Нормы употребления предлогов нарушены в словосочетаниях наперекор здравого смысла

Видео:Предлоги в русском языке. Что такое предлоги?Скачать

Предлоги в русском языке. Что такое предлоги?

Нормы употребления предлогов нарушены в словосочетаниях …

Согласно норме, производные предлоги наперекор, сообразно управляют формой дательного падежа существительного: наперекор (чему?) здравому смыслу; сообразно (чему?) интересам студентов.
В словосочетании благодаря невнимательности секретаря предлог благодаря следует заменить на из-за. Предлог благодаря связан с глаголом благодарить, и потому его необходимо употреблять только в тех случаях, когда речь идёт о причинах, вызвавших желательный результат, например: «Благодаря заботам матери, я быстро выздоровел».

Голуб, И. Б. Риторика : учеб.пособие / И. Б. Голуб.– М. : Эксмо, 2005. – С. 298–299.
ответ тест i-exam

Видео:Правописание предлогов. Производные предлоги. Cлитно или раздельно? | Русский язык TutorOnlineСкачать

Правописание предлогов. Производные предлоги. Cлитно или раздельно?  | Русский язык TutorOnline

Нормы русского литературного языка: учебное пособие (14 стр.)

Видео:Тема 26. Употребление предлогов в речиСкачать

Тема 26. Употребление предлогов в речи

Нормы употребления предлогов

Вызывает определенные трудности употребление некоторых предлогов.

1. Следует помнить, что предлоги благодаря, вопреки, согласно требуют после себя дательного падежа:

благодаря чему? (благодаря правильному лечению больной поправился)

согласно чему? (поступать согласно инструкции)

вопреки чему? (действовать вопреки мнению большинства)

2. Предлоги ввиду, вследствие, в силу, из-за, по причине требуют после себя родительного падежа:

ввиду чего? (ввиду предстоящего отъезда)

вследствие чего? (вследствие простуды)

в силу чего? (в силу обстоятельств)

из-за чего? (из-за морозов)

по причине чего? (по причине болезни)

При употреблении этих предлогов обычно учитываются присущие им смысловые оттенки.

Предлог ввиду употребляется в литературном языке не только для указания причины, ожидаемой в будущем, но и для обозначения связей настоящих, постоянных, а также отнесенных к прошлому:

Ввиду недостатка времени мы не сможем (не смогли) посетить выставку.

3. Предлог в связи требует после себя творительного падежа:

в связи с чем? (в связи с наступлением зимнего сезона)

4. В современном русском языке необоснованно расширилась сфера употребления предлога о, который по литературным нормам требует после себя предложного падежа. Необходимо помнить, что предлог о употребляется только с глаголами речи и мысли (говорить, думать, рассуждать, размышлять, писать, рассказывать, беседовать, судить, мечтать и др… + о ком? о чем?). Поэтому ошибками являются такие сочетания, как:

жаловаться о том, что дела идут неважно (правильно: жаловаться на то, что дела идут неважно);

проследить о том, что произошло (правильно: проследить за тем, что произошло);

верить о том, что наступят изменения (правильно: верить в то, что наступят изменения).

Задание 10. Перепишите, поставив слова и словосочетания из скобок в нужном падеже.

1. Вследствие (неблагоприятные климатические условия) Миклухо-Маклай тяжело заболел, но не прервал своих исследований.

2. Благодаря (упорство и неиссякаемая энергия) геологов непокоренная тайга уступила свои несметные богатства.

3. По причине (эпидемия гриппа) массовые мероприятия в городе были отменены.

4. Экспедиция на Северный полюс была отложена на неопределенное время в силу (непредвиденные обстоятельства).

5. Вопреки (наши ожидания) к середине дня распогодилось, и мы, захватив мольберты, отправились на берег Волги делать эскизы.

6. Ввиду (предстоящее празднование) 300-летия Санкт-Петербурга были выделены значительные средства на реставрацию исторических памятников.

7. В связи (наступление летнего сезона) отопление в жилых домах было отключено.

Задание 11. Отредактируйте предложения.

1. Благодаря тебя мы смогли благополучно выбраться из этой щекотливой ситуации, в которую попали вследствие своего легкомыслия.

2. Согласно приказа ректора был проведен эксперимент по определению уровня знаний студентов университета с помощью тес тирования.

3. Вы тоже присутствовали в зале и видели о том, что происходило.

4. Я свято верю о том, что наши бюллетени не могут быть подделаны.

5. Мы очень надеемся о том, что в вас заговорит совесть и сострадание.

Задание 12. Соедините слова из правого и левого столбиков в словосочетания, поставив существительные в нужном падеже.

преисполнен (чего?) решимость

исполнен (чего?) достоинство

наполнен (чем?) почтение

проникнут (чем?) любезность

Задание 13. Составьте словосочетание из данных слов, выбрав предложное или беспредложное управление. Помните о лексической сочетаемости слов!

1. Платить за что?

труд, услуги, проезд, товар, долги, премиальные, стоимость

2. Показывать что? свидетельствовать о чем?

мощь, правильность вывода, ускорение темпов, улучшение качества, зрелость, умение, это, то

знания, впечатления, воспоминания, результаты, радость, приказ, свидетельские показания, это, то

Видео:Учим предлоги ! Употребление предлогов - ИЗ - С . КАК ПРАВИЛЬНО ? ИЗ КАФЕ ИЛИ С КАФЕ? #русскийязыкСкачать

Учим предлоги ! Употребление предлогов - ИЗ - С . КАК ПРАВИЛЬНО ? ИЗ КАФЕ ИЛИ С КАФЕ? #русскийязык

Употребление союзов и союзных слов

Неправильное употребление союзов и союзных слов является нарушением литературной нормы. Это происходит в тех случаях, когда:

а) Союз или союзное слово заменяется другим союзом или союзным словом, которые не подходят для данного контекста, например:

Можно было бы согласиться с выводами статьи, где анализируется творчество Блока.

Нужно: Можно было бы согласиться с выводами статьи, в которой анализируется творчество Блока.

б) Союз стоит после вводного слова, которое ошибочно принимается за часть главного предложения:

В статье приведены факты, которые, кажется, что где-то уже были опубликованы.

в) Сложное предложение загромождено одинаковыми союзами или союзными словами при последовательном подчинении придаточных предложений. Например:

Врачи считают, что болезнь настолько серьезна, что приходится опасаться за жизнь больного.

Задание 14. Классифицируйте и исправьте ошибки.

1. В школе дают детям не только знания, а воспитывают настоящего человека.

2. Но ведь не только эта профессия трудна, она и интересна.

3. Экзамен не только разговор двух умных людей, а одинаково заинтересованных.

4. Хочется купить обои, которые не только можно мыть, но и чтобы они были многоцветными.

Задание 15. Отредактируйте предложения.

1. Я читаю книгу, которую взял в библиотеке, которая находится недалеко от моего дома.

2. Я попросил товарища, чтобы он одолжил мне эту книгу, чтобы я мог написать домашнее задание.

3. Володя ответил, что он хорошо знает, что это не так.

Задание 16. Прочитайте отрывок из стихотворения С.Я. Маршака. Как вы думаете, с какой целью здесь использован прием нанизывания придаточных предложений с союзным словом который?

Вот два петуха,
Которые будят того пастуха,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

Видео:Употребление предлогов Из и С.Скачать

Употребление предлогов Из и С.

Порядок слов

Одним из нарушений синтаксических норм является неправильный порядок слов в предложении. Например:

Они часто ссорились и обижались на друг друга (следует: друг на друга).

Ведь только такой человек может видеть и понимать природу, как Левитан (следует: …только такой человек, как Левитан ….).

Неправильный порядок слов в сложном предложении с придаточным определительным порождает двузначность или искажает смысл высказывания:

Спортсмены тренировались на одном из стадионов города, который был недалеко построен (был построен город или стадион?).

Чтобы избежать двусмысленности в предложении, следует помнить правило: слова который, какой, чей замещают ближайшее к ним существительное в форме того же рода и числа.

Видео:Русский язык 10 класс.Правописание местоимений и особенности их употребленияСкачать

Русский язык  10 класс.Правописание местоимений и особенности их употребления

Смешение прямой и косвенной речи

Смешение прямой и косвенной речи выражается в том, что придаточное предложение, образующее косвенную речь, сохраняет элементы прямой речи, например:

Преподаватель сказал студенту, что как же вы будете сдавать экзамен по физике, если вы не ходили на практические занятия.

Приехал один важный господин из столицы и купил у Гросса жилетку, а теперь увидел вашу и кричит, что непременно подавай ему точь-в-точь такую же, как ваша! (И.А. Бунин)

Задание 17. Найдите ошибки в оформлении косвенной речи. Исправьте их.

1. Князь Игорь сказал, что хочу лучше быть убитым, чем полоненным.

2. Фридрих Шиллер сказал, что когда я ненавижу – я нечто отнимаю у себя, когда я люблю, я обогащаюсь тем, что люблю.

3. По словам Эразма Роттердамского, что сговорится ли с другими тот, кто сам с собой в разладе?

4. Когда у него спросили, что какой твой любимый герой, то он ответил, что не знаю.

Задание 18. Процитируйте данные высказывания, оформив сначала их как прямую, а затем как косвенную речь. При составлении слов автора помните о синонимах, которые есть у глаголов сказать и говорить.

1. Не навязывай никому того, что ты хочешь для себя: вкусы различны (Б. Шоу).

2. Талант имеет то драгоценное свойство, что он не может лгать (И.А. Гончаров).

3. В пору посева учись, в пору жатвы учи, зимою пользуйся плодами (Вильям Блейк).

4. Благодарный пожинает богатый урожай (Вильям Блейк).

Уж лучше грешным быть, чем грешным слыть,
Напраслина страшнее обличенья.
И гибнет радость, коль ее судить
Должно не наше, а чужое мненье.

Видео:Правописание предлоговСкачать

Правописание предлогов

торохова2. Практическая часть

НазваниеПрактическая часть
Дата16.11.2020
Размер52.5 Kb.
Формат файлаНормы употребления предлогов нарушены в словосочетаниях наперекор здравого смысла
Имя файлаторохова2.doc
ТипДокументы
#150837
Подборка по базе: 5я практическая.docx, ФИЗКУЛЬТУРА ПРАКТИЧЕСКАЯ.pptx, 2 часть. Microsoft Word.doc, экономика СО 21-11 Практическая №6 Расчёт рабочего запаса.docx, Вариант 21 часть 1.pdf, Бух.Учет практическая работа 2.docx, Эко основы Практическая раб1.docx, Физическая культура Практическая1.docx, ПАТОФИЗИОЛОГИЯ В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ часть 2.pdf, Теор. часть к ЛР2 (1).docx

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ВАРИАНТ 2
1. Объектом современной риторики (в широком смысле) является (-ются) …

a) любые разновидности речевой коммуникации

c) только мастерство спора

d) только искусство беседы

Ответ: Объектом современной риторики (в широком смысле) является (-ются) любые разновидности речевой коммуникации
2. Каждый участник коммуникации обязан с уважением относиться к личности собеседника. В этом заключается суть принципа …

a) равной безопасности

b) децентрической направленности

Ответ: Каждый участник коммуникации обязан с уважением относиться к личности собеседника. В этом заключается суть принципа децентрической направленности
3. В конце выступления следует …

a) сделать обобщающий вывод

c) извиниться по какому-либо поводу

d) вспомнить что-либо дополнительно

Ответ: В конце выступления следует сделать обобщающий вывод и поблагодарить аудиторию за внимание
4. Включение элементов диалога в монолог оратора именуется …

b) вопросно-ответным единством

d) приёмом провокации

Ответ: Включение элементов диалога в монолог оратора именуется диалогизацией
5. К психологическим аргументам относятся …

a)аргументы к публике

b)ранее доказанные положения

d)теоретические положения и выводы

Ответ: К психологическим аргументам относятся ранее доказанные положения

6. Неправильные формы творительного падежа числительных использованы в рядах …

a)пятистами девяностами двумя

b)восемьюста сорока четырьмя

c)шестьюстами пятьюдесятью пятью

d)тысячью двумястами тридцатью тремя

Ответ: Неправильные формы творительного падежа числительных использованы в рядах пятистами девяностами двумя и восемьюста сорока четырьмя
7. Архаизмом является слово …

Ответ: Архаизмом является слово урядник
8. Перед союзом как запятая ставится в предложении …

a) Здесь всё ещё выступала на земле соль и белела на дороге как снег.

b)Уже в «Повестях Белкина» Пушкин выступает как замечательный мастер сюжета c)Постарайтесь выполнить эту работу как можно быстрее.

d)С тех самых пор он как в воду

Ответ: Перед союзом как запятая ставится в предложении: Здесь всё ещё выступала на земле соль и белела на дороге как снег.
9. Форма речевого выражения, отсылающая слушателей к предшествующей информации, именуется …

Ответ: Форма речевого выражения, отсылающая слушателей к предшествующей информации, именуется композицией
10. Ошибка, связанная с неточным пониманием значения слова, допущена в предложении …

a)В этой ситуации нельзя предаваться беспечности.

b)В настоящее время в различных областях биологической науки широко используют метод моделирования.

c)Одним из признаков неблагополучия в существовании популяции является её малочисленность.

d)В годы войны на территории страны действовало более шести тысяч партизанских отрядов.

Ответ: Ошибка, связанная с неточным пониманием значения слова, допущена в предложении: Одним из признаков неблагополучия в существовании популяции является её малочисленность.
11. Речевая ошибка обнаруживается в предложении …

a) Игра актера вызвала у зрителей не только смех, но и сочувствие.

b) Произошло серьезное обновление репертуара крупнейших оперных и балетных театров страны.

c) Социальная цена первого года радикальных экономических реформ оказалась высоко

d) Лишь созданием заповедников и других типов охраняемых территорий нельзя остановить деградацию природы.

Ответ: Речевая ошибка обнаруживается в предложении: Произошло серьезное обновление репертуара крупнейших оперных и балетных театров страны. Социальная цена первого года радикальных экономических реформ оказалась высоко.
12. Слитно пишутся все слова в рядах …

a) (полу)кислое яблоко, бороться (в)рукопашную

b)(Восточно)американское побережье, (в)следствие болезни

c) проехать (пол)Европы, уйти (по)одиночке

d)приехать (за)долго, прыгнуть (с)ходу

Ответ: Слитно пишутся все слова в рядах приехать (за)долго, прыгнуть (с)ходу
13. Ошибочным является утверждение, согласно которому …

a)словообразовательный словарь дает сведения о морфологических свойствах слова.

b)чтобы выяснить происхождение слова, надо обратиться к этимологическому словарю.

c)при уточнении лексического значения слова следует обратиться к толковому словарю.

d)словарь иностранных слов содержит сведения о лексическом значении и происхождении слов.

Ответ: Ошибочным является утверждение, согласно которому словообразовательный словарь дает сведения о морфологических свойствах слова и словарь иностранных слов содержит сведения о лексическом значении и происхождении слов.
14. Нормы употребления предлогов нарушены в словосочетаниях …

a) согласно результатов эксперимента

c)благодаря заботам матери

d)согласно принятой резолюции

Ответ: Нормы употребления предлогов нарушены в словосочетаниях согласно результатов эксперимента и благодаря заботам матери
15. В научных текстах широко используются слова, представленные в рядах …

a) значение, внимание, направление

b) существуют, имеются, употребляются

c) возможен, характерен, необходим

d) приказываю, постановляет, уведомляем

Ответ: . В научных текстах широко используются слова, представленные в рядах существуют, имеются, употребляются и возможен, характерен, необходим
16. Жанры официально-делового стиля названы в рядах …

a) справка, договор, приказ

b) докладная записка, заявление, доверенность

c) реферат, очерк, лекция

d) аннотация, тезисы, памфлет

Ответ: Жанры официально-делового стиля названы в рядах докладная записка, заявление, доверенность
17. Фрагмент текста относится к ______ стилю.

Экологическая популяция, являясь важной принадлежностью биогеоценоза, выступает его структурным компонентом и выполняет в нём определённую функцию: создаёт для кого-то питательные вещества, т.е. служит кормом и поставщиком энергии, или кого-то поедает сама. Все экологические популяции, входящие в один биогеоценоз, известным образом специализированы.

Ответ: Фрагмент текста относится к научному стилю
18. В предложении «Наши цены не говорят сами о себе» использован троп, именуемый …

Ответ: В предложении «Наши цены не говорят сами о себе» использован троп, именуемый олицетворением
19. Лексика разговорного стиля представлена в рядах …

a) ахать, пятиэтажка

b) каверзник, вкривь

c) академизм, возмужать

d) рейтинг, интриговать

Ответ: Лексика разговорного стиля представлена в рядах ахать, пятиэтажка и каверзник, вкривь
20. Преимущественно в публицистическом стиле используются выражения …

b) популистские меры, широкие массы

c) получить по доверенности, протест прокурора

d) актуальность исследования, проведение эксперимента.

Ответ: Преимущественно в публицистическом стиле используются выражения популистские меры, широкие массы
Ответы:

🎬 Видео

Правописание производных предлогов | Русский языкСкачать

Правописание производных предлогов | Русский язык

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом (Задание 8 ЕГЭ)Скачать

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом (Задание 8 ЕГЭ)

как отличить наречие от предлога? Слово "рядом" наречие или предлог?Скачать

как отличить наречие от предлога? Слово "рядом" наречие или предлог?

Предлог - что это за часть речи простыми словами, какие есть признаки у предлогаСкачать

Предлог - что это за часть речи простыми словами, какие есть признаки у предлога

8 задание ЕГЭ // Ошибки в употреблении существительного с предлогом // ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК 2022Скачать

8 задание ЕГЭ // Ошибки в употреблении существительного с предлогом // ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК 2022

Написание предлогов, союзов и частиц| Русский языкСкачать

Написание предлогов, союзов и частиц| Русский язык

Общее понятие о предлогеСкачать

Общее понятие о предлоге

Раздельное написание предлогов с другими словамиСкачать

Раздельное написание предлогов с другими словами

ПРИСТАВКА ИЛИ ПРЕДЛОГ???Скачать

ПРИСТАВКА ИЛИ ПРЕДЛОГ???

Русский язык 75. Предлог — часть речи. — Шишкина школаСкачать

Русский язык 75. Предлог — часть речи. — Шишкина школа

Употребление предлога OF -1Скачать

Употребление предлога OF -1

Грамматические нормы русского литературного языка - 8 классСкачать

Грамматические нормы русского литературного языка - 8 класс

Beginner. Особенности употребления предлогов места.Скачать

Beginner. Особенности употребления предлогов места.
Поделиться или сохранить к себе: