- Литература. 8 класс (1 часть) Предания
- В. И. Суриков. Покорение Сибири Ермаком
- Покорение Сибири Ермаком — История картины
- Композиция[ | ]
- История создания[ | ]
- В. И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком»
- Дальнейшая судьба[ | ]
- Как Ермак Сибирь покорял
- Примечания[ | ]
- Ссылки[ | ]
- Картина Покорение Сибири Ермаком Василия Сурикова
- 🔍 Видео
Видео:"О Покорении Сибири Ермаком" ПреданиеСкачать
Литература. 8 класс (1 часть)
Предания
ПРЕДАНИЯ
Прочитайте предания, связанные с Пугачёвым и донским казаком Ермаком. Вспомним, что предания отражают события давно минувших лет и восприятие их современниками.
О Пугачёве
Пугачёв-то был-то был, да под именем Петра III, Пётр Фёдорович. Он только назывался Пугачёвым. В конце-то концов он здесь женился из нашего посёлка, здесь формировал казаков.
Он сошёлся не то с итальянской барышней, не то с княгиней. Она заняла его престол, а его скинула и дала известие поймать его и доставить живым. Его поймали.
Взвод полковников, не полковников, а оборотней казаков устроили выпивку. А Пугачёв и жену с собой взял. Ну вот, обратился Пугачёв к казаку и попросил чарку водки. А главный-то говорит:
— Ему и воды много.
А казак попросил:
— Я ему свой пай отдам.
Когда туда доставили Екатерине Пугачёва, сказали, мол: «Привели». Вышла она, посмотрела и говорит:
— Ну что, набегался?
Сошла она с престола и отдала ему престол. Этого казака, что водку ему давал, полковником сделала, а полковнику голову велела отрубить.
А у Петра уже ребёнок народился. Жену он отправил в монастырь, а сам на престоле остался. Это всё точно было.
О покорении Сибири Ермаком
Услыхал царь Иван, что за Уралом лежит земля богаче той, которая ему подвластна. Знал он, что ту землю Сибирью зовут, много в ней всякого добра таится, да только далеко она от его царства. Много ночей и дней не спал царь Иван, всё думу думал: как это царство хана покорить, а его землю к своему царству прирезать? Думал, думал Иван, но ничего придумать не мог, не было у него той силы, которая бы покорила Кучумово царство. Занемог царь и слёг в постель. Прислужники его, бояре, запечалились, боялись, как бы им без царя-спасителя не остаться, что же они тогда делать будут. Подошли они к его постели и спрашивают:
— Отчего же ты, царь-батюшка, занемог, какая дума тяжёлая на сердце твоём лежит?
Царь закрыл глаза и подумал, сказать ли им про свою думу или нет? Он знал, что бояре в деле ему не помогут, что потрясут они бородами да кафтанами, повздыхают, на том их совет и кончится. Так оно и получилось. Ушли бояре к себе восвояси. Подходит к царю один его бедный слуга из крестьян и спрашивает:
— Откуда на тебя, царь-батюшка, хвороба навалилась?
— Издалека, — ответил царь.
— Может, помогу я тебе?
— Бояре были — не помогли, а тебе и Бог не велел. Ты скажи-ка лучше, кто есть в моём царстве храбрый да удалый, кто смерти не боится, кого молния не ударит и гром не оглушит?
Подумал слуга и говорит:
— Найдётся в твоём царстве такой человек, слыхал я про него с малых лет, зовут его Ермак Тимофеевич, удалый казак донской, службу верную, царь-батюшка, он тебе сослужит.
— Да и то верно, слыхал про него я, да только где он теперь есть, наверное, как в поле ветер, гуляет, где ночь проведёт, где день просвищет.
Встал Иван-царь с постели, позвал к себе слуг верных и отправил их на Дон казака Ермака Тимофеевича искать. Объездили слуги весь Дон, всех конных и пеших порасспросили, все знают удалого казака Ермака, но никто не знает, где он теперь гуляет. Вернулись слуги через год и сказали царю:
— Всех птиц на Дону повидали, всех баб и мужиков пересчитали, а казака Ермака Тимофеевича нету.
— Разыщи ты мне Ермака, службу верную сослужи, тогда ты у меня будешь слугой над всеми слугами, а бояре тебе в пояс будут кланяться.
— Ничего мне, царь-батюшка, от тебя не надо, а службу верную для Руси святой отслужу.
Надавал царь Иван мужику разные доспехи, из своей конюшни велел ему коня вывести, благословил его своей рукой и в добрый путь отправил. Только выехал мужик за Москву, снял с себя все доспехи, облачился в крестьянскую одёжу и пошёл пешочком с посохом по дороге, куда глаза глядят. Долго шёл мужик по дороге против солнца, борода по колено выросла, а про Ермака ни слуху ни духу. Не опечалился мужик, идёт себе потихоньку и идёт. Не заметил он, как дошёл до крутых гор. Осмотрелся и видит — навстречу ему идёт такой же странник, как и он. Встретились, остановились и завели разговор. Долго ли разговор шёл, но только мужик узнал от странника, что Ермак бродит по Уралу.
«Покорение Сибири Ермаком». Художник В. Суриков
Исходил мужик реки и горы Урала вдоль и поперёк. Наконец ему удалось напасть на след атамана. Вскоре он нашёл семью Ермака и передал ему просьбу царя Ивана. Ермак Тимофеевич явился к царю без поклона, в шапке. Царь посмотрел на атамана и говорит:
— Слыхал я про тебя разные вести, не носить бы тебе головы на плечах, да царь милостив. Искупи свою вину, сослужи мне службу добрую. За Уралом нехоженая землица лежит, на земле той богатства несметные, ты пройди ту землю, излови хана Кучума, а людей его под власть Руси подведи.
Ермак Тимофеевич не стал перечить царю, вышел из царских палат, попросил есть-пить и пошёл к своим казакам на Урал. Пришёл. Рассказал обо всём своим удалым молодцам, и начали они собираться в поход, в чужую землю, куда русская душа не хаживала.
Летом в тот же год Ермак Тимофеевич дошёл до Тобола, там построил лодки и добрался до Иртыша. Здесь он встретился с людьми из Кучумова царства. Долго бился Ермак с Кучумовыми людьми, пока они не испробовали казацкую силу и пока их много не полегло. Казаков погибло тоже немало, но Ермак всё же одолел сибирского хана и привёл его людей под власть русского царя. Самого страшного — Кучума — Ермак Тимофеевич хотел доставить в Москву, но он несколько раз обманывал ата мана, и за это его казаки убили. Когда Кучумовы люди покорились Ермаку, казаки ему сказали:
— Поезжай, наш атаман, и скажи, что теперь русские могут жить в Сибири, да и Кучумовым людям с нами легче будет. Царь их был злой, как волк, а жадный, как поп.
Ермак Тимофеевич не поехал в Москву, а послал туда своего верного казака. Узнал царь Иван, что в Сибирь ворота открыты, и стал посылать в неё разных людей, кого по доброй воле, а кого так, силком. Вот и появились русские на сибирской земле и посейчас живут, а добра в ней всем хватит. Потому мы и про Ермака Тимофеевича помним, и про его удалых казаков.
Размышляем о прочитанном
1. Какой из текстов преданий вам показался более интересным? Почему? Какими народ представляет себе Пугачёва и Ермака?
2*. Что в прочитанных преданиях можно считать отголосками реальных исторических событий, а что — народной фантазией?
3. Уверены ли рассказчики, что говорят правду? Подтвердите свой ответ цитатами из текста преданий.
Обогащаем свою речь
1. Подготовьте пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком», включив характерную для этого предания лексику, например: много в ней всякого добра таится, занемог, хвороба, доспехи, завёл разговор, богатства несметные, нехоженая землица лежит, одолел сибирского хана и т. д.
начал поносить брата, бить челом, полати, челобитная, посул, истец, мзда.
Звёздочкой отмечены вопросы и задания повышенной сложности.
Литература и другие виды искусства
1. Так ли вы представляли себе эпизод покорения Сибири, как его изобразил художник В. Суриков на картине «Покорение Сибири Ермаком»?
2. Найдите в альбомах или в ресурсах Интернета цветную репродукцию картины В. И. Сурикова. «Покорение Сибири Ермаком». Подготовьте устное описание изображённого на картине. Расскажите о своём впечатлении от картины, чем оно создаётся? Охарактеризуйте образы Ермака и его сподвижников.
Подготовьте конкурс на темы «Русские народные песни», «Предания» (на выбор). Напишите сценарий конкурса (устные сообщения о песнях, преданиях, подбор текстов фольклорных произведений, аудиозаписи песен или преданий). Определите жюри, рецензентов. Подготовьте награды для победителей и участников конкурсов. Используйте при подготовке материалы книги «Читаем, думаем, спорим. » для 8 класса и фонохрестоматии.
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
Предание «О покорении Сибири Ермаком»
С преданиями вы давно знакомы. В седьмом классе вы слушали предание «Пётр и плотник» в исполнении Анатолия Вологдина. В этом году вы прочитали два предания: «О Пугачёве» и «О покорении Сибири Ермаком».
— торжественность, печаль? Что особенно понравилось вам в исполнении Леонида Кулагина?
3. Какие фрагменты предания вы прочитали бы иначе? Почему?
4. Какими представляются вам герои предания?
5. Подготовьте выразительное чтение текста.
Видео:Предание о покорении Сибири Ермаком.Скачать
В. И. Суриков. Покорение Сибири Ермаком
Сибирский поход Ермака давно и сильно волновал воображение художника, к тому же предки Василия Ивановича вместе с Ермаком завоевывали Сибирь, осели на новых землях и основали будущий город Красноярск.
Покорение Сибири было событием чрезвычайной исторической значимости. Это была борьба, прежде всего, с ханом Кучумом, который властвовал грабежами и разбоями и, собрав пестрое многоплеменное войско, дошел до Урала, угрожая Поволжью и другим исконным русским землям.
Крупные солепромышленники Строгановы, владельцы громадных уральских вотчин, терпели от набегов Кучума непоправимые беды, слали в Москву отчаянные письма, прося разрешения набрать казаков в свои городки.
Владелец Чусовской вотчины Максим Строганов больше всех страдал от нападений из-за Урала. Попав в безвыходное положение, послал за казаками на Волгу, и оттуда, во главе с Ермаком, прибыло около тысячи человек с ружьями и пушками («с огненным боем»).
Когда нагрянули татары царевича Алея, Ермак не дал им разорить Чусовские городки. Отбитый на реке Чусовой Алей ушел к Соли Камской и учинил там дикий погром. «И с тех мест, –– утверждали гонцы, –– учели оне, Ермак со товарыщи, мыслить и збираться как бы им дойти до сибирской земли и того царя Кучюма».
Строгановы понимали трудность затеянного похода гораздо лучше, чем казаки. Строгановские «людишки» давно бороздили Чусовую –– единственную реку, пересекающую Уральский хребет, –– знали какие силы у хана Кучума. Знали и то, что в дни весеннего паводка и осенью после сильных дождей вода в горных реках поднималась, и тогда перевалы становились доступными для перетаскивания судов волоком. На легких ладьях казаки могли вести летучую войну с татарами и даже захватить внезапным набегом их столицу Кашлык. Но затем Кашлык неизбежно стал бы для них ловушкой: выдержать длительную войну с многотысячной татарской ратью казаки не смогут, а вернуться им не позволят обмелевшие реки и зимняя стужа. И все же ненасытные Строгановы заранее испросили у Ивана Грозного жалованную грамоту на земли по Тоболу, Иртышу и Оби.
Заботило Строгановых и другое обстоятельство. По уходу Ермака за Урал ничто не помешает Алею опустошить их владения. Страшась этого, они не решились отпустить с Ермаком стрельцов и пушкарей, служивших в их городках. Ермак взял с собой шестьдесят человек «тутошних людей», тем дело и ограничилось.
1 сентября 1581 года казаки выступили в поход, о чем донес царю воевода Чердыни Василий Перепелицын. Дружина Ермака насчитывала чуть больше пятисот воинов. Было три священника и татарин, знавший дорогу к Кучуму.
Ермак понимал, что только стремительное и внезапное нападение может привести его к победе. Поднявшись по Чусовой и Межевой Утке до Серебрянки, зазимовали. Как только весенние воды освободились от льдин, стали подниматься на перевал, топорами расчищая лесные завалы. Не было времени убирать камни, и потому не тащили суда по земле, используя катки, а на плечах поднимали их в гору.
После недолгой передышки спустились по склону вниз. На спуск затратили много сил, но это было уже не то сверхчеловеческое напряжение, которое потребовалось при подъеме.
По реке Тагилу, используя течение и попутные ветры, флотилия Ермака добралась до Туры, оттуда –– к Тоболу. Судовым кормчим пришлось впервые прокладывать путь по незнакомым им местам, что требовало большой осмотрительности и хороших навигационных навыков. Отчасти им помогали бывалые Строгановские «людишки».
Первое столкновение с татарами произошло у деревни Епанчин. Ермак потерпел неудачу и не смог добыть «языка», столь необходимого в начале похода. Более того, бежавшие из-под Епанчина татары добрались до Кашлыка раньше Ермака, сибирский хан получил от них известие о появлении русских. Элемент внезапности, на который рассчитывал Ермак, был безвозвратно утерян. Но тут помог сам Кучум, которого подвели его расчеты. Получив точную информацию о малочисленности отряда Ермака, Кучум не мог и предположить, что тот решится вступить в единоборство с его ратями, обладавшими подавляющим превосходством сил. Он знал, что казаки в случае малейшей задержки в Зауралье окажутся в снеговой западне. Вот почему престарелый хан ни минуты не сомневался в том, что русские без промедления повернут вспять. Какого же было его изумление, когда 23 октября казаки подошли к Кашлыку! «Приходу на себя Ермакова я не чаял, а чаял, что он воротитца назад на Чюсовую».
На своей картине «Покорение Сибири Ермаком» Суриков запечатлел момент взятия Кашлыка. Казачья флотилия движется навстречу туземному войску, но казаки спокойны. На их лицах нет и следа боязни; хотя нет и показного героизма. Без суеты и спешки они делают свое дело. Противоположны казакам неистовые лица и резкие движения туземцев, прижатых к подножию берега. Тревогу и смятение в их лагере подчеркивает своим разорванным силуэтом конница на верху горы.
В этом бою казаки стремительно атаковали конное и пешее воинство Кучума и опрокинули его. Хантские князьки, напуганные залпами огнестрельных орудий, первыми покинули поле боя. Их примеру последовали мансийские воины, укрывшись после отступления в непроходимых болотах.
Преследуя бегущего врага, казаки ранили главного татарского военачальника хана Маметкула. Татары с трудом спасли его от плена, и на лодке переправили за Иртыш. Кучум, наблюдавший за боем с вершины Чувашевой горы, отступил на юг, так и не приняв участия в баталии. Казаки в тот же день беспрепятственно вступили в покинутую татарами столицу сибирского царства.
В «Ермаке» Суриков поднялся на необычайную, даже для него, высоту исторического прозрения. Недаром он утверждал, что композиция картины, то есть расстановка движущихся сил, была им продумана и решена до того, как он ознакомился с летописным изложением события. «А я ведь летописи и не читал. Картина сама мне так представилась: две стихии встречаются. А когда я, потом уж, Кунгурскую летопись начал читать, вижу, совсем, как у меня. Совсем похоже. Кучум ведь на горе стоял. Там у меня скачущие».
Работа над картиной «Покорение Сибири Ермаком» потребовала от художника массу времени, поисков соответствующей натуры и такого напряженного труда, который исключал всякую возможность другой сколько-нибудь серьезной работы. В чертах Ермака художник обобщил знакомые черты сибирских казаков, главной из которых было присутствие несокрушимой воли.
Художник Нестеров увидел законченное полотно одним из первых. «Я чувствовал, что с каждой минутой больше и больше становлюсь если не участником, то свидетелем огромной человеческой драмы, бойни не на живот, а на смерть, именуемой Покорение Сибири. Суровая природа усугубляет суровые деяния. Вот он, Ермак, с вытянутой вперед рукой, на втором, на третьем плане; его воля –– непреклонная воля, воля не момента, а неизбежности, «рока» над обреченной людской стаей».
Картина была отправлена в Петербург на выставку передвижников. Еще до начала ее посетил император Николай II. В это же время в России праздновалось трехсотлетие покорения Сибири и открытия Транссибирской железной дороги. Совершенно случайно Василий Иванович попал «в точку», оказавшись в неловкой для себя роли «официального живописца». Император купил «Покорение Сибири» за сорок тысяч рублей. Совет Академии художеств присвоил Василию Ивановичу звание академика
Видео:О покорении Сибири Ермаком. ПреданиеСкачать
Покорение Сибири Ермаком — История картины
Василий Суриков | |
Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем . 1895 | |
Холст, масло. 285 × 599 см | |
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург | |
(инв. Ж-4231) |
«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»
— картина русского живописца Василия Сурикова. Работа над картиной началась в 1891 и завершилась в 1895 году. Сюжетом картины является решающее сражение между казачьей дружиной Ермака и воинами сибирского хана Кучума в 1582 году. Масштабное батальное полотно стало заметным событием на 23-й выставке Товарищества передвижников, было приобретено императором Николаем II и в 1897 году передано Русскому музею, где экспонируется по настоящее время.
Видео:О покорении Сибири Ермаком. Краткое содержание, 8 классСкачать
Композиция[ | ]
На картине изображён кульминационный момент Сибирского похода Ермака Тимофеевича (1581—1585) — сражение 1582 года между казачьей дружиной Ермака и огромным войском, собранным сибирским ханом Кучумом. В трактовке художника это событие представлено как народный подвиг, художник подчёркивает неразрывную связь русских воинов с их предводителем[1].
Композиция вытянута по диагонали. Центр и нижнюю половину левой части полотна занимает авангард казачьего войска. В центре казачьей массы — сам Ермак, изображённый в профиль, с вытянутой вперёд рукой. Это кряжистая, прочно стоящая обеими ногами на палубе фигура в стальном шлеме. Над ним и его соратниками развиваются хоругви с ликом Спаса и конной фигурой Святого Георгия (говоря о первом из этих знамён, В. С. Кеменов о[2]). Голова Ермака, его указующая рука и хоругвь над ним разрушают композиционную диагональ, выступая за пределы пространства, отведенного казачьему воинству[3].
Пёстрое по составу войско Кучума заполняет центр и нижнюю часть правой половины картины, на лицах его воинов можно увидеть панику[1]. Нос ладьи Ермака врезается в плотную татарскую массу, подчёркивая, что она уже в смятении и готова обратиться в бегство. За спинами у сибирских татар обрывистый берег со скачущими всадниками и вздымающими вверх руки шаманами, символически противостоящими конному Св. Георгию на казачьей хоругви. В центре верхней части картины проступают контуры города, за который идёт сражение[3].
Видео:Легенда о покорении Сибири ЕрмакомСкачать
История создания[ | ]
Замысел полотна возник у Сурикова ещё в 1889 году, но работу над картиной он начал лишь в 1891 году[2]. По собственным словам художника, общая концепция полотна сложилась у него ещё до ознакомления с историческими событиями, на которых оно основывалось[1][3]:
А я ведь летописи и не читал, картина сама мне так представилась: 2 стихии встречаются. А когда я потом уж Кунгурскую летопись начал читать, вижу – совсем, как у меня, совсем похоже. Кучум ведь на горе стоял. |
Этюд к картине — знамя из арсенала Московского Кремля
На обороте первого известного наброска к картине надпись рукой художника «За Волгой на Каме»[2]. Другие ранние пейзажные этюды для полотна Суриков писал на Оби, а также в Тобольске[3]. Летом 1891 года в Туруханском краю он рисовал этюды с эвенков и остяков. Уже к августу он определился с размерами полотна, в письме к брату указав их как «8 аршин и 4», то есть примерно 5,6×2,8 метра[2]. В 1892 году он выезжал на Дон — собирать типажи для образов казаков[3], в том же году жил в Минусинском краю на золотых приисках И. П. Кузнецова (на территории современной Хакасии), откуда сообщал: «Пишу татар. Написал порядочное количество. Нашел тип для Ермака». На реке Немире Суриков рисовал старого шамана — рука шамана с палочкой, которой тот бьёт в бубен, на лист не поместилась, и художник нарисовал её отдельно. В этнографической коллекции Минусинского музея он делал зарисовки с одежд туземцев, украшенных бисером и необычными узорами. В Минусинском крае написан и один из самых удачных этюдов к картине — «На реке» с изображением стрелка, стоящего в воде[2].
В 1893 году в станице Раздорской Суриков делал этюды с местных казаков — Арсения Ковалёва, Антона Тузова, Макара Агаркова, впоследствии использованные в картине[4]. Именно батареец Арсений Иванович Ковалёв послужил прототипом для окончательного образа Ермака, а Макар Агарков — для образа есаула Ивана Кольца[5]. На Дону были созданы образы казаков Дмитрия Сокола и Кузьмы Запорожцева, сделана зарисовка большой казачьей лодки, потом попавшей в картину[2]. В этом же году художник отправился на север Сибири — снова делать зарисовки остяков; в 1894 году состоялась новая поездка в Тобольск и по Иртышу[3].
Ввиду большого масштаба картины Сурикову пришлось сменить московскую квартиру, куда он переехал из Красноярска осенью 1890 года, на другую — побольше. Только в декабре 1892 года в работе над «Покорением Сибири» был сделан перерыв: Сурикову было нужно подготовить к выставке картину «Исцеление слепорожденного». Но уже в начале 1894 года он писал брату: «Теперь я опять принялся за Ермака»[6]. Автор долго искал нужную цветовую гамму — на ранних набросках преобладают голубые и желтовато-пепельные тона, а когда на картине появляется обрывистый берег, его расцвечивают зелёные пятна. Лишь постепенно Суриков пришёл к окончательному мрачноватому колориту. Сам Ермак тоже лишь постепенно «проявился» в казачьей массе — на ранних набросках его загораживали лишние фигуры, потом отодвинутые на второй план; в более поздних вариантах Ермак, наоборот, виден полностью, отделён от своего войска, и только после долгих поисков художник определил окончательное место главного персонажа картины[2].
Видео:Литература 8 класс (Коровина). О покорении Сибири ЕрмакомСкачать
В. И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком»
Главная — Рассказы о шедеврах — 100 картин
Тема «Ермака» — сибирская по месту действия и глубоко национальная по своему смыслу. Покорение Сибири Ермаком было событием чрезвычайного исторического значения. Это была борьба с татарским ханом Кучумом, который устрашал сибирские народы грабежами и разбоями и, собрав пеструю многоплеменную рать, уже дошел до Урала, угрожая поволжским и другим исконным русским землям.
Обращение Сурикова к теме покорения Сибири и к образу Ермака было далеко не случайным. Красноярец Суриков был особенно страстным патриотом родного края и всегда проявлял горячий интерес к прошлому Сибири. А образ Ермака жил в семейных преданиях рода Суриковых: считалось, что далекие предки художника — донские казаки — пришли некогда сюда вместе с отрядом отважного покорителя сибирской земли.
Подлинное имя Ермака и его происхождение не установлены. Возможно, что он был из посадских или крестьян Средней Волги, откуда бежал на Дон. Став одним из атаманов донской казачьей вольницы, Ермак несколько лет «полевал» (выходил в «поле» на промысел, иначе говоря — разбойничал) в низовьях Волги и на Каспии, грабя купеческие караваны и «государеву казну».
Спасаясь от преследования властей, Ермак со своими товарищами бросился на Каму и добрался до пермских вотчин крупных промышленников купцов Строгановых. Известно, что в апреле 1579 года Ермак со своей дружиной уже служил Строгановым, охраняя их владения от набегов сибирских татар.
Хотя за четверть века до того сибирский царь Едигер заявил о своей готовности перейти в «подданство» московскому царю Ивану Грозному, но после переворота, совершенного ханом Кучумом, дело пошло по-старому. Кучум установил в Сибири нестерпимый гнет, опустошал сибирские земли, наводил ужас на сибиряков и совершал набеги на пермские владения русских.
Эти частые набеги причиняли большие разрушения, множество русских людей угонялось в рабство. Угроза с Востока от татаро-монголов была постоянной.
Строгановы решили поддержать предложенный Ермаком поход в Сибирь.
Поход был необычайно труден — через Уральские горы перешло с Ермаком лишь 840 человек, но отвага и суровая дисциплина вела маленький отряд вперед.
После сражения 25 октября 1581 года Ермак занял столицу сибирского царя, хана Кучума. Затем, одержав ряд других побед, Ермак «бил челом» московскому царю Ивану Грозному, прося его принять сибирскую землю под свою «высокую руку».
Посланник Ермака Иван Кольцо был обласкан царем, а Ермак получил прощение за свои прошлые дела и был одарен богатыми подарками.
По преданию, Ермак погиб (в 1584 или 1585 году), когда он, возвращаясь из военной разведки, заночевал на одном из островов Иртыша. Внезапно разбуженный напавшим под прикрытием ночи Кучумом, Ермак прыгнул с берега в лодку, оступился, упал в воду и поплыл; но тяжелый панцирь увлек его на дно.
Память об Ермаке сохранилась во многих народных песнях и преданиях. Очевидно, его могучий образ привлекал народное воображение и любовь главным образом потому, что, восхищаясь силой и удалью Ермака, народ видел в нем героя, вышедшего из его же рядов, умного и отважного вождя, способного вести за собой массы к победе. Неспроста народные песни назвали Ермака Ермаком Тимофеевичем, придав ему отчество любимого революционного героя — Степана Разина.
Увлеченный образом Ермака и знаменательными событиями из прошлого родного края, Суриков в течение четырех лет работал над картиной «Покорение Сибири».
Первый набросок композиции датирован самим художником 1891 годом. На этом эскизе интересна надпись Сурикова: «За Волгой, на Каме». Очевидно, он был создан на пути, много раз проделанном Суриковым из Москвы в Сибирь или из Сибири в Москву.
К тому же 1891 году относится этюд крестьянина в валенках и безрукавке в позе Ермака. В следующем, 1892 году, Суриков писал этюды в Тобольске и Красноярске. Особенно напряженным и богатым по собранному материалу оказался 1893 год.
«Пишу Ермака. Читал я историю о донских казаках. Мы, сибирские казаки, происходим от них; потом уральские и гребенские. Читаю, а душа так и радуется, что мы с тобой роду хорошего. . .»
— пишет художник в письме к брату.
Летом Суриков живет и работает на Дону. 4 июня 1893 года он пишет матери и брату из станицы Раздорской: «Отсюда, говорят, вышел Ермак и пошел на Волгу и Сибирь. .. Написал два лица казачьи, очень характерные, и лодку большую казачью. Завтра будет войсковой станичный круг. Посмотрю там, что пригодится»
6 августа Суриков извещает родных:
«Мы возвратились из поездки по Дону. Я написал много этюдов; все лица характерные. Дон сильно напоминает местности сибирские, должно быть, донские казаки при завоевании Сибири и облюбовали для поселения места, напоминавшие отдаленную родину. Меня казаки очень хорошо приняли. Жили мы в Раздорской станице, Константиновской, Старочеркасске…»
В том же письме Суриков с удовлетворением сообщает, что нашел натуру для Ермака и его есаулов:
«В 1894 году Суриков снова за работой — в Красноярске, Тобольске, в Type, на берегах Оби, — читаем мы в одной из биографий художника. — Казаки, остяки, татары, фигуры, головы, отдельные руки, щиты, пушки, самопалы, шапки, шлемы, пороховницы, мечи, кольчуги — и все с натуры, иногда по нескольку раз в разных положениях. Выискивается самая последняя мелочь…»
Наконец, в 1895 году, работа над грандиозным полотном — картиной «Покорение Сибири» — была закончена.
В этом своем выдающемся произведении Суриков изобразил лютую, решающую битву отряда Ермака с полчищами сибирского хана Кучума. Битва эта произошла в конце октября 1581 года; она описана в одной из сибирских летописей, так называемой Кунгурской. Если это высказывание художника действительно записано с его слов и Суриков в самом деле прочел Кунгурскую летопись уже после того, как композиция картины сложилась в его сознании, то все же несомненно, что «Покорение Сибири» не является плодом одной лишь творческой фантазии художника.
Суриков отлично знал все народные исторические песни о Ермаке, в которых так образно поется о том, как выплывали казаки «на Иртыш реку под высокую гору Тобольскую», о «каленых стрелах», что летели, «как часты дожди», песни, в которых дается весьма подробное описание изображенного художником события.
…Клином врезается отряд Ермака в несметные, но уже дрогнувшие полчища кучумовцев.
Главный герой, Ермак, почти не выделен художником, он как бы слит, «спаян» со своим отрядом. Лишь повелительный жест руки, направляющей отряд на врага, отмечает его особое место в картине, выделяет его из общей массы людей.
Так же «спаяны», сплочены между собой сподвижники Ермака. Снова перед нами излюбленные Суриковым типы и характеры. Суровое мужество, несокрушимая сила, воля к борьбе и уверенность в победе — вот что написано на лицах этих могучих русских людей.
Замечательно передан Суриковым суровый сибирский пейзаж в темный осенний день — и мутные желтые воды реки, и глинистый берег, и серое небо, на фоне которого четко выделяются силуэты охваченных тревогой всадников.
Прекрасен тяжелый, сумрачный, суровый колорит картины. Суриков как бы «сплавлял» вместе все красочные пятна этого громадного полотна; картина кажется то золотисто-коричневой, то свинцовой, напоминая мерцание древней парчи.
И вместе с тем Суриков не уничтожил отдельные цветовые пятна; объединив их, он позволил им «проступать» или «мерцать» на общем фоне. Так выделяется приглушенное, как бы кровавое пятно кафтана казака, лежащего в лодке, холодный блеск ружейных стволов, облачка дыма, розовые вспышки выстрелов.
…Битва в разгаре, но исход ее решен: велик запас душевных сил у казаков, с предельным напряжением бьются и кучумовцы, но их ряды уже дрогнули — там, посередине, иные уже повернулись спиной; многие всадники в беспорядке ринулись к городу, что виднеется вдали…
По своему высокому реалистическому трагедийному строю, по глубине содержания и живописному совершенству эта «живая быль… в рамках небылиц», по словам Репина, этот древний народный сказ, воплощенный Суриковым в живых образах искусства, — одно из лучших произведений исторической батальной живописи.
Замечательные полотна. Л., 1966.
Рассказы о шедеврах
Видео:Литература/8 кл/ Предания. О покорении Сибири Ермаком/12.07.22Скачать
Дальнейшая судьба[ | ]
«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» было окончено в 1895 году и стало важным событием 23-й выставки Товарищества передвижников. В марте того же года совет Академии художеств присвоил автору полотна звание академика[1]. Хотя Суриков ещё в Москве договорился с П. М. Третьяковым о продаже ему «Покорения Сибири» за 30 тысяч рублей, император Николай II, узнав об этом, заявил, что «эта картина должна быть национальной и быть в национальном музее». Полотно было приобретено императором за 40 тысяч рублей — по словам Михаила Нестерова, самую большую сумму, за которую когда-либо покупались картины русских художников. Всего через несколько недель после этого, в апреле 1895 года, был подписан монарший указ об учреждении Русского музея Императора Александра III[7]. С 1897 года «Покорение Сибири» выставлено в этом музее; в том же зале, что и основное полотно, экспонируется этюд «Казаки в лодке»[1]. Третьякову же в знак уважения Суриков в 1895 году подарил уменьшенную копию картины[8] (размерами 103×59 см[9]).
Молоденькие экскурсоводки говорили исключительно о «Покорении Сибири» … Главная мысль у всех была одна и та же — Суриков хотел показать народ. Он не выделял роль вождя. Ермак — не на первом плане, а в центре толпы. Он ничем особенным не выделяется, кроме руки, протянутой вперед. На первом же плане — казак с веслом, казак с ружьем, казак, заряжающий ружье, и вообще главное — не вождь, а народ.
Замечу в скобках, что мне приходилось бывать в Русском музее и раньше, лет пятнадцать назад, и я слышал, как экскурсовод объясняла: «Ермак расположен в центре композиции, чем подчеркивается его роль вождя, атамана, полководца. Он стоит под знаменем, под Спасом-нерукотворным и под Георгием Победоносцем. Чувствуется, как его воля цементирует атакующее войско. Все воины сплотились вокруг него и готовы сложить головы, но не выдать своего атамана».
— В.Солоухин. Письма из Русского музея, 1966
Видео:Покорение Сибири #shorts #сибирь #ермакСкачать
Как Ермак Сибирь покорял
Покорение Ермаком Сибири. Суриков Василий Иванович Искусствовед на показе мод в спектакле Аркадия Исаковича Райкина:
«Возьмем, товаищи, кайтину Суикова «Покойение Еймаком Сибии». Слева – казаки, спьява – татаы. Гьемят казацкие самопалы – бах-бабах-бах. Свистят татайские стъелы – вжик, вжик, вжик. Все напьяглось, все в движении! Еще минута – уяааа! Сибий покоена!»
Обрыв к реке. Под обрывом вдоль берега громадное количество пеших татар. На воде под стягами казаки в лодках (а кто-то уже спрыгнул в воду) стреляют из мушкетов. Лодки движутся к берегу – нужно высадиться на берег. На обрыве группа всадников, несколько всадников скачут к спуску к реке, некоторые не то кричат, подбадривая тех, кто под обрывом, не то молятся.
Слева вдали виднеется крепость со сторожевыми башнями и каким-то зданием с высоким шпилем и золоченой маковкой.
Под стягами – Ермак, он в шишаке, в кольчуге и в латах, рукой показывает в сторону берега, видимо, поторапливая высадку.
Справа внизу от Ермака – стреляющая пушка, скорострельная пищаль. Еще одна пушка лежит казенной частью к зрителю на дне лодки. Лодки маленькие, в них с трудом умещается четыре человека. Кроме людей, в лодке есть какой-то бочонок, мешки.
Судя по тому, что на берегу нет ни одного лежащего (раненого или убитого), казаки только начали стрелять.
Так великий художник изобразил начало великого сражения (сражение было великим не по количеству участников с обеих сторон, а по результатам – Сибирь стала русской вотчиной).
Для зрителя результат предрешен названием картины. А так как большинство совершенно не склонно анализировать, что же написал художник, то наше представление о завоевании Сибири очень похоже на то, что приведено в эпиграфе: еще минута – и Сибирь наша.
На самом деле все это было, мягко выражаясь, совсем не так.
Во-первых, Ермак с его боевым отрядом – это казаки-разбойники. Они промышляли разбоем на Волге несколько лет (тогда Ермак был атаманом только одной шайки), грабили местных жителей, грабили послов, которые из Средней Азии направлялись в Москву и из Москвы с разнообразными дарами. В общем, жили – не тужили. Естественно, когда их начинали донимать войска русского царя, они рассасывались по селениям, где у них, вероятно, были и жены, и дети.
Постепенно царь наводил порядок, казаки уходили все севернее и севернее, пока не добрались до владений Строгановых. И вот тут произошло то, что казаков превратило из бандитов в сторожевых псов: Строгановы пригласили их всех, кто прибыл с низовьев Волги, отбивать нападения татар, которые время от времени разоряли все в округе и уводили людей в рабство.
Во-вторых, Сибирское ханство не оставляло в покое округу. Прекратить такое безобразие можно было, только разгромив татар, лишив их возможности базироваться в городах и собирать дань с окрестных жителей.
Эти два обстоятельства сошлись вместе, и Строгановы с одобрения царя снаряжают казаков разбить Сибирское ханство. В экспедицию собрали отряд во главе с Ермаком, который, судя по всему, показался Строгановым человеком ответственным, на слово которого можно было положиться.
840 человек на 25 стругах, снаряженные мушкетами и скорострельными пищалями, снабженные всем необходимым для дальнего похода, с переводчиками отправляются вверх по Чусовой и дальше. Поход Ермака длился несколько месяцев. За это время отряд встречался и с враждебным населением. Ему приходилось воевать, помощи ждать было неоткуда. И боеприпасы тоже неоткуда было получать. Все необходимое для боевых действий дружинники несли с собой (или везли, когда были на лодках). Казаки двигались на стругах длиной до 12 метров и водоизмещением до 6 тонн, рассчитанных на 20-25 человек.
Они шли не наугад (не как матрос Железняк, который шел на Одессу, а вышел к Херсону). Они знали, в каком месте волок будет самым коротким, и перетащили все свои суда из одного речного бассейна в другой. И по воде дошли до столицы ханства – города Искер. Здесь и произошло то сражение, которому Суриков посвятил свое полотно.
Берег Иртыша в этом месте – обрыв около 10 метров и узкая полоса суши под обрывом. Видимо, Ермак инсценировал высадку и вынудил татар спуститься на берег. Суда Ермака в это время выстроились в линию вдоль берега. И когда татары спустились – артиллерия Ермака начала стрелять шрапнелью. Это вынудило татар бежать в крепость, а казаки высадились и пошли к Искеру (столица ханства Кучума).
Описанная картина – только версия. Ни в одном документе тех времен не сохранилось описания боев Ермака – в то время это никого не интересовало. Но под этой версией есть сугубо количественное обоснование: столь малочисленный отряд не мог победить отчаянно храбрых татар наскоком. Видимо, татарам еще была незнакома картечь и скорострельная артиллерия. Именно это и решило исход боев за Сибирь.
Теперь несколько слов о деталях картины. Суриков не просто фантазировал, картине предшествовала громадная работа по изучению исторического материала. С почти полной достоверностью изображены мушкетеры и мушкеты, снаряжение Ермака. Но есть вещи, которые не соответствуют либо обстановке, либо действительности.
Татарин справа в центре картины – в парадной одежде. Вряд ли даже какой-нибудь мурза надел бы для боя такой торжественный наряд.
Гребец в лодке на переднем плане подставил беззащитную спину под стрелы. Мушкетер перезаряжает мушкет – он тоже открыт для стрел. Ермак, думается, дорожил каждым казаком своей дружины и не мог позволить своим воинам вести себя таким образом.
Пейзаж: на горизонте крепость со сторожевыми башнями и центральным зданием. Здание имеет шпиль, что абсолютно не соответствует мусульманской архитектуре.
Челноки (лодки на 5-6 человек, одна из которых нарисована Суриковым) предназначались для высадки на берег, и на них не должно было быть ни бочек, ни мешков.
Художник, задумавший картину о событиях двухсотлетней давности, не мог пренебречь сведениями, которые к тому моменту были накоплены, прежде всего, в музеях. Его полотно воспроизводит одежду, оружие, обряды. Что касается правдоподобия самой битвы Ермака с татарами – здесь лучше всего говорит автор:
«В исторической картине ведь и не нужно, чтобы было совсем так, а чтобы возможность была, чтобы похоже было. Суть-то исторической картины – угадывание. Если только сам дух времени соблюден – в деталях можно какие угодно ошибки делать. А когда все точка в точку – противно даже».
А что Ермак? Перед нами вырисовывается портрет великого полководца! Ни тылов, ни дружественного окружения, ни людских резервов, с отрядом 840 анархистов против десятков тысяч татар – и пройти несколько сражений без ощутимых потерь! Каким чутьем, какой силой духа, какой способностью подчинять своей воле людей и управлять ими в любых ситуациях обладал этот казак, обучившийся военному ремеслу в разбоях!
Видео:О ПОКОРЕНИИ СИБИРИ ЕРМАКОМ (СТР 13-16) ЛИТЕРАТУРА 8 КЛАСС АУДИОУЧЕБНИКСкачать
Примечания[ | ]
- ↑ 12345
В.И. Суриков в Русском музее
(неопр.)
. Русский музей. Дата обращения 5 мая 2020. - ↑ 1234567
Гор и Петров, 1955. - ↑ 123456
Волошин, 2012. - Боровская Наталья Ивановна.
Раздорская аура // RELGA. — 2004. — № 8. - Владимир Моложавенко.
Неизвестные акварели Сурикова // Тайны донских курганов. — Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1967. - Энциклопедия мировой живописи. Выпуск 264. Суриков Василий Иванович (1848—1916) (неопр.)
. Студия-И (2017). Дата обращения 5 мая 2020. - m.ok.ru/group/54031101133045/topic/66270091253237 — Василий Суриков в Русском музее. Интернет-магазин Русского музея
- Галина Чурак.
Василий Суриков
(неопр.)
. artsurikov.ru. Дата обращения 5 мая 2020. - Суриков Василий Иванович. Покорение Сибири Ермаком Архивная копия от 16 мая 2020 на Wayback Machine на сайте Государственной Третьяковской галереи
Видео:О чём врут летописи ? Завоевание Сибири Ермаком !Скачать
Ссылки[ | ]
- «Покорение Сибири Ермаком» на портале «Виртуальный Русский музей»
- Интерактивный вид зала с картиной «Покорение Сибири Ермаком» в «Виртуальном туре по Русскому музею»
- Суриков В. И. Покорение Сибири Ермаком. 1895 на сайте Государственного Русского музея
Работы Василия Сурикова | |
|
Видео:Завоевание Сибирского ханства. Сибирский поход Ермака (1581—1585)Скачать
Картина Покорение Сибири Ермаком Василия Сурикова
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Василия Сурикова. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Василия Сурикова на натуральном холсте.
Василий Иванович Суриков родился в 1848 году в Красноярске в семье коллежского регистратора.
Род Суриковых принадлежал к казачьему сословию. Дед по материнской линии Василий Иванович Торгошин служил сотником в Туруханске, двоюродный брат деда по отцовской линии Александр Степанович Суриков был атаманом Енисейского казачьего полка (в его честь на Енисее назван остров Атаманский: обладая большой силой, однажды в бурю, бросившись в реку, он вытащил оторвавшийся от берега плот)
В возрасте 8 лет Василий Суриков переехал с семьей в Сухой Бузим, куда отца перевели на службу, и там закончил два класса приходской школы при Всехсвятской церкви, в 1858 году начал учиться в уездном училище.
В 1859 году умер от туберкулеза его отец, и матери с детьми пришлось вернуться в Красноярск. Первые уроки живописи Василий получил от учителя рисования Красноярского уездного училища Николая Васильевича Гребнева.
После окончания учебы в училище Суриков устроился работать писцом в губернское управление: денег на продолжение образования сына в гимназии у матери не было.
Енисейский губернатор Замятин, увидев в управлении рисунки Сурикова, нашел мецената золотопромышленника Кузнецова, который оплатил обучение талантливого юноши в Академии художеств.
По приезде в Санкт-Петербург в 1868 году Суриков сначала учился в рисовальной школе Общества поощрения художников, а в 1869 году стал вольнослушателем Академии, через год был зачислен воспитанником.
За время учебы с 1869 по 1875 год за свои работы Суриков получил четыре серебряных медали и несколько денежных премий. Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище «Композитор».
Первую самостоятельную работу Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870) приобрёл его покровитель Петр Иванович Кузнецов.
В 1874 году художник за картину «Милосердный самаритянин» получил Малую золотую медаль.(Эту картину он подарил Кузнецову)
По окончании Академию художеств Суриков получил звание классного художника первой степени.
В 1877 году Суриков переехал в Москву, получив заказ на создание четырёх фресок на темы Вселенских соборов для храма Христа Спасителя.
25 января 1878 года Суриков женился на Елизавете Августовне Шаре. У Сурикова и Шаре родились две дочери: Ольга и Елена. (Дочь Сурикова Ольга впоследствии была замужем за художником Петром Кончаловским. Его внучка Наталья Кончаловская стала писателем, среди её работ — биография деда «Дар бесценный». Её дети — правнуки Василия Сурикова: Никита Михалков и Андрей Кончаловский)
В 1881 году Суриков стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.
В 1883 году художник на деньги от продажи картины «Меншиков в Березове» (ее приобрел Павел Третьяков) смог побывать в Германии, Италии, Франции, Австрии, ознакомился с коллекцией Дрезденской галереи, собранием Лувра.
В 1910 году Суриков вместе с зятем художником Петром Кончаловским посетил Испанию.
В 1915 году Василий Иванович из-за ишемической болезни сердца уезжает на лечение в Крым.
Скончался в Москве в 1916 году.
Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Василия Сурикова не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.
🔍 Видео
Покорение Сибири Ермаком или как русские попали в СибирьСкачать
"О покорении Сибири Ермаком"Скачать
Покорение Сибири. Поход Ермака.Скачать
Покорение Сибири / Как Тобольск стал исторической столицей Сибири / Уроки истории / МИНАЕВСкачать
покорение Сибири ЕрмакомСкачать
видео Покорение Сибири ЕрмакомСкачать
О покорении сибири ЕрмакомСкачать
Покорение Сибири Ермаком, СуриковСкачать
XVI ВЕК. СИБИРСКИЙ ПОХОД ЕРМАКА. Русская История. Исторический ПроектСкачать