Обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словосочетаниями

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словосочетаниями

Выпишите из предложений все словосочетания. Обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словами словосочетания.

1) С крыш падали и со звоном разбивались сосульки.

2) На гладкой поверхности воды расплывались круги.

3) От сильных порывов ветра качалась пихта.

4) Алёша горько чувствовал одиночество.

5) На небе светило доброе солнце.

6) Герасим шёл тихо и глядел на воду.

7) Герасим поглядел на несчастную собачонку.

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

§ 26. Словосочетание —

128. Обозначьте смысловые связи между глаголами и зависимым словами словосочетания.

Обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словосочетаниями


129. Прочитайте стихотворение Ю. Владимирова. В некоторых словосочетаниях нарушена смысловая связь, Это вызывает у нас улыбку. Найдите этот эти словосочетания. Выпишите словосочетания из первой части стиха , обозначая графически главное и зависимое слово.

Мама сказала Нине:
— Нина, Купи в магазине
фунт мяса, бутылку кваса,
сах а рный (слов.) п е сок (слов.),
спич е чный (суффикс — еч-) к о робок (к о роб),
масло и компот.
Деньги — вот.
Народу в лавке масса,
Большая очередь в кассу,
наконец очередь Нинки
Нина твердит без запинки:
— Дайте фунт класса,
бутылку мясо,
спичечный песок,
сахарный коробок,
масло и компот.
Деньги — вот.

Обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словосочетаниями

Смешные словосочетания? Фунт класса, бутылку мясо, спичечный песок, сахарный коробок.

130. Составьте словосочетания. Отметьте в них крестиком Главные слова. Какое правило вы использовали, вставляя пропущенные буквы?

Обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словосочетаниями


131. Из данных ниже слов выберите те, которые могут быть связаны по смыслу со словами буква и звук. Составьте словосочетания. Запишите их. Обозначьте в словосочетаниях главное и зависимое слово.

Обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словосочетаниями


132 Выпишите вначале словосочетания, а затем слова. Обозначьте в словосочетаниях главное слово. Укажите четыре разные части речи.

Обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словосочетаниями

Слова: урок, на уроке, читал, беседа, посещение, в музее, музейный.
Существительное: начало, урока, книга, знания, класс, товарищи, музей, беседа, посещение.
Прилагательные: интересное, компьютерный, музейный
Глаголы: читаем, стремиться, беседовать, посетить, посещать, читал.
Наречия: изредка.

Обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словосочетаниями


133. Диктант. Обозначьте в словосочетаниях главное слово., Укажите, Какой частью речи оно является. Укажите слова с проверяемыми безударными гласными в корне.

Обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словосочетаниями

Слова с проверяемыми безударными гласными в корне: г о стей, обр а щайся, прибл и жается.

Обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словосочетаниями

Собрание класса состоится в следующую среду в 6:00 вечера. Городские жители дружно вышли на Весенний субботник.

Нужно стереть всё с доски. Учитель хотел вызывать меня к доске. Ученик долго стоял у доски, но так и не решил задачу. Васе нужно подойти к доске, чтобы ответить на вопросы учителя. Ваня, помоги мне повесить на доску карту. Сегодня мы списывали с доски новые словарные слова. Нужно разделить доску на две части, когда решают задачи два ученика. Пожалуйста, внимательно смотрите на доску. Маша решила уровнение и отошла от доски.


136. Прочитайте текст. Найдите два предложения, в которых сформулирована основная мысль высказывания. Выпишите 5 словосочетаний » существительное + существительное «.

Основная мысль текста: нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Нет таких звуков, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

Обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словосочетаниями


137. В какой колонке приводятся сочетания главных членов ( подлежащего и сказуемого ), а в какой данны словосочетания? Подчеркните подлежащее одной чертой, а сказуемое двумя.

Обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словосочетаниями

В левой колонке приводятся сочетания главных членов ( подлежащего и сказуемого ), а в правый данны словосочетания.


138. Ученик сделал заготовки к предстоящему сочинению. Он записал словосочетания. Определите тему его сочинение. Как можно его озаглавить? Расскажите о том, что случилось на птичьем дворе.

Темы сочинения — описание происшествия на птичьем дворе. Его можно озаглавить » Случай на птичьем дворе «. На птичьем дворе паслись куры. Внезапно прилетел страшный коршун, который сильно напугал кур. Они сгрупировались в кучу. Добрая птичница смотрит волновало в небо, но в друг её муж берёт в руки ружье. Прозвучал громкий выстрел в воздухе. Коршун улетел, беда миновала.

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Русский язык. ГДЗ. Ладыженская 5кл. § 26

ГДЗ ◄ ГДЗ по русскому языку ◄ ГДЗ по русскому языку/ Ладыженская ◄

Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

§ 26. Словосочетание

Аня, принеси мне, пожалуйста, завтра книгу.
Какую? О чём?
Интересную, с цветными картинками. О разных рыбах.
Для чего тебе нужна эта книга?
Для доклада на уроке биологии.
Хорошо. Теперь я поняла, какую тебе нужно принести книгу, и помогли мне в этом словосочетания: книгу о разных рыбах, интересную книгу, книгу для доклада на уроке биологии.

Обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словосочетаниями

Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, признак, действие.

Упр. 128. Обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словами словосочетания.
Упр. 129. Прочитайте стихотворение Ю. Владимирова. В некоторых словосочетаниях нарушена смысловая связь, и это вызывает у нас улыбку. Найдите эти словосочетания. Выпишите словосочетания из первой части стихотворения, обозначая графически главное и зависимое слово.

Сказала (кому? → ) Нине, купи (где? →) в магазине, фунт (чего? →) мяса, бутылку (чего? →) кваса, сахарный (← какой?) песок, спичечный (← какой?) коробок, большая (← какая?) очередь, очередь (куда? →) в кассу.

Упр. 130. Составьте словосочетания. Отметьте в них крестиком главные слова. Какое правило вы использовали, вставляя пропущенные буквы?

Здороваются* утром, здороваются* со взрослыми, дарить* цветы, дарить* другу, благодарить* помощника, благодарить* за помощь, извиняться* за проступок, извиниться* перед учителем, радостно поздравить*, поздравить* друга, похвалить* ребенка, похвалить* за пятерку, радостное восхищение*, восхищение* умом, оценивать* работу, высоко оценивать*, прощание* с учителями, прощание* на год.

Упр. 131. Из данных ниже слов выберите те, которые могут быть связаны по смыслу со словами буква и звук. Составьте словосочетания. Запишите их. Обозначьте в словосочетаниях главное и зависимое слово.

1. Записать, приписать, произнести, прочитать, увидеть, услышать.

2. Большой, высокий, дребезжащий, заглавный, мелодичный, низкий, приятный, прописной, рукописный, печатный, строчной.

  1. Записать* (что? →) букву, приписать* (что? →) букву, произнести* (что? →) звук, прочитать* (что? →) букву, услышать* (что? →) звук.
  2. Большая (какая? ←) буква*, высокий (какой? ←) звук*, дребезжащий (какой? ←) звук,* заглавная (какая? ←) буква*, мелодичный (какой? ←) звук*, низкий (какой ? ←) звук*, приятный (какой? ←) звук*, прописная (какая? ←) буква*, рукописная (какая? ←) буква*, печатная (какая? ←) буква*,
    строчная (какая? ←) буква*,
Упр. 132. Выпишите вначале словосочетания, а затем слова. Обозначьте в словосочетаниях главное слово. Укажите четыре разные части речи.

Урок, на уроке, начало урока; читал, читает книгу, интересная книга; стремиться к знаниям; компьютерный класс; беседовать с товарищем, беседа; посещение, посетить музей, в музее, музейный, изредка посещать.

Словосочетания: начало* урока, читает* книгу, интересная книга*, стремиться* к знаниям, компьютерный класс*, беседовать* с товарищем, посетить* музей.

Слова: урок, на уроке, читал, беседа, посещение, в музее, музейный, изредка, посещать.

Существительные: урок, книга, к знаниям, класс, с товарищем, беседа, музей.

Прилагательные: интересная, компьютерный, музейный.

Глаголы: читает, стремится, посещать.

Упр. 133. Диктант. Обозначьте в словосочетаниях главное слово; укажите, какой частью речи оно является. Укажите слова с проверяемыми безударными гласными в корне.

Слышится* (глаг.) издалека, торжественный марш* (сущ.), праздничный салют* (сущ.), рапорт* (сущ.) дежурного, приветствовать* (глаг.) гостей, обращаться* (глаг.) к героям, серьезно готовиться* (глаг.), помощь* (сущ.) взрослым, школьная олимпиада* (сущ.), приближаться* (глаг.) к цели.

Слова с проверяемой безударной гласной в корне: издалека (даль), гостей (гости), обращаться (обратно), помощь (помощник), приближаться (близко).

Упр. 134. Замените словосочетания существительное + существительное словосочетаниями прилагательное + существительное. Составьте предложения с любыми двумя словосочетаниями.

Обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словосочетаниями

Лучи* (чего? →) солнца – солнечные (← какие? ) лучи. Жители* (чего? →) города – городские ( ← какие? ) жители*. Собрание* (чего? →) класса – классное (← какое? ) собрание. Библиотека* (чего? →) школы – школьная (← какая?) библиотека*.

II. Произведите обратную замену.

Лесные (← какие?) обитатели* – обитатели* (чего?→) леса. Сельский (←какой?) житель* – житель* (чего? →) села. Водная (← какая?) струя* – струя* (чего? →) воды. Книжная (← какая?) обложка* – обложка* (чего? →) книги.

Классное собрание перенесли на понедельник. Жители села начали уборку урожая.

Упр. 135. Составьте предложения, употребив в них сочетания данных ниже глаголов со словом доска.

Стереть, вызывать, стоять, подойти, повесить, списать, разделить, смотреть, отойти.

Дежурного попросили стереть с доски. Ученика вызвали к доске. Мальчик молча стоял у доски. Я боялся подойти к доске. Необходимо повесить на доску плакат. Класс списывал с доски. Мы разделили доску линией. Учитель смотрел на доску. Затем он отошел от доски.

Упр. 136. Прочитайте текст. Найдите 2 предложения, в которых сформулирована основная мысль высказывания. Выпишите 5 словосочетаний «существительное + существительное».

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия*. Нет таких звуков, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
(К. Паустовский)

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.

Блеск красок, звучание музыки, игра света, шум и тень садов, неясность сна.

Упр. 137. В какой колонке приводятся сочетания главных членов (подлежащего и сказуемого), а в какой даны словосочетания? Подчеркните подлежащее одной чертой, а сказуемое двумя.

В первой колонке – главные члены предложения, во второй – словосочетания.

Летит (сказуемое) коршун (подлежащее). Он (подл.) увидел (сказ.). Выбежала (сказ.) птичница (подл.). Раздается (сказ.) выстрел (подл.).

Хищный коршун. Увидел цыплят. Громко кричит. Хватает ружье.

Упр. 138. Ученик сделал заготовки к предстоящему сочинению. Он записал словосочетания. Определите тему его сочинения. Как можно его озаглавить? Расскажите о том, что случилось на птичьем дворе.

Белые куры, на птичьем дворе, страшный коршун, сгрудились в кучу, добрая птичница, смотрит взволнованно, берёт ружьё, выстрел в воздух.

Тема – нападение коршуна на птичник.

Варианты заголовка: “Смелая птичница”. “Нападение коршуна”. “Трамп и Путин”.

На птичьем дворе шла обычная жизнь. Белые куры и желтые цыплята мирно клевали зерно. Птичница лениво приглядывала за ними. Неожиданно высоко в небе появился страшный коршун и кругами начал снижаться, высматривая добычу. Птицы на дворе от страха сгрудились в кучу. Но добрая птичница недолго взволнованно смотрела за этим. Она взяла ружье и выстрелом в воздух прогнала непрошеного гостя.

🔍 Видео

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)Скачать

Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Русский язык | Средства связи предложений в тексте. Часть 1Скачать

Русский язык | Средства связи предложений в тексте.  Часть 1

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Словосочетание. Виды синтаксической связи. Видеоурок 2. Русский язык 11 классСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи. Видеоурок 2. Русский язык 11 класс

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. ВидеоурокСкачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

РУССКИЙ ЯЗЫК 9 класс: Понятие о ССП. Смысловые отношения в ССПСкачать

РУССКИЙ ЯЗЫК 9 класс: Понятие о ССП. Смысловые отношения в ССП

5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать

5 класс. Русский язык. Словосочетания

Русский язык 9 класс (Урок№15 - Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения.)Скачать

Русский язык 9 класс (Урок№15 - Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения.)

Упражнение №140 — Гдз по русскому языку 5 класс (Ладыженская) 2019 часть 1Скачать

Упражнение №140 — Гдз по русскому языку 5 класс (Ладыженская) 2019 часть 1

Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать

Русский 5 Словосочетание  Разбор словосочетания

Урок 4. Нарушение связи между подлежащим и сказуемымСкачать

Урок 4. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Связь предложений в тексте. Последовательная (цепная) связь предложений в тексте.Скачать

Связь предложений в тексте. Последовательная (цепная) связь предложений в тексте.
Поделиться или сохранить к себе: