О с газман ударение

Содержание
  1. Посидим у костра…
  2. Фонетический разбор «газман олег самойлович»
  3. Фонетический разбор «газман»:
  4. «Газман»
  5. Характеристики звуков
  6. Фонетический разбор «олег»:
  7. Характеристики звуков
  8. Фонетический разбор «самойлович»:
  9. «Самойлович»
  10. Характеристики звуков
  11. Смотрите также:
  12. Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»
  13. Морфологический разбор «газман олег самойлович»
  14. Фонетический разбор «газман олег самойлович»
  15. Карточка «газман олег самойлович»
  16. Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?
  17. Что такое фонетический разбор?
  18. Фонетическая транскрипция
  19. Как сделать фонетический разбор слова?
  20. Пример фонетического разбора слова
  21. Фонетика и звуки в русском языке
  22. Гласные звуки в словах русского языка
  23. Фонетика: характеристика ударных гласных
  24. Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
  25. Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
  26. При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
  27. Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
  28. Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
  29. Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
  30. Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
  31. Позиционное оглушение/озвончение
  32. Мягкие согласные в русском языке
  33. Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
  34. Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
  35. Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка
  36. Рифма к слову газма́н
  37. Наиболее точные рифмы для «газма́н»
  38. Предложить свои рифмы
  39. Помогло? Сохраните и поделитесь ссылкой на сайт
  40. Популярные слова
  41. Что искали другие

Видео:Невзоров.Главные новости дня.Скачать

Невзоров.Главные новости дня.

Посидим у костра…

21 января 2021 года исполнилось бы 85 лет выдающемуся практику воспитания, одному из теоретиков коммунарского движения, вдохновителю и разработчику педагогики поддержки Олегу Семеновичу Газману. Об одной из самых сильных идей коммунарской методики, преобразившей в 60‑е годы прошлого столетия школьное воспитание и ставшей причиной изгнания Олега Газмана из руководителей Всероссийского лагеря ЦК комсомола «Орленок», мы беседуем с его близким другом, вожатым-коммунаром, профессором медицины Андреем ЛЕКМАНОВЫМ.

О с газман ударениеОлег ГАЗМАН

Андрей Устинович, номенклатурные работники ЦК ВЛКСМ, прибывшие в январе 1966 года в «Орленок», отразили свои впечатления в официальной справке. В ней уделяется внимание и огонькам: «В лагере утвердилась система форм, методов и приемов работы, направленных не на воспитание делом, а на бесконечную болтовню ребят. Они только и делают, что спорят, анализируют себя и свои поступки, прожитый день».

«Бесконечно анализируют»? Ужин в 19.00, отбой – в 23.00. А в 22.00 нужно уже идти в корпус укладываться спать, успев почистить зубы. Вот что такое лагерь – это заведомо организованная жизнь. А огонек (в прямом и педагогическом смысле) еще надо зажечь, дать ему разгореться, настроить на него ребят. Само собой, на нас состряпали поклеп. Заученное пустословие, праздная трескотня царили как раз в школах периода брежневского застоя, на государственных сценах. А наш огонек представлял собой культурное достояние коммуны. Этот специально придуманный разговор на волне доброжелательного и в то же время критического отношения друг к другу обычно отличался тщательно продуманным сценарием.

И тем не менее все это, видите ли, «слова, слова». У человека непосвященного справка ЦК комсомола может вызвать аналогию с кухонными пересудами пионеров у костра.

А что плохого в «кухонных разговорах», собственно? Может, лишь то, что этимологически они произошли от коммунальных кухонь, «коммуналок». Где собираются хозяйки и начинается: «А та плиту после себя не помыла… А к этим вчера этот несколько раз приходил…» Склоки, кривотолки. Предлагаю, если уж на то пошло, развести два понятия – «кухонные разговоры» и «разговоры на кухне».

Вспомни у Мандельштама: «Гудит и пляшет розовый // Сухой огонь березовый // На кухне! На кухне!» Или у него же: «Мы с тобой на кухне посидим, // Сладко пахнет белый керосин». Действие одной из лучших советских новогодних кинокомедий происходит в основном на кухне. Там сплошные, между прочим, кухонные разговоры.

Но при чем тут педагогика?

Когда у советских граждан появились отдельные квартиры, кухня стала центром общения семьи. В 1970-е годы литераторы собирались на кухне у Надежды Мандельштам в ее однокомнатной квартире на окраине Москвы. Место паломничества свободно мыслящих людей в те довольно угрюмые времена. Но в то же время это был и салон, и нечто вроде кружка, объединения по интересам.

В этом смысле есть некая параллель с орлятским огоньком, который представляет собой уже другую культуру. Причем она, я бы сказал, уже повыше рангом будет. Потому что на огоньке в силу вступает педагогическая логика, встроенная во всю систему коммунарства.

Мы много лет спорили, что главное в коммунарской методике. Сначала говорили, что главное – сменность актива. Да, это важно. Но если каждые три дня переизбирать детских начальников (имею в виду пионеров), не размышляя о результатах их работы, ничего не изменится. Потом стали говорить, что главное в коммунарстве – это советы дела, в рамках которых все вместе придумывают, обсуждают, воплощают общий замысел. И лишь с годами поняли, додумались: главное в коммунарской методике – это все-таки огонек.

В своей тонкой брошюрочке о коммунарах Симон Соловейчик написал, что любого из нас воспитывает не специальный человек (воспитатель) и не мероприятия, с которыми он приходит к детям, а образ жизни. Поэтому то, что ЦК в своей справке предъявляет как претензию «Орленку», есть на самом деле наивысший ему комплимент. Когда дети уютно, под треск огня, сидя вокруг него, глаза в глаза общаются, спорят друг с другом, не стесняясь ни взрослых, ни сверстников… Что вообще может быть прекраснее? И кто это сегодня может повторить без вечной нашей принудиловки и показухи? («Подгони, Боря, пять старшеклассников в рекреацию на огонек…») Свобода поступка, входа-выхода витала в коммунарском воздухе, была естественна, как вдох и выдох.

У нас было много секретов создания особой атмосферы огонька. Самое важное правило – жесткий запрет на унижение человеческого достоинства. Коллектив – это страшная сила, и она не может быть обрушена на личность. Знаешь, когда семеро нападают на одного? Отсюда неукоснительное правило: нельзя судить о человеке только по его поступку. Это важно, чтобы ребята не закрылись, не стали друг для друга объектами анализа. Тем более сейчас. Диагностик и срезов в сегодняшней школьной жизни и так достаточно.

Были огоньки поэзии, на которых звучали стихи. Другие были посвящены людям с горящими сердцами. Проще говоря – ярким, интересным личностям. Или, допустим, дружбе. Это сейчас звучит высокопарно и как-то подозрительно, а тогда ведь даже и с большими детьми о дружбе, оказывается, вообще никто не размышлял.

Родители не имели обыкновения обсуждать в семье столь тонкие материи. Таким образом, огонек как одна из ключевых опор коммунарской системы воспитания позволял свести все формальные, часто не затрагиваемые или даже иногда запретные темы к нормальному человеческому разговору, напоминающему разговор близких друзей или семейный. И это и есть образ жизни, ее правда.

Закономерный итог: уезжая из лагеря, больше всего дети потом вспоминали в своих школах дух творчества, атмосферу «Орленка», а затем и «Маяка» (пионерского лагеря Академии педагогических наук СССР под руководством О.С.Газмана. – Ред.). А она, атмосфера коммунарского единения, прежде всего ассоциировалась с огоньком. Человек не помнит конкретики, но помнит интонацию вожатого. Песню, которая вела разговор. Любимые отрядные речовки-экспромты, понятные только этому тесному кругу друзей. Скороговорки, шуточки, собственную раскованность от чувства уверенности в своем товарище, сидящем рядом.

– А вот иллюстрация к сказанному из нулевых годов. Сентябрь 2002 года. Супруга крупнейшего политического деятеля современной России проводила отпуск в Сочи. И вдруг самостоятельно отправилась в «Орленок», расположенный в ста километрах. Ее там встретили, была стихийная пресс-конференция, где эта замечательная женщина неожиданно призналась в ответ на вопрос юнкора, что в конце 1960-х годов она и сама здесь отдыхала в одной из дружин. Вот отрывок из стенограммы: «-Что вам запомнилось больше всего? – Самое главное – это минуты у костра, наверное, когда мы что-то увлеченно обсуждали всем отрядом и могли сказать друг другу много важного. Это, пожалуй, поразило более всего…»

Ну, конечно. И у всех «ор­лят»/«мая­ков­цев» так было. И у нас, московских подростков, еще в «Алом парусе» (клубе старшеклассников при «Комсомольской правде». – Ред.), огоньки ценились превыше всего. Помню, как, сидя в редакции орлятским кружком, мы рассуждали о том, что каждый из нас сделал, если бы узнал, что ему осталось жить не больше года. Начинался обычно такой огонек с того, что взрослый к этому коммунаров очень деликатно подводил. Он говорил, например, что где-то прочел: оказывается, есть такой яд, который человек если примет, то через год умрет. И продолжал: «Вот я и подумал: дали мне этот яд, и вот я знаю, что через год умру. И что я буду делать в ближайшие двенадцать месяцев?» Или другой огонек на родственную тему – «В чем смысл жизни?».

При этом в «Орленке» ребята по простоте сердечной часто думали, что тема огонька прямо на их глазах, как вспышка, родилась. А мы готовились к этой случайности ночами, понимаешь? Французы говорят: «Высочайшее искусство состоит в том, чтобы скрывать его». Мы его скрывали глубоко и тщательно. Вот и в ЦК комсомола к этой утонченной технике откровенного обмена обществом друг друга (что и означает в переводе термин «общение») относились несерьезно: говорильня, дескать, треп все это… А мы жизни клали на этот алтарь.

В 1974 году в выездном коммунарском лагере близ совхоза «Ждановичи» под Минском (его организовала гениальный ленинградский педагог Фаина Шапиро, единомышленник и друг Олега Газмана) мы вместе со старшеклассниками из Ленинграда вставали чуть свет, ехали на грузовике с открытым верхом на прополку капусты, пели песни Окуджавы и Никитина. Наши самодельные неформальные галстуки вызывающе бурого (а не алого, как полагалось) цвета развевались на ветру. Вот образ жизни, романтика преодоления себя и счастье. А огонек здесь при чем? Он у нас тоже был, но разве это главное?

Ты не понимаешь. Работа – она и есть работа, она в лес не убежит, с ней все понятно. Справились, помогли колхозникам убрать урожай – молодцы. А вот что касается души, ее устройства, только огонек способен это взять под свой присмотр. Дух возвысить, правильный тон и смысл придать той же работе. Есть, и всегда были, задушевные компании, которые и в походы вместе ходят, и песни поют, и все у них замечательно. А вот такого разговора каждый вечер, специально придуманного, у них не заведено. Это тяжелая работа, я тебе скажу. Целенаправленное осознанное проектирование образа жизни.

Летчик-космонавт, Герой Советского Союза, вожатый «Орленка» Александр Серебров рассказывал – и потом это вошло в книгу об «Орленке» Олега Газмана «Неклассическое воспитание», которую мы с Александром Тубельским собирали после смерти Олега Семеновича, – что в космосе он тоже установил сменность командиров. По орлятской модели. День поруководилуступай место другому. Сегодня ты дежурный командир, завтра – простой рядовой. Цитирую: «Это и позволяет не чувствовать трудных минут. И не зазнаваться в минуты успеха. Меняет тон общения друг с другом. Не приказ, а разговор, совет. Почти как у костра…» Причем именно этот орлятский устав трижды спасал ему жизнь на орбите.

Заметь, что Саша Серебров приехал в лагерь вожатым. А для детей в «Орленке» было правило несколько другое: дежурный командир (ДК) менялся каждые три дня, а постоянный – раз в семь дней. И у детей на тех же огоньках возникал нормальный вопрос: «А почему в нашем школьном пионерском отряде командир на своей должности сидит сто лет? Надо сделать, как в «Орленке»…» Но, чтобы дорасти до такого вопроса, нужен уже зрелый ум.

По какой-то своей личной логике Серебров (коллеги вспоминают о нем как о гениальном бортинженере) назвал правило сменности командиров take it easy (то есть: «Не принимайте близко к сердцу»). Почему, как вы думаете?

Take it easy в коммунарском контексте означает: «Не парьтесь вы на тему «Кто сегодня отрядом командует?».

Вы хотите сказать, что вопрос о власти («Кто здесь главный?») решался в космосе изо дня в день?

У них там закрытое пространство, полгода летают втроем в полной герметике. Представь на секундочку такое. Работа, сон, обед – и все втроем. Однажды я его спросил: «А экипаж у вас подбирают достаточно вдумчиво? Учитывают психологическую совместимость личного состава?» Он только рукой махнул: «Да ты что! Никто никогда на это не обращает внимания». Правда, говорит, ему на людей везло. Потому что сам был очень хорошим другом, в космосе и на Земле.

«Они только и делают, что спорят, анализируют все подряд», – негодовали чиновники, уничтожавшие коммунарство. А что, собственно, их так распалило?

– Эта фраза намекает на идеологические рамки, которые были установлены советским пионерам. А зачем, дескать, спорить, когда есть устав пионерской организации, устав комсомола, линия партии? С кем и о чем тут спорить? Делай, как за тебя решили, и помалкивай.

P.S.По мнению космических юристов из Самарского аэрокосмического университета, рожденная в «Орленке» система «Дежурный командир» будет со временем востребована на межпланетных рейсах. В этом случае психологическое бремя руководства полетом, разделенное на число членов экипажа, будет переноситься легче.

Мнение

Никто и никогда…

Вспоминаю, как в городе Надым Ямало-Ненецкого АО в 90‑е годы команда преподавателей – лидеров групп во время семинаров в рамках Всероссийского эксперимента «Классный воспитатель (освобожденный классный руководитель)», – ежедневно собираясь на вечернюю рефлексию, огонек, анализировала все проблемы слушателей. Выбор огонька был не случаен. Олег Семенович видел в нем проявление огня как символа особой энергии очищения от отрицательных эмоций, объединения, диалога.

Он умел построить разговор таким образом, что собеседники, передавая друг другу карандаш как микрофон, не вспоминали все плохое за прошедший день, а старались обозначить трудности и пути их преодоления. Дополняя и обогащая идеи коллег. Меня удивляло, как незаметно он способствовал развитию сотрудничества и взаимопомощи в группе экспериментаторов.

Поэтому рекомендовал и для слушателей с эмоциональными срывами, сосредоточенных на своих проблемах, в процессе интерактивного обучения подбирать преподавателя-психотерапевта, чтобы тот помогал участнику курсов выйти из внутреннего кризиса. А форма все та же – огонек. Доверительный разговор о том, что волнует, как «сделать» следующий день, любить людей, стать им полезнее.

По вечерам для слушателей организовывались вечера отдыха. Тоже своего рода огоньки, где они пели, танцевали, участвовали в конкурсах. Создание комфортной атмосферы защищенности, взаимопомощи было важнейшим элементом обучения. Это была школа осознания каждым ребенком и преподавателем своей сопричастности развитию общей идеи, принятой всеми огоньковцами.

Когда мы возвращались с ним домой после работы, Олег Семенович рассказывал мне удивительные истории из жизни двух лагерей – «Орленка» и «Маяка», где важнейшим был Закон человека: «Никто не имеет права ни словом, ни действием оскорбить или унизить другого… Поэтому у нас нет обидных прозвищ. Мы уважительно обращаемся и со своими товарищами, и со взрослыми». В этом законе отражено свойственное самому Олегу Семеновичу, которого я считаю своим Учителем, отношение к людям.

Александр ИВАНОВ, профессор Московского городского педагогического университета

Глаза в глаза

У многих моих знакомых глаза на лоб лезут, когда на вопрос: «Кто звонит? От кого звонок? От кого письмо?» я отвечаю: «А-а-а, это от моего пионера (комсомольца) из «Орленка»!»

Благословенные шестидесятые. Если спросить любого из «орлят» о том, что больше всего запомнилось из жизни в лагере, он назовет общие праздники, трудовые десанты, лагерные сборы, дни именинника. Но не будет ни одного, кто бы не вспомнил отрядные огоньки. Не в пионерской комнате, не в зале, не на скамейках, а на природе, под звездным небом, кружком, друг напротив друга, чтобы глаза в глаза… Здесь ты садишься плечом к плечу с тем, с кем хочешь, и тебе тепло не только от костра. Огоньковое пространство становится твоим. Оно располагает к негромкому дружескому общению, откровению, искренности.

Организации огоньков, методике их проведения учил Олег Семенович на традиционных семинарах вожатых перед летней сменой. Хотя это уж чересчур формально сказано. Потому что, по существу, Олег обладал даром владения словом. Не ошибусь, если скажу именно о том слове, которое «может спасти, может полки за собой повести». Ненавязчиво, с юмором, шутками-прибаутками, без поучений, очень осторожно он вводил слушателей в глубину педагогических изысканий, которые уже вырисовывались в его голове, но еще не обрели достаточной ясности для конкретных теоретических выводов о сотрудничестве, сотворчестве, созидании в процессе жизни взрослых и детей.

На огоньках без пафоса и надрыва, тихо, вполголоса ребята разговаривали о времени и о себе. Тематические огоньки расширяли кругозор не только интеллектуальный, информационный, но и ценностный. Дети открывали для себя, что духовная культура – это ценность; школа, знания – это ценность; наша Земля, планета, – это ценность. При всем при этом самая большая ценность на этой Земле – человек. «Живи для улыбки товарища», во благо окружающих тебя людей.

Вот этого Олегу не могли простить. Именно эти нравственные устои, которые впитывались исподволь, ибо пронизывали весь порядок жизни в «Орленке».

Через дискуссионные проблемы на огоньках наши питомцы уже по-другому видели реалии жизни за границами «Орленка». Подчас участники дискуссий, сами того не подозревая, выбирали вектор собственного пути. Критические замечания в адрес отдельных «орлят», высказанные во время откровенных разговоров, хотя и болезненно переживались на первых порах, все же помогли избежать неприятностей в последующей жизни.

По-разному можно
жизнь прожить.
В горе можно и в радости.
Вовремя есть.
Вовремя пить.
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
на рассвете встать
и, помышляя о чуде,
рукой обожженной солнце достать
и протянуть его людям.

Олег Газман – именно тот, кто нес людям благо, позитив, не назиданием, а поступком. На этом пути его не раз обжигало, сбивало, ранило. Он был раним, уязвим, но непреклонен. Он поднимался, преодолевал, боролся. Он знал, чего хочет по жизни.

Олег оставил нам «Орленок» 1960-х годов с его вожатыми, зажигающими ребячьи сердца, и с теми незабываемыми огоньками, которые светят нам из тех лет и согревают всю жизнь. Спасибо ему за это.

Галина СОЛОВЬЁВА (СТАРОБИНСКАЯ), историк, заслуженный учитель РФ, вожатая «Орленка» в 1965 г.

Видео:А.А. Зализняк. Живые механизмы современного русского ударенияСкачать

А.А. Зализняк. Живые механизмы современного русского ударения

Фонетический разбор «газман олег самойлович»

Видео:А. A. Зализняк: История русского ударенияСкачать

А. A. Зализняк: История русского ударения

Фонетический разбор «газман»:

Видео:Антонио Сальери. Ламповый ЖЗЛ #58: биография от 26.03.23Скачать

Антонио Сальери. Ламповый ЖЗЛ #58: биография от 26.03.23

«Газман»

Видео:Моцарт и Сальери: самый крупный фейк в истории // my_coffeestoriesСкачать

Моцарт и Сальери: самый крупный фейк в истории // my_coffeestories

Характеристики звуков

Видео:А. А. Зализняк: Эпизод из истории русского ударенияСкачать

А. А. Зализняк: Эпизод из истории русского ударения

Фонетический разбор «олег»:

Видео:Использование ударных инструментов во время богослужения | «Вопросы и Ответы» | Андрей ЧумакинСкачать

Использование ударных инструментов во время богослужения | «Вопросы и Ответы» | Андрей Чумакин

Характеристики звуков

Видео:Великие Композиторы - Антонио СальериСкачать

Великие Композиторы - Антонио Сальери

Фонетический разбор «самойлович»:

Видео:Софонисба Ангиссола. Ламповый ЖЗЛ #57: биография от 19.03.23Скачать

Софонисба Ангиссола. Ламповый ЖЗЛ #57: биография от 19.03.23

«Самойлович»

Видео:Как писать курсовые работыСкачать

Как писать курсовые работы

Характеристики звуков

Видео:Франц Нопча. Ламповый ЖЗЛ #55: биография от 12.02.23Скачать

Франц Нопча. Ламповый ЖЗЛ #55: биография от 12.02.23

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»

Морфологический разбор «газман олег самойлович»

Фонетический разбор «газман олег самойлович»

Карточка «газман олег самойлович»

Видео:Антонио Сальери. Краткая биографияСкачать

Антонио Сальери. Краткая биография

Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?

Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.

Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.

Список всех букв — это просто алфавит

Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

Аа«а»Бб«бэ»Вв«вэ»Гг«гэ»
Дд«дэ»Ее«е»Ёё«йо»Жж«жэ»
Зз«зэ»Ии«и»Йй«й»Кк«ка»
Лл«эл»Мм«эм»Нн«эн»Оо«о»
Пп«пэ»Рр«эр»Сс«эс»Тт«тэ»
Уу«у»Фф«эф»Хх«ха»Цц«цэ»
Чч«чэ»Шш«ша»Щщ«ща»ъ«т.з.»
Ыы«ы»ь«м.з.»Ээ«э»Юю«йу»
Яя«йа»

Всего в русском алфавите используется:

  • 21 буква для обозначения согласных;
  • 10 букв — гласных;
  • и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.

Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].

Видео:И. С. Бах. Биографический фильмСкачать

И. С. Бах. Биографический фильм

Что такое фонетический разбор?

Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

Фонетическая транскрипция

Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

  • чёрный -> [ч’о́рный’]
  • яблоко -> [йа́блака]
  • якорь -> [йа́кар’]
  • ёлка -> [йо́лка]
  • солнце -> [со́нцэ]

В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

  • фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ];
  • мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] — апострофом;
  • ударный [´] — ударением;
  • в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] — гравис (в школьной программе не практикуется);
  • буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
  • для удвоенных согласных применяется [:] — знак долготы произнесения звука.

Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

Видео:Минорные аккорды, септаккорды. Урок#21Скачать

Минорные аккорды, септаккорды. Урок#21

Как сделать фонетический разбор слова?

Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

  • Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
  • Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
  • Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
  • Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
  • В транскрипции разберите слово по звукам.
  • Напишите буквы из фразы в столбик.
  • Напротив каждой буквы квадратных скобках [ ] укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
  • Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
    • для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
    • в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
  • В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.

Данная схема практикуется в школьной программе.

Видео:Антонио Сальери. Жизнь и творчество | Культурный Клуб | Дмитрий ШамоновСкачать

Антонио Сальери. Жизнь и творчество | Культурный Клуб | Дмитрий Шамонов

Пример фонетического разбора слова

Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.

Звуковая характеристика букв:

я [й] — согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] — гласн., безударныйв [в] — согл., парный твердый, парный зв.л [л’] — согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] — гласн., ударныйн [н’] — согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] — гласн., безударный [й] — согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] — гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.

Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

Видео:Теория полей классов, лекция 9, М.Ю.РозенблюмСкачать

Теория полей классов, лекция 9, М.Ю.Розенблюм

Фонетика и звуки в русском языке

Какие бывают звуки?

Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.

— Сколько в русской живой речи звуков?

Правильный ответ 42.

Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

  • [б] — бодрый и [б’] — белка;
  • или [д]-[д’]: домашний — делать.

А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

Видео:Итальянский композитор Антонио Сальери (1750 -1825). Рассказывает Алексей Кузнецов. 2015Скачать

Итальянский композитор Антонио Сальери (1750 -1825). Рассказывает Алексей Кузнецов. 2015

Гласные звуки в словах русского языка

Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

— Сколько гласных звуков в русской фонетике?

В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.

Видео:XVII век. Полинезия, Япония. Лекция №40 от 05.11.14Скачать

XVII век. Полинезия, Япония. Лекция №40 от 05.11.14

Фонетика: характеристика ударных гласных

Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

  • Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
  • Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.

В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: к у к у р у за, дощечк у , у ч у сь, у лов, — во всех положениях она произносятся отчётливо как [у] . Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’ у ´сл’и], ключ [кл’ у ´ч’] и тд.

Разбор по звукам ударных гласных

Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [к о´ т’ик], колокольчик [калак о´ л’ч’ык], молоко [малак о´ ], восемь [в о´ с’им’], поисковая [паиск о´ вайа], говор [г о´ вар], осень [ о´ с’ин’].

Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’ о ], патио [па’ти о ], радио [ра’ди о ], боа [б о а’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой «ё» – [о]: тёрн [т’ о´ рн], костёр [кас’т’ о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.

Видео:😈 Авдеевка: шпингалет на ВРАТАХ АДА! Бондаренко: РАБЫ и ПРОРАБЫ войны. Войска стран НАТО в УкраинеСкачать

😈 Авдеевка: шпингалет на ВРАТАХ АДА! Бондаренко: РАБЫ и ПРОРАБЫ войны. Войска стран НАТО в Украине

Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

  • Я дома [йа д о ‘ма].
  • Новые дома [но’выэ д а ма’].

В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

  • горы — гора = [г о ‘ры] — [г а ра’];
  • он — онлайн = [ о ‘н] — [ а нла’йн]
  • свид е т е льница = [св’ид’ э ‘т’ и л’н’ица].

Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

  • в первую очередь относительно ударного слога;
  • в абсолютном начале или конце слова;
  • в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
  • од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.

Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:

  • гласные в первом предударном слоге;
  • неприкрытый слог в самом начале;
  • повторяющиеся гласные.

Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].

(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

  • впе- ре -ди [фп’и р’и д’и´];
  • е -сте-стве-нно [ йи с’т’э´с’т’в’ин:а];

Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».

  • поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
  • моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
  • ласточка [ла´-ст а -ч’к а ];
  • керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].

Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

Видео:Постоянно по пьяни попадал на гауптвахту и стал первым Героем Советского Союза в своем полку.Скачать

Постоянно по пьяни попадал на гауптвахту и стал первым Героем Советского Союза в своем полку.

Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:

  • В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
    • — ёжиться [ йо´ жыц:а], ёлочный [ йо´ лач’ный], ёжик [ йо´ жык], ёмкость [ йо´ мкаст’];
    • — ювелир [ йув ’ил’и´р], юла [ йу ла´], юбка [ йу´ пка], Юпитер [ йу п’и´т’ир], юркость [ йу ´ркас’т’];
  • в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
    • — ель [ йэ´ л’], езжу [ йэ´ ж:у], егерь [ йэ´ г’ир’], евнух [ йэ´ внух];
    • — яхта [ йа´ хта], якорь [ йа´ кар’], яки [ йа´ ки], яблоко [ йа´ блака];
    • (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
  • в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
    • — пр иё мник [пр’ийо´мн’ик], п оё т [пайо´т], кл юё т [кл’у йо ´т];
    • — аю рведа [а йу р’в’э´да], п ою т [па йу ´т], тают [та´ йу т], каюта [ка йу ´та],
  • после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [ад йу ‘та´нт]
  • после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’ йу´ ], деревья [д’ир’э´в’ йа ], друзья [друз’ йа´ ], братья [бра´т’ йа ], обезьяна [аб’из’ йа´ на], вьюга [в’ йу´ га], семья [с’эм’ йа´ ]

Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

  • в самом начале слова:
    • — единение [ йи д’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
    • — январский [ йи нва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
    • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [ йэ врап’ио´иднайа], Евгений [йэ] вге´ний, европеец [ йэ врап’э´йиц], епархия [йэ] па´рхия и тп).
  • сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
    • своевременно [сва йи вр’э´м’ина], поезда [па йи зда´], поедим [па йи д’и´м], наезжать [на йи ж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´ йи ц], учащиеся [уч’а´щ’и йи с’а], предложениями [пр’идлажэ´н’и йи м’и], суета [су йи та´],
    • лаять [ла´ йи т’], маятник [ма´ йи тн’ик], заяц [за´ йи ц], пояс [по´ йи с], заявить [за йи в’и´т’], проявлю [пра йи в’л’у´]
  • после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: — пьянит [п’ йи н’и´т], изъявить [из йи в’и´т’], объявление [аб йи вл’э´н’ийэ], съедобный [с йи до´бный].

Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [ йа ´рмарка], но яйцо [ йи йцо´].

Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: — соловьи [салав’ йи´ ], на курьих ножках [на ку´р’ йи’ х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’ йи ], нет семьи [с’им’ йи´ ], судьи [су´д’ йи ], ничьи [н’ич’ йи´ ], ручьи [руч’ йи´ ], лисьи [ли´с’ йи ]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О] , хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павил ьо н [пав’ил’о´н], аналогично: почтал ьо н, шампин ьо н, шин ьо н, компан ьо н, медал ьо н, батал ьо н, гил ьо тина, карман ьо ла, мин ьо н и прочие.

Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук

По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

  • звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
    • ё — [о],
    • е — [э],
    • ю — [у].

    Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [ж о´ лтый], шёлк [ш о´ лк], целый [ц э´ лый], рецепт [р’иц э´ пт], жемчуг [ж э´ мч’ук], шесть [ш э´ ст’], шершень [ш э´ ршэн’], парашют [параш у´ т];

  • Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’] . Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
    • ё – [о]: путёвка [пут’ о´ фка], лёгкий [л’ о´ хк’ий], опёнок [ап’ о´ нак], актёр [акт’ о´ р], ребёнок [р’иб’ о´ нак];
    • е – [э]: тюлень [т’ул’ э´ н’], зеркало [з’ э´ ркала], умнее [умн’ э´ йэ], конвейер [канв’ э´ йир];
    • я – [а]: котята [кат’ а´ та], мягко [м’ а´ хка], клятва [кл’ а´ тва], взял [вз’ а´ л], тюфяк [т’у ф’ а´ к], лебяжий [л’иб’ а´ жый];
    • ю – [у]: клюв [кл’ у´ ф], людям [л’ у´ д’ам ], шлюз [шл’ у´ с], тюль [т’ у´ л’], костюм [кас’т’ у´ м].
    • Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [ат э´ л’], бретелька [бр’ит э´ л’ка], тест [т э´ ст], теннис [т э´ н:ис], кафе [каф э´ ], пюре [п’ур э´ ], амбре [амбр э´ ], дельта [д э´ л’та], тендер [т э´ ндэр], шедевр [шэд э´ вр], планшет [планш э´ т].
  • Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — з е рно [з’ и рно´], з е мля [з’ и мл’а´], в е сёлый [в’ и с’о´лый], зв е нит [з’в’ и н’и´т], л е сной [л’ и сно´й], м е телица [м’ и т’е´л’ица], п е ро [п’ и ро´], прин е сла [пр’ин’ и сла´], в я зать [в’ и за´т’], л я гать [л’ и га´т’], п я тёрка [п’ и т’о´рка]

Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

Сколько согласных звуков в русской речи?

В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.

Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

В нашем языке согласные бывают:

  • твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
    • [б] — [б’]: б анан — б елка,
    • [в] — [в’]: в ысота — в ьюн,
    • [г] — [г’]: г ород — г ерцог,
    • [д] — [д’]: д ача — д ельфин,
    • [з] — [з’]: з вон — з ефир,
    • [к] — [к’]: к онфета — к енгуру,
    • [л] — [л’]: л одка — л юкс,
    • [м] — [м’]: м агия — м ечты,
    • [н] — [н’]: н овый — н ектар,
    • [п] — [п’]: п альма— п ёсик,
    • [р] — [р’]: р омашка — р яд,
    • [с] — [с’]: с увенир — с юрприз,
    • [т] — [т’]: т учка — т юльпан,
    • [ф] — [ф’]: ф лаг — ф евраль,
    • [х] — [х’]: х орек — х ищник.
  • Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
    • звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые ( ж изнь, ц икл, мы ш ь);
    • [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (до ч ка, ча щ е, твое й ).
  • Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.

Согласный может быть звонким — глухим , а так же сонорным и шумным.

Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

  • Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: л ев, р а й , н о л ь.
  • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): з а в о д , б лю д о, ж и з нь.
  • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: ст о пк а, ф и шк а, к о ст юм, ц ирк, за ш ить.

Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.

Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

Позиционное оглушение/озвончение

В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

  • в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ ш ], сне г [с’н’э´ к ], огоро д [агаро´ т ], клу б [клу´ п ];
  • перед глухими согласными: незабу дк а [н’изабу´ т ка], о бх ватить [а пх ват’и´т’], вт орник [ фт о´рн’ик], тру бк а [тру пк а].
  • делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].

В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].

По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бе сш умный [б’и ш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].

Мягкие согласные в русском языке

В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

  • Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
  • мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
  • [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
  • всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэ н’з ’ийа], рецензия [р’ицеэ н’з ’ийа], пенсия [пэ н’с’ ийа], ве [н’з’] ель, лице́ [н’з’] ия, ка [н’д’] идат, ба [н’д’] ит, и [н’д’] ивид, бло [н’д’] ин, стипе [н’д’] ия, ба [н’т’] ик, ви [н’т’] ик, зо [н’т’] ик, ве [н’т’] илъ, а [н’т’] ичный, ко [н’т’] екст, ремо [н’т’] ировать;
  • буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стака нч ик [стака′н’ч’ик], сме нщ ик [см’э′н’щ’ик], по нч ик [по′н’ч’ик], каме нщ ик [кам’э′н’щ’ик], бульва рщ ина [бул’ва′р’щ’ина], бо рщ [бо′р’щ’];
  • часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: ст енка [с’т’э′нка], жи знь [жыз’н’], зд есь [з’д’эс’];
  • чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;

Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.

Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

  • Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: прие зж ий [пр’ийэ´ жж ий], во сш ествие [ва шш э´ств’ийэ], и зж елта [и´ жж элта], сж алиться [ жж а´л’иц:а].

Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

  • Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж» , произносятся как двойной твердый согласный [ж:] , а «сш» – «зш» — как [ш:] : сжали, сшить, без шины, влезший.
  • Сочетания «зж» , «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:] : езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
  • Сочетания «сч» , «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:] : счет [ щ’: о´т], переписчик, заказчик.
  • На стыке предлога со следующим словом на месте «сч» , «зч» транскрибируется как [щ’ч’] : без числа [б’э щ’ ч’ исла´], с чем-то [ щ’ч’ э′мта].
  • При звуко буквенном разборе сочетания «тч» , «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:] : лётчик [л’о´ ч’: ик], моло дч ик [мало´ ч’: ик], о тч ёт [а ч’: о´т].

Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

  • сч → [щ’:] : счастье [ щ’: а´с’т’йэ], песчаник [п’и щ’: а´н’ик], разносчик [разно´ щ’: ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
  • зч → [щ’:] : резчик [р’э´ щ’: ик], грузчик [гру´ щ’: ик], рассказчик [раска´ щ’: ик];
  • жч → [щ’:] : перебежчик [п’ир’ибе´ щ’: ик], мужчина [му щ’: и´на];
  • шч → [щ’:] : веснушчатый [в’исну′ щ’: итый];
  • стч → [щ’:] : жёстче [жо´ щ’: э], хлёстче, оснастчик;
  • здч → [щ’:] : объездчик [абйэ´ щ’: ик], бороздчатый [баро´ щ’: итый];
  • сщ → [щ’:] : расщепить [ра щ’: ип’и′т’], расщедрился [ра щ’: э′др’илс’а];
  • тщ → [ч’щ’] : отщепить [а ч’щ’ ип’и′т’], отщёлкивать [а ч’щ’ о´лк’иват’], тщетно [ ч’щ’ этна], тщательно [ ч’щ’ ат’эл’на];
  • тч → [ч’:] : отчет [а ч’: о′т], отчизна [а ч’: и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ ч’: и′тый];
  • дч → [ч’:] : подчёркивать [па ч’: о′рк’иват’], падчерица [па ч’: ир’ица];
  • сж → [ж:] : сжать [ ж: а´т’];
  • зж → [ж:] : изжить [и ж: ы´т’], розжиг [ро´ ж: ык], уезжать [уйи ж: а´т’];
  • сш → [ш:] : принёсший [пр’ин’о′ ш: ый], расшитый [ра ш: ы´тый];
  • зш → [ш:] : низший [н’и ш: ы′й]
  • чт → [шт] , в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт] : чтобы [ шт о′бы], не за что [н’э′ за шт а], что-нибудь [ шт о н’ибут’], кое-что;
  • чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’и ч’т а´т’ил’], почта [по´ ч’т а], предпочтение [пр’итпа ч’т ’э´н’ийэ] и тп;
  • чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´ шн а′], скучно [ску´ шн а′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
  • чн → [ч’н] — буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´за ч’н ый], дачный [да´ ч’н ый], земляничный [з’им’л’ин’и´ ч’н ый], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
  • !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.

Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

  • «Т» — в сочетаниях:
    • стн → [сн] : ме стн ый [м’э´ сн ый], тростник [тра с’н ’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов ле стн ица, че стн ый, изве стн ый, радо стн ый, гру стн ый, уча стн ик, ве стн ик, нена стн ый, яро стн ый и прочих;
    • стл → [сл] : сча стл ивый [щ’:а сл ’и´вый’], сча стл ивчик, сове стл ивый, хва стл ивый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
    • нтск → [нск] : гига нтск ий [г’ига´ нск ’ий], аге нтск ий, президе нтск ий;
    • стьс → [с:] : ше стьс от [шэ с: о´т], взъе стьс я [взйэ´ с: а], кля стьс я [кл’а´ с: а];
    • стс → [с:] : тури стс кий [тур’и´ с: к’ий], максимали стс кий [макс’имал’и´ с: к’ий], раси стс кий [рас’и´ с: к’ий], бе стс еллер, пропаганди стс кий, экспрессиони стс кий, индуи стс кий, карьери стс кий;
    • нтг → [нг] : ре нтг ен [р’э нг ’э´н];
    • «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыба ться [улыба´ ц: а], мы ться [мы´ ц: а], смотри тся , сгоди тся , поклони ться , бри ться , годи тся ;
    • тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: де тс кий [д’э´ ц к’ий], бра тс кий [бра´ ц кий];
    • тс → [ц:] / [цс] : спор тс мен [спар ц: м’э´н], о тс ылать [а цс ыла´т’];
    • тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: бра тц а [бра´ ц: а], о тц епить [а ц: ып’и´т’], к о тц у [к а ц: у´];
  • «Д» — при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
    • здн → [зн] : по здн ий [по´ з’н’ ий], звё здн ый [з’в’о´ зн ый], пра здн ик [пра′ з’н ’ик], безвозме здн ый [б’извазм’э′ зн ый];
    • ндш → [нш] : му ндш тук [му нш ту´к], ла ндш афт [ла нш а´фт];
    • ндск → [нск] : голла ндск ий [гала´ нск ’ий], таила ндск ий [таила´ нск ’ий], норма ндск ий [нарма´ нск ’ий];
    • здц → [сц] : под у здц ы [пад у сц ы´];
    • ндц → [нц] : голла ндц ы [гала´ нц ы];
    • рдц → [рц] : се рдц е [с’э´ рц э], се рдц евина [с’и рц ыв’и´на];
    • рдч → [рч’] : се рдч ишко [с’э рч ’и´шка];
    • дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: по дц епить [па ц: ып’и´т’], два дц ать [два´ ц: ыт’];
    • дс → [ц] : заво дс кой [зава ц ко´й], ро дс тво [ра ц тво´], сре дс тво [ср’э´ ц тва], Кислово дс к [к’иславо´ ц к];
  • «Л» — в сочетаниях:
    • лнц → [нц] : со лнц е [со´ нц э], со лнц естояние;
  • «В» — в сочетаниях:
    • вств → [ств] буквенный разбор слов: здра вств уйте [здра´ ств уйт’э], чу вств о [ч’у´ ств а], чу вств енность [ч’у´ ств ’инас’т’], бало вств о [бала ств о´], де вств енный [д’э´ ств ’ин:ый].

Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

  • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
  • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.

Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

  • Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
  • Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
  • Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
  • Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
  • Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999

Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

Рифма к слову газма́н

Наиболее точные рифмы для «газма́н»

  • сед а н
  • кор а н
  • ур а н
  • варг а н
  • растам а н
  • пенополиурет а н
  • дружб а н
  • мам а н
  • друг а н
  • хитров а н
  • левиаф а н
  • кином а н
  • круасс а н
  • спецхр а н
  • душм а н
  • автоб а н
  • генпл а н
  • пах а н
  • дарх а н
  • охр а н
  • асл а н
  • айр а н
  • нис а н
  • лим а н
  • колч а н
  • богд а н
  • афганист а н
  • ам а н
  • рамаз а н
  • карм а н
  • орл а н
  • нарз а н
  • митроф а н
  • марси а н
  • ерж а н
  • барх а н
  • б а н
  • арк а н
  • тал а н
  • ром а н
  • сельч а н
  • обсиди а н
  • нат а н
  • дим а н
  • дагест а н
  • аруж а н
  • айж а н
  • мембр а н
  • султ а н
  • дек а н
  • незв а н
  • зв а н
  • х а н
  • сараф а н
  • котлов а н
  • с а н
  • п а н
  • шп а н
  • болв а н
  • тюльп а н
  • кург а н
  • каб а н
  • карав а н
  • бр а н
  • тир а н
  • тит а н
  • прихож а н
  • велик а н
  • вулк а н
  • телеэкр а н
  • бан а н
  • др а н
  • ураг а н
  • смет а н
  • цыг а н
  • орг а н
  • бар а н
  • партиз а н
  • пог а н
  • сл а н
  • кл а н
  • тарак а н
  • русл а н
  • сат а н
  • селив а н
  • сосл а н
  • степ а н
  • стеф а н
  • сулейм а н
  • талиб а н
  • тамерл а н
  • а н
  • тарз а н
  • тарт а н
  • татарст а н
  • тигр а н
  • токсиком а н
  • триптоф а н
  • трист а н
  • узбекист а н
  • урб а н
  • фаби а н
  • феоф а н
  • нарком а н
  • фид а н
  • флори а н
  • фонд а н
  • фортр а н
  • хас а н
  • христи а н
  • цимоф а н
  • чингисх а н
  • чулп а н
  • шаринг а н
  • щелб а н
  • мусульм а н
  • юли а н
  • ст а н
  • пац а н
  • жд а н
  • песч а н
  • бараб а н
  • жр а н
  • хулиг а н
  • фонт а н
  • кр а н
  • горож а н
  • рв а н
  • сапс а н
  • чаб а н
  • пелик а н
  • обм а н
  • чистог а н
  • л а н
  • шалм а н
  • тюрб а н
  • плат а н
  • однополч а н
  • доберм а н
  • бонвив а н
  • англич а н
  • шайт а н
  • каз а н
  • катамар а н
  • графом а н
  • марцип а н
  • канк а н
  • фаз а н
  • пармез а н
  • вол а н
  • чемод а н
  • проп а н
  • пл а н
  • пави а н
  • старик а н
  • пуз а н
  • мариху а н
  • коч а н
  • аэропл а н
  • баклаж а н
  • париж а н
  • р а н
  • мч а н
  • юж а н
  • проф а н
  • кафт а н
  • самообм а н
  • дурм а н
  • мелом а н
  • тк а н
  • брат а н
  • мальчуг а н
  • мериди а н
  • тум а н
  • шам а н
  • вр а н
  • тар а н
  • ал а н
  • шарлат а н
  • талисм а н
  • бур а н
  • целлоф а н
  • http://rifme.net/
  • истук а н
  • ли а н
  • односельч а н
  • наг а н
  • гн а н
  • балаг а н
  • топч а н
  • чул а н
  • атам а н
  • ч а н
  • гурм а н
  • кашт а н
  • капк а н
  • ци а н
  • капит а н
  • стл а н
  • кайм а н
  • гр а н
  • вов а н
  • афг а н
  • алих а н
  • чайх а н
  • рамад а н
  • нурсулт а н
  • назв а н
  • див а н
  • игу а н
  • вар а н
  • андри а н
  • тук а н
  • рауш а н
  • осм а н
  • меди а н
  • ляйс а н
  • арсл а н
  • ветер а н
  • мет а н
  • максими а н
  • круас а н
  • клептом а н
  • казахст а н
  • вильд а н
  • бут а н
  • ятаг а н
  • нурл а н
  • оке а н
  • игром а н
  • бот а н
  • жб а н
  • ватик а н
  • батм а н
  • азербайдж а н
  • мужл а н
  • майд а н
  • кардиг а н
  • стак а н
  • саз а н
  • пек а н
  • миниг а н
  • лор а н
  • кук а н
  • аш а н
  • ших а н
  • рот а н
  • молдав а н
  • рестор а н
  • мат а н
  • ж а н
  • бат а н
  • арм а н
  • интриг а н
  • даст а н
  • ул а н
  • нисс а н
  • мил а н
  • ив а н
  • донжу а н
  • экр а н
  • д а н
  • шафр а н
  • падав а н
  • могик а н
  • басурм а н
  • адри а н
  • чурб а н
  • пук а н
  • магад а н
  • кристи а н
  • кард а н
  • жиг а н
  • сд а н
  • стр а н
  • забараб а нь
  • гер а нь
  • обу я н
  • ув я нь
  • горл а нь
  • в я нь
  • воспр я нь
  • пор а нь
  • встр я нь
  • овс я н
  • сел я н
  • горт а нь
  • египт я н
  • затум а нь
  • мир я н
  • полотн я н
  • изр а нь
  • север я н
  • бурь я н
  • ба я н
  • отчек а нь
  • слав я н
  • са я н
  • одурм а нь
  • тол я н
  • себасть я н
  • каль я н
  • зав я нь
  • демь я н
  • а я н
  • пол я н
  • л а нь
  • ю а нь
  • т я н
  • ио а нн
  • смуть я н
  • пап а нь
  • арм я н
  • ряз а нь
  • я нь
  • кол я н
  • ос а нн
  • к а нн
  • багр я н
  • рь я н
  • дл а нь
  • я н
  • шамп а нь
  • куб а нь
  • лукь я н
  • кост я н
  • сав а нн
  • бу я нь
  • сор я н
  • кал я н
  • петрос я н
  • израильт я н
  • пр я н
  • отпр я нь
  • нагр я нь
  • н я нь
  • изъ я н
  • привст а нь
  • восст а нь
  • к а нь
  • рум я н
  • гр я нь
  • прист а нь
  • др я нь
  • д а нь
  • обезь я н
  • застр я нь
  • предст а нь
  • в а нн
  • сем я н
  • гл я нь
  • отст а нь
  • б а нь
  • заст а нь
  • кресть я н
  • наст а нь
  • росси я н
  • уст а нь
  • пь я н
  • дост а нь
  • перест а нь
  • вст а нь Ассонансы

Предложить свои рифмы

Введите слово. Бранные слова не учитываются.

Помогло? Сохраните и поделитесь ссылкой на сайт

Вы можете добавить сайт в закладки, чтобы пользоваться им при написании стихов в будущем (нажмите Ctrl+D). Или поделиться им в социальных сетях. Также советуем добавить в закладки быструю и упрощённую страницу поиска: помощник поэта.

Популярные слова

Что искали другие

Если есть предложение, идея, благодарность или комментарий, пишите. Мы рады отзывам. Сообщения с объявлениями, ссылками или бранью удаляются роботом.

Поделиться или сохранить к себе: