- II Домашние практические задания
- Виды связей в словосочетаниях
- Понятие словосочетания
- Основные виды словосочетаний
- Глагольные словосочетания
- Именные словосочетания
- Наречные словосочетания
- Примеры словосочетаний со связью согласования
- Примеры словосочетаний со связью управления
- Примеры словосочетаний со связью примыкания
- Типология словосочетания в двух языках
- 📺 Видео
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
II Домашние практические задания
Основные положения теоретического материала
Понятие синтаксического уровня. Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение.
Типология словосочетаний. Определение словосочетания как двучлена или трехчлена, имеющего номинативную функцию. Деление словосочетаний в зависимости от характера синтаксических отношений. Критерии выделения типов словосочетаний.
Типы атрибутивных словосочетаний в двух языках. Изоморфные и алломорфные типы.
Типы объектных словосочетаний в двух языках. Изоморфные и алломорфные типы.
Типы обстоятельственных словосочетаний в двух языках. Изоморфные и алломорфные типы.
Базовый теоретический материал
1. Аракин В.Д., Сравнительная типология английского и русского языков / В.Д. Аракин. – М., “Просвещение”, 1989. С.
2. Аракин, В.Д. Типология языков и проблема методического прогнозирования / В.Д. Аракин. – М., “Высшая школа”, 1980. С.
3. Гуревич, В.В. Теоретическая грамматика английского языка: Учеб. пособие / В.В. Гуревич. – М. : Флинта, 2001.
4.Левицкий, А.Э. Сравнительная типология русского и английского языков: учебное пособие / А.Э. Левицкий, Л.Л. Славова. — Киев «Овита Украины, 2007. С.167-173
КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ
Словосочетание, предложение, препозиция, постпозиция, характер синтаксических отношений (предикативные, атрибутивные, объектные, обстоятельственные), прием синтаксической связи (согласование, управление, примыкание (агглютинация), валентность глагола.
Вопросы для рассмотрения:
1. Основные понятия синтаксического уровня. Типология словосочетания.
Вспомогательные вопросы: Каким составом единиц располагает синтаксический уровень? Приведите определение словосочетания. В чем заключается сходство словосочетания со словом и предложением, какие особенности предопределяют их различия? Назовите основные критерии, которые используются при классификации словосочетаний. На какие типы подразделяются подчинительные словосочетания на основании тех синтаксических отношений, которые выявляются между их компонентами? В виде каких приемов синтаксической связи получают свое материальное выражение синтаксические отношения между словами в подчинительном словосочетании? Типологические особенности какого языкового уровня предопределяют различия в ведущих приемах синтаксической связи в двух языках?
2. Типы атрибутивных словосочетаний.
Вспомогательные вопросы: Что представляет собой свободное атрибутивное словосочетание? Какая синтаксическая связь — подчинительная или сочинительная — лежит в основе организации его членов? Аргументируйте свой ответ при помощи примеров, пользуясь приемом перестановки членов словосочетания. Чтоявляется стержневым компонентом атрибутивных словосочетаний? Назовите конкретные способы, при помощи которых осуществляется синтаксическая связь компонентов в составе атрибутивных словосочетаний.
Каким образом английский язык восполняет немногочисленный в его структуре разряд относительных прилагательных? Какие структурно-типологические особенности английского и русского языков предопределяют различие в структуре атрибутивного словосочетания в условиях, когда атрибут выражает признак предмета по его отношению к другому предмету? Приведите основные структурные типы русских и английских атрибутивных словосочетаний с примерами.
4. Типы объектных словосочетаний.
Вспомогательные вопросы: Какие критерии, взятые в их взаимосвязи, образуют устойчивую совокупность признаков, определяющих тип объектного словосочетания как единицу сопоставления? Чтоявляется стержневым компонентом объектных словосочетаний? Какие виды валентности переходного глагола вам известны? Какая из характеристик переходного глагола определяет состав и структуру объектных словосочетаний и положена в основу подразделения объектных словосочетаний на простые и сложные? Какие из видов валентности имеют первостепенное значение для определения сложных типов объектных словосочетаний? Какое принципиальное типологическое различие в способах выражения объектной связи в английском и русском языках предопределяет различие в типологии объектных словосочетаний? Какие типологические особенности русского языка в плане главенствующих приемов синтаксических связей предопределяют широкое распространение типа К + Ас в русском
языке? Слова каких частей речи могут употребляться в качестве зависимого компонента в словосочетаниях данного типа? Приведите основные структурные типы русских и английских атрибутивных словосочетаний с примерами.
II Домашние практические задания
1) Словосочетание и предложение
1 Приведите примеры, в которых одни и те же компоненты будут являться
а) словосочетанием, б) предложением.
2 Каким образом можно доказать, что «merry-go-round» в английском и «водопой» в русском являются словами, a «a merry fellow» и «пить воду» — словосочетаниями?
3 Определите синтаксические отношения между компонентами приведенных ниже словосочетаний и приемы синтаксической связи, которые служат для материального выражения данных синтаксические отношений.
Англ. : a lovely face, to write a novel, to sit still, a desire to work, laughing children, a teacher’s desk,
стол учителя, to come in time, the first day, the beginning of July, to depend on nobody, a spring garden, to elect Smith chairman, to meet her, to be able to help.
Русск. : прелестное лицо, написать роман, сидеть тихо, желание работать, смеющиеся дети, прийти вовремя, первый день, начало июля, ни от кого не зависеть, весенний сад, избрать Смита председателем, быть в состоянии помочь, встретить ее.
4 Проанализируйте приведенные ниже словосочетания в двух языках и определите: а) в каких из них возможно изменение следования компонентов без нарушения смысла; б) какие смысловые сдвиги возможны при изменении порядка следования компонентов; в) в каком из двух языков положение зависимого компонента носит постоянный характер?
Англ. : loving children, a large city, a stone wall, to help a friend, to give Mary a prize
Русск.: любящие дети, большой город. каменная стена, помочь другу, вручить Мэри приз.
5 Запишите в виде формул предложенные ниже словосочетания: англ,: a washing day, my love, to begin laughing, to see him, to explain to a pupil, this bird;
Русск.: зависеть от родителей, большие глаза, осуществить мечту, встретить нас, первая победа, решить остаться.
6 Распределите следующие английские и русские словосочетания по трем группам в зависимости от приема синтаксической связи между их компонентами: а) сочетания с согласованием, б) сочетания с управлением, в) сочетания с примыканием.
Англ.: the edge of the bowl, those people, а tiny mouth, a teacup of water, Knights of the Round Table, odd noises, magic beggar, parrot’s name, letters to write, Text Five.
Русск.: радостная весть, школы в районе, профессор Иванов, строчки из письма, история отряда, брянский лес, букеты цветов, дорога в никуда, привет от подруги,
указание секретарю, двадцатилетняя учительница.
2) Атрибутивные словосочетания
1 Дайте формульную запись нижеследующих типов атрибутивных словосочетаний:
а) атрибутивно-препозитивные с согласованием;
б) атрибутивно-препозитивные с управлением;
в) атрибутивно-препозитивные с примыканием;
г) атрибутивно-постпозитивные с управлением;
д) атрибутивно-постпозитивные с примыканием;
е) атрибутивно-предложные с постпозицией и управлением;
ж) атрибутивно-предложные с постпозицией и примыканием.
2 Опишите словами тип атрибутивных словосочетаний по заданным формулам.
а) (А + К); б) А N + К N ; в) К N + А N ; г) К N + рг + А N ;
д) А + К; е) K N + Ас N ; ж) К N + рг + Ас N .
3 Какие изменения синтаксического характера вызывает перестановка членов атрибутивных словосочетаний в русском языке? Сравните:
шелковая блуза — блуза шелковая
бриллиантовое кольцо — кольцо бриллиантовое
шоколадная фабрика — фабрика шоколадная
Какие изменения лексического характера вызывает перестановка членов атрибутивных словосочетаний в английском языке? Сравните: silk blouse — blouse silk, diamond ring — ring diamond, chocolate factory — factory chocolate.
4 Для какого языка атрибутивно-препозитивные словосочетания с согласованием представляют типологическую особенность? По линии каких грамматических категорий происходит согласование в этих сочетаниях?
5 Какой тип препозитивных атрибутивных словосочетаний отсутствует в русском языке и почему?
6 Представлен ли атрибутивно-препозитивный тип с согласованием в современном английском языке и, если да, является, ли он мало / многочисленным? Обоснуйте ответ, опираясь на морфологические особенности именных частей речи в современном английском языке.
3) Объектные словосочетания
1 Ниже предлагается ряд простых объектных словосочетаний. Определите изоморфные и алломорфные признаки русских и английских словосочетаний, связанные со способами присоединения зависимого компонента к главному.
Англ.Русск.
to play the piano искать работу
to play chess ждать отца
to ride a bicycle просить оказать помощь
to drive a car говорить шепотом
2 Определите валентность приведенных ниже глаголов. Всегда ли она совпадает в русском и английском языках?
Англ. To see, to want, to tell, to get, to buy, to become, to depend
Русск. Видеть хотеть, рассказывать, достать, купить, стать, зависеть.
3 Запишите структурные формулы и дайте определение каждого из типов сложных объектных словосочетаний: попросить сестру помочь, to ask her to help, to hear the wife sing, to see him run, to make the boy run.
4 Какие типологические особенности современного английского языка с точки зрения приемов выражения синтаксической связи предопределяют в нем отсутствие сложных объектно-постпозитивных словосочетаний с управлением и двойной объектной валентностью K v + Ас + Ас ?
5 Сравните два словосочетания (послать Джону телеграмму и to send John a telegram) и определите, почему они относятся к двум разным типам. Какие это типы?
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Виды связей в словосочетаниях
О чем эта статья:
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Видео:Что такое словосочетание за 1 минуту с примерамиСкачать
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
у соседнего двора,
с веселой песней.
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
на седьмое небо,
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
в чистой столовой,
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
с чем-то веселым,
над чем-нибудь неясным,
с нашим знакомым,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Видео:ЧЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ФРАЗЕОЛОГИЗМА?Скачать
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
беседую с другом.
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
не должен никому,
Прилагательное + существительное:
румяный от мороза,
сладкий на вкус,
злой на соседей,
Существительное + существительное:
радость от встречи,
грудь в медалях.
Наречие + существительное:
впереди у моста.
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
шагая по тропинке,
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Типология словосочетания в двух языках
Типология словосочетания в двух языках
1. Каким составом единиц располагает синтаксический уровень языка?
2. Приведите определение словосочетания. В чем заключается сходство словосочетания со словом и какие особенности предопределяют их различия?
3. В чем заключается основное функциональное различие между словосочетанием и предложением? Можно ли привести примеры, в которых одни и те же компоненты будут являться; а) словосочетанием, б) предложением?
4. Приведите определение предикативности, составляющей грамматическую основу предложения. Могут ли словосочетания быть построены на основе предикативной синтаксической связи?
5. Каковы основные задачи типологического изучения словосочетаний в английском и русском языках?
6. дайте определение типа словосочетания как единицы сопоставления.
7. Проанализируйте таблицу атрибутивных сочетаний из учебника Аракина. Можно ли выделить тождественные структурные модели в двух языках?
8. Какое типологическое различие в способах выражения объектной связи в английском и русском языках предопределяет различие в их типологии?
Типология предложения в двух языках
1. Как известно, русский и английский языки принадлежат к языкам разных структурных типов, Проанализируйте приведенные ниже предложения и ответьте на вопрос: в какой сфере – частей речи или членов предложения – прослеживается наиболее четко их типологические различия?
It was warm in the room. В комнате было тепло.
His thin pale face Его худое бледное лицо ничего не
expressed nothing. выражало.
At five sharp I left the house. Ровно в пять я вышла из дома.
I have nothing to do. Мне нечем заняться.
I’ve done everything. Я уже все сделал.
2. Член предложения представляет собой знаменательный языковой элемент, рассматриваемый с точки зрения его функции. Какие морфологические показатели являются знаком синтаксической функции, выполняемой словом в приведенных в задании 1 предложениях русского и английского языков?
3. На основании каких факторов в их совокупности можно определить синтаксическую функцию слов в нижеприведенных английских предложениях?
She turned abruptly and faced John. The illness took a dangerous turn, the child’s face was flushed with fever.
4. Слова какой части речи могут выполнять функцию подлежащего и сказуемого в английском и русском языках? Какие типологические особенности можно обнаружить?
5. какие критерии могут быть положены в основу определения типа члена предложения?
6. Могут ли существовать в сравниваемых языках предложения без подлежащего или сказуемого?
4. При установлении критериев выделения типов предложения исходит из тех признаков и свойств, которые присущи предложению как особой синтаксической единице, обязательной для каждого языка. Какие это признаки и свойства с точки зрения семантической? С точки зрения формульной (структурной)?
5. Установите структурный тип приводимых ниже русских предложений с точки зрения наличия в них двух главных членов или только одного из них. Какого?
«Боже ты мой, каких на свете нет кушаньев. Станешь есть— объеденье, да и полно. Сладость неописанная. Приезжайте только, приезжайте поскорей; а накормим так, что будете рассказывать и встречному, и поперечному».
«Глазам наших путешественников начал уже открываться Псел, издали уже веяло прохладою, которая казалась ощутительнее после томительного, разрушающего жара». (Н. В. Гоголь. Вечера на хуторе, близ Диканьки.)
6. Критерий словопорядка в интерпретации конкретизируется таким образом, что первостепенное значение придается положению сказуемого в пре — или постпозиции по отношению к подлежащему: а) в начале, б) в середине, в) в абсолютном конце предложения (имеется в виду повествовательное предложение).
Какие типологические группы языков можно выделить на основе данного критерия?
Как распределяются по этим группам известные лингвистической науке языки мира?
7. Сравните порядок слов в русском и английском предложении.
8. Для какого языка двусоставность является типологическим признаком? Охарактеризуйте типы двусоставных предложений в зависимости от типа сказуемого в сопоставляемых языках. Проиллюстрируйте примерами.
9. В каком языке больше распространены односоставные предложения? Какие типы можно выделить? Приведите примеры.
Типология лексических систем.
Охарактеризуйте единицы лексического уровня. Какими структурными особенностями обладает слово в языках разного типа?
Сопоставительный анализ словообразования в английском и русском языках.
1. Основные словообразовательные модели в английском и русском языках. Производное слово.
📺 Видео
Словосочетание. Виды синтаксической связи. Видеоурок 2. Русский язык 11 классСкачать
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Типы словосочетанийСкачать
Словосочетание - что это такоеСкачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. ВидеоурокСкачать
Словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать