- Нормы употребления предлогов нарушены в словосочетаниях …
- Нормы русского литературного языка: учебное пособие (14 стр.)
- Нормы употребления предлогов
- Употребление союзов и союзных слов
- Порядок слов
- Смешение прямой и косвенной речи
- Особенности управления и использования предлогов в словосочетаниях.
- Особенности использований предлогов «с» и «из».
- Предлоги «в» и «на».
- Предлоги «по» и «о».
- 📺 Видео
Видео:Предлоги в русском языке. Что такое предлоги?Скачать
Нормы употребления предлогов нарушены в словосочетаниях …
Согласно норме, производные предлоги наперекор, сообразно управляют формой дательного падежа существительного: наперекор (чему?) здравому смыслу; сообразно (чему?) интересам студентов.
В словосочетании благодаря невнимательности секретаря предлог благодаря следует заменить на из-за. Предлог благодаря связан с глаголом благодарить, и потому его необходимо употреблять только в тех случаях, когда речь идёт о причинах, вызвавших желательный результат, например: «Благодаря заботам матери, я быстро выздоровел».
Голуб, И. Б. Риторика : учеб.пособие / И. Б. Голуб.– М. : Эксмо, 2005. – С. 298–299.
ответ тест i-exam
Видео:Русский язык 7 класс (Урок№46 - Непроизводные и производные предлоги.)Скачать
Нормы русского литературного языка: учебное пособие (14 стр.)
Видео:Правописание предлогов. Производные предлоги. Cлитно или раздельно? | Русский язык TutorOnlineСкачать
Нормы употребления предлогов
Вызывает определенные трудности употребление некоторых предлогов.
1. Следует помнить, что предлоги благодаря, вопреки, согласно требуют после себя дательного падежа:
благодаря чему? (благодаря правильному лечению больной поправился)
согласно чему? (поступать согласно инструкции)
вопреки чему? (действовать вопреки мнению большинства)
2. Предлоги ввиду, вследствие, в силу, из-за, по причине требуют после себя родительного падежа:
ввиду чего? (ввиду предстоящего отъезда)
вследствие чего? (вследствие простуды)
в силу чего? (в силу обстоятельств)
из-за чего? (из-за морозов)
по причине чего? (по причине болезни)
При употреблении этих предлогов обычно учитываются присущие им смысловые оттенки.
Предлог ввиду употребляется в литературном языке не только для указания причины, ожидаемой в будущем, но и для обозначения связей настоящих, постоянных, а также отнесенных к прошлому:
Ввиду недостатка времени мы не сможем (не смогли) посетить выставку.
3. Предлог в связи требует после себя творительного падежа:
в связи с чем? (в связи с наступлением зимнего сезона)
4. В современном русском языке необоснованно расширилась сфера употребления предлога о, который по литературным нормам требует после себя предложного падежа. Необходимо помнить, что предлог о употребляется только с глаголами речи и мысли (говорить, думать, рассуждать, размышлять, писать, рассказывать, беседовать, судить, мечтать и др… + о ком? о чем?). Поэтому ошибками являются такие сочетания, как:
жаловаться о том, что дела идут неважно (правильно: жаловаться на то, что дела идут неважно);
проследить о том, что произошло (правильно: проследить за тем, что произошло);
верить о том, что наступят изменения (правильно: верить в то, что наступят изменения).
Задание 10. Перепишите, поставив слова и словосочетания из скобок в нужном падеже.
1. Вследствие (неблагоприятные климатические условия) Миклухо-Маклай тяжело заболел, но не прервал своих исследований.
2. Благодаря (упорство и неиссякаемая энергия) геологов непокоренная тайга уступила свои несметные богатства.
3. По причине (эпидемия гриппа) массовые мероприятия в городе были отменены.
4. Экспедиция на Северный полюс была отложена на неопределенное время в силу (непредвиденные обстоятельства).
5. Вопреки (наши ожидания) к середине дня распогодилось, и мы, захватив мольберты, отправились на берег Волги делать эскизы.
6. Ввиду (предстоящее празднование) 300-летия Санкт-Петербурга были выделены значительные средства на реставрацию исторических памятников.
7. В связи (наступление летнего сезона) отопление в жилых домах было отключено.
Задание 11. Отредактируйте предложения.
1. Благодаря тебя мы смогли благополучно выбраться из этой щекотливой ситуации, в которую попали вследствие своего легкомыслия.
2. Согласно приказа ректора был проведен эксперимент по определению уровня знаний студентов университета с помощью тес тирования.
3. Вы тоже присутствовали в зале и видели о том, что происходило.
4. Я свято верю о том, что наши бюллетени не могут быть подделаны.
5. Мы очень надеемся о том, что в вас заговорит совесть и сострадание.
Задание 12. Соедините слова из правого и левого столбиков в словосочетания, поставив существительные в нужном падеже.
преисполнен (чего?) решимость
исполнен (чего?) достоинство
наполнен (чем?) почтение
проникнут (чем?) любезность
Задание 13. Составьте словосочетание из данных слов, выбрав предложное или беспредложное управление. Помните о лексической сочетаемости слов!
1. Платить за что?
труд, услуги, проезд, товар, долги, премиальные, стоимость
2. Показывать что? свидетельствовать о чем?
мощь, правильность вывода, ускорение темпов, улучшение качества, зрелость, умение, это, то
знания, впечатления, воспоминания, результаты, радость, приказ, свидетельские показания, это, то
Видео:Задание 14 ЕГЭ // Правописание производных предлогов // Русский языкСкачать
Употребление союзов и союзных слов
Неправильное употребление союзов и союзных слов является нарушением литературной нормы. Это происходит в тех случаях, когда:
а) Союз или союзное слово заменяется другим союзом или союзным словом, которые не подходят для данного контекста, например:
Можно было бы согласиться с выводами статьи, где анализируется творчество Блока.
Нужно: Можно было бы согласиться с выводами статьи, в которой анализируется творчество Блока.
б) Союз стоит после вводного слова, которое ошибочно принимается за часть главного предложения:
В статье приведены факты, которые, кажется, что где-то уже были опубликованы.
в) Сложное предложение загромождено одинаковыми союзами или союзными словами при последовательном подчинении придаточных предложений. Например:
Врачи считают, что болезнь настолько серьезна, что приходится опасаться за жизнь больного.
Задание 14. Классифицируйте и исправьте ошибки.
1. В школе дают детям не только знания, а воспитывают настоящего человека.
2. Но ведь не только эта профессия трудна, она и интересна.
3. Экзамен не только разговор двух умных людей, а одинаково заинтересованных.
4. Хочется купить обои, которые не только можно мыть, но и чтобы они были многоцветными.
Задание 15. Отредактируйте предложения.
1. Я читаю книгу, которую взял в библиотеке, которая находится недалеко от моего дома.
2. Я попросил товарища, чтобы он одолжил мне эту книгу, чтобы я мог написать домашнее задание.
3. Володя ответил, что он хорошо знает, что это не так.
Задание 16. Прочитайте отрывок из стихотворения С.Я. Маршака. Как вы думаете, с какой целью здесь использован прием нанизывания придаточных предложений с союзным словом который?
Вот два петуха,
Которые будят того пастуха,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
Видео:Правописание предлоговСкачать
Порядок слов
Одним из нарушений синтаксических норм является неправильный порядок слов в предложении. Например:
Они часто ссорились и обижались на друг друга (следует: друг на друга).
Ведь только такой человек может видеть и понимать природу, как Левитан (следует: …только такой человек, как Левитан ….).
Неправильный порядок слов в сложном предложении с придаточным определительным порождает двузначность или искажает смысл высказывания:
Спортсмены тренировались на одном из стадионов города, который был недалеко построен (был построен город или стадион?).
Чтобы избежать двусмысленности в предложении, следует помнить правило: слова который, какой, чей замещают ближайшее к ним существительное в форме того же рода и числа.
Видео:8 задание ЕГЭ // Ошибки в употреблении существительного с предлогом // ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК 2022Скачать
Смешение прямой и косвенной речи
Смешение прямой и косвенной речи выражается в том, что придаточное предложение, образующее косвенную речь, сохраняет элементы прямой речи, например:
Преподаватель сказал студенту, что как же вы будете сдавать экзамен по физике, если вы не ходили на практические занятия.
Приехал один важный господин из столицы и купил у Гросса жилетку, а теперь увидел вашу и кричит, что непременно подавай ему точь-в-точь такую же, как ваша! (И.А. Бунин)
Задание 17. Найдите ошибки в оформлении косвенной речи. Исправьте их.
1. Князь Игорь сказал, что хочу лучше быть убитым, чем полоненным.
2. Фридрих Шиллер сказал, что когда я ненавижу – я нечто отнимаю у себя, когда я люблю, я обогащаюсь тем, что люблю.
3. По словам Эразма Роттердамского, что сговорится ли с другими тот, кто сам с собой в разладе?
4. Когда у него спросили, что какой твой любимый герой, то он ответил, что не знаю.
Задание 18. Процитируйте данные высказывания, оформив сначала их как прямую, а затем как косвенную речь. При составлении слов автора помните о синонимах, которые есть у глаголов сказать и говорить.
1. Не навязывай никому того, что ты хочешь для себя: вкусы различны (Б. Шоу).
2. Талант имеет то драгоценное свойство, что он не может лгать (И.А. Гончаров).
3. В пору посева учись, в пору жатвы учи, зимою пользуйся плодами (Вильям Блейк).
4. Благодарный пожинает богатый урожай (Вильям Блейк).
Уж лучше грешным быть, чем грешным слыть,
Напраслина страшнее обличенья.
И гибнет радость, коль ее судить
Должно не наше, а чужое мненье.
Видео:Правописание производных предлогов | Русский языкСкачать
Особенности управления и использования предлогов в словосочетаниях.
При использовании предлогов в словосочетаниях часто наблюдаются ошибки в управлении и построении правильных форм зависимых слов.
Видео:Учим предлоги ! Употребление предлогов - ИЗ - С . КАК ПРАВИЛЬНО ? ИЗ КАФЕ ИЛИ С КАФЕ? #русскийязыкСкачать
Особенности использований предлогов «с» и «из».
Предлоги «с» и «из» имеют схожее значение и являются синонимичными, но это только вне контекста. На практике, в русском языке есть устоявшиеся принципы, а иногда даже просто отдельные случаи, когда употребляется только один или только второй предлог.
Есть общее правило, когда употребляется тот или иной предлог:
- Если действие направлено изнутри наружу, употребляется «из»: выйти из леса, вылезти из норы.
- Если действие направлено с поверхности чего-либо, то употребляется предлог «с»: спуститься с лестницы, упасть с крыши, поднять с пола.
При этом, в случае с географическими названиями обычно стоит обращать внимания на укоренившиеся традиции в языке. Обычно предлог «с» используется с названиями рек, островов, горных областей, но из этого правила много исключений:
Приехать с Кавказа, с Волги, с Украины, с Ямайки, с Сахалина
Приехать из Казахстана, из Франции, из Крыма, из Белоруссии.
Обычно предлог «из» используется при упоминании стран, но случаи с Ямайкой и Украиной – исключение. Говоря об этих странах, можно использовать оба предлога.
Видео:Предлог - что это за часть речи простыми словами, какие есть признаки у предлогаСкачать
Предлоги «в» и «на».
Как и в случае с предыдущими предлогами, предлоги «в» и «на» также являются синонимичными, но при этом имеют ряд различий:
- Предлог «на» указывает на место или пространство, в пределы которого направляется действие. Но в отличие от «в», «на» не ставит какие-то рамки для той области, о которой идет речь: уеду на деревню к дедушке, нас рано отправили на каникулы, сходить на почту, приходить на станцию.
- Также предлог «на» используется для указания средства передвижения: приехать на машине, на троллейбусе, на электричке.
- Предлог «в» указывает на пребывании внутри чего-либо: сесть в трамвай, плыть в лодке (но приплыть на лодке!), занять в самолете место у окна. То же самое касается географических названий: во Франции, в Финляндии, в Альпах.
Также есть ряд названий, употребление предлогов с которыми закреплено традициями: на Украине, на дальнем Востоке, на Сахалине, на Кавказе, НО: в Крыму, в Закарпатье, в кино, в университете и т.д.
Видео:Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом (Задание 8 ЕГЭ)Скачать
Предлоги «по» и «о».
Предлоги «по» и «о» в последнее время все больше вытесняют беспредложные конструкции или конструкции с другими предлогами. Особенно часто это можно наблюдать в официально-деловом языке. При употреблении предлогов «по» и «о» часто возникают ошибки из-за их похожего значения, примеры которых мы рассмотрим ниже:
Беседа по правоведению – беседа о правоведении (корр.)
Закон по охране детства – закон об охране детства (корр)
Замечания по организации рабочего процесса – замечания об организации рабочего процесса (корр.)
Затраты по амортизации – затраты на амортизацию (корр.)
Инициатива по устройству мероприятия – инициатива устроить мероприятия (корр.)
Обучение по математике – обучение математике (корр.)
Справка по зарплате – справка о зарплате (корр.)
Факультет по гуманитарным наукам – факультет гуманитарных наук (корр.)
В следующих словосочетаниях часто используется предлог «о(об)», хотя в этих словосочетаниях должна быть беспредложная связь:
Коснуться темы любви
Подвести итоги работы
Привести примеры плохого поведения
📺 Видео
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Употребление предлогов Из и С.Скачать
Шпаргалка: предлог OF-применение и перевод (если есть!)Скачать
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогомСкачать
как отличить наречие от предлога? Слово "рядом" наречие или предлог?Скачать
Написание предлогов, союзов и частиц| Русский языкСкачать
Общее понятие о предлогеСкачать
Ввиду или вследствие? Особенности употребления предлоговСкачать
Согласованные и несогласованные определенияСкачать
Русский язык. Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. ВидеоурокСкачать