Опера ундина чайковского ударение

Видео:Undina, TH 2: Undina's Song. ModeratoСкачать

Undina, TH 2: Undina's Song. Moderato

Опера ундина чайковского ударение

Опера ундина чайковского ударение

Опера в трёх действиях. Либретто В. А. Соллогуба по книге «Ундина. Старинная повесть, рассказанная на немецком языке в прозе бароном Ф. Ламотт-Фуке», на русском в стихах В. А. Жуковским.

Сочинялась в Москве, январь 1869 — Каменке, июль 1869 года.

Впервые исполнены отрывки из оперы 16 (28) марта 1870, Москва, концерт в Большом театре: Интродукция, песня Ундины и финал I действия. Дирижер Э. Н. Мертен. Ундина — А. Д. Александрова-Кочетова, Гульбранд — А. М. Додонов.

Первое действие

Старый рыбак Гольдман и его жена Берта беспокоятся об их приемной дочери Ундине, которая куда-то запропастилась. Входит рыцарь Гульбранд и просит ночлега. Он рассказывает о страшном лесе и об «ангеле светлой красоты», который спас его. Этим «ангелом» оказывается Ундина. Беседу старика, старухи и рыцаря прерывает появление Ундины, которая поет ариозо: «Ручеек — мой дядя, водопад — мой брат!» Рыцарь объясняется девушке в любви. Они решают пожениться и поспешно оставляют хижину, сообщив старику о своем решении. Начинается буря. Гульбранд борется со стихией, неся Ундину на плече.

Второе действие

Герцог, на площадке дома которого происходит действие, является названным отцом Бертальды, жаждет отомстить Гульбранду за его брак с Ундиной. Бертальда все еще любит Гульбранда и ревнует его к Ундине. Появившийся рыцарь в дуэте с Бертальдой сообщает, что разлюбил Ундину и возвращается к прежней возлюбленной. На пиру, прославляющем Бертальду, Ундина поет балладу, из которой выясняется, что Бертальда — дочь Гольдмана и Берты. Рыцарь прогоняет Ундину «в нечистый край, тебе родной». Девушка с горя бросается в Дунай. Хор свидетельствует: «судьбы совершились веленья, Ундина погибла в волнах». Рыцарь хочет спасти Ундину, но его удерживают. Герцог в недоумении.

Третье действие

Сцена представляет собой дорогу. Вдали виден храм. Рыцарь опять влюблен в Ундину и оплакивает ее. Бертальда зовет рыцаря в храм, где все готово к их браку. Гульбранд колеблется. Появившийся Герцог рассказывает, что его по ночам преследует призрак Ундины, умоляющий не допустить брак Гульбранда и Бертальды. Последняя настаивает. Ее не останавливает даже появление Гольдмана, который произносит те же слова запрета, что и Герцог. Он и Герцог узнают от наперсника Альвальдо, что по дороге из колодца вышла Ундина и расстроила брачное шествие. Вбегает возбужденный рыцарь, за ним Ундина. Следует их любовный дуэт, после которого Гульбранд падает мертвым. Ундина оплакивает его и исчезает, оборачиваясь фонтаном. На сцене — ночь и лунное сияние. Под звуки хора:

«Свершилось чудное, а нам
Смириться должно, перед небом,
Внимать его священной воле
И прославлять его дела»

Музыкальный материал оперы был позже использован: интродукция к опере без существенных изменений стала интродукцией к «Снегурочке», а песня Ундины из д. I «Водопад, мой дядя» — 1-й песней Леля. Финальный дуэт Ундины и Гульбрандта из III д. оперы переделан в дуэт Одетты и Зигфрида из «Лебединого озера» По свидетельству Н. Д. Кашкина, свадебный марш из III д. оперы без средней части использован в симфонии № 2, ч. II

«Ундина» — вторая опера Чайковского. создавалась на уже готовое либретто, написанное для композитора А. Ф. Львова, опера которого была поставлена в Петербурге в 1848, но провалилась. Чайковский с детства знал этот сюжет и любил его. «Ундина» Жуковского была любимой книгой в семье Чайковских. Ундиночкой называли его сестру Александру. Первое издание «Ундины» В. А. Жуковского сохранилось в клинском музее в личной библиотеке композитора, а в ней между старинными гравюрами иллюстраций лежат засушенные цветы. Позже, вплоть до последнего года жизни, Чайковский несколько раз принимался еще и еще раз обратиться к сюжету Ундины и написать то оперу, то балет на этот сюжет.

А тогда, в 1869 году, молодой Чайковский работал над оперой очень быстро и с увлечением. Он спешил, так как рассчитывал на обещание Дирекции Императорских театров поставить оперу, если партитура будет готова к осени 1869. Обещание было нарушено — в мае 1870 «Ундина» была отвергнута синклитом дирижеров императорских театров во главе с К. Лядовым (отцом А. К. Лядова). Чайковский забрал партитуру из Дирекции и, по собственному признанию, её потом уничтожил в 1873, не дав «Ундине» увидеть света рампы.

Судя по сохранившимся отрывкам, в развитии сюжета большую роль играли картины природы и средневекового быта, дававшие возможность Чайковскому проявить дар к изобразительно-живописному письму. Сохранившиеся свадебное шествие последнего акта и ария Ундины из I д. дают представление о владении Чайковским к тому времени средствами колористического письма. В этом смысле примечателен финал I д.: Наводнение, потоп, во время которого Ундина увлекает за собой Гульбранда. Дуэт Ундины и Гульбранда впоследствии стал знаменитым фрагментом во 2 акте Лебединого озера, дуэтом Одетты и Зигфрида, где голоса певцов были заменены на дуэт виолончели и скрипки. Опера «Ундина» стала важнейшим творческим моментом в жизни Чайковского на его пути к «Лебединому озеру» и «Снегурочке».

Еще до премьеры «Воеводы» композитор начал работать над следующей оперой — «Ундина» на сюжет романтически-сказочной повести немецкого писателя де Ламотт Фуке, неоднократно привлекавший к себе внимание оперных композиторов, начиная с Э. Т. А. Гофмана. Чайковский воспользовался либретто В. А. Соллогуба, на которое была уже ранее написана опера А. Ф. Львова, поставленная в Петербурге в 1848 году, а затем возобновленная, но без всякого успеха, в 1864 году. Сказка Фуке, известная Чайковскому с детских лет в стихотворной обработке В. А. Жуковского, могла привлечь его своей поэтичностью и тонким одухотворенным лиризмом. Но для конца 60-х годов сюжет этот был уже несвоевременным. Тем не менее он продолжал привлекать композитора и позже, и Чайковский неоднократно возвращался к мысли об опере или балете по повести Фуке — Жуковского, впрочем, так и не осуществив этого намерения. Отказываясь от предложенного ему братом Модестом Ильичом сценария, он писал: «. разве можно поместить в сценарии то, что в последний раз, когда я читал „Ундину“, заставляло меня плакать, особенно Ундина, т.е. та, которая восхищает и трогает, невозможна на сцене». В этой связи уместно вспомнить слова, сказанные Белинским об одном из основных жанров творчества Жуковского — балладе: «в ней главное не события, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит читателя». По-видимому, Чайковский опасался, что возникающие при чтении фантастической повести смутные, неясные образы и представления могут быть на сцене «опрозаичены» и лишены своей поэтической прелести.

«Ундина» не была принята к постановке театральной дирекцией и так же, как «Воевода», уничтожена композитором. Поэтому мы можем составить лишь очень неполное представление о ее музыке по немногим сохранившимся эпизодам, частично использованным Чайковским в его последующих произведениях (музыка к «Снегурочке» Островского, Вторая симфония, «Лебединое озеро»). В связи с исполнением отрывков из оперы в концерте Большого театра 16 марта 1870 года Ларош писал: «Я нашел в них не только ту тщательную и элегантную оркестровку, которой всегда блистают композиции нашего даровитого соотечественника, но и местами весьма удачно переданный фон фантастического водяного царства; другие места, как мне показалось, страдали вычурностью и изысканностью». В целом же, по мнению критика, опера Чайковского вполне достойна быть поставленной на сцене, и он выражал сожаление, что ни петербургский, ни московский оперный театр не проявил к ней должного интереса.

Видео:Tamara Milashkina sings Undina's Song from 'Undina' by TchaikovskyСкачать

Tamara Milashkina sings Undina's Song from 'Undina' by Tchaikovsky

Словари

Чайко́вский Пётр Ильич (1840-1893), композитор. Брат М. И. Чайковского. Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург, Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии), создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Оперы: «Евгений Онегин» (1878, лирические сцены — новый тип оперы), «Мазепа» (1883), «Черевички» (1885), «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1891) и др. Новатор в области балета (музыка — ведущий компонент балетной драматургии): «Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889), «Щелкунчик» (1892). К мировым шедеврам принадлежат 4-6-я симфонии (1877-93), симфония «Манфред» (1885), увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1869), фантазия «Франческа да Римини» (1876), «Итальянское каприччио» (1880), 3 концерта для фортепиано с оркестром (1875-93); концерт для скрипки с оркестром, «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (1876), фортепианное трио «Памяти великого художника» (1882), романсы. Профессор Московской консерватории (1866-78). С 1958 в Москве проводится Международный конкурс им. Чайковского.

Опера ундина чайковского ударение

ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич — ЧАЙКО́ВСКИЙ Петр Ильич [25 апреля (7 мая) 1840, Камско-Воткинский завод Вятской губернии, ныне Воткинск, Удмуртия — 25 октября (6 ноября) 1893, Санкт-Петербург], русский композитор. Брат М. И. Чайковского. Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург, Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии), создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Оперы: «Евгений Онегин» (1878, лирические сцены — новый тип оперы), «Мазепа» (1883), «Черевички» (1885), «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1891). Новатор в области балета (музыка — ведущий компонент балетной драматургии); «Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889), «Щелкунчик» (1892). К мировым шедеврам принадлежат 6 симфоний (1866-1893), симфония «Манфред» (1885), увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1866-1893), фантазия «Франческа да Римини» (1876), «Итальянское каприччио» (1880), 3 концерта для фортепьяно с оркестром (1875-1893); концерт для скрипки с оркестром, «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (1876), фортепьянное трио «Памяти великого художника» (1882), романсы. Профессор Московской консерватории (1866-1878). В 1894 открыт Дом-музей Чайковского в Клину, в 1940 — мемориальный музей в Воткинске. С 1958 в Москве проводится Международный конкурс имени Чайковского.

Семья. Начало музыкальной карьеры

Чайковский родился в семье горного инженера, начальника Камско-Воткинского завода. Предки отца происходили из украинских казаков, дед матери был обрусевшим французом. Как отмечал сам композитор, его предки по обеим линиям «не выказывали музыкальных способностей». В семье родителей музыку любили, мать хорошо пела, играла на фортепиано, в доме проводились музыкальные вечера. Способности к музыке проявились у Чайковского рано: пяти лет он начал играть на фортепиано, а через три года читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления. В 1850-1859 по желанию родителей Чайковский учился в Училище правоведения, после чего был определен на службу в Министерство юстиции. В 1855-1858 брал уроки игры на фортепиано у известного в то время пианиста Р. Кюндингера, который был невысокого мнения о способностях будущего композитора.

Лишь в 1861 Чайковский приступил к серьезным занятиям в музыкальных классах Петербургского отделения Русского музыкального общества. Осенью 1862 он стал студентом преобразованной из музыкальных классов Петербургской консерватории, которую с отличием окончил в 1865 по классам А. Г. Рубинштейна (см. РУБИНШТЕЙН Антон Григорьевич), высоко ценившего талант ученика, и Н. И. Зарембы. Тогда же были написаны первые крупные сочинения для симфонического оркестра: увертюра «Гроза» (к драме А. Н. Островского, 1864) и Увертюра фа-мажор (1865), «Характерные танцы», кантата для солистов, хора и оркестра на оду Шиллера «К радости» (дипломная работа), камерные произведения. Оставив службу в мае 1863, зарабатывал на жизнь уроками.

В Московской консерватории (1866-78)

В 1866 Чайковский был приглашен на должность профессора в открывающуюся Московскую консерваторию (во главе ее стоял Н. Г. Рубинштейн (см. РУБИНШТЕЙН Николай Григорьевич), брат директора Петербургской консерватории А. Г. Рубинштейна). В 1866-78 Чайковский вел в консерватории классы свободного сочинения, теории, гармонии и инструментовки (среди его учеников — С. И. Танеев (см. ТАНЕЕВ Сергей Иванович)). В рамках своих педагогических обязанностей Чайковский написал «Руководство к практическому изучению гармонии» (1872) и перевел с французского «Руководство к инструментовке» Ф. О. Геварта. Активно участвуя в музыкальной жизни Москвы, Чайковский регулярно выступал в печати в качестве музыкального критика, из-за постоянной нужды в деньгах в 1871-76 работал музыкальным рецензентом газет «Современная летопись» и «Русские ведомости», участвовал в «Артистическом кружке» А. Н. Островского (см. ОСТРОВСКИЙ Аркадий Ильич), общался с композиторами-членами «Могучей кучки» (см. МОГУЧАЯ КУЧКА), а также с В. В. Стасовым (см. СТАСОВ Владимир Васильевич), Л. Н. Толстым (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич), Я. П. Полонским (см. ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович), А. Н. Плещеевым (см. ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич), актером П. М. Садовским (см. САДОВСКИЙ Александр Иванович). Тогда же он познакомился с Г. Берлиозом (см. БЕРЛИОЗ Гектор), К. Сен-Сансом (см. СЕН-САНС Камиль), другими ведущими музыкантами Европы, среди которых у него нашлось немало почитателей.

Личная жизнь композитора не складывалась. Стремясь преодолеть свой гомосексуализм, он в 1877 женился на А. И. Милюковой. Брак этот оказался крайне несчастливым; связанные с ним переживания чуть не довели Чайковского до самоубийства. В 1878 он фактически бежал из России и в течение нескольких лет жил преимущественно за границей (главным образом в Швейцарии и Италии).

В 1877 Чайковского взяла под свое финансовое покровительство Н. Ф. фон Мекк — одна из богатейших женщин России, вдова крупного промышленника. Помощь с ее стороны, длившаяся до 1890, позволила композитору спокойно заниматься творчеством. Значительный интерес для понимания личности Чайковского представляет его обширная переписка с фон Мекк, с которой он никогда не виделся.

Годы жизни в Москве стали временем становления и расцвета таланта Чайковского. Главные произведения этого периода — пять опер, в том числе «Лирические сцены» — «Евгений Онегин» (1878), четыре симфонии (№ 1 «Зимние грезы», 1866; № 2, 1872; № 3, 1875; № 4, 1877), балет «Лебединое озеро» (1876), «Литургия св. Иоанна Златоуста» (1878), Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1875), Концерт для скрипки с оркестром (1878), «Меланхолическая серенада» для скрипки с оркестром (1875), «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (1876), музыка к пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» (1873), симфонические фантазии «Буря» (по В. Шекспиру, 1873) и «Франческа да Римини» (1876), а также увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1869), 3 струнных квартета (1871-76), Большая соната для фортепиано (1878), множество фортепианных пьес (в том числе знаменитый цикл «Времена года», 1876) и романсов для голоса с фортепиано.

Годы странствий. Жизнь в Подмосковье (1879-89)

В конце 1870-х гг. Чайковский уходит из консерватории и едет за границу. В середине 1880-х гг. Чайковский возвращается к активной музыкально-общественной деятельности в России (в 1885 он был избран директором Московского отделения Русского музыкального общества). Тогда же он поселился под Москвой: сначала в селе Майданово, затем во Фроловском — оба близ Клина, а в 1892 — в Клину. Вместе с тем его скитальческой натуре по-прежнему была необходима перемена мест. Во второй половине 1880-х начинается дирижерская деятельность Чайковского — сначала в России, а потом за границей; в качестве исполнителя собственных произведений он посещает Германию, Австро-Венгрию, Францию, Англию, Швейцарию. Концертные поездки укрепили его творческие и дружеские связи с ведущими музыкантами эпохи, в том числе с Э. Григом, А. Дворжаком (см. ДВОРЖАК Антонин), Г. фон Бюловом (см. БЮЛОВ Ханс фон). Зимы композитор проводит, как правило, за границей, лето — в основном на родине.

И в эти годы Чайковский исключительно активен в творческом отношении. Среди созданного им — оперы «Орлеанская дева» (1879), «Мазепа» (1883), «Черевички» (1885; это второй вариант оперы «Кузнец Вакула», завершенной в 1874), «Чародейка» (1887), балет «Спящая красавица» (1889), «Всенощное бдение» (1881), программная симфония «Манфред» (1885), Симфония №5 (1888), 4 сюиты для оркестра (1879-87; Сюита №4 известна под названием «Моцартиана»), Серенада для струнного оркестра (1880), «Торжественная увертюра 1812» (1880), «Итальянское каприччио» для оркестра (1880), увертюра-фантазия «Гамлет» (1888), трио «Памяти великого художника (на смерть Н. Г. Рубинштейна, 1882), ряд великолепных романсов, в том числе «То было раннею весною», «День ли царит», «Серенада Дон-Жуана».

Последние годы (1890-93)

Последний период жизни композитора отмечен всемирным признанием творчества Чайковского, проявившимся не только в восторженном приеме его сочинений (в 1891 он с триумфом гастролировал в США; в 1892 — в Гамбурге под управлением Г. Малера (см. МАЛЕР Густав) с огромным успехом прошел «Евгений Онегин»), но и в избрании композитора членом-корреспондентом парижской Академии изящных искусств (1892) и почетным доктором Кембриджского университета (1893). В эти годы, оказавшиеся завершающими в не знавшей перерыва 28-летней композиторской деятельности Чайковского, были созданы оперы «Пиковая дама» (1890) и «Иоланта» (1891), балет «Щелкунчик» (1892), струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» (1892), Симфония № 6, «Патетическая» (1893), утвердившая место Чайковского среди крупнейших симфонистов мира.

Смерть настигла Чайковского в расцвете творческих сил и славы: композитор заразился холерой через несколько дней после того, как дирижировал на премьере Шестой симфонии в Петербурге (премьера — 16 октября, начало болезни — 21 октября); смерть наступила спустя 4 дня.

Чайковский оставил обширное наследие практически во всех музыкальных жанрах (в том числе 10 опер, 3 балета, 6 симфоний, 104 романса). И по сей день он остается самым исполняемым и известным в мире русским композитором, выразившим с необычайной силой, простотой и искренностью эмоционально-напряженную лирическую стихию русской природы и русской души.

Именем Чайковского названы (1940) Московская и Киевская консерватории, концертный зал в Москве; с 1958 в Москве каждые 4 года проводится Международный конкурс имени Чайковского.

ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич (1840-93) — российский композитор. Брат М. И. Чайковского. Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург. Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии), создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Оперы: «Евгений Онегин» (1878, лирические сцены — новый тип оперы), «Мазепа» (1883), «Черевички» (1885), «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1891) и др. Новатор в области балета (музыка — ведущий компонент балетной драматургии); «Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889), «Щелкунчик» (1892). К мировым шедеврам принадлежат 6 симфоний (1866-93), симфония «Манфред» (1885), увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1866-93), фантазия «Франческа да Римини» (1876), «Итальянское каприччио» (1880), 3 концерта для фортепьяно с оркестром (1875-93); концерт для скрипки с оркестром, «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (1876), фортепьянное трио «Памяти великого художника» (1882), романсы. Профессор Московской консерватории (1866-78). В 1894 открыт Дом-музей Чайковского в Клину, в 1940 — мемориальный музей в Воткинске. С 1958 в Москве проводится Международный конкурс имени Чайковского.

Опера ундина чайковского ударение

ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ.

(1840-1893), русский композитор, музыка которого отличается красочностью, романтичностью и необычайным мелодическим богатством. Родился 7 мая 1840 в Воткинске (Вятская губерния), в семье начальника Камско-Воткинского завода, горного инженера И.П.Чайковского и Александры Ассиер. Чайковский рос очень нежным, чувствительным ребенком, и его болезненность особенно обострилась после смерти любимой матери (1854). В детстве получил домашнее воспитание, а затем, после двух лет занятий в пансионе, поступил в петербургское Училище правоведения (1852). Окончив его в 1859, стал чиновником Департамента юстиции. С 14 лет начал проявлять склонности к композиции, в 1860 или 1861 опубликовал романс на итальянский текст и тогда же, совершив путешествие по Западной Европе (1861), решил заняться музыкой, прежде всего гармонией, под руководством Н.И.Зарембы. В 1862 он поступил в только что открытую Петербургскую консерваторию и в следующем году оставил государственную службу, чтобы полностью посвятить себя занятиям музыкой. Он занимался композицией и оркестровкой у директора консерватории А. Г. Рубинштейна и за время обучения создал несколько произведений, в том числе увертюру Гроза по одноименной пьесе А.Н.Островского и кантату К Радости на стихи Ф. Шиллера. В 1866, сразу после окончания консерватории, был приглашен на должность профессора гармонии в Московскую консерваторию, открытую в том же году братом Антона Рубинштейна — Николаем Рубинштейном. В течение первых двух лет в Москве Чайковский сочинил свою Первую симфонию (Зимние грезы, 1866) и первую оперу Воевода, которая была поставлена в Москве в 1869 (после премьеры уничтожена автором и восстановлена через много лет после его смерти по сохранившимся оркестровым партиям). Вторая опера, Ундина, была представлена в дирекцию Императорских театров, но не дошла до сцены и впоследствии была уничтожена автором (ее материал частично вошел в балет Лебединое озеро). Оркестровая увертюра Ромео и Джульетта получила после премьеры довольно жесткую оценку критики, но после значительной переработки в 1870 и 1880 это сочинение стало одним из самых популярных в оркестровом наследии композитора. Удача начала поворачиваться лицом к музыканту в первые годы следующего десятилетия, когда появились Вторая и Третья симфонии (1872, 1875), три струнных квартета (1871, 1874, 1876), Первый фортепианный концерт си-бемоль минор, а затем оркестровая фантазия Франческа да Римини (1876) и Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (1877). Две следующие оперы Чайковского — Опричник и Кузнец Вакула (вторая из них стала победительницей на конкурсе, объявленном дирекцией Императорского русского музыкального общества) и балет Лебединое озеро были поставлены соответственно в 1874, 1876 и 1877. К перечню его работ этого периода можно прибавить заграничные поездки — в Швейцарию, Италию, в Париж и Байройт. Но в 1877 произошли два очень важных события. Первое — начало загадочной дружбы Чайковского с Надеждой фон Мекк, вдовой, обладательницей огромного состояния, обожавшей музыку вообще и в особенности музыку Чайковского, в течении многих лет поддерживавшей композитора, но не желавшей с ним встречаться. Второе — женитьба Чайковского на Антонине Милюковой. Чайковский имел гомосексуальные наклонности, причем испытывал по этому поводу глубокое чувство вины; в 1876 он говорит в письме к брату о своем решении жениться или вступить в открытую связь с женщиной и тем самым заткнуть рты сплетникам. Последствия оказались ужасными: Чайковский попытался покончить с собой, но так и не сумев сделать этого, срочно уехал от жены. Чайковский много лет обеспечивал Милюкову, но никогда более не встречался с ней; она умерла в 1917, последние два десятилетия своей жизни провела в приюте для умалишенных. Зиму 1877/1878 Чайковский прожил с братом Модестом в Швейцарии и Италии, где завершил два шедевра — Четвертую симфонию и оперу Евгений Онегин. Надежда фон Мекк назначила композитору стипендию в размере 6000 рублей в год (ее выплата была прервана внезапно в 1890), что позволило ему оставить педагогическую деятельность и сосредоточиться исключительно на творчестве. После описанных событий жизнь Чайковского потекла по прежнему руслу. В 1885 он устроил себе постоянное жилище в Майданове под Клином, затем в 1888 перебрался в соседнее Фроловское и незадолго до смерти наконец приобрел собственный дом на окраине Клина. Он всегда проводил много времени за границей, подолгу жил в поместьях своих родных (особенно в украинском имении Каменка, принадлежавшем семье сестры Чайковского — Александры) и друзей. В этот период появляются три оперы — Орлеанская дева (поставлена в 1881), Мазепа (поставлена в 1884) и Чародейка (поставлена в 1887), а также скрипичный концерт ре мажор (1878), Второй фортепианный концерт соль мажор (1880), торжественная увертюра 1812 год (1881), трио Памяти великого художника (1882), посвященное Н.Г.Рубинштейну, три оркестровые сюиты (1879, 1883 и 1884), симфония Манфред по поэме Байрона (1885). В 1888 году Чайковский вступил на новое поприще. Он преодолел отвращение к публичным выступлениям и постепенно начал дирижировать своими произведениями в Петербурге и Москве. С января по март 1888 он совершил большое зарубежное турне и успешно провел концерты в Лейпциге, Гамбурге, Берлине, Праге, Париже и Лондоне. Год спустя состоялась вторая зарубежная концертная поездка Чайковского. В промежутке были сочинены Пятая симфония ми минор (1888), увертюра-фантазия Гамлет (1888) и вчерне завершен балет Спящая красавица. Оркестрован он был в течение лета 1889 и поставлен в начале следующего года. В 1890 появилась лучшая опера Чайковского — Пиковая дама. Весной 1891 Чайковский совершил свою первую (и единственную) поездку в Соединенные Штаты, где выступал в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии, причем обнаружил, что в Америке он известен гораздо больше, чем в Европе. Вернувшись в Россию, он посвятил летние месяцы сочинению баллады для голоса с оркестром Воевода, одноактной оперы Иоланта и балета Щелкунчик. И опера и балет были поставлены в 1891, но имели на премьере столь скромный успех, что огорченный композитор даже прервал работу над почти законченной Шестой симфонией ми бемоль мажор. Три части из этой симфонии (по авторскому подзаголовку — симфония Жизнь) впоследствии были превращены автором в Третий фортепианный концерт, оставшийся после смерти композитора незавершенным: первая часть была издана учеником Чайковского С.И.Танеевым как Третий концерт ми бемоль мажор, ор. 75, а две других части Танеев отредактировал и опубликовал под названием Анданте и Финал для фортепиано с оркестром, ор. 79 (фактически оба опуса представляют собой одно произведение, и в последнее время именно так исполняются некоторыми пианистами). В начале 1893 Чайковский начал работу над «настоящей» Шестой симфонией си минор. Сочинение было прервано поездкой в Англию, куда Чайковский отправился для получения присужденной ему степени почетного доктора музыки в Кембриджском университете. Симфония была закончена в августе, а исполнена впервые под управлением автора в Петербурге 28 октября. Буквально накануне премьеры композитор дал симфонии подзаголовок Патетическая. Через пять дней Чайковский заболел холерой, которой, как считали, он заразился, выпив стакан сырой воды. Умер Чайковский в Санкт-Петербурге 6 ноября 1893.

И в России и за ее рубежами Чайковского принято считать «величайшим» русским композитором. Подобные определения всегда спорны. Наследие Чайковского очень велико и неровно по качеству, и даже лучшие из его произведений имеют особенности, не вызывающие симпатий у музыкантов. Однако богатство лирической мелодики Чайковского, его мастерское владение практически всеми музыкальными жанрами, его блестящая композиторская техника (в особенности оркестровая), глубоко оригинальный характер его творчества (которое, по мнению многих, отражает захватывающую тайну личности композитора) — все это действительно делает Чайковского выдающейся фигурой не только русской, но и мировой музыкальной культуры. Хотя он писал во всех жанрах (вплоть до церковных композиций), главное в его творчестве — симфонические произведения, а также оперы и балеты. Среди многочисленных романсов Чайковского шедевров не так уж много, а остальное нуждается в переоценке. Его фортепианные пьесы редко поднимаются выше уровня приличного салонного музицирования той эпохи. В струнных квартетах встречаются прекрасные части, как, например, знаменитое Andante cantabile из Первого квартета ре мажор, основанное на мелодии народной песни, но многое в Фортепианном трио прозвучало бы лучше в оркестре.

Оркестровые сочинения. Обращаясь к оркестру, Чайковский становится совсем другим. Очевидно, оркестровые тембры особенно возбуждали его фантазию. И дело не в том, что громкая и блестящая звучность скрывает скудость тематического материала, а в том, что полные чувства, широкие и гибкие мелодии, характерные для лучших творений Чайковского — они появляются уже в раннем периоде: например, «темы любви» из увертюры Ромео и Джульетта или из Бури (1873), первая тема Первого фортепианного концерта, — нуждаются в теплой и насыщенной инструментовке, которая в полной мере раскрывает их содержание. Фактура музыки Чайковского чаще образуется не из тематической ткани или изобретательной разработки тематизма, а из инструментальных фигураций на более или менее простой основе: такова, например, ажурная партия флейты в медленной части Первой симфонии. В некоторых проявлениях натуры Чайковского, хотя бы в его преклонении перед современными ему французскими композиторами — Ж.Бизе и Л.Делибом, ощущается, что он — на четверть француз. Но все же на три четверти он — русский, и его глубинная «русскость» особенно ярко заявляет о себе в ранних произведениях: первых четырех симфониях, Буре, увертюре 1812 год, серенаде для струнного оркестра, ор. 48 (1880), где повсюду в той или иной мере используется фольклорный материал. В последующем оркестровом творчестве Чайковского противоречивые элементы постепенно сливаются в некое стилевое единство. Если раннее творчество Чайковского можно охарактеризовать как «внешний романтизм», опирающийся либо на литературные источники, либо на колоритные сюжеты, то музыка зрелого периода (особенно созданная после пережитой им в 1877 году трагедии) гораздо более личностна и в целом представляет собой музыкальную автобиографию автора, с финалом-кульминацией в Шестой симфонии.

Произведения для театра. Французское начало натуры Чайковского ярко сказалось в его балетах, а также в некоторых сценах его последней оперы — Пиковой дамы. Но в остальном его оперы являются ярким выражением русского духа — от раннего Воеводы, долгое время считавшегося утраченным (большая часть тематизма этой оперы была использована автором в других сочинениях), Опричника на сюжет из русской истории, восхитительного Кузнеца Вакулы (впоследствии переделанного автором в новую оперу на тот же сюжет — Черевички) до Мазепы и Чародейки. Даже в Орлеанской деве (1878-1879, вторая редакция 1882) кое-что звучит откровенно по-русски, противореча тем самым сюжету. Вообще, хотя в операх Чайковского много прекрасной музыки, им свойствен общий недостаток: этот композитор — по природе не драматург. Только в тех случаях, когда Чайковский сочинял музыкальные характеристики героев, которых сам любил (как в Евгении Онегине и Пиковой даме), когда он мог отождествить себя с ними (например, с Жанной д’Арк, рассказывающей королю о своих видниях), — его оперные персонажи оживали. Онегин потому и стал такой популярной и любимой оперой, что в нем всего три основных действующих лица и с каждым из них Чайковский мог отождествить себя: это Онегин, его друг Ленский и Татьяна — «сцена письма» с ее участием является центральной в опере. То же самое в Пиковой даме, где главный герой — хотя и заблуждающийся, заслуживающий осуждения — мог тем не менее вызвать в композиторе «теплое, живое чувство». Кроме того, действие оперы, в отличие от повести Пушкина, происходит во второй половине 18 в., что позволило ввести в нее стилизацию музыки рококо, которой Чайковский всегда восхищался. (Такие стилизации имеются и в некоторых его инструментальных произведениях, например, в виолончельных вариациях на тему рококо и в сюите Моцартиана.) В принципе, и Онегин и Пиковая дама — это камерные, лирические оперы, где душевная жизнь главных героев раскрывается в тонких оттенках и любовно запечатлевается в музыке.

Влияние Чайковского. Воздействие творчества Чайковского на следующее поколение русских музыкантов было очень значительным. С.В.Рахманинов, А. С. Аренский, А. К. Глазунов и С. И. Танеев могут быть названы прямыми последователями Чайковского; его влияние нетрудно заметить и в творчестве столь разных композиторов, как Н. Я. Мясковский и И. Ф. Стравинский. В определенные десятилетия советского периода симфонизм Чайковского официально трактовался как образец, которому должны следовать современные композиторы. За пределами России Чайковский тоже очень популярен, но влияние его гораздо слабее, за исключением сферы оркестрового письма.

Асафьев Б.В. Избранные труды, т. 2. Избранные работы о Чайковском. М., 1954 Воспоминания о П.И.Чайковском. Л., 1980

Видео:П.И.Чайковский.Премьера оперы «Ундина" в концертном исполнении.Скачать

П.И.Чайковский.Премьера оперы «Ундина" в концертном исполнении.

Опера ундина чайковского ударение

‘Ундина’ в переводе В А Жуковского и русская культура

«Ундина» в переводе В.А.Жуковского и русская культура

В бореньях с трудностью силач необычайный.

В 1835 и 1837 гг. в «Библиотеке для Чтения» появились фрагменты повести «Ундина» Фуке в переводе Жуковского. Сначала были опубликованы выдержки из трех первых глав «Ундины», а затем полный текст перевода с четвертой по десятую главу включительно. Главы еще не имели названий: их заменял отступ одного отрывка от другого. Обе публикации редакция сопроводила небольшими вступительными заметками и примечаниями .

В заметке 1835 г. «Ундину» представляли читателям как «одно из прелестнейших творений знаменитого «Певца во стане русских воинов»», не обмолвившись ни словом о Фуке. Далее редакция приносила извинения, что позволила себе «выдергивать» из глав отдельные места, «портя» тем самым «поэму», но потребность скорее поделиться с читателями своим «восхищением», «наслаждением» от «поэзии нежной, сладкой и восхитительной» побудила издателей дать хотя бы такие отрывки .

В 1837 г. редакция, наоборот, писала, что печатает «едва третью часть поэмы», чтобы не нарушать «удовольствие тех, которые будут читать целое сочинение».

В марте 1837 г. «Ундина» вышла отдельным изданием, украшенным 20 гравюрами, а несколько позже — в VIII томе «Стихотворений» Жуковского. Иллюстрированное издание открывалось портретом поэта, гравированным Н. Уткиным .

«Библиотека для Чтения» в разделе «Литературная летопись» отметила появление «Ундины». Редакция отзывалась об «Ундине» как об «одном из прекраснейших явлений» и едва ли не самом прекрасном в русской словесности 1837 г., «. одном из прекраснейших перлов русской поэзии» .

Хотя в «Литературной летописи» было приведено полностью заглавие книги, о Фуке как авторе «Унднны» по-прежнему не заходила речь.

Задолго до появления перевода трех начальных глав «Ундины» в «Библиотеке для Чтения», в 1815 г., поэт прочитал повесть Фуке. В письмах из Дерпта 1816 г. к Ал. Ив. Тургеневу Жуковский не раз упоминает «Ундину» Фуке. «Купи мне и поскорее пришли «Ундину», — писал он 17 августа. — Весьма, весьма, одолжишь. Она мне очень нужна». 24 августа Жуковский напомнил Тургеневу о своей просьбе: «Опять повторяю просьбу об Ундине. Она продается и отдельно, и с другими повестями, напечатанными в 4-х книжках под титулом «Die Jahreszeiten» (журнал, издававшийся Фуке). Купи для меня все, если найдешь. Очень, очень буду обязан. Чтобы раззадорить тебя, скажу, что эта книжка нужна моей Музе» . В сентябре Жуковский просил еще раз прислать «Ундину», и наконец получил долгожданную книгу. Из письма 1817 г. к Д. В. Дашкову, младшему товарищу по Московскому пансиону, видно, что Жуковский сразу, вопреки утверждению Зейдлица, замышлял перевести повесть Фуке стихами, а не прозою . Предлагая Дашкову быть его «соиздателем» альманаха «Аониды», продолжающего «Аониды» Карамзина лишь с той «отменою», что в издание «входила бы и проза», поэт намеревался «выдавать ежегодно по две малые книжки». Жуковский подробно останавливался на их содержании. «Одна из сих малых книжек, — писал он, должна состоять вся из одних русских сочинений в стихах и прозе», но добавлял при этом, что «переводы в стихах позволяются». Замечание, характерное для начала XIX в.: перевод воспринимают как собственность не переводимого автора, а стихотворца-переводчика, как достояние уже русской литературы.

«В «русскую книжку», — обещает Дашкову Жуковский, он даст «сказку в прозе», которой сюжет уже готов. Два отрывка в прозе также готовы [в голове]. Первую половину «Ундины» в стихах» . «Ундина» в ту пору была готова, конечно, тоже лишь в голове.

Состав второй «малой книжки» должен был представлять «собрания переводов образцовых немецких писателей, также в стихах и прозе». Наряду с именами Гете, Гердера, Шиллера, Тика, Новалиса Жуковский назвал и Фуке: рассказы немецкого романтика он расценивал как «многое множество прекрасного» . В библиотеке Жуковского в Томске есть произведения Фуке в разных изданиях. Среди рукописей поэта там хранится заметка от 12 июля 1816 г., отразившая его размышления о природе оригинальности автора, а также о придании русской поэзии истинно оригинального характера; она проясняет во многом, почему Жуковский переводил и Фуке. «У иностранцев, записывает Жуковский, — только (наследовать) оригинальных — тех, которые сообразны со своим веком. Но воспитанники прежних, а не подражатели чужим в своем веке. Таких оригинальных авторов в наше время немного: Гете, Шиллер, Фуке» .

Восхищаясь творчеством Фуке в целом, Жуковский, однако, завершил перевод лишь «Ундины». Издание тщательно продуманных «Аонид» (вплоть до «обвертки» и «картинок») не состоялось: повесть Фуке предстала перед читателями спустя два десятилетия.

Знакомство Жуковского с «Ундиной» Фуке предшествовало его непосредственному знакомству с самим автором. Они встретились впервые в Берлине в конце 1820 г., а затем не раз встречались, но, вопреки утверждению Зейдлица, дружески не сблизились» . «В лице Ла-Мотта Фуке, — записал Жуковский в «Дневнике» свое первое впечатление от облика немецкого писателя, — нет ничего, останавливающего внимание. Есть живость в глазах: он имеет талант, и талант необыкновенный, он способен, разгорячив воображение, написать прекрасное; но это не есть всегдашнее, зависит от расположения, находит вдохновением; автор и человек не одно, и лицо его мало изображает того, что чувствует и мыслит автор в некоторые минуты. Разговор наш состоял из комплиментов и продолжался недолго» . У Жуковского, ощущавшего жизнь и поэзию в их нерасторжимой связи, такое раздвоение автора и человека, конечно, не вызывало симпатий.

За перевод «Ундины» Жуковский принимался несколько раз, надолго прерывая свою работу. Лето 1831 г. было, как известно, творчески исключительно благоприятным для Жуковского: он провел его в Царском Селе в тесном общении с Пушкиным, и оба поэта, шутя состязались, писали сказки. «Сказка о царе Берендее» была создана одновременно со «Сказкой о царе Салтане». Возможно, работа над стихотворным переложением прозаической сказки, особое лирическое освоение этого малого эпического жанра, творческая близость с Пушкиным побудили Жуковского вплотную заняться «Ундиной».

Друзья поэта, конечно, были в курсе его замыслов, и еще до выхода отдельного издания «Ундины», 14 февраля 1836 г. Вяземский писал из Парижа А. И. Тургеневу: «Жуковский перекладывает на русские гексаметры «Ундину». Я браню, что не стихами с рифмами; что он Ундину сажает в озеро, а ей надобно резвиться, плескаться, журчать в сребристой речке» , «Жуковский уехал недель на шесть, кажется так, к Протасовой близ Дерпта пить воды и писать «Ундину»», сообщил он опять А. И. Тургеневу летом того же года . В ответных письмах А. И. Тургенев настойчиво просит Вяземского напомнить Жуковскому, чтобы поэт прислал ему «Ундину» с «надписью» вместе с очередным томом его сочинений .

💥 Видео

«Евгений Онегин» П. И. Чайковский / "Eugene Onegin" P. I. TchaikovskyСкачать

«Евгений Онегин» П. И. Чайковский / "Eugene Onegin" P. I. Tchaikovsky

П. И. Чайковский. Песня Ундины из оперы «Ундина»Скачать

П. И.  Чайковский.  Песня Ундины из оперы «Ундина»

P.Tchaikovsky. Italian CapriccioСкачать

P.Tchaikovsky. Italian Capriccio

TCHAIKOVSKY – UNDINE - FRAGMENTS OF THE OPERAСкачать

TCHAIKOVSKY – UNDINE - FRAGMENTS OF THE OPERA

П.И. Чайковский – Песня Ундины из оперы «Ундина»Скачать

П.И. Чайковский – Песня Ундины из оперы «Ундина»

Чайковский. Дуэт Ундины и Гульбрандта (К.Бахритдинова, А.Сребницкий)Скачать

Чайковский. Дуэт Ундины и Гульбрандта (К.Бахритдинова, А.Сребницкий)

Песнь УндиныСкачать

Песнь Ундины

Чайковский, Песня Ундины - Юлия ЩербаковаСкачать

Чайковский, Песня Ундины - Юлия Щербакова

Tchaikovsky Undina’s aria - Ария Ундины П.И. ЧайковскийСкачать

Tchaikovsky Undina’s aria - Ария Ундины П.И. Чайковский

Анна Аглатова - Песня Ундины (Чайковский), КЗЧ 2015Скачать

Анна Аглатова - Песня Ундины (Чайковский), КЗЧ 2015

Чайковский, Песня Ундины - Юлия ЩербаковаСкачать

Чайковский, Песня Ундины - Юлия Щербакова

TCHAIKOVSKY Eugene OneginСкачать

TCHAIKOVSKY Eugene Onegin

П.Чайковский "Евгений Онегин". P.Tchaikovsky "Evgeny Onegin". Mariinsky theatre (1984)Скачать

П.Чайковский "Евгений Онегин". P.Tchaikovsky "Evgeny Onegin". Mariinsky theatre (1984)

ЧАЙКОВСКИЙ - ЛУЧШЕЕ / TCHAIKOVSKY - THE GREATEST HITSСкачать

ЧАЙКОВСКИЙ - ЛУЧШЕЕ / TCHAIKOVSKY - THE GREATEST HITS

Дуэт Ундины и Гульбрандта - Юлия Щербакова и Шота ЧибировСкачать

Дуэт Ундины и Гульбрандта - Юлия Щербакова и Шота Чибиров

П.Чайковский. Пиковая дама. Постановка Большого театра (1982)Скачать

П.Чайковский. Пиковая дама. Постановка Большого театра (1982)

П. Чайковский - Ария Ундины из оперы "Ундина" - Ольга МорозоваСкачать

П. Чайковский  - Ария Ундины из оперы   "Ундина"  -  Ольга Морозова
Поделиться или сохранить к себе: