Одни и те же компоненты являются словосочетанием

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

II Домашние практические задания

Основные положения теоретического материала

Понятие синтаксического уровня. Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение.

Типология словосочетаний. Определение словосочетания как двучлена или трехчлена, имеющего номинативную функцию. Деление словосочетаний в зависимости от характера синтаксических отношений. Критерии выделения типов словосочетаний.

Типы атрибутивных словосочетаний в двух языках. Изоморфные и алломорфные типы.

Типы объектных словосочетаний в двух языках. Изоморфные и алломорфные типы.

Типы обстоятельственных словосочетаний в двух языках. Изоморфные и алломорфные типы.

Базовый теоретический материал

1. Аракин В.Д., Сравнительная типология английского и русского языков / В.Д. Аракин. – М., “Просвещение”, 1989. С.

2. Аракин, В.Д. Типология языков и проблема методического прогнозирования / В.Д. Аракин. – М., “Высшая школа”, 1980. С.

3. Гуревич, В.В. Теоретическая грамматика английского языка: Учеб. пособие / В.В. Гуревич. – М. : Флинта, 2001.

4.Левицкий, А.Э. Сравнительная типология русского и английского языков: учебное пособие / А.Э. Левицкий, Л.Л. Славова. — Киев «Овита Украины, 2007. С.167-173

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ

Словосочетание, предложение, препозиция, постпозиция, характер синтаксических отношений (предикативные, атрибутивные, объектные, обстоятельственные), прием синтаксической связи (согласование, управление, примыкание (агглютинация), валентность глагола.

Вопросы для рассмотрения:

1. Основные понятия синтаксического уровня. Типология словосочетания.

Вспомогательные вопросы: Каким составом единиц располагает синтаксический уровень? Приведите определение словосочетания. В чем заключается сходство словосочетания со словом и предложением, какие особенности предопределяют их различия? Назовите основные критерии, которые используются при классификации словосочетаний. На какие типы подразделяются подчинительные словосочетания на основании тех синтаксических отношений, которые выявляются между их компонентами? В виде каких приемов синтаксической связи получают свое материальное выражение синтаксические отношения между словами в подчинительном словосочетании? Типологические особенности какого языкового уровня предопределяют различия в ведущих приемах синтаксической связи в двух языках?

2. Типы атрибутивных словосочетаний.

Вспомогательные вопросы: Что представляет собой свободное атрибутивное словосочетание? Какая синтаксическая связь — подчинительная или сочинительная — лежит в основе организации его членов? Аргументируйте свой ответ при помощи примеров, пользуясь приемом перестановки членов словосочетания. Чтоявляется стержневым компонентом атрибутивных словосочетаний? Назовите конкретные способы, при помощи которых осуществляется синтаксическая связь компонентов в составе атрибутивных словосочетаний.

Каким образом английский язык восполняет немногочисленный в его структуре разряд относительных прилагательных? Какие структурно-типологические особенности английского и русского языков предопределяют различие в структуре атрибутивного словосочетания в условиях, когда атрибут выражает признак предмета по его отношению к другому предмету? Приведите основные структурные типы русских и английских атрибутивных словосочетаний с примерами.

4. Типы объектных словосочетаний.

Вспомогательные вопросы: Какие критерии, взятые в их взаимосвязи, образуют устойчивую совокупность признаков, определяющих тип объектного словосочетания как единицу сопоставления? Чтоявляется стержневым компонентом объектных словосочетаний? Какие виды валентности переходного глагола вам известны? Какая из характеристик переходного глагола определяет состав и структуру объектных словосочетаний и положена в основу подразделения объектных словосочетаний на простые и сложные? Какие из видов валентности имеют первостепенное значение для определения сложных типов объектных словосочетаний? Какое принципиальное типологическое различие в способах выражения объектной связи в английском и русском языках предопределяет различие в типологии объектных словосочетаний? Какие типологические особенности русского языка в плане главенствующих приемов синтаксических связей предопределяют широкое распространение типа К + Ас в русском
языке? Слова каких частей речи могут употребляться в качестве зависимого компонента в словосочетаниях данного типа? Приведите основные структурные типы русских и английских атрибутивных словосочетаний с примерами.

II Домашние практические задания

1) Словосочетание и предложение

1 Приведите примеры, в которых одни и те же компоненты будут являться

а) словосочетанием, б) предложением.

2 Каким образом можно доказать, что «merry-go-round» в английском и «водопой» в русском являются словами, a «a merry fellow» и «пить воду» — словосочетаниями?

3 Определите синтаксические отношения между компонентами приведенных ниже словосочетаний и приемы синтаксической связи, которые служат для материального выражения данных синтаксические отношений.

Англ. : a lovely face, to write a novel, to sit still, a desire to work, laughing children, a teacher’s desk,

стол учителя, to come in time, the first day, the beginning of July, to depend on nobody, a spring garden, to elect Smith chairman, to meet her, to be able to help.

Русск. : прелестное лицо, написать роман, сидеть тихо, желание работать, смеющиеся дети, прийти вовремя, первый день, начало июля, ни от кого не зависеть, весенний сад, избрать Смита председателем, быть в состоянии помочь, встретить ее.

4 Проанализируйте приведенные ниже словосочетания в двух языках и определите: а) в каких из них возможно изменение следования компонентов без нарушения смысла; б) какие смысловые сдвиги возможны при изменении порядка следования компонентов; в) в каком из двух языков положение зависимого компонента носит постоянный характер?

Англ. : loving children, a large city, a stone wall, to help a friend, to give Mary a prize

Русск.: любящие дети, большой город. каменная стена, помочь другу, вручить Мэри приз.

5 Запишите в виде формул предложенные ниже словосочетания: англ,: a washing day, my love, to begin laughing, to see him, to explain to a pupil, this bird;

Русск.: зависеть от родителей, большие глаза, осуществить мечту, встретить нас, первая победа, решить остаться.

6 Распределите следующие английские и русские словосочетания по трем группам в зависимости от приема синтаксической связи между их компонентами: а) сочетания с согласованием, б) сочетания с управлением, в) сочетания с примыканием.

Англ.: the edge of the bowl, those people, а tiny mouth, a teacup of water, Knights of the Round Table, odd noises, magic beggar, parrot’s name, letters to write, Text Five.

Русск.: радостная весть, школы в районе, профессор Иванов, строчки из письма, история отряда, брянский лес, букеты цветов, дорога в никуда, привет от подруги,
указание секретарю, двадцатилетняя учительница.

2) Атрибутивные словосочетания

1 Дайте формульную запись нижеследующих типов атрибутивных словосочетаний:

а) атрибутивно-препозитивные с согласованием;

б) атрибутивно-препозитивные с управлением;

в) атрибутивно-препозитивные с примыканием;

г) атрибутивно-постпозитивные с управлением;

д) атрибутивно-постпозитивные с примыканием;

е) атрибутивно-предложные с постпозицией и управлением;

ж) атрибутивно-предложные с постпозицией и примыканием.

2 Опишите словами тип атрибутивных словосочетаний по заданным формулам.

а) (А + К); б) А N + К N ; в) К N + А N ; г) К N + рг + А N ;
д) А + К; е) K N + Ас N ; ж) К N + рг + Ас N .

3 Какие изменения синтаксического характера вызывает перестановка членов атрибутивных словосочетаний в русском языке? Сравните:

шелковая блузаблуза шелковая
бриллиантовое кольцо
кольцо бриллиантовое
шоколадная фабрика
фабрика шоколадная

Какие изменения лексического характера вызывает перестановка членов атрибутивных словосочетаний в английском языке? Сравните: silk blouse — blouse silk, diamond ring — ring diamond, chocolate factory — factory chocolate.
4 Для какого языка атрибутивно-препозитивные словосочетания с согласованием представляют типологическую особенность? По линии каких грамматических категорий происходит согласование в этих сочетаниях?

Одни и те же компоненты являются словосочетанием Одни и те же компоненты являются словосочетанием Одни и те же компоненты являются словосочетанием5 Какой тип препозитивных атрибутивных словосочетаний отсутствует в русском языке и почему?

6 Представлен ли атрибутивно-препозитивный тип с согласованием в современном английском языке и, если да, является, ли он мало / многочисленным? Обоснуйте ответ, опираясь на морфологические особенности именных частей речи в современном английском языке.

3) Объектные словосочетания

1 Ниже предлагается ряд простых объектных словосочетаний. Определите изоморфные и алломорфные признаки русских и английских словосочетаний, связанные со способами присоединения зависимого компонента к главному.

Англ.Русск.

to play the piano искать работу

to play chess ждать отца

to ride a bicycle просить оказать помощь

to drive a car говорить шепотом

2 Определите валентность приведенных ниже глаголов. Всегда ли она совпадает в русском и английском языках?

Англ. To see, to want, to tell, to get, to buy, to become, to depend

Русск. Видеть хотеть, рассказывать, достать, купить, стать, зависеть.

3 Запишите структурные формулы и дайте определение каждого из типов сложных объектных словосочетаний: попросить сестру помочь, to ask her to help, to hear the wife sing, to see him run, to make the boy run.

4 Какие типологические особенности современного английского языка с точки зрения приемов выражения синтаксической связи предопределяют в нем отсутствие сложных объектно-постпозитивных словосочетаний с управлением и двойной объектной валентностью K v + Ас + Ас ?

5 Сравните два словосочетания (послать Джону телеграмму и to send John a telegram) и определите, почему они относятся к двум разным типам. Какие это типы?

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Виды связей в словосочетаниях

Одни и те же компоненты являются словосочетанием

О чем эта статья:

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Видео:Что такое словосочетание за 1 минуту с примерамиСкачать

Что такое словосочетание за 1 минуту с примерами

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

у соседнего двора,

с веселой песней.

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

на седьмое небо,

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

в чистой столовой,

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

с чем-то веселым,

над чем-нибудь неясным,

с нашим знакомым,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Видео:ЧЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ФРАЗЕОЛОГИЗМА?Скачать

ЧЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ФРАЗЕОЛОГИЗМА?

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

беседую с другом.

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

не должен никому,

Прилагательное + существительное:

румяный от мороза,

сладкий на вкус,

злой на соседей,

Существительное + существительное:

радость от встречи,

грудь в медалях.

Наречие + существительное:

впереди у моста.

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

шагая по тропинке,

Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Типология словосочетания в двух языках

Одни и те же компоненты являются словосочетанием

Типология словосочетания в двух языках

1. Каким составом единиц располагает синтаксический уро­вень языка?

2. Приведите определение словосочетания. В чем заключа­ется сходство словосочетания со словом и какие особенности предопределяют их различия?

3. В чем заключается основное функциональное различие между словосочетанием и предложением? Можно ли привести примеры, в которых одни и те же компоненты будут являть­ся; а) словосочетанием, б) предложением?

4. Приведите определение предикативности, составляющей грамматическую основу предложения. Могут ли словосочета­ния быть построены на основе предикативной синтаксической связи?

5. Каковы основные задачи типологического изучения слово­сочетаний в английском и русском языках?

6. дайте определение типа словосочетания как единицы сопоставления.

7. Проанализируйте таблицу атрибутивных сочетаний из учебника Аракина. Можно ли выделить тождественные структурные модели в двух языках?

8. Какое типологическое различие в способах выражения объектной связи в английском и русском языках предопределяет различие в их типологии?

Типология предложения в двух языках

1. Как известно, русский и английский языки принадлежат к языкам разных структурных типов, Проанализируйте приведенные ниже предложения и ответьте на вопрос: в какой сфере – частей речи или членов предложения – прослеживается наиболее четко их типологические различия?

It was warm in the room. В комнате было тепло.

His thin pale face Его худое бледное лицо ничего не

expressed nothing. выражало.

At five sharp I left the house. Ровно в пять я вышла из дома.

I have nothing to do. Мне нечем заняться.

I’ve done everything. Я уже все сделал.

2. Член предложения представляет собой знаменательный языковой элемент, рассматриваемый с точки зрения его функ­ции. Какие морфологические показатели являются знаком син­таксической функции, выполняемой словом в приведенных в задании 1 предложениях русского и английского языков?

3. На основании каких факторов в их совокупности можно определить синтаксическую функцию слов в нижеприведен­ных английских предложениях?

She turned abruptly and faced John. The illness took a dangerous turn, the child’s face was flushed with fever.

4. Слова какой части речи могут выполнять функцию подлежащего и сказуемого в английском и русском языках? Какие типологические особенности можно обнаружить?

5. какие критерии могут быть положены в основу определения типа члена предложения?

6. Могут ли существовать в сравниваемых языках предложения без подлежащего или сказуемого?

4. При установлении критериев выделения типов предложе­ния исходит из тех признаков и свойств, которые присущи предложению как особой синтаксической единице, обя­зательной для каждого языка. Какие это признаки и свойства с точки зрения семантичес­кой? С точки зрения формульной (структурной)?

5. Установите структурный тип приводимых ниже русских предложений с точки зрения наличия в них двух главных членов или только одного из них. Какого?

«Боже ты мой, каких на свете нет кушаньев. Станешь есть— объеденье, да и полно. Сладость неописанная. При­езжайте только, приезжайте поскорей; а накормим так, что будете рассказывать и встречному, и поперечному».

«Глазам наших путешественников начал уже открываться Псел, издали уже веяло прохладою, которая казалась ощути­тельнее после томительного, разрушающего жара». (Н. В. Го­голь. Вечера на хуторе, близ Диканьки.)

6. Критерий словопорядка в интерпретации конкретизируется таким образом, что первостепенное значе­ние придается положению сказуемого в пре — или постпозиции по отношению к подлежащему: а) в начале, б) в середине, в) в абсолютном конце предложения (имеется в виду пове­ствовательное предложение).

Какие типологические группы языков можно выделить на основе данного критерия?

Как распределяются по этим группам известные лингвис­тической науке языки мира?

7. Сравните порядок слов в русском и английском предложении.

8. Для какого языка двусоставность является типологическим признаком? Охарактеризуйте типы двусоставных предложений в зависимости от типа сказуемого в сопоставляемых языках. Проиллюстрируйте примерами.

9. В каком языке больше распространены односоставные предложения? Какие типы можно выделить? Приведите примеры.

Типология лексических систем.

Охарактеризуйте единицы лексического уровня. Какими структурными особенностями обладает слово в языках разного типа?

Сопоставительный анализ словообразования в английском и русском языках.

1. Основные словообразовательные модели в английском и русском языках. Производное слово.

📺 Видео

Словосочетание. Виды синтаксической связи. Видеоурок 2. Русский язык 11 классСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи. Видеоурок 2. Русский язык 11 класс

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Типы словосочетанийСкачать

Типы словосочетаний

Словосочетание - что это такоеСкачать

Словосочетание - что это такое

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать

Словосочетание | Русский язык TutorOnline

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. ВидеоурокСкачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок

Словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)
Поделиться или сохранить к себе: