- Тема 10. Тропы русского языка
- Открытый урок по русскому языку в 9-м классе «Стилистические фигуры, изобразительно-выразительные средства языка»
- Тесты «Художественно-выразительные средства языка» для 8-9 классов.
- Тест «Художественно-выразительные средства языка» для 8-9 классов
- Вариант 1
- Тест «Художественно-выразительные средства языка» для 8-9 классов
- Вариант 2
- Тест «Художественно-выразительные средства языка» для 8-9 классов
- Вариант 3
- Вариант 4
- 📸 Видео
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Тема 10. Тропы русского языка
1. Новые и необычные слова, создаваемые авторами для определённых художественных целей, являющиеся принадлежностью индивидуального стиля – это:
2) разговорная лексика;
3) индивидуально-авторские слова;
2. Оборот речи, заменяющий слова или словосочетания; указывает на существенные признаки неназванного предмета – это:
3. Укажите, какому языковому средству соответствует данное определение: «нарочитое преувеличение, использующееся для усиления или для выражения иронии»:
4) восходящая градация.
4. Художественное, образное определение – это:
5. Укажите, в каком варианте ответа названы только фигуры речи:
1) метафора, риторический вопрос;
2) эпитет, сравнение;
3) инверсия, литота;
4) риторическое обращение, градация.
6. Стилистический прием, состоящий в расчленении предложения на ряд самостоятельных частей – это:
7. Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями – это:
8. Троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия – это:
9. Изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить выразительность речи – это:
10. Обращение, призванное выражать отношение автора к тому или иному объекту – это:
1) риторический вопрос;
2) риторическое обращение;
11. Укажите, какой термин обозначает «повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание»:
4) лексический повтор.
12. Укажите, какой термин обозначает стилистический контраст, противопоставление разных явлений и понятий:
13. Укажите, какое средство выразительности не относится к лексическим средствам:
3) индивидуально-авторские слова;
14. Определите, по какому принципу объединены в пары слова и найдите «четвёртое лишнее»:
1) гипербола, литота;
2) анафора, эпифора;
3) антонимы, синонимы;
4) метонимия, синекдоха.
15. Обращение, призванное выражать отношение автора к тому или иному объекту – это:
1) риторический вопрос;
2) риторическое обращение;
16. Дословная выдержка из какого-либо текста, сочинения, приводимая для подтверждения своей мысли – это
17. Необычное соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга – это:
18. Новые и необычные слова, создаваемые авторами для определённых художественных целей, являющиеся принадлежностью индивидуального стиля – это:
2) разговорная лексика;
3) индивидуально-авторские слова;
19. Укажите неверное утверждение:
1) перифраза – троп, состоящий в употреблении вместо слова или имени описательного сочетания;
2) оксюморон – замена множественного числа единственным, употребление названия целого вместо части или части вместо целого;
3) градация – стилистическая фигура, состоящая в расположении ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения;
4) омонимы – разные по значению, но одинаковые по написанию и звучанию единицы языка.
20. Художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим – это:
21. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«Дома новы, да предрассудки стары» (А.Грибоедов).
22. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«Сто лет с вами не виделись».
23. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«Стальной оратор, дремлющий в кобуре» (В.Маяковский).
24. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«В синем море волны плещут.
В синем небе звезды блещут»(А.Пушкин)
3) синтаксический параллелизм;
4) риторическое восклицание.
25. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн» (К. Бальмонт).
26. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«Брожу ли я вдоль улиц шумных» (А.Пушкин).
27. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«За окнами шел игольчатый льдистый мягкий снег» (С. Сергеев-Ценский).
28. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«В двух шагах отсюда».
29. Определите изобразительно-выразительные средства языка
«Только слышно на улице где-то
Одинокая бродит гармонь» (В. Исаковский).
3) риторическое обращение;
30. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«Бегут по морю голубому
Барашки белые, резвясь» (И.Северянин).
31. Определите изобразительно-выразительные средства языка:
«Люблю я пышное природы увяданье» (А.Пушкин).
32. Иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств. Используется в баснях, притчах – это:
33. Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений – это:
34. Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними – это:
35. Образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение – это:
2) нисходящая градация;
36. Дан ряд названий тропов и фигур речи: а) синекдоха; б) эпифора; в) бессоюзие; г) олицетворение; д) ирония. Определите, в каком варианте ответа указаны только тропы:
37. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Вдали он подобен цветным парусам корабля».
38. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Синий колокольчик спит в тени берёз»
39. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Дождь старательно подвешивает на каждую сосновую иголку прозрачную каплю-сережку».
40. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Весь пароход сбежался».
41. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Сыплет черёмуха снегом».
42. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«В сто сорок солнц закат пылал»
43. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Стоишь и любуешься их вершинами, унизанными ожерельями лиловых шишек».
44. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Серп луны за тучкой тает».
45. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Кремль принял решение».
46. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Серый день ползёт уныло».
47. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Цветы мне говорят прощай, головками склоняясь ниже».
48. Определите, какие средства выразительности используются в тексте, укажите их номер:
«Каждый человек хотя бы несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения – душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознание своей творческой силы.
Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившие туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы» (К. Паустовский).
4) однородные члены;
5) риторическое восклицание.
49. Определите, какие средства выразительности используются в тексте, укажите их номер:
«Полуправда в искусстве… Говорят про иного писателя, что он, мол, пишет неправду. Но так ли это? Читаешь и видишь, что там люди с нормальными, встречающимися в жизни фамилиями. Занимаются делом, которым обычно занимаются люди; копают картошку, варят сталь, водят поезда, охотятся, ловят рыбу, руководят предприятиями, едят, ссорятся, любят, различаются, рассуждают… чего же все-таки не хватает?» (В.Солоухин).
2) вопросно-ответная форма изложения;
50. Определите, какие средства выразительности используются в тексте, укажите их номер:
«Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то далеко кто-то прошелся по железной крыше. Вероятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало глухо» (А.Чехов).
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Открытый урок по русскому языку в 9-м классе «Стилистические фигуры, изобразительно-выразительные средства языка»
Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает.
Цели уроков:
- систематизация знаний о стилистических фигурах, изобразительно-выразительных средствах языка;
- совершенствование навыков стилистического анализа текста художественного и публицистического стилей речи, отработка задания А6 ГИА в 9 классе;
- закрепление изученного материала через творческие задания, перфокарты, тесты.
Тип занятия: изучение нового материала, обобщение изученного.
Оборудование: компьютер, раздаточный материал.
1. Организационный момент
Сообщение учащимся темы и целей занятия, актуальности изучаемой темы.
Подготовка к ГИА – неотъемлемая часть современного курса русского языка 9 класса. Сегодня на уроке мы еще раз обратимся к словам Д Лихачева: «Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает» — эти слова станут эпиграфом урока, на котором мы будем закреплять умения анализировать текст, работать с перфокартами, применять теоретические знания при выполнении разных заданий по изученной теме.
Обратимся к структуре урока.
2. Изучение нового материала. Работа на компьютере с презентацией
Слово учителя:
– Для того чтобы правильно и грамотно проанализировать текст, нужно знать, какие языковые средства придают тексту выразительность, создают общую образность речи. Нужно уметь анализировать языковые особенности исходного текста, правильно классифицируя изобразительно-выразительные средства языка и определяя их функцию в тексте.
Работа с мультимедийным проектором. После данной работы учащимся предлагаем печатный вариант теоретического материала в целях повторения материала перед экзаменом.
ТРОП – употребление слова в переносном значении для характеристики какого-либо явления при помощи вторичных смысловых оттенков, присущих этому слову. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-либо отношении. Тропами являются эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония, литота, аллегория, перифраз, олицетворение, сравнение.
ЭПИТЕТ – художественное определение предмета, явления; слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества или признаки, например:
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой… (Лермонтов)
МЕТАФОРА – скрытое сравнение, перенос свойств одного предмета на другой по сходству значений, например:
Я памятью живу с увядшими мечтами,
Виденья прежних лет толпятся предо мной… (Лермонтов)
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – разновидность метафоры – наделение неживой материи свойствами и качествами живой, например:
К ней прилегла в опочивальне ее сиделка – тишина (А.А.Блок)
МЕТОНИМИЯ – переименование предмета на основе сходства между предметом и материалом, из которого он изготовлен, например:
Там царь Кащей над златом чахнет… (Пушкин)
содержимым и содержащим, например:
автором и его произведениями, например:
…Белинского и Гоголя с базара понесут (Некрасов)
СИНЕКДОХА – разновидность метонимии – переименование предмета на основе количественного соотношения. Название части вместо целого, например:
Не боюся я Востока (вместо стран Востока)! –
Отвечал Казбек, –
Род людской там спит глубоко
Уж девятый век. (Лермонтов)
Указание частного (видового) вместо общего (родового) и наоборот, например:
Других Маяковских (вместо родственников), по-видимому, не имеется. (Маяковский)
Употребление единственного числа вместо множественного и наоборот, например:
«Берегись! – сказал Казбеку
Седовласый Шат, –
Покорился человеку
Ты недаром, брат!» (Лермонтов)
СРАВНЕНИЕ – вид тропа, в котором одно явление или понятие поясняется путем сопоставления его с другим явлением, например:
Воздух так чист, как молитва ребенка. (Лермонтов)
ПЕРИФРАЗ – замена слова или словосочетания оборотом, например:
Царь зверей (лев), страна восходящего солнца (Япония)
ГИПЕРБОЛА – образное преувеличение, например:
Сразу могла б поместиться в рот целая фаршированная тыква. (Маяковский)
ЛИТОТА – преуменьшение размеров, силы, значения предмета, явления, например:
Много ль человеку надо? – Клочок –
Небольшие штаны и что-нибудь из хлеба. (Маяковский)
АЛЛЕГОРИЯ – иносказательное изображение (например, изображение хитрости в образе лисы).
ИРОНИЯ – троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки: Отколе, умная, бредешь ты, голова. (И.А.Крылов)
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
АЛОГИЗМ – стилистический прием намеренного нарушения логических связей в целях комизма, иронии.
Лев Саввич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл у приятеля в винт. (Чехов)
АНАФОРА – единообразное начало одинаковых синтаксических конструкций в начале каждого параллельного ряда, например:
Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь восторгом преступления
И вечной правды торжеством… (Лермонтов)
ЭПИФОРА – повтор одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда, например:
В синее небо ширя глаза – как восклицаешь: – Будет гроза!
На проходимца вскинувши бровь – как восклицаешь: – Будет любовь!
Сквозь равнодушья серые мхи – так восклицаю: – Будут стихи! (Цветаева)
ОКСЮМОРОН – сочетание противоположных по смыслу понятий, например
Сладкая боль, горячий снег, живой труп.
ПОВТОР – намеренный повтор слов в целях усиления эмоционального воздействия, например:
И стих безумный, стих печальный
В альбом твой бросил для тебя. (Лермонтов)
ИНВЕРСИЯ – непрямой порядок в предложении в стилистических целях, например:
Хвост он на всякий случай подобрал под себя. (Паустовский)
ГРАДАЦИЯ – расположение слов в порядке нарастания или убывания эмоционально-экспрессивного значения:
Бросьте!
Забудьте.
Плюньте
и на рифмы,
и на арии,
и на розовый куст,
и на прочие мелехлюндии
из арсеналов искусств. (Маяковский)
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ – единообразное построение в стилистических целях нескольких соседних предложений или отрезков речи, например:
Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы. (Брюсов)
ПАРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ОРДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ, например:
Он говорил громко и взволнованно, горячо и убедительно
УМОЛЧАНИЕ – намеренная прерывистость речи, например
Прошел, час, два, три…Пора было ложиться спать… (Паустовский)
ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ – использование односоставных назывных предложений в начале текста, например:
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – вопрос, не требующий ответа, например:
Сколько еще молчать? Как можно так себя вести?
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – обращение к предмету художественного изображения, например:
Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучали, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею! (Лермонтов)
ВОПРОС И ОТВЕТ НА НЕГО, например:
КОМПОЗИЦИОННЫЙ СТЫК – повтор в начале нового предложения слов из предыдущего, обычно заканчивающих первое предложение, например:
…елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку (Тэсс)
АНТИТЕЗА – противопоставление предложений по значению, например:
Ленька потащил леску. Кот отчаянно упирался… (Паустовский)
ОБРАЩЕНИЕ В НАЧАЛЕ ТЕКСТА, например:
Добрый папаша!К чему в обаянии
Умного Ваню держать? (Некрасов)
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – отрыв в стилистических целях от предложения его части и оформление ее как самостоятельного предложения, например:
И шел ты с женщиной – не отрекись.
Я все заметила – не говори.
Блондинка. Хрупкая.
Ее костюм был черный.
Английский. (Северянин)
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, например:
И в глазах завяли маргаритки,
Как болотный гаснет огонек. (Есенин)
ЭЛЛИПСИС – контекстуальный пропуск элементов высказывания, например:
Слышится крик у соседней полосыньки,
Баба туда – растрепалися косыньки. (Некрасов)
МНОГОСОЮЗИЕ – намеренный повтор союзов, создающий единство перечисления, например:
И справа, и слева,
И сзади, и прямо
И красный и белый: – Мама! (Цветаева)
БЕССОЮЗИЕ – намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или предложениями, передающий стремительность, насыщенность впечатлениями:
Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный,
Клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон…(Лермонтов)
Таким образом, необходимо уметь находить образные средства в анализируемых текстах и уметь использовать в собственной речи.
3. Закрепление изученного материала
Задание 1. Произведите анализ средств изобразительности в тексте, созданном ученицей (в тексте изобилие эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор). (Приложение 1)
Задание 2. Заполните перфокарту, определяя средства выразительности, самостоятельно. (Приложение 2)
Задание 3. Экспресс-опрос. Выберите самостоятельно форму работы (индивидуально, в паре, тройке, группе) на этапе решения заданий. Выполните тестовые задания.
Самопроверка с выставлением оценок.
1. Какой термин обозначает «повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание»: 1) антитеза; 2) анафора; 3) эпифора; 4) лексический повтор?
2. Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения (неполные предложения) с целью придания высказыванию динамичности, интонации живой речи: 1) умолчание; 2) параллелизм; 3) эллипсис; 4) бессоюзие?
3. Художественное образное определение – это 1) эпитет; 2) метафора; 3) анафора; 4) олицетворение?
4. Оборот речи, заменяющий слова или словосочетания; указывает на существенные признаки неназванного предмета: 1) метонимия; 2) перифраза; 3) синекдоха; 4) метафора?
5. В каком варианте ответа названы только фигуры речи: 1) метафора, риторический вопрос; 2) эпитет, сравнение; 3) инверсия, литота; 4) риторическое обращение, градация?
Задание 4. Контрольное решение практических задач. Запишите ответы в тетрадь
№1. Какое средство выразительности отмечено в стихотворных строках?
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях. (В.Шефнер «Устная речь»)
№2. Какое из перечисленных средств использовано в стихотворении А.Ахматовой:
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное слово. (А.Ахматова, 1945)
№3. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что свершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» (И.С.Тургенев)
Ученик утверждает: «В своём высказывании И.С.Тургенев использует эпитеты, риторические восклицания и риторический вопрос, парцелляцию, синонимы, повторы». Какое средство названо ошибочно?
№4. В каком ряду верно указаны все средства выразительности, характерные для данного высказывания?
«Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины». (К.Г.Паустовский.)
1) устаревшее слово, инверсия, эпитеты;
2) лексические повторы, олицетворение, ряды однородныхчленов;
3) параллелизм, сравнение, метафора;
4) оксюморон, антонимы, лексические повторы
№5. Какие из перечисленных средств выразительности характерны для следующих стихотворных строк:
Мой верный друг! Мой раб коварный!
Мой царь! Мой раб! родной язык! (В.Брюсов «Родной язык»)
1) инверсия;
2) риторический вопрос;
3) лексический повтор;
4) сравнение;
5) литота;
6) анафора;
7) антонимы;
8) риторическое обращение
4. Подведение итогов
5. Домашняя работа. Составить текст на любую тему с использованием тропов.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Тесты «Художественно-выразительные средства языка» для 8-9 классов.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Видео:Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.Скачать
Тест «Художественно-выразительные средства языка» для 8-9 классов
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Вариант 1
1. Какому языковому средству соответствует данное определение: «нарочитое преувеличение, использующееся для усиления или для выражения иронии»?
1) гипербола 2) аллегория 3) литота 4) восходящая градация
2. Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями:
1) сравнение 2) эпитет 3) метонимия 4) метафора
3. Иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств. Используется в баснях, притчах:
1) сравнение 2) аллегория 3) метафора 4) метонимия
4. Оборот речи, заменяющий слова или словосочетания; указывает на существенные признаки неназванного предмета:
1) метонимия 2) перифраза 3) синекдоха 4) метафора
5. Троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия:
1) метафора 2) литота 3) олицетворение 4) эвфемизм
6. Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
1) сравнение 2) синекдоха 3) метонимия 4) метафора
7. Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.
1) сравнение 2) метафора 3) синекдоха 4) оксюморон
8. Художественное, образное определение- это .
1) эпитет 2) метафора 3) анафора 4) олицетворение
9. Образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение:
1) литота 2) нисходящая градация 3) метафора 4) гипербола
10. Дан ряд названий тропов и фигур речи: А. Синекдоха. Б. Эпифора. В. Бессоюзие. Г. Олицетворение. Д. Ирония. В каком варианте ответа указаны только тропы?
1) А, Г 2) А, В, Г 3) Б, Г, Д 4) А, Г, Д
11. Укажите предложение, в котором содержится сравнение.
1) Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления столетия.
2) Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана платок, встряхнул им, и из платка вдруг выпала большая белая роза.
3) Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.
4) Сквозь дремоту увидел Андерсена, когда он обронил белую розу.
12. Укажите предложение, в котором содержится эпитет.
1) Через несколько месяцев увлечение фотографией стало для меня настолько важным и поглощающим занятием, что оно вступило в конкуренцию со школой, и школа, где мои успехи и без того были неблестящими, стала проигрывать.
2) Мы ходили по городу и фотографировали все подряд при разном освещении.
3) Тогда я пошел в кружок современного авиасудомоделирования.
4) Их самолеты летали, подхваченные ветром, корабли плавали.
13 . В каком предложении средством выразительности речи является метафора ?
1) Горе людское собралось сюда и слушает мою песню.
2) Очень мне жаль, что ни с улыбкой, ни без улыбки не провожала меня мать.
3) Вот так штука!
4) Рюрик, по-моему, человек неистребимый.
14. Укажите предложение, в котором содержится фразеологизм.
1) Все дни он просиживал на палубе и смотрел на берега – искал места для этюдов.
2) То подслеповатая старуха, приняв Левитана за нищего, положит ему на ящик с красками стертый пятак.
3) Тишину нарушали колокольный звон и мычание стада, а по ночам – колотушки сторожей.
4) То дети, подталкивая друг друга в спину, попросят, чтобы их нарисовали, потом прыснут от смеха и разбегутся в мгновение ока.
15. Укажите, каким средством художественной выразительности является сочетание слов «планета по-своему реагирует» в предложении № 12 : «Может быть, планета по-своему реагирует на вспышки противоречий в социальной сфере человечества?»
1. сравнение. 2. олицетворение. 3. синекдоха. 4. метафора.
16. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являются разговорные слова.
1) У Татьяны Львовны заболел внук, а сегодня для библиотеки привезут дрова.
2) Она просто смотрела на нас как на взрослых, и улыбка проступала на лице.
3) На двери висел замок, а во дворе валялись брёвна, сброшенные с машины как попало.
4) А через пятнадцать минут во двор, придерживая платок, ворвалась Татьяна Львовна.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Тест «Художественно-выразительные средства языка» для 8-9 классов
Видео:Средства художественной выразительности: эпитет, олицетворение, аллегория, сравнение, метафораСкачать
Вариант 2
1. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.
Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. (Пришвин М.)
1) олицетворение 2) метафора 3) фразеологизм 4) сравнение
2. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.
На закруглениях он [поезд] кряхтел и останавливался. (Пришвин М.)
1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение
3. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.
Бывает очень радостно, когда одна и та же примета сохраняется в лесах год за годом — каждую осень встречаешь всё тот же огненный куст рябины. (Пришвин М.)
1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение
4. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.
Шатры чёрных ив нависают над головой. (Пришвин М.)
1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) фразеологизм
5. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало. (Пришвин М.)
1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение
6. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
Котелок сердится и бормочет на огне. (Пришвин М.)
1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение
7. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползёт, пресмыкаясь, всё дальше. (Солоухин В.)
1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение
8. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
Но и до сих пор я не знаю, как отнесся бы попутчик к моей просьбе насчет хлеба или ночлега, потому что, когда дошли до его деревни, он свернул с дороги на тропинку вдоль домов и сказал мне, дотронувшись до башлыка: «Ну, бывай здоров! Не падай духом. » (Солоухин В.)
1) олицетворение 2) метафора 3) фразеологизм 4) сравнение
9. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.
Но присесть было не на что, и я механически шагал, приминая рыхлый снежок и почти не продвигаясь вперед из этой бесконечной ночи к крохотному и недостижимому островку тепла и покоя, где теперь спит моя мать, не зная, что я бреду сквозь метельную темень. (Солоухин В.)
1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение
10. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
Значит, не было случая до этого, чтобы рассказать и облегчить душу. (Солоухин В.)
1) олицетворение 2) фразеологизм 3) эпитет 4) сравнение
11. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Вода тёплая, точно подогретая.
2) Плетёные кресла удобны, в комнате тихо, уютно.
3) Особенно мне нравилось, как барон сам себя за косу из болота тащит.
4) Всё небо усеяно плевками зениток.
12. Укажите предложение, в котором содержится олицетворение .
1) Студент ушёл огорчённый.
2) Больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги – в их колеях, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, – этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты.
3) Недавно в Петербурге восторженный студент спросил его, в чем тайна его музыкального гения.
4) Я сажусь за рояль, как сапожник садится тачать сапоги.
13. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в
– Моя бабушка здесь бы сказала: «Чтоб ты провалился сквозь землю, бесстыдник», – говорю я.
Я пытаюсь еще что-то сказать про бабушку – Мери смеется, закрывает мне рот рукой: не мешай, мол. Потом я читаю свои стихи, которые, хотя их и нет в программе, я обязательно прочту на экзамене, а сейчас хочу прочесть Мери:
— Через тысячу лет я тебя призываю: иди!
1) эпитет 2) неологизм 3) фразеологизм 4) слова разговорного стиля
14. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в
предложениях 1 – 4: Как-то я возвращался из школы. Ягоды колхозного винограда призывно поглядывали на меня сквозь листву деревьев, но я терпел.
Сил хватило ненадолго, я повесил сумку на сук, быстро очутился на дереве, на самой верхушке, и принялся за виноград.
– Эй, кто это расхищает колхозное добро?! – раздался вдруг грозный окрик.
1) синонимы 2) олицетворение 3) гипербола 4) слова научного стиля
15. Прочитайте предложения 22—28. Какое средство речевой выразительности использовано автором в этих предложениях для того, чтобы акцентировать внимание читателя на внутренней сущности Ленки?
— (22)Вот именно, — обрадовался Николай Николаевич. — (23)Ну, улыбнись, улыбнись. (24)Улыбка многое говорит о человеке, а ты замечательно улыбаешься!
(25)Ленка застенчиво улыбнулась, и уголки её губ привычно поползли к ушам.
— (26)Как же я сразу не догадался. (27)Столько лет смотрел на неё — и не догадался. (28)Это же последняя работа прапрадеда.
1) сравнение 2) однокоренные слова 3) разговорная лексика 4) антитеза
16. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы.
2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны?
3) Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых.
4) Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Тест «Художественно-выразительные средства языка» для 8-9 классов
Видео:ФразеологизмыСкачать
Вариант 3
1. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Через несколько дней наконец-то небо нахмурилось и выпал снег. (Савин В.)
2) Слева виднелась широкая расщелина скалы, заполненная осыпью, по которой можно было забраться наверх. (Автократов Н.)
3) Справа площадки, почти у самого леса, позади кустов черёмухи я заметил какое-то сооружение с колесом. (Автократов Н.)
4) На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков. (Пришвин М.)
2. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Круглый шатёр из оленьих шкур натянут на шесты. (Болдырев В.)
2) Лишь изредка большая ночная птица бесшумно проносилась над головой. (Автократов Н.)
3) Круглые сутки над тундрой светило солнце. Большое, рыжее, лохматое. (Савин В.)
4) Пламя бушует и ревёт, дерево трещит и коробится, выбрасывая фонтаны искр, струи горячего дыма и множество пылающих головешек. (Автократов Н.)
3. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Длинные тени, падающие от деревьев, оставляли на них причудливые узоры. (Автократов Н.)
2) У руля сидел мужчина с непокрытой головой и длинными усами, какие носят в здешних местах многие крестьяне. (Автократов Н.)
3) Тусклое, едва различимое, светит солнце, матовое, какое-то лиловое. (Гребенюк И.)
4) Стоял крепкий мороз, снег похрустывал под ногами, будто битое стекло. (Савин В.)
4. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Сквозь розовую пелену я видел чьи-то чёрные, как ночь, глаза, полные участия и тревоги. (Болдырев В.)
2) Раскалённые скалы, точно огромные печи, дышали жаром. (Куликов А.)
3) Собаки, спасаясь от смертельного холода, прорвались сквозь ущелье и неслись сломя голову вниз по белому желобу. (Болдырев В.)
4) Вершины и склоны гор сверкали в снегах, а дорога была черной, мокрой, и колеса рассекали на ней лужи с таким треском, будто разрывали кусок холста. (Мартьянов С.)
5. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Из тумана выплыло девичье лицо, золотистое от полярного загара. (Болдырев В.)
2) Москва-река была до набережных покрыта шевелящимся одеялом тумана. (Солженицын А.)
3) Косматое нежаркое солнце садилось в леса. (Бондарев Ю.)
4) Артамонов опасался опоздать на первую лекцию и проснулся ни свет ни заря. ( Арсенов Я.)
6. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) И вот перед костром между деревцами в розоватом отблеске пламени появились большие белые птицы, точно снежные комья. (Савин В.)
2) И всё-таки чувствуем себя на льду океана не в своей тарелке. (Болдырев В.)
3) Стучим топорами по голым деревьям, и они звенят, как корабельные мачты. (Болдырев В.)
4) Ветер на лету подхватил горящую солому и остервенело швырял её тяжёлыми пригоршнями в ночную степь. (Логвиненко И.)
7. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Чижов легко отыскал дом, в котором жил Дегтярёв: он знал маленький курортный городок, как свои пять пальцев. (Мартьянов С.)
2) Мобильник завибрировал, заскрёбся в ящике тумбочки, как жук в спичечном коробке. (Живов В.)
3) Майское утро дышало особенной прелестью. (Черкасов А.)
4) До сих пор во сне я вижу эту замерзшую, голую и печальную долину. (Болдырев В.)
8. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Исчезла под стеной сарая лиловая туша ноздреватого сугроба. (Тендряков В.)
2) Жизнь была слишком интересной для того, чтобы ломать голову над её смыслом. (Слепухин Ю.)
3) У самого горизонта море было лиловым, тревожным, предвещающим шторм. (Мартьянов с.)
4) Тусклый серый свет проходил сквозь маленькие круглые иллюминаторы. (Рысс Е.)
9. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) Маяк на мысу через равные промежутки времени загорался ярко-голубым светом. (Мартьянов С.)
2) Окна в кабинете полковника светились яркими огнями. (Мартьянов С.)
3) Луч прожектора, в котором вспыхивали ночные бабочки и мотыльки, рассекал темноту, щупал море и небо, потом снова гас, и становилось ещё темнее. (Мартьянов С.)
4) Глубоко внизу, словно рассыпанный бисер, искрились огоньки города. (Автократов Н.)
10. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Дикий, торжествующий крик огласил пустынные берега. (Куликов А.)
2) До самого утра вокруг пылало небо, красные языки пламени видны были далеко в степи. (Логвиненко И.)
3) В море плавал ковш луны, в луче маяка дремали на рейде баржи, со стороны мола доносился грохот экскаваторов и лебёдок. (Лебеденко П.)
4) Точно лапы погибших гигантских пауков, там и тут изгибаются высохшие распластанные корни и сучья. (Болдырев В.)
11. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
Из сада слышался деловитый гул пчёл и нестерпимый треск кузнечиков.
1) метафора 2) эпитет 3) олицетворение 4) фразеологизм
12. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
Грудь её [утки] была белая, спина тёмная, а маленькая плоская головка на тонкой шее кончалась клювом, острым, как шило.
1) олицетворение 2) сравнение 3) эпитет 4) метафора
13. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
В этот утренний час неудержимо хочется спать, и, прикорнув за широкой спиною отца, я клюю и клюю носом.
1) фразеологизм 2) эпитет 3) сравнение 4) олицетворение
14. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
Зима, мириадами алмазов искрится под месяцем снег.
1) эпитет 2) метафора 3) олицетворение 4) сравнение
15. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
Трудна и неверна стрельба при обманчивом свете. 1) сравнение
2) метафора 3) эпитет 4) олицетворение
Тест «Художественно-выразительные средства языка» для 8-9 классов
Видео:Самый быстрый способ различить типы речи: повествование, описание и рассуждениеСкачать
Вариант 4
1. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Раньше она жила себе и жила, её вполне удовлетворял молодёжный сериал «Школьники» и девчачьи глянцевые журналы, из которых можно было вырезать картонных кукол и одевать в платья для принцесс.
2) Но пришёл день, и Нина выгребла из всех ящичков картонных кукол, заколочки в виде бабочек и сердечек, фенечки, подвески из стекляшек, пластиковые серьги и отправила это богатство в мусоропровод.
3) Нина как-то ещё мирилась с такой скудной жизнью, пока её лучшая подруга Иришка вдруг в одночасье не влюбилась в Валерку Селиванова…
4) Биографию виртуальному Мите она придумала без труда, а фотографию взяла из маминого альбома: молодой человек сидит верхом на какой-то ограде и красиво улыбается.
2. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей».
2) А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю.
3) Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки.
4) Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.
3. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам.
2) Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд – против ветра.
3) Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю.
4) Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё.
4. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков.
2) Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть.
3) Скрипка замолчала надолго.
4) И свет фонариков погас.
5. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот.
1) Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги.
2) Разочарование, восторг, изумление — все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя места неопределённости.
3) Во всём, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля.
4) Ляля восхищённых взоров не замечала, и они от этого становились ещё восхищённее.
6. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Иногда то, что ей кажется абсолютно ясным и правильным, к школьной Венькиной жизни абсолютно неприменимо.
2) В сентябре на общешкольном собрании директор предложила родителям приобрести сыновьям пиджаки.
3) «Как денди лондонский…» – радостно приговаривала мама, оглядывая Веньку.
4) – Тётя Нина отдала. Витальке стал маловат, а тебе будет в самый раз.
7. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.
2) В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.
3) Смычок –– вот что он будет держать в руках всю жизнь!
4) «Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» –– рассуждала бабушка.
8. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.
2) И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.
3) Это моего отца убили. –– закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.
4) Он был рад, что мать не видит его слёз.
9. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является противопоставление.
1) Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина.
2) Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.
3) – Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.
4) Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. А когда спасают, то долго не думают…
10. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Загадочное существо тринадцати лет, невероятная красавица с улыбкою до ушей, с золотыми глазами, с тонюсенькой талией.
2) Верочка снисходительно наблюдает, как мальчишки возятся с ракетой, как бережно кладут её на ступеньки подъезда, а сами отправляются за рюкзаками.
3) Верочка наблюдает за ним сурово, как тренер.
4) И Гоша теперь сердит и почти свысока разговаривает с Верочкой: «На, смотри, если хочется. »
11. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
Мало того, стрелянный мною глухарь запел как ни в чем не бывало.
1) фразеологизм 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение
12. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
Мы выходили из дома привычной дорогой, и перед нами раскрывалось залитое светом зелёное царство охоты.
1) сравнение 2) метафора 3) фразеологизм 4) олицетворение
13. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
Смеётся, играет на позеленевшем небе весеннее солнце.
1) олицетворение 2) сравнение 3) метафора 4) эпитет
14. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
Навстречу мне неслись клочья пены, течение шевелило ветви затопленных ольховых и ивовых кустов.
1) эпитет 2) сравнение 3) метафора 4) олицетворение
15. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.
Внизу, под деревьями, на мхах, лежала седая роса, густо пахло прелой листвой и вешней водой.
1) эпитет 2) метафора 3) фразеологизм 4) сравнение
📸 Видео
РУССКИЙ ЯЗЫК | Средства художественной выразительности. Первая часть. Подготовка к ЕГЭ.Скачать
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
ВСЕ ФИГУРЫ РЕЧИ ЗА 14 МИНУТСкачать
Части речи в русском языке. Как определить часть речи?Скачать
Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать
Стили речиСкачать
Русский язык| Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастияхСкачать
Секреты Грамотной РечиСкачать
Развитие навыка речи, молчания, слушанияСкачать