Ода на взятие хотина ударение

Видео:Михайло Ломоносов - Ода 1739 годаСкачать

Михайло Ломоносов - Ода 1739 года

ОДА
БЛАЖЕННЫЯ ПАМЯТИ ГОСУДАРЫНЕ
ИМПЕРАТРИЦЕ АННЕ ИОАННОВНЕ
НА ПОБЕДУ НАД ТУРКАМИ И ТАТАРАМИ
И НА ВЗЯТИЕ ХОТИНА 1739 ГОДА

Восторг внезапный ум пленил,
Ведет на верьх горы высокой,
Где ветр в лесах шуметь забыл;
В долине тишина глубокой.
Внимая нечто, ключ молчит,
Которой завсегда журчит
И с шумом в низ с холмов стремится.
Лавровы вьются там венцы,
Там слух спешит во все концы;
10 Далече дым в полях курится.

Не Пинд ли под ногами зрю?
Я слышу чистых сестр музыку!
Пермесским жаром я горю,
Теку поспешно к оных лику.
Врачебной дали мне воды:
Испей и все забудь труды;
Умой росой Кастальской очи,
Чрез степь и горы взор простри
И дух свой к тем странам впери,
20 Где всходит день по темной ночи.

Корабль как ярых волн среди,
Которые хотят покрыти,
Бежит, срывая с них верьхи,
Претит с пути себя склонити;
Седая пена вкруг шумит,
В пучине след его горит,

К российской силе так стремятся,
Кругом объехав, тьмы татар;
Скрывает небо конской пар!
30 Что ж в том? стремглав без душ валятся.

Крепит Отечества любовь
Сынов российских дух и руку;
Желает всяк пролить всю кровь,
От грозного бодрится звуку.
Как сильный лев стада волков,
Что кажут острых яд зубов,
Очей горящих гонит страхом,
От реву лес и брег дрожит,
И хвост песок и пыль мутит,
40 Разит извившись сильным махом.

Не медь ли в чреве Этны ржет
И, с серою кипя, клокочет?
Не ад ли тяжки узы рвет
И челюсти разинуть хочет?
То род отверженной рабы,
В горах огнем наполнив рвы,
Металл и пламень в дол бросает,
Где в труд избранный наш народ
Среди врагов, среди болот
50 Чрез быстрой ток на огнь дерзает.

За холмы, где паляща хлябь
Дым, пепел, пламень, смерть рыгает,
За Тигр, Стамбул, своих заграбь,
Что камни с берегов сдирает;
Но чтоб орлов сдержать полет,
Таких препон на свете нет.
Им воды, лес, бугры, стремнины,
Глухие степи равен путь.
Где только ветры могут дуть,
60 Доступят там полки орлины.

Пускай земля как понт трясет,
Пускай везде громады стонут,
Премрачный дым покроет свет,
В крови Молдавски горы тонут;
Но вам не может то вредить,
О россы, вас сам рок покрыть
Желает для счастливой Анны.

Уже ваш к ней усердный жар
Быстро проходит сквозь татар,
70 И путь отворен вам пространный.

Скрывает луч свой в волны день,
Оставив бой ночным пожарам;
Мурза упал на долгу тень;
Взят купно свет и дух татарам.
Из лыв густых выходит волк
На бледный труп в турецкий полк.
Иной в последни видя зорю,
Закрой, кричит, багряной вид
И купно с ним Магметов стыд;
80 Спустись поспешно с солнцем к морю.

Что так теснит боязнь мой дух?
Хладнеют жилы, сердце ноет!
Что бьет за странной шум в мой слух?
Пустыня, лес и воздух воет!
В пещеру скрыл свирепство зверь,
Небесная отверзлась дверь,
Над войском облак вдруг развился,
Блеснул горящим вдруг лицем,
Умытым кровию мечем
90 Гоня врагов, Герой открылся.

Не сей ли при Донских струях
Рассыпал вредны россам стены?
И персы в жаждущих степях
Не сим ли пали пораженны?
Он так к своим взирал врагам,
Как к готским приплывал брегам,
Так сильну возносил десницу;
Так быстрой конь его скакал,
Когда он те поля топтал,
100 Где зрим всходящу к нам денницу.

Кругом его из облаков
Гремящие перуны блещут,
И чувствуя приход Петров,
Дубравы и поля трепещут.
Кто с ним толь грозно зрит на юг,
Одеян страшным громом вкруг?
Никак Смиритель стран Казанских?

Каспийски воды, сей при вас
Селима гордого потряс,
110 Наполнил степь голов поганских.

Герою молвил тут Герой:
«Нетщетно я с тобой трудился,
Нетщетен подвиг мой и твой,
Чтоб россов целой свет страшился.
Чрез нас предел наш стал широк
На север, запад и восток.
На юге Анна торжествует,
Покрыв своих победой сей».
Свилася мгла, Герои в ней;
120 Не зрит их око, слух не чует.

Крутит река татарску кровь,
Что протекала между ними;
Не смея в бой пуститься вновь,
Местами враг бежит пустыми,
Забыв и меч, и стан, и стыд,
И представляет страшный вид
В крови другов своих лежащих.
Уже, тряхнувшись, легкий лист
Страшит его, как ярый свист
130 Быстро сквозь воздух ядр летящих.

Шумит с ручьями бор и дол:
Победа, росская победа!
Но враг, что от меча ушол,
Боится собственного следа.
Тогда увидев бег своих,
Луна стыдилась сраму их
И в мрак лице, зардевшись, скрыла.
Летает слава в тьме ночной,
Звучит во всех землях трубой,
140 Коль росская ужасна сила.

Вливаясь в Понт, Дунай ревет
И россов плеску отвещает;
Ярясь волнами турка льет,
Что стыд свой за него скрывает.
Он рыщет, как пронзенный зверь,
И чает, что уже теперь
В последней раз заносит ногу,

И что земля его носить
Не хочет, что не мог покрыть.
150 Смущает мрак и страх дорогу.

Где ныне похвальба твоя?
Где дерзость? где в бою упорство?
Где злость на северны края?
Стамбул, где наших войск презорство?
Ты лишь своим велел ступить,
Нас тотчас чаял победить;
Янычар твой свирепо злился,
Как тигр на росский полк скакал.
Но что? внезапно мертв упал,
160 В крови своей пронзен залился.

Целуйте ногу ту в слезах,
Что вас, агаряне, попрала,
Целуйте руку, что вам страх
Мечем кровавым показала.
Великой Анны грозной взор
Отраду дать просящим скор;
По страшной туче воссияет,
К себе повинность вашу зря.
К своим любовию горя,
170 Вам казнь н милость обещает.

Златой уже денницы перст
Завесу света вскрыл с звездами;
От встока скачет по сту верст,
Пуская искры конь ноздрями.
Лицем сияет Феб на том.
Он пламенным потряс верьхом;
Преславно дело зря, дивится:
«Я мало таковых видал
Побед, коль долго я блистал,
180 Коль долго круг веков катится».

Как в клуб змия себя крутит,
Шипит, под камень жало кроет,
Орел когда шумя летит
И там парит, где ветр не воет;
Превыше молний, бурь, снегов
Зверей он видит, рыб, гадов.

Пред росской так дрожит Орлицей,
Стесняет внутрь Хотин своих.
Но что? в стенах ли может сих
190 Пред сильной устоять царицей?

Кто скоро толь тебя, Калчак,
Учит российской вдаться власти,
Ключи вручить в подданства знак
И большей избежать напасти?
Правдивой Аннин гнев велит,
Что падших перед ней щадит.
Ее взошли и там оливы,
Где Вислы ток, где славный Рен,
Мечем противник где смирен,
200 Извергли дух сердца кичливы.

О как красуются места,
Что иго лютое сбросили
И что на турках тягота,
Которую от них носили;
И варварские руки те,
Что их держали в тесноте,
В полон уже несут оковы;
Что ноги узами звучат,
Которы для отгнанья стад
210 Чужи поля топтать готовы.

Не вся твоя тут, Порта, казнь,
Не так тебя смирять достойно,
Но большу нанести боязнь,
Что жить нам не дала спокойно.
Еще высоких мыслей страсть
Претит тебе пред Анной пасть?
Где можешь ты от ней укрыться?
Дамаск, Каир, Алепп сгорит;
Обставят росским флотом Крит;
220 Евфрат в твоей крови смутится.

Чинит премену что во всем?
Что очи блеском проницает?
Чистейшим с неба что лучем
И дневну ясность превышает?
Героев слышу весел клик!

Одеян в славу Аннин лик
Над звездны вечность взносит круги;
И правда, взяв перо злато,
В нетленной книге пишет то,
230 Велики коль ее заслуги.

Витийство, Пиндар, уст твоих
Тяжчае б Фивы обвинили,
Затем что о победах сих
Они б громчае возгласили,
Как прежде о красе Афин;
Россия как прекрасный крин
Цветет под Анниной державой.
В Китайских чтут ее стенах,
И свет во всех своих концах
240 Исполнен храбрых россов славой.

Россия, коль счастлива ты
Под сильным Анниным покровом!
Какие видишь красоты
При сем торжествованьи новом!
Военных не страшися бед:
Бежит оттуду бранный вред,
Народ где Анну прославляет.
Пусть злобна зависть яд свой льет,
Пусть свой язык, ярясь, грызет;
250 То наша радость презирает.

Козацких поль заднестрской тать
Разбит, прогнан, как прах развеян,
Не смеет больше уж топтать,
С пшеницой где покой насеян.
Безбедно едет в путь купец,
И видит край волнам пловец,
Нигде не знал, плывя, препятства.
Красуется велик и мал;
Жить хочет век, кто в гроб желал;
260 Влекут к тому торжеств изрядства.

Пастух стада гоняет в луг
И лесом без боязни ходит;
Пришед, овец пасет где друг,
С ним песню новую заводит.

Солдатску храбрость хвалит в ней,
И жизни часть блажит своей,
И вечно тишины желает
Местам, где толь спокойно спит;
И ту, что от врагов хранит,
270 Простым усердьем прославляет.

Любовь России, страх врагов,
Страны полночной героиня,
Седми пространных морь брегов
Надежда, радость и богиня,
Велика Анна, ты доброт
Сияешь светом и щедрот:
Прости, что раб твой к громкой славе,
Звучит что крепость сил твоих,
Придать дерзнул некрасной стих
280 В подданства знак твоей державе.

Видео:Ода на взятие Хотина — Михаил Ломоносов — читает Павел БесединСкачать

Ода на взятие Хотина  — Михаил Ломоносов — читает Павел Беседин

Разборы слова хотин

Видео:Ода на взятие Хотина. АнализСкачать

Ода на взятие Хотина. Анализ

Фонетический разбор слова хотин

Разбор по буквам:

  • х: [х]:согласный, глухой непарный
  • о: [а]:гласный, безударный
  • т: [т’]:согласный, мягкий, глухой парный
  • и: [и]:гласный, безударный
  • н: [н]:согласный, звонкий непарный, сонорный

Видео:Ода на день восшествия на всероссийский престол её...Скачать

Ода на день восшествия на всероссийский престол её...

Значение слова хотин

город на Украине, Черновицкая обл., на р. Днестр. Сыродельный, винодельческий заводы, фабрика художественных изделий. Историко-революционный музей. Известен с 10 в. Замок (13-15 вв.), княжеский дворец (15 в.), часовня (15 в.).

Видео:Литература 9 класс (Урок№4 - М. В. Ломоносов. Учёный, поэт,реформатор русского литературного языка.)Скачать

Литература 9 класс (Урок№4 - М. В. Ломоносов. Учёный, поэт,реформатор русского литературного языка.)

Предложения со словом хотин

  • После этого русская армия еще несколько раз занимала хотинскую твердыню, но вновь и вновь вынуждена была уступать ее то Турции, то Австро-Венгрии.
  • За ними двигалась Юнора с войском стрелков, а по флангам располагались пехотинцы, сверкающие большими серыми щитами с гербом Хотии.
  • Отряды полковников Кашкина, Сухотина, Игельстрема, Кречетникова и Вейсмана атаковали турецкое предмостное укрепление у крепости Хотин и выбили неприятеля оттуда штыковым ударом.
  • Он выслал на помощь союзникам корабли с шеститысячным десантом гоплитов – тяжеловооруженных пехотинцев.

«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.»

Видео:Ломоносов. Меркин. 6 класс стр 81-88Скачать

Ломоносов. Меркин. 6 класс стр 81-88

Литература

Видео:Русско-турецкая война 1768-1774: взятие Хотина и победы Румянцева/Борис КипнисСкачать

Русско-турецкая война 1768-1774: взятие Хотина и победы Румянцева/Борис Кипнис

Биография Ломоносова

Михаил Ломоносов появился на свет 8 ноября 1711 г. в Архангельской губернии, в поморской деревушке на острове в устье Северной Двины Мишанинская недалеко от Холмогор.

Любознательный Михаил обучался грамоте по богослужебным книгам благодаря матери, после ее смерти с 9 лет учили мальчика деревенский дьякон Семен Сабельников и грамотный сосед Иван Шубной. С 10 лет вместе с отцом,занимавшимся рыбным промыслом и имевшим пару небольших судов, в том числе и единственный в округе парусник,ходил в дальние походы по Белому морю. Благодаря отцу получил физическую закалку и научился выносливости, освоил мастерство корабельного плотника, лоцмана [1] , рыбака.

С детства чтение для Михаила стало страстью, им были прочитаны все книги церковной библиотеки. За дозволение брать книги домой переписал заново ветхое «Житие Дмитрия Солунского», которое сохранилось сего записью: «Списывал в сей тетради Михайло Ломоносов». Зачитывался «Арифметикой» Л. Магницкого и «Грамматикой» М. Смотрицкого,выучил их наизусть. Эти книги он назовет «вратами своей учености».

19-летним юношей пристроился к обозу [2] , везущему мороженую рыбу в Москву,куда добрался через три недели. Там он, назвавшись сыном дворянина,поступает в открывшуюся при Заиконоспасском монастыре Славяно-греко-латинскую академию, считавшуюся самым престижным учебным заведением старой столицы. Живя в монашеской келье [3] , терпел крайнюю нужду, получая стипендии 3 копейки на день, из которых 2 копейки тратил на хлеб и квас, 1 – на бумагу. Несмотря на насмешки 8-летних одноклассников над его великовозрастностью, отличался особым прилежанием [4] , и уже в первом полугодии был переведен во второй класс, к концу года – в третий.За пять лет он освоил 12-летний курс обучения.Феофан Прокопович, архиепископ Новгородский и бывший советник Петра I, написавший курс лекций по риторике на латыни, взял юношу под свое покровительство и даже заступился за него, когда вскрылась правда о его низком происхождении. Ломоносов, выучив греческий язык и латынь, являвшуюся универсальным языком науки, получил доступ к большой библиотеке Духовной академии, перечитал почти все книги фонда: богословские, философские, исторические, труды по естественным наукам. Когда заканчивалось обучение в Москве, Ломоносов как лучший ученик по рекомендации ректора был направлен на год в Киево-Могилянскую духовную академию. Изучал философию, математику, физику, зачитывался древнерусскими летописями, книгами на латыни, греческом, старославянском. Там он начал писать «Древнюю российскую историю», которая была издана через 20 лет.

По запросу Петербургской академии наук его с другими 11 лучшими воспитанниками направляют в академический университет.Там его включили в список трех самых одаренных учащихся и в 1736 г. отправили в Германию изучать горное дело. За три года обучения в университете Марбурга он освоил немецкий, французский и итальянский языки, изучал философию, математику, химию, познавал европейскую культуру. На латыни начал писать ученые трактаты [5] и стихотворения, создал свои первые научные труды. В Марбурге он встретил свою единственную на всю жизнь любовь Елизавету Цильх, ставшую его женой. После в Саксонии, в Фрайберге, изучал химию и горнорудное дело у профессора Генкеля, но поняв, что у него уже ничему научиться не может, самовольно ушел, чтобы лично побывать на различных рудниках. Во время этих скитаний обманом был завербован прусским офицером в рекруты [6] и насильно доставлен в крепость Вессель, откуда, рискуя жизнью, совершил побег.

Вернувшись в Россию весной 1741 г., привез с собой две диссертации, первые главы перевода «Физики» своего учителя профессора Вольфа, рукописи стихов и образцы минералов из саксонских рудников. Но его ждало разочарование в академической канцелярии: он, получивший университетское образование в Европе, не был востребован. Ломоносов вынужден был разгружать в порту корабли, зарабатывая себе на жизнь, но продолжал заниматься переводами научных статей, работал над диссертациями. Отчаявшись, он написал письмо императрице, прося помощи и поддержки. Обращение к недавно вошедшей на престол Елизавете I возымело действие.

В 1741 г. Михаил Ломоносов был назначен на низший и малооплачиваемый чин адъюнкта [7] физики в Петербургской академии наук. Обстановка в академической среде была сложной: между учеными установилось противостояние, в основе которого были не только научные, но и идеологические противоречия между сторонниками реформ Петра I, стремившихся к созданию собственной национальной научной школы и их противниками, профессорами-иностранцами, не только отрицающих эту возможность, но и всячески препятствующих этому. Ломоносов оказался в центре этого противостояния, его вспыльчивость и резкость суждений были сурово наказаны. В 1743 г. молодой адъюнкт был заключен под стражу за конфликт с иностранными коллегами и драку с одним из профессоров, больше года находился под арестом в своей коморке в доме сотрудников академии. Он продолжал работать над диссертацией по химии, завершил перевод «Экспериментальной физики» Вольфа, ставшей первым учебником физики на русском языке, написал несколько од [8] .

В 1745 г. Ломоносов после защиты диссертации по химии стал профессором. Он преподавал, занимался реформированием академии. В 1946 г. добился создания первой химической лаборатории. К 10-летию его научной деятельности выходит «Собрание разных сочинений в стихах и прозе».

Ломоносов несколько лет добивался создания национального высшего учебного заведения, в котором преподавание велось бы на русском языке, ведь в университете при Петербургской академии большинство преподавателей были иностранцы.Он стал инициатором основания университета в Москве, который был открыт в 1755 г. при поддержке графа Ивана Шувалова, не только влиятельного придворного и приближенного императрицы, но одного из самых образованных государственных деятелей. При университете были открыты гимназия и собственная типография.

В 1760 г. Михаил Ломоносов стал почетным членом Стокгольмской, а в 1764 г. и Болонской академий наук, готовилось избрание в Парижской академии. Скончался 15 апреля 1765 г. от простуды. Погребен в Александро-Невской лавре.

Пушкин назвал этого выдающегося человека «отцом русской науки». Сложно перечислить все сферы, в которых Ломоносов проявил себя как талантливый ученый и исследователь. Он сконструировал приборы морской навигации, телескоп нового типа, с помощью которого выдвинул гипотезу об атмосфере Венеры, обустроил две обсерватории. Занимался исследованиями в области ядерной физики и предсказал многие процессы, связанные с этой наукой, открыл закон сохранения энергии, заложил основы будущей науки – физической химии. Благодаря Ломоносову в России зародились и стали развиваться геология и минералогия.Он разработал технологию изготовления цветного стекла и смальты [9] , для производства которых построил фабрику, сам как художник создавал мозаичные картины. Совершил переворот в русской поэзии, языке и образовании.

Причем для Ломоносова не существовало разделения наук на естественные и гуманитарные, теоретические и прикладные. Все они представляли единую универсальную систему познания мира. Михаил Ломоносов был уникальным ученым-энциклопедистом. Литературная работа была одной из частей энциклопедической науки.

Видео:Михаил Васильевич Ломоносов. Оды | Русская литература 7 класс #7 | ИнфоурокСкачать

Михаил Васильевич Ломоносов. Оды | Русская литература 7 класс #7 | Инфоурок

Роль Ломоносова как основоположника классицизма в России

Ломоносов как реформатор русского языка и стихосложения

В России после реформ Петра Великого началась эпоха культурных преобразований. Будучи сторонником петровских реформ, Ломоносов в своей деятельности руководствовался идеями прогресса, благодаря ему начался новый период культурной и интеллектуальной русской жизни.

Ломоносова считают родоначальником эстетического и литературного течения классицизма в России. Это течение, возникшее в XVII в. во Франции, было ориентировано на классические образцы античного искусства и стало базовым для идеологических взглядов эпохи Просвещения. Ломоносов, изучая традиции европейской культуры, использовал их в своем творчестве, но при этом учитывал многообразие национального культурного опыта. Отличительными чертами русского классицизма и стихотворчества Михаила Ломоносова стали гражданская и патриотическая направленность.

В 1739 г. Ломоносов прислал в Российское собрание при Академии наук, заботившееся о чистоте русской речи,«Письмо о правилах российского стихотворства». В своем труде Ломоносов выступил как реформатор русского стихосложения,предложил идеи для совершенствования грамматики русского языка, составления его словарей.

Ломоносов развил учение своего предшественника поэта Василия Тредиаковского о том, что языку русского народа и его фольклору присущи мелодика, тональность, создаваемая ударными слогами, оттого нужно создавать стихи, соответствующие строению русского языка, который большинством считался непригодным для стихосложения. Реформа Ломоносова привела к эволюции русского поэтического языка: вместо силлабической системы стихосложения, основанной на количестве слогов в строчке, была предложена силлабо-тоническая, в основе которой было ритмическое чередование ударных слогов. Тредиаковский выделил двусложные размеры: хорей (ударение на 1 слоге) и ямб (ударение на 2 слоге), Ломоносов добавил трехсложные: дактиль (ударный 1 слог), амфибрахий (ударение на 2 слоге) и анапест (ударный 3 слог). Ломоносов отдавал предпочтение четырехстопному ямбу [10] , этот размер стал любим многими русскими поэтами: Державиным, Баратынским, Пушкиным, Лермонтовым и др.

В «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» Ломоносов, стремясь к классической ясности, разграничил сферы применения церковнославянского и русского разговорного языков. Он сформулировал теорию «трех штилей», которая станет базовой для всей классицистической поэзии. К высокому стилю Ломоносов относил церковнославянские и общего употребления русские слова, к среднему – часто употребляемые русские слова с незначительным количеством церковнославянских, к низкому – русские, не используемые в церковнославянских текстах, иногда и просторечные. Каждый стиль подходил конкретным жанрам: высоким предназначалось писать ораторские речи, оды и героический эпос; средним – трагедии, элегии, сатиры, низким – стихотворные послания, эпиграммы,басни, песни.

Ломоносов в своих трудах подошел к литературным процессам с научной точки зрения, определив стилистику языка, систематизировав литературные жанры и правила словоупотребления.Он показал, что русский язык своей поэтичностью не уступает латыни и западноевропейским языкам, заложил основы национального стихосложения и новой поэзии, избавив ее от «тяжеловесного речения». Способствовали совершенствованию русской словесности написанные Ломоносовым «Российская грамматика» и первый учебник по риторике на русском языке «Краткое руководство к красноречию», по которому обучались почти 170 лет.

Видео:6 класс - Литература - Система русского стиха. Реформа стихосложения М. Ломоносова и ТредиаковскогоСкачать

6 класс - Литература - Система русского стиха. Реформа стихосложения М. Ломоносова и Тредиаковского

Оды Ломоносова. Жанр оды

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 г.» как типичное произведение русского классицизма»

В учениях французских просветителей Вольтера и Дидро говорилось, что для достижения благосостояния государства и его народа идеальна система управления, называемая «просвещенной монархией». Они считали, что во главе государства должен стоять разумно руководящий, образованный правитель. Но монархи не всегда являлись таковыми, оттого философы и поэты в своих произведениях, восхваляя качества характера и черты личностей властителей, провозглашали те идеи, которые хотели видеть воплощенными в жизнь, словом призывали к действию. В XVIII в. популярными были такие классицистические литературные жанры, как торжественная речь, послание, ода. Эти жанры были рассчитаны на оказание влияния на людей, которым они были посвящены. Мало востребованы были лирические жанры и прозаические.

Ломоносовым были написаны героическая поэма, две трагедии, множество пародий, сатирических стихов и 33 похвальные оды, которые были его любимым жанром. Корнями жанр оды уходит в античную культуру: так называли хвалебную песню в честь знаменитых граждан, героев, богов. Впервые ода появилась в русской литературе благодаря Тредиаковскому, давшему ей определение как «собрание разных стихов», которыми «описывается всегда и непременно материя благородная, важная и великолепная в речах поэтических и очень высоких». Это торжественное, восхваляющее произведение, позволяющее соединить лирическое и публицистическое начала, давало возможность высказаться по вопросам государственного значения в красивой и образной форме.

Оды, как правило, писались на заказ, их декламация [11] была частью придворных и праздничных церемоний. Похвальные оды Ломоносова своим содержанием и злободневностью вышли за рамки официально-придворного назначения, в них, помимо прославления коронованной особы, поднимались вопросы общественной и государственной значимости, излагались просветительские и реформаторские идеи.Основное содержание од Ломоносова было пронизано героическим пафосом, прославлением русской нации и ее культуры, воинской славы России и ее героев, основными темами од Ломоносова были патриотическая и гражданская темы, тема науки.В 1740 г. Ломоносов прислал в Петербургскую академию наук «Оду на взятие Хотина». Всех потрясли написанные новым, непривычным стихотворным размером стихи никому еще неизвестного студента о победе русских солдат, взявших турецкую крепость в 1739 г.

О своем поэтическом предназначении Ломоносов говорит в «Разговоре с Анакреоном», построенном в форме диалога с древнегреческим поэтом, прославлявшим житейские удовольствия и любовные радости. Ломоносов считает, что его призвание – прославление героев и их подвигов во славу Родины. Ломоносов-ученый органически связан с Ломоносовым-поэтом, оттого ему гораздо интереснее писать о научных изысканиях, чем о любовных страстях. К примеру, в «Письме о пользе стекла» написано более 3000 воодушевленных слов об увлекательном для него предмете, его свойствах и применении. Ломоносов пишет научно-философские поэтические тексты, выражая мировоззрение ученого, исследователя. Таковыми являются его «Вечернее размышление» и «Утреннее размышление», повествующие с научным интересом о тайнах мироздания. Хотя эти произведения написаны в жанре духовной оды, Ломоносов, восторгаясь природой, как проявлением Божественной воли, через собственное видение представляет научную картину мира поэтическими средствами. В «Вечернем размышлении» им дана гипотеза о бесконечности Вселенной, электрической природе северного сияния; в «Утреннем размышлении» высказано предположение, что поверхность Солнца – это «горящий вечно океан», т.е. плазма, хотя в официальных научных кругах того времени считалось, что она представляет собой твердь. Ломоносов говорил, что не прав математик, желающий «циркулем измерить Божью волю», не прав богослов, думающий, что науки можно познать «на Псалтыре». Для Ломоносова научное познание, религия и поэтическое творчество неразделимы.

В 1747 г. Елизавета I почти вдвое больше выделила средств на нужды Российской академии наук. Это воодушевило Ломоносова восславить свою самую заветную идею – идею огромной пользы развития наук для национального и нравственного процветания государства. Он написал по заказу Академии наук благодарственную похвальную оду императрице к пятой годовщине ее правления.

Содержание оды Ломоносова можно представить с комментариями следующим образом. «Ода на день восшествия…» начинается с прославления тишины, а не Елизаветы I. Объяснение дано в третьей строфе: заслуга императрицы, возвратившей тишину в страну, в том, что она «войне поставила конец». Ломоносов прославляет мир,окончание войны со шведами в 1743 г. Тема мира в оде представляется шире одной победы: монарху спокойствие России и жизнь подданных должны быть важнее своих амбиций и расширения пределов своего государства «на запад и восток». Оттого императрице приписываются желанные черты характера: кротость, смиренность, отсутствие гордыни. В шестой строфе звучит главная тема оды Ломоносова, ради которой она и была создана – это прославление науки.

В седьмой строфе появляется герой без имени, названный человеком с большой буквы, который послан в Россию Творцом. Это – Петр Великий, преобразователь России, строитель новой столицы, учредитель Академии наук. Продолжая дело Петра I, организацией академии займется уже Екатерина I. В девятой строфе пишется об обожествлении наук, которые руки простирают к Петру I в знак признания, выражая свою готовность служить России. Скорбя о кончине «бессмертия достойного» Петра, Ломоносов вновь обращается к образу «великой Петровой дщери [12] » — Елизавете Петровне, которую он хочет видеть преемницей своего отца. Автор, обращаясь к Елизавете I и читателям, уверяет, что развитие наук необходимо, потому что природные богатства России огромны, для их освоения нужны люди науки, их знания. Описание российских просторов автор дает с точки зрения Творца.

Самые цитируемые из оды Ломоносова две заключительные строфы обращены к человеку, который с помощью наук сможет овладеть сотворенными Творцом богатствами. Ломоносов обращается к образам естествоиспытателя Ньютона и философа Платона, чтобы подчеркнуть необходимость создания отечественной научной школы, способной вырастить «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов». Чтобы для обучения дворянских детей не приглашались иностранцы, которые, как правило, учеными не являлись и знали науки поверхностно. В предпоследней строфе автор обращается к каждому человеку, старается убедить в том, что не только ради служения Отечеству, а ради собственной пользы стоит заниматься наукой. В этих обращениях и наставлениях используется уже не возвышенная церковнославянская лексика, а более простая, разговорная, понятная любому. В завершении оды Ломоносов возвращается к образу Елизаветы, прославляя ее.

Основные черты классицизма в оде Ломоносова проявились в прославлении разума и науки, служение Отечеству ставится выше частных интересов, закон и долг выше человеческих страстей.

Композиция оды соответствует классицистическим законам.Во вступлении провозглашаются идеи, представляющие основу благосостояния государства: прославление мира и осуждение войны, утверждение необходимости счастья для каждого человека. В главной части воспевается величие России, ее красота и неисчерпаемые богатства, прославляются величайшие возможности науки, звучит призыв к освоению наук молодежью,восхваляются монархи, которые стремятся к процветанию государства: Петр I и Елизавета I. В заключении выражается благодарность императрице за деяния во благо страны.

Эта ода Ломоносова стала самой популярной из всех его поэтических творений, вдохновив соотечественников патриотической тематикой и прославлением науки, новизной художественного мастерства.

Видео:М. В. Ломоносов. Учёный, поэт, реформатор русского литературного языка.Скачать

М. В. Ломоносов. Учёный, поэт, реформатор русского литературного языка.

Значение творчества М. Ломоносова в русской литературе

В филологических трудах Ломоносовым были систематизированы знания по теории литературы, создана система стихосложения, которая станет базовой для поэзии XVIII и XIX в., заложены основы формирования языковых стилей, разработаны нормы словоупотребления. Все эти реформы предоставили богатейшие возможности для словотворчества. До Ломоносова литературный язык был засорен заимствованными и церковнославянскими словами,отчего поэтические произведения казались громоздкими, были сложны для понимания. Ломоносов стремился развивать литературный язык на русской народной основе, используя лучшее из других языков. Благодаря реформаторству Ломоносова поэзия стала легче восприниматься.Белинский считал, что новая русская литература началась сод и реформ Ломоносова, которого он назвал литературным «Петром Великим».

Словарь

1. Лоцман – управляющий судном, знающий морские пути.

2. Обоз – несколько саней, телег или повозок с грузом.

3. Келья –жилье, небольшая комната в монастыре.

4. Прилежание – старание, усердие.

5. Трактат – научное сочинение.

6. Рекрут — солдат, призванный на государственную службу на длительный срок.

7. Адъюнкт – младшая научная должность.

8. Ода – лирическое торжественное произведение.

9. Смальта — специальные непрозрачные стекла для мозаичного искусства.

10. Четырехстопный ямб – стихотворный двусложный размер с ударением на 2, 4, 6, 8 слогах.

11. Декламация – вид ораторского мастерства, выразительное чтение.

12. Дщерь (церковно-славянское слово) – дочь.

🎬 Видео

Михайло Ломоносов - Ода 1747 годаСкачать

Михайло Ломоносов - Ода 1747 года

Скандал в РФ: оборонка накрылась медным тазом. "Градов" и "Смерчей" больше нет!Скачать

Скандал в РФ: оборонка накрылась медным тазом. "Градов" и "Смерчей" больше нет!

Лотман Юрий - Лекция по русской литературе 4 частьСкачать

Лотман Юрий - Лекция по русской литературе 4 часть

Михаил ЛомоносовСкачать

Михаил Ломоносов

ТРЕДИАКОВСКИЙ В.К. ЛОМОНОСОВ М.В.Скачать

ТРЕДИАКОВСКИЙ В.К. ЛОМОНОСОВ М.В.

Лекция Алексея Обухова о Державине в предвыборном штабе ГудковаСкачать

Лекция Алексея Обухова о Державине в предвыборном штабе Гудкова

Направления в русской литературе | Классицизм, Сентиментализм, Романтизм, Реализм | ЕГЭ литератураСкачать

Направления в русской литературе | Классицизм, Сентиментализм, Романтизм, Реализм | ЕГЭ литература

Ломоносов Михаил. Интересные Факты о Ломоносове. Биография и Открытия ЛомоносоваСкачать

Ломоносов Михаил. Интересные Факты о Ломоносове. Биография и Открытия Ломоносова

Реформа Тредиаковского-Ломоносова. Лекция Ю.В. ДворянковойСкачать

Реформа Тредиаковского-Ломоносова. Лекция Ю.В. Дворянковой
Поделиться или сохранить к себе: