Видео:Оноре де Бальзак. Поручение. Аудиокнига.Скачать
БАЛЬЗАК [Balzac] Оноре де
Расстановка ударений: БАЛЬЗА`К [Balzac] Оноре де
БАЛЬЗАК (Balzac), Оноре де (20. V. 1799, Тур, — 18. VIII. 1850, Париж) — французский писатель. Величайший представитель литературы критич. реализма во Франции 19 в. Род. в семье чиновника. Получил юридич. Образование. В созданном Б. цикле повествовательных произведений (97 романов, повестей, рассказов), названном им «Человеческой комедией», Б. дал «…самую замечательную реалистическую историю французского общества, описывая в виде хроники, год за годом, нравы с 1816 по 1814 г.» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 28, 1940, с. 28), Б. требовал от писателя высокой общественной ответственности, видел задачу литературы в том, чтобы создавать историю нравов, изучать жизнь, не копируя факты, а находя их основу, их социальный двигатель. Метод типизации «путем соединения отдельных черт многочисленных однородных характеров» (предисловие к «Человеческой комедии», Собрание сочинений, 1951, т. 1), показ человека в развитии, обусловленном социальной средой, позволили Б. с мощной реалистич. силой воссоздать типич. характеры и обстоятельства совр. ему действительности. Через всю жизнь Б. пронёс живой интерес к театру. В юности он писал трагедии («Кромвель», 1820), мелодрамы («Негр», «Корсиканец», 1822] и т. д. Мысли о т-ре и картины из жизни совр. т-ра проходят через мн. статьи и романы Б. С негодованием говорит Б. о цензуре, запретившей т-ру критич. отражение совр. действительности. Буржуазия, — пишет Б.,- менее либеральная, чем Людовик XIV, дрожит в ожидании своей «Женитьбы Фигаро», запрещает играть «Тартюфа» и, конечно, не разрешила бы теперь ставить «Тюркаре», ибо Тюркаре стал властелином («Блеск и нищета куртизанок», ОГИЗ, 1948, стр. 196). Б. подвергает резкой критике коммерч. основу срвр. т-ра, его охранительно-бурж. идеологию, отдалённость от реальных жизненных проблем. Борясь за реалистич. драматургию, Б. отвергает и романтич. драму Гюго, к-рую он обвиняет в нарушении историч. правды, в том, что её «характеры фальшивы», а «поведение персонажей противоречит здравому смыслу» (рецензия на «Эрнани», 1830). В годы творч. зрелости он пишет ряд пьес: «Школа супружества» (1837, 1-я пост. 1910, т-р «Одеон», реж. А. Антуан), «Вотрен» (1840, т-р «Порт-Сен-Мартен», в роли Вотрена — Фредерик-Леметр, спектакль был запрещён после 1-го представления; 2-я пост. 1850), «Надежды Кинолы» (1842, т-р «Одеон»), «Памела Жиро» (1843, т-р «Гетэ»), «Делец» (1844, т-р «Жимназ», 1851, в переделке Деннери под назв. «Меркаде»; во 2-й пол. 19 в. в роли Меркаде выступал Э. Го), «Мачеха» (1848, Исторический т-р). В этих пьесах Б. создал галерею типич. образов банкиров, биржевиков, фабрикантов, политиков, раскрыл хищничество, аморальность, антигуманизм бурж. мира. Стремясь противопоставить хищнич. стихии нравств. совершенство носителей положит, идеала, вносит в свои пьесы черты мелодраматизма. Для драматургии Б. характерна острая конфликтность, осн. на типич. социальных столкновениях, насыщенный драматизм, историч. конкретность. За частными судьбами в драмах Б. всегда раскрывается широкий жизненный фон. Протестуя против условности и абстрактности классицистич. и романтич. т-ра, Б. стремится насытить драму жизненной достоверностью, вносит в неё характерные черты быта, давая точную речевую характеристику персонажам. Драмы Б. не поднимаются до всестороннего анализа социальной действительности, данного в его романах, но они являются важным этапом в характерном для 19 в. процессе поисков драматургии нового типа — драматургии, широко охватывающей обществ, жизнь, способной раскрыть сложность отношений в бурж. обществе 19 века.
Оноре де Бальзак
Пьесы Б., а также инсценировки его романов ставятся на сов. сцене («Мачеха», 1936 — Моск. т-р им. Ермоловой, 1940 — Рус. т-р им. Грибоедова в Тбилиси; «Надежды Кинолы» под назв. «Гавань бурь», 1933 — Моск. т-р Ленсовета, под назв. «Мечты Кинолы», 1954 — ЦТСА; «Евгения Гранде», 1939 — Малый т-р, 1940 — Харьковский т-р им. Шевченко; «Человеческая комедия», 1933 — т-р Вахтангова; «Провинциальная история» по роману «Жизнь холостяка», 1948 — Рус. т-р им. Грибоедова в Тбилиси, и др.).
Соч.: Oeuvres completes, v. 1 — 24, ed. Calmann-Levy, P., 1869 — 76 (v. XVIII — Theâtre); в рус. пер.: Собр. соч. в 15 тт., М., 1951 — 55 (т. 14 — Драматические произведения, М., 1955).
Лит.: Муlatсhiсh, Le theâtre de H. de Balzac, P., 1930; Гербстман А., Театр Бальзака, Л.- М., 1938.
- Театральная энциклопедия. Том 1/Глав. ред. С. С. Мокульский — М.: Советская энциклопедия, 1961.- 1214 стб. с илл., 12 л. илл.
Видео:Неведомый шедевр. Оноре де Бальзак ( рассказ ) / аудиокнигаСкачать
Словари
Бальзак (Balzac) Оноре де (1799 — 1850)
В пятьдесят лет мужчина более опасен, чем во всяком другом возрасте, ибо обладает дорогостоящим опытом и часто состоянием.
Благородство чувств не всегда сопровождается благородством манер.
Любовь — это удивительный фальшивомонетчик, постоянно превращающий не только медяки в золото, но нередко и золото в медяки.
Женщина, руководящаяся рассудком, а не сердцем, настоящая общественная зараза: она имеет все недостатки страстной и любящей женщины, но ни одного ее достоинства; она без жалости, без любви, без добродетели, без пола.
Любовь — единственная страсть, не признающая ни прошлого, ни будущего.
Она пустила в оборот все, даже смерть своего отца.
Все помогают рыть глубокую яму, конечно, для того, чтобы все могли в ней поместиться.
Хороший муж никогда первым не ложится спать вечером и не просыпается последним утром.
Единственная машина, которую могут привести в действие пигмеи, это бюрократия.
Тот, кто ищет миллионы, весьма редко их находит, но зато тот, кто их не ищет, — не находит никогда!
Искусство — это религия, которая имеет своих жрецов и должна иметь своих мучеников.
Идеальная красота, самая восхитительная наружность ничего не стоят, если ими никто не восхищается.
Испивая чашу удовольствия до дна, мы обнаруживаем там больше гравия, чем перлов.
Женщина, смеющаяся над своим мужем, не может более его любить.
Ключом ко всякой науке является вопросительный знак.
Женщина — это хорошо накрытый стол, на который мужчина по-разному смотрит до еды и после нее.
Уважение — это застава, охраняющая отца и мать так же, как и ребенка: первых оно спасает от огорчений, последнего — от угрызений совести.
Отсутствие вкуса — один из тех изъянов, которые неотделимы от ханженства.
Сделать из любовника мужа так же трудно, как из мужа любовника.
Истинный ученый — это мечтатель, а кто им не является, тот называет себя практиком.
Обладать вкусом — это больше, чем обладать умом.
Ревновать женщину, которая вас любит, было бы по меньшей мере нелогичным. Что-нибудь из двух: вас любят или не любят. В обоих этих крайних случаях ревность оказывается совершенно бесцельной.
Смехом исправляют нравы.
Одиночество — прекрасная вещь; но ведь необходимо, чтобы кто-то вам сказал, что одиночество — прекрасная вещь.
Все приходит в свое время для тех, кто умеет ждать. («Энциклопедия афоризмов», Минск, «Современный литератор», 1999; «Энциклопедия афоризмов: В мире мудрых мыслей», Э.Борохов. М. ООО «Издательство АСТ». 2001). Что-то похожее встречается у Дизраэли (Disraeli). Возможно, в каком-то сборнике допущена ошибка.
Лесть никогда не исходит от великих душ, она — удел мелких душенок, умеющих становиться еще мельче, чтобы войти в жизненную сферу важной персоны, к которой они тяготеют.
Архитектура — выразительница нравов.
Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант — это развитие природных склонностей, то твердая воля — это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над препятствиями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает.
Будущее нации — в руках матерей.
Талант в мужчине — то же, что красота в женщине, — всего лишь обещание. Для того, чтобы быть подлинно великим, его сердце и характер должны быть равны его таланту.
Никто не становится другом женщины, если может быть ее любовником.
Вселенная — это разнообразие в единстве.
Бывают люди, похожие на нули: им всегда необходимо, чтобы впереди них были цифры.
Наша совесть — судья непогрешимый, пока мы не убили ее.
В прозе мы остаемся на твердой земле, а в поэзии должны подниматься на неизмеримые высоты.
Не достаточно показать, что настоящее выше прошлого: необходимо еще вызвать предчувствие будущего, которое выше нашего настоящего.
Сердце матери — это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение.
Если все время будешь говорить один — всегда будешь прав.
Бюрократия — это гигантский механизм, управляемый пигмеями.
Время — это капитал работника умственного труда.
Чрезмерно строгий судья часто осуждает того, кого сам закон оправдал бы, если бы он мог объясняться.
За всяким большим состоянием кроется преступление.
Добродетели могут принести вред, если они не освещены светом разума.
бальза́к, род. Бальза́ка (неправильно Бальзака́).
— Французский писатель, «подаривший» дамам свой возраст.
— Французский писатель по имени Оноре.
— Проза этого француза — настоящая «энциклопедия профессий»: его романы и рассказы посвящены торговле, журналистике, рекламе, банковскому делу.
— Французский писатель, автор цикла романов «Человеческая комедия».
— Этот автор планировал написать больше двухсот романов о жизни Парижа, но успел написать «только» 98.
— Французский писатель, автор романа «Гобсек».
— Роман австрийского писателя Стефана Цвейга.
— Стихотворение Бориса Пастернака.
Бальза́к (Balzac) Оноре де (17991850), французский писатель. Эпопея «Человеческая комедия» из 90 романов и рассказов связана общим замыслом и многими персонажами: романы «Неведомый шедевр» (1831), «Шагреневая кожа» (183031), «Евгения Гранде» (1833), «Отец Горио» (183435), «Цезарь Биротто» (1837), «Утраченные иллюзии» (183743), «Кузина Бетта» (1846). Эпопея Бальзака грандиозная по широте охвата реалистическая картина французского общества; Бальзак создал галерею сильных, противоречивых характеров, не выдержавших испытания властью денег (одна из основных тем эпопеи), обнажил психологию душевной деформации от юношеской романтической идеальности к признанию «прозы жизни».
Бальза́к Оноре де (Balzac) (1799-1850), французский писатель. Эпопея «Человеческая комедия» из 90 романов и рассказов связана общим замыслом и многими персонажами: романы «Неведомый шедевр» (1831), «Шагреневая кожа» (1830-1831), «Евгения Гранде» (1833), «Отец Горио» (1834-35), «Цезарь Биротто» (1837), «Утраченные иллюзии» (1837-43), «Кузина Бетта» (1846). Эпопея Бальзака — грандиозная по широте охвата реалистическая картина французского общества. Бальзак создал галерею сильных, противоречивых характеров, не выдержавших испытания властью денег (одна из основных тем эпопеи), обнажил психологию душевной деформации — от юношеской романтической идеальности к признанию «прозы жизни».
БАЛЬЗАК Оноре де — БАЛЬЗА́К (Balzac) Оноре де (1799-1850), французский писатель. Эпопея «Человеческая комедия» из 90 романов и рассказов связана общим замыслом и многими персонажами: роман «Неведомый шедевр» (1831), «Шагреневая кожа» (1830-1831), «Евгения Гранде» (1833), «Отец Горио» (1834-1835), «Цезарь Биротто» (1837), «Утраченные иллюзии» (1837-1843), «Кузина Бетта» (1846). Эпопея Бальзака — грандиозная по широте охвата реалистическая картина французского общества.
БАЛЬЗА́К (Balzac) Оноре де (20 мая 1799, Тур — 18 августа 1850, Париж), французский писатель.
Отец писателя Бернар Франсуа Бальсса (впоследствии изменивший фамилию на Бальзак), выходец из богатой крестьянской семьи, — служил по ведомству военного снабжения. Воспользовавшись сходством фамилий, Бальзак на рубеже 1830-х годов стал возводить свое происхождение к дворянскому роду Бальзак д»Антрег и самовольно прибавил к своей фамилии дворянскую частичку «де». Мать Бальзака была моложе мужа на 30 лет и изменяла ему; младший брат писателя Анри, «любимчик» матери, был побочным сыном владельца соседнего замка. Многие исследователи полагают, что внимание Бальзака-романиста к проблемам брака и адюльтера объясняется не в последнюю очередь атмосферой, царившей в его семье.
В 1807-1813 Бальзак — пансионер коллежа в городе Вандом; впечатления этого периода (интенсивное чтение, ощущение одиночества среди далеких по духу одноклассников) отразились в философском романе «Луи Ламбер» (1832-1835). В 1816-1819 он учится в Школе права и служит клерком в конторе парижского стряпчего, но затем отказывается от продолжения юридической карьеры. 1820-1829 — годы поисков себя в литературе. Бальзак выпускает под разными псевдонимами остросюжетные романы, сочиняет нравоописательные «кодексы» светского поведения. Период анонимного творчества кончается в 1829, когда выходит в свет роман «Шуаны, или Бретань в 1799 году». В то же время Бальзак работает над новеллами из современной французской жизни, которые начиная с 1830 издаются выпусками под общим названием «Сцены частной жизни». Эти сборники, а также философский роман «Шагреневая кожа» (1831) приносят Бальзаку громкую славу. Особенно популярен писатель среди женщин, благодарных ему за проникновение в их психологию (в этом Бальзаку помогла его первая возлюбленная, замужняя женщина старше его на 22 года, Лора де Берни). Бальзак получает от читательниц восторженные письма; одной из таких корреспонденток, написавшей ему в 1832 письмо за подписью «Иностранка», была польская графиня, российская подданная Эвелина Ганская (урожденная Ржевуская), через 18 лет ставшая его женой. Несмотря на огромный успех, которым пользовались романы Бальзака 1830-40-х годов, жизнь его не была спокойной. Необходимость расплатиться с долгами требовала интенсивной работы; то и дело Бальзак затевал авантюры коммерческого толка: отправлялся на Сардинию, надеясь купить там по дешевке серебряный рудник, покупал загородный дом, на содержание которого у него не хватало денег, дважды основывал периодические издания, не имевшие коммерческого успеха. Умер Бальзак через полгода после того, как сбылась его главная мечта, и он наконец женился на овдовевшей Эвелине Ганской.
«Человеческая комедия». Эстетика
В обширное наследие Бальзака входит сборник фривольных новелл в «старофранцузском» духе «Озорные рассказы» (1832-1837), несколько пьес и огромное количество публицистических статей, однако главное его создание — «Человеческая комедия». Объединять свои романы и повести в циклы Бальзак начал еще в 1834. В 1842 он начинает выпускать под названием «Человеческая комедия» собрание своих сочинений, внутри которого выделяет разделы: «Этюды о нравах», «Философские этюды» и «Аналитические этюды». Объединяют все произведения не только «сквозные» герои, но и оригинальная концепция мира и человека. По образцу естествоиспытателей (прежде всего Э. Жоффруа Сент-Илера (см. ЖОФФРУА СЕНТ-ИЛЕР)), которые описывали виды животных, отличающиеся друг от друга внешними признаками, сформированными средой, Бальзак задался целью описать социальные виды. Их многообразие он объяснял разными внешними условиями и различием характеров; каждым из людей правит определенная идея, страсть. Бальзак был убежден, что идеи — это материальные силы, своеобразные флюиды, не менее могущественные, чем пар или электричество, и потому идея может поработить человека и привести его к гибели, даже если социальное его положение благоприятно. История всех главных бальзаковских героев — это история столкновения владеющей ими страсти с социальной действительностью. Бальзак — апологет воли; только если у человека есть воля, его идеи становятся действенной силой. С другой стороны, понимая, что противоборство эгоистических воль чревато анархией и хаосом, Бальзак уповает на семью и монархию — социальные установления, цементирующие общество.
«Человеческая комедия». Темы, сюжеты, герои
Борьба индивидуальной воли с обстоятельствами или другой, столь же сильной страстью, составляют сюжетную основу всех наиболее значительных произведений Бальзака. «Шагреневая кожа» (1831) — роман о том, как эгоистическая воля человека (материализованная в куске кожи, уменьшающемся от каждого исполненного желания) пожирает его жизнь. «Поиски Абсолюта» (1834) — роман о поисках философского камня, в жертву которым естествоиспытатель приносит счастье семьи и свое собственное. «Отец Горио» (1835) — роман об отцовской любви, «Евгения Гранде» (1833) — о любви к золоту , «Кузина Бетта» (1846) — о силе мести, уничтожающей все вокруг. Роман «Тридцатилетняя женщина» (1831-1834) — о любви, ставшей уделом зрелой женщины (с этой темой творчества Бальзака связано закрепившееся в массовом сознании понятие «женщина бальзаковского возраста»).
В обществе, каким его видит и изображает Бальзак, добиваются исполнения своих желаний либо сильные эгоисты (таков Растиньяк, сквозной персонаж, впервые появляющийся в романе «Отец Горио»), либо люди, одушевленные любовью к ближнему (главные герои романов «Сельский врач», 1833, «Сельский священник», 1839); люди слабые, безвольные, такие, как герой романов «Утраченные иллюзии» (1837-1843) и «Блеск и нищета куртизанок» (1838-1847) Люсьен де Рюбампре, не выдерживают испытаний и гибнут.
Французская эпопея 19 в.
Каждое произведение Бальзака — это своеобразная «энциклопедия» того или иного сословия, той или иной профессии: «История величия и падения Цезаря Бирото» (1837) — роман о торговле; «Прославленный Годиссар» (1833) — новелла о рекламе; «Утраченные иллюзии» — роман о журналистике; «Банкирский дом Нусингена» (1838) — роман о финансовых аферах.
Бальзак нарисовал в «Человеческой комедии» обширную панораму всех сторон французской жизни, всех слоев общества (так, в «Этюды о нравах» вошли «сцены» частной, провинциальной, парижской, политической, военной и сельской жизни), на основании чего позднейшие исследователи начали причислять его творчество к реализму (см. РЕАЛИЗМ (в искусстве)). Однако для самого Бальзака важнее была апология воли и сильной личности, сближавшая его творчество с романтизмом (см. РОМАНТИЗМ).
БАЛЬЗАК Оноре де (Balzac, Honore de)
ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАК
(1799-1850), французский писатель, воссоздавший целостную картину общественной жизни своего времени. Родился 20 мая 1799 в Туре; его родные, по происхождению крестьяне, были выходцами из южной Франции (Лангедок). Изначальную фамилию Бальса (Balssa) сменил отец, когда приехал в 1767 в Париж и начал там долгую чиновничью карьеру, которую с 1798 продолжил в Туре, занимая ряд административных должностей. Частицу «де» в 1830 добавил к имени сын Оноре, претендуя на благородное происхождение. Бальзак провел шесть лет (1806-1813) в качестве пансионера Вандомского колледжа, завершив образование в Туре и Париже, куда семья вернулась в 1814. Проработав три года (1816-1819) письмоводителем в судейской конторе, он убедил родителей разрешить ему попытать счастья в литературе. Между 1819 и 1824 Оноре издал (под псевдонимом) с полдюжины романов, написанных под влиянием Ж.Ж.Руссо, В.Скотта и «романов ужасов». В сотрудничестве с различными литературными поденщиками выпустил множество романов откровенно коммерческого толка. В 1822 началась его связь с сорокапятилетней мадам де Берни (ум. 1836). Страстное поначалу чувство эмоционально обогатило его, позднее их отношения перешли в платоническую плоскость, и Лилия в долине (Le Lys dans la valle, 1835-1836) дала в высшей степени идеальную картину этой дружбы. Попытка сколотить состояние на издательско-типографском деле (1826-1828) вовлекла Бальзака в крупные долги. Вновь обратившись к писательству, он опубликовал в 1829 роман Последний Шуан (Le dernier Shouan; переработан и издан в 1834 под назв. Шуаны — Les Chouans). Это была первая книга, которая вышла под его собственным именем, наряду с юмористическим пособием для мужей Физиология брака (La Physiologie du mariage, 1829) она привлекла внимание публики к новому автору. Тогда же начался главный труд его жизни: в 1830 появляются первые Сцены частной жизни (Scnes de la vie prive), c несомненным шедевром Дом кошки, играющей в мяч (La Maison du chat qui pelote), в 1831 выходят первые Философские повести и рассказы (Contes philosophiques). В течение еще нескольких лет Бальзак подрабатывал в качестве внештатного журналиста, однако основные силы с 1830 по 1848 были отданы обширному циклу романов и повестей, известному миру как Человеческая комедия (La Comdie humaine). Договор об издании первой серии Этюдов о нравах (tudes de moeurs, 1833-1837) Бальзак заключил, когда многие тома (всего вышло 12) были еще не завершены или только начаты, поскольку имел обыкновение сначала продавать готовое произведение для публикации в периодике, затем выпускать его отдельной книгой и, наконец, включать в то или иное собрание. Этюды состояли из Сцен — частной, провинциальной, парижской, политической, военной и деревенской жизни. Сцены частной жизни, посвященные в основном молодости и присущим ей проблемам, не были привязаны к конкретным обстоятельствам и месту; зато сцены провинциальной, парижской и деревенской жизни разыгрывались в точно обозначенной среде, что является одной из самых характерных и оригинальных особенностей Человеческой комедии. Помимо стремления отобразить социальную историю Франции, Бальзак намеревался поставить диагноз обществу и предложить лекарства для лечения его болезней. Эта цель явственно ощущается во всем цикле, но центральное место занимает в Философских этюдах (tudes philosophiques), первое собрание которых вышло между 1835 и 1837. Этюды о нравах должны были представить «следствия», а Философские этюды — выявить «причины». Философия Бальзака представляет собой любопытное сочетание научного материализма, теософии Э.Сведенборга и других мистиков, физиогномики И.К.Лафатера, френологии Ф.Й.Галля, магнетизма Ф.А.Месмера и оккультизма. Все это сопрягалось, порой весьма неубедительным образом, с официальным католицизмом и политическим консерватизмом, в поддержку которых Бальзак открыто выступал. Два аспекта этой философии имеют особое значение для его творчества: во-первых, глубокая вера во «второе зрение», таинственное свойство, дающее своему обладателю возможность распознавать или угадывать факты или события, свидетелем которых он не был (Бальзак считал себя чрезвычайно одаренным в этом отношении); во-вторых, основанная на воззрениях Месмера концепция мысли как некоей «эфирной субстанции», или «флюида». Мысль состоит из воли и чувства, и человек проецирует ее в окружающий мир, придавая ей больший или меньший импульс. Отсюда возникает идея о разрушительной силе мысли: в ней заключена жизненная энергия, ускоренная трата которой приближает смерть. Это ярко иллюстрирует магическая символика Шагреневой кожи (La Peau de chagrin, 1831). Третий главный раздел цикла должны были составить Аналитические этюды (tudes analytiques), посвященные «принципам», но Бальзак так и не прояснил свои намерения на сей счет; фактически он завершил лишь два тома из серии этих Этюдов: полусерьезную-полушутливую Физиологию брака и Мелкие невзгоды супружеской жизни (Petites misres de la vie conjugale, 1845-1846). Основные контуры своего честолюбивого замысла Бальзак определил осенью 1834 и затем последовательно заполнял ячейки намеченной схемы. Позволив себе отвлечься, он написал в подражание Рабле ряд забавных, хотя и непристойных «средневековых» повестей под названием Озорные рассказы (Contes drolatiques, 1832-1837), не вошедших в состав Человеческой комедии. Название для постоянно разрастающегося цикла было найдено в 1840 или 1841, и новое издание, впервые снабженное этим заголовком, начало выходить в 1842. В нем был сохранен тот же принцип деления, что и в Этюдах 1833-1837, но Бальзак добавил к нему «предисловие», в котором разъяснил свои цели. В так называемое «окончательное издание» 1869-1876 вошли Озорные рассказы, Театр (Thtre) и ряд писем. В критике нет единодушия относительно того, насколько верно удалось писателю изобразить французскую аристократию, хотя сам он гордился своим знанием света. Мало интересуясь ремесленниками и фабричными рабочими, он достиг наивысшей, по общему мнению, убедительности в описании различных представителей среднего класса: конторских служащих — Чиновники (Les Employs), судейских клерков и адвокатов — Дело об опеке (L’Interdiction, 1836), Полковник Шабе (Le Colonel Chabert, 1832); финансистов — Банкирский дом Нусингена (La Maison Nucingen, 1838); журналистов — Утраченные иллюзии (Illusions perdues, 1837-1843); мелких фабрикантов и торговцев — История величия и падения Цезаря Биротто (Histoire de la grandeur et decadence de Csar Birotteau, 1837). Среди Сцен частной жизни, посвященных чувствам и страстям, выделяются Покинутая женщина (La Femme abandonne), Тридцатилетняя женщина (La Femme de trente ans, 1831-1834), Дочь Евы (Une Fille d’ve, 1838). В Сценах провинциальной жизни не только воссоздается атмосфера маленьких городков, но также изображаются тягостные «бури в стакане воды», которые нарушают мирное течение привычной жизни — Турский священник (Le Cur de Tours, 1832), Евгения Гранде (Eugnie Grandet, 1833), Пьеретта (Pierrette, 1840). В романах Урсула Мируэ (Ursule Mirout) и Баламутка (La Rabouilleuse, 1841-1842) показаны жестокие семейные раздоры из-за наследства. Но еще мрачнее предстает человеческое сообщество в Сценах парижской жизни. Бальзак любил Париж и сделал многое для того, чтобы сохранить память о ныне забытых улицах и уголках французской столицы. Вместе с тем он считал этот город адской бездной и сравнивал идущую здесь «борьбу за жизнь» с войнами в прериях, как их изображал в своих романах один из его любимейших авторов Ф.Купер. Наибольший интерес из Сцен политической жизни представляет Темное дело (Une Tnbreuse Affaire, 1841), где на мгновение возникает фигура Наполеона. Сцены военной жизни (Scnes de la vie militaire) включают всего два романа: Шуаны и Страсть в пустыне (Une Passion dans le dsert, 1830) — Бальзак намеревался значительно их дополнить. Сцены деревенской жизни (Scnes de la vie de campagne) в целом посвящены описанию темного и хищного крестьянства, хотя в таких романах, как Сельский врач (Le Mdecin de campagne, 1833) и Сельский священник (Le Cur de village, 1839), значительное место отводится изложению политических, экономических и религиозных взглядов. Бальзак был первым великим писателем, уделившим пристальное внимание материальному фону и «облику» своих персонажей; до него никто так не изображал стяжательство и безжалостный карьеризм в качестве главных жизненных стимулов. Сюжеты его романов часто основаны на финансовых интригах и спекуляциях. Он прославился также своими «сквозными персонажами»: лицо, игравшее ведущую роль в одном из романов, затем возникает в других, раскрываясь с новой стороны и в иных обстоятельствах. Примечательно также, что в развитие своей теории мысли он населяет свой художественный мир людьми, охваченными навязчивой идеей или какой-либо страстью. Среди них — ростовщик в Гобсеке (Gobseck, 1830), безумный художник в Неведомом шедевре (Le Chef-d’oeuvre inconnu, 1831, новая ред. 1837), скряга в Евгении Гранде, химик-маньяк в Поисках абсолюта (La Recherche de l’absolu, 1834), ослепленный любовью к дочерям старик в Отце Горио (Le Pre Goriot, 1834- 18 35), мстительная старая дева и неисправимый бабник в Кузине Бетте (La Cousine Bette, 1846), закоренелый преступник в Отце Горио и Блеске и нищете куртизанок (Splendeurs et misres des courtisanes, 1838- 18 47). Подобная тенденция наряду с склонностью к оккультизму и ужасам ставит под сомнение взгляд на Человеческую комедию как высшее достижение реализма в прозе. Однако совершенство повествовательной техники, мастерство описаний, вкус к драматической интриге, интерес к мельчайшим подробностям обыденной жизни, изощренный анализ душевных переживаний, в том числе любовных (роман Золотоглазая девушка — La Fille aux yeux d’or явился новаторским исследованием извращенного влечения), а также сильнейшая иллюзия воссозданной реальности дают ему право именоваться «отцом современного романа». Ближайшие преемники Бальзака во Франции Г.Флобер (при всей суровости его критических оценок), Э.Золя и натуралисты, М.Пруст, равно как и современные авторы романных циклов, несомненно, многому у него научились. Его влияние сказалось и позже, уже в двадцатом веке, когда классический роман стали считать устаревшей формой. Совокупность почти ста названий Человеческой комедии свидетельствует об удивительной многогранности этого плодовитого гения, который предвосхитил чуть ли не все из последующих открытий. Бальзак работал неутомимо, он славился тем, что использовал очередную корректуру для радикального пересмотра композиции и существенных изменений текста. При этом он отдавал дань увеселениям в раблезианском духе, охотно наносил визиты великосветским знакомым, выезжал за границу и был далеко не чужд любовных увлечений, среди которых выделяется его связь с польской графиней и женой украинского помещика Эвелиной Ганской. Благодаря этим отношениям, завязавшимся в 1832 или 1833, появились на свет бесценное собрание адресованных Ганской посланий Бальзака Письма к незнакомке (Lettres l’trangre, тт.1 — 2 опубл.1899-1906; тт. 3 — 4 опубл.1933-1950) и Переписка (Correspondance, опубл. 1951) с Зульма Карро, дружбу с которой писатель пронес через всю жизнь. Ганская обещала выйти за него замуж после смерти мужа. Это случилось в 1841, но затем возникли осложнения. Переутомление от колоссальной работы, нерешительность Ганской и первые признаки тяжелой болезни омрачили последние годы Бальзака, и когда в марте 1850 наконец состоялась свадьба, ему оставалось жить всего пять месяцев. Умер Бальзак в Париже 18 августа 1850.
Бальзак О. Евгения Гранде. Перевод Ф.Достоевского. М.- Л., 1935 Бальзак О. Драматические произведения. М., 1946 Бальзак О. Собрание сочинений, тт. 1-24. М., 1960 Реизов Б.Г. Бальзак. Л., 1960 Цвейг С. Бальзак. М., 1962 Паевская А.В., Данченко В.Т. Оноре де Бальзак: Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке. 1830-1964. М., 1965 Вюрмсер А. Бесчеловечная комедия. М., 1967 Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. М., 1967 Гербстман А.И. Оноре Бальзак: Биография писателя. Л., 1972 Бальзак О. Собрание сочинений, тт. 1-10. М., 1982-1987 Бальзак в воспоминаниях современников. М., 1986 Ионкис Г.Э. Оноре Бальзак. М., 1988 Бальзак О. Собрание сочинений, тт. 1-18. М., 1996
Видео:Гобсек. Оноре де БальзакСкачать
Поиск ответа
Всего найдено: 6
Вопрос № 271870 |
Как правильно произ носить имя Шекспира?
Ответ справочной службы русского языка
Сейчас литературная норма: У и льям Шекспир. Раньше английское имя William передавали на русский язык как Вильям , отсюда прежний вариант Вильям Шекспир.
Вопрос № 256935 |
Скажите, полалуйста, как правильно пере носить имя «Александр» в родительном падеже: Александ-ром или Алексан-дром? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Падеж в Вашем примере творительный, но оба варианта переноса допустимы.
Вопрос № 256245 |
Здравствуйте! Я уже задавала этот вопрос, но не получила ответ. С ударением на какую гласную правильно произ носить имя Бальзака: ОнОре или ОнорЕ? Допустимы ли оба варианта?
Ответ справочной службы русского языка
Ударение в имени писателя падает на последний слог: Онор е де Бальз а к.
Вопрос № 254373 |
Добрый день, подскажите, пожалуйста, как правильно произ носить имя художницы Фриды Кало — КАло или КалО? Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 231265 |
Скажите, пожалуйста, с каким ударение правильно произ носить имя : Иов или иОв?
Ответ справочной службы русского языка
В разных источниках указывается разное ударение. Можно признать корректными оба варианта.
Вопрос № 220376 |
С каким ударением правильно произ носить имя писателя Киплинга : РЕдьярд или РедьЯрд? и РЕдьярд(мягкое) или РЭдьярд(твердое)?
Ответ справочной службы русского языка
Ударение падает на первый слог: _Ре/дьярд_. Произносится [рэ].
🔍 Видео
Оноре де Бальзак. Обедня безбожника. Аудиокнига.Скачать
"Отец Горио" Оноре де Бальзак (2004)Скачать
Оноре де Бальзак. Фачино Кане. Аудиокнига.Скачать
Оноре де Бальзак, мудрые слова которые стоит послушать! Цитаты, меняющие жизнь. Афоризмы о любви.Скачать
Причина смерти Оноре де Бальзака🤯 #факты #книги #книга #буктюб #книжнаяполка #книжныйблогСкачать
Оноре Де Бальзак – биография и жизнь французского писателяСкачать
Оноре де Бальзак. Женский этюд. Аудиокнига.Скачать
Оноре де Бальзак / Onore de Bal'zak. Гении и злодеи.Скачать
ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАК «ЭЛИКСИР ДОЛГОЛЕТИЯ». Аудиокнига. Читает Александр БордуковСкачать
Оноре де БальзакСкачать
С чего началась литература? Оноре де Бальзак. Punk Monk | Николай ЖариновСкачать
Оноре де Бальзак. Утраченные иллюзии. Радиоспектакль (1990)Скачать
Оноре де Бальзак: Кузина Бетта (аудиокнига)Скачать
Кофейный "маньяк". Странности Оноре де Бальзака #история #литература #странности #бальзакСкачать
Литературный экскурс «Художественный мир Оноре де Бальзака»Скачать
Гении и злодеи. Оноре де Бальзак. 2009Скачать
ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАК «ОТЧАЯНИЕ ВЛЮБЛЕННОГО». Аудиокнига. Читает Александр БелыйСкачать