Объектно определительные отношения в словосочетании

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

ТЕМА: «Смысловые отношения между словами в словосочета­ниях»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1

ТЕМА: «Смысловые отношения между словами в словосочета­ниях».

ЦЕЛЬ: научиться определять смысловые отношения между словами в словосо-

1. Определить понятие:

Определительные отношения –_________________________________________

Объектные отношения –_______________________________________________

Обстоятельственные отношения –_______________________________________

2. Охарактеризуйтесмысловые отношения между словами в слово-сочета­ниях. ____________________________________________

1. Карданова М.А. Русский язык. Синтаксис [Электронный ресурс] : учеб. по- собие М.А. Карданова. – 2-е изд., стер. – М. : Флинта : Наука, 2012. – С. 31 – 33.

БЛОК ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Определите смысловые отношения в следующих словосочетаниях. Напишите с данными словосочетаниями 5 предложений.

Лазурный берег, найти счастье, очень красивый, очень красиво, три дня, что-то грандиозное, московская улица, Преображенская площадь, резать скаль-пелем, исключительно талантливый, весьма приятно, три дома, кто-то в поле, об-няться с сыном, обнять отца, обнимая отца, уехать сегодня, говорить внятно, слу-шать внимательно, Олимпийские игры, полет души, уйти от проблем, стремиться к знаниям, встретиться с сыном, исключительно дружески, по-весеннему теплый, сходить за ягодами, книга отца, платье с узорами, бегать не останавливаясь, при-ехать перед Пасхой, смотреть улыбаясь, твоя идея, десять негритят, по-детски наивный, мечтать о Париже, зайти повидаться, мебель из Румынии, девочка с ри-сунками, зимнее пальто, бокал из хрусталя, шуба матери, лететь над Сибирью, на-йти в книге, увидеть мир, летать на самолете, плыть на корабле, ехать на поезде, площадь Маяковского, институт нейрохирургии, свет в окне, радость жизни, из-вестный ученый, ораторская речь, телефонная связь.

ТЕМА: «Смысловые отношения между словами в словосочета­ниях».

Смысловые отношения между словами, входящими в слово­сочетание, бы-вают различными.

В одних словосочетаниях главные слова обозначают пред­меты, а зависимые слова — признаки этих предметов (качество, материал, принадлежность, порядко-вый номер), например: вкусная ягода, стеклянный сосуд (к а к а я ягода? к а к о й сосуд?), моя шапка (ч ь я шапка?), пятый дом (к о т о р ы й дом?). Отношения между словами, обозначающими предметы и их признаки, называются о п р е д е- л и т е л ь н ы м и.

В других словосочетаниях главные слова обозначают дейст­вия и состояния, а зависимые слова – разные предметы (объ­екты), связанные с этими действиями и состояниями, напри­мер: пилить дрова (ч т опилить?) (действие и предмет, на ко-торый оно направлено); пилить пилой (ч е м пилить?) (дей­ствие и орудие дейст-вия); помириться с товарищем (с к е м помириться?) (действие и его участник); тосковать о родине(о ч ё м тосковать?) (состояние и объект, с которым связано это состояние). Отношения между словами, обозначающими действия и предметы (объекты), называются о б ъ е к т ­н ы м и.

В третьих словосочетаниях главные слова обозначают дей­ствия, а зависи-мые – различные обстоятельства этих действий (время, направление действия, мессто, цель, качество и др.), на­пример: уехать завтра, уехать первого мая (к о г- д ауехать?) (время); пойти вправо(куда пойти?) (направление дейст­вия); жить в Харцызске (г д ежить?) (место действия); сделать назло (с к а к о й ц е л ь ю сде-лать?) (цель действия); отве­чать хорошо (к а котвечать?) (действие и его качест-во). Отношения между словами, обозначающими действия и их обстоя­тельства, называются о б с т о я т е л ь с т в е н н ы м и.

В четвёртых словосочетаниях главное слово обозначает ка­чество, а зависи-мое – степень этого качества или то, с чем сравнивается это качество, например: очень простодушный, очень простодушно (в к а к о й степени?) (степень качест-ва); по-весеннему свежий (сч е м сравнимый по свежести?) (ср. свежий, как вес-на).

Эти отношения тоже называются о б с т о я ­ т е л ь с т в е н н ы м и.

Некоторые словосочетания имеют двойственный характер отношений.

Рассмотрим пример: лодка с парусом. В этом словосочета­нии выражается отношение между двумя предметами: лодка(с ч е м?) с парусом, т. е. отношение объектное. Одновременно в этом словосочетании выражены и другие отношения: второй предмет (парус) отличает лодку от других лодок, служит при­знаком лод-ки: лодка (к а к а я?) с парусом, т. е. выражаются отношения определительные (ср.: парусная лодка). Следова­тельно, в данном сочетании имеются о б ъ е к т н о — о п р е д е ­л и т е л ь н ы е о т н о ш е н и я. Ср. ещё примеры словосочета­ний с та-кими отношениями: лодка с мотором, книга сестры, глаза ребёнка, ручка двери, девушка в красном платье и т. п.

Рассмотрим ещё пример: положить в коробочку. В этом словосочетании выражаются одновременно отношения между действием и предметом (поло-жить в о ч т о?) и действием и его направлением (положить куда?), т. е. отно-шения о б ъ е к т н о — о б с т о я т е л ь с т в е н н ы е. Ср. ещё словосочетания с такими отношениями: пролететь над домом, сунуть в карман, убрать в ящик, приехать на трамвае, прибыть на самолёте, ранить в сердце и т. п.

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Смысловые отношения в словосочетаниях

Словосочетания по смысловым отношениям между компонентами делятся на 5 видов.

  1. атрибутивные,
  2. объектные,
  3. обстоятельственные,
  4. субъектные,
  5. комплетивные.

Объектно определительные отношения в словосочетании

Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Атрибутивные (определительные) отношения

Главное слово называет предмет, отвлеченное действие или отвлеченный признак, а зависимое слово дает характеристику этому предмету, действию, признаку. Такие смысловые отношения выражаются при помощи смыслового вопроса от главного слова к зависимому: какой? как? каким образом? в какой степени?

Примеры: вкусный компот, буран с севера, звезды с неба, возможность приехать, искренне радоваться.

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Объектные отношения

Главное слово действие или признак, а зависимое — предмет или лицо, то есть объекты, охваченные действием или признаком. При таком типе отношений используются смысловые вопросы косвенных падежей.

Примеры: вызывать родителей, воспитание мужества, заклеивая камеру, попросить уйти, далекий от реальности.

Видео:Определительные отношения в структуре словосочетанияСкачать

Определительные отношения в структуре словосочетания

Обстоятельственные отношения

Главное слово называет действие, а зависимое слово называет обстоятельство, при котором протекает это действие. Зависимое слово отвечает на вопросы: каким образом? когда? где? куда? почему? с какой целью?

Примеры: приехать вовремя, поет из-за грусти, поздоровался из вежливости.

Видео:Синтаксические отношения и виды синтаксической связи словСкачать

Синтаксические отношения и виды синтаксической связи слов

Субъектные отношения

Главное слово обозначает отвлеченное действие или признак, а зависимое слово в родительном падеже обозначает того, кто совершает действие или обладает признаком.

Примеры: чириканье воробьев, блеск огней, приезд комиссии.

Зависимое слово может использоваться в дательном падеже со значением субъекта. Примеры: маме весело, братику больно.

Данные словосочетания легко перестроить в предложение, а родительный и дательный падеж заменить именительным падежом: чириканье воробьев — воробьи чирикают.

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Комплетивные (восполняющие) отношения

Значение главного слова требует восполнения от зависимого слова своего значения. Наблюдается в цельных словосочетаниях, в которых нельзя поставить смысловой вопрос.

Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Отношения между компонентами словосочетания

Отношения между компонентами словосочетания

Смысловые отношения

атрибутивные (определительные какой /, чей?) главное слово существительное

обозначает предмет зависимое слово — любая часть речи обозначает признак: красивая мама, твоя книга, брат подруги

субъектные какой? главное слово существительное (отглагольное) обозначает действие зависимое слово сущ. в Р.п. (кого? чего?) обозначает субъект, который выполняет действие, названное сущ., гл. словом: бег спортсмена, разлив реки, приезд брата

объектные (вопросы косв.падежей)

главное слово — глагол обозначает действие

зависимое слово — существительное, местоимение обозначает объект, на который направлено это действие: купить книгу, написать письмо

зависимое слово сущ., местоим. (чем?) обозначает предмет, с помощью которого осуществляется действие: пилить пилой, писать ручкой

главное слово — прилагательное обозначает признак

зависимое слово — сущ., местоим. обозначает объект, на который направлен этот признак: гордый победой, надежный в дружбе

адвербиальные (обстоятельственные)

главное слово — глагол обозначает действие

зависимое слово — наречие, сущ., местоим., инфинитив дает различную характеристику этому действию: жить в палатке, приехать днем, бежать быстро

главное слово — прилагательное обозначает признак

зависимое слово — наречие обозначает степень проявления признака: очень красивый, весьма недурной

комплетивные (восполняющие) характерны для словосочетаний, в которых наблюдается семантическая зависимость компонентов; компоненты словосочетания — один член предложения: назвался груздем, два листа, слыть простаком

Атрибутивные, или определительные, отношения устанавливаются в словосочетаниях в том случае, если зависимый компонент указывает на признак, качество предмета и отвечает в большинстве случаев на вопросы какой? чей?

Субъектные отношения связаны с особым типом глагольных предложений, а также со страдательными оборотами. Такие словосочетания опираются на лексико-грамматическую природу глаголов страдательного залога и страдательных причастий. Зависимая форма имени существительного в них (творительный падеж) обозначает производителя действия или носителя состояния и отвечает на вопросы Р .п. кого? чего?

Объектные отношения возникают в таких словосочетаниях, где зависимый компонент обозначает предмет приложения действия или признака, названного главным словом, и отвечает на вопросы косвенных падежей, например: купить книгу, надежный в дружбе. Зависимый компонент может обозначать также орудие действия, например: пилить пилой.

Адвербиальные (обстоятельственные) отношения свойственны словосочетаниям глагольным, так как различные обстоятельственные значения всегда сопутствуют тем или иным действиям.

Комплетивные (восполняющие) отношения – это отношения, при которых главное слово является информативно недостаточным и требует необходимого пояснения (восполнения) зависимой словоформой (назвался груздем, слыть простаком).

Объектно определительные отношения в словосочетании

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.Тест на тему Словосочетание
Тест на тему Синтаксические связи и синтаксические отношения в словосочетании

#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. “Синтаксис словосочетания“, перейти на стр. “Предложение в таблицах“, “Члены предложения в таблицах“, “Пунктуация в таблицах“, “Синтаксический и пунктуационный разбор в таблицах“, на главную

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

📸 Видео

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Словосочетание. Виды синтаксической связи. Видеоурок 2. Русский язык 11 классСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи. Видеоурок 2. Русский язык 11 класс

Выражение определительных отношений. Качественная характеристика предмета.Скачать

Выражение определительных отношений. Качественная характеристика предмета.

Виды придаточных. Определительнные придаточные | Русский языкСкачать

Виды придаточных. Определительнные придаточные |  Русский язык

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

05. Русский язык 8 класс - Словосочетание Его строение и грамматическое значение.Скачать

05. Русский язык 8 класс - Словосочетание  Его строение и грамматическое значение.

Определительные отношения в простом и сложном предложенияхСкачать

Определительные отношения в простом и сложном предложениях

Сложноподчиненное предложение | Русский языкСкачать

Сложноподчиненное предложение | Русский язык

Тема 4. СловосочетаниеСкачать

Тема 4. Словосочетание

Объектные отношения при личностных расстройствах. Екатерина Базарова.Скачать

Объектные отношения при личностных расстройствах. Екатерина Базарова.
Поделиться или сохранить к себе: