Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Русский язык. 11 класс
Конспект урока
Тема: Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложение
Перечень рассматриваемых вопросов
Урок посвящён теме «Словосочетание и простое предложение».На уроке обучающиеся получат возможность расширить знания о словосочетании и простом предложении, их строении, о типах словосочетания и простом осложненном предложении, овладеют способами распознавания разных типов словосочетания, повторят правила постановки знаков препинания в простом осложненном предложении, научатся отличать типы простых предложений, опознавать и классифицировать основные виды синтаксической связи и синтаксические средства в словосочетании и простом предложении.
Обучающиеся научатся соблюдать основные синтаксические и пунктуационные нормы при построении словосочетания и предложения; находить и исправлять ошибки в области управления и согласования, употребления однородных членов предложения, обособленных членов предложения.
Словосочетание — соединение двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества, действия и др.);
Синтаксические нормы — это нормы, которые регулируют правила построения словосочетаний и предложений. Наряду с морфологическими нормами формируют грамматические нормы.
Предложение — это единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. С точки зрения пунктуации, предложение как законченная единица речи, оформляется в конце точкой, восклицательным, вопросительным знаками или многоточием. Также предложение является синонимом «фразы».
Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009.
1. Виноградов В. В. Избранные труды: Исследования по русской грамматике// Виноградов В. В — М., 1975
2. Лекант П.А., Современный русский язык-3 изд. // Лекант П.А., Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В. М.,2002
3. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. — 6-е изд., перераб. и доп. Москва: Логос, 2002.
4. Современный русский язык./под ред. Розенталя Д.Э. — 8 изд., М., 2015
5. Шанский Н.М..Тихонов А.Н. Современный русский язык. М.,1987
Материал для самостоятельного изучения
Вывод: В словосочетаниях и простых осложнённых предложениях все слова связаны друг с другом по форме (грамматически) и по смыслу. Для того чтобы правильно понимать смысл высказывания ( словосочетания или предложения), надо соблюдать СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ построения словосочетания или предложения, верно офорлять свое высказывание грамматически.
Основные признаки словосочетания
Словосочетание – такое сочетание слов, которое дает более точное определение, чем слово. В словосочетании всегда есть главное слово – то, от которого задаётся вопрос, и зависимое – то, к которому задаётся вопрос
От первого слова ко второму протягивается вопрос:
Солнце КАКОЕ? яркое
Бежать ПО ЧЕМУ? по тропинке
Петь КАК? громко
По типу связи между главным и зависимым словом все словосочетания делятся на три группы: словосочетания с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ, словосочетания с типом связи УПРАВЛЕНИЕ, словосочетания с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.
Повторение видов осложнения простого предложения:
1) Простое предложение, осложнённое однородными членами
На дорожке парка лежали жёлтые, красные, бурые осенние листья.
2) Простое предложение, осложнённое обособленным определением
Над серединой дороги на ржавой проволоке, протянутой поперек, висел круглый жестяной диск, покрытый облупившейся краской.
3) Простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельством
Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату.
4) Простое предложение, осложнённое обращением или вводными конструкциями
По мнению здешних ученых этот провал не что иое, как угасший кратер вулкана.
5) Простое предложение, осложнённое уточняющими членами предложения
Здесь, в лесном краю, родилась моя любовь к живой природе, к родной земле.
6) Простое предложение, осложнённое обособленным дополнением
Взгляд далеко обнимаетпространство и ничего не встречает, кроме белоснежного песку, разнообразной травы да однообразных цветов.
Задание 1. Ребус – соответствие
Установите соответствие между предложениями, обозначенными цифрами, и грамматическими ошибками, допущенными в них, обозначенных буквами.
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
1) Новый исполнительный директор получил право распределять и управлять финансами компании.
Б) ошибка в построении сложного предложения
2) Вопреки обещанию не портить отношения с соседями брат продолжал браниться с бабой Клавой.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
3) Директор оценил важность поставленной проблемы перед работниками предприятия.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
4) О романе Булгакова «Мастере и Маргарите» критики спорят до сих пор.
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
5) Те, кто добивается в спорте больших успехов, становится примером для подражания.
6) Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.
7) После удара стихии формируются добровольные дружины и будут помогать нуждающимся.
8) Беседуя с малознакомым человеком, разговор иногда не складывается.
9) Я.Ивашкевич удивлялся, что насколько у книги в наше время много соперников.
Правильный вариант: А 3, Б 9, В 4, Г 5, Д 7
Задание 2. Единичный выбор
Исключите словосочетание, в котором есть грамматическая ошибка.
1) Вопреки указанию
2) Согласно распоряжению
3) Кроме двух последних страниц
4) Благодаря долгого ожидания
5) Вместо знакомой равнины
Предлог «благодаря» применяется при управлении существительного в дательном падеже
Видео:Право в системе социальных норм 🎓 Школа обществознания 10 классСкачать
30 Нормы в системе словосочетания.
С л о в о с о ч е т а н и е — это соединение двух или нескольких слов, грамматически организованное, служащее для расчленённого обозначения предмета, качества предмета, действия и др.
Словосочетание состоит из двух и более знаменательных слов, соединенных на основе подчинительной связи; в нём обязательно наличие грамматически главенствующего и зависимого членов, между которыми устанавливаются различного рода отношения.
По составу и соотношению компонентов словосочетание делятся на простые и сложные.
В словосочетании одно слово главное, а другое — зависимое (К нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании:
Согласование (вид связи, при котором зависимое слово уподобляется в своей форме главному слову).
Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе;
Управление (вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова).
Примеры: ненависть к врагу, читать книгу;
Примыкание (вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения).
Примеры: петь красиво, лежать дрожа;
По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:
синтаксически свободные высокий дом; идти в школу;
синтаксически (или фразеологически) несвободные, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена: три сестры; анютины глазки;бить челом
Основной классификацией словосочетаний является классификация по морфологическим свойствам главного слова. По этой классификации словосочетания делятся на:
Глагольные говорить громко;читать книгу;
Именные деревья в лесу;недовольный работой
Наречные по-прежнему важно;незадолго до концерта
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. Сочетание двух или более полных (т. -е. не частичных) слов с относящимися к ним частичными словами или без них в речи, являющееся по значению одним целым. С. может представлять само по себе законченное и по форме, и по значению целое, напр. : он болен, я хочу спать и т. п. , или являться частью другого С. : напр. в С. сегодня весь день идет дождь сочетания слов весь день и идет дождь сами по себе тоже являются С. , но взятое оттуда же сочетание слов сегодня весь не представляет С. (хотя в другом контексте и эти слова могли бы составлять С. ), п. ч. слова сегодня и весь здесь не объединяются по смыслу в одно целое. Для того, чтобы выразить связь между словами в С. и обозначить отношение этой связи к мысли говорящего, пользуются различными способами обозначения отношения слов, входящих в С. , друг к другу и к мысли говорящего, которые и делают такое сочетание слов С-ем. Эти способы называются формами С. или синтаксическими формами
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Колебания и нормы в системе словосочетания
Современная русская система словосочетания — плод многовекового развития. Важно иметь в виду, что в языке новое никогда не вытесняет старое полностью, а сосуществует с ним, лишь постепенно вытесняя, причем иногда старое видоизменяется и продолжает существовать в обновленном виде. Так происходит и в системе словосочетания. Поэтому в се современном состоянии можно различить и то, что сохранилось с глубокой древности, и то, что возникло, скажем, в XVIII в., и совсем молодые явления, которые начали развиваться несколько десятков лет назад.
Например, модель словосочетания переходный глагол + существительное в вин. п. (читать книгу, строить дом) существует намного дольше, чем сам русский язык: она сформировалась еще в ту эпоху, когда предки современных индоевропейских народов говорили на общем гтраиндоевропейском языке; после его распада она сохранилась в праславянском языке, а позже была усвоена старославянским и унаследована древнерусским языком. Точно так же она сохранилась и в других современных языках, восходящих к праиндоевропейскому, — поэтому мы встречаемся с ней и при изучении многих иностранных языков, и иностранцы, изучающие русский язык, усваивают эту модель без затруднений.
А вот модель переходный глагол + существительное в род. п. с окончанием -у (со значением части: например, налить чаю, насыпать сахару) возникла значительно позже, уже в русском языке, в результате распада древнерусской системы склонения существительных, когда вместо пяти типов склонения постепенно сформировались современные три и некоторые древние окончания, в том числе -у, оказались «не у дел». Именно в этот период — а происходило это в течение нескольких веков, начиная с X—XI и кончая XIV— XV вв., — окончание -у постепенно приобрело способность присоединяться не только к тем существительным, которым оно было свойственно изначально, но и ко многим другим (и не только в значении части), в результате чего сформировалась данная модель. Не удивительно, что аналогичную модель можно встретить только в некоторых славянских языках, связанных с русским отношениями близкого родства, но она отсутствует, например, в английском.
Еще моложе модель существительное + существительное в род. п. с предлогом из <мандарины из Греции, посылка из дому). Она сформировалась в течение двух последних столетий в результате стяжения, сопровождаемого выпадением слова:
мандарины, привезенные из Греции —» мандарины из Греции;
посылка, присланная из дому —> посылка из дому;
указание, пришедшее из ректората —> указание из ректората.
В том случае, если новая модель не дублирует по значению и условиям употребления другие, уже существующие, она постепенно находит свою нишу и утверждается в языке; конфликтной ситуации при этом не возникает. Например, значение, выражаемое моделью мандарины из Греции, можно было и раньше передать при помощи другой модели: греческие мандарины] однако такая синонимическая замена возможна не всегда; например, нельзя сказать *ректоратское указание, а словосочетание ректорское указание (ср.: указание ректора) имеет другое значение. Поэтому новая модель в этом случае быстро нашла себе место в языке.
Совсем иное положение складывается тогда, когда новая модель полностью или почти синонимична уже существующей. В подобных случаях старое и новое вступают в конкуренцию — и возникают варианты, доставляющие немало трудностей говорящим и пишущим. Как правильно сказать или написать: искал выход или искал выхода! Настал предел терпения или настал предел терпению! Письмо другу или письмо к другу! Именно подобные вариантные случаи будут в центре нашего внимания.
📽️ Видео
Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Право в системе социальных норм за 15 минут | Обществознание с Алексеем КулагинымСкачать
Право в системе социальных норм. Видеоурок 19.Обществознание 10 классСкачать
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Право в системе социальных норм 🎓 ЕГЭ по обществознанию без репетитораСкачать
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Все способы словообразованияСкачать
Русский язык 10 класс (Урок№3 - Единицы языка. Языковая норма.)Скачать
Право как вид социальных норм. Система российского праваСкачать
ЦТ А27. Синтаксические нормыСкачать