Окраска по гимзе ударение

Содержание
  1. Метод окраски микропрепаратов по Романовскому-Гимзе
  2. Комментарии к статье «Метод окраски микропрепаратов по Романовскому-Гимзе»
  3. Окрашивание основы Гимзы, материалы, техника и использование
  4. Основание окраски Гимзы
  5. материалы
  6. Материалы для приготовления материнского раствора
  7. Режим приготовления материнского раствора
  8. Материалы для приготовления Буферного раствора
  9. Окончательная подготовка красителя
  10. Дополнительные материалы, необходимые для выполнения окраски
  11. техника
  12. Процесс окрашивания
  13. коммунальные услуги
  14. гематология
  15. микология
  16. бактериология
  17. паразитология
  18. цитология
  19. цитогенетики
  20. Исследование, демонстрирующее эффективность окрашивания по Гимзе
  21. Рекомендации по хорошему окрашиванию
  22. Распространенные ошибки в раскраске Гимзы
  23. Чрезвычайно синяя окраска
  24. Чрезмерно розовая окраска
  25. Наличие осадков в мазке
  26. Наличие морфологических артефактов
  27. Режим хранения
  28. Фонетический разбор слова «гимзе»
  29. Фонетический разбор «гимзе»:
  30. «Гимзе»
  31. Характеристики звуков
  32. Смотрите также:
  33. Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»
  34. Морфологический разбор слова «гимзе»
  35. Фонетический разбор слова «гимзе»
  36. Карточка «гимзе»
  37. Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?
  38. Что такое фонетический разбор?
  39. Фонетическая транскрипция
  40. Как сделать фонетический разбор слова?
  41. Пример фонетического разбора слова
  42. Фонетика и звуки в русском языке
  43. Гласные звуки в словах русского языка
  44. Фонетика: характеристика ударных гласных
  45. Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
  46. Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
  47. При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
  48. Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
  49. Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
  50. Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
  51. Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
  52. Позиционное оглушение/озвончение
  53. Мягкие согласные в русском языке
  54. Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
  55. Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
  56. Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Видео:Как развивалась живопись в Древней Греции? ИСТОРИЯ ИСКУССТВСкачать

Как развивалась живопись в Древней Греции? ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

Метод окраски микропрепаратов по Романовскому-Гимзе

Окраска по гимзе ударениеМетод окраски микропрепаратов по Романовскому-Гимзе — это один из самых популярных методов окрашивания бактерий, простейших, а так же клеточных структур и тканей самых различной структуры. Данный м метод используется в том числе и для исследований крови посредством световой оптической микроскопии. Окраска по Пинчуну-Романовского-Гимзе впервые была предложена в 1904 году Густавом Гимзой.

Посредством данного метода окраске подлежат ацидофильные образования в разные оттенки красного цвета. Образования базофильного характера окрашиваются в цвет от пурпурного до синего.

Момент окрашивания:

Перед началом окрашивания готовый краситель жидкого вида разводят в дистиллированной воде в соотношении 1-2 капель красителя на 1 мг воды. Мазки окрашиваются во влажной камере при температуре 37 °C в течение 20-25 минут. После завершения окраски мазки промываются проточной водой, сушатся на воздухе, а затем исследуются с помощью масляных импрессий.

Красящую смесь Романовского-Гимзы, в основе которой имеется краска Романовского Райта, растворяют в виде порошка в смеси равноправных объемах глицерина и метилового спирта в соотношении 800 мг красителя к 100 мл растворителя.

Краситель обладает плохой растворимостью, поэтому его следует перетереть с растворителем в количественном соотношении 300мг к 100 мг, затем, добавлять краситель при этом постоянно помешивать массу до получения требуемой концентрации. На приготовление красителя требуется несколько дней. Следует акцентировать внимание на том, что в качестве растворителей нужно применять химически чистый метиловый спирт и глицерин, так как именно примеси являются причиной ухудшения свойств красителя. 100 % этиловый спирт может стать идеальной заменой метиловому спирту. Готовую красящую смесь следует хранить в плотно закрытом сосуде в прохладном сухом месте.

Специальный раствор Гимза. Составляющие красителя:

  • Азур 1 — 3,772 г
  • Эозин — 2,165 г
  • Метиленовая синька (медиц.) — 1,563 г
  • Метанол (ЧДА) — 750,0 мл
  • Глицерин (ЧДА) — 256,0 мл

Метод окрашивания:

Мазки, акцентированные в метиловом спирте, окрашивают на протяжении 40-120 минут раствором, в состав которого входят 1 мл приготовленной краски жидкой формы, 2 мл главного буферного раствора и 47 мл дистиллированной воды. Используют фосфатный буфер, на рН которого оказывает влияние вид мазка:

  • мазок костного мозга — 5,8 — 6,0;
  • мазок крови — 6,4 — 6,5;
  • выявление простейших — 6,8;
  • малярийные плазмодия — 7,0 — 7,2.

Ополаскивание проводят в дистиллированной воде, затем высушивают и изучают при иммерсии.

Результаты окрашивания:

Амастиготы Leishmania tropica, находящиеся – в макрофагах. Увеличение 10×100, окрашивание по Гимзе.

Бактерии вследствие окрашивания приобретают фиолетово-красный оттенок, цитоплазма клеток — голубой цвет, ядра — красный. Вследствие окраски простейших их цитоплазма становится голубого цвета, а ядра — красно-фиолетового.

Окраска по гимзе ударение

Лупы-лампы косметологические довольно полезный прибор, который может пригодиться в салонах красоты, ювелирам, криминалистам и даже в домашних для косметологических целей или рукоделия. Некоторые люди считают, что при нормальном зрении нежелательно использовать увеличительные приборы, однако это заблуждение.

Окраска по гимзе ударение

Когда речь идет о зуботехнических микроскопах, имеются в виду стереомикроскопические системы. Именно они позволяют получить всегда прямое и трехмерное изображение. Только так можно выполнять тонкую, а порой и высокохудожественную работу, например, при изготовлении керамических зубных коронок или виниров.

Комментарии к статье «Метод окраски микропрепаратов по Романовскому-Гимзе»

Владимир Григорьев: Цитата: «Окраска по Пинчуну-Романовского-Гимзе впервые была предложена в 1904 году Густавом Гимзой.»
Для справки: метод двойной окраски препаратов крови (катионный краситель азур B + анионный краситель эозин Y ) впервые предложен в 1889 г. российским врачом Ч. И. Хенцинским. В 1891 г. Д. Л. Романовский опубликовал свою диссертацию «К вопросу о паразитологии и терапии болотной лихорадки», имевшей сенсационный эффект для медицины того времени. Препараты крови Д. Л. Романовский окрашивал по методу своего российского коллеги. Соответственно, с работой Романовского Д.Л., получил мировую известность и метод окрашивания предложенный Ч. И. Хенцинским. В 1904 г. Г. Гимза (Gustav Giemsa) предложил улучшение одного из технологических аспектов раствора Романовского (добавление глицерина увеличивало растворимость и стабильность красителей). Работа Г. Гимзы называлась «Giemsasche Lözung für die Romanowsky färbung» (Раствор Гимзы для окраски по Романовскому), т.е. Гимза красил по Романовскому, в отличии от автора статьи.
Работа с микроскопами предполагает точность и самодисциплину, поэтому такая неаккуратность несколько настораживает. С глубоким уважением, Григорьев В.А.

Видео:Урок ИЗО 4 класс "Узорочье теремов"Скачать

Урок ИЗО 4 класс "Узорочье теремов"

Окрашивание основы Гимзы, материалы, техника и использование

Гимза пятно это тип окрашивания клинических образцов, основанный на смеси кислотных и основных красителей. Его создание было вдохновлено работой, проделанной Романовским, где Густав Гимса, химик и бактериолог из Германии, усовершенствовал его, добавив глицерин для стабилизации соединений..

Изменения, внесенные в оригинальную технику Романовского, позволили значительно улучшить микроскопические наблюдения, поэтому метод был крещен с именем окраски Гимзы..

Окраска по гимзе ударение

Поскольку это простой метод для выполнения, высоко функциональный и экономичный, в настоящее время он широко используется в клинической лаборатории для гематологических мазков, образцов костного мозга и срезов тканей..

Техника окрашивания по Гимзе очень полезна для цитологических исследований, так как позволяет наблюдать специфические структуры клеток. Этот метод окрашивает цитоплазмы, ядра, ядрышки, вакуоли и гранулы клеток, что позволяет различать даже мелкие следы хроматина.

Кроме того, могут быть обнаружены значительные изменения в размере, форме или окраске ядра, где можно визуализировать потерю связи ядро-цитоплазма..

С другой стороны, он позволяет выявлять незрелые клетки в костном мозге и периферической крови, что важно для диагностики серьезных заболеваний, таких как лейкемия. Также возможно обнаруживать гемопаразиты, экстра- и внутриклеточные бактерии, грибы и др..

В цитогенетике это вполне используется, так как можно изучать митоз клеток.

  • 1 Основа окраски Гимзы
  • 2 Материалы
    • 2.1 Материалы для приготовления материнского раствора
    • 2.2 Режим приготовления материнского раствора
    • 2.3 Материалы для приготовления буферного раствора
    • 2.4 Окончательная подготовка красителя
    • 2.5 Дополнительные материалы, необходимые для выполнения окраски
  • 3 Техника
    • 3.1 Процесс окрашивания
  • 4 Утилиты
    • 4.1 Гематология
    • 4.2 Микология
    • 4.3 Бактериология
    • 4.4 Паразитология
    • 4.5 Цитология
    • 4.6 Цитогенетика
  • 5 Исследования, демонстрирующие эффективность окрашивания по Гимзе
  • 6 рекомендаций по хорошему окрашиванию
  • 7 распространенных ошибок в раскраске Гимзы
    • 7.1 Чрезвычайно синяя окраска
    • 7.2 Чрезмерно розовая окраска
    • 7.3 Наличие осадков в мазке
    • 7.4 Наличие морфологических артефактов
  • 8 Режим хранения
  • 9 Ссылки

Видео:«Похороны в Орнане» Гюстава Курбе. Из курса «Как понимать живопись XIX века»Скачать

«Похороны в Орнане» Гюстава Курбе. Из курса «Как понимать живопись XIX века»

Основание окраски Гимзы

Красители типа Романовского основаны на использовании контраста между кислотными и основными красителями для достижения окрашивания основных и кислотных структур, соответственно. Как можно видеть, существует сродство кислотных красителей к окрашиванию основных структур и наоборот..

Основной используемый краситель — метиленовый синий и его окисленные производные (Azure A и Azure B), в то время как кислотный краситель — эозин..

Кислотными структурами клеток являются, среди прочего, нуклеиновые кислоты, гранулы сегментированных базофилов, поэтому они будут окрашены метиленовым синим..

В этом же смысле основными структурами клеток являются, среди прочего, гемоглобин и некоторые гранулы, такие как те, которые содержатся в сегментированных эозинофилах; они будут окрашены эозином.

С другой стороны, из-за того, что метиленовый синий и лазурь характеризуются метахроматическими красителями, они могут придавать переменный тон различным структурам в зависимости от нагрузки на полианионы, которыми они обладают..

Таким образом, стратегическое сочетание основных и кислотных красителей способно создавать широкий спектр цветов в соответствии с биохимическими характеристиками каждой структуры, проходя через бледно-голубой, темно-синий, сиреневый и фиолетовый тона в случае кислотных структур..

В то время как окраска, обеспечиваемая эозином, является более стабильной, образуются цвета между красновато-оранжевым и лососевым.

Видео:Стили и эпохи: как ориентироваться в классическом искусстве?Скачать

Стили и эпохи: как ориентироваться в классическом искусстве?

материалы

Материалы для приготовления материнского раствора

Приготовление исходного раствора требует взвешивания 600 мг порошкообразного красителя Гимза, измерения 500 см 3 безметонового метилового спирта и 50 см 3 нейтрального глицерина.

Режим приготовления материнского раствора

Поместите тяжелый порошок Гимзы в ступку. Если есть комки, их следует опрыскивать. Затем добавьте значительное количество отмеренного глицерина и очень хорошо перемешайте. Полученную смесь разливают в очень чистую янтарную бутылку.

Остальная часть глицерина помещается в ступку. Смешайте еще раз, чтобы очистить оставшийся краситель, прилипший к стенкам раствора, и вылейте в ту же бутылку..

Бутылку накрывают и выдерживают в течение 2 часов на водяной бане при 55ºC. Находясь в ванне на водяной бане, слегка перемешивайте смесь каждые полчаса или около того.

Затем смеси дают остыть для размещения спирта. Ранее часть отмеренного спирта помещают в ступку, чтобы закончить промывание остатка красителя, а затем добавляют к смеси вместе с остальным спиртом..

Этот препарат должен быть выдержан в течение не менее 2 недель. Часть, которая используется материнского раствора должна быть отфильтрована.

Чтобы избежать загрязнения препарата, рекомендуется передавать порцию, которая будет постоянно использоваться, в небольшую янтарную бутылочку с капельницей. Подзаряжайте каждый раз, когда заканчивается реагент.

Материалы для приготовления Буферного раствора

С другой стороны, буферный раствор при рН 7,2 готовят следующим образом:

Взвешивают 6,77 г фосфата натрия (безводного) (NaHPO4), 2,59 г дигидрофосфата калия (KH)2ПО4) и дистиллированная вода до 1000 куб..

Окончательная подготовка красителя

Для приготовления конечного окрашивающего раствора измеряют 2 см 3 отфильтрованного маточного раствора и смешивают с 6 см 3 буферного раствора. Смесь перемешивают.

Важным фактом, который необходимо учитывать, является то, что методы приготовления красителя могут меняться в зависимости от коммерческого дома.

Дополнительные материалы, необходимые для выполнения окраски

Помимо описанных материалов, он должен быть снабжен цветными мостиками, водяными экранами или буфером для стирки, листами для предметов или крышек, секундомером для контроля времени окрашивания и промокательной бумагой или некоторым материалом, который можно использовать для сушки ( марля или хлопок).

Видео:Техника импасто в живописи | Теория | Теоретический урокСкачать

Техника импасто в живописи | Теория | Теоретический урок

техника

Процесс окрашивания

1) Перед окрашиванием необходимо нанести образец на чистое предметное стекло..

Образцы могут быть кровью, костным мозгом, срезами гистологических тканей или шейно-вагинальными образцами. Рекомендуется, чтобы наружная сторона была тонкой и имела 1 или 2 часа высыхания перед окрашиванием.

2) Все листы, которые вы должны раскрасить, помещены на цветной мост. Всегда работайте в одном и том же порядке и хорошо идентифицируйте каждый лист.

3) Поместите несколько капель 100% метилового спирта (метанола) на мазок и оставьте на 3-5 минут, чтобы зафиксировать и обезвоживать образец..

4) Откажитесь от метанола, присутствующего в листе, и дайте высохнуть на воздухе.

5) После высыхания поместите окончательный окрашивающий раствор капельницей, пока весь лист не будет покрыт. Оставить на 15 минут. Некоторые авторы рекомендуют до 25 мин. Зависит от коммерческого дома.

6) Слейте краситель и промойте мазок дистиллированной водой или 7,2 буферным раствором..

7) На промокательной бумаге дайте листам высохнуть на открытом воздухе, расположив их вертикально с помощью подставки..

8) Протрите заднюю часть слайда марлей или ватным тампоном, смоченным в спирте, чтобы удалить оставшийся краситель..

Видео:Урок ИЗО в школе. 5 класс. Урок № 16. «Искусство Жостова».Скачать

Урок ИЗО в школе. 5 класс. Урок № 16.  «Искусство Жостова».

коммунальные услуги

Техника окрашивания Гимзы используется в нескольких областях, в том числе: гематология, микология, бактериология, паразитология, цитология и цитогенетика..

гематология

Это наиболее частая полезность, которая дается для этого окрашивания. С его помощью мы можем идентифицировать каждую из клеток, присутствующих в образцах костного мозга или периферической крови. А также оценка количества каждой серии, возможность обнаружить лейкоцитоз или лейкопению, тромбоцитопению и т. Д..

Поскольку он чувствителен для выявления незрелых клеток, он имеет отношение к диагностике острых или хронических лейкозов. Также возможно диагностировать анемию, такую ​​как серповидно-клеточная анемия, серповидно-клеточная анемия и др..

микология

В этой области обычно используют его для поиска Histoplasma capsulatum (внутриклеточный диморфный гриб) в образцах тканей.

бактериология

В гематологических мазках, окрашенных по Гимзе, можно обнаружить Borrelias sp у пациентов, которые имеют заболевание под названием лихорадка рецидивирующая. Спирохеты распространены среди эритроцитов в образцах, взятых на фебрильном пике..

Также можно визуализировать внутриклеточные бактерии как Rickettsias sp и Chlamydia trachomatis в инфицированных клетках.

паразитология

В области паразитологии окрашивание по Гимзе позволило диагностировать такие паразитарные заболевания, как малярия, болезнь Шагаса и лейшманиоз..

В первых двух паразитах Plasmodium sp и Трипаносома Крузи соответственно они могут быть визуализированы в периферической крови инфицированных пациентов, они могут быть обнаружены на разных стадиях в зависимости от фазы, в которой заболевание.

Для улучшения поиска паразитов крови рекомендуется использовать краситель Гимза, смешанный с красителем Май-Грюнвальд.

Кроме того, кожный лейшманиоз можно диагностировать при оценке образцов биоптатов кожи, окрашенных по Гимзе, где обнаружен паразит..

цитология

Окрашивание по Гимзе также используется для цитологического исследования эндоцервикальных образцов, хотя это не самый часто используемый метод для этой цели..

Но в случаях нехватки ресурсов можно использовать, имея функциональность, аналогичную той, которая предлагается по методике Папаниколау, и с меньшими затратами. Тем не менее, это требует экспертизы со стороны эксперта.

цитогенетики

Важной особенностью окрашивания Гимзы является его способность сильно связываться с областями, богатыми аденинами ДНК и тиминами. Это позволяет визуализировать ДНК во время митоза клеток, в разных состояниях конденсации.

Эти исследования необходимы для выявления хроматических аберраций, таких как дупликации, делеции или транслокации различных областей хромосом..

Видео:Живопись и скульптура Древнего РимаСкачать

Живопись и скульптура Древнего Рима

Исследование, демонстрирующее эффективность окрашивания по Гимзе

Cannova et al. (2016) сравнили 3 метода окраски для диагностики кожного лейшманиоза.

Для этого они использовали образцы, полученные от экспериментального животного (Mesocrisetus auratus) экспериментально привит с лейшмании.

Авторы продемонстрировали, что окрашивание по Гимзе было лучше, чем по окрашиванию Pap-mart® и Gaffney. Поэтому они считали, что пятно Гимзы идеально подходит для диагностики кожного лейшманиоза..

Отличные результаты, полученные авторами, объясняются тем, что комбинация красителей, составляющих смесь Гимзы, создает необходимые условия для создания благоприятного контраста, позволяющего четко различать структуры амастигота как внутри, так и вне клетки..

Другие методы (Pap-mart® и Gaffney) также делали это, но более слабым способом и, следовательно, более трудным для визуализации. Вот почему пятно Гимзы рекомендуется для паразитологической диагностики лейшманиоза.

Аналогичным образом, исследование, проведенное Ramírez и соавторами (1994), оценило валидность пятен Гимзы и Лендрума в мазках из конъюнктивы для идентификации Chlamydia trachomatis.

Авторы определили, что окрашивание Гимзы и Ледрума имеет одинаковую специфичность, но Гимза была более чувствительной.

Это объясняет, почему в настоящее время окрашивание по Гимзе является наиболее часто используемым для диагностики хламидийных инфекций, особенно если ресурсов мало.

Окраска по гимзе ударение

Видео:Дискуссия «Техника импрессионизма»Скачать

Дискуссия «Техника импрессионизма»

Рекомендации по хорошему окрашиванию

Сушка листов не должна быть ускорена. Пруденциальное время следует ждать, чтобы высушить его на открытом воздухе. Примерно 2 часа.

Цвет сразу после 2 часов для достижения наилучших результатов.

Для лучшего закрепления и окрашивания мазков образец должен быть распределен на листе таким образом, чтобы остался тонкий и равномерный слой..

Предпочтительным образцом крови является капилляр, так как мазок сделан непосредственно из капли крови, и поэтому в образце нет добавки, которая способствует поддержанию клеточных структур..

Однако, если используется венозная кровь, ЭДТА следует использовать в качестве антикоагулянта, а не гепарина, поскольку последний обычно деформирует клетки.

Видео:«Шестидесятые. Слова и образы»: лекция «Стеклянная гармоника», Хржановский и Шпаликов»Скачать

«Шестидесятые. Слова и образы»: лекция «Стеклянная гармоника», Хржановский и Шпаликов»

Распространенные ошибки в раскраске Гимзы

В практике этой раскраски могут быть допущены ошибки. Об этом свидетельствуют внезапные изменения оттенков конструкций.

Чрезвычайно синяя окраска

Это может быть связано с:

  • Очень густые мазки
  • Превышение времени окрашивания
  • Слишком мало стирки.
  • Использование реагентов значительно выше нейтрального рН (щелочной).

В этих условиях цвета следующих структур искажаются, так что эритроциты вместо умирающего розового лосося будут выглядеть зелеными, гранулы эозинофилов, которые должны быть окрашены в красный кирпич, станут синими или серыми и так далее, отклонение в обычных тональностях.

Чрезмерно розовая окраска

Это может быть связано с:

  • Недостаточное время окрашивания.
  • Длительная или чрезмерная стирка.
  • Плохая сушка.
  • Использование очень кислых реагентов.

В этом конкретном случае структуры, которые обычно окрашены в синий цвет, будут почти не видны, в то время как структуры, которые окрашены в розовый цвет, будут иметь очень преувеличенные тональности.

Пример: эритроциты приобретут ярко-красный или ярко-оранжевый цвет, ядерный хроматин будет выглядеть бледно-розовым, а гранулы эозинофилов станут ярко-красными..

Наличие осадков в мазке

Причины могут быть:

  • Используйте грязные или плохо вымытые простыни.
  • Не позволяйте мазку хорошо высохнуть.
  • Оставьте решение для фиксации слишком долго.
  • Неадекватная стирка в конце окрашивания.
  • Неадекватная фильтрация или отсутствие фильтрации используемого красителя.

Наличие морфологических артефактов

В мазках могут появляться морфологические артефакты, что затрудняет визуализацию и интерпретацию имеющихся структур. Это связано с:

  • Тип используемого антикоагулянта, такой как гепарин.
  • Использование грязных, поврежденных или жирных листов.

Видео:565 Этюд пейзажа темперойСкачать

565 Этюд пейзажа темперой

Режим хранения

После приготовления краситель должен храниться при комнатной температуре (15-25 ° C), чтобы предотвратить выпадение красителя. Хранить в закрытой янтарной таре.

Видео:Ритуальный пир в античном искусстве. Лекция. Людмила Акимова , ГМИИСкачать

Ритуальный пир в античном искусстве. Лекция. Людмила Акимова , ГМИИ

Фонетический разбор слова «гимзе»

Видео:Евгений Спицин. Кому понадобилась ТартарияСкачать

Евгений Спицин.  Кому понадобилась Тартария

Фонетический разбор «гимзе»:

Видео:Дискуссия «Поэзия анимации: как мигрируют образы»Скачать

Дискуссия «Поэзия анимации: как мигрируют образы»

«Гимзе»

Видео:Импрессионизм акрилом. Это возможно?Скачать

Импрессионизм акрилом.  Это возможно?

Характеристики звуков

Видео:Между Средневековьем и Возрождением: образ Мадонны в живописи проторенессансаСкачать

Между Средневековьем и Возрождением: образ Мадонны в живописи проторенессанса

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»

Морфологический разбор слова «гимзе»

Фонетический разбор слова «гимзе»

Карточка «гимзе»

Видео:Премьера: История и реставрация залов. Зал Большой вазы, Зал Августа, Залы БоспораСкачать

Премьера: История и реставрация залов. Зал Большой вазы, Зал Августа, Залы Боспора

Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?

Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.

Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.

Список всех букв — это просто алфавит

Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

Аа«а»Бб«бэ»Вв«вэ»Гг«гэ»
Дд«дэ»Ее«е»Ёё«йо»Жж«жэ»
Зз«зэ»Ии«и»Йй«й»Кк«ка»
Лл«эл»Мм«эм»Нн«эн»Оо«о»
Пп«пэ»Рр«эр»Сс«эс»Тт«тэ»
Уу«у»Фф«эф»Хх«ха»Цц«цэ»
Чч«чэ»Шш«ша»Щщ«ща»ъ«т.з.»
Ыы«ы»ь«м.з.»Ээ«э»Юю«йу»
Яя«йа»

Всего в русском алфавите используется:

  • 21 буква для обозначения согласных;
  • 10 букв — гласных;
  • и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.

Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].

Видео:Князь Потемкин "Свет и тени". Черноморский властитель. Документальный сериалСкачать

Князь Потемкин "Свет и тени". Черноморский властитель. Документальный сериал

Что такое фонетический разбор?

Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

Фонетическая транскрипция

Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

  • чёрный -> [ч’о́рный’]
  • яблоко -> [йа́блака]
  • якорь -> [йа́кар’]
  • ёлка -> [йо́лка]
  • солнце -> [со́нцэ]

В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

  • фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ];
  • мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] — апострофом;
  • ударный [´] — ударением;
  • в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] — гравис (в школьной программе не практикуется);
  • буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
  • для удвоенных согласных применяется [:] — знак долготы произнесения звука.

Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

Видео:Необычная керамика. Биеннале современного керамического искусства 2018 в Ингэ, ТайваньСкачать

Необычная керамика. Биеннале современного керамического искусства 2018 в Ингэ, Тайвань

Как сделать фонетический разбор слова?

Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

  • Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
  • Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
  • Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
  • Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
  • В транскрипции разберите слово по звукам.
  • Напишите буквы из фразы в столбик.
  • Напротив каждой буквы квадратных скобках [ ] укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
  • Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
    • для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
    • в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
  • В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.

Данная схема практикуется в школьной программе.

Видео:Воскресенье, 8 октября 2023 года. Толкование Апостола с митр. Антонием (Паканичем).Скачать

Воскресенье, 8 октября 2023 года. Толкование Апостола с митр. Антонием (Паканичем).

Пример фонетического разбора слова

Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.

Звуковая характеристика букв:

я [й] — согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] — гласн., безударныйв [в] — согл., парный твердый, парный зв.л [л’] — согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] — гласн., ударныйн [н’] — согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] — гласн., безударный [й] — согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] — гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.

Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

Видео:"Рисуем стопку с закуской" Мастер-классы по живописи художника Вугара МамедоваСкачать

"Рисуем стопку с закуской" Мастер-классы по живописи художника Вугара Мамедова

Фонетика и звуки в русском языке

Какие бывают звуки?

Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.

— Сколько в русской живой речи звуков?

Правильный ответ 42.

Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

  • [б] — бодрый и [б’] — белка;
  • или [д]-[д’]: домашний — делать.

А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

Гласные звуки в словах русского языка

Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

— Сколько гласных звуков в русской фонетике?

В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.

Фонетика: характеристика ударных гласных

Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

  • Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
  • Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.

В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: к у к у р у за, дощечк у , у ч у сь, у лов, — во всех положениях она произносятся отчётливо как [у] . Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’ у ´сл’и], ключ [кл’ у ´ч’] и тд.

Разбор по звукам ударных гласных

Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [к о´ т’ик], колокольчик [калак о´ л’ч’ык], молоко [малак о´ ], восемь [в о´ с’им’], поисковая [паиск о´ вайа], говор [г о´ вар], осень [ о´ с’ин’].

Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’ о ], патио [па’ти о ], радио [ра’ди о ], боа [б о а’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой «ё» – [о]: тёрн [т’ о´ рн], костёр [кас’т’ о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.

Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

  • Я дома [йа д о ‘ма].
  • Новые дома [но’выэ д а ма’].

В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

  • горы — гора = [г о ‘ры] — [г а ра’];
  • он — онлайн = [ о ‘н] — [ а нла’йн]
  • свид е т е льница = [св’ид’ э ‘т’ и л’н’ица].

Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

  • в первую очередь относительно ударного слога;
  • в абсолютном начале или конце слова;
  • в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
  • од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.

Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:

  • гласные в первом предударном слоге;
  • неприкрытый слог в самом начале;
  • повторяющиеся гласные.

Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].

(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

  • впе- ре -ди [фп’и р’и д’и´];
  • е -сте-стве-нно [ йи с’т’э´с’т’в’ин:а];

Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».

  • поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
  • моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
  • ласточка [ла´-ст а -ч’к а ];
  • керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].

Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:

  • В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
    • — ёжиться [ йо´ жыц:а], ёлочный [ йо´ лач’ный], ёжик [ йо´ жык], ёмкость [ йо´ мкаст’];
    • — ювелир [ йув ’ил’и´р], юла [ йу ла´], юбка [ йу´ пка], Юпитер [ йу п’и´т’ир], юркость [ йу ´ркас’т’];
  • в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
    • — ель [ йэ´ л’], езжу [ йэ´ ж:у], егерь [ йэ´ г’ир’], евнух [ йэ´ внух];
    • — яхта [ йа´ хта], якорь [ йа´ кар’], яки [ йа´ ки], яблоко [ йа´ блака];
    • (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
  • в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
    • — пр иё мник [пр’ийо´мн’ик], п оё т [пайо´т], кл юё т [кл’у йо ´т];
    • — аю рведа [а йу р’в’э´да], п ою т [па йу ´т], тают [та´ йу т], каюта [ка йу ´та],
  • после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [ад йу ‘та´нт]
  • после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’ йу´ ], деревья [д’ир’э´в’ йа ], друзья [друз’ йа´ ], братья [бра´т’ йа ], обезьяна [аб’из’ йа´ на], вьюга [в’ йу´ га], семья [с’эм’ йа´ ]

Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

  • в самом начале слова:
    • — единение [ йи д’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
    • — январский [ йи нва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
    • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [ йэ врап’ио´иднайа], Евгений [йэ] вге´ний, европеец [ йэ врап’э´йиц], епархия [йэ] па´рхия и тп).
  • сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
    • своевременно [сва йи вр’э´м’ина], поезда [па йи зда´], поедим [па йи д’и´м], наезжать [на йи ж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´ йи ц], учащиеся [уч’а´щ’и йи с’а], предложениями [пр’идлажэ´н’и йи м’и], суета [су йи та´],
    • лаять [ла´ йи т’], маятник [ма´ йи тн’ик], заяц [за´ йи ц], пояс [по´ йи с], заявить [за йи в’и´т’], проявлю [пра йи в’л’у´]
  • после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: — пьянит [п’ йи н’и´т], изъявить [из йи в’и´т’], объявление [аб йи вл’э´н’ийэ], съедобный [с йи до´бный].

Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [ йа ´рмарка], но яйцо [ йи йцо´].

Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: — соловьи [салав’ йи´ ], на курьих ножках [на ку´р’ йи’ х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’ йи ], нет семьи [с’им’ йи´ ], судьи [су´д’ йи ], ничьи [н’ич’ йи´ ], ручьи [руч’ йи´ ], лисьи [ли´с’ йи ]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О] , хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павил ьо н [пав’ил’о´н], аналогично: почтал ьо н, шампин ьо н, шин ьо н, компан ьо н, медал ьо н, батал ьо н, гил ьо тина, карман ьо ла, мин ьо н и прочие.

Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук

По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

  • звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
    • ё — [о],
    • е — [э],
    • ю — [у].

    Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [ж о´ лтый], шёлк [ш о´ лк], целый [ц э´ лый], рецепт [р’иц э´ пт], жемчуг [ж э´ мч’ук], шесть [ш э´ ст’], шершень [ш э´ ршэн’], парашют [параш у´ т];

  • Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’] . Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
    • ё – [о]: путёвка [пут’ о´ фка], лёгкий [л’ о´ хк’ий], опёнок [ап’ о´ нак], актёр [акт’ о´ р], ребёнок [р’иб’ о´ нак];
    • е – [э]: тюлень [т’ул’ э´ н’], зеркало [з’ э´ ркала], умнее [умн’ э´ йэ], конвейер [канв’ э´ йир];
    • я – [а]: котята [кат’ а´ та], мягко [м’ а´ хка], клятва [кл’ а´ тва], взял [вз’ а´ л], тюфяк [т’у ф’ а´ к], лебяжий [л’иб’ а´ жый];
    • ю – [у]: клюв [кл’ у´ ф], людям [л’ у´ д’ам ], шлюз [шл’ у´ с], тюль [т’ у´ л’], костюм [кас’т’ у´ м].
    • Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [ат э´ л’], бретелька [бр’ит э´ л’ка], тест [т э´ ст], теннис [т э´ н:ис], кафе [каф э´ ], пюре [п’ур э´ ], амбре [амбр э´ ], дельта [д э´ л’та], тендер [т э´ ндэр], шедевр [шэд э´ вр], планшет [планш э´ т].
  • Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — з е рно [з’ и рно´], з е мля [з’ и мл’а´], в е сёлый [в’ и с’о´лый], зв е нит [з’в’ и н’и´т], л е сной [л’ и сно´й], м е телица [м’ и т’е´л’ица], п е ро [п’ и ро´], прин е сла [пр’ин’ и сла´], в я зать [в’ и за´т’], л я гать [л’ и га´т’], п я тёрка [п’ и т’о´рка]

Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

Сколько согласных звуков в русской речи?

В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.

Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

В нашем языке согласные бывают:

  • твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
    • [б] — [б’]: б анан — б елка,
    • [в] — [в’]: в ысота — в ьюн,
    • [г] — [г’]: г ород — г ерцог,
    • [д] — [д’]: д ача — д ельфин,
    • [з] — [з’]: з вон — з ефир,
    • [к] — [к’]: к онфета — к енгуру,
    • [л] — [л’]: л одка — л юкс,
    • [м] — [м’]: м агия — м ечты,
    • [н] — [н’]: н овый — н ектар,
    • [п] — [п’]: п альма— п ёсик,
    • [р] — [р’]: р омашка — р яд,
    • [с] — [с’]: с увенир — с юрприз,
    • [т] — [т’]: т учка — т юльпан,
    • [ф] — [ф’]: ф лаг — ф евраль,
    • [х] — [х’]: х орек — х ищник.
  • Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
    • звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые ( ж изнь, ц икл, мы ш ь);
    • [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (до ч ка, ча щ е, твое й ).
  • Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.

Согласный может быть звонким — глухим , а так же сонорным и шумным.

Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

  • Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: л ев, р а й , н о л ь.
  • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): з а в о д , б лю д о, ж и з нь.
  • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: ст о пк а, ф и шк а, к о ст юм, ц ирк, за ш ить.

Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.

Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

Позиционное оглушение/озвончение

В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

  • в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ ш ], сне г [с’н’э´ к ], огоро д [агаро´ т ], клу б [клу´ п ];
  • перед глухими согласными: незабу дк а [н’изабу´ т ка], о бх ватить [а пх ват’и´т’], вт орник [ фт о´рн’ик], тру бк а [тру пк а].
  • делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].

В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].

По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бе сш умный [б’и ш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].

Мягкие согласные в русском языке

В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

  • Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
  • мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
  • [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
  • всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэ н’з ’ийа], рецензия [р’ицеэ н’з ’ийа], пенсия [пэ н’с’ ийа], ве [н’з’] ель, лице́ [н’з’] ия, ка [н’д’] идат, ба [н’д’] ит, и [н’д’] ивид, бло [н’д’] ин, стипе [н’д’] ия, ба [н’т’] ик, ви [н’т’] ик, зо [н’т’] ик, ве [н’т’] илъ, а [н’т’] ичный, ко [н’т’] екст, ремо [н’т’] ировать;
  • буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стака нч ик [стака′н’ч’ик], сме нщ ик [см’э′н’щ’ик], по нч ик [по′н’ч’ик], каме нщ ик [кам’э′н’щ’ик], бульва рщ ина [бул’ва′р’щ’ина], бо рщ [бо′р’щ’];
  • часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: ст енка [с’т’э′нка], жи знь [жыз’н’], зд есь [з’д’эс’];
  • чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;

Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.

Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

  • Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: прие зж ий [пр’ийэ´ жж ий], во сш ествие [ва шш э´ств’ийэ], и зж елта [и´ жж элта], сж алиться [ жж а´л’иц:а].

Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

  • Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж» , произносятся как двойной твердый согласный [ж:] , а «сш» – «зш» — как [ш:] : сжали, сшить, без шины, влезший.
  • Сочетания «зж» , «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:] : езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
  • Сочетания «сч» , «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:] : счет [ щ’: о´т], переписчик, заказчик.
  • На стыке предлога со следующим словом на месте «сч» , «зч» транскрибируется как [щ’ч’] : без числа [б’э щ’ ч’ исла´], с чем-то [ щ’ч’ э′мта].
  • При звуко буквенном разборе сочетания «тч» , «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:] : лётчик [л’о´ ч’: ик], моло дч ик [мало´ ч’: ик], о тч ёт [а ч’: о´т].

Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

  • сч → [щ’:] : счастье [ щ’: а´с’т’йэ], песчаник [п’и щ’: а´н’ик], разносчик [разно´ щ’: ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
  • зч → [щ’:] : резчик [р’э´ щ’: ик], грузчик [гру´ щ’: ик], рассказчик [раска´ щ’: ик];
  • жч → [щ’:] : перебежчик [п’ир’ибе´ щ’: ик], мужчина [му щ’: и´на];
  • шч → [щ’:] : веснушчатый [в’исну′ щ’: итый];
  • стч → [щ’:] : жёстче [жо´ щ’: э], хлёстче, оснастчик;
  • здч → [щ’:] : объездчик [абйэ´ щ’: ик], бороздчатый [баро´ щ’: итый];
  • сщ → [щ’:] : расщепить [ра щ’: ип’и′т’], расщедрился [ра щ’: э′др’илс’а];
  • тщ → [ч’щ’] : отщепить [а ч’щ’ ип’и′т’], отщёлкивать [а ч’щ’ о´лк’иват’], тщетно [ ч’щ’ этна], тщательно [ ч’щ’ ат’эл’на];
  • тч → [ч’:] : отчет [а ч’: о′т], отчизна [а ч’: и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ ч’: и′тый];
  • дч → [ч’:] : подчёркивать [па ч’: о′рк’иват’], падчерица [па ч’: ир’ица];
  • сж → [ж:] : сжать [ ж: а´т’];
  • зж → [ж:] : изжить [и ж: ы´т’], розжиг [ро´ ж: ык], уезжать [уйи ж: а´т’];
  • сш → [ш:] : принёсший [пр’ин’о′ ш: ый], расшитый [ра ш: ы´тый];
  • зш → [ш:] : низший [н’и ш: ы′й]
  • чт → [шт] , в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт] : чтобы [ шт о′бы], не за что [н’э′ за шт а], что-нибудь [ шт о н’ибут’], кое-что;
  • чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’и ч’т а´т’ил’], почта [по´ ч’т а], предпочтение [пр’итпа ч’т ’э´н’ийэ] и тп;
  • чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´ шн а′], скучно [ску´ шн а′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
  • чн → [ч’н] — буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´за ч’н ый], дачный [да´ ч’н ый], земляничный [з’им’л’ин’и´ ч’н ый], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
  • !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.

Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

  • «Т» — в сочетаниях:
    • стн → [сн] : ме стн ый [м’э´ сн ый], тростник [тра с’н ’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов ле стн ица, че стн ый, изве стн ый, радо стн ый, гру стн ый, уча стн ик, ве стн ик, нена стн ый, яро стн ый и прочих;
    • стл → [сл] : сча стл ивый [щ’:а сл ’и´вый’], сча стл ивчик, сове стл ивый, хва стл ивый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
    • нтск → [нск] : гига нтск ий [г’ига´ нск ’ий], аге нтск ий, президе нтск ий;
    • стьс → [с:] : ше стьс от [шэ с: о´т], взъе стьс я [взйэ´ с: а], кля стьс я [кл’а´ с: а];
    • стс → [с:] : тури стс кий [тур’и´ с: к’ий], максимали стс кий [макс’имал’и´ с: к’ий], раси стс кий [рас’и´ с: к’ий], бе стс еллер, пропаганди стс кий, экспрессиони стс кий, индуи стс кий, карьери стс кий;
    • нтг → [нг] : ре нтг ен [р’э нг ’э´н];
    • «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыба ться [улыба´ ц: а], мы ться [мы´ ц: а], смотри тся , сгоди тся , поклони ться , бри ться , годи тся ;
    • тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: де тс кий [д’э´ ц к’ий], бра тс кий [бра´ ц кий];
    • тс → [ц:] / [цс] : спор тс мен [спар ц: м’э´н], о тс ылать [а цс ыла´т’];
    • тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: бра тц а [бра´ ц: а], о тц епить [а ц: ып’и´т’], к о тц у [к а ц: у´];
  • «Д» — при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
    • здн → [зн] : по здн ий [по´ з’н’ ий], звё здн ый [з’в’о´ зн ый], пра здн ик [пра′ з’н ’ик], безвозме здн ый [б’извазм’э′ зн ый];
    • ндш → [нш] : му ндш тук [му нш ту´к], ла ндш афт [ла нш а´фт];
    • ндск → [нск] : голла ндск ий [гала´ нск ’ий], таила ндск ий [таила´ нск ’ий], норма ндск ий [нарма´ нск ’ий];
    • здц → [сц] : под у здц ы [пад у сц ы´];
    • ндц → [нц] : голла ндц ы [гала´ нц ы];
    • рдц → [рц] : се рдц е [с’э´ рц э], се рдц евина [с’и рц ыв’и´на];
    • рдч → [рч’] : се рдч ишко [с’э рч ’и´шка];
    • дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: по дц епить [па ц: ып’и´т’], два дц ать [два´ ц: ыт’];
    • дс → [ц] : заво дс кой [зава ц ко´й], ро дс тво [ра ц тво´], сре дс тво [ср’э´ ц тва], Кислово дс к [к’иславо´ ц к];
  • «Л» — в сочетаниях:
    • лнц → [нц] : со лнц е [со´ нц э], со лнц естояние;
  • «В» — в сочетаниях:
    • вств → [ств] буквенный разбор слов: здра вств уйте [здра´ ств уйт’э], чу вств о [ч’у´ ств а], чу вств енность [ч’у´ ств ’инас’т’], бало вств о [бала ств о´], де вств енный [д’э´ ств ’ин:ый].

Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

  • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
  • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.

Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

  • Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
  • Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
  • Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
  • Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
  • Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999

Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

Поделиться или сохранить к себе: