- 2.13. Образование новых слов путём сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую
- Сложение как способ словообразования. Примеры
- Что такое сложение в словообразовании?
- Сложносуффиксальный способ образования слов
- Сложение или слияние?
- Видеоурок «Способы образования слов. Сложение основ»
- Сложные слова. Соединительные гласные Е и О
- 💥 Видео
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
2.13. Образование новых слов путём сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую
1. Сложение – способ образования новых слов путём сложения двух (или нескольких) слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без неё. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями.
В зависимости от того, насколько полно производящие слова и основы входят в состав производного слова, выделяются следующие разновидности сложения:
сложение производящих слов.
Например: диван-кровать ← диван □ , кровать □ ; платье-костюм ← платье, костюм □ ; школа-интернат ← школа, интернат □ ; ракета-носитель ← ракета, носитель □ .
При склонении каждая из частей сложного слова склоняется самостоятельно, ср.: на диване-кровати, в школе-интернате;
сложение производящих основ с помощью соединительной гласной.
Например: лесостепь – лес- о -степь □ ← лес □ , степь □ ; каменотёс – камен- о -тёс □ ← камень □ , тес/а —ть (с усечением глагольного суффикса -а- ); серо-синий – сер- о -син —ий ← сер —ый, син —ий; научно-исследовательский – научн- о -исследовательск —ий ← научн —ый, исследовательск —ий; грязеводолечебница – гряз- е -вод- о -лечебниц —а ← грязь □ , вод —а, лечебниц —а; тренога – тр- е -ног —а ← тр —и, ног —а;
сложение производящих основ без соединительной гласной.
Например: Ленинград – Ленинград □ ← Ленин □ , град □ ; царь-колокол – царь-колокол □ ← царь □ , колокол □ ;
сложение начальной части слова (основы) с целым словом, то есть образование сложносокращённых слов.
Например: комроты ← ком андир рот ы; стенгазета ← стен ная газет а; медсестра ← мед ицинская сестр а; полдня ← пол овина дн я; пол-огурца ← пол овина огурц а;
сложение сокращённых основ (до слогов, букв, звуков), то есть образование сложносокращённых слов.
Например: облоно ← обл астной о тдел н ародного о бразования; Минфин ← Мин истерство фин ансов; ОНН ← О рганизация О бъединённых Н аций; вуз ← в ысшее у чебное з аведение.
Образование сложносокращённых слов называют также аббревиацией, а сами сложносокращённые слова называют аббревиатурами.
Примечание. В ряде пособий аббревиацию, то есть образование сложносокращённых слов, выделяют в самостоятельный тип словообразования.
водопровод- чик □ ← водопровод □ ; разноголос- иц —а ← разноголос —ый.
Для того чтобы не ошибиться в определении способа образования сложного слова, необходимо использовать приём перифраза – дать определение производного слова через производящее, мотивирующее, например:
1. Водопровод («система сооружений, в которой по трубам воду доставляют (проводят) к месту потребления»); вод- о -провод □ ← вод —а, провод/и —ть – сложение основ с соединительной гласной -о- (с усечением суффикса -и- в глагольной основе проводи- ).
2. Водопроводчик «тот, кто обслуживает, ремонтирует водопровод»); водопровод- чик □ ← водопровод □ – -чик – словообразовательный суффикс; суффиксальный способ.
2. Сложно-суффиксальный способ и сложно-приставочный способ – это смешанные способы словообразования, при которых новое слово образуется путём сложения основ с одновременным присоединением суффикса или приставки.
Сложно-суффиксальным способом могут образовываться существительные, прилагательные и наречия.
Мор- е -плава- тель □ ← мор —е, плава —ть – сложение основ мор- , плава- и суффиксация: -тель – словообразовательный суффикс.
Хлеб- о -убороч- н —ый ← хлеб □ , уборк —а – сложение основ хлеб- , уборк-/убороч- (беглость гласных, чередование к/ч в производящей и производной основах) и суффиксация: -н- – словообразовательный суффикс.
Мимоход- ом ← мимо , ход/и —ть – сложение основ мимо- , ходи-/ход- (с усечением глагольного суффикса -и- ) и суффиксация: -ом – словообразовательный суффикс.
Сложно-приставочным способом могут образовываться глаголы.
Например: у -мир- о -твори -ть ← мир □ , твори —ть – сложение основ мир- , твори- и приставочный способ: у- – словообразовательная приставка.
1. образование прилагательного гладкошёрстный – гладк- о -шёрст- н —ый ← гладк —ий, шерсть □ ; -н- – словообразовательный суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и суффиксальный способ – сложно-суффиксальный способ);
2. образование прилагательного гладкокожий – гладк- о -кож -Ø-ий ← гладк —ий, кож -а; нулевой суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и нулевая суффиксация – сложно-суффиксальный способ).
3. Сращение, в отличие от морфологического способа сложения, образуется путём слияния воедино целого словосочетания, то есть слияние слов без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных, в той форме, в какой они существуют в исходном словосочетании.
Умалишённый – слово образовано в результате слияния сочетания причастия лишённый и зависимого от него существительного ум в форме родительного падежа – ума , ср.: лишённый [чего?] ума человек, ума лишённый человек.
Сумасшедший – слово образовано в результате слияния причастия сшедший и зависимого от него существительного ум в форме родительного падежа с предлогом с – с ума , ср.: сшедший [откуда?] с ума человек, с ума сшедший человек.
Долгоиграющий – слово образовано в результате слияния причастия играющий и зависимого от него наречия долго , ср.: пластинка, играющая [сколько? как долго?] долго , долго играющая пластинка.
Ср.: водопровод («система сооружений, в которой по трубам воду доставляют (проводят) к месту потребления»); самолёт («воздушный аппарат, который летает сам»).
При определении слова, образованного путём сращения, слово и определение слова полностью совпадают:
4. Образование нового слова путём перехода из одной части речи в другую, как отмечалось, в современном русском языке типично для имён существительных, которые образуются из прилагательных или причастий без каких-либо изменений в морфемной структуре.
Например: учительская, учащийся, мороженое.
В лингвистике этот способ образования слов принято называть субстантивацией. Причиной субстантивации, то есть перехода прилагательных и причастий в существительные, становится использование бывших прилагательных и причастий без главного слова (существительного).
Ср.: Больной (прил.) мальчик уже выздоравливает → Больной (сущ.) уже выздоравливает; Зайдите в учительскую (прил.) комнату → Зайдите в учительскую (сущ.).
Более того, субстантивированное прилагательное или причастие, то есть существительное, образованное путём перехода из одной части речи в другую, как и другие существительные, может иметь при себе согласованные определения.
Ср.: мороженое (прил.) мясо → вкусное мороженое (сущ.); трудящиеся (прич.) массы → все трудящиеся (сущ.); столовая (прил.) комната → светлая столовая (сущ.).
При переходе из одной части речи в другую образовавшееся существительное сохраняет окончания прилагательного или причастия, то есть продолжает изменяться как прилагательное или причастие.
Ср.: мороженое мясо – мороженое, нет мороженого мяса – нет мороженого, с мороженым мясом – с мороженым.
Однако в ряде случаев субстантивированное прилагательное или причастие утрачивает способность прилагательных и причастий изменяться по родам или числам.
Например, существительное больной в значении «больной человек» не имеет формы среднего рода (больной, больная, больные); существительные столовая, гостиная, горничная, учительская имеют только форму женского рода; существительное мороженое имеет только форму среднего рода единственного числа; существительное сумчатые употребляется только во множественном числе.
а) не имеет каких-либо новых словообразовательных морфем – приставок, суффиксов.
Ср.: вход, выход, пропажа, синь, тишь, гладь;
б) относится к другой части речи, нежели производящее слово:
рассказ ← рассказать; зелень ← зелёный.
Однако при нулевой суффиксации смена части речи приводит к смене системы словоизменения (окончания производящего слова и производного слова не совпадают.
Ср.: рассказ □ , рассказ-а – рассказыва-ть, рассказыва-ю.
2) Не путайте переход одной части речи в другую с приставочным или суффиксальным способом! Особенно часто это происходит тогда, когда субстантивированное прилагательное или причастие имеет приставки и словообразовательные суффиксы.
Например, нельзя утверждать, что существительное гостиная образовано от существительного гость. Эти слова не составляют словообразовательную пару. Они входят в словообразовательную цепочку: гость → гостиный (прил.) → гостиная (сущ.). Таким образом, словообразование данного субстантивированного прилагательного можно графически обозначить так: гостиная (сущ.) ← гостиный (прил.) – переход из одной части речи в другую (субстантивация).
Видео:Уроки русского Сложные словаСкачать
Сложение как способ словообразования. Примеры
Сложение — это морфологический способ образования сложных слов путем соединения целых слов, их частей, начальных букв и звуков. Способом сложения в русском языке образуются существительные.
Выясним, что такое сложение как способ образования новых слов, рассмотрев способы соединения двух производящих основ в единое целое.
Наиболее плодотворно слова образуются морфологическим способом, который осуществляется присоединением к производящей основе различных аффиксов (приставки, суффикса, постфикса) и их комбинаций. Новое слово можно получить более сложным способом, а именно сложением.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Что такое сложение в словообразовании?
Рассмотрим суть метода сложения как одного из эффективных морфологических способов словообразования. Сам термин «сложение» прозрачно говорит о том, что что-то с чем-то складывается.
С помощью сложения возникают только сложные слова. В словотворчестве участвуют как целые слова, так и их части и даже начальные буквы и звуки словосочетаний. В связи с этим можно указать следующие виды словосложения:
1. в единое целое складываются два самостоятельных слова. Этот процесс словообразования осуществляется двумя способами:
а) без соединительной гласной
- вагон-ресторан;
- физик-ядерщик;
- грусть-тоска;
- друзья-приятели;
б) с соединительной гласной
- пен о стекло;
- шлак о блок;
- звук о режиссёр;
- хлеб о завод;
- бур е вестник;
- юг о -восток;
2. соединение части слова с целым словом
- заведующий складом → завскладом;
- заместитель декана → замдекана;
- танцевальный зал → танцзал;
- ветеринарный врач → ветврач;
3. сложение сокращенных основ слов
- физический факультет → физфак;
- заведующий гаражом → завгар;
- городской отдел здравоохранения → горздрав;
4. сложение названий начальных букв словосочетаний
- автоматическая телефонная станция → АТС (а, тэ, эс);
- независимое телевидение → НТВ (эн, тэ, вэ);
- военно-воздушные силы → ВВС (вэ, вэ, эс);
- морской военный флот → МВФ (эм, вэ, эф);
- жизнь знаменитых людей → ЖЗЛ ( жэ, зэ, эл);
5. сложение начальных звуков слов
- государственный институт театрального искусства → ГИТИС;
- московский автомобильный завод → МАЗ;
- средства массовой информации → СМИ
Сложение сокращённых основ слов, букв и звуков образует новое слово, которое называется аббревиатурой.
При словообразовательном разборе слова, а также выполняя тестовое задание по русскому языку, важно не принять любое сложное существительное или прилагательное за образование способом сложения.
Многие лексемы являются производными от сложных слов с помощью суффиксов. Например, название военной профессии «миномётчик» очень похоже на сложное слово, образованное сложением с помощью соединительной гласной -о-. А так ли это?
Определим, кто такой минометчик. Минометчик — это стрелок из миномета. Вот и прозвучало производящее слово «миномёт». Значит сложение было раньше, на предыдущем этапе словообразования. Чтобы понять это, составим словообразовательную цепочку:
мин а, мета ть → миномёт → миномет чик
Приведем аналогичные примеры суффиксального способа образования слов:
- пар , ходи ть → пароход → пароход ств о;
- желез о, бетон → железобетон → железобетон н ый;
- сад , води ть → садовод → садовод ческ ий;
- перв ый, открыватель → первооткрыватель → первооткрыватель ниц а.
Видео:Видеоурок «Сложные слова»Скачать
Сложносуффиксальный способ образования слов
Очень часто сложение производящих основ слов с помощью соединительной гласной сопровождается суффиксацией.
Сложносуффиксальным способом образуются новые лексемы, когда две производящие основы связываются в одно слово соединительной морфемой с добавлением суффикса к последней части сложения:
бел ый снег → бел о снеж н ый.
Такой способ словообразования является очень продуктивным:
- земл я, проходи ть → земл е проход ец ;
- рук а, плеска ть → рук о плеска ни е;
- левый, берег → лев о береж н ый.
Сложение следует также отличать от другого способа словообразования сложных лексем — сращения, или слияния.
Видео:Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и ЕСкачать
Сложение или слияние?
Слияние (сращение) — это лексико-синтаксический способ образования новых слов. Суть его состоит в том, что новая лексема образуется путем «склеивания» его компонентов:
- наречия + прилагательного;
- наречия + причастия.
Понаблюдаем:
- много, обещающий → многообещающий взгляд;
- низко, летящий → низколетящий самолёт;
- быстро, растворимый → быстрорастворимый кофе;
- высоко, точный → высокоточный станок.
При этом способе в словообразовании участвуют наречия с конечным суффиксом -о/-е:
- мног о — мал о ;
- высок о — низк о ;
- далек о — близк о ;
- быстр о — медленн о ;
- легк о — трудно;
- выш е — ниж е ;
В сложных словах нет соединительной гласной в отличие от лексем, образованных сложением. Обратим внимание, что подавляющее большинство слов, образованных слиянием, являются прилагательными. А сложение образует сложные существительные.
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Видеоурок «Способы образования слов. Сложение основ»
Видео:Все способы словообразованияСкачать
Сложные слова. Соединительные гласные Е и О
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
На этом уроке вы узнаете, какие слова называются сложными, какие гласные соединяют два корня в сложных словах. Увидите, какая орфограмма есть в сложных словах. Потренируетесь в написании сложных слов и в их образовании.
💥 Видео
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Русский язык 6 класс (Урок№38 - Соединительные о и е в сложных словах. Сложносокращённые слова.)Скачать
14 сложных слов русского языка. Сможешь правильно написать?Скачать
6 класс - Русский язык - Способы словообразования сложных и сложносокращённых словСкачать
Русский язык 3 класс (Урок№17 - Слово и словосочетание.)Скачать
Написание сложных существительных и прилагательных. Написание наречий| Русский языкСкачать
Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать
Русский язык 6 класс (Урок№64 - Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Часть 1.)Скачать
Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать
Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать
ЦТ А11. Сложные словаСкачать
Что такое словосочетаниеСкачать