Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Синтаксические отношения в словосочетании
Классификация словосочетаний по грамматическому значению (синтаксическим отношениям).
Обстоятельства. Способы выражения обстоятельств.
Сложносочиненные предложения. Классификация предложения открытой структуры.
Классификация сложносочиненных предложений закрытой структуры.
Сложноподчиненные предложения. Классификация сложноподчиненных нерасчлененных предложений.
Классификация сложноподчиненных расчлененных предложений.
ОТВЕТЫ:
№1.Классификация словосочетаний по грамматическому значению (синтаксическим отношениям).
Словосочетания имеют грамматическую форму и собственное грамматическое значение. Грамматическое значение словосочетаний основывается на характере синтаксических отношений между его компонентами.
Существует семантическая классификация словосочетаний по характеру грамматического значения, по характеру отношений между главным и зависимым словом.
№ | Тип словосочетаний по грамматическому значению | Общая характеристика грамматического значения | Примеры |
Объектные | Действие, процесс + объект | Читать книгу | |
Атрибутивные | Предмет + признак | Красивая ручка | |
Обстоятельствен ные | Действие + обстоятельство его совершения | Приехал быстро | |
Комплетивные | Цельные | Стая уток | |
Субъектные | Зависимое слово — субъект действия | Смелость солдата |
Имеются словосочетания с синкретичным грамматическим значением, т.е. словосочетания, которые совмещают несколько грамматических значений.
Н-р, дом с мезанином (какой? с чем?) — по грамматическому значению это атрибутивно-объектное словосочетание.
дорога вдоль шоссе (какая? вдоль чего? где?) — по грамматическому значению это атрибутивно-объектно-обстоятельственное словосочетание.
Синтаксические отношения в словосочетании
Между компонентами словосочетания возникает смысловая связь, определяемая характером отношения зависимого слова к главному. Эти смысловые отношения — синтаксическое значение словосочетания.
Выделяют следующие виды синтаксических отношений:
1) Атрибутивные, или определительные, отношения устанавливаются в словосочетаниях в том случае, если зависимый компонент указывает на признак, качество предмета и отвечает в большинстве случаев на вопросы какой? чей? Например: новый дом, мой кот, тушь для ресниц, учитель химии. Возможность задать вопрос — дополнительный способ определения синтаксических отношений, основной же способ состоит в анализе роли зависимого компонента. Так в словосочетании учитель химии зависимый компонент «химии» является атрибутом (признаком) главного слова, но отнюдь не объектом приложения или обстоятельством совершения действия. Поэтому хотя формально мы можем задать к зависимому компоненту падежный вопрос (учитель (чего?) химии), синтаксическим значением этого словосочетания будут отношения атрибутивные.
В словосочетаниях с атрибутивными отношениями зависимое слово, как правило, имя прилагательное, причастие, порядковое числительное, местоименное прилагательное (например, сиреневый туман, прочитанная книга, вторая страница, мои друзья). Нередко зависимым компонентом является имя существительное (напр., ветка березы, пальто мамы, рубашка из ситца, рукав платья). Реже в атрибутивные отношения вступают наречия (напр., разговор по-английски, удар наотмашь, прогулка верхом) и инфинитивы (напр., желание увидеть, необходимость помочь, возможность учиться). Главное слово в таких словосочетаниях — имя существительное, крайне редко — субстантивированная часть речи (напр., некто неизвестный, новый знакомый).
2) Объектные отношения возникают в таких словосочетаниях, где зависимый компонент обозначает предмет приложения действия или признака, названного главным словом, и отвечает на вопросы косвенных падежей. Напр.: читать книгу, готовый к экзамену, склонный к полноте. Зависимый компонент может обозначать также орудие действия. Напр.: есть ложкой, шить иглой, вязать коклюшками.
Главное слово в таких словосочетаниях обычно бывает выражено глаголами и глагольными формами, прилагательными, словами категории состояния. Напр.: клеить обои, читая книгу, привычный к шуму, рад встрече, можно всем.
Реже это наречие (напр.: наперерез машине) или существительные со значением процессуальности (напр.: лечение больного, чтение книги, развитие болезни, выпуск продукции, проверка готовности). Такие существительные, как правило, можно заменить глаголами с постфиксом -ся: больной лечится, книга читается, продукция выпускается, готовность проверяется и т.п.
Зависимый компонент в словосочетаниях с объектными отношениями — имя существительное или субстантивированная часть речи. Напр.: встретить ее, навестить больного, мешать танцующим, приспособленный для двоих.
Реже значение объекта несет инфинитив. Напр.: попросил (о чем?) повторить, рекомендую (что?) прочитать.
Подвидом объектных отношений являются отношения субъектные: зависимое слово обозначает производителя действия или носителя состояния, обозначенного главным словом. Напр.: приезд гостей, приятно друзьям, строится плотниками, читаемая мною. В большинстве случаев такие словосочетания можно трансформировать в предикативные единицы: гости приехали, плотники строят, я читаю.
3) Обстоятельственные отношения возникают в таких словосочетаниях, где главное слово обозначает процесс, состояние, действие или признак, а зависимый компонент — разного рода обстоятельства протекания этого действия, то есть время, место, причину, цель, условие, количество, меру, степень, образ действия, или меру проявления признака, состояния. Зависимый компонент отвечает на разные обстоятельственные вопросы: зачем? где? когда? сколько? и под.
Напр.: сидеть дома, появиться вовремя, очень устать, приехать издалека, приготовить для опытов, слишком тихо, очень высокий.
Главное слово в таких словосочетаниях обычно глагол или глагольная форма, прилагательное, слово категории состояния (напр.: чересчур большой, приехавший вечером, чрезвычайно интересно); зависимый компонент — наречие, существительное, реже — инфинитив (напр.: говорил тихо, приехал в деревню, пошел пообедать).
4) Аппозитивные отношения некоторые ученые считают разновидностью атрибутивных: это отношения между существительным и существительным, стоящими в одном и том же падеже. Напр.: река Волга, физик-ядерщик, газета «Известия», студент Иванов, судьба-злодейка, дуб-богатырь. Как видим, здесь нет морфологического выражения зависимости, как в словосочетаниях с атрибутивными отношениями, главное слово определяется семантически, а не формально. В косвенных падежах между компонентами может быть несоответствие (напр.: на реке Томь, у озера Байкал), но в начальной форме падеж компонентов всегда совпадает.
5) Комплетивные отношения выделяют в таких словосочетаниях, где главное слово является информативно недостаточным и требует пояснения зависимым компонентом. Главное слово обычно местоимение, числительное, информативно недостаточный глагол. Напр.: несколько человек, много раз, два друга, становиться грустным, начал писать, нечто странное. Комплетивные отношения редко существуют изолированно, в чистом виде. Чаще всего они сосуществуют с какими-либо другими отношениями.
Напр.: подплыть к берегу — отношения комплетивные и
находиться в доме — обстоятельственные
увлекаться живописью — отношения комплетивные
В какой-то степени комплетивные отношения присутствуют почти в каждой связи, однако рекомендуем выделять их только в словосочетаниях, где главное слово самостоятельно не обозначает явление, действие, состояние (то есть информативно недостаточно).
Совмещение разных значений словосочетаний встречается нередко. Напр.: поездка (какая?) за город — основное значение — атрибутивное (сравн.: загородная поездка), добавочное — обстоятельственное (за город — указывает на место); посмотрел на дерево — основное значение объектное (дерево — объект, на который переходит действие), добавочное — обстоятельственное (на дерево — направление действия). Это касается, обычно, оттенков обстоятельственного значения.
№2 Обстоятельства. Способы выражения обстоятельств.
Обстоя́тельство в синтаксисе русского языка ― второстепенный член предложения, зависящий от сказуемого и обозначающий признак действия или признак другого признака. Обычно обстоятельства выражены в имени существительном в формах косвенных падежей или наречиями, хотя некоторые группы обстоятельств могут быть выражены деепричастным оборотом. Также они могут быть выражены инфинитивом, существительным в косвенном падеже с предлогом и без него и даже некоторыми фразеологизмами.
По значению, которое выясняется вопросами, обстоятельства делятся на следующие основные виды:
Обстоятельства | Что означают | Вопросы | Примеры |
Времени | Время | Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? | Придёт завтра. Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел (Н. Некрасов). От восхода до заката жизнью улицы кипят (Е. Трутнева). |
Образа действия и степени | Способ действия | Как? Каким образом? В какой степени? | Работать увлечённо. Снег падал медленно и бесшумно. (С. Антонов.) Не очень-то я его боюсь. (А. Островский.) Место оказалось совсем неудачным. (А. Гайдар.) |
Места | Место действия, направление, путь | Где? Куда? Откуда? | На рисунке |
Причины | Причину, повод | Почему? На каком основании? Отчего? По какой причине? | Не пошёл из-за болезни |
Цели | Цель совершения действия | Зачем? С какой целью? Для чего? | Уехать отдыхать |
Сравнения | Как? | За печкой тикал, как ходики, сверчок (К. Паустовский) | |
Условия | Условие совершения действия | При каком условии? | Отложить поездку в случае ухудшения погоды |
Уступки | Условие, вопреки чему | Вопреки чему? Несмотря на что? | Сделаем, несмотря на трудности |
При разборе предложения обстоятельство подчеркивается штрихпунктиром (— · — · —).
Обстоятельства сравнения с союзами как, словно, будто, как будто называются сравнительными оборотами и выделяются запятыми: Грач по нивам ходит важно, словно сельский агроном (М. Исаковский).
Способы выражения обстоятельств
Наречие | Ровно и сильно забарабанил дождь по крыше |
Существительное в косвенном падеже с предлогом и без него | На рассвете пошёл дождь. Слёзы лились ручьём по её лицу |
Инфинитив (со значением цели) | Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей (А. Чехов) |
Сравнительный оборот | Выступали, словно из тумана, горы |
Деепричастие (деепричастный оборот) | Прощаясь, мы крепко обнялись |
Словосочетание | Семь раз отмерь, один раз отрежь(Пословица) |
Фразеологический оборот | Я бежал сломя голову |
№3 Сложносочиненные предложения. Классификация предложения открытой структуры.
Сложносочиненныминазываются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.
В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:
1) ССП с соединительными союзами (и; да в значении и; ни . ни; тоже; также; не только . но и; как . так и);
2) ССП с разделительными союзами (то . то; не то . не то; или; либо; то ли . то ли);
3) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же).
Смысловая связь простых предложений, объединенных в сложное, различна. Они могут передавать:
— явления, происходящие одновременно.
Например: И далеко на юге шел бой, и на севере вздрагивала земля от бомбовых ударов, явственно приближавшихся ночью (в таких предложениях изменение последовательности частей предложения не меняет смысла);
— явления, происходящие последовательно.
Например: Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали (в этом случае перестановка предложений невозможна).
1. ССП с соединительными союзами (и, да /=и/, ни — ни, как — так и, не только — но и, тоже, также, да и).
В сложносочиненных предложениях с соединительными союзами могут выражаться:
— временные отношения.
Например: Наступило утро, и наш пароход подошел к Астрахани(сравните: Когда наступило утро, наш пароход подошел к Астрахани);
Союзы и, да могут быть как одиночными, так и повторяющимися:
Например: Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит (А.С. Пушкин) — описываемые явления происходят одновременно, что подчеркнуто использованием в каждой части повторяющихся союзов.
В саду раздавались голоса и был слышен смех — события происходят одновременно.
Я крикнул, и мне ответило эхо — второе явление следует за первым.
— действие и его результат.
Например: Пугачев дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили.
— причинно-следственные отношения.
Например: Несколько особенно мощно перекрытых блиндажей остались совсем целы, и иззябшие, измученные боем люди, валясь с ног от усталости и желания спать, всеми силами тянулись туда погреться;
Мне нездоровилось, и потому я не стал дожидаться ужина — второе явление является следствием первого, вызвано им, на что указывает конкретизатор — наречие потому.
Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет (И. А. Крылов).
Рассказчик замер на полуслове, мне тоже послышался странный звук— союзы тоже и также имеют ту особенность, что они стоят не в начале части.
Союзы тоже и также вносят в предложение значение уподобления. Например: И теперь я жил с бабушкой, она тоже перед сном рассказывала мне сказки. Союзы тоже и также стоят всегда внутри второй части сложносочиненного предложения. Союз тоже, как правило, употребляется в разговорной речи, союз также — в книжной.
Разговорный характер имеет также и союз да в значении и.
Например: Скрывать истину было бесполезно, да Серпилин и не считал себя вправе это делать.
2. ССП с противительными союзами (но, да /=но/, однако, а, же, зато).
В сложносочиненных предложениях с противительными союзами одно явление противопоставляется другому.
Например: Гроза была там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце.
С помощью союза однако передается оговорка к ранее сказанному. Например: Она едва могла принудить себя улыбнуться и скрыть свое торжество, однако ей удалось довольно скоро принять совершенно равнодушный и даже строгий вид.
Предложения данной группы всегда состоят из двух частей и, обладая общим противительным значением, могут выражать следующие значения:
Ей было около тридцати, однако она казалось совсем молодой девушкой — второе явление противопоставляется первому.
Одни помогали на кухне, а другие накрывали на столы — второе явление не противопоставлено первому, а сопоставлено с ним (замена союза а на но невозможна).
Союзы зато, но зато указывают на возмещение того, о чем говорилось в первом предложении.
Например: Лось ушел, зато рядом раздавался звук, издаваемый каким-то живым и, вероятно, слабым существом; Много труда предстоит ему, но зато зимой он отдохнет.
В значении противительных союзов употребляются частицы же, только.
Например: Голова еще болела, сознание же было ясное, отчетливое; Война ничего не отменила, только все чувства стали острей на войне.
Союз же, как и союзы тоже и также, всегда стоит не в начале второй части предложения, а непосредственно за словом, которое противопоставляется слову первой части.
Например: Все деревья выпустили клейкие листочки, дуб же пока еще стоит без листьев.
3. ССП с разделительными союзами (или /иль/, либо, не то — не то, то ли — то ли, то — то).
В сложносочиненных предложениях с разделительными союзами указывается на такие явления, которые не могут происходить одновременно: они или чередуются, или одно исключает другое.
Например: В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колеса тачек; То моросил дождь, то падали крупные хлопья снега – союз то — то указывает на чередование явлений.
На Пересыпи не то что-то горело, не то восходила луна — союз не то— не то указывает на взаимоисключение явлений.
Только иногда мелькнет березка или мрачной тенью встанет перед тобой ель — союз или указывает на взаимоисключение явлений.
То ли скрипит калитка, то ли потрескивают половицы — союз то ли— то ли указывает на взаимоисключение явлений.
Разделительные союзы или и либо могут быть одиночными и повторяющимися.
При более подробном описании типов ССПвыделяют еще три разновидности ССП: ССП с присоединительными, пояснительными и градационными союзами.
Присоединительными являются союзы да и, тоже, также,помещенные в нашей классификации в группу соединительных союзов.
Пояснительными являются союзы то есть, а именно:
Например: Его выгнали из гимназии, то есть свершилось самое для него неприятное.
Градационные союзы — не только. но и, не то чтобы. но.
Например: Не то чтобы он не доверял своему напарнику, но кое-какие сомнения на его счёт у него оставались.
Сложносочиненное предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.
Сложносочиненные предложения | Простые предложения с однородными членами предложения |
Свистящим шепотом перекинулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей. | И вдруг еще один жук отвалил от танцевавшего в воздухе роя и, оставляя за собой большой, пышный хвост, пронесся прямо к поляне. |
Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть. | Повинуясь этому могучему чувству, он вскочил на ноги, но тут же, застонав, присел на медвежью тушу. |
Шумит лес, лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод. | В хорошую погоду лес клубился шапками сосновых вершин, а в непогодь, подернутый серым туманом, напоминал помрачневшую водную гладь. |
Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый булыжник, или вырастет на мгновение серая каменная баба, или перебежит дорогу суслик, и опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи. | Приходилось стоять, закрыв глаза, прислонившись спиной к стволу дерева, или присаживаться на сугроб и отдыхать, чувствуя биение пульса в венах. |
Сложносочиненные предложения открытой структуры
Союзы, используемые в сложносочиненных предложениях открытой структуры, делят по значению на две группы: соединительные и разделительные. Различия между этими группами союзов состоят не только в выражаемых ими смысловых отношениях, но и в их функции в структуре предложения.
1. Соединительныесоюзы не являются абсолютно необходимым строевым элементом сложносочиненного предложения открытой структуры. Типовое значение соединительных предложений создается не союзами, а самим фактом открытости структуры и однотипностью частей, составляющей конструктивный признак предложений открытой структуры. Поэтому отношения соединительного перечисления могут быть выражены как союзами, так и бессоюзно. Соединительные союзы в составе открытых структур лишь подчеркивают смысловую однотипность частей и цельность предложения; ср.: И воздух тут чистый, и солнце, и холодком от речки тянет. – Воздух тут чистый, солнце, холодком от речки тянет; Ни ветка не зашуршит, ни птица не запоет, ни зверек никакой не пискнет. – Ветка не зашуршит, птица не запоет, зверек никакой не пискнет.
По характеру временнóй соотнесенности между частями различают соединительные предложения одновременности и предложения следования: Глубоко внизу сигналили машины, гремела арматура, раздавалась барабанная дробь пневматических ломов (Ант.); В сенях послышался шорох, с лязгом упал железный засов, щелкнул крючок, и ржаво заскрипел ключ в замке (Наг.). В предложениях одновременности части объединены общностью временнóго значения. В предложениях следования каждая из частей имеет свое временнóе значение, в таких предложениях сообщается о нескольких следующих друг за другом событиях.
2. Разделительныесоюзы, напротив, являются необходимым элементом структуры сложносочиненного предложения, так как именно они вносят в предложение тот модальный оттенок потенциальности, значение выбора, которые составляют сущность отношений разделительного перечисления и отличают разделительные предложения от перечислительных. Именно поэтому разделительные отношения не могут быть выражены в бессоюзных сложных предложениях.
Среди разделительных предложений выделяют предложения взаимоисключения и предложения чередования. Они различаются союзами и выражаемыми ими смысловыми отношениями.
В предложениях взаимоисключения перечисляется ряд предполагаемых явлений, реальное существование одного из которых исключает все остальные. Эти предложения образуются с помощью союзов или, либо, не то … не то, то ли …то ли: Имение продано или торги не состоялись (Ч.); Не то спишь, не то бодрствуешь, не то грезишь (К.); То ли не вовремя вырулила на бетонную полосу другая машина, то ли заходит на посадку самолет, имеющий преимущество в очередности, то ли еще что-нибудь (Гал.).
В предложениях чередования перечисляется ряд событий, которые повторяются чередуясь. Предложения чередования имеют общий временнóй план (прошедшего, настоящего или будущего), который строится на отношениях следования одного явления за другим, и организуются союзом то…то: То Ипполиту Матвеевичу казалось, что он никогда не покидал Старгорода, то Старгород представлялся ему местом совершенно незнакомым (И. и П.).
№4 Классификация сложносочиненных предложений закрытой структуры.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
ТЕМА: «Смысловые отношения между словами в словосочетаниях»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1
ТЕМА: «Смысловые отношения между словами в словосочетаниях».
ЦЕЛЬ: научиться определять смысловые отношения между словами в словосо-
1. Определить понятие:
Определительные отношения –_________________________________________
Объектные отношения –_______________________________________________
Обстоятельственные отношения –_______________________________________
2. Охарактеризуйтесмысловые отношения между словами в слово-сочетаниях. ____________________________________________
1. Карданова М.А. Русский язык. Синтаксис [Электронный ресурс] : учеб. по- собие М.А. Карданова. – 2-е изд., стер. – М. : Флинта : Наука, 2012. – С. 31 – 33.
БЛОК ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Определите смысловые отношения в следующих словосочетаниях. Напишите с данными словосочетаниями 5 предложений.
Лазурный берег, найти счастье, очень красивый, очень красиво, три дня, что-то грандиозное, московская улица, Преображенская площадь, резать скаль-пелем, исключительно талантливый, весьма приятно, три дома, кто-то в поле, об-няться с сыном, обнять отца, обнимая отца, уехать сегодня, говорить внятно, слу-шать внимательно, Олимпийские игры, полет души, уйти от проблем, стремиться к знаниям, встретиться с сыном, исключительно дружески, по-весеннему теплый, сходить за ягодами, книга отца, платье с узорами, бегать не останавливаясь, при-ехать перед Пасхой, смотреть улыбаясь, твоя идея, десять негритят, по-детски наивный, мечтать о Париже, зайти повидаться, мебель из Румынии, девочка с ри-сунками, зимнее пальто, бокал из хрусталя, шуба матери, лететь над Сибирью, на-йти в книге, увидеть мир, летать на самолете, плыть на корабле, ехать на поезде, площадь Маяковского, институт нейрохирургии, свет в окне, радость жизни, из-вестный ученый, ораторская речь, телефонная связь.
ТЕМА: «Смысловые отношения между словами в словосочетаниях».
Смысловые отношения между словами, входящими в словосочетание, бы-вают различными.
В одних словосочетаниях главные слова обозначают предметы, а зависимые слова — признаки этих предметов (качество, материал, принадлежность, порядко-вый номер), например: вкусная ягода, стеклянный сосуд (к а к а я ягода? к а к о й сосуд?), моя шапка (ч ь я шапка?), пятый дом (к о т о р ы й дом?). Отношения между словами, обозначающими предметы и их признаки, называются о п р е д е- л и т е л ь н ы м и.
В других словосочетаниях главные слова обозначают действия и состояния, а зависимые слова – разные предметы (объекты), связанные с этими действиями и состояниями, например: пилить дрова (ч т опилить?) (действие и предмет, на ко-торый оно направлено); пилить пилой (ч е м пилить?) (действие и орудие дейст-вия); помириться с товарищем (с к е м помириться?) (действие и его участник); тосковать о родине(о ч ё м тосковать?) (состояние и объект, с которым связано это состояние). Отношения между словами, обозначающими действия и предметы (объекты), называются о б ъ е к т н ы м и.
В третьих словосочетаниях главные слова обозначают действия, а зависи-мые – различные обстоятельства этих действий (время, направление действия, мессто, цель, качество и др.), например: уехать завтра, уехать первого мая (к о г- д ауехать?) (время); пойти вправо(куда пойти?) (направление действия); жить в Харцызске (г д ежить?) (место действия); сделать назло (с к а к о й ц е л ь ю сде-лать?) (цель действия); отвечать хорошо (к а котвечать?) (действие и его качест-во). Отношения между словами, обозначающими действия и их обстоятельства, называются о б с т о я т е л ь с т в е н н ы м и.
В четвёртых словосочетаниях главное слово обозначает качество, а зависи-мое – степень этого качества или то, с чем сравнивается это качество, например: очень простодушный, очень простодушно (в к а к о й степени?) (степень качест-ва); по-весеннему свежий (сч е м сравнимый по свежести?) (ср. свежий, как вес-на).
Эти отношения тоже называются о б с т о я т е л ь с т в е н н ы м и.
Некоторые словосочетания имеют двойственный характер отношений.
Рассмотрим пример: лодка с парусом. В этом словосочетании выражается отношение между двумя предметами: лодка(с ч е м?) с парусом, т. е. отношение объектное. Одновременно в этом словосочетании выражены и другие отношения: второй предмет (парус) отличает лодку от других лодок, служит признаком лод-ки: лодка (к а к а я?) с парусом, т. е. выражаются отношения определительные (ср.: парусная лодка). Следовательно, в данном сочетании имеются о б ъ е к т н о — о п р е д е л и т е л ь н ы е о т н о ш е н и я. Ср. ещё примеры словосочетаний с та-кими отношениями: лодка с мотором, книга сестры, глаза ребёнка, ручка двери, девушка в красном платье и т. п.
Рассмотрим ещё пример: положить в коробочку. В этом словосочетании выражаются одновременно отношения между действием и предметом (поло-жить в о ч т о?) и действием и его направлением (положить куда?), т. е. отно-шения о б ъ е к т н о — о б с т о я т е л ь с т в е н н ы е. Ср. ещё словосочетания с такими отношениями: пролететь над домом, сунуть в карман, убрать в ящик, приехать на трамвае, прибыть на самолёте, ранить в сердце и т. п.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Синтаксические отношения между компонентами словосочетаний
Слова, входящие в словосочетания, находятся в различных семантико-синтаксических отношениях друг с другом. Обобщенно эти отношения можно свести к основным:
а) атрибутивные (например: тетрадь студента, интересное сочинение);
б) объектные (например: составить тезисы, любоваться закатом, чтение книги),
в) субъектные (например: данный людьми, освобожденный армией),
г) обстоятельственные с различными значениями: определительно-обстоятельственными (говорить с увлечением, рассказывать интересно), временными (вернуться через час, расцветать весной), пространственными (находиться в комнате, жить неподалеку), причинными (отсутствовать по болезни, споткнуться сослепу), целевыми (уехать лечиться, сделать назло) и др.;
д) комплетивные (восполняющие) (например: два угла, слыть простаком).
Примечание. О случаях совмещения в словосочетании различных значений (объектно-обстоятельственных, определительно-объектных, определительно-обстоятельственных; ср.: хранить в портфеле, бутерброд с ветчиной, флаги на башнях), а также о переходных случаях см. раздел «Второстепенные члены предложения». Такие дополнительные оттенки значений обычно проявляются в условиях контекста предложения.
Нетрудно видеть, что синтаксические отношения между компонентами словосочетаний сопоставимы с отношениями между членами предложения, однако нельзя смешивать одни с другими, так как некоторые отношения получают свое выражение только в предложении. Так, в предложении Мальчиком он работал мальчиком у сапожника второе слово мальчиком входит в состав словосочетания (работал мальчиком), тогда как роль первого слова мальчиком и присущее ему значение времени уясняются только в предложении.
Отношения между компонентами словосочетания зависят не только от принадлежности их к той или другой части речи, но и от лексических значений как главного слова, так и подчиненного. Например, сопоставляя словосочетания поразить пулей и лететь пулей, любоваться лесом и идти лесом, мы видим, что при одинаковой лексико-грамматической природе главного слова и при полном совпадении зависимого слова в сопоставляемых словосочетаниях смысловые отношения в них различные: в словосочетаниях поразить пулей, любоваться лесом — отношения объектные, а в словосочетаниях лететь пулей, идти лесом — отношения обстоятельственные. То же самое мы найдем, если в сопоставляемых словосочетаниях сохраним без изменения главное слово, но зависимое слово возьмем с другой семантикой, например: говорить с братом — говорить с увлечением (в первом словосочетании отношения объектные, во втором — обстоятельственные).
В связи с этим одинаковые или близкие отношения могут быть в тех словосочетаниях, где главные слова относятся к различным частям речи, но имеют общую семантическую основу: устать с дороги — усталый с дороги (сохраняются обстоятельственно-причинные отношения); читать книгу — чтение книги (объектные отношения) и т.п.; чаще всего это наблюдается в словосочетаниях, где главным словом является существительное, образованное от глагола (встретиться с товарищем — встреча с товарищем, писать другу — письмо другу) или от прилагательного (готовый к услугам — готовность к услугам, верный обещанию — верность обещанию). В других случаях конструкция словосочетания при тех же условиях меняется; это наблюдается, например, в словосочетаниях с переходным глаголом: беспредложный винительный падеж зависимого слова заменяется родительным, если главным словом становится отглагольное существительное того же корня, например: читать книгу — чтение книги, выделать кожу — выделка кожи. Иногда беспредложная конструкция заменяется предложной, например: любить родину — любовь к родине, уважать старших — уважение к старшим.
На этом основании могут возникнуть параллельные конструкции, например: письмо отцу (глагольный тип — под влиянием беспредложной конструкции писать отцу и письмо к отцу (именной тип), командование полком (глагольный тип) и командование полка (именной тип).
По образцу возникших моделей создаются аналогичные конструкции: ср. именные словосочетания с предлогом к типа жалость к ребенку, интерес к живописи.
🔍 Видео
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Согласование, управление, примыканиеСкачать
Синтаксические отношения и виды синтаксической связи словСкачать
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Объектные отношения при личностных расстройствах. Екатерина Базарова.Скачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи. Видеоурок 2. Русский язык 11 классСкачать
Теория объектных отношений Маргарет Малер [Психотерапия #64]Скачать
Словосочетание. Свободные и несвободные словосочетания. Русский язык.Скачать
Семенова Д.Ю. Вопросы и ответы про объектные отношенияСкачать
Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать
Детский психоанализ, женская грудь и объектные отношения по Мелани Кляйн [Психотерапия #54]Скачать
Базисный дефект в объектных отношениях Майкла Балинта [Психотерапия #63]Скачать
Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать