О школьных годах ударение годах

Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать

Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударения

Правописание слова «годы» и «года» во множественном числе: когда как верно, примеры употребления

Писать «годы» или «года» следует в зависимости от общего смысла предложения, от того, что вы им хотите сказать, какую мысль выразить. Слово «год» во множественном числе правильно пишется с окончанием «», если имеется в виду единица измерения времени или его отрезок, более-менее точно отграниченный каким-либо фактом, признаком или событием:

  • «В мусульманском (исламском) календаре високосные годы отсутствуют»;
  • «Чарльз Гудьир потратил многие годы на поиски способов стабилизации каучука, пока не получил продукт, пригодный для массового производства и применения – резину».
  • «Лучшие годы для начала занятий творческой деятельностью – от начала физиологического созревания организма (9-15 лет) до полного формирования структур головного мозга (21-27 лет)»;
  • «В последние годы отмечается небольшое, но стабильно фиксируемое снижение темпов роста населения Земли относительно спрогнозированных 15-20 лет тому назад».

Частичный синоним (для возрастных стадий человеческой жизни) – «лета́» («зрелые лета», «юношеские лета»; ударение на «а»). Применительно к человеку употребляется только в индивидуальном порядке: «первые годы брачной жизни» – правильно; «первые лета брачной жизни» – стилистически некорректно. Тот же синоним, архаичный – «ле́ты» (ударение на «е»: «Скромней бы надо быть, С таким несчастием, да в ваши леты»; М. Ю. Лермонтов, «Маскарад»)

Видео:Школьные годы или школьные года? Какое окончание выбрать? | Русский языкСкачать

Школьные годы или школьные года? Какое окончание выбрать? | Русский язык

Когда пишется года́

Форма множественного числа от «год»«года́» – с ударением на «а» употребляется, когда подразумевается скорее всего критерий умственной и нравственной (интеллектуально-моральной) зрелости человека или время совершения легендарных событий, то есть фактически в переносном значении:

  • «Мои года – моё богатство» (Б. Окуджава);
  • «В те баснословные года – незрелы были мы тогда – но как мы верили в себя…».

Видео:Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский языкСкачать

Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский язык

Тонкие нюансы

Существует случай, когда можно писать или «годы», или «года», по выбору автора. Это – если подразумевается течение времени, то есть опять-таки в переносном (косвенном) значении. И вот тут имеется довольно тонкий момент: когда вы хотите подчеркнуть, что время идёт плавно, неторопливо, и воспринимаете его ход философски, желательно писать всё то же «годы». К примеру, «проходят года» и звучит, и читается не очень-то гладко, а вот «проходят годы» гораздо лучше.

«Года» в данном смысле более подойдёт для выделения скоротечности и необратимости перемен во времени; преимущественно с оттенком ностальгии: «летят года», «умчались те года», «где они, мои молодые года?» Синонимом в таком смысле будет уменьшительное «годки» (ударение на «и»): «Эх, гульнуть бы, как в прежние годки!»

Для обозначения череды тяжёлого или чем-то ещё примечательного времени из одного года и/или ряда лет подходит и то, и другое («послевоенные годы – послевоенные года»; «смутные годы – смутные года»). Синонимы «годи́на» («голодная година», «лихая година»), «лихолетье» («неурожайное лихолетье»).

Видео:Е. Петросян - монолог "Школа-школа!" (1980)Скачать

Е. Петросян - монолог "Школа-школа!" (1980)

Грамматика

Слово «год» – имя существительное мужского рода 2-го склонения. После количественных числительных (кроме «один», «одного») и определительных наречий в смысле сколько-то, столько-то («мало», «много», «несколько», и т.п.) употребляется преимущественно супплетивная форма родительного падежа множественного числа «лет» («от двух лет»; «маловато ему ещё лет»), но допустимо писать также «годов» или, уменьшительное, «годков» либо «годиков» («а годиков-то тебе сколько от роду?»). К слову, «супплетивная» форма по-русски значит просто-напросто «видоизменённая».

В статье Викисловаря о слове «год» определительные наречия отчего-то названы местоимениями, но это ещё полгреха. Там же, бог весть с какой причины, предлагается предложный падеж «годе» и местный «(в) году». Местный падеж в русском языке если и нужен, то не для этого слова, а «в прошлом годе» или, скажем, «о том годе» давным-давно не говорят и в вятской глубинке. В живом современном русском языке слово «год» склоняется таким образом:

  • Именительный: год (полн.), годо́к, го́дик (уменьш.) (ед. ч.); го́ды/года́ (полн.), го́дики, годки́ (уменьш.), лета́ (супплетивн.) (мн. ч.).
  • Родительный: го́да (полн.), годка́, го́дика (уменьш.) (ед. ч.); годо́в (полн.), годко́в, го́диков (уменьш.), лет (супплетивн.) (мн. ч.).
  • Дательный: го́ду (полн.), годку́, го́дику (уменьш.) (ед. ч.); года́м (полн.), го́дикам, годка́м (уменьш.), лета́м (супплетивн.) (мн. ч.).
  • Винительный год (полн.), годо́к, го́дик (уменьш.) (ед. ч.); го́ды/года́ (полн.), го́дики, годки́ (уменьш.), лета́ (супплетивн.) (мн. ч.).
  • Творительный: го́дом (полн.), годко́м, го́диком (уменьш.) (ед. ч.); года́ми (полн.), годка́ми, го́диками (уменьш.), лета́ми (супплетивн.) (мн. ч.).
  • Предложный: году́ (полн.), годке́, го́дике (уменьш.) (ед. ч.); года́х (полн.), го́диках, годка́х (уменьш.), лета́х (супплетивн.) (мн. ч.). Архаичная (устаревшая) форма единственного числа го́де («А в позапрошлом годе хлебов не уродило»).

Видео:Ударение ТОП 5 ошибок | Русский язык ЕГЭ ОГЭ 2023 | Онлайн-школа EXAMhackСкачать

Ударение ТОП 5 ошибок | Русский язык ЕГЭ ОГЭ 2023 | Онлайн-школа EXAMhack

Значение

Существительное «год» в русском языке употребляется в следующих значениях:

    Календарный год – несистемная единица измерения времени, равная 365 суткам (обычный) или 366 суткам (високосный) в юлианском и григорианском календарях; 355 суткам в мусульманском (исламском) и 355 суткам (обычный) или 385 суткам (високосный) в иудейском (еврейском) календарях. Календарные годы делятся на 12 месяцев. Христианский год заканчивается в полночь 31 декабря и одновременно, в ноль часов ноль минут ноль секунд 1 января, начинается следующий (Новый) год. Празднуется по местному времени. Погодное летоисчисление ведётся и часы сверяются по Всемирному координированному времени UTC (Coordinated Universal Time), приуроченному к астрономическому времени на Гринвичском меридиане. Стандартный год по UTC солнечный (вычисляется по видимому движению Солнца на небесной сфере). Исламский и иудейский годы лунные, вычисляются по смене фаз луны.

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Видео:Почему мы ненавидим школу #ShortsСкачать

Почему мы ненавидим школу #Shorts

Сочинение на тему школьные годы чудесные 4, 6, 9, 11 класс

Детство — это, пожалуй, лучшая пора в нашей жизни, она такая беззаботная и увлекательная. А школьные годы — это поистине самое ценнейшее время для каждого из нас. В школе мы проводим треть своего дня, изучая что-то новое, открывая для себя всё больше и больше законов, на которых строится этот интересный, но в то же время такой сложный и таинственный мир. В данном учебном учреждении нас готовят к взрослой жизни, к необычайно трудным испытаниям, которые ждут нас за стенами школы.

Каждый наверняка помнит свой первый день в школе — первое сентября. Нас вели за ручку родители, а внутри было такое непередаваемое ощущение, словно сейчас разгадаешь какую-то мировую тайну. Все стоят на линейке возле нарядной школы, и у каждого школьника в руках шикарный букет цветов, который предназначается его классному руководителю, человеку, который в будущем будет значить для него так же много, как член семьи. Вот первоклассники заходят в свой первый классный кабинет, им предстоит проучиться в нём четыре года, каждый день наполняя свой разум новыми знаниями. Здесь же дети знакомятся со своими первыми школьными друзьями. Каждый день становится ещё интереснее, чем прежде, когда на перемене можно поиграть с друзьями или насладиться разговором.

Школьные годы проходят мгновенно. Мы открываем её двери, будучи ещё совсем детьми, которым чуждо серьёзное отношение к жизни, а выходим оттуда уже повзрослевшими людьми, у которых есть чёткое определение жизни и конкретно поставленные цели. Многие даже не задумываются о том, какой большой вес в их жизни имеют школьные годы, как они значимы для дальнейшего восприятия мира, ведь именно в школе у ребёнка формируются какие-то взгляды на жизнь, появляется осознанное отношение ко всему происходящему вокруг, здесь человек учится общаться с людьми, совершает ошибки и проделывает важную работу над ними.

Школьные годы чудесные. Как же жаль, что многие из нас понимают эту очевидную вещь только после окончания школы. Мы не успеваем поблагодарить должным образом учителей и хорошо проститься со всеми школьными друзьями, не успеваем начать ценить это время по-настоящему, а после жалеем о своём отношении к нему.

Видео:ТЕСТ на знание СССРСкачать

ТЕСТ на знание СССР

Сочинение рассуждение 2

Когда я встречаю знакомых, которые уже окончили школу, то спрашиваю их: вспоминают ли они школьные годы и если да, то с какими чувствами. Ответы разные. Кто-то вспоминает это время – как самое счастливое и весёлое, другие говорят, что класс был не дружный и учителя злые, третьи отвечают – обычные годы, ну хуже и не лучше, чем сейчас.

Многие хотят, чтобы школа быстрее закончилась. Мечтают о студенческой жизни, а потом хорошей работе. Я же считаю, что мои школьные годы – это интересное и очень хорошее время. Я буду вспоминать эти 10 лет как не зря потраченные годы. Мне повезло – у нас дружный класс. Многих из моих одноклассников я знаю с 1 класса, а некоторых даже с детского сада. Я знаю, что могу попросить друзей о помощи и они непременно помогут. Не только по учёбе, но и в других ситуациях.

Вспоминаю с улыбкой первый раз в первый класс. Огромный букет цветов и бантики. Тогда я очень волновалась, думала, что такое школа? Но познакомившись с первой учительницей, волноваться перестала. Она была и строгой, и доброй одновременно. Первые годы пролетели очень быстро.

В пятом классе я уже считала себя взрослой и смотрела не первоклашек со снисхождением. Старшие классы – это уже не начальная школа. Учёба мне даётся не легко, но я стараюсь сама решать трудности. Считаю, что это своего рода подготовка к взрослой жизни. Школьные годы – это пока ещё детство, беззаботное, не считая уроков.

Но не всё в школе – это уроки и домашние задания. Мы с одноклассниками часто ходим в кафе, кино, театры, на концерты, просто гуляем и отмечаем дни рождения. Мне очень нравилась детская традиция приносить в класс конфеты на день рождения у угощать одноклассников. Увы, в старших классах она не сохранилась. Если в школе какое-то мероприятие, мы всем классом участвуем в нём. А ещё я мечтаю со всеми одноклассниками пойти в поход. Куда-нибудь на 1-2 дня. Говорят, такие мероприятия сближают ещё больше. Уверена, что даже после окончания школы мы будем с одноклассниками общаться.

Впереди экзамены, последний звонок и выпускной. Мы готовимся к ЕГЭ, начали думать, как и где отметить выпускной. Волнительно и одновременно грустно оттого, что школьные годы уже не вернуть. Пора определяться, тем, кто этого ещё не сделал, с дальнейшей жизнью.

Если после окончания школы кто-нибудь спросит меня, что я думаю о годах, проведённых в этом учебном заведении, я непременно отвечу: школьные годы – чудесные!

Школьные годы – чудесные. Все мы появляемся на свет глупыми, неопытными и совсем необразованными карапузами. Но на протяжении нашей жизни мы учимся. Учимся ходить, есть, прыгать, играть. Но для того, чтобы обеспечить себе успешную и счастливую жизнь не достаточно только таких навыков. Мы должны знать грамматику, уметь решать задачи, изучать окружающий мир с точки зрения науки и многое другое. И всему этому нас учит школа. Школа учит нас всему важному, тому, что поможет нам в дальнейшем. Учит тому, что хорошо, а что плохо. Школа даёт не только образование, она остерегает нас от напастей и негатива взрослой самостоятельной жизни. Она также воспитывает в нас любовь к родине, человечность, нравственные качества. Мы получаем общественно-политическое, правовое воспитание. Школа раскрывает в нас личность. Мы становимся чем-то большим. Не просто материальное тело с мозгами, а тело со своими принципами и взглядом на жизнь, с чувствами и состраданием, со знанием своего долга и обязанностей. Но школа не может навязывать что-либо, она лишь направляет нас на лучший путь. Она вроде стержня, который подталкивает для побед и свершений. И за все это нужно благодарить учителей. Учитель – это очень сложная и требующая терпения работа. Только тот, кто считает себя достойным этого звания идёт в ряды этой благородной профессии. Когда я училась в начальных классах, я хотела стать учителем. Хотела давать другим знания и направлять их, но со временем я поняла, что не смогу работать с детьми, так как каждый из них индивид и к каждому из них нужен свой подход. И плюс ко всему у меня недостаточно терпения для этого. Чтобы не говорили другие, я считаю, что учитель самая важная работа, ведь у всех, даже великих людей, были учителя. Они главная составляющая школьного коллектива. На первый взгляд школа это всего лишь образовательное учреждение, но наверно каждый знает, что это далеко не так. Школа это не просто строгие правила и каноны, это сплоченный и в то же время разносторонний коллектив. Когда впервые ты ступаешь на порог школы, ты ещё не знаешь, что пришло время стать частью чего-то большего. На мой взгляд (хотя я учусь в 9 классе) школа – это большое королевство. Здесь есть свои правители и подчиненные, правила и законы, мудрецы и шуты, рыцари и принцессы. Не хватает только волшебства, хотя, разве не волшебство то, что происходит за стенами этого царства. Мир и покой. Каждый из нас воспринимает школу по-своему. Для одних это храм науки и познания, для других наказание. Они считаю, что их заставляют ходить туда, считают, что им это не нужно. Трудно признавать, но каждый хоть раз думал так. А ведь действительно, тебя отрывают от твоей беззаботности, от твоего детства и кидают в рутину серых будней, однообразности и строгого порядка. Но со временем понимаешь, что это действительно нужно. Ведь в будущем тебе также придется ходить на работу. И пока учеба наша единственная и главная обязанность, мы должны её выполнять. Когда в голову лезут такие мысли, я стараюсь отогнать их, потому что для меня школа это всё то самое королевство, в котором мне хорошо и свободно. Но как бы хорошо не было, приходит время уходить, покидать привычную рутину, скрип половиц в школьном коридоре, запах свежевыпеченных булочек из столовой и многое другое. Покидать привычную для тебя обстановку кажется невообразимым. Так как в этом году я в 9 классе мне нужно будет решить уйти или остаться. Думаю я не смогу покинуть школу в таком возрасте. Я остаюсь не только потому, что хочу получить хорошее образование после 11 класса, а потому, что я считаю себя неподготовленной к взрослой, самостоятельной жизни. Большинство моих одноклассников уйдут после 9-го класса и разбредутся кто куда. И честно говоря, мне будет не хватать обычной школьной жизни. Ведь вместе с ними уйдёт и часть меня. Они та часть школьной жизни, которая украшает яркими красками серую однообразность будней. В моем королевстве они моя семья. Они всегда меня поддерживают, помогают, верят в меня, радуются моим маленьким победам. Насколько я помню, мы никогда не ссорились. Мы умеем слушать и прислушиваться друг к другу. Все трудности, которые иногда появляются, мы стараемся решить вместе. Мы опора друг для друга. Пройдут годы. Мы обязательно будем вспоминать свою школу, учителей, одноклассников, мы будем рассказывать о ней своим детям. Эти воспоминания будут светлыми, ведь «школьные годы — чудесные». Автор: Юсупова Айсылу Гумеровна, ученица 9 класса МБОУ «Тлянче-Тамакская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.Х.Шарипова». Республика Татарстан, Тукаевский район с.Тлянче-Тамак.

Руководитель: Закирова Раушания Талгатовна, учитель русского языка и литературы.

Видео:Ударение ТОП 5 ошибок | Русский язык ЕГЭ ОГЭ 2023 | Онлайн-школа EXAMhackСкачать

Ударение ТОП 5 ошибок | Русский язык ЕГЭ ОГЭ 2023 | Онлайн-школа EXAMhack

Рассуждение

Я до сих пор вспоминаю чудесные годы, хоть уже учусь в колледже. Я вспоминаю приятные моменты, связанные со школьными годами. У меня было очень много друзей, класс у нас был дружный, а также замечательная классная руководительница по имени Мария Степановна. Она была очень добра с каждым учеником и находила подход даже к дрочунам. Ученики ее любили и старались хорошо себя вести.

В школьные годы, мы часто ходили на разные мероприятия, например, в кинотеатры, смотрели поучительные фильмы на большом экране, в театры, а также в походы в лес. Там проводилось множество конкурсов между классами как спортивных, так и творческих. После всех соревнований, мы сидели в кругу одноклассников и учителя и жарили сосиски и картофель на огне.

Я очень любил учиться, меня можно было назвать приличным учеником. Я сидел на первой парте, хотел скорей многому научиться и получить новые знания. Также мне нравилась и физкультура, у меня была хорошая спортивная подготовка, так как я ходил в лыжную секцию. Я бегал быстрее всех, прыгал в длину дальше всех. Особенно мне нравилось, когда мы всем классом играли в различные командные игры, например, волейбол и баскетбол. Также мне нравился урок труда, я помню как сделал из дерева первую разделочную доску и подарил ее маме на праздник восьмое марта, ей было очень приятно и она меня похвалили. Позже я начал с отцом уже делать и другие полезные вещи из дерева.

Школа меня подготовила к взрослой жизни, дала мне много жизненного опыта и конечно же знаний, которые мне пригодились и сейчас. Особенно мне запомнился наш последний звонок. Это был одновременно грустный и веселый день. Мы грустили от того, что расстаемся со школой, с нашим учителем. Но было как-то приятно и радостно от того, что переходим на новый этап жизни. В этот день все были прекрасны. Девочки одеты в нарядные платья, мальчики в костюмы. Наша учительница была особенно прекрасна и ей было очень грустно расставаться с нами.Она очень прикипела к каждому из нас и даже заплакала под финальную песню о школе.

Нужно ценить школьные годы по-настоящему. Ведь они проходят мгновенно. Не успеваешь оглянуться и ты уже совсем взрослые и школа уже совсем позади. Школа необходима каждому, ведь она формирует восприятие мира у ребенка. В школе ребенок учиться общаться со сверстниками и взрослыми людьми, учиться работать над ошибками, формируются свои жизненные взгляды. Я очень скучаю по школе.

3, 4, 6, 8, 9, 11 класс

Другие темы: ← Дорога в космос↑ На свободную темуУченье — свет, а неученье — тьма →

Видео:Егэ русский 2023 ожидание/реальность, часть 2 #егэ2023 #егэпорусскомуСкачать

Егэ русский 2023 ожидание/реальность, часть 2 #егэ2023 #егэпорусскому

Сочинение школьные годы чудесные

Помню свой первый школьный день – свое первое сентября. Это один из самых дорогих дней в моей жизни. Возле нарядной и красивой школы играет музыка. Много цветов. Как будто на праздничном вокзале кого-то провожают. И среди них – ты. Ты отправляешься в дальнюю дорогу, в путешествие в страну под названием Школа.
За время этого путешествия мы узнали много нового, открыли неразгаданные тайны. Еще утром не догадывались, почему бывает день и ночь, а теперь можем сами кому угодно объяснить.

Мы познакомились с различными растениями, и научились их сами выращивать. Мы узнали, что такое электричество, и оно стало нашим другом. И самое главное: мы поняли, какое великое чудо – книга.

С каждым годом я с нетерпением жду первое сентября. Для меня это праздник, который я запомню на всю жизнь.

Школьные годы – самые беззаботныеи самые счастливые годы. Хотя некоторые так не считают и хотят быстрее покинуть школу, хотят быть самостоятельными, взрослыми. И порой забывают о том, что взрослый мир – очень непростой мир.

У каждого из нас есть свои проблемы, которые нам кажутся очень важными. Мы считаем, что нас нагружают, не понимают, заставляют учиться, не разрешают долго гулять. Поэтому и мечтаем быстрее стать самостоятельными. Но мы не задумываемся о том, что во взрослой жизни намного тяжелее. М.

Матусовскии подметил, что вместе с окончанием школы заканчивается наше детство:

Как елочный праздник, кончаются сказки, Как лента в кино, обрываются сны. Уже не надеясь на чьи-то подсказки, Мы сами решать все задачи должны.

Некоторые считают, что все школы одинаковы. Но это не так. Школ много, но каждая школа, как и человек, имеет свое лицо, душу, сердце. А душа школы зависит от главных действующих лиц – учеников и учителей. Каждый из нас запоминает что-то свое о родной школе.

Для одних – это дискотеки и школьные вечера, для других – олимпиады, конкурсы, любимые уроки. Но самое главное – в школе мы обрели настоящих друзей. Говорят, что школьная дружба самая крепкая. Может быть, потому, что мы много времени проводим вместе, хорошо знаем друг друга.

И, конечно же, на вечерах школьных друзей нам всегда будет что вспомнить о нашей школьной “прикольной” жизни.

Школьные годы пролетают очень быстро. Нам некогда подумать о прожитых годах. Но все же хотя бы иногда, войдя в свою школу, нужно остановиться на мгновение и подумать о том, что нас ждет хороший день.

Нас встретят учителя, весь смысл жизни которых – научить тому, что знают сами. Они развивают наше внимание, память, воображение. Они помогают нам найти свой путь в жизни.

А самое главное – своими делами и своим словом преподают нам самую главную науку – быть людьми.

Учитель ведет нас сквозь годы детства, юности, совершает каждодневный, подчас незаметный подвиг – отдает нам свои знания, вкладывает в своих учеников частицу своего сердца. Наверное, у каждого из нас есть любимый учитель. Чаще это классный руководитель.

У некоторых – это учитель-предметник. За что мы любим учителя? Скорее всего, за доброту и справедливость, за интересные уроки и творческий подход к своему делу.

Великое счастье – встретить такого учителя, который своей добротой, любовью к предмету разжигают в своих учениках искры творчества.

Время не стоит на месте. Пройдут года, неузнаваемой станет жизнь. Наверное, исчезнет ряд сегодняшних профессий, появятся новые.

Но пока существует человечество, сохранится высокое звание – учитель, который не представляет свою жизнь без учеников, без школы.

Это они, настоящие учителя, делают все, чтобы наши школьные годы действительно были чудесными. Поэтому слова Андрея Дементьева нужно помнить всегда:

Не смейте забывать учителей. Пусть будет жизнь достойна их усилий. Учителями славится Россия. Ученики приносят славу ей.

Видео:НАСКОЛЬКО ВЫ УМНЫ для своего возраста? ТестСкачать

НАСКОЛЬКО ВЫ УМНЫ для своего возраста? Тест

Популярные сочинения

  • Образ поэта в лирике Пушкина сочинение
    Александр Сергеевич Пушкин — это, бесспорно, наиглавнейший и самый обожаемый писатель России. На его творческом процессе родилось много поколений лучших ценителей родной письменности.
  • Сочинение Что такое Разлука
    Сегодня я хочу рассказать о том, как я понимаю такое чувство, как «разлука». Это очень трогательная и актуальная для меня тема, которая задевает меня за живое всегда.
  • Сочинение 1 день из моей жизни
    Утро моего брата, как правило, начинается с утренней зарядки. Что же касается меня, лучше всего мне помогает проснуться музыка. Именно поэтому я всегда кладу плеер либо телефон на столик возле кровати

Видео:ШКОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗ ЕГЭ ЗА ДЕНЬГИ / Школьники отвечают на школьные вопросы по русскому языкуСкачать

ШКОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗ ЕГЭ ЗА ДЕНЬГИ / Школьники отвечают на школьные вопросы по русскому языку

Сочинение на тему «Школьные годы чудесные» – RuMozg

Школьные годы – незабываемая пора, полная впечатлений, новых открытий и достижений. Окончив школу и шагнув во взрослую жизнь, все с улыбкой на лице вспоминают чудесное время, проведенное в стенах, ставших такими родными.

Со школьными годами связано множество важных событий: первая “пятерка”, первый экзамен, первая любовь.

Иногда нам кажется, что этот период мы проводи бессмысленно, впустую тратим свою жизнь, но это не так, ведь именно здесь закладывается надежный фундамент для нашего будущего.

Я хорошо помню, как пошла в первый класс. Погода в тот день была солнечной, мама купила большой и красивый букет, чтобы поздравить классного руководителя с Днем знаний. Я очень волновалась все утро, даже не стала завтракать, лишь наспех выпила чай. Мама помогала мне собираться, чтобы я выглядела нарядно и смогла произвести хорошее первое впечатление.

Видео:рн#2. ЗВОНИТЬ с ударением на О. Безграмотность или языковая закономерность?Скачать

рн#2. ЗВОНИТЬ с ударением на О. Безграмотность или языковая закономерность?

«Годы» Или «Года»: Как Правильно?

Видео:рн#8. на/в Украине. Предлог, ударение, происхождение словаСкачать

рн#8. на/в Украине. Предлог, ударение, происхождение слова

«Годы» или «года»: как правильно?

Видео:1 сентября #shortsСкачать

1 сентября #shorts

Правописание слова “годы” и “года” во множественном числе: когда как верно, примеры употребления

Писать «годы» или «года» следует в зависимости от общего смысла предложения, от того, что вы им хотите сказать, какую мысль выразить. Слово «год» во множественном числе правильно пишется с окончанием «», если имеется в виду единица измерения времени или его отрезок, более-менее точно отграниченный каким-либо фактом, признаком или событием:

  • «В мусульманском (исламском) календаре високосные годы отсутствуют»;
  • «Чарльз Гудьир потратил многие годы на поиски способов стабилизации каучука, пока не получил продукт, пригодный для массового производства и применения – резину».

Та же самая форма множественного числа «го́ды» (под ударением «о») употребляется, если нужно отметить определённый, но не обязательно датированный этап времени:

  • Лучшие годы для начала занятий творческой деятельностью – от начала физиологического созревания организма (9-15 лет) до полного формирования структур головного мозга (21-27 лет)»;
  • «В последние годы отмечается небольшое, но стабильно фиксируемое снижение темпов роста населения Земли относительно спрогнозированных 15-20 лет тому назад».

Частичный синоним (для возрастных стадий человеческой жизни) – «лета́» («зрелые лета», «юношеские лета»; ударение на «а»). Применительно к человеку употребляется только в индивидуальном порядке: «первые годы брачной жизни» – правильно; «первые лета брачной жизни» – стилистически некорректно. Тот же синоним, архаичный – «ле́ты» (ударение на «е»: «Скромней бы надо быть, С таким несчастием, да в ваши леты»; М. Ю. Лермонтов, «Маскарад»)

Видео:Как Быстро Делать Уроки? #школа #учебаСкачать

Как Быстро Делать Уроки? #школа #учеба

Когда пишется года́

Форма множественного числа от «год» – «года́» – с ударением на «а» употребляется, когда подразумевается скорее всего критерий умственной и нравственной (интеллектуально-моральной) зрелости человека или время совершения легендарных событий, то есть фактически в переносном значении

  • «Мои года – моё богатство» (Б. Окуджава);
  • «В те баснословные года – незрелы были мы тогда – но как мы верили в себя…».

В данном случае «лета́» – полный синоним; частичный, применительно к событиям «времена» («былые времена»).

Видео:ЛЕГЕНДАРНЫЙ ТРЕК | Ударения рэпом | Новый хит всех 11-классников! | ЕГЭ Русский язык | prod. DOMBOIСкачать

ЛЕГЕНДАРНЫЙ ТРЕК | Ударения рэпом | Новый хит всех 11-классников! | ЕГЭ Русский язык | prod. DOMBOI

Тонкие нюансы

Существует случай, когда можно писать или «годы», или «года», по выбору автора. Это – если подразумевается течение времени, то есть опять-таки в переносном (косвенном) значении. И вот тут имеется довольно тонкий момент: когда вы хотите подчеркнуть, что время идёт плавно, неторопливо, и воспринимаете его ход философски, желательно писать всё то же «годы». К примеру, «проходят года» и звучит, и читается не очень-то гладко, а вот «проходят годы» гораздо лучше.

«Года» в данном смысле более подойдёт для выделения скоротечности и необратимости перемен во времени; преимущественно с оттенком ностальгии: «летят года», «умчались те года», «где они, мои молодые года?» Синонимом в таком смысле будет уменьшительное «годки» (ударение на «и»): «Эх, гульнуть бы, как в прежние годки!»

Для обозначения череды тяжёлого или чем-то ещё примечательного времени из одного года и/или ряда лет подходит и то, и другое («послевоенные годы – послевоенные года»; «смутные годы – смутные года»). Синонимы «годи́на» («голодная година», «лихая година»), «лихолетье» («неурожайное лихолетье»).

Видео:Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!Скачать

Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!

Грамматика

Слово «год» – имя существительное мужского рода 2-го склонения. После количественных числительных (кроме «один», «одного») и определительных наречий в смысле сколько-то, столько-то («мало», «много», «несколько», и т.п.) употребляется преимущественно супплетивная форма родительного падежа множественного числа «лет» («от двух лет»; «маловато ему ещё лет»), но допустимо писать также «годов» или, уменьшительное, «годков» либо «годиков» («а годиков-то тебе сколько от роду?»). К слову, «супплетивная» форма по-русски значит просто-напросто «видоизменённая».

В статье Викисловаря о слове «год» определительные наречия отчего-то названы местоимениями, но это ещё полгреха. Там же, бог весть с какой причины, предлагается предложный падеж «годе» и местный «(в) году». Местный падеж в русском языке если и нужен, то не для этого слова, а «в прошлом годе» или, скажем, «о том годе» давным-давно не говорят и в вятской глубинке. В живом современном русском языке слово «год» склоняется таким образом:

  • Имени год (полн.), годо́кго́дик (уменьш.) (ед. ч.); го́ды/года́ (полн.), го́дикигодки́ (уменьш.), лета́ (супплетивн.) (мн. ч.).
  • Роди го́да (полн.), годка́го́дика (уменьш.) (ед. ч.); годо́в (полн.), годко́вго́диков (уменьш.), лет (супплетивн.) (мн. ч.).
  • Да го́ду (полн.), годку́го́дику (уменьш.) (ед. ч.); года́м (полн.), го́дикамгодка́м (уменьш.), лета́м (супплетивн.) (мн. ч.).
  • Винительный год (полн.), годо́кго́дик (уменьш.) (ед. ч.); го́ды/года́ (полн.), го́дикигодки́ (уменьш.), лета́ (супплетивн.) (мн. ч.).
  • Твори го́дом (полн.), годко́мго́диком (уменьш.) (ед. ч.); года́ми (полн.), годка́миго́диками (уменьш.), лета́ми (супплетивн.) (мн. ч.).
  • Предложный: году́ (полн.), годке́го́дике (уменьш.) (ед. ч.); года́х (полн.), го́дикахгодка́х (уменьш.), лета́х (супплетивн.) (мн. ч.). Архаичная (устаревшая) форма единственного числа го́де («А в позапрошлом годе хлебов не уродило»).

Видео:Промывание мозгов вместо патриотизма в российской школе (English subs) / @Max_KatzСкачать

Промывание мозгов вместо патриотизма в российской школе (English subs) / @Max_Katz

Значение

Существительное «год» в русском языке употребляется в следующих значениях:

  1. Календарный год – несистемная единица измерения времени, равная 365 суткам (обычный) или 366 суткам (високосный) в юлианском и григорианском календарях; 355 суткам в мусульманском (исламском) и 355 суткам (обычный) или 385 суткам (високосный) в иудейском (еврейском) календарях. Календарные годы делятся на 12 месяцев. Христианский год заканчивается в полночь 31 декабря и одновременно, в ноль часов ноль минут ноль секунд 1 января, начинается следующий (Новый) год. Празднуется по местному времени. Погодное летоисчисление ведётся и часы сверяются по Всемирному координированному времени UTC (Coordinated Universal Time), приуроченному к астрономическому времени на Гринвичском меридиане. Стандартный год по UTC солнечный (вычисляется по видимому движению Солнца на небесной сфере). Исламский и иудейский годы лунные, вычисляются по смене фаз луны.
  2. То же – отрезок времени, равный 12-ти календарным месяцам. Употребляется в бытовом обиходе, юриспруденции (праве), бизнесе, технике и других областях деятельности. Исчисляется начиная от некоторого значащего момента (реализации товара, оформления сделки, оглашения приговора и т.п.): «Гарантия на этот утюг два года (24 мес.) от дня продажи»; «Данный контракт автоматически продлевается на последующие годы, если ни одна из сторон не заявила о намерении расторгнуть его не менее чем за 2 месяца до истечения в текущем году, считая по дате заключения»; «Дали ему за всё про всё три года десять месяцев на общей зоне». Общеупотребительная дробная единица «полгода»: «Период выявления в эксплуатации скрытых производственных дефектов продукции машиностроения должен составлять не более полугода, а высокотехнологичных изделий – не более 3-х месяцев и стремиться к нулю».
  3. Год жизни – указывает возраст человека (в общем смысле – живого существа). Продолжительность года жизни равна календарному, но исчисляется по дням рождения. Возраст живого индивидуума обозначается в полных годах, полностью прожитых от дня рождения до дня рождения (частично прожитый текущий год не учитывается). К примеру, «Мне 43 года» по умолчанию значит, что автор высказывания пребывает на 44-м году жизни. К возрасту умерших иногда приписывается неполный год смерти, если до неё от последнего дня рождения прошло более полугода: «В. Г. Ян (Янчевецкий), писатель. – (79 лет)».
  4. Астрономические годы Земли (аномалистический, драконический (затменный), сидерический, тропический) – периоды смены относительного положения Земли и небесных тел в инерциальных и неинерциальных системах отсчёта. Узкоспециальные термины. Переменные (медленно меняющиеся) величины. Измеряются в земных сутках и секундах системы СИ.
  5. Сидерический год – промежуток времени, через который повторяется видимое положение Солнца относительно «неподвижных звёзд», т.е. в условно инерциальной системе отсчёта. Период обращения Земли вокруг нашего центрального светила составляет как раз сидерический год, 365,25636556 суток (31 558 149,984 + 0,0107 сек.).
  6. Тропический год – период полной смены сезонных природных явлений (времён года). Несколько устаревшее и не вполне точное, но наиболее простое определение – время между прохождениями Солнцем точки весеннего равноденствия. Короче сидерического года примерно на 20 мин. 24 сек. (365,24219878 суток) вследствие явления предварения равноденствий, вызванного прецессией (качанием) земной оси с периодом около 25 776 лет. Ввиду хозяйственной важности сезонных изменений погодных условий общеупотребительные системы летоисчисления увязывают длительность календарного года с тропическим. За основу стандартного мирового и христианского летоисчисления принят тропический год, округляемый до целых суток. Для компенсации разницы между всемирным календарным и тропическим годами примерно в четверть суток в летоисчисление каждые 4 года вводятся високосные годы, на сутки длиннее обычного; «лишний» день приписывается к февралю (29 февраля). Високосным считается год, в цифровой записи делящийся на 4 (…, 1952, 1956, 1960, 1964, …, 2012, 2016, 2020 и т.д. годы). Григорианский календарь, кроме того, учитывает «хвостик» в 0,00780122 суток, ради чего годы, цифровые обозначения которых оканчиваются двумя нулями, високосными не считаются (1800, 1900, 2000 и т.п. годы не високосные).
  7. Рабочий год – в агротехнике открытого грунта средних (умеренных) широт время от начала подготовки к весенней пахоте и севу (начиная с осмотра и текущего ремонта сельскохозяйственных орудий и техники, закупки семенного материала, высева семян на рассаду, приобретения средств агрохимии, и др.) до окончания земледельческих работ в связи с зимним похолоданием. Синонимы – агросезон, сельскохозяйственный сезон, полевой сезон.
  8. То же, в археологии; частично в рыболовстве, геологии и др. сферах деятельности с ярко выраженным сезонным характером работ – время производства сезонных работ на открытом воздухе. Синонимы рабочий сезон, полевой сезон. Частичные синонимы пути́на (в рыболовстве), сезон (охотничий).
  9. Год какой-либо планеты в научном и научно-популярном просторечии – период её обращения вокруг центрального светила. Измеряется в земных сутках. Так, венерианский год составляет 224,7 земных суток. Синоним сидерический период (обращения).
  10. В военно-морском сленге уменьшительное «годок» – матрос (как правило, уже статейный, достаточно опытный), отслуживший год на действительной службе. С переходом Вооружённых сил на контрактную основу выходит из употребления.

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

🌟 Видео

Ему удалили более 200 зубов #ShortsСкачать

Ему удалили более 200 зубов #Shorts

БЛОГЕРЫ vs ШКОЛЬНИКИ [ШКОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ]Скачать

БЛОГЕРЫ vs ШКОЛЬНИКИ [ШКОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ]
Поделиться или сохранить к себе: