Обобщающее слово не может быть выражено синтаксически неделимым словосочетанием

Содержание
  1. Неделимые словосочетания – это что такое?
  2. Определение понятия
  3. Количественно-именные словосочетания
  4. Точное число одушевленных и неодушевленных предметов
  5. Неопределенное число одушевленных и неодушевленных предметов
  6. Меры величины
  7. Определенная емкость с содержимым
  8. Определенное количество предметов
  9. Количественные существительные
  10. Неопределенно-избирательные словосочетания
  11. Обобщенно-избирательные словосочетания
  12. Неопределенно-признаковые
  13. Словосочетания со значением совместного действия
  14. Словосочетания с конкретизирующим главным словом
  15. Словосочетания с составным сказуемым
  16. Метафорические словосочетания
  17. Фразеологические словосочетания
  18. Словосочетания с определенными словами
  19. Словосочетания с тавтологичным словом
  20. Пространственные, или временные словосочетания
  21. Синонимичные и неделимые словосочетания
  22. Неделимые словосочетания в роли подлежащего и сказуемого
  23. Разработка урока «Обобщающее слово при однородных членах предложения»
  24. Что такое обобщающие слова при однородных членах предложения?
  25. Что такое однородные члены предложения?
  26. Что такое обобщающее слово при однородных членах предложения?
  27. Пунктуация в предложениях с обобщающими словами

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Неделимые словосочетания – это что такое?

Обобщающее слово не может быть выражено синтаксически неделимым словосочетанием

Синтаксис русского языка – один из самых сложных разделов грамматики, так как в нем изучается не только построение предложений, но и такие вещи, как синтаксически свободные и несвободные, или неделимые словосочетания. На них важно остановиться подробнее. Какова характеристика таких несвободных словосочетаний и почему их нельзя разделить? Об этом расскажет подробнее данная статья.

Видео:Русский язык 5 класс (Урок№27 - Обобщающие слова при однородных членах предложения.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№27 - Обобщающие слова при однородных членах предложения.)

Определение понятия

Синтаксически неделимые словосочетания в предложении – это такие конструкции, которые нельзя разъединить без потери смысла. От синтаксически свободных они отличаются тем, что являются отдельным членом предложения, в то время как в других словосочетаниях каждое слово из цепочки становится членом законченного речевого высказывания и отвечает на конкретный вопрос.

Например, в предложении «На столе лежало два яблока» можно найти целых 2 словосочетания. Первое является свободным – «На столе лежало». Главное по смыслу слово здесь «лежало», выраженное глаголом, а зависимое – «на столе», выраженное существительным.

Обобщающее слово не может быть выражено синтаксически неделимым словосочетанием

От главного слова задается вопрос к зависимому «где?» или «на чем?» и получается, что главное слово управляет зависимым. «На столе» может быть только в предложном падеже и единственном числе. Такой тип связи и называется управлением. В самом предложении «лежало» является сказуемым, также выраженным глаголом, а «на столе» – обстоятельством места, выраженным существительным.

С другой стороны, в предложении остается словосочетание «два яблока». Казалось бы, его можно разделить, удалить любое слово без потери смысла, ведь это сочетание числительного и существительного.

Но что получится в итоге? «На столе лежало два…», или «На столе лежало яблока…»? В данном случае «два яблока» в предложении является подлежащим, выраженным синтаксически неделимым словосочетанием. Главное слово здесь – количественное числительное «два», от которого можно задать следующий вопрос: «два чего?» – «яблока». Зависимым словом является «яблока», выраженное именем существительным.

Видео:Русский 8 Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания пСкачать

Русский 8 Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания п

Количественно-именные словосочетания

Абсолютно все цельные неделимые словосочетания делятся на группы по значению, а также функции их главных или зависимых слов. К первой группе можно отнести словосочетания, где главное слово обозначает либо количество предметов, либо меру или объем. В этих словосочетаниях главным словом, которое несет в себе грамматическое значение всей конструкции, является числительное.

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Точное число одушевленных и неодушевленных предметов

В подобных словосочетаниях используется тандем количественного числительного и любого существительного, обладающего формой числа. То есть его можно посчитать.

  1. У Ивана есть две тетради.
  2. По дороге проехало четыре грузовика.
  3. В гостиной расположилось шестеро мужчин.
  4. На столе стояло одиннадцать тарелок.
  5. В этом доме насчитывается более ста квартир.
  6. На полке осталось четыре пары колгот.
  7. Трое друзей отправились в поход.

Видео:Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?Скачать

Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?

Неопределенное число одушевленных и неодушевленных предметов

  1. На вечеринке было несколько знакомых.
  2. Большинство студентов дневного отделения преодолели первую сессию.
  3. Часть книг, заказанная на прошлой неделе, еще не приехала.
  4. Летом в Геленджике много туристов.
  5. На дороге сегодня было мало машин.
  6. Марусе было задано столько задач!

Обобщающее слово не может быть выражено синтаксически неделимым словосочетанием

Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Меры величины

  1. Мама принесла три килограмма мандаринов.
  2. В магазине мне отрезали пять метров сатина.
  3. Моей машине не хватает буквально трех литров бензина.
  4. Четыре дециметра составляют сорок сантиметров.
  5. Данный холодильник имеет вес около двадцати пяти килограммов.

Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Определенная емкость с содержимым

Здесь примеры следующие:

  1. Маша купила в магазине бутылку молока.
  2. В шкафу лежит коробка конфет.
  3. У Сергея в кармане хранится пачка сигарет.
  4. У меня в холодильнике есть мешок картошки.
  5. На полке стоит банка кофе.
  6. Егор принес вазу фруктов.

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Определенное количество предметов

  1. В мастерской лежала куча стружек.
  2. В музее школьники увидели груду камней.
  3. Анне подарили целую охапку васильков.
  4. Сан Саныч принес домой вязанку дров.
  5. Мама порезала в суп пучок укропа.
  6. Антон обнаружил на рабочем столе кипу бумаг.

Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Количественные существительные

Отдельно стоит упомянуть и о количественных существительных – тех субстантивированных частях речи, которые когда-то были числительными.

  1. У меня в сумке лежит десяток яиц.
  2. Сотни лет жар Солнца не угасает.
  3. Половина яблока осталась после десерта.

Видео:Обособленные определения. Когда нужно ставить запятыеСкачать

Обособленные определения. Когда нужно ставить запятые

Неопределенно-избирательные словосочетания

Все избирательные словосочетания отличаются главным компонентом. Первая модель – словосочетания с, казалось бы, неопределенным количеством одушевленных и неодушевленных предметов. Главным словом здесь является местоимение, и берутся не все разряды, так как от выбора зависит смысловое значение.

Обобщающее слово не может быть выражено синтаксически неделимым словосочетанием

  1. Возьми с собой что-то из вещей.
  2. Кто-то из студентов будет явно не допущен до государственного экзамена.
  3. Кто-то из ребят слышал крики.

Видео:Русский язык| Подлежащее и способы его выраженияСкачать

Русский язык| Подлежащее и способы его выражения

Обобщенно-избирательные словосочетания

Следующая группа, не называя никого и ничего конкретного, все же выбирает и обобщает свой выбор. Главным словом здесь становится либо числительное, либо неопределенное, отрицательное или притяжательное местоимение.

Если выбирается вопросительное местоимение, то весь акцент переносится на выяснение того, о чем идет речь в словосочетании – «Которое из окон мне открыть?».

Если берется отрицательное местоимение, то подчеркивается, что ни один из предлагаемых одушевленных или неодушевленных предметов не будет выбран – «Никакие книги, предложенные другом, мне не подошли».

Определительные указывают на то, что все выбранные лица когда-то совершали подобное действие, либо все предметы участвовали в каком-то действии – «Любой из нас врал родителям».

  1. Один из пассажиров уступил место беременной женщине.
  2. Никто из них не проронил ни слова.
  3. Любой из демократов выскажется в защиту своей партии.

Видео:Русский язык 8 класс (Урок№10 - Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№10 - Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор.)

Неопределенно-признаковые

В них главным словом является неопределенное местоимение, зависимое же может обозначать признак, указывать на предмет или место.

  1. На меня упало что-то тяжелое.
  2. Андрей наступил на что-то мягкое в темноте.
  3. Марина испугалась урагана – это было нечто необъяснимое.
  4. За дверью стоял кто-то в черном.
  5. Кто-то с пилой подрезал ветки с дерева.
  6. Где-то в поле жужжали майские жуки и стрекотали кузнечики.
  7. Откуда-то сверху донесся жалобный писк.
  8. Этот кирпич обязательно упадет кому-то на голову.

Видео:Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnline

Словосочетания со значением совместного действия

Существуют также неделимые словосочетания в предложении с определенным значением. В них зависимое слово может обозначать совместное действие, восприятие, а также тождественное отношение или признак. Там главное слово всегда стоит в именительном падеже, а зависимое – в творительном с предлогом «с».

Казалось бы, такое словосочетание может показаться свободным, так как оба слова (и главное, и зависимое) – синтаксически цельные. Но на невозможность разделения таких конструкций синтаксиса указывает сказуемое. Оно всегда стоит во множественном числе, в то время как главное слово – в единственном.

Обобщающее слово не может быть выражено синтаксически неделимым словосочетанием

  1. Мать с бабушкой поехали в гости.
  2. Сестра с братом слушали музыку в своей комнате.
  3. Дед с тетей Машей не любили танцевать.
  4. Лев с львицей грелись на солнышке в вольере.

Возьмите на заметку! Существует и обратная ситуация, когда такое словосочетание может стать свободным. Для примера можно сравнить два предложения:

  • Мама с дочкой шили платье на выпускной.
  • Мама с дочкой шила платье на выпускной.

И в том, и в другом предложении видно, что искомое словосочетание – «Мама с дочкой». Однако в первом примере, так как сказуемое стоит во множественном числе, – это синтаксически неделимое собирательное словосочетание, а во втором – абсолютно свободное, поскольку сказуемое «шила» имеет единственное число.

Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Словосочетания с конкретизирующим главным словом

Главное слово в таких словосочетаниях – это то, которое обозначает конкретный признак определенного предмета или действия. Он является его неотъемлемой частью.

  1. Клоун с печальными глазами играл с детьми.
  2. Река с крутыми берегами в тех краях – это Дунай.
  3. Котенок с белыми лапками играл в спальне.
  4. В этом магазине продается одежда большого размера.
  5. Во время киносеанса говорить громким голосом запрещается!
  6. Она решила отказаться по непонятной причине.

Видео:Прямое и переносное значение словаСкачать

Прямое и переносное значение слова

Словосочетания с составным сказуемым

В таких конструкциях неделимым словосочетание делает главное слово, которое является второй частью составного сказуемого. Она и является хранителем смысловой составляющей.

  1. Я хотел уехать давно.
  2. Она не пыталась понять его сложную натуру.
  3. Нина старалась не отстать от родителей.
  4. Виктор должен объяснить нам решение задачи.
  5. Мне надо узнать дату отъезда.
  6. Туда необходимо послать проверенного человека.
  7. Постройка оказалась недолговечной.
  8. Миша работал токарем.

Видео:Деепричастие и деепричастный оборот | Русский язык TutorOnlineСкачать

Деепричастие и деепричастный оборот | Русский язык TutorOnline

Метафорические словосочетания

Они имеют в своем составе главное слово, обладающее метафорическим значением. Примеры синтаксически неделимых словосочетаний подобного типа ниже:

  1. Лента реки красиво огибала остров.
  2. На небе ярко блестел серп луны.
  3. В зеркале льда отражались звезды.
  4. Свечи сосен топорщились по бокам аллеи.
  5. Наташа взъерошила ежик волос на голове.
  6. От Степана шли волны негодования.

Обобщающее слово не может быть выражено синтаксически неделимым словосочетанием

Важно! Не стоит путать метафорические неделимые словосочетания с общеязыковыми метафорами. Их метафорические значения уже почти исчезли со временем. Поэтому сейчас это обычные свободные словосочетания.

  1. После проехавшей машины поднялось облако пыли.
  2. На носу корабля стоял юнга.
  3. Под крылом самолета стояли ящики.

Видео:Русский язык 8 класс (Урок№13 - Подлежащее.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№13 - Подлежащее.)

Фразеологические словосочетания

Самыми известными примерами неделимых словосочетаний являются фразеологизмы. Ведь это фразы с устойчивым значением.

  1. Она устала за весь день, как белка в колесе.
  2. Денег у Вани в кошельке кот наплакал.
  3. Новый системный администратор работал в час по чайной ложке.
  4. Алиса неслась по коридору сломя голову.
  5. Андрей работал спустя рукава.

Видео:Какое из словосочетаний в переносном значении? Прямое и переносное значениеСкачать

Какое из словосочетаний в переносном значении? Прямое и переносное значение

Словосочетания с определенными словами

Существуют также цельноспаянные синтаксические конструкции, в которых главное слово – определенное существительное, не употребляющееся без вспомогательных. Таким существительным нужны некие «распространители», чтобы выполнить свою синтаксическую функцию сказуемого или обособленного приложения. Они обладают отвлеченным содержанием, не умеющим точно охарактеризовать предмет, информацию или действие.

  1. Анна Петровна – человек надежный.
  2. Ученые и писатели – люди интересные.
  3. Андрею Васильевичу, человеку опытному, все стало ясно из их разговора.
  4. У Елены Ивановны, женщины доброй, всегда было много друзей.
  5. Скрипка, вещь деликатная, с ней обращаются аккуратно.
  6. Сторожить бахчу – дело нехитрое.
  7. Торговать продуктами на рынке – занятие не для него.
  8. Мамин сад – место особенное.

Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Словосочетания с тавтологичным словом

В таких синтаксических конструкциях ученые-филологи имеют дело с употреблением синсемантичных слов. Это тавтологические, то есть повторяющие свой смысл слова.

  1. Девушка с изящной фигурой стояла на трамвайной остановке.
  2. Собака с длинным хвостом крутилась рядом.
  3. Мука грубого помола продается в соседнем отделе.

Пространственные, или временные словосочетания

Данные неделимые словосочетания имеют значение ограничения пространства или времени.

Обобщающее слово не может быть выражено синтаксически неделимым словосочетанием

  1. Он ездил часто от Москвы до Петербурга за 3-4 часа.
  2. С утра до вечера Соня слушала свои любимые песни.
  3. От дома до университета можно добраться на автобусе.

Синонимичные и неделимые словосочетания

Так называются те синтаксические конструкции, при которых одно и то же смысловое содержание выражается разной грамматической формой. Например, синтаксически неделимое словосочетание «ваза фруктов», а свободное и синонимичное ему – «ваза с фруктами».

Примеров очень много:

  1. Александр посмотрел с восхищением на свою подругу. – Александр посмотрел восхищенно на свою подругу (оба словосочетания в данном случае синтаксически свободны).
  2. Он увидел метр ткани, лежащий на столе. – Он увидел метровую ткань, лежащую на столе (в первом случае представлено синтаксически неделимое словосочетание, а во втором – свободное).
  3. Он увидел прекрасный город сегодня. – Он увидел прекрасный сегодняшний город (первое словосочетание – неделимое, или цельноспаянное, а второе – синтаксически свободное).

Неделимые словосочетания в роли подлежащего и сказуемого

О них также важно упомянуть. В каком предложении подлежащее выражено неделимым словосочетанием? Проще объяснить на примерах. В данном случае их тоже достаточно. К этой категории относятся следующие виды неделимых словосочетаний подлежащих:

  • Количественно-именные: «На старте стояло двенадцать человек», «Множество воробьев копошилось в песочнице», «В прихожей лежит мешок картошки». Во всех этих предложениях и в тех, что представлены ниже, подлежащее выражено неделимым словосочетанием.
  • Неопределенно-избирательные: «Кто-то из соседей жужжит пилой», «Что-то из вещей Анны лежало на столе».
  • Обобщенно-избирательные: «Любой из нас понимает слова гимна своей страны», «Каждый из них под подозрением».
  • Неопределенно-признаковые: «Что-то темное лежало на стуле», «Кто-то чужой вошел в сени».
  • Словосочетания со значением совместности «Дед с бабушкой поехали по грибы», «Отец с сыном чинили рыболовную сеть».
  • Словосочетания с конкретизирующим главным словом: «Обувь большого размера стояла в прихожей», «Девушка с красивыми волосами красовалась перед витриной».
  • Метафорические словосочетания: «Яблоко заката медленно уходило за линию горизонта», «У него была шикарная шапка кудрей».
  • Фразеологические словосочетания: «Бить баклуши – его постоянное занятие».

Обобщающее слово не может быть выражено синтаксически неделимым словосочетанием

Если брать неделимые конструкции, выступающие в роли сказуемого, то это будут следующие категории подобных словосочетаний:

  • Словосочетания с составным сказуемым: «Ты должен объяснить свое поведение».
  • Словосочетания с определенным словом: «Антон – человек добрый, он не откажется помочь».

Таким образом, анализируя неделимые словосочетания можно сказать, что это – цельные синтаксические конструкции. И их главная особенность – присутствие сильной взаимосвязи между главным и зависимым словом.

Синтаксически неделимые словосочетания, подлежащие или сказуемые, дополнения или обстоятельства, представляют собой единый член предложения. Главное слово в такой лексической конструкции раскрывает грамматическое значение в полной мере, а вещественное, или предметное значение несет в себе зависимое.

Разработка урока «Обобщающее слово при однородных членах предложения»

ТЕМА УРОКА: «ОБОБЩАЮЩЕЕ СЛОВО ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» (1 час)

продолжить работу по формированию умений находить в предложении однородные члены;

совершенствовать умения и навыки постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах предложения;

продолжить работу по формированию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

развивать у учащихся критическое мышление;

развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения;

повышать интерес к изучению русского языка.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал для учащихся.

Организация начала урока. Слайд № 2

Добрый день, ребята! Сегодня, в первые дни весны, у нас открытый урок, на который мы пригласили гостей .

Слайд 2. Вопросы классу:

– Какое у вас сегодня настроение?

– Влияет ли время года на настроение человека?

– Каким оно должно быть весной?

— С чем у вас ассоциируется весна?
(предполагаемые ответы учащихся)
… настроение по-весеннему прекрасное, природа возрождается в это время года.
… происходят обновления в природе.
… новые чувства, переживания, надежды.

Совершенно верно. Но начало весны ассоциируется еще и с Международным женским днем. В этот день вы должны быть более внимательны к мамам, бабушкам, сестрам, сверстницам.

А поскольку мы с вами находимся в преддверии женского праздника 8 Марта, то проведем генеральную репетицию. Я прошу мальчиков сделать комплименты девочкам, используя однородные члены предложения.

— Какие однородные члены предложения вы употребили?

— Еще какие члены предложения могут быть однородны?

— Перечислите основные признаки однородности?

— Что значит однородные и неоднородные определения? Когда определения однородны?

Наш урок я хочу начать словами замечательного русского писателя, нашего земляка А.П.Чехова.

3. Работа с эпиграфом. (Слайд № 3)

В человеке все должно быть прекрасно : и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

Как вы понимаете смысл высказывания А.П.Чехова?

Запись числа и классной работы.

— Дайте характеристику этому предложению. (У доски).

Чем интересно данное предложение с точки зрения синтаксиса? (в нем есть однородные члены предложения и обобщающее слово)

— Кто попробует начертить схему этого предложения?

— Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке? (Учащиеся формулируют тему урока).

Объявление темы урока и целей. Слайд 4.

Тема урока: «Обобщающие слова при однородных членах предложения»

Цель: развитие умений пунктуационно оформлять предложения с разными типами сочетаний однородных членов (однородные члены с бессоюзным и союзным соединением, с парным соединением, повторяющимися или составными союзами, с обобщающим словом); развитие метапредметных умений – умений классифицировать, определять отношения между родом и видом, целым и частью.

В ходе урока мы будем учиться составлять с вами кластер по данной теме, заполнение которого мы закончим на следующем уроке.

Слайд 5. Кластер (англ.) модель, схема свойств определённого термина.

Слайд 6. (у доски).Чтобы объяснить сущность понятия «обобщающее слово» давайте произведем его морфемный разбор.

Обобщение – об – приставка, общ- корень, ени – суффикс – е – окончание

— Каким способом образовано? (суффиксальным, от глагола обобщить )

Обобщение, — я, ср. 1. См. обобщить. 2. Общий вывод. Широкие обобщения.

Обобщить, — щу, -щишь; щённый (-ён, -ена); сов., что. Сделать вывод, выразить основные результаты в общем положении, придать общие черты чему-н. Обобщить свои наблюдения . Обобщить опыт.

Несов . Обобщать, -аю, аешь.

Слайд 7, 8, 9 . Слайды с животными, птицами и школьными предметами

Что же такое обобщающее слово? С этим понятием мы познакомились еще в 5 классе.

Что вы можете сказать о нем?

(обобщ.слово может находиться перед однородными и после однородных)

Изучение новых понятий и способов действия. Слайд 10 .

Проанализируем предложения из упражнения 230, стр.144. (выполняется устно).

— Что общего у этих предложений?

— Как выделенные слова соотносятся с однородными членами предложения по смыслу?

— Каким членом предложения являются ОС? (выполняют ту же синтаксическую функцию, что и однородные)

— Итак, какое место могут занимать ОС по отношению к однородным членам предложения?

— Какой вывод мы можем сделать о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом?

Таблица-памятка (раздаточный материал)

Слайд 11. Знаки препинания при однородных членах и обобщающих словах

Место обобщающего слова

Впереди однородных членов предложения

В детстве я часто путешествовал: летал самолетом, ездил на оленях, плавал на плотах, ходил пешком .

После однородных членов предложения

На столе лежали белые , грузди , маслята – мои любимые грибы

Перед однородными членами предложения, но после них предложение продолжается

Всюду: в лесах , на лугах , в полях – лежит снег.

— Переделайте высказывание А.П.Чехова так, чтобы ОС стояло после однородных членов предложения.

Давайте подытожим. Слайд 12.

— Какую информацию мы можем добавить в кластер?

— Каким членом предложения могут быть обобщающие слова?

— Какую синтаксическую функцию выполняют?

— Словами каких частей речи могут быть выражены?

(В роли обобщающих слов обычно выступают либо существительные и глаголы, либо местоимения и наречия: всё, все, это все, вот что, никто, ничто, везде, всюду, повсюду, нигде, никогда ).

Слайд 13 . Обобщающее слово может быть выражено синтаксически неделимым словосочетанием и фразеологическим оборотом.

— Что такое фразеологический оборот?

Он был мастер на все руки: слесарь, столяр, плотник и даже механик. (В.Короленко)

Три молодых дерева растут перед дверью пещеры: липа, береза, клен.

Какую функцию в данном тексте выполняют обобщающие слова? (объединяют однородные члены предложения)

— Каким членом предложения являются?

Умение обобщать – важное метапредметное умение, востребованное и при изучении других дисциплин. В логике существуют основные понятия классификации, которые служат для выражения отношения между классами: из двух классов тот, что содержит в себе другой, называется РОДОМ, а тот, что содержится, — ВИДОМ.

Обобщающие слова (или словосочетания) обозначают общее для нескольких предметов понятие, так называемый род предметов.

Однородные члены называют понятие, которые входят в более широкое родовое понятие, обозначают его конкретные виды.

— Какие примеры рода и вида вы можете привести из различных школьных дисциплин?

(например, при классификации жанров — на уроках литературы, классификации органов – на уроках биологии, классификации событий – на уроках истории)

Слайд 14. Укажите слово, которое не может быть обобщающим.

1-я группа – с двоеточием

2-я группа – с тире

3-я группа – с двоеточием и тире

Слайд 15. (Последнее предложение записать и проанализировать на доске).

Что такое обобщающие слова при однородных членах предложения?

Для начала вспомним, что такое однородные члены предложения.

Что такое однородные члены предложения?

Однородные члены предложения – это равноправные члены предложения, которые соединены сочинительной связью, отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.

Сочинительная связь между однородными членами осуществляется с помощью соединительных, противительных и разделительных союзов.

Однородные члены предложения могут быть выражены как словами одной части речи, так и словами разных частей речи.

Например:

  • В лесу я собирала грибы, землянику и листочки.

Грибы, землянику, листочки – это однородные члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос:

Собирала что? – грибы, землянику, листочки.

  • Скульптура была исполнена ювелирно, мастерски.

Исполнена как? – ювелирно, мастерски.

Что такое обобщающее слово при однородных членах предложения?

Обобщающее слово – это родовое понятие, общее название предметов или признаков.

Например:

  • В ней мне нравится всё: нос, губы, щеки.

В данном предложении обобщающим является слово “всё”, которое выражено местоимением.

“Нос”, “губы”, “щеки” – однородные члены предложения, которые уточняют общее название предмета (всё).

Как правило, обобщающие слова выражены местоимениями и наречиями:

  • никто, все, ничего, всегда, везде и т.п.

Пунктуация в предложениях с обобщающими словами

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после обобщающего слова ставится двоеточие:

  • Зимой мне не нравится буквально всё :снег, небо, воздух.

Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то перед обобщающим словом ставится тире:

  • Ни зверей, ни птиц –никого не было слышно этим утром в лесу.

Если рядом с обобщающим словом стоит вводное слово (например, словом, одним словом, короче говоря, а именно и др.), то оно отделяется от обобщающего слова запятой, например:

  • Ни зверей, ни птиц – короче говоря, никого не было слышно этим утром в лесу.

В данном случае тире ставится перед вводным словом “короче говоря”, которое запятой отделяется от обобщающего слова “никого”.

  • Зимой мне не нравится буквально всё, а именно :снег, небо, воздух.

Вводное слово “а именно” отделяется от обобщающего “всё” запятой и после него стоит двоеточие.

Поделиться или сохранить к себе: