Видео:Олёша проходит Fran BowСкачать
Словари
Вряд ли кто не свяжет с красавцем оленем! На самом деле — от Оленя, старинной уменьшительной формы имен Александр и Алексей, реже — от женского имени Олёна (Елена, см. Еленин). Олесов, Олисов. У Горького есть рассказ «Варенька Олесова». В Белоруссии и Польше Олес, Олис — уменьшительные от Александр. (Ф). Остальные фамилии от различных форм этих же имен.
Некоторые из них могут быть от производных форм имени Олег, через форму Олеся (Петровский)
Оленев. Унбегаун считает , что «написание Олен- можно объяснить влиянием слова олень». Олень — Оленев, Олен — Оленов. (У)
В «Ономастиконе» Веселовского. Оленин Андрей Васильевич, 1627 г , Таруса, Оленя, Оленины — кн Андрей Оленя Елецкий, середина XVI в.; Оленины, середина XVI в. и позже, Мещера, Арзамас и Касимов; Олеханов Данило, бортник, 1530 г., Рязань.
— Русский писатель, автор сказки «Три толстяка».
— Русский писатель, автор пьес «Заговор чувств», «Список благодеяний», «Строгий юноша».
— Русский писатель, автор рассказов «Вишневая косточка», «Мой знакомый», «Первое мая».
— Русский писатель, автор рассказов «Стадион в Одессе», «Три рассказа», «Человеческий материал», «Я смотрю в прошлое».
— Писатель, родившийся на Украине в обедневшей дворянской семье, фамильным гербом которой было изображение оленя с золотой короной.
— Русский писатель, автор романа «Ни дня без строчки».
ОЛЕ́ША Юр. Карлович (1899-1960) — прозаик, драматург. Род. в Елисаветграде, в дворянской семье. Окончил г-зию в Одессе, учился на юрид. ф-те. В 1919 ушел добровольцем в Кр. армию. Начал печататься как поэт в 1916. С 1922 жил в Москве, работал в газ. «Гудок», публикуя пользовавшиеся популярностью фельетоны под псевд. Зубило. Известность О. принесли сказка «Три толстяка» (1924) и особенно роман «Зависть» (1927) о судьбе интеллигенции в пору социалистических преобразований в нашей стране. В прозе О. противопоставил «старых» людей, интеллигентов с их культурой чувств, и «новых» деловых героев, освобожденных от рефлексии. О. — автор рассказов, пьес «Заговор чувств» (по мотивам «Зависти», 1929), «Список благодеяний» (1931), «Строгий юноша» (1934). На 1-м съезде писателей СССР О. выступил с покаянной речью, обещая освободиться от сомнений и страданий и создать в прозе «тип молодого человека», к-рый был бы «образцом». После этого О. долгое время ничего не писал, занимаясь инсценировками классики. Автобиогр. О. «Ни дня без строчки» была собрана и издана после смерти автора в 1961.
Оле́ша Юрий Карлович (1899-1960), русский писатель. Роман-сказка «Три толстяка» (1924). В романе «Зависть» (1927), рассказах, пьесах — острые психологические и моральные проблемы личности в послереволюционную эпоху. Книга прозаических миниатюр «Ни дня без строчки» (опубликована в 1961).
ОЛЕША Юрий Карлович — ОЛЕ́ША Юрий Карлович (1899-1960), русский писатель. Роман-сказка «Три толстяка» (1924), роман «Зависть» (1927), рассказы, пьесы («Заговор чувств», 1929, «Список благодеяний», 1931) отражают психологические и моральные проблемы личности (индивидуальности) в послереволюционную (коллективистскую) эпоху. Книга прозаических миниатюр «Ни дня без строчки» (1954-1960, опубликована в 1961). В 1999 вышли в свет его дневниковые записи под названием «Книга прощания» (1929-1960).
ОЛЕ́ША Юрий Карлович [19 февраля (3 марта) 1899, Елизаветград (ныне Кировоград, Украина) — 10 мая 1960, Москва], русский писатель.
Своей родиной считал Одессу, в которой прожил «с трех лет и до первых стихов». Отец Олеши был обедневшим польским дворянином, католиком. Мать — властная красивая женщина с художественными наклонностями (она неплохо рисовала), душевную связь с которой Олеша сохранил до ее последних дней. Детские годы были связаны с бабушкой, о чьей «поэтической душе» Олеша писал позже в дневниках. Не менее важным человеком для маленького Юрия была и сестра Ванда, но она умерла в 23 года, заразившись от брата скарлатиной.
Писать стихи начал подростком. По воспоминаниям вдовы писателя О. Г. Суок, по окончании гимназии он подарил своему учителю словесности тетрадь под названием «Виноградные чаши», в которой было тридцать три стихотворения. Ришельевскую гимназию Олеша окончил в 1917 с золотой медалью и поступил на юридический факультет Новороссийского университета в Одессе.
К этому же времени относится и его знакомство в поэтическом кружке «Зеленая лампа» с Э. Г. Багрицким (см. БАГРИЦКИЙ Эдуард Георгиевич), В. П. Катаевым (см. КАТАЕВ Валентин Петрович) и другими литераторами будущей «южнорусской школы». Среди его первых литературных опытов — одноактная драма «Игра в плаху» (1921). Революционный энтузиазм юности ненадолго заносит Олешу на батарею Черноморской обороны, где он служит телефонистом. В 1921 семья переезжает в Харьков, откуда родители, получив оптацию, (см. ОПТАЦИЯ) эмигрируют в Польшу. Олеша остается, остается один. Призвание настойчиво дает о себе знать, и в 1922 Олеша появляется в Москве, куда стремятся в начале 1920-х гг. литераторы со всех концов России.
Юридический факультет забыт (окончено всего два курса), Олеша работает в «Гудке», быстро обретая популярность как автор сатирических стихов на железнодорожные темы, которые печатает под псевдонимом «Зубило». У него выходит два сборника стихов («Стихи», 1924, и Зубило. «Салют». 1927), в которых стихи подражательно-символистские чередуются с дежурно-революционными. Не оставившие сколько-нибудь заметного следа в русской поэзии, ранние стихотворные опыты сыграли значительную роль во всем последующем творчестве Олеши. Сам он писал в дневнике: «Я начал с поэзии. . Однако перешел на прозу. Но остался поэтом в литературном существе: то есть лириком-обрабатывателем и высказывателем самого себя».
Первой прозаической вещью Олеши стала «сказка для взрослых» «Три толстяка» (1924), которая стала любимой книгой не для одного поколения юных читателей. После нее писатель создает «Зависть» (1927), сделавшую Олеше литературное имя не только в России, но и за рубежом. К 1930 автор, которому не исполнилось и 30, уже попробовал себя во всех литературных жанрах: поэзии, прозе, драме. В 1929 в Театре им. Евг. Вахтангова (см. ВАХТАНГОВА ИМЕНИ ТЕАТР) была поставлена его пьеса «Заговор чувств», созданная по мотивам «Зависти». Весной 1930 на сцене МХАТа ожили герои «Трех толстяков». В 1931 в Театре им. Вс. Мейерхольда (см. МЕЙЕРХОЛЬДА ИМЕНИ ТЕАТР) состоялась премьера пьесы Олеши «Список благодеяний». Кроме того, выходит еще в том же, 1931, и тоненькая книжечка рассказов «Вишневая косточка»(1931).
Со стороны кажется, что 1929-1931 гг. для Олеши не только плодотворны, но и благополучны. Но именно в это время он переживает глубокий кризис, связанный с рефлексией по поводу своей писательской судьбы в послереволюционной России. «Мы, писатели-интеллигенты, должны писать о самих себе, должны разоблачать самих себя, свою «интеллигентность». Нам, тридцатилетним, порою трудно посмотреть в лицо новому миру, и мы должны выработать в себе уменье расставаться с «высокой» постановкой вопроса о своей личности. Вот главная тема для писателя-интеллигента».
Проблемы, о которых Олеша впервые заговорил в «Зависти»: неразрешимый конфликт между «новым человеком» Андреем Бабичевым, созидающим «полезное» (он производит «поразительный» сорт колбасы), но лишенным сантиментов, «души», и носителем «старых чувств», восхищения прекрасным, сострадания, не видящим для себя места в советской России Кавалеровым — никогда не отпустят писателя и не будут им решены.
Противоречиво изображение Бабичева, то брызжущего жизненной энергией, то роботоподобного существа без глаз («. глаз не было. Были две тупо, ртутно сверкающие бляшки пенсне»). Столь же противоречив и образ Кавалерова, чье зрение способно поэтически преображать мир, но жизнь которого будто утекает сквозь пальцы, дар растрачивается (он пишет тексты для эстрады), личность деградирует. Засаленная постель расплывшейся вдовы Прокопович, которую герой с претенциозной фамилией Кавалеров делит с братом Бабичева, становится ему приговором.
В «Зависти» с полнотой отпечатался слепок сознания, мировидения Олеши. Здесь заявлены все его мотивы, звучат все сомнения, действуют самые близкие и важные герои. Постоянны и мучительны его темы: от способов советского переустройства общества, в котором «самая замечательная личность — ничто», ее поглощает насильственный коллективизм — до навсегда любимой Одессы, описания которой, ее виноградные лозы и цветущие изгороди, неожиданно вспыхивают посреди московского пейзажа.
Повесть была нескрываемо экспериментальной. В ней сосуществуют элементы многих жанров: детектива и мелодрамы, семейного романа и фантастической прозы. Некоторые ее страницы написаны как сценарий, передающий события с кинематографической графикой раскадровки. В плоть повести введена еще и «Сказка о встрече двух братьев», а диалог на допросе в ГПУ между следователем и Иваном Бабичевым сочинен в форме привычной пьесы. Множество фрагментов «Зависти» организованы как стихотворения в прозе. На страницах дневников Олеша признается, что никогда «не умел писать стихов». Но писатель одарен изощренным взглядом, потрясающей сверхточностью эпитета. Лунный свет у него «гладкий», футбольное поле весной «сладко-зеленое», завернутые гетры напоминают бублики.
В «Зависти» Олеше удалось зафиксировать двойственность собственного видения историко-культурной ситуации в России.
В пьесе «Список благодеяний», точнее, — в ее первой, доцензурной редакции, он оказался более решителен и последователен. Центральная героиня пьесы, актриса Елена Гончарова, играющая, подобно Саре Бернар (см. БЕРНАР Сара), Гамлета на советских подмостках, ведет дневник с двумя списками: преступлений и благодеяний революции. Гончарова — альтер эго Олеши, ее устами писатель говорит о самых важных и острых проблемах своего времени. Прежде всего о ценности человеческой жизни.
Олеша видит, что в революции человек перестает быть «мерой всех вещей», а превращается всего лишь в «функцию времени». Его воля, разум, идеи — вторичны, предопределены «общей» историей страны. Из этого вытекает еще и нравственный релятивизм, приуготовляющий разум к оправданию любого поступка, совершенного «во имя высокой цели». А писатель убежден, что человек — первопричина и средоточие мира.
Так же, как и автора драмы, актрису Гончарову мучает раздвоенность, невозможность приятия послереволюционных изменений в России. Олеша пишет пьесу о том, в чем повинен новый строй перед людьми, населяющими Россию, предъявляет и пытается обнародовать список его преступлений. Главная героиня отказывается возвращаться в страну, где у нее отняты индивидуальность, душа, смысл творчества. Сюжет пьесы, по-видимому, читался современниками с особенным напряжением, так как события в пьесе грозили Елене Гончаровой гибелью. (в ноябре 1929 было принято Постановление Президиума ЦИК об объявлении вне закона граждан, оставшихся за границей). Уникальность личности противопоставлена в пьесе планам общего коллективного будущего, где будут все равны. Но «если революция хочет сравнять все головы — я проклинаю революцию», — говорит героиня.
В первой редакции пьесы отчетливо звучала больная для страны тема очередей и общей нищеты, голода и холода. Еще более рискованной была тема арестов, смертей и расстрелов, «полезных стране».
Ранняя редакция «Списка благодеяний» поражает и неизвестным ранее образом автора, социальной зрелостью Олеши, размышляющего о пути России и причинах ее срыва в революцию. «. Русские безответственны. Они даже перед реальной вещью, близкой и понятной, собственнической — перед родиной — не умели быть ответственны. . Если бы мы были японцами, через пять лет у нас была бы великая страна.» Для Олеши связь частной собственности и социальной ответственности человека нерасторжима. С уничтожением первой исчезает, изживается, не находя опоры, и другая.
Мотивы «сна» и «тумана», теней и зеркальных отражений, двойников и безумия, света и тьмы, темы «кажущегося» и истинного, столь важные в поэтике Олеши в 1920-1930-е годы заняли важное место в творчестве самых талантливых писателей послереволюционной России. Разрушение нормы, расколотость прежних представлений о миропорядке ломает жизнь людей, нередко приводит их к безумию.
В творчестве Олеши в целом, равно как и в пьесе «Список благодеяний», в частности, запечатлены и особенности специфически интеллигентского сознания: невозможность жесткого выбора позиции, колебания в определении добра и зла, неуверенность в собственной правоте. Именно эти качества мышления центральной героини «Списка. » определяют бесспорную художественную актуальность вещи для сегодняшнего дня, делают невозможным выразить направленность творчества писателя единой схемой. Попытка А. В. Белинкова (см. БЕЛИНКОВ Аркадий Викторович) в книге «Сдача и гибель советского интеллигента. Юрий Олеша» осуществить это, показала неубедительность предложенной им логической конструкции.
«Список благодеяний» стал последним законченным произведением «настоящего» Олеши. Следующей пьесе «Нищий или Смерть Занда» суждено было остаться в черновиках.
В 1934 Олеша выступил на первом Съезде советских писателей, говоря о себе как о «нищем», у которого отнято все. И замолк. Кроме газетных заметок, малоудачных киносценариев, почти случайных и необязательных инсценировок (и дневника, о котором пока что никто не знает) ничего не пишет. В годы войны вместе с Одесской киностудией был эвакуирован в Ашхабад. В мае 1945 вернулся в Москву, где за это время потерял квартиру. Вновь, как в начале 1920-х, скитается по друзьям, меняет пристанища. Листки архива кочуют вместе с хозяином, теряются, ветшают, раздариваются. В середине 1950-х Олеша получил наконец квартиру. В 1956, после 20-летнего перерыва, у писателя вновь начинают выходить книги. В письмах к матери Олеша рассказывает о том, что пишет книгу воспоминаний, сетует: «Быть писателем очень трудно». В мае 1960 скончался от инфаркта.
Спустя пять лет после смерти Олеши в свет вышла книга Олеши «Ни дня без строчки», составленная В. Б. Шкловским (см. ШКЛОВСКИЙ Виктор Борисович) и вдовой писателя, из фрагментов дневников. В нее были включены отредактированные записи последних семи лет жизни (1954-1960). Но дневники, в которых писатель выговаривался с полнотой, невозможной в открытой печати времени сталинского «великого перелома», Олеша начал вести уже в 1929. Это и лирическая исповедь, и одновременно фиксация событий, образующих большую «историю». Полностью они были опубликованы лишь к 100-летию писателя.
В дневниковых размышлениях Олеша не просто констатирует, что состояние умов современных ему писателей являет собой печальное зрелище. Он объясняет главное: причину умственной апатии, застылости, бессмысленности напряжений мозга. В этой жизни все уже решено за всех. Дело не в праздности и лени, не в «вине» писательской среды и шире — поколения сверстников Олеши. Речь — о переживаемом ими кризисе мировоззрения. «Наше поколение (тридцатилетних интеллигентов) — необразованное поколение. Гораздо умней, культурней, значительней нас были Белый, Мережковский, Вячеслав Иванов./. / Все писатели необразованны. . А для чего образованность? Спорить? С кем? С Кантом? С теми, кто установил истины? Зачем? Все опровергнуто и все стало несериозно после того, как ценой нашей молодости, жизни — установлена единственная истина: революция».
Еще в начале 1930- х Олешей было понято, что с отменой частной собственности ушла, была отменена и социальная ответственность индивида. Писатель фиксирует насильственно производимую смену ценностей и говорит о ее ближних, видимых и отдаленных последствиях.
Сегодня восприятие творчества Олеши обновилось, произошла смена парадигмы. Это не только тонкий лирик с резко индивидуальной, ярко метафоричной манерой письма, но и социальный мыслитель, чей исторический (равно как и душевный) опыт все еще не освоен. Общеизвестный образ писателя, сочинившего «Трех толстяков» и «Зависть», ныне откорректирован и свойствами таланта Олеши-драматурга, и автора «главной книги» жизни дневников ровесника века.
ОЛЕША Юрий Карлович (1899-1960) — русский писатель. Роман-сказка «Три толстяка» (1924), роман «Зависть» (1927), рассказы, пьесы отражают психологические и моральные проблемы личности в послереволюционную эпоху. Книга прозаических миниатюр «Ни дня без строчки» (опубликована в 1961).
Видео:Фанат пустил Олешу поплавать | Твич клипы Олеши #18Скачать
Патография писателя Юрия Олеши
Юрий Карлович Олеша (1899 — 1960) — российский писатель, автор популярного романа-сказки «Три толстяка» (1924 г.), поэт, драматург и киносценарист. Он один из немногих писателей советского периода (вспомним ещё графа Алексея Толстого) мог похвастаться своей дворянской родословной.
Юрий Олеша родился в 1899 году в Елисаветграде (позже этот город назывался Днепропетровск; сейчас — Кропивницкий) в семье обедневших белорусских дворян. Первоначально православный род Олеши ведёт начало от боярина Олеши Петровича. Впоследствии род полонизировался и принял католичество. Родным языком Юрия Карловича был польский. Отец, акцизный чиновник Карл Антонович Олеша, после революции уехал в Польшу, где умер в 1940-е годы. Мать Олимпия Владиславовна (1875-1963), тоже жившая после революции в Польше, пережила сына. У Юрия Карловича были родная сестра Ванда (1897-1919). Будущий писатель с самого детства был очень привязан к ней, и тяжело пережил её смерть от тифа. Самым большим ударом было то, что Ванда заразилась от Юрия, который выздоровел, а она – нет.
Олешам полагался родовой герб: олень с золотой короной, надетой на шею. В разговорах с друзьями Юрий Карлович не без гонора упоминал, что он дворянин и шляхтич. Свой фамильный герб, изображающий оленя с золотой короной, всегда с большой гордостью носил на цепочке. Но простим талантливому писателю эту честолюбивую черту.
Семья имела, как и полагается дворянам, своё имение. Но вот незадача! Писатель вспоминал: «Имение было порядочное, лесное, называлось “Юнище”. Оно было продано моим отцом и его братом за крупную сумму денег, которая в течение нескольких лет была проиграна обоими в карты». Отец Юрия был склонен к запоям. Писатель вспоминает такую сцену из детства: «Папа ставит меня на подоконник и целится в меня из револьвера. Он пьян, мама умоляет его прекратить “это”, падает перед ним на колени». (Олеша Ю.К., 2006). Тем самым, мы хотим подчеркнуть наследственную отягощённость алкогольной зависимостью по линии отца.
В 1902 году семья переехала в Одессу, где Юрий поступил в Ришельевскую гимназию. Ещё в годы учёбы он начал сочинять стихи. Стихотворение «Кларимонда» в 1915 году было опубликовано в газете «Южный вестник».
По воспоминаниям писателя Валентина Катаева, Олеша «совсем не был зубрилой. Науки давались ему легко и просто, на лету. Он был во всём гениален, даже в тригонометрии, а в латинском языке превзошёл самого латиниста… Единственным недостатком был его малый рост, что, как известно, дурно влияет на характер и развивает честолюбие». Валентин Катаев в своей книге воспоминаний, написанной в стиле мовизма (от французского слова mauvais — плохо), чтобы не обидеть своих современников, дал всем трудно расшифровываемые «клички». Так Юрий Олеша у него назывался «ключик». Катаев описал ещё одну характерную черту личности своего друга: «Ключик опередил нас независимостью своих литературных вкусов. Он никогда не подчинялся общему мнению, чаще всего ошибочному». (Катаев В.П., 2019).
Окончив гимназию, в 1917 году Олеша поступил в Одесский университет на факультет юриспруденции. Вместе с молодыми и в будущем знаменитыми литераторами Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким и Ильей Ильфом они образовали группу «Коллектив поэтов». В годы Гражданской войны Олеша оставался в Одессе, в 1921 году переехал по приглашению писателя Владимира Нарбута на работу в Харьков. Работал журналистом и печатал стихи в газетах.
В 1922 году родители Олеши эмигрировали в Польшу, а он переехал в Москву, где в те годы собрались многие талантливые одесситы, писал фельетоны и статьи, подписывая их пошловатым, но запоминающимся псевдонимом «Зубило»! Печатался в популярной в то время газете «Гудок». Известность последней была вызвана выдающимся авторским составом будущих гениев, многие из которых публиковали в ней свои первые «пробы пера»: Михаил Булгаков, Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров, Константин Паустовский, Михаил Зощенко. Юрий Олеша среди них «зарабатывал больше всех… едва ли не затмив славу Демьяна Бедного». (Катаев В.П., 2019). В 1922 году Юрий пережил бурный роман с Серафимой Суок, будущей женой Нарбута и Виктора Шкловского.
Вспоминая Олешу, на память приходят в первую очередь два его романа: «Три толстяка» (1924 г.) и «Зависть» (1927 г.). Роман «Три толстяка» автор посвятил Валентине Грюнзайд, в которую был в то время влюблён. Но роман опубликовали только через четыре года; к этому времени его «любовь» вышла замуж за писателя Евгения Петрова. Переживая драму неудавшейся любви с весьма легкомысленной возлюбленной, «ключик был скрытен и самолюбив; он ничем не выдал своего отчаяния». (Катаев В.П., 2019). Хотя Катаев придерживается того мнения, что первая любовь Олеши «оставила неизгладимый след на всём его творчестве, сделала его гениальным и привела в конце концов к медленному самоуничтожению».
Следует отметить потребность Олеши писать метафорическую прозу (жанр сказки). В кругу литераторов его называли «королем метафор». В романе «Зависть» Олеша создал метафору советского строя – образ колбасы как символ благополучия. В 1929 автор написал по этому роману пьесу «Заговор чувств».
В рамки формирующейся новой советской литературы Юрий Олеша вписаться не смог. В 1930-е и последующие годы из-под его пера не вышло ни одного крупного художественного произведения. Слишком ясна стала ненужность в новом советском государстве героев-мечтателей. Писать по канонам социалистического реализма он не хотел и не мог.
С этих же тридцатых годов начались репрессии многих его друзей и знакомых. Самого писателя репрессии, к счастью, обошли стороной, если не считать такой «мелочи»: произведения Юрия Олеши с 1936 по 1956 годы не переиздавались. Только в 1956 году была издана книга «Избранные сочинения», переизданы «Три толстяка» и частично опубликованы в альманахе «Литературная Москва» дневниковые записи «Ни дня без строчки».
В 1937 году неожиданно покончил жизнь самоубийством 17-летний пасынок писателя Всеволод. Смерть единственного сына стала жестоким ударом для Ольги Густавовны. Олеша тяжело переживал трагедию жены.
Психологически понятно, что Олеша не писал романов. Но о том, что дар беллетриста не был им утрачен, свидетельствуют его многочисленные дневниковые записи, обладающие качествами подлинно художественной прозы. Эти дневниковые записи «свидетельствуют об ипохондрике, то и дело возвращающемся мыслями к смерти, болезням, испуганно прислушивающемся к старению сердца, видящем странные, страшные сны, которые “невозможно рассказать”, после которых нельзя жить». (Гудкова В., 2006).
А дальше, как это совсем нередко случается у писателей (включая гениальных и талантливых) Олеша запил. Сам он писал так: «Литература окончилась в 1931 году. Я пристрастился к алкоголю… Приехав с группой советских писателей в Париж на международную выставку, я в первый же день проиграл в притоне все свои деньги». (Олеша Ю.К., 2006).
Великую Отечественную войну Олеша «пересидел» в Ашхабаде. Здоровый 42-летний человек, в отличие от многих своих коллег, не стал военным корреспондентом, а работал агитатором, то есть призывал солдат, отправлявшихся на фронт, сражаться, а рабочих и крестьян – работать. Кроме того, писал бездарные очерки и переводил туркменских авторов. Пытался написать пьесу из туркменской жизни, но, к счастью, её не закончил. Муза, однажды отвернувшись от Олеши, больше к нему уже не возвращалась.
Быстро стали развиваться и психологические изменения личности. Олеша намеренно подчёркивал свои самые неприглядные формы поведения: «Олеша-скандалист», «Олеша-пьяница, стреляющий трёшку, чтобы выпить», «Олеша — завсегдатай ресторана «Националь»», брызжущий фейерверком метафор перед случайным собутыльником. Так вёл себя тот самый благовоспитанный юноша, тот молодой драматург, которому целовали руки гимназистки. Сплетни об Олеше-дебошире из уст в уста передавались по Москве пятидесятых годов с сожалением или тайным злорадством. По собственному признанию Олеши, он стал «князем» ресторана «Националь», «где просиживал ежедневно, угощаемый сочувствующими знакомыми, друзьями, просто посетителями, знавшими, что за человек за столиком у окна». (Гудкова В., 2006).
«Зарабатывал» деньги на выпивку Юрий Карлович самыми неприглядными способами. Например, станет в воротах писательского дома в Лаврушинском переулке и не пропускает машину Александра Фадеева, главного секретаря союза писателей. Фадеев обычно «быстро ломался, морщась, протягивал из окна машины 10 рублей — аграмадные деньги!»
Олеша вспоминал: «Я так опустился, — писал он, — что мне ничего не стоило, подойдя к любому знакомому на улице, попросить у него три рубля, которых было достаточно, чтобы выпить, скажем, в забегаловке пива» (Олеша Ю.К., 2006). Приходилось лечиться от алкоголизма и в Соловьёвской больнице (ныне Научно-практический психиатрический центр им. Соловьёва).
Постепенно нарастали невротические (ипохондрические и паранойяльные) нарушения психики: из-за повышенной мнительности он одно время подозревал, что болен «проказой», демонстрируя друзьям её возможные симптомы; или вполне серьёзно считал, что против него «ополчились природа и транспорт», т.к. никогда не мог дождаться нужного трамвая или подходящей ему по нраву погоды.
В «Книге прощания» он пишет – «Я слишком часто (почти постоянно) думаю о смерти болезненно! Это противно, хочу отделаться от этого. Дальше будет о болезни сердца (болен ли сериозно, не знаю, не хожу к врачам). Страх перед врачом. А вдруг скажет: Э, батенька… — и откроется вся катастрофичность моего состояния. Откроется, не откроется — неизвестно, и вот, думая о страхе перед врачом, к врачу не хожу, и мучаюсь уже много лет, порчу и здоровье, и нервы, и самочувствие, и теряю молодость и ощущение наслаждения существованием — этой постоянной мыслью о том, что болен — смертельно болен. Во всяком случае, чувствую себя неважно»».
Писатель Юрий Нагибин оставил об Олеши нелицеприятные воспоминания: «С уязвлённой гордостью, обманутым честолюбием, выродившимся в тщеславие. Отсюда каждодневные сидения в “Национале”, в обществе подонков и дельцов, восхищавшихся каждым его словом… Считалось, что он невероятно требователен к себе, а он брался за любую халтуру. Другое дело, что она у него часто не получалась, и ещё чаще, из-за пьянства и разложения, он не доводил её до конца или терял почти законченную рукопись. Он был слабый человек с громадными амбициями, не очень большим, но оригинальным даром». (Нагибин Ю.М., 1995).
Надо заметить, что сам Юрий Карлович с достаточной критикой относился к своему состоянию: «Я совершенно утратил способность писать. Писательство как писание подряд, как бег строчек одна за другой становится для меня недоступным. Я сочиняю отдельные строчки. Это возможно, когда человек пишет стихи, — проза, статья, драма так не могут быть создаваемы». (Олеша Ю.К., 2006).
Философ и психолог Владимир Петрович Руднев относит личность Олеши к «ананкастам», подразумевая под последним определением обсессивно-компульсивный, педантичный «немецкий» характер писателя (напомним, что происхождение Олеши польское). В.П. Руднев сравнивает его с такими литературными персонажами, как Акакий Акакиевич Башмачкин (у Гоголя) и Алексей Каренин (у Льва Толстого в «Анне Карениной»). (Руднев В.П., 2005). Оставим эти дискуссионные сравнения на совести автора.
О болезненном состоянии Олеши, равно как и о его творческой потенции в этот период, в большей степени может свидетельствовать его «Книга прощания», состоящая из дневниковых записей разного времени. Вот несколько цитат из неё, характеризующих душевное состояние автора.
«. больше года работал над инсценировкой. хотя инсценировки так и не сделал, тем не менее, могу быть доволен тем, что делал».
«Это моя трагедия, заставившая меня прожить по существу ужасную жизнь. Я садился к столу, на котором лежала кипа бумаги, брал лист и, написав одну-две строки, тотчас же зачеркивал их. Тут же я повторял то же начало с некоторыми изменениями и опять все зачеркивал. Зачеркнутой оказывалась вся страница. Причем я зачеркивал не просто, а почти рисуя. Страницы получались красиво зачеркнутыми, производящими такое впечатление, как будто все живые строчки на них закрыты решеткой. Ужас в том, что количество этих страниц обычно вырастало до огромного количества — до сотен и десятков сотен, — а текста, идущего подряд, почти не было. Так могло продолжаться несколько месяцев, во время которых мне казалось, что я работаю над пьесой или повестью».
«Я болен; у меня болезнь фразы: она вдруг на третьем или четвертом звене провисает. Я почти конкретно вижу это выгнувшееся книзу брюхо».
«Я могу писать каждый день, строк по сто по крайней мере. А если это просто замена курения? если это просто груда окурков. Я пишу, думая, что передо мной книга, а это просто окурки — просто картонные, противно-коричневые трубочки, щепотки папиросной бумаги, пепел!».
«Иногда я вдруг терял способность писать пером, чернилами. Мог писать только карандашом. И странно, от карандаша почерк становился чётким, круглым и прямым, почти откинутым назад, от пера — тотчас же строки начинали становиться грязными, стёртыми, отталкивающего вида. И, кроме того, многое исчезало бесследно, буквально слезало с листа!».
«Я безусловно болен болезнью мозгового центра, имеющего отношение к писанию фразы. Иногда мне кажется почти зрительно, что вся написанная мною или кем-либо другим (то есть читаемая мною) колодка фраз шатается, зыблется, как желе. Отношение человека к письму живет в мозгу очень давно, это так же древне, как страх, мания преследования, мания сжигания, величия. И поэтому душевное заболевание может легко связаться именно с письмом».
«Совершенно очевидно, что я болен. Болезнь моя, начавшаяся уже давно — в виде проявления нетерпения. имеет в своем существе желание поскорей умереть. Эта болезнь в некотором виде есть у всех».
Очередной раз мы можем наблюдать неразрывную связь не реализованного творческого таланта с душевным недугом.
Приведённые сведения позволяют предположить наличие у Юрия Карловича Олеши некоторых черт специфических расстройств личности (тревожных, фобических, ипохондрических, обсессивно-компульсивных). Из-за сопутствующей алкогольной зависимости они ярко проявлялись в поведении писателя, приобретая чаще неприглядный характер. Не вызывает сомнения негативное влияние на творческий процесс клинически выраженной алкогольной зависимости. Так что Юрий Карлович Олеша оказался оригинальным лишь в творчестве, но не в жизни. Впрочем, для славы и своего прочного места в ряду российских писателей этого оказалось более чем достаточно.
***
Опубликовано в журнале «Независимость личности» №1, 2021.
Видео:Олёша посчитал высказывание донатера оскорбительным и смешно увеличил вебку (видео идёт 30 секунд)Скачать
Юрий Олеша
|