- Задания по теме «Словообразование» (6 кл) учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Практикум по определению способа образования слов
- Тренировочные упражнения по русскому языку. Раздел «Словообразование»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- 🎥 Видео
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Задания по теме «Словообразование» (6 кл)
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)
Задания для самостоятельной работы при закреплении темы «Словообразование» в 6 классе.
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot_kakih_slov_obrazovany.docx | 15.31 КБ |
slovoobrazovanie_6.doc | 46 КБ |
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Предварительный просмотр:
- Определите, от каких слов образованы эти
- желтеть – желтизна, пожелтеть, желтый;
- отзвучать – звук, отзвук, звучать;
- почернеть – черный, чернота, чернеть;
- болезнь – больной, боль, болеть;
- перепись – переписанный, переписать, переписчик;
- грузовик – грузить, грузчик, грузовой, груз;
- мировой – мирить, мирный, мир, примирить;
- втайне – тайно, тайный;
- невдалеке – дальний, даль, вдали, вдалеке, далекий;
- побелеть – белизна, белый, белеть;
- символически – символика, символ, символический;
- обновить – новизна, новенький, новь, новый;
- отговорить – разговор, говорливый, говорить, говор;
- выдумщик – думать, думающий, дума, выдумать, обдумать;
- вышивка – шить, шитьё, вышивать, вышитый;
- местность – место, вместить, вместилище, местный, местечко;
- удаленность – дальний, вдалеке, удалить, удаленный.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Предварительный просмотр:
Разбор слов по составу
Переходный, пролетишь, барабанного, домики, домовый, бездомный , аптекарь, зверята, беловатый, артистом, подлокотник, надводный, плащик, сварщик, сажаешь, играешь, сделаешь, перепишет, стульчике, уходят, котенком, досмотрят, рождение, чистота, запевают, примиряешь, дырчатый, разглядеть, регистрировать, покупатель, переплетчица, приготовить, велосипедист, лесистый, букварь, березовый, нехороший, заборчик, грибной, пригород, сыроватый, белизна, избушка, ребятишки, счастливчик, кисловатый, львиный, пятнистый, журналист, бескорыстный, билетер, слонятами, выскользнуть, вратарь, дикарь, сухарь, ягодка, просьба, ходьба (это 5й класс Разумовской)
1.Найди приставку (приставки).
— Подосиновик, подорожник, подобранный, подоить, подоконник, подол, подорвать, подарок, подождать, подошва, подозревать, подогревать, подобие, подобрел, подожгу, подойник, подопытный, подозрение.
— Надолбить, надорвать, надоить, надоконный, надолго, надобно, надоумить, надомник, надорвать.
— Обогнать, обобщить, обогреть, обожествлять, обрисовать, обойти, обосновать, обострить, обозначать, обоз, ободрить, обозреть.
2. Обвинение, обед, обезьяна, обидный, облить, обогреть, обман, обмен, обрывок, обсудить, общение, объезд, обыск, одинокий, одобрение, окно, омыть, опечатка, оплата, ответ, отвести, отвар, отжать, отзыв, отметить, отрава, отрада, отрасти, отросток, отрывок, оттепель, отцвести, отцовский, охрана, очевидец.
3. Отцовский, оттепель, отыскать, оторвать, отварить (капусту), отворить (дверь), ошибка, отрывать, отработать, отделать, основать, отселить, отощать, отпарить, отобразить, отодвинуть, отопить.
4.Слезинка, слезать, обобщать, обобрать, обогатить, подождать, ободрить, обочина, подорожник, подоконник, подоходный, подоить, подосиновик, пододеяльник, подучить, подержать, подожженный, надоить, надорвать.
5.Собачонка, картонка, пятитонка, воронка, сторонка, солонка, японка, чемпионка, болонка, одежонка, книжонка, бумажонка, юбчонка, девчонка
6.Где есть суффикс НИЦ ?
Синица, селедочница, лестница, гусеница, горница, салатница, куница, вафельница, пятница, игольница, отличница
7.Определить часть речи, разобрать слова по составу:
смотрящий, говоривший, привезший, прочитанный, обутый, посаженный, погнавшись, принеся, надувшись, посади, сделайте, светлее, суше, раньше, крупнейший, высочайший, решен, подшит, наигрался, заячий.
8.Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания:
— рассказанный, завистливый, выселяя, перегрузка;
— выруливая, засоривший, высота, предосенний;
— предвечерний, потрогавший, выпаривая, воссоединение
— обидчивый, пролетая, пронизанный, перестройка;
— заботливый, накладка, вычеркнутый, разлепляя;
— вплотную, посеребренный, устарелый, обостряя
9.Переподготовка, выпиливание, картофелекопалка, рыболовный, подкрепляющийся, порыбачить, посинелый, пятеро, междуречье, лиственница, хлопкоуборочный, царапаться, пробежаться, подкормка, семяочистительный, проэкзаменоваться, подберезовик, выжигание, переделка. подкормка,
10.Заочник, приобщился, картофелечистка, отгрузили, подтолкнуть, возвышающийся, влагоотталкивающий, живучесть, непродуманный, вышивание, переброска, ошейник, потише, передвигаться, светомаскировка, потерянный, пробежаться.
11.Раберите наречия по составу.
Неподалеку, докрасна, умышленно, бесперспективно, удивленно, примиряюще, преотлично, всеобъемлюще, настороже, расслабляюще, трижды, самокритично, ежедневно, раздраженно, обдуманно, взволнованно, недоброжелательно, устрашающе, умиротворяющее, сгоряча, вдесятером.
12. клевать, вставать, вызревать, давать, доставать, запевать, запивать, нагревать, надевать, наливать, овладевать, преодолевать, переставать, разбивать, развивать, узнавать, успевать, уставать
( СЕБЕ: здесь везде суффикс ВА)
1. В каком ряду во всех словах выделяется окончание
1.Прямиком, берегом, творогом;
2.одно, полотно, шестеро;
3.издавна, чиста, комната;
4.четыре, поверье, вскоре .
2. В каком ряду во всех словах выделяется приставка над?
1.Надеть, надежный, надпись;
2.надкостница, надтреснутый, надднепровский;
3.надежный, надбровье, надкусить;
4.надвинуть, надрезать, надводный .
3. В каком слове есть суффикс –ЧИК- ?
1. Связанные корни –такие, которые не употребляются без словообразовательных аффиксов ( ул ица , на де ть, об у ть ). Часто появляются в языке в связи с утратой исходного слова .
2.Суффикс ИЙ ( не путать с омонимичными окончаниями: син — ий, сельск- ий )
Особое внимание следует обратить на суффикс притяжательных прилагательного ИЙ: лисий, волчий, заячий, помещичий, казачий + нулевое окончание, и заяч-j-а, заяч-j-э, заяч-j-и в женском, среднем роде и во множественном числе.
Во всех формах притяжательных прилагательного с суффиксом -ИЙ(-Й) в середине слова пишется Ь, кроме начальной формы (м.р. ед.ч. им. и вин. падежей): лисья, лисье, лисьей, но лисий.
(к отч…ему дому, с казач. .ей удалью, у охотнич..его домика, с человеч…им лицом, русалоч…ий, из индюшач..его мяса, с чиновнич..им рвением, плавуч…ий дом, с зыбуч..ими песками)
(. отчий = отеческий: относительное, а не притяжательное )
Суффикс й присутствует в таких словах:
— ворон – вороньё (й — о) – суффикс со значением собирательности;
— плясун – плясунья (й- а) – суффикс со значением лица женского пола
— зимовать – зимовье (й- э) — суффикс со значением места действия
— стул – стулья (й — а) — формообразующий суффикс со значением множественного числа
кочка, кадочка, косточка, тетрадочка (есть ответ)
Желудочный, карточный, елочный (есть ответ)
В каждом ряду найдите лишнее слово
1. воротник, задачник, ночник.
2.разодеть, разомкнуть, разобрать
3.мудрствовать, свирепствовать, чествовать.
4.попугайничать, скромничать, лентяйничать
Ответ: кочка – нечленимая основа, кадк- а — кадоч- к –а, кост- очк- а, тетрад – к- а, тетрад- оч- к-а.
Желудок — желудоч-ный, карта — карт-очн-ый , ель — ел-к-а – ел-оч- н –ый
закон – закон- н- ый – закон-н-ость; готов-ый – гов-ность
центр – центр-альн-ый ( централ – бессуффиксный?); вяз-а-ть – вяз-а-льн-ый
столяр – столяр-нича-ть, труд – со-труд-ник- труд-нич-а- ть.
Укажите формы, в которых больше чем три морфемы (части слова), и выделите в них все морфемы:
- принёс, переиздаст, подоспеть, накормлю, выловить, горелый;
- неоглядный, предоставили, перебить, прокислый, наловлю, привык, пересдача.
- больше 3: вы-лов-и-ть, гор-е-л-ый, пере-из-да-ст , при-не- + нулевой суффикс прошедшего времени + нулевое окончание.
3: подо-спе-ть, на-кормл-ю
- больше 3: не-о-гляд-н-ый, пре-до-ста-в-и-л-и, пере-с-да-ч-а, про-кис-л-ый, при-вык+ нулевой суффикс прошедшего времени + нулевое окончание.
3: пере-би-ть, на-ловл-ю
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Домашнее задание — это очень важное задание!
Совет для родителей.
Математика 6 класс. «Координатная плоскость» Задания для развития и обучения учащихся (задания для интерактивной доски)
Задания для развития и обучения учащихся. Задания для интерактивной доски. Данный материал можно использовать для закрепления или повторения темы.
Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен).
Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен). .
Структура задания и презентация компетентностно-ориентированного задания
Презентация «Метапредметные результаты. Компетентностно-ориентированные задания. » Структура задания. Материал предназначен для урока биологии в 7 классе.
Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для занятий в объединении «КОМП»
Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для проверки навыков работы в старндартных прогаммах.
задание для подготовки ОГЭ по информатике (задание по Exel, задание 19)
Данный фал может использоваться как для подготовки, так и для итоговой проверки по 19 заданию ОГЭ по информатике. На закладках файла собраны тексты и сами задания для школьников.
Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В — задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С – задания с развернутым ответом, оценивается в 3 балла. Максимальное кол
Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В — задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С .
Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Практикум по определению способа образования слов
Цели и задачи:
- закрепить знания учащихся о способах образования слов,
- закрепить навыки определения способов словообразования,
- знать основные способы образования слов в русском языке,
- уметь определять способ образования слов.
1. Организационный момент.
Учитель: — Дети, записываем в тетрадях число, “Классная работа”.
(один ученик записывает на доске).
Учитель: — Дети, мы живем с вами на большой планете Земля, которая имеет форму огромного шара. С нашей планетой можно сравнить знания каждого из вас и представить эти знания в виде шара, на котором находится большое количество стран.
(ученики отвечают, глядя на слайд, что это за страны: и математика, и литература, и история, и информатика, и, конечно же, русский язык).
Учитель: — В стране Русский язык много городов. Догадайтесь, какие это города?
(Приложение. Слайд 3)
((ученики отвечают, глядя на слайд, что это за города: разделы русского языка: морфология, синтаксис, орфография, фонетика…).
Учитель: — Как вы думаете, в каком городе мы находимся с вами сейчас?
2. Проверка домашнего задания.
Учитель: — Какое упражнение вы выполняли дома?
Учитель: — Что нужно было сделать по заданию упражнения?
(необходимо было расположить однокоренные слова с учетом последовательности образования их друг от друга).
Учитель: — Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга правильность выполнения этого упражнения. На проверку вам дается 2 минуты.
(правильный вариант написан на обратной стороне доски)
3. Повторение и закрепление.
Учитель: — Что вы знаете про словообразование?
(Это раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова).
Учитель: — Сегодня у нас урок-практикум по определению способа образования слов в русском языке. Вы должны четко знать основные способы образования слов и уметь определять, как образовано то или иное слово.
— Начнем с разминки: Задание классу.
1. Отметьте ту часть слова, которая придает словам новое значение. (Приложение. Слайд 4)
(дети отвечают с мест устно)
Славный – бесславный, (приставка)
Двор – дворец, (суффикс)
Барабан – барабанщик, (суффикс)
Соберу – разберу, (приставка)
Дно – бездонный (приставка, суффикс)
Расчет – рассчитывать. (суффикс)
(делается вывод: приставка, суффикс).
Учитель: — Для чего служат приставка и суффикс? (для образования новых слов)
— Какая еще морфема участвует в образовании слов? (корень)
2. Образуйте новые слова по аналогии.
Каким способом они образованы? (Приложение. Слайд 5)
На выполнение задания – 2 минуты.
(каждую пару слов дети записывают в тетради, потом отвечают с мест)
Пеший, ходить – пешеход,
Вода, проводить — … . (сложение двух основ)
Делается вывод: приставочный, суффиксальный, сложение двух основ.
Учитель: 3. Давайте повторим способы образования слов в русском языке. На каждой
парте есть карточка, по которой вам нужно установить – от чего и с
помощью чего образованы слова. На выполнение задания – 2 минуты.
(работа в парах – 10 пар, которые производят запись своих слов в тетради)
- Карточка 1. каменщик, бетонщик, карандашик, зимний, моржовый (суффикс)
- Карточка 2. зашел, приоткрыть, забежать, рассмешить, приехать (приставка)
- Карточка 3. рассказчик, прибрежный, перебежка, подснежник (приставка и суффикс)
- Карточка 4. звонкоголосый, атомоход, квартплата, плащ-палатка, пылесос (сложение основ и слов)
- Карточка 5. подберезовик, пригорок, затемнение, попутчик (приставка и суффикс)
- Карточка 6. газетчик, педагогика, почетный, редкостный (суффикс)
- Карточка 7. стенгазета, двухэтажный, сверхплановый, птицелов (сложение двух основ и слов)
- Карточка 8. денёчек, садовник, сказочка, умненький (суффикс)
- Карточка 9. пригород, рассказ, обвал, собрал, пересказ (приставка, бессуффиксный способ)
- Карточка 10. спортивная, закусочная, столовая, новенький (переход одной части речи в другую).
Учитель: — Свое задание вы уже выполнили, и пришло время подвести итоги: от чего и с помощью чего образованы слова?
(от корней с помощью суффиксов и приставок).
Учитель: — Обратите внимание на наш город Словообразование: какие улицы находятся в нем?
Что они обозначают? (Приложение. Слайд 6) (способы образования новых слов)
Учитель: — Расскажите о способах образования слов в русском языке.(ученики рассказывают о способах образования слов)
Учитель: — 4. Перед вами тексты. Необходимо выписать выделенные слова.
Записать в скобках слова, от которых они образованы (Приложение. Слайд 7)
На выполнение задания – 3 минуты. Работа по вариантам в тетрадях.
— Но прежде чем приступить к выполнению задания, надо прочесть стихотворения.
(по одному ученику с каждого варианта читают текст)
Не тронь огнем мою Россию,
Мечом родимую не тронь –
И ты её познаешь силу
Не через меч – через ладонь.
И ты её познаешь верность –
Чужда изменчивость Москве! –
И мир найдет себе оседлость
В добрососедстве и родстве.
Все будет искренно и просто,
Чисты сердца, когда дружны.
А это ли не хлеб и воздух,
Что так отечествам нужны?!
2. Ты у моей стояла колыбели,
Твои я песни слышал в полусне,
Ты ласточек дарила мне в апреле,
Сквозь дождик солнцем улыбалась мне.
В тебе величие моего народа,
Его души бескрайние поля,
Задумчивая русская природа,
Достойная красавица моя!
И знаю – в этой колосистой шири,
В лесных просторах и разливах рек –
Источник сил и все, что в этом мире
Еще свершит мой вдохновенный век!
Учитель: — Расскажите, как вы выполняли задание.
(1-2 ученика с каждого варианта объясняют, как выполняли задание).
Учитель: — Физминутка: “погоня за тремя зайцами” — разминаем шею, спину и глазки.
А теперь возьмите стульчики и объединитесь в группы по 4 человека.
Учитель: — 5. 1).Вокруг нас растет множество деревьев, все они имеют корни и ветки. Точно также и в русском языке: есть корень, а от него берут свое начало многочисленные веточки. Сейчас вам предстоит составить словообразовательное дерево. Для каждой группы – свой корень. Сколько веточек может вырасти в каждой группе?
(Приложение. Слайд 8)
Учитель: — У кого дерево получится самым ветвистым?
(работа по группам выполняется на отдельном листе для каждой группы, на котором нарисованы очертания дерева)
2). 5 группа задание на карточках выполняет по парам:
1 пара: Выпишите предложения, в которых выделенные слова являются прилагательными.
1. Раненая нога долго не заживала. Раненый тихо стонал.
2. На перроне вокзала продавали мороженое. Мороженое мясо долго сохраняется.
3. Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. Столовая находилась недалеко.
4. Свою норму рабочий выполнил досрочно. Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.
2 пара: Выпишите предложения, в которых выделенные слова являются существительными.
1. Раненая нога долго не заживала. Раненый тихо стонал.
2. На перроне вокзала продавали мороженое. Мороженое мясо долго сохраняется.
3. Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. Столовая находилась недалеко.
4. Свою норму рабочий выполнил досрочно. Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.
Учитель: — На выполнение задания – 5 минут.
(задания по парам выполняются в тетрадях)
Учитель: Вопросы к группам:
— У кого дерево получилось самым ветвистым?
— С помощью каких способов образования вы создавали новые слова?
Вопросы к парам:
— Как вы смогли определить, чем являются выделенные слова в предложениях?
— Таким образом, одно и то же слово может быть как существительным, так и прилагательным?
— О каком способе образования слов можно сказать в данном случае?
Учитель: — Ребята, а теперь вернитесь на свои места за парты.
(дети переставляют стулья на место)
Учитель: — 6. Задание для всего класса: заполнить таблицу. Каждому ученику дается таблица, в которой нужно записать слова, образованные с помощью каждого из перечисленных способов, обозначить части слова. На выполнение задания – 5 минут.
(проверочное задание выполняется индивидуально, а потом отдается соседу по парте на взаимопроверку; у слабых учеников в карточках не все способы образования и не все слова)
Учитель: — Пользуясь данной таблицей, запишите слова, образованные с помощью каждого из этих способов. Обозначьте части слова.
Морфологические | Неморфологические | ||||
Приставочный | Суффиксальный | Приставочно-суффиксальный | Бессуффиксный | Сложение основ и слов | Переход одной части речи в другую |