Объектные отношения в словосочетаниях идти по бульвару

Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Объектные отношения в словосочетаниях идти по бульвару

Синтаксис — раздел науки о языке, в котором изучаются строение, грамматические значения и употребление в речи синтаксических единиц: словосочетаний и предложений.

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 1. Словосочетание и его грамматические признаки

Словосочетание — это соединение двух или нескольких самостоятельных (знаменательных) слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Например: белые березы, готовиться к занятиям, более трудная задача, выполнил вовремя и т. д. Словосочетание состоит из главного и зависимого компонентов, между которыми существуют подчинительные отношения. Иногда к словосочетаниям относят также соединения равных в синтаксическом отношении слов, связанных сочинительными отношениями (брат и сестра; красивый, но дорогой), а также сочетания подлежащего и сказуемого в предложении.
Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. В словосочетаниях могут выражаться следующие основные значения:
определительные (атрибутивные): между предметом и его признаком (солнечный день, тетрадь в клетку, яйца всмятку);
объектные: между действием и предметом, на который оно направлено (стремиться к знаниям, защищать Родину); между действием и орудием действия (стучать молотком) и т. п.;
обстоятельственные: между действием и местом, временем, причиной совершения действия или проявлением признака (уехать из города, вернуться поздно, отсутствовать по болезни, одет модно).

Примечание . В некоторых словосочетаниях может наблюдаться совмещение значений. Например: поездка в город — какая? и куда? (определительные и обстоятельственные отношения).

Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончаний, предлогов и порядка слов. Сравните: сибирская река, новые вещи, участвовать в экспедиции, идти в школу, бежать быстро.
По характеру главного слова словосочетания делятся на именные (с главным словом существительным, прилагательным или числительным), глагольные (с главным словом глаголом, причастием или деепричастием), наречные и местоименные. К именным относятся, например, словосочетания новый дом, книга с картинками, участник встречи, черный от загара, очень полезный, пятый с краю, двух учеников; к глагольным — совершить подвиг, поехал отдохнуть, работать добросовестно, покрасневший от смущения, радостно улыбаясь; к наречным — совершенно секретно, весьма важно, по-весеннему тепло; к местоименным — мы с тобой, каждый из нас.
Среди словосочетаний выделяются синтаксически неделимые, которые выступают в роли одного члена предложения: трое друзей, один из них, несколько книг и др. Например: Ночью Объектные отношения в словосочетаниях идти по бульварудва приятеля шли по Тверскому бульвару (Чехов).

§ 2. Связь слов в словосочетании и предложении

В русском языке существуют три основных вида (типа) подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление и примыкание.
Согласование — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное (т. е. согласуется с главным словом в роде, числе и падеже или в числе и падеже). Например: глубокая река, глубокий пруд, глубокое озеро, глубокого озера, глубокую реку, глубокие реки и озера, глубокими озерами и т. д. При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова.
Управление — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже независимо от того, в какой форме стоит главное слово. Например: читать книгу; читал, читала, читали, читает, читай, читающий, читая книгу. При управлении с изменением формы главного слова зависимое слово не изменяется (остается в том же падеже).
Примыкание — это такой вид подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречия, деепричастия, неопределенная форма глагола (инфинитив) и притяжательные местоимения его, ее, их. В словосочетании со связью примыкание зависимое неизменяемое слово соединяется с главным только по смыслу. Например: правдиво изобразить, правдиво изобразивший; по-осеннему хмурый, по-осеннему хмурого; собрался сделать, соберутся сделать; его дом, его дому.

Упр. 1. Заполните таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы. Определите, какие части речи выступают в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.

Согласование

Управление

Примыкание

Здание эл..ватора, легкое пр..к..сновение, к..сательная к окружности, ..десь не курят, качественное прил..гательное, ра..пространенное пр..дл..жение, пр..гласить на танец, пр..дл..гать помощь, пр..спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост..новка, наш пр..подаватель, пр..клонный возр..ст, пр..клонить к..лена, пр..имущество в игре, пр..ехал пр..смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр..одолеть пр..пятствия, его сб..режения, бежал не огляд..ваясь.

§ 3. Синтаксический разбор словосочетания

I. Выделить словосочетание из предложения.
II. Охарактеризовать строение словосочетания:
а) указать главное и зависимое слова;
б) назвать части речи, которыми они выражены;
в) определить тип связи (согласование, управление, примыкание).
III. Определить грамматическое значение словосочетания.

Язык есть вековой труд 4 целого поколения (Даль).
какой?
Вековой труд (прил. + сущ.). Тип связи — согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое). В словосочетании выражаются определительные (атрибутивные) отношения.

Объектные отношения в словосочетаниях идти по бульвару

Упр. 2. Сделайте синтаксический разбор выделенных словосочетаний. Выпишите из предложений другие примеры словосочетаний с разными видами связи.

Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием — самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности (В. Виноградов).
Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении и т. п. — всему этому учит нас грамматика. Но никакая грамматика не в силах заранее определить, какие именно слова должен выбрать человек и в каком порядке и соподчинении он должен расположить их для того, чтобы речь его была красочной, веской, убедительной, точной. Это в каждом отдельном случае он должен решить сам, и только сам (M. Исаковский).

§ 4. Тестовые задания

1. Какое словосочетание построено по модели «прил. + Объектные отношения в словосочетаниях идти по бульвару»?
а) вьющиеся растения
б) любой человек
в) изумительной красоты
г) в третьем классе

2. Какое словосочетание построено по модели « Объектные отношения в словосочетаниях идти по бульвару+ наречие»?
а) иди гулять
б) сделать случайно
в) ушел не попрощавшись
г) выбегая навстречу

3. Какое словосочетание построено по модели « Объектные отношения в словосочетаниях идти по бульвару+ наречие»?
а) крайне недовольный
б) практически не выполнимо
в) огорченно прошептал
г) (на улице) по-весеннему тепло

4. В каком словосочетании выражаются определительные отношения?
а) разговор по душам
б) прийти поговорить
в) близко от нас
г) руководить театром

5. В каком словосочетании выражаются обстоятельственные отношения?
а) яйца всмятку
б) вернуться к полуночи
в) приказал отступать
г) окончание школы

6. В каком словосочетании выражаются объектные отношения (действие и предмет, на который направлено действие)?
а) рисовать красиво
б) желание уехать
в) идти по бульвару
г) думать о друге

7. В каком словосочетании вид связи — согласование?
а) наши шефы
б) быстро доехать
в) прогулка верхом
г) выглянуло из-за туч

8. В каком словосочетании вид связи — управление?
а) немного странно
б) забыл рассказать
в) таять во мгле
г) рубашка навыпуск

9. В каком словосочетании вид связи — примыкание?
а) бутылка из-под молока
б) говорить по-французски
в) тринадцатая глава
г) глядеть по сторонам

Соблюдение говорящим синтаксических норм русского литературного языка, т. е. правил построения словосочетаний и предложений, является одним из показателей культуры речи.

§ 5. Нормы управления

Важное значение для построения предложений имеет правильный выбор падежной формы существительного, местоимения, а также правильный выбор предлога в словосочетаниях. Наиболее типичны следующие ошибки:
1. Предложное сочетание используется вместо беспредложной конструкции. Например: разъяснение о смысле указа вместо разъяснение смысла указа.
2. Беспредложная конструкция употребляется вместо предложного сочетания. Например: потребность знаний вместо потребность в знаниях.
3. В предложной конструкции используется неверный предлог. Например: указал о том вместо указал на то.
ЗАПОМНИТЕ:
характеристика кого, на кого: характеристика ученика, характеристика на ученика
заведовать (заведующий) чем: заведовать (заведующий) лабораторией
командовать (командующий) чем: командовать (командующий) армией
управлять (управляющий) чем: управлять (управляющий) банком, трестом
апеллировать к кому/чему: апеллировать к общественному мнению
говорить о ком/чем: говорить о сыне, о победе
гордиться кем/чем: гордиться внуком
задуматься над чем, о чем: задуматься над проблемой, задуматься о жизни
неприемлемый для кого/чего: неприемлемый для товарища, для переговоров
непримиримый к кому/чему: непримиримый к противникам, ко лжи
указать что, на кого/что: указать методическую литературу, указать на водителя, указать на недостатки, промахи
4. Неправильно используются предлоги ввиду, вследствие, благодаря, в силу для выражения причинно-следственных отношений; предлог по — для выражения временных значений; предлоги в, из — для обозначения пространственных отношений.
ЗАПОМНИТЕ: предлоги ввиду, вследствие, благодаря, в силу еще не потеряли своего первоначального лексического значения, связанного со значением их корней. Например, неудачным следует считать оборот благодаря пожару, поскольку предлог благодаря употребляется, когда речь идет о причинах, вызывающих положительный, желаемый результат.

Объектные отношения в словосочетаниях идти по бульвару

(благодаря стараниям, согласно приказу, вопреки указаниям)

Объектные отношения в словосочетаниях идти по бульвару

(ввиду болезни, вследствие засухи, в случае непогоды)

В связи с чем? (творительный падеж)
(в связи с выборами)

В книжной речи предлог по используется в значении «после» и сочетается с существительными в предложном падеже. Например: по приезде из столицы, по окончании спектакля.
При обозначении пространственных отношений для указания обратного направления предлогу в соответствует предлог из, а предлогу на — предлог с.

В Объектные отношения в словосочетаниях идти по бульваруИЗ
НА Объектные отношения в словосочетаниях идти по бульваруС

Например: поехал в Москву — приехал из Москвы; отправился на Кавказ — вернулся с Кавказа.
5. Неправильно используются конструкции со словами, близкими по значению, или однокоренными словами, требующими различного управления (разных падежей). Например: беспокоиться о ком-нибудь, но тревожиться за кого-нибудь.

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Смысловые отношения в словосочетаниях

Словосочетания по смысловым отношениям между компонентами делятся на 5 видов.

  1. атрибутивные,
  2. объектные,
  3. обстоятельственные,
  4. субъектные,
  5. комплетивные.

Объектные отношения в словосочетаниях идти по бульвару

Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Атрибутивные (определительные) отношения

Главное слово называет предмет, отвлеченное действие или отвлеченный признак, а зависимое слово дает характеристику этому предмету, действию, признаку. Такие смысловые отношения выражаются при помощи смыслового вопроса от главного слова к зависимому: какой? как? каким образом? в какой степени?

Примеры: вкусный компот, буран с севера, звезды с неба, возможность приехать, искренне радоваться.

Видео:Синтаксические отношения и виды синтаксической связи словСкачать

Синтаксические отношения и виды синтаксической связи слов

Объектные отношения

Главное слово действие или признак, а зависимое — предмет или лицо, то есть объекты, охваченные действием или признаком. При таком типе отношений используются смысловые вопросы косвенных падежей.

Примеры: вызывать родителей, воспитание мужества, заклеивая камеру, попросить уйти, далекий от реальности.

Видео:Семенова Д.Ю. Вопросы и ответы про объектные отношенияСкачать

Семенова Д.Ю. Вопросы и ответы про объектные отношения

Обстоятельственные отношения

Главное слово называет действие, а зависимое слово называет обстоятельство, при котором протекает это действие. Зависимое слово отвечает на вопросы: каким образом? когда? где? куда? почему? с какой целью?

Примеры: приехать вовремя, поет из-за грусти, поздоровался из вежливости.

Видео:Объектные отношения при личностных расстройствах. Екатерина Базарова.Скачать

Объектные отношения при личностных расстройствах. Екатерина Базарова.

Субъектные отношения

Главное слово обозначает отвлеченное действие или признак, а зависимое слово в родительном падеже обозначает того, кто совершает действие или обладает признаком.

Примеры: чириканье воробьев, блеск огней, приезд комиссии.

Зависимое слово может использоваться в дательном падеже со значением субъекта. Примеры: маме весело, братику больно.

Данные словосочетания легко перестроить в предложение, а родительный и дательный падеж заменить именительным падежом: чириканье воробьев — воробьи чирикают.

Видео:Базисный дефект в объектных отношениях Майкла Балинта [Психотерапия #63]Скачать

Базисный дефект в объектных отношениях Майкла Балинта [Психотерапия #63]

Комплетивные (восполняющие) отношения

Значение главного слова требует восполнения от зависимого слова своего значения. Наблюдается в цельных словосочетаниях, в которых нельзя поставить смысловой вопрос.

Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи. Видеоурок 2. Русский язык 11 классСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи. Видеоурок 2. Русский язык 11 класс

Отношения между компонентами словосочетания

Отношения между компонентами словосочетания

Смысловые отношения

атрибутивные (определительные какой /, чей?) главное слово существительное

обозначает предмет зависимое слово — любая часть речи обозначает признак: красивая мама, твоя книга, брат подруги

субъектные какой? главное слово существительное (отглагольное) обозначает действие зависимое слово сущ. в Р.п. (кого? чего?) обозначает субъект, который выполняет действие, названное сущ., гл. словом: бег спортсмена, разлив реки, приезд брата

объектные (вопросы косв.падежей)

главное слово — глагол обозначает действие

зависимое слово — существительное, местоимение обозначает объект, на который направлено это действие: купить книгу, написать письмо

зависимое слово сущ., местоим. (чем?) обозначает предмет, с помощью которого осуществляется действие: пилить пилой, писать ручкой

главное слово — прилагательное обозначает признак

зависимое слово — сущ., местоим. обозначает объект, на который направлен этот признак: гордый победой, надежный в дружбе

адвербиальные (обстоятельственные)

главное слово — глагол обозначает действие

зависимое слово — наречие, сущ., местоим., инфинитив дает различную характеристику этому действию: жить в палатке, приехать днем, бежать быстро

главное слово — прилагательное обозначает признак

зависимое слово — наречие обозначает степень проявления признака: очень красивый, весьма недурной

комплетивные (восполняющие) характерны для словосочетаний, в которых наблюдается семантическая зависимость компонентов; компоненты словосочетания — один член предложения: назвался груздем, два листа, слыть простаком

Атрибутивные, или определительные, отношения устанавливаются в словосочетаниях в том случае, если зависимый компонент указывает на признак, качество предмета и отвечает в большинстве случаев на вопросы какой? чей?

Субъектные отношения связаны с особым типом глагольных предложений, а также со страдательными оборотами. Такие словосочетания опираются на лексико-грамматическую природу глаголов страдательного залога и страдательных причастий. Зависимая форма имени существительного в них (творительный падеж) обозначает производителя действия или носителя состояния и отвечает на вопросы Р .п. кого? чего?

Объектные отношения возникают в таких словосочетаниях, где зависимый компонент обозначает предмет приложения действия или признака, названного главным словом, и отвечает на вопросы косвенных падежей, например: купить книгу, надежный в дружбе. Зависимый компонент может обозначать также орудие действия, например: пилить пилой.

Адвербиальные (обстоятельственные) отношения свойственны словосочетаниям глагольным, так как различные обстоятельственные значения всегда сопутствуют тем или иным действиям.

Комплетивные (восполняющие) отношения – это отношения, при которых главное слово является информативно недостаточным и требует необходимого пояснения (восполнения) зависимой словоформой (назвался груздем, слыть простаком).

Объектные отношения в словосочетаниях идти по бульвару

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.Тест на тему Словосочетание
Тест на тему Синтаксические связи и синтаксические отношения в словосочетании

#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. “Синтаксис словосочетания“, перейти на стр. “Предложение в таблицах“, “Члены предложения в таблицах“, “Пунктуация в таблицах“, “Синтаксический и пунктуационный разбор в таблицах“, на главную

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

💥 Видео

ТЕОРИЯ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.Скачать

ТЕОРИЯ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Классификация словосочетаний по главному словуСкачать

Классификация словосочетаний по главному слову

Психоанализ | Теория объектных отношенийСкачать

Психоанализ | Теория объектных отношений

Семенова Д.Ю. Обзор лекции "Современный психоанализ: теория объектных отношений"Скачать

Семенова Д.Ю. Обзор лекции "Современный психоанализ: теория объектных отношений"

Теория объектных отношений Маргарет Малер [Психотерапия #64]Скачать

Теория объектных отношений Маргарет Малер [Психотерапия #64]

Russian Studies P-10 M-04. Классификация словосочетаний по главному словуСкачать

Russian Studies P-10 M-04. Классификация словосочетаний по главному слову

Сочинительные союзы. Смысловые отношения в сложносочинённом предложенииСкачать

Сочинительные союзы. Смысловые отношения в сложносочинённом предложении

Russian Studies P-10 M-05. Синтаксические отношения и виды синтаксической связи словСкачать

Russian Studies P-10 M-05. Синтаксические отношения и виды синтаксической связи слов

Отношения между классами и объектамиСкачать

Отношения между классами и объектами

10 признаков того, что ваши отношения умерлиСкачать

10 признаков того, что ваши отношения умерли

Секция «Нейроисследования в современных международных отношениях»Скачать

Секция «Нейроисследования в современных международных отношениях»

Теория отношений. Выпуск 7.Скачать

Теория отношений. Выпуск 7.
Поделиться или сохранить к себе: