме.

опере́ться, обопру́сь, обопрётся; прош. опёрся (устарелое оперся́), оперла́сь, оперло́сь, оперли́сь (допустимо опёрлась), опёрлось, опёрлись; прич. опёршийся; дееприч. опере́вшись, оперши́сь и устарелое опёршись.

1. Изгородь вокруг деревни, при въезде в деревню.

Изба Антона стояла у самой околицы —. Она бросалась в глаза своею ветхостью: один бок ее, примыкавший к околице, почти сгнил дотла. Григорович, Антон-Горемыка.

Проводив его за околицу деревни, она оперлась на плетень. М. Горький, Мальва.

Ворота, проход в этой изгороди.

Чуя дом, кони побежали под горку рысью. Околицу отворил пастух с котомкой на спине. А. Н. Толстой, Чудаки.

Дети открыли околицу, пропустили Щедрина, но в деревню не пошли. Паустовский, Северная повесть.

2. Окраина селения.

Бабка Ганя жила на околице, в маленькой избе. Паустовский, Стекольный мастер.

[Рота] вскоре вошла в деревню —. Бойцы спешно начали рыть окопы на южной околице. Березко, Мирный город.

Окружающая местность, округа.

Слава на всю околицу.

Окольная, не прямая дорога.

Для милого дружка семь верст не околица. Пословица.

-ма́жу, -ма́жешь; сов., перех.

1. Покрыть, намазать поверхность чего-л. со всех сторон каким-л. веществом.

В обед мы подошли к хатенке Нестора. Это была сбитая из тесу, обмазанная известью маленькая избушка. Соколов-Микитов, Охота на Кавказе.

[Аннушка] оперлась о высокий, обмазанный глиной плетень. Злобин, Степан Разин.

Запачкать кругом, со всех сторон.

Пальцы, обмазанные маслом и жиром, он вытирал о волосы. Гладков, Повесть о детстве.

све́шу, све́сишь; прич. страд. прош. све́шенный, -шен, -а, -о; сов., перех. (несов. свешивать).

Опустить книзу, держа на весу.

Пантелей и Вася сидели на крутом берегу, свесив вниз ноги, и глядели на купающихся. Чехов, Степь.

Она оперлась на спинку стула, свесив тонкие руки. М. Горький, Трое.

Низко опустить; склонить.

За ночь на деревьях еще гуще лег иней, и огромные осокори над прудом совсем свесили снежные ветви. А. Н. Толстой, Детство Никиты.

Он шел, свесив голову, ничего не видя кругом. Прилежаева, Юность Маши Строговой.

све́шу, све́сишь; прич. страд. прош. све́шенный, -шен, -а, -о; сов., перех. разг.

Определить вес с помощью весов; взвесить.

Больной сам встал на платформу небольших десятичных весов: фельдшер, свесив его, отметил в книге против его имени 109 фунтов. Гаршин, Красный цветок.

Отвесить определенное количество чего-л.

Свесить килограмм хлеба.

перебра́лся 236 см. Приложение II

перебрало́сь и́ перебра́лось

перебрали́сь и́ перебра́лись

Татьяна ах! — а он реветь,

И лапу с острыми когтями

Ей протянул; она скрепясь

Дрожащей ручкой оперлась

И боязливыми шагами

Пошла — и что ж? медведь за ней!

А. С. Пушкин, Евгений Онегин

Сведения о старой норме ударения:

Делая ударение перебрался́, вы следуете старой норме.

Ср. Он подал руку ей. Печально

(Как говорится, машинально)

Татьяна молча оперлась.

А.С. Пушкин. Евг. Онег. 4, 17.

Машинально — бессознательно — как машина.

СКРЕПИ́ТЬСЯ, скреплюсь, скрепишься, совер.

1. (несовер. скрепляться). Прочно, накрепко соединиться, присоединиться друг к другу. Брусья скрепились хорошо.

2. чем и без доп. Сдержаться, побороть страх, неохоту (устар.). «Она, скрепясь, дрожащей ручкой оперлась (на лапу медведя).» Пушкин. «Скрепясь духом и сердцем, решился он служить по примеру прочих.» Гоголь.

МАШИНАЛЬНЫЙ ая, ое. machinal , e adj. < machine машина.

1. устар. Механический, автоматический. Четверо ворот машинальных, отворяющихся и запирающихся сами собой. 1799. Грязев Дн. // РВ 1896 11 122.

2. Действующий подобно машине; безотчетный, бессознательный. МАС-1. С трудом можно его <крестьянина> принудить оставить прежния свои употребления. коим он слепо и как машинальным образом следует. 1768. Бильф 1 236. Он имел машинальное внимание сходить с постели туда, где посталвено было судно. МНИ 4 388. И так я последую намерениям моего Творца, поступая .. не по машинальному побуждению, но сообразно с волею Божиею и с здравым разсудком. Иппокрена 1799 1 257. <В изготовлении инструментов> было бы не довольно, как большей части других мастерств, машинального токмо упражнения или навыка употребленных к оным людей. 1804. ПСЗ 28 408. При машинальных работах Анюты мысли ее оставались праздными. 1842. Е. А.Ган Напрасный дар. // Сердца 132. Судя по его .. машинальной походке, .. в эти минуты у него не было ни намерений, ни желаний. Чехов враги. Машинально, нареч. Я подошел машинально к камню, и устремил на него глаза свои. Ант. пут. 1802 2 406. // Сл. 18. Бог один спасал меня очевидно; ничто не влекло меня к каким либо сомнениям, но так вдруг машинально соскучив дорогой, представя как она будет трудна, от разлития вод опасна, захотел воротиться домой. Долгоруков Восп. 286. Сквозь слез не видя ничего, Едва дыша, без воззражений. Татьяна слушала его. Печально (как говорится, машинально) Татьяна молча оперлась. Пушк. Е. Онегин. Он шел обычной дорогой, безошибочно поворачивая в те самые улицы и переулки, куда следовало, но делал это совсем машинально. Салт. Больное место. Машинальность и, ж. И это рабство, эта кукольность давали личику хорошенькому, часто неглупому, оттенок какой-то машинальности, нисколько не пленительный для глаз и еще менее увлекательный для воображения. 1832. И. В. Кириевский Две жизни. // Европеец 1989 352. Потом пришел учитель музыки, распек Тоню за невнимание и машинальность игры. М. Николаева Молодые всходы. // РБ 1897 2 1 24. — Лекс. Ян. 1804: махинальный и машинальный; САН 1847: махина/льный и машина/льный, махина/льно и машина/льно; Даль-1: машина/льный; БАС-1: машина/льный; Сл.18.: машинальный 1803, машинально 1778; Лекс-1: машина/льность.

СУВЕНИР а, м. souvenir m.

1. Подарок на память; вещь, связанная с воспоминаниями о ком-л, чем-л. БАС-1. Получено прошение от гр<афи>ни Мелин, близ Штетина живущей, с приложением письма Ея Величества 1741 года, в коем обещан портрет; приказано послать портрет с сувениром. 1789. Храповицкий Дн. 261. Сувенир с портретем <так> и вензелем Ея Величества сделан. Там же 270. Прошу покорно потрудиться его <письмо> отдать ей назад, оно будет служить ей о мне сувениром. 1799. А. Измайлов Евгений 1 36. Петиметр .. носит тысячу безделиц с собою: иногда рулетки, иногда сувениры, лорнеты, игольнички, зеркальца, дорожныя зубочистки, ножнички складныя. Ян. 1806 3 1062. Нимало не дорожу трудом своим <мемуаром>; ежели найдешь его достойным внимания, то можешь и графу послать, а не то оставь у себя сувениром. 1829. А. Я. Булгаков. // РА 1901 3 309. Он начал ссориться с Натальей Ивановной, бросил ей в глаза все ея сувениры, она их бросила в печку. 1837. В. Г. Титов Каталкин. // Неправдоподобн. истории 2 143. Он выписывал духи из Петербурга; батистовые платочки его обшивались кружевами; перстеньки, булавочки, супирчики и сувенирчики занимали его не менее скрыпки <так> и кларнета. Похождения Виольдамура. // БДЧ 1844 62 161. На этажерке стоит серебряная сахарница, четыре книжки в ярком переплете и бумажник, подаренный кузиною, на котором стальным бисером по розовому полю вышито: souvenir. И. Панаев Петерб. фельетонист. Действительно бал был совершенно в характере театрального представления, и мы, наигравшись и нахохотавшись до сыта, далеко за полночь возвратились по дома, многие офицеры в сюртуках на распашку по причине неимения всех своих пуговиц, розданных на память или в сувенир, как они выражались, Вилькомирским дамам. Е. П. Самсонов Восп. // РА 1884 1 436. Эстетика сентиментализма и ее культ сувенира чувств .. нашла в фарфоре адекватный материал для памятного подарочного изделия. М. Бубчикова Фарфор. // ДИ 1987 12 32. ♦ Нежные сувениры — предметы, предназначавшиеся в 18-19 вв. для подарка: фарфоровые чашки, табакерки, бисерные кошельки и т. п. Буровик 1991 213. ♦ Souvenir d’amitié. Дружеский подарок на память. Маленький подарок, маленький souvenir d’amitié, который бы лежал на памятном месте в их аристократической гостиной .. следовало сделать. К. Баранцевич Последня воля. // СВ 1891 12 1 45. Генерал <кульнев> изображен в том же доломане гусарского Гродненского полка, с теми же орденами, на обороте находится надпись: souvenir d’amitié, выполненная накладными буквами из золота. Пам. культ. 1998 404. || Книжная закладка для быстрого нахождения нужного места. Закладка для книги с тисненой виньеткой и вышивкой (souvenir). // РА 1879 3 408. Перед нею стояла на столе рабочая корзинка и лежала начатая бисером закладка в книгу с словом souvenir; эту закладку она вышивала всегда, когда ждала новое лицо. П. О-в Родственники. // РВ 1858 22 93. Софья Матвеевна вынула из коробочки, которую принесла с собою, полоску papier piqué на которой было уже вышито золотым бисером souvenir и начата вокруг узенькая гирлянда, и стала усердно и сериозно вышивать. Н. О-в Родственники. // РВ 1859 21 666. Старушка, повидимому утомленная продолжительным моционом добросовестного обмахивания всех навешанных «сувениров» <фотографий и портретов>, остановилась в раздумьи <так> у письменного стола. Д. Позняк Дорогою ценою. // РВ 1885 1 107. После того <неприятных сцен> он постарался припрятать подалее дорогия ему сувениры: две шелковистыя пряди светло-русых волос — жены и сына, черную гуттаперчевую соску и две медныя монеты лежавшия на глазах покойного Коли. П. Засодимский Песня спета. // СВ 1888 8 1 108. || перен. Среди них <инвалидов> можно было увидеть все виды человеческого калеченья .. просто обожженные, простреленные навылет и с остатком — «сувениром» — в голове, груди, животе, раненные с осколками во все всевозможные места. Э. Кочергин Капитан. // Звезда 1997 1 78.

2. устар. Сувенир. Род записной книжки, которую носят при себе, и в которой находятся таблеты или пергаментные листки, связанные между собою, для записывания чего нибудь для памяти, перочинный ножик и проч. Ян. 1806 3 758. На денежки родителей своих настроили они себе богатые кареты, накроили множество кафтанов, навешали на себя множество цепочек, наполнили карманы табакерками, сувенирами. груди опоясали модными пуговицами, шеи увязали в жабо. 1790. Страхов Сатир. вестник. // Друг честн. людей 230. Она вздумала заплатить мне деньгами за мою услугу — и это меня бесит; по счастию адрес ея написан на первой странице сувенира! 1830. Ленский Воспитанник любви 26. В одно мгновение молодая дама оторвала от булавок лоскут бумажки, выдернула тонкий карандаш из сувенира, оперлась на диван своей маленькой ножкою, написала несколько слов на колене. Княжна Мими. // БДЧ 1834 7 2 25. Ты после прочтешь описание всей дороги в моем дневнике: все впечатления записала в твоем бархатном souvenir, даже имена всех станций. Волш. фонарь 1849 2. Долго после того продавались в магазинах медали, альбомы, пресс-папье из дворца, и сколько раз отбирала полиция медальоны, портфели, сувениры, фермуары и другие драгоценности принцев и принцесс орлеанских, препровождая новых их обладателей к суду. Анненков Февр. и март в Париже 1848. // А. Париж. письма 185. Кроме синонимов слова альбом, которые уже упоминались — «альбаум», памятная книжка («souvenir») — бытовали также названия: «книжка», «книжица». Корнилова Мир 277.

3. устар. Воспоминание, наследие чего-л. За сохранение их <телесных наказаний> ныне ратует только кн. Мещерский, считая татарский сувенир чуть ли неотъемлемой национальной принадлежностью. Набл. 1895 11 1 327.

4. устар. Память. По окончании танца я сказал ей вместо благодарения Adieu, и она стала хвалить это слово, в котором так много смысла, а прежде радовалась, что в мире есть souvenir. 16. 2. 1842. Грот — Плетневу. // Г.-П. Переп. 1 490. Зная такой <ленивый> нрав своего коня, Савка взял с собою на всякий случай хорошее березовое полено, которым надеялся запечатлеть сувенир в бока своего меланхолического буцефала. Лесков Пугало. // 11-8 19.

5. устар. Вид ювелирного украшения ? На соблазн старой няни, обнажены за локоть руки, белая шейка и стыдливые девичьи плечи, только прикрытыя жемчужным ожерельем, и Анна Гавриловна в фижмах, искусно поддерживающих большие широкие складки великолепно ниспадающей юбки, драгоценные супир и сувениры на руках и груди. Кохановская Из провинц. галереи портретов. // РВ 1858 20 79. — Я осмелился потрепать немножко ваши княжеския цацы, супирчики и сувенирчики, розовенькия ленточки и шарфики с нежненьких шеек. Кот Мурлыка Князь Костя. // РВ 1885 6 600. — Норм. Кроме того, кой-где проскакивают слова не русские (но не штудировать, не сувенирчики — употребление этих слов верх искусства и находчивости). 1844. Дост. Письма. // 30-28 (1) 89. — Лекс. Ян. 1806: сувенир; СИС 1937: сувени/р; СИЗ: сувенир 1789.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ В ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЯХ — заключаются в строгой количественной (стилостатистической) зависимости употребления языковых единиц определенной семантики от обусловливающих это употребление экстралингвистических факторов.

На основе анализа большого объема фактического материала — текстов трех функц. стилей — стилостатистическим методом обнаружены общие закономерности функционирования языковых средств, проявляющиеся с последовательностью и силой закона.

Одна из них: существует строгая количественная (вероятностно-статистическая) зависимость между абстрактностью содержания текста (с проявляющимся в нем типом мышления) и абстрактностью речи, то есть между частотой употребления слов и грамматических форм (с их лексико-грамматическими значениями) абстрактного же, отвлеченно-обобщенного значения. Та же зависимость имеется между конкретностью содержания и конкретностью речи.

Схематически эту зависимость можно выразить следующим образом.

При абстрактности содержания (АС) число абстрактных по значению речевых форм (АРФ) стремится к 100%, а конкретных (КРФ) — к нулю.

Иначе говоря, при АС АРФ ==> 100%, а КРФ ==> 0%.

Можно вычислить и коэффициент абстрактности речи по формуле:

АР = ΣАРФ/(ΣАРФ + ΣКРФ), где Σ есть сумма.

Коэффициент конкретности речи определяется по формуле:

КР = ΣКРФ/(ΣКРФ + ΣАРФ), где Σ — сумма.

В текстах абстрактного, отвлеченно-обобщенного содержания, представленных прежде всего науч. публикациями (и их фрагментами), суммарный средний коэффициент абстрактности речи равен 0,76, или 76%, а конкретности = 0,24 (24%). Эти показатели как самые общие можно распространить на науч. стиль в целом, хотя сама по себе закономерность (тенденция частоты употребления соответствующих языковых единиц) касается не только науч. стиля, но и других речевых разновидностей при указанном типе содержания (в их фрагментах).

Для текстов конкретного содержания, напр. художественных, также суммарно в среднем: АР = 0,30, а КР = 0,70, т.е. 30 и 70%.

Как видим, разница существенная, данные диаметрально противоположны.

Отмеченная закономерность отражает прежде всего специфические стилевые черты двух функц.-стилевых разновидностей — научной и художественной, которые обусловлены активизацией в процессе творчества отвлеченно-обобщенного либо образно-конкретного типа мышления субъекта речи. Хотя мы говорим о содержании речи, однако зависимость отвлеченности / конкретности речи обусловлена более глубинными факторами, а именно типом творческого мышления, что и создает в конечном счете стилевую специфику соответствующей речевой разновидности. По словам А.А. Леонтьева, «Речевое мышление всегда есть речевое мышление» (1965), и вот эту-то речевую «оболочку» мышления, а также ее отношение к мысли призван изучать лингвостилист.

Представленная закономерность употребления средств языка в речи касается функционирования не только лексических единиц, но и морфологических, а также синтаксических (насколько позволяет применение к последним признака отвлеченности или конкретности грамматического значения). Таким образом, и морфология обладает стилистическими средствами (хотя, например, А.М. Пешковский считал морфологию почти целиком нейтральной в стилистическом отношении).

Что касается лексики, то затронутый вопрос не требует специальных пояснений (оговорим лишь, что здесь имеется в виду не только сама по себе абстрактная или конкретная лексика, но и учет употребления различных лексико-семантических вариантов — ЛСВ — у многозначного слова). В отношении грамматики он сложнее, хотя имеет давнюю историю. Прежде всего следует учесть, что еще Ш. Балли писал об отражении в речи чисто рассудочной деятельности, или о научном языке: «научный язык — это отнюдь не то же самое, что научная терминология», «научный язык совпадает с понятийно-логическим языком…»,… а «понятийный язык выступает как более абстрактный».

Лингвистической традиции русистики известна характеристика грамматических средств языка по степени их обобщенности (и отвлеченности) или конкретности: см. Ф.И. Буслаев, К.С. Аксаков, А.А. Потебня, А.М. Пешковский, А.И. Томсон, А.А. Шахматов, В.В. Виноградов, В.Г. Адмони, А.Н. Гвоздев, А.В. Бондарко и др. При этом, особенно в более поздних работах (В.Г. Адмони, А.В. Бондарко), отмечается, что лексико-грамматическое значение, т.е. семантический план форм, связан с закономерностями и общностью их функционирования, в частности наблюдаются закономерно повторяющиеся обобщенные контекстные «окружения» словоформ.

А.И. Томсон замечал, что «сов. вид глаголов обозначает конкретное действие». В.В. Виноградов говорит об отвлеченности среднего рода (по сравнению с мужским и женским), так как существительные ср. рода представляют собой общее отвлеченное значение вещной предметности, как и обозначение «абстрактных понятий». По мнению ученого, со ср. родом сочетается самое отвлеченное представление о категории не-лица. Как известно, в грамматиках среди глагольных форм несов. вида выделяются наст. вневременнóе, или абстрактное (птицы летают, рыбы плавают), как способность, свойственная лицу или предмету вне ограничений времени. Формы сов. вида глагола в целом отличаются более конкретным значением, чем вида несов.; лицо глагола, в частности 2-е л., может выступать в обобщенном значении; от особенностей употребления зависит грамматическое число существительных, напр., ед. числа в собирательном значении (в этих местах водится белка) и при выражении общего понятия (лист состоит из…, береза — порода светолюбивая) и т.д. В отношении лексики характерно, что не только отвлеченные либо конкретные по своему значению слова (лексемы) обнаруживают противоположные часто́ты употребления в науч. текстах сравнительно с художественными, но это касается и лексико-семантических вариантов — ЛСВ (см.: В.А. Салимовский, 1991). Ср., напр.: синтезы идут с большой скоростью — по дорожке идет женщина; оценочность входит в значения подобных слов… — вот он входит в лес и видит; в этой теории опираются на синтагматический анализ — девушка оперлась рукой о стол; на это указывает его структура — дед указал в сторону леса; теперь переходим к доказательству… — через улицу переходит «стайка» ребятишек.

Таким образом, с учетом контекстного употребления слов и форм (их семантики) по признаку их отвлеченности либо конкретности (или степени отвлеченности/конкретности) может быть сформулирован закон функционирования языковых единиц, отражающий их зависимость от определенных экстралингвистических факторов.

Другая закономерность употребления языковых единиц в разных функц. стилях заключается в том, что в зависимости от специфики того или иного функц. стиля (в свою очередь обусловленной его экстралингвистической основой) из общего фонда лит. языка отбираются и используются далеко не все возможные языковые средства, а способные наилучшим образом выразить специфику соответствующего стиля. В данном случае речь идет не только о различиях стилей по признаку абстрактности/конкретности, но имеется в виду вообще соотношение языковых средств в текстах того или иного функц. стиля с фондом общелитературного языка и выбор из него не всех единиц, а лишь соответствующих коммуникативным целям общения в той или иной сфере.

Наблюдается количественно-качественная функционально-семантическая зависимость языковых средств, употребляющихся в той или иной речевой разновидности, от экстралингвистической основы функц. стиля, определяющей специфику последнего. Или — иначе — имеется теснейшая, закономерно проявляющаяся взаимосвязь функционально-семантической стороны языковых средств со специфическими признаками стиля. Происходит как бы семантическое расщепление одной и той же языковой единицы общелитературного языка и преимущественное использование ее ЛСВ в том или другом функц. стиле лишь в определенном значении, которое наиболее согласуется со спецификой стиля.

Напр., из различных значений глагольных форм наст. времени рус. лит. языка наст. вневременное используется преимущественно в научной речи; наст. долженствования — в оф.-деловой; наст. историческое, или наст. живого представления, — в художественной, хотя в последней преобладают формы глаголов прош. времени, наст. репортажное (А.Н. Васильева) — в публицистической. Характерны в этом отношении данные по отбору и употреблению в каждом функц. стиле определенных (а не всех) лексем и ЛСВ из числа словарных, представленные в монографии В.А. Салимовского (1991). При этом соответствующие значения проявляются весьма отчетливо у большого числа слов, форм, конструкций в контексте соответствующей речевой разновидности. В результате образуется общая для данной речевой разновидности макроокраска, специфическая и неповторимая, которая и становится стилеобразующей, охватывая средства всех уровней. Это и создает речевую системность стиля.

Итак, вторая закономерность кратко может быть сформулирована следующим образом. В каждой речевой разновидности, в зависимости от ее экстралингвистических стилеобразующих основ и в результате выражения специфики стиля, формируются и активно функционируют (являются преобладающими и специфичными) особые функц.-семантические значения используемых здесь единиц различных языковых уровней. Они создают общую для данного стиля функц.-стилевую окраску речи и являются одной из существенных черт речевой системности функц. стиля.

Именно в результате проявления в речи (тексте) указанной закономерности, отражающей принцип отбора (выбора) и сочетания (в целом — организации) языковых средств, функц. стили различаются присущими каждому доминантными стилевыми чертами: научный — отвлеченно-обобщенностью, точностью и логичностью, официально-деловой — предписующе-долженствующим и констатирующим характером речи, газетно-публицистический — социальной оценочностью, художественный — художественно-образной речевой конкретизацией. Это самые общие и базовые черты макростилей, обусловленные их экстралингвистической основой (фундаментом). Как всякое общее, они не полностью отражают конкретное. В конкретных же текстах функц. стилей представлены и другие стилевые черты и признаки, как бы наслаивающиеся на базовые (иногда несколько трансформирующие их — см. полевая структура функц. стиля). Помимо базовых (первичных) экстралингвистических факторов и соответствующих им стилевых черт в конкретном тексте представлены и другие — вторичные, обогащающие его стилевую палитру.

Проблема закономерностей использования языковых единиц в аспекте экспрессивной стилистики подробно и глубоко разработана Т.Г. Винокур (1980). (См. статьи словаря: Экспрессивная стилистика; Стилистическое значение; Стилистическое задание; Стилистический эффект; Стилистическое согласование; Стилистический контраст.)

Лит.: Головин Б.А. Язык и статистика. — М., 1971; Кожина М.Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими. — Пермь, 1972; Ее же: Стилистика русского языка. — 3-е изд. — М., 1993; Кожина М.Н., Капустина Н.М. Эволюция употребления двух семантических групп глаголов в русских научных текстах // Специфика и эволюция функциональных стилей. — Пермь, 1979; Митрофанова О.Д. Язык научно-технической литературы. МГУ. — М., 1973; Лариохина Н.М. Вопросы синтаксиса научного стиля речи. — М., 1979; Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. — М., 1980; Разговорная речь в системе функциональных стилей современного русского литературного языка / Под редакцией О.Б.Сиротининой. Лексика. — Саратов, 1983; Грамматика. — Саратов, 1992; Салимовский В.А. Семантический аспект употребления слова в функциональных стилях речи, 1991.

🎥 Видео

Рифма в русской поэзии | Институт НавыковСкачать

Рифма в русской поэзии | Институт Навыков

Ссора Ленского и Онегина. Почему Онегин убил Ленского?Скачать

Ссора Ленского и Онегина. Почему Онегин убил Ленского?

Над чем шутил Пушкин перед дуэлью? Из курса «Почему мы не понимаем классиков?»Скачать

Над чем шутил Пушкин перед дуэлью? Из курса «Почему мы не понимаем классиков?»

ЕГЭ решаем весь вариантСкачать

ЕГЭ решаем весь вариант

СПРЯЖЕНИЯ. Секреты выполнения задания 12 | Русский язык ЕГЭ 2023 | УмскулСкачать

СПРЯЖЕНИЯ. Секреты выполнения задания 12 | Русский язык ЕГЭ 2023 | Умскул

РАЗБОР ДЕМОВЕРСИИ 2023 | РУССКИЙ С ВЕРОЙ ЕГЭФЛЕКССкачать

РАЗБОР ДЕМОВЕРСИИ 2023 | РУССКИЙ С ВЕРОЙ ЕГЭФЛЕКС

Кернинг и трекингСкачать

Кернинг и трекинг

Дарья Сагалова: Харассмент - это налог на женскую тупость!Скачать

Дарья Сагалова: Харассмент - это налог на женскую тупость!

Семнадцать мгновений весны 3 серия | Полная версия сериалаСкачать

Семнадцать мгновений весны 3 серия | Полная версия сериала

⚡ Разбор демоверсии ЕГЭ-2023 по РУССКОМУ ЯЗЫКУСкачать

⚡ Разбор демоверсии ЕГЭ-2023 по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

РАЗБОР ВАРИАНТА ЕГЭ по русскому языку (23.05)Скачать

РАЗБОР ВАРИАНТА ЕГЭ по русскому языку (23.05)

РАЗБОР СТАТГРАДА ПО РУССКОМУ | ЕГЭ 2023Скачать

РАЗБОР СТАТГРАДА ПО РУССКОМУ | ЕГЭ 2023

Решаем вариант ЕГЭ 2023 из сборника Дощинского и Цибулько| РУССКИЙ ЯЗЫК ЕГЭ 2023 | СОТКАСкачать

Решаем вариант ЕГЭ 2023 из сборника Дощинского и Цибулько| РУССКИЙ ЯЗЫК ЕГЭ 2023 | СОТКА

ЕГЭ по Русскому языку 2020. Задание 9. Теория. Гласные в корнях словСкачать

ЕГЭ по Русскому языку 2020. Задание 9. Теория. Гласные в корнях слов

Разбор демоверсии ЕГЭ по русскому языку — 2023 [IrishU]Скачать

Разбор демоверсии ЕГЭ по русскому языку — 2023 [IrishU]

Иисусова Молитва (Пашков, Касаткина, Сержантов, Мацан) / подкаст «Райсовет»Скачать

Иисусова Молитва (Пашков, Касаткина, Сержантов, Мацан) / подкаст «Райсовет»

Когда ставить запятую | Обособленные обстоятельства | Русский язык ЦЭ, ЦТ, ЕГЭ (практика и теория)Скачать

Когда ставить запятую | Обособленные обстоятельства | Русский язык ЦЭ, ЦТ, ЕГЭ (практика и теория)
Поделиться или сохранить к себе: