- Гобсек
- История персонажа
- История создания
- Биография
- Сюжет
- Экранизации
- Гобсек
- Что скажете о пересказе?
- Повесть Оноре де Бальзака «Гобсек»: краткое содержание
- «Гобсек»
- В салоне виконтессы
- Реальные отзывы читателей
- Графиня Ресто
- Краткое содержание: Гобсек, Оноре де Бальзак
- Здесь искали:
- Обманутый муж
- Другие персонажи
- Болезнь графа
- Смерть ростовщика
- Трагедия Гобсека
- Гобсек «скряга и создание низкое»
Видео:Оноре де Бальзак Гобсек краткое содержание #pereskazusСкачать
Гобсек
Видео:Оноре де Бальзак "Гобсек" аудиокнига слушать онлайнСкачать
История персонажа
Повесть Оноре де Бальзака «Гобсек» впечатляет глубоким смыслом и моральной подоплекой сюжета. Это произведение связано с романом Бальзака «Отец Горио», а некоторые герои промелькивают в других сочинениях французского писателя, например, в романе «Человеческая комедия».
Видео:Гобсек. Оноре де БальзакСкачать
История создания
Работая над литературным произведением, Бальзак тщательно формировал описание героев, поднимал волновавшие его проблемы и изобличал пороки. Жадность, тщеславие, лицемерие всегда попрекались автором. Помимо главной мысли повести, Бальзак раздумывал над тем, как придать произведению художественную изысканность. Он пытался сохранить убедительность характеристик, сделать так, чтобы герои, собранные в ансамбле произведения, олицетворяли современную автору эпоху.
Писатель Оноре де Бальзак
Точная дата написания оспаривается историками. После смерти писателя нашли три редакции произведения, в которые он вносил правки в течение 18 лет. Основой для повести послужил короткий рассказ «Ростовщик», написанный Бальзаком на заказ для журнала «Модник». Он послужил основой для первой главы произведения под названием «Опасности беспутства». В 1832 году его перевели на русский язык, а уже в 1835 публика приняла обновленный вариант повести. Название сменилось на «Папаша Гобсек», ассоциировавшееся у читателей с наименованием «Отец Горио».
Нынешнее название Бальзак дал повести в 1848 году, когда в порыве вдохновения вновь вернулся к редактуре. Он убрал мягкое обращение «папаша», решив познакомить читателя с грубым и алчным ростовщиком с необычной биографией.
Книги Оноре де Бальзака
В обоих вариантах повести Бальзак обличал жертв денег и залогов, а также тех, кто располагал властью над ними в виде векселей. В сочинении Бальзака противопоставляются аристократы и простые слои населения; те, кто привык работать без отдыха, и те, кто умеет тратить золото, прожигая жизнь.
Искусствоведы предполагают, что «Гобсек» основан на реальных событиях, свидетелем которых был автор произведения. Повесть называют автобиографичной, усматривая параллели с личной жизнью Бальзака. Писатель обсуждает в своих произведениях значение денег, осуждая их всепоглощающую власть. Драматизм, который несут в себе мужские и женские образы, непредсказуемые коллизии, высокая степень морализма подкупают любого, кто знакомится с творчеством Бальзака вообще и повестью «Гобсек» в частности.
Видео:ГобсекСкачать
Биография
Все герои повести подробно описаны автором и имеют развернутые характеристики. Внешность Гобсека много говорит о персонаже. Старик с желтоватым лицом округлой формы и неприятными чертами не вызывает симпатии. Национальность героя скрывается. Его прошлое покрыто завесой тайны, но ясно, что жизнь ростовщика была насыщенной и многообразной. Гобсек утверждает, что человека делают сильным трудности и горе, они же повышают восприимчивость.
Анализ героя позволяет предположить, что в юности он был пиратом. Скупость и эгоизм помогли скопить некоторое состояние, которое он использовал, давая деньги под высокий процент. За неприступность и суровость старика звали «золотым истуканом». Гобсек был востребован в своей среде. После разделения «зон обслуживания» между городскими ростовщиками он стал работать с аристократами и представителями сливок общества. При этом в любой ситуации, сколь бы щекотливой она ни была, он оставался непреклонным в решениях.
Иллюстрация к книге «Гобсек»
Гобсек является олицетворением алчности. В образе объединена романтическая и реалистическая литературные традиции. Внешность персонажа говорит о благородной старости, умудренности опытом и житейской мудрости, а поступки делают его бездушной машиной по зарабатыванию денег. Чем больше становилось состояние ростовщика, тем меньше человечности оставалось в нем. Лучший профессионал в своей области, он демонстрирует высокую степень подготовки к работе с финансами, дальновидность и прозорливость.
Сообразительный ростовщик ловко проворачивает аферы, оставаясь дипломатом. Бизнесмен и опытный делец, герой дает советы, вкладывает деньги, принося пользу обществу, но не идет на поводу у праздности. Персонаж привлекает честностью и философским взглядом. Все аргументы, которые он озвучивает, подкреплены опытом из его прошлой жизни.
Внешность Гобсека
Гобсек был юнгой-корсаром в юности, торговал драгоценными камнями и рабами, состоял на службе у государства. Им двигал инстинкт самосохранения, позволивший герою выжить в сложных ситуациях, с которыми он сталкивался в карьере.
Финал жизни ростовщика поражает. Его жизнь прошла в накопительстве, которое не принесло ни удовольствия, ни пользы. Ближе к смерти романтическая натура взяла верх над рациональным зерном, поэтому наследство Гобсека отойдет внучке сестры.
Видео:О.БАЛЬЗАК. "ГОБСЕК".Скачать
Сюжет
Действие берет начало с беседы Дервиля, графа Эрнеста де Ресто и виконтессы де Гранлье в ее салоне. Дочь высокопоставленной особы выказывала явное расположение к графу, за что была укорена матерью. Эрнест, не располагающий статусом и состоянием, был невыгодной партией для ее дочери. Слыша этот диалог, Дервиль приводит в пример историю Гобсека, которую читатель воспринимает из его уст, как от рассказчика.
Гобсек собирает монеты
Знакомство Дервиля и ростовщика длится давно. За это время Гобсек проникся к адвокату Дервилю доверием и поведал историю о том, как однажды взыскал внушительный долг с графини, попавшей в сложное положение. Женщина была вынуждена заложить бриллианты, а деньги посредством векселя достались ее любовнику. Намек ростовщика на то, что он разорит семью графини, не был услышан, но вскоре оправдался.
Позднее за помощью к Дервилю обратился любимец общества Максим де Трай, нуждавшийся в помощи ростовщика. Гобсек отказал в предоставлении услуг, зная о долгах красавца. Ранее обозначенная графиня вновь начала приходить к Гобсеку, закладывая драгоценности. Она делала это ради де Трая, подло грозившего покончить с собой. О сделке узнал супруг графини, благородно скрывший связь супруги. Этим мужчиной был отец Эрнеста де Ресто, полюбившегося дочери виконтессы.
Главные герои повести «Гобсек» (кадр из фильма)
Спустя некоторое время граф смертельно заболел, а графиня после его кончины сожгла завещание, тем самым передав имущество семьи в руки Гобсека.
Дервиль был посредником в вопросе возвращения наследства Эрнесту де Ресто, но ростовщик не пошел на уступки. Ростовщик умер в ужасных условиях, став заложником собственной скупости и алчности. Состояние было возвращено законному владельцу. Брак дочери виконтессы был организован не без усилий Дервиля.
Видео:"Отец Горио" Оноре де Бальзак (2004)Скачать
Экранизации
Произведения классической литературы стали первым материалом, использованным для визуализации в кинематографе. Бальзака постановщики не обошли вниманием. Первый фильм по повести «Гобсек» вышел на экраны в 1936 году. Его снял советский режиссер Константин Эггерт. Роль главного героя исполнил актер Леонид Леонидов. В образе Дервиля предстал Александр Шатов. Любопытно, что в образе графа де Ресто в картине предстал сам постановщик.
Актер Сергей Бехтерев в образе Гобсека
В 1987 году режиссер Александр Орлов предложил вниманию публики собственную версию повести. Экранизация подготовили в СССР, на студии «Молдова-фильм». Гобсека в кинокартине сыграл Владимир Татосов. Роль Дервиля досталась Сергею Бехтереву. Лента стала одной из первых в фильмографии Аллы Будницкой, перевоплотившейся в кадре в графиню де Ресто. Юного графа де Ресто, сыграл театральный режиссер Константин Богомолов, будучи на тот момент еще мальчиком.
Видео:Краткое содержание Гобсек. Бальзак О. Пересказ повести за 4 минутыСкачать
Гобсек
Историю ростовщика Гобсека стряпчий Дервиль рассказывает в салоне виконтессы де Гранлье — одной из самых знатных и богатых дам в аристократическом Сен-Жерменском предместье. Как-то раз зимой 1829/30 г. у неё засиделись два гостя: молодой красивый граф Эрнест де Ресто и Дервиль, которого принимают запросто лишь потому, что он помог хозяйке дома вернуть имущество, конфискованное во время Революции.
Когда Эрнест уходит, виконтесса выговаривает дочери Камилле: не следует столь откровенно выказывать расположение милому графу, ибо ни одно порядочное семейство не согласится породниться с ним из-за его матери. Хотя сейчас она ведёт себя безупречно, но в молодости вызвала много пересудов. Вдобавок, она низкого происхождения — её отцом был хлеботорговец Горио. Но хуже всего то, что она промотала состояние на любовника, оставив детей без гроша. Граф Эрнест де Ресто беден, а потому не пара Камилле де Гранлье.
Дервиль, симпатизирующий влюблённым, вмешивается в разговор, желая объяснить виконтессе истинное положение дел. Начинает он издалека: в студенческие годы ему пришлось жить в дешёвом пансионе — там он и познакомился с Гобсеком. Уже тогда это был глубокий старик весьма примечательной внешности — с «лунным ликом», жёлтыми, как у хорька, глазами, острым длинным носом и тонкими губами. Жертвы его порой выходили из себя, плакали или угрожали, но сам ростовщик всегда сохранял хладнокровие — это был «человек-вексель», «золотой истукан». Из всех соседей он поддерживал отношения только с Дервилем, которому однажды раскрыл механизм своей власти над людьми — миром правит золото, а золотом владеет ростовщик. В назидание он рассказывает о том, как взыскивал долг с одной знатной дамы — страшась разоблачения, эта графиня без колебаний вручила ему бриллиант, ибо деньги по её векселю получил любовник. Гобсек угадал будущность графини по лицу белокурого красавчика — этот щёголь, мот и игрок способен разорить всю семью.
Окончив курс права, Дервиль получил должность старшего клерка в конторе стряпчего. Зимой 1818/19 г. тот был вынужден продать свой патент — и запросил за него сто пятьдесят тысяч франков. Гобсек ссудил молодого соседа деньгами, взяв с него «по дружбе» только тринадцать процентов — обычно он брал не меньше пятидесяти. Ценой упорной работы Дервилю удалось за пять лет расквитаться с долгом.
Однажды блестящий денди граф Максим де Трай упросил Дервиля свести его с Гобсеком, но ростовщик наотрез отказался дать ссуду человеку, у которого долгов на триста тысяч, а за душой ни сантима. В этот момент к дому подъехал экипаж, граф де Трай бросился к выходу и вернулся с необыкновенно красивой дамой — по описанию Дервиль сразу узнал в ней ту графиню, что выдала вексель четыре года назад. На сей раз она отдала в заклад великолепные бриллианты. Дервиль пытался воспрепятствовать сделке, однако стоило Максиму намекнуть, что он собирается свести счёты с жизнью, как несчастная женщина согласилась на кабальные условия ссуды.
После ухода любовников к Гобсеку ворвался муж графини с требованием вернуть заклад — его жена не имела права распоряжаться фамильными драгоценностями. Дервилю удалось уладить дело миром, и благодарный ростовщик дал графу совет: передать надёжному другу всё своё имущество путём фиктивной продажной сделки — это единственный способ спасти от разорения хотя бы детей. Через несколько дней граф пришёл к Дервилю, чтобы узнать, какого тот мнения о Гобсеке. Стряпчий ответил, что в случае безвременной кончины не побоялся бы сделать Гобсека опекуном своих детей, ибо в этом скряге и философе живут два существа — подлое и возвышенное. Граф тут же принял решение передать Гобсеку все права на имущество, желая уберечь его от жены и её алчного любовника.
Воспользовавшись паузой в разговоре, виконтесса отсылает дочь спать — добродетельной девушке незачем знать, до какого падения может дойти женщина, преступившая известные границы. После ухода Камиллы имена скрывать уже незачем — в рассказе идёт речь о графине де Ресто. Дервиль, так и не получив встречной расписки о фиктивности сделки, узнает, что граф де Ресто тяжело болен. Графиня, чувствуя подвох, делает все, чтобы не допустить стряпчего к мужу. Развязка наступает в декабре 1824 г. К этому моменту графиня уже убедилась в подлости Максима де Трай и порвала с ним. Она столь ревностно ухаживает за умирающим мужем, что многие склонны простить ей прежние грехи, — на самом же деле она, как хищный зверь, подстерегает свою добычу. Граф, не в силах добиться встречи с Дервилем, хочет передать документы старшему сыну — но жена отрезает ему и этот путь, пытаясь лаской воздействовать на мальчика. В последней страшной сцене графиня молит о прощении, но граф остаётся непреклонен. В ту же ночь он умирает, а на следующий день в дом являются Гобсек и Дервиль. Их глазам предстаёт жуткое зрелище: в поисках завещания графиня учинила настоящий разгром в кабинете, не стыдясь даже мёртвого. Заслышав шаги чужих людей, она бросает в огонь бумаги, адресованные Дервилю, — имущество графа тем самым безраздельно переходит во владение Гобсека.
Ростовщик сдал внаймы особняк, а лето стал проводить по-барски — в своих новых поместьях. На все мольбы Дервиля сжалиться над раскаявшейся графиней и её детьми он отвечал, что несчастье — лучший учитель. Пусть Эрнест де Ресто познает цену людям и деньгам — вот тогда можно будет вернуть ему состояние. Узнав о любви Эрнеста и Камиллы, Дервиль ещё раз отправился к Гобсеку и застал старика при смерти. Все своё богатство старый скряга завещал правнучке сестры — публичной девке по прозвищу «Огонёк». Своему душеприказчику Дервилю он поручил распорядиться накопленными съестными припасами — и стряпчий действительно обнаружил огромные запасы протухшего паштета, заплесневелой рыбы, сгнившего кофе. К концу жизни скупость Гобсека обратилась в манию — он ничего не продавал, боясь продешевить. В заключение Дервиль сообщает, что Эрнест де Ресто в скором времени обретёт утраченное состояние. Виконтесса отвечает, что молодому графу надо быть очень богатым — только в этом случае он может жениться на мадемуазель де Гранлье. Впрочем, Камилла вовсе не обязана встречаться со свекровью, хотя на рауты графине вход не заказан — ведь принимали же её в доме госпожи де Босеан.
Видео:Оноре де Бальзак "Гобсек" - читает И.В.ВарзинаСкачать
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Видео:Гобсек (1937) Полная версияСкачать
Повесть Оноре де Бальзака «Гобсек»: краткое содержание
Повесть «Гобсек» была опубликована Оноре де Бальзаком в 1830 году, а в 1842 году стала одним из ключевых произведений «Человеческой комедии», войдя в раздел «Сцены частной жизни» («Этюды о нравах»). Сегодня это самое читаемое произведение Бальзака, оно входит в школьную и вузовскую программы, является предметом множества научных исследований, широким полем для анализа и богатейшим источником вдохновения.
Как и многие произведения Бальзака, изначально «Гобсек» публиковался частями. Первый эпизод, озаглавленный «Ростовщик», появился на страницах журнала «Мода» в феврале 1830 года. Затем повесть фигурировала под названием «Папаша Гобсек» и была разделена на смысловые части – «Ростовщик», «Адвокат», «Смерть мужа». В 1842-м повесть вошла в «Человеческую комедию» под лаконичным названием «Гобсек» без деления на главы. Именно такой вид произведения принято считать классическим. Центральный персонаж – ростовщик Жан Эстер ван Гобсек (прим. – в данном случае фамилия Гобсек «говорящая», в переводе с французского – Живоглот). Кроме произведения, в котором он солирует, Гобсек также появляется в «Отце Горио», «Цезаре Бирото», «Брачном контракте» «Чиновниках». Адвокат Дервиль, он же рассказчик, является героем «Отца Горио», «Полковника Шабере», «Темного дела», романа «Блеск и нищета куртизанок».
Это культовое произведение имеет два киновоплощения. В 1936 году повесть экранизировал советский режиссер Константин Эггерт («Медвежья свадьба», «Хромой барин»), роль Гобсека сыграл Леонид Леонидов. В 1987-м вышел одноименный фильм под началом Александра Орлова («Женщина, которая поет», «Похождения Чичикова»), на этот раз Гобсека сыграл Владимир Татосов.
Давайте вспомним сюжет этого бессмертного шедевра от гениального Оноре де Бальзака.
Видео:Оноре де Бальзак - Гобсек | СКОРОЧЕНА КНИГАСкачать
«Гобсек»
Повесть была написана в январе 1830 года и вошла в цикл произведений «Человеческая комедия». Главными персонажами в ней стали ростовщик Гобсек, семейство графа Ресто и стряпчий Дервиль. Основной темой повести стала страсть. С одной стороны, главный герой изучает человеческие страсти — к богатству, женщинам, власти, с другой — сам автор показывает, что даже умудренного жизнью человека может погубить всепоглощающая страсть к золоту и обогащению. Историю этого человека можно узнать из повести Бальзака «Гобсек». Краткое содержание читайте в этой статье.
Видео:Гобсек. Оноре де Бальзак. Скорочено.Скачать
В салоне виконтессы
О Гобсеке рассказал стряпчий Дервиль в салоне виконтессы. Как-то раз засиделись у нее допоздна молодой граф Ресто и он, которого принимали лишь потому, что он помог ей вернуть конфискованное во время революции имущество. Когда граф уходит, она выговаривает своей дочери, что не следует слишком откровенно выказывать графу свое расположение, потому как никто не станет родниться с графом из-за матери.
Конечно, сейчас за ней ничего предосудительного не замечалось, но во времена молодости сия особа вела себя очень неосмотрительно. Отцом ее был хлеботорговец, но хуже всего то, что все свое состояние она промотала на любовника и оставила без денег своих детей. Граф очень беден и не пара Камилле. Дервиль, сочувствуя влюбленным, вмешался в разговор и объяснил виконтессе, как все обстояло на самом деле. С рассказа Дервиля и начнем изложение краткого содержания «Гобсека» Оноре Бальзака.
Видео:"ГОБСЕК". Аудиокнига. Часть 1Скачать
Реальные отзывы читателей
Люблю преимущественно русскую классику, но «Гобсек», как срез людской глупости, — исключение из правил. Человек, который всю жизнь высмеивал чужие пристрастия, не заметил, как сам стал заложником своей жадности и патологической любви к деньгам, в итоге даже не воспользовавшись собственным состоянием. Протухший паштет и плесень в кофейных зернах — как апогей человеческого ничтожества!
Обожаю Бальзака и его стиль, ведь то, как он описывает собственную родину времен своей бытности — это что-то! Аристократия, готовая, как последний клошар, сдать за копейки остатки былой роскоши, чтобы ублажить любовника, безжалостный старикашка-ростовщик, заложивший душу дьяволу за золотой, виконтесса, чудесным образом согласившаяся на брак дочери, едва услышав, что жених не беден, а богат — все это наводит на самые печальные размышления… Один только нормальный человек среди безумцев — Дервиль, который вынужден лавировать среди представителей «знати» и своих протеже.
Читаю комментарии и удивляюсь: ребята, вы чего? Если ростовщик будет всех жалеть, он по миру пойдет! Это его работа, не более! Пойдите в банк и займите денег безвозвратно, я посмотрю, как это у вас получится! А протухшие паштеты… Ну это дело каждого, вообще, уверен, что у каждого из вас дома есть куча всякого барахла, с которым жалко расстаться!
Станислав, Пермь
Видео:"Гобсек" аудіокнига (скорочено). Оноре де Бальзак.Скачать
Графиня Ресто
Пересказ краткого содержания «Гобсека» Оноре де Бальзака продолжим повествованием ростовщика об этой графине. Деньги ссудил у ростовщика ее любовник, и она, страшась разоблачения, вручила ростовщику бриллиант. Посмотрев на молодого белокурого красавца, будущее графини можно было запросто предугадать – такой щеголь мог разорить не одну семью.
Дервиль окончил курс права и получил в конторе стряпчего должность клерка. Чтобы выкупить патент, ему необходимы сто пятьдесят тысяч франков. Гобсек ссудил ему под тринадцать процентов денег, и ценой упорной работы с ростовщиком Дервилю удалось рассчитаться за пять лет.
Видео:Зарубежная литература. 10 класс. Повесть О. Бальзака "Гобсек". Анализ произведения.Скачать
Краткое содержание: Гобсек, Оноре де Бальзак
В гостиной виконтессы де Гранлье зимой как- то гости засиделись до часа ночи. Один из них, красивый молодой человек, услышав бой часов, поспешил откланяться. Виконтесса заметила, что его отъезд огорчил ее семнадцатилетнюю дочь Камилу. Она решила предостеречь девушку, сказав, что хотя молодой человек заслуживает всех похвал, ни одно уважающее себя семейство не отдаст ему в жены свою дочь. У него есть мать, особа низкого происхождения, которая способна проглотить не одно миллионное состояние.
В разговор вмешался друг семьи, стряпчий Дервиль, который помог виконтессе вернуть незаконно отобранное состояние. Он стал рассказывать одну романтическую историю, свидетелем которой стал в молодости. Много лет назад Дервилю пришлось столкнуться с удивительным человеком — ростовщиком, которого прозвали «папаша Гобсек». Он всегда поражал окружающих своей невозмутимостью: «черты лица, неподвижные, бесстрастные, как у Талейрана… глаза, маленькие и желтые, словно у хорька, и почти без ресниц… острый кончик длинного носа, изрытый рябинами… губы тонкие…» Говорил этот человек всегда мягко, не повышая голоса. Никто не знал, были ли у него родные или друзья, богат он был или беден. Старик был очень бережлив.
Когда рассказчик познакомился с ним поближе, то узнал, что в десятилетнем возрасте мать устроила его юнгой на корабль и он отплыл в голландские владения Ост-Индии, где и скитался двадцать лет. Он прошел множество испытаний и знал многих великих людей. Папаша Гобсек находил развлечение в человеческих историях, проходящих перед его глазами. Две из них он рассказал своему молодому другу.
Ростовщику нужно было предъявить два векселя. Первый, на тысячу франков, подписал молодой человек, писаный красавец и щеголь, а выдан был вексель прекрасной парижанкой, женой графа. Второй вексель был подписан некоей Фанни Мальво. Когда Гобсек пришел к первой из женщин, служанка сообщила ему, что госпожа еще не вставала и ему лучше зайти в полдень. Второй женщины не оказалось дома, однако она оставила деньги у привратницы. Г обсек решил не брать денег, а еще раз прийти, чтобы застать хозяйку.
В полдень ростовщик снова пришел к графине. Она встретила его в своей спальне, и очень ласково. Кругом царствовали роскошь и беспорядок. Гобсек сразу понял, что эта женщина изменяет своему мужу, более того, оплачивает счета своего любовника. Во время беседы с ростовщиком в комнату неожиданно вошел муж должницы. Она сильно испугалась. Сказав мужу, что Гобсек — ее поставщик, она тайком отдала ростовщику бриллиант. Выходя от графини, Гобсек встретился с тем самым щеголем, давшим вексель. Папаша Гобсек передал с ним графине двести франков. Молодой человек обрадовался, что графиня заплатила. Гобсек увидел всю будущность графини: красавчик разорится сам, разорит ее, ее мужа и их детей.
Далее ростовщик отправился ко второй должнице. В маленькой квартирке все сверкало чистотой. Мадмуазель Фанни оказалась молоденькой девушкой, зарабатывающей на жизнь шитьем. От нее веяло чем-то хорошим и чистым. Г обсек даже расчувствовался и хотел предложить ей денег взаймы, однако вовремя одернул сам себя. Перед глазами ростовщика каждый день разворачивались трагедии, когда, к примеру, отец семейства из-за невозможности прокормить своих детей заканчивал жизнь самоубийством, и комедии, когда молодой повеса старался обольстить, уговорить папашу Гобсека и т. д. Люди, попавшие в ловушку денег, разыгрывали перед этим человеком настоящие представления, что тешило его тщеславие и развлекало старика.
Далее рассказчик поведал о том, что единственным наследником Гобсека является красивый молодой человек, господин де Ресто, понравившийся Камиле. А произошло это вот как.
На одном из холостяцких званых обедов Дервиль познакомился с молодым человеком Максимом де Траем, разоряющим уже известную графиню. Тот попросил привести его к Гобсеку, поскольку сам недавно рассорился со стариком. На встречу с ростовщиком он пришел вместе с графиней, которая тут же невыгодно заложила фамильные драгоценности ради своего любовника. Причем половину суммы Гобсек отдал графине векселями ее разорителя. Де Трай был взбешен, однако ничего уже не мог сделать. Графиня выбежала из комнаты, и ее поклонник последовал за ней.
Не успели посетители выйти, как к Гобсеку ворвался обманутый муж графини. Он узнал, что жена заложила фамильные драгоценности, и хотел их вернуть. Дарвиль примирил противников. Они составили акт, где граф признавал, что получил у Гобсека восемьдесят пять тысяч франков и что ростовщик обязывается при уплате всей суммы долга вернуть бриллианты. Ростовщик посоветовал найти графу надежного друга и путем фиктивной продажной сделки передать ему все свое имущество, иначе жена полностью разорит его и его детей.
Через несколько дней обманутый муж снова появился у Дарвиля. Он попросил подготовить необходимые акты о передаче всего имущества Гобсеку. Поверенный же должен был получить расписку старика в том, что данная передача фиктивна и он обязуется вернуть состояние старшему сыну графа в день совершеннолетия. В случае смерти Гобсека наследником имущества до определенного времени становится сам Дарвиль. Стряпчий настоял на том, чтобы граф позаботился и о судьбе младших детей. После решения всех формальных дел граф так и не успел передать расписку Дарвилю. Когда он заболел, жена не допускала к нему никого. Эта женщина рассталась со своим любовником и все свое время отдавала подрастающим детям. Она дала им превосходное образование и внушила им сильную любовь к себе.
Когда муж умер, графиня нашла в его комнате расписку Гобсека и по неведению сожгла ее, чем обрекла всю семью на разорение. Когда ростовщик умер, он написал завещание на имя одной из своих внучек. Стряпчий, описывая имущество ростовщика, был поражен его скупостью. В комнате, смежной со спальней Гобсека, он обнаружил гниющие продукты, везде лежали груды различных безделушек вперемешку с серебром и золотом, на камине располагались накладные различных грузов. Старик был настолько скуп, что предпочитал, чтобы его сокровища испортились, нежели чем они были бы отданы за более низкую сумму. Дарвиль, зная истинное положение дел, сделал все для того, чтобы деньги графа вернулись к его сыну.
Здесь искали:
- гобсек краткое содержание
- оноре де бальзак гобсек краткое содержание
- краткое содержание гобсек
Видео:#ОнореДеБальзак#Гобсек#ОпасностиБеспутства#ЧеловеческаяКомедия#ФранцузскаяРеволюция#РостовщикСкачать
Обманутый муж
Продолжим рассматривать краткое содержание «Гобсека». Как-то граф Максим попросил Дервиля познакомить его с Гобсеком. Но старый ростовщик отказался дать ему ссуду, потому как человек, имевший триста тысяч долгов, не внушал ему доверия. Максим через некоторое время вернулся с красивой дамой, и стряпчий сразу узнал ту самую графиню. Дама собиралась отдать ростовщику великолепные бриллианты, и стряпчий пытался этому воспрепятствовать, но Максим намекнул, что сведет счеты с жизнью. Графиня дала согласие на кабальные условия.
Краткое содержание «Гобсека» продолжим историей о том, как после их ухода к Гобсеку ворвался с требованием вернуть заклад муж графини, объяснив, что у его супруги нет права распоряжаться старинными фамильными драгоценностями. Ростовщик посоветовал графу путем фиктивной продажи переписать все свое состояние на надежного человека. Так он мог спасти от разорения своих детей.
Через какое-то время граф пришел к стряпчему узнать о Гобсеке. На что тот ему ответил, что доверил бы такому человеку, как ростовщик, даже своих детей. Граф немедленно переписал на Гобсека свое имущество, желая уберечь его от супруги и ее молодого любовника.
Видео:Образ Гобсека. За повістю Оноре де Бальзака " Гобсек"Скачать
Другие персонажи
Граф де Ресто – знатный господин, отец семейства, обманутый муж.
Графиня де Ресто – красивая, знатная дама, супруга графа де Ресто.
Максим де Трай – расточительный повеса, молодой любовник графини де Ресто.
Эрнест де Ресто – старший сын графа де Ресто, наследник его состояния.
Виконтесса де Гранлье – богатая знатная дама.
Камилла – юная дочь виконтессы влюбленная в Эрнеста де Ресто.
Видео:Оноре де Бальзак — Гобсек (аудіокнига скорочено)Скачать
Болезнь графа
О чем дальше нам расскажет краткое содержание «Гобсека»? Виконтесса, воспользовавшись паузой, отослала дочь спать, ибо незачем молодой девушке слушать, до какого распутства доходит женщина, преступившая известные нормы. Камилла ушла, и Дервиль сразу же сказал, что разговор идет о графине де Ресто.
Вскоре Дервиль узнал, что сам граф тяжело болен, и супруга не пускает к нему стряпчего для оформления сделки. В конце 1824 года графиня сама убедилась в подлости Трая и порвала с ним. Она столь ревностно ухаживала за больным мужем, что многие готовы были простить ей ее недостойное поведение. На самом же деле графиня просто подстерегала свою добычу.
Граф, не добившись встречи со стряпчим, хочет отдать документы сыну, но графиня всячески препятствует этому. В последние часы мужа она на коленях вымаливает прощение, но граф остался непреклонен – бумаги он ей не отдал.
Видео:Оноре де Бальзак-Гобсек (аудіокнига українською)Скачать
Смерть ростовщика
Краткое содержание «Гобсека» продолжается рассказом о том, как на следующий день в дом графа пришли Гобсек и Дервиль. Их глазам открылось ужасающее зрелище: графиня, не стыдясь того, что в доме находится покойник, учинила настоящий погром. Заслышав их шаги, она сожгла документы, адресованные Дервилю, и тем самым предопределила судьбу всего имущества: оно перешло во владение Гобсека.
Ростовщик оставил особняк и по-барски стал проводить время в новых владениях. На просьбы Дервиля сжалиться над графиней и детьми он неизменно отвечал: «Несчастье – лучший учитель».
Когда сын Ресто узнает цену деньгам, тогда он и вернет имущество. Дервиль, услышав о любви молодого графа и Камиллы, отправился к старику и застал его при смерти. Все свое имущество тот завещал родственнице – публичной девке.
В изложении краткого содержания «Гобсека» нужно отметить, что старый ростовщик не забыл и о Дервиле — поручил распорядиться припасами. Увидев сгнившие и протухшие продукты, стряпчий убедился, что скупость Гобсека превратилась в манию. Оттого он ничего не продавал, что боялся продешевить.
Так что виконтессе не о чем беспокоиться: молодой Ресто вернет свое состояние. На что виконтесса отвечала, что Камилле вовсе не обязательно встречаться со своей будущей свекровью.
Видео:***Бальзак***Скачать
Трагедия Гобсека
В центре повести Оноре де Бальзака «Гобсек», краткое содержание которой изложено выше, – человек, скопивший огромное состояние, но оставшийся в конце своего пути совершенно один. Гобсек – так зовут этого героя – ни с кем не общается, мало выходит из дому. Единственный человек, кому он доверяет – Дервиль. Ростовщик видел в нем и делового товарища, и умного собеседника, и хорошего человека.
Молодой стряпчий, общаясь со стариком, набирается опыта, просит рекомендации и совета. Наблюдая за ростовщиком, Дервиль сделал вывод, что в нем живут двое: существо подлое и возвышенное, скряга и философ.
Жизненный опыт научил старика оценивать человека с первого взгляда, мыслить и анализировать. Он часто рассуждал о смысле жизни. Но с возрастом страсть к деньгам все же возобладала и постепенно переросла в поклонение. Возвышенные чувства переросли в эгоизм, жадность и циничность. Если в молодости он мечтал познать мир, то к концу жизни главной его целью стала охота за деньгами. Но счастья они ему не принесли, он так и умер в одиночестве со своими миллионами.
Как видно из краткого содержания по главам, Гобсек и вся его жизнь – это трагедия не отдельного человека, а целой системы. Жизнь Гобсека только подтверждает известное выражение: счастье — не в деньгах. Бальзак на его примере показал, к чему приводит бездумное поклонение звонкой монете.
Гобсек «скряга и создание низкое»
Ради денег потерял человечность, уважение, свою душу. Затрагивая золото, перестает контролировать себя и теряет ум; грабит, унижает людей, которые попали в переделку, становится властителем и режиссером их судеб. Хитроумный, недоступный человеческим страстям делец, живет в убогой комнате старого пасмурного дома, камин едва тлеет, угарная лампа на облезлой подставке. Гобсек понимает, в каком обществе он живет, и деньги нужны ему для того, чтобы ощущать себя в безопасности, иметь власть над людьми. Ради накопления денег он отказывается от семьи,
родных, комфорта, т. е. от всей земной радости жизни. Ростовщик унимает в себе все человеческие чувства, превращается в полуавтомат, человека-вексель. Он объехал весь мир и убедился, что всюду властвует зло. И решает для себя зачерстветь душой, накапливать деньги, так как это все дает в Жизни, и в конце концов становится человеком, который превращается в «золотого идола». Алчность и скупость приведет это низкое создание к человеческому обнищанию, жалкому и бесславному концу. Смолоду Гобсек был человеком жизнелюбивым, наделенным естественным стремлением самоутвердиться в жизни. Уже с десяти лет он составляет суровые испытания на выживание. Проявил себя волевым и мужественным человеком. Идеализм и романтические мечты мальчика столкнулись с суровой правдой жизни, где не было места для слабых, обессиленных и никчемных. Развил в себе глубокий аналитический ум, способен оценить уровень личности других (самого Дервиля или Фанни Мальва, используя такие слова, .как «милый девичий образ», «простое создание»). Выдающаяся фигура, знает жизнь и мир. Естественно одаренный человек, Гобсек торговал картинами — знал толк в искусстве. Ему знакома классическая литература — берет пример из Мольера; захватывался красотой бриллиантов графини де Ресто. Создал собственную жизненную философию; «Есть только одно надежное земное благо, которое имеет высочайшую ценность, — это золото». Становится грустно, что человек умный и благородный, который умел ценить красоту и искусство, всю свою талантливость направляет на фанатичное накопление богатства. Он «впал в детство и обнаруживал непостижимое упорство, которое развивается во всех старых людей, одержимых сильной страстью, которая переживает их ум». Меня привлекает образ Дервиля тем, что, будучи успешным адвокатом, он женится на Фанни Мальва, швеи, скромной, трудолюбивой девушке.» Никогда вы ничего не достигнете, зато будете самым счастливым и самым порядочным из людей». Умирает Гобсек в 89 лет. Жизнь и смерть «золотого идола» побуждают нас поставить ряд вопросов: кто мы? почему мы здесь? какая наша миссия на Земле? Святость должна быть в духовном, а не в материальном. Библия дает нам понимание роли денег в нашей жизни. К ней нам нужно прислушаться, чтобы не ошибиться, не стать жестокими, не стремиться накапливать деньги ради денег. Это только кажется человеку, что она не станет жадной, что деньги не превратят ее в «золотого идола». Это неправда. Тогда бы в Библии ничего не говорилось о деньгах. А там написано: «Сребролюбие — это корень всего лихого. 8, А как имеем поживу и одежда, то мы удовлетворенные есть из того. 9. А те, кто хочет богатеть, впадают в соблазн и в многочисленные неразумные и вредные алчности, которые толкают людей на гибель. 10. Так как корень всего лихого — это сребролюбие, которому отдавшись, кое-кто из людей отреклись от веры и взяли на себя большие страдания. 18. чтобы делали добро, багатились в добрых делах, были щедрые.» (Первое послание св. Ап. Павла к Тимофею. Библия. 1980, с 243).