- Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях нетерпимые муки
- Помогите с заданием, пожалуйста?
- Найдите и исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью?
- Нормы сочетаемости нарушены в каких словосочетаниях?
- Я делаю билеты по русскому?
- Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании : 1) основать выводы 2) беспокоиться за родителей 3) мириться с недостатками 4) разъяснять ошибки 5) оплатить за проезд?
- В каком варианте ответа есть все словосочетание, в которых не употреблены слова в несвойственном им значении Глухой переулок Отпечатки в книге Одеть сестру Сносить пальто?
- Найдите словосочетания, в которыхнарушена сочетаемость слов или слово употреблено в несвойственном ему значении?
- ПОЖАЛУЙСТА, ПОМОГИТЕ?
- В каком словосочетании выделенное слово употреблено в несвойственном ему значении?
- Отметьте знаком «минус» словосочетания, в которых нарушены нормы сочетаемости слов?
- 2. Найдите словосочетание, в котором нарушены нормы сочетаемости :а) провести уборку территории ;б) придерживаться мнения ;в) жертвы во имя прогресса ;г) получить фиаско ;д) усвоить новую специальност?
- Лексическая сочетаемость слов — нормы, нарушения и примеры употребления
- Смысл понятия
- Виды ошибок и причины их возникновения
- Нарушения лексической сочетаемости
- Смысловые недочёты
- Проблемы со стилистикой
- Особенности употребления заимствований
- Намеренные нарушения как стилистический приём
- 💡 Видео
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях нетерпимые муки
Цели обобщить знания учащихся о приложениях; формировать навыки постановки знаков препинания при приложениях; научить классифицировать речевые ошибки, уметь устранять их в тексте; воспитание языкового чутья.
Тип урока : урок – практикум.
Оборудование : тесты (2 варианта).
I. Контрольный словарный диктант.
Ветреный день, интеллект, утварь, в — одиннадцатых, каноэ, дребезжать, мундштук, бечевка, шествовать по шоссе, надындивидуальный, четырехъярусный, полнеба, ретушер, сентябрьский, январский, конъюнктура, ровесник, попотчевать, интриганский, пастбище, косьба, свадьба, доблестный, веснушчатый.
II . Проверка домашнего задания.
1. Взаимоопрос в парах по теме «Обособленные и необособленные определения».
2. Взаимопроверка домашнего упражнения 416.
III. Работа по теме урока.
1. Старуха, Гришкина мать, умерла, но старики, отец и тесть, были еще живы.
2. Веков минувших великаны, преданья славы сторожа, стоят казацкие курганы.
3. В дальнем углу светилось желтое пятно — огонь квартиры Се рафимы.
— Какие члены предложения называются приложениями?
— Дайте определение одиночных приложений.
— Какие выделительные знаки используются при обособлении приложений?
— Перечислите условия обособления приложений.
Задание: прочитать § 86, обобщить материал учебника в виде схем. Проверка составленных учащимися схем. (Для закрепления выполняется упражнение 422.)
Задание: анализ предложений — записать, расставить знаки препинания, подчеркнуть приложения, указать значение приложений:
Горький назвал «На дне» пьесой-симфонией. Нам, беззаботным, счастливым, все-таки понятны беды героев «дна». Этот человек, известный всем музыкант и поэт, был дружен с Горьким. Ночлежники, как опустившиеся окончательно люди, не способны на борьбу за жизнь. Алкоголик Актер окончил жизнь самоубийством. Максима Горького как великого писателя широко и шумно чествовали после его возвращения с Капри. В интерьере ночлежки преобладают цвета мрачные, в том числе серый и черный.
IV. Дефис в приложении.
— Перечислите условия постановки дефиса при одиночных приложениях.
Дефис при одиночных приложениях ставится:
1) когда приложение выражено нарицательным именем существительным и присоединяется к определяемому слову, также выраженному нарицательным именем существительным (зима-волшебница, девочка-подросток),
2) если приложением является собственное имя, обозначающее географическое наименование и стоящее перед определяемым сливом, которое выступает для собственного имени существительного родовым (Ильмень-озеро, Эльбрус-гора, но: озеро Ильмень, гора Эльбрус),
3) после имени собственного, когда приложение и определяемое слово сливаются в одно интонационно-смысловое целое (Аника-воин, Дюма-сын, Бодров-старший).
Задание: указать предложение, в котором нет приложения (знаки препинания не расставлены):
а) Дорога шла вдоль реки Цна.
б) Среди старых книг он нашел роман Спартак.
в) Ласточки звезды катятся вниз.
г) Первое условие для дружеского сближения искренность.
V . Знакомство с классификацией грамматико-стилистических ошибок.
Учитель предлагает учащимся познакомиться с классификацией грамматико-стилистических ошибок.
I. Фонетические ошибки (только в устной речи!).
1. Неверное смягчение согласных и отсутствие смягчения в необходимых случаях (Расскажи о своей жиз[ь]ни. Мой отец носит шин[э]ль. Мы были в муз[э]е. У вас хорошие пер[ь]спективы).
2. Неверное ударение (Семьдесят процентов доцентов носят документы в портфелях).
3. Сохранение диалектных черт (оканье, аканье, южное придыхательное Г, смягчение согласных в 3-м лице глагола).
II. Морфологические ошибки.
1. Ошибки в образовании форм существительных, прилагательных, глаголов, местоимений (Граждане, свободных местов нет.
Чулков у нас нет, покупайте колготков. Мы хочем жить по-людскому. Ихние цели самые отвратительнейшие).
| 2. Ошибки, связанные с незнанием классифицирующих признаков слова (Она завесила окно тюлью. Я сломала ножницу. Целыми днями о них слышатся крики, брани).
3. Неправильное словообразование (Его работу выдвинули на соискательство Нобелевской премии. Мне нравится его веселая остроумность).
1. Отсутствие согласования между членами предложения (Крестьянство пытались бороться против гнета помещиков. Андрей, Пьер и даже Петя Ростов идет сражаться с французами).
2. Нарушение глагольного управления, в том числе при ошибочном совмещении моделей управления однородными членами (Оплачивать за проезд нужно сразу за посадкой в автобус. Люди всегда мечтали и стремились к новой счастливой жизни).
3. Употребление полной формы прилагательного вместо краткой в составе сказуемого (Она была готовая согласиться, но что-то ее удержало. Отец всегда недовольный моим поведением).
4. Нарушение согласования времен (Когда мать узнала, что я курю, она падает в обморок. Когда Ниловна узнает, что сын читает запрещенную литературу, у нее появился страх за него).
5. Неправомерное установление однородности:
· между родовым и видовым понятием (И сегодня мы любим и читаем стихи и произведения Маяковского. На столе стояли цветы и розы).
· между разными частями речи (Книги помогают нам в учебе и вообще узнавать много нового);
· между членом простого предложения и частью сложного (Шабашкин увидел в Дубровском человека горячего и что он мало знает толку в делах).
6. Нарушение правил употребления анафорических слов (Из окна падает свет и освещает туго заплетенные косички девочки и светлую кофточку, но она ничего не замечает).
7. Нарушение правил употребления деепричастий и деепричастных оборотов (Я была не одевшись и потому не вышла вас встречать. Надев кофту, мне стало тепло).
8. Нарушение правил употребления причастного оборота (Приехавший в деревню, Онегин поселился в доме покойного дяди).
9. Неоправданное дублирование подлежащего (Лопухов и Кирсанов, они типичные демократы-разночинцы).
10. Неправильный порядок слов (В основе драмы «Гроза» лежит с окружающим миром конфликт Катерины. На дачу переехал Обломов).
11. Чрезмерно сложная структура предложения (Павел стал уходить в город, в котором давали ему политическую литературу, распространявшуюся нелегально, с тем чтобы помочь Павлу разобраться в тех вопросах жизни, которые его особенно интересовали).
12. Нарушение логико-грамматической связи между частями предложения (Татьяна не хочет следовать печальному примеру своей матери, которая в молодости была выдана замуж за нелюбимого человека, но затем ей понравилось быть полновластной хозяйкой усадьбы).
IV. Лексические ошибки.
1. Незнание значений слов и фразеологизмов (Началась гражданская интервенция. Онегин улучшил жизнь крестьянам тем, что заменил
2. Смешение паронимов (Зина поступила в подпольную организацию. Эти два течения органически сосуществовали в нашей литературе).
3. Нарушение лексической сочетаемости, в том числе в составе фразеологизмов (Летом и осенью 1941 года фашисты строили налеты на
Москву. Пусть это происшествие послужит тебе хорошей наукой).
4. Лексические анахронизмы (Печорин получил путевку на Кавказ. У бабушки Ненилы плохие жилищные условия).
5. Неснимаемая контекстом многозначность (Это предложение надо оставить. На собрании говорили о повышении качества продукции).
6 6. Несоответствие фразеологического сочетания контексту (Отец Павла Власова посвятил жизнь побоям жены).
V. Бедность выразительных средств языка.
1. Необоснованные повторы.
2. Необоснованные повторы одного и того же корня (Он был трудягой, трудился от зари до зари. Надо начать работать, и это начинание будет началом новой жизни).
3. Необоснованные повторы одних и тех же аффиксов (Мечтательность, несобранность, леность Обломова мешали ему найти место в жизни. Кабаниха все время приставала к Катерине, придиралась к ней, приводила ей в пример себя).
4. Неоправданное повторение одних и тех же синтаксических конструкций (Штольц знал, что без посторонней помощи Обломов не сможет выбраться из трясины. Он сказал Ольге, что она должна присматривать за его другом).
5. Семантические повторы (Нашим войскам приходилось отступать назад. Горе пришло к нам в дом внезапно и неожиданно).
6. Употребление штампов (В своей комедии Грибоедов очень остро поставил целый ряд важнейших проблем того времени. Дикой категорически отказался помочь Кулигину).
7. Неоправданное использование чрезмерно упрощенных синтаксических конструкций и рубленых фраз (Чичиков познакомился со всеми главными чиновниками города. Помещики пригласили его в гости. Чичиков обрадовался этому. Потому что он хотел купить у них мертвые души).
VI. Злоупотребление выразительными средствами языка.
1. Нагромождение эпитетов или неоправданное их употребление. (И этот новый мир тиранит светлое, чистое, возвышенное начало
в Ларисе, причем его гнет, его насилие сильнее, чем прежде, так как скрыты под внешней изящной формой.)
2. Неоправданное употребление метафор, сравнений, фразеологизмов и иных образных средств. (Раскольников похож на картину: одна половина красная, другая — черная. Красная — это душа. Черная — это разум. Поэзия Владимира Высоцкого — это зеркало с живым лицом
и огромными глазищами, видящими мир субъективно.)
VII. Дисгармония используемых языковых средств.
Немотивированное употребление языковых средств, выходящих за рамки нейтрального стиля литературного языка (На Плюшкине было какое-то шмотье. Чичиков сумел всех объегорить. Достоевский лез из кожи вон, чтобы расплатиться с долгами).
VIII. Использование неблагозвучных сочетаний. В поэзии эти средства становятся активным выразительным средством (аллитерации и ассонансы).
1. Скопление гласных. (А у Андрея Болконского отношение к свету было совершенно иным. Писателя интересовала и эта особенность
человеческого мышления.)
2. Скопление шипящих. (Роман «Мать» — это замечательнейшее произведение, изображающее лучших людей того времени, посвятивших свою жизнь борьбе за светлое будущее.)
3. Скопление одинаково звучащих частей слова (Молодогвардейцы много раз распространяли различные листовки).
VI . Работа в тетрадях.
Редактирование предложений: учащиеся записывают предложения, ставят звездочку над словом или словосочетанием с ошибкой, записывают исправленный вариант, в скобках указывают характер ошибок.
1. Врач решил это лекарство оставить. (Двоякое понимание смысла, причина — омонимия слова «оставить».>
1. В магазине мне свешали два килограмма сахара. (Смешение паронимов.)
3. Они впервые познакомились. (Плеоназм.)
4. Страны Евросоюза объединились воедино. (Тавтология.)
5. После кровопролитных боев копыта у крестоносцев были в крови. (Подмена понятия.)
6. Когда Татьяну представили Онегину, ни одна жила не дрогнула на лице светской дамы. (Смешение стилей.)
7. Иванов исключен из-за отсутствия наличия признаков трудолюбия. (Нанизывание падежей, использование речевых
штампов.)
IX . Домашнее задание.
2. Упражнение 423.
3. Подберите примеры использования речевых штампов в СМИ.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ГРАММАТИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИХ ОШИБОК». ( ВАРИАНТ 1.)
1. Найдите неправильно поставленное ударение в одном из слов.
б) гравЁр, гладИльная (доска);
в) восприняла, баловнИк;
г) безУдержный, диалОг;
д) троЮродный, граждАнство.
2. Найдите словосочетание, в котором нарушены нормы сочетаемости.
а) предостеречь от поступка;
б) нетерпимая мука;
в) произвести впечатление;
г) высказывать мнение на что-нибудь;
д) иметь представление о чем-либо.
3. Найдите слово, употребленное в несвойственном ему значении.
а) Дивиденды были распределены между акционерами в зависимости от числа акций.
б) Скандал разразился, когда свекровь не позволила невестке внести свою лепту в горницу и поставить рядом
с кроватью.
в) В кулуарах съезда обсуждались новые назначения.
г) Парламент заслушал предложение о легализации торговли оружием.
4. Найдите речевую ошибку.
а) Депутаты Государственной думы стали в курсе этого решения лишь сегодня.
б) У американцев не принято спрашивать, какие доходы они зарабатывают.
в) В этой ситуации мы не могли предпринимать никаких решительных действий, так что оставалось ждать у моря погоды.
5. Найдите речевую ошибку.
а) Не думайте, что я против жилищной реформы, — я обоими руками готов голосовать за нее, были бы средства.
б) Она была выбрана режиссером на эту роль из шестисот пятидесяти претендентов.
в) Далеко не все политики, которые вершат нашими судьбами, достойны уважения.
г) Фабрика специализируется на выпуске товаров для малообеспеченных слоев населения, к которому относится
большинство граждан в провинции.
6. Какая ошибка допущена в предложении?
Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права.
7. Определите стиль приведенного ниже текста.
Часы пробили первый и второй час утра, — и он услышал дальний стук кареты. Невольное волнение овладело им. Карета подъехала и остановилась. Он услышал стук опускаемой подножки. В доме засуетились. Люди побежали, раздались голоса, и дом осветился.
8. Определите тип текста задания № 7.
9. Установите значение слова беллетрист.
а) специалист по описанию книг и составлению их перечней, указателей;
б) автор художественных произведений повествовательного характера;
в) продавец старинных и подержанных книг;
г) автор записок о прошлых событиях, сделанных их участником или современником;
д) любитель и собиратель книг;
е) человек, который выдает чужое произведение за свое.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ГРАММАТИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИХ ОШИБОК». (ВАРИАНТ 2.)
1. Найдите неправильно поставленное ударение в одном из слов.
а) добЫча, дЕспот;
б) глашАтай, вероисповЕдание;
в) дОллар, догнАла;
г) жалюзИ, дремОта;
д) давнИшний, закупОрить.
2. Найдите словосочетание, в котором нарушены нормы сочетаемости:
а) провести уборку территории;
б) придерживаться мнения;
в) жертвы во имя прогресса;
г) получить фиаско;
д) усвоить новую специальность.
3. Найдите слово, употребленное в несвойственном ему значении.
а) Его первая жена умерла, но в памяти мужа она была вечной идиллией красоты и женственности.
б) В национальном округе доминируют жители коренной национальности.
в) Березовский персонифицирует в себе все негативные качества финансового капитала.
г) Фрегат втянули в гавань и ввели в док.
4. Речевая ошибка допущена в предложении.
а) Командированный отчитался о поездке перед коллективом отдела.
б) В этом году несколько гимназий провели эксперимент:
заместо обычной пятибалльной шкалы по некоторым предметам знания оценивали по шкале от 1 до 12.
в) Спасибо вам за то, что вы сейчас, возможно, кому-то вселили надежду, вернули веру в будущее.
5. Речевая ошибка допущена в предложении.
а) В Сочи прибыли самолеты с двумястами пятьюдесятью пятью туристами из районов бедствия.
б) Мои любимые грузинские блюда — из помидоров, баклажанов с грецкими орехами и чесноком — прекрасно готовит моя мама.
в) Главные виновники случившегося — в верхних эшелонах власти, и это никому не секрет.
г) Мои должностные обязанности заключаются в подборе и руководстве кадрами.
6. Какая ошибка допущена в предложении?
Мне иногда кажется, что терпение, верность, всепрощение и искренность, какие присущи нашим домашним тварям, действуют на ум ребенка гораздо сильнее, чем длинные нотации сухого и бледного Карла Карловича или разглагольствования гувернантки, старающейся доказать, что вода состоит из кислорода и водорода.
7. Определите стиль приведенного ниже текста.
За месяц до отъезда из Москвы у нас не стало денег — это папа готовился к рыбной ловле. И вот началась ловля. Уселся отец на берегу, разложил свое хозяйство, опустил садок в воду, закинул удочки — нет рыбы. Такое вот было невезение.
8. Определите тип текста задания № 7.
9. Установите значение слова лингвист.
а) человек, равнодушный к пище;
б) человек, предрекающий будущее;
в) человек, знающий много языков;
г) специалист в области языкознания;
д) тот, кто произносит речь, обладает даром красноречия;
Видео:Все способы словообразованияСкачать
Помогите с заданием, пожалуйста?
Русский язык | 5 — 9 классы
Помогите с заданием, пожалуйста.
Найдите словосочетания, в которых нарушена сочетаемость слов или слово употреблено в несвойственном ему значении.
Сильная очередь за билетами, высокое атмосферное давление, проливной дождь, оказать вред, произвести впечатление, делать жертвы во имя прогресса, получить фиаско, одержать успехи, делать привилегии кому — либо, нетерпимая мука, не скрывать сатиры, критичный человек, одеть новые туфли, проводить выборную кампанию, деловое предложение, надеть на палец кольцо, придворный переворот, уплатить билет, основать выводы, усвоить капиталовложения.
Длинная очередь, причинить вред, приносить жертвы, потерпеть фиаско, одержать победу, даватьпривелегии, предвыборную, оплатить билет, сделать выводы.
Остальные не уверена(((.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Найдите и исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью?
Найдите и исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью.
Улучшить уровень обслуживания ; одерживать первенство ; писатель русской классики ; кануть в историю ; одержать успехи ; делать привилегии кому — либо ; играть первостепенное значение ; занять точку зрения подчинённого ; оказать пользу ; терпение переполнилось ; в апреле месяце ; подростки занимаются преступлениями ; давать сопротивление.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Нормы сочетаемости нарушены в каких словосочетаниях?
Нормы сочетаемости нарушены в каких словосочетаниях?
— Предостеречь от поступка.
— Нетерпимая мука — произвести впечатление — высказать мнение на что либо иметь представление о чем либо — жертвы во имя прогресса — получить фиаско — усвоить новую специальность — произвести уборку помещения.
Видео:Устойчивые сочетания словСкачать
Я делаю билеты по русскому?
Я делаю билеты по русскому.
В одно из билетов написано.
Род , число , падеж.
Что нужно делать?
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании : 1) основать выводы 2) беспокоиться за родителей 3) мириться с недостатками 4) разъяснять ошибки 5) оплатить за проезд?
Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании : 1) основать выводы 2) беспокоиться за родителей 3) мириться с недостатками 4) разъяснять ошибки 5) оплатить за проезд.
Видео:ЕГЭ задание 6: Лексические нормыСкачать
В каком варианте ответа есть все словосочетание, в которых не употреблены слова в несвойственном им значении Глухой переулок Отпечатки в книге Одеть сестру Сносить пальто?
В каком варианте ответа есть все словосочетание, в которых не употреблены слова в несвойственном им значении Глухой переулок Отпечатки в книге Одеть сестру Сносить пальто.
Видео:ЦТ А27. Синтаксические нормыСкачать
Найдите словосочетания, в которыхнарушена сочетаемость слов или слово употреблено в несвойственном ему значении?
Найдите словосочетания, в которыхнарушена сочетаемость слов или слово употреблено в несвойственном ему значении.
Перепешите исправьте ошибки.
Вопиющие достижения, оказать вред, понести потери, иметь большое место, очень подружиться, заботливый опекун, одержать успехи, произвести хорошее впечатление, делать жертвы во имя прогресса, напечатано мелким шрифтом, удрученные опытом, не смыкая взгляда, кровопролитное сражение, идти на встречу, лесные жители, крепкая зависимость от обстоятельств, причинить боль, проблемы обрушились врасплох, достигнутые недостатки, получить фиаско.
Видео:Нестандартный вариант - не последнее словоСкачать
ПОЖАЛУЙСТА, ПОМОГИТЕ?
Составьте предложения, из которых было бы ясно смысловое различие слов ОДЕТЬ и НАДЕТЬ(одет КТО?
Видео:Русский язык. "НЕ" с деепричастиями. Правописание "несмотря на", "невзирая на". ВмдеоурокСкачать
В каком словосочетании выделенное слово употреблено в несвойственном ему значении?
В каком словосочетании выделенное слово употреблено в несвойственном ему значении.
Видео:Mutagen - Слова остаются словамиСкачать
Отметьте знаком «минус» словосочетания, в которых нарушены нормы сочетаемости слов?
Отметьте знаком «минус» словосочетания, в которых нарушены нормы сочетаемости слов.
Исправьте неправильные словосочетания, объясните ошибку.
Предостеречь от поступка, произвести впечатление, высказывать мнение на что — либо, провести уборку территории, получить фиаско, усвоить новую специальность, нести потери, оказывать гостеприимство, критический человек, предпринять попытку, жилое законодательство, баллотироваться депутатом, оплатить за товар, броситься наперерез машине, коснуться о проблемах, выяснить о мотивах, заверить в преданности, мне боязливо, мне страшно массовое количество беженцев, основать выводы, апеллировать на оценку, оказать вред, оправдать доверие, деловитое предложение.
Видео:Написание сложных существительных и прилагательных. Написание наречий| Русский языкСкачать
2. Найдите словосочетание, в котором нарушены нормы сочетаемости :а) провести уборку территории ;б) придерживаться мнения ;в) жертвы во имя прогресса ;г) получить фиаско ;д) усвоить новую специальност?
2. Найдите словосочетание, в котором нарушены нормы сочетаемости :
а) провести уборку территории ;
б) придерживаться мнения ;
в) жертвы во имя прогресса ;
г) получить фиаско ;
д) усвоить новую специальность.
На этой странице находится вопрос Помогите с заданием, пожалуйста?, относящийся к категории Русский язык. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям учащихся 5 — 9 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие вопросы и ответы на них в категории Русский язык. Если ответы вызывают сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.
Полёвка — корень пол ; полюшко — корень пол ; полено — корень полен ; полевод — корни пол и вод. Ответ : корень ПОЛ в словах полевка и полюшко.
И где здесь пропуски.
У меня во дворе красивый сад. На море красивые волны. Стрелы так красиво летят.
Моё достоинство, твоё уважение, радость жизни, мастерство рук.
Моё достоинство , твоё уважение , моя радость , моё мастерство.
Не нужна запятая во 2 предложении после «низко», нужна после «пожары» в 5. Однородные обстоятельства во втором — низко, медленно, в 3 — на лужайке, на улице, 4 — на севере, на юге, в 5 одн. Сказуемые — тушат, помогают, развозят, охраняют.
1 какие из потребностей современного человека обеспечивают растительные организмы? 2 как влияет хозяйственная деятельность человека на растения? Составьте таблицу сфера деятельности человека и их последствия для растений 3 как вы думаете каким обра..
Первое предложение — вступление Основа — Со второго предложения до «И опять зайчата под кустами лежат». Заключение — Всё, начиная с предложения » Так уже повелось. «.
Я и Саша сделали красивый шалаш. (2) Мы и наши родители поехали на отдых. С союзами. Мы с друзьями пошли в поход. (2) Я с родителями первый раз пошёл в школу. Сойдёт.
6. 1. 3) втянув, держась, не двигаясь, остолбенев. 2. 4) верящий, верящий, отчаялся, растаявший 7. 3. 1) вприпрыжку 8. 1. 4) бешеная скорость — одно «н» 2. Б) 2, 3 деревянные, украшенные 9. 1. 1) где — нибудь, литературно — художественный, по -..
Видео:Распространенные и нераспространенные предложенияСкачать
Лексическая сочетаемость слов — нормы, нарушения и примеры употребления
Видео:Гиппократ - Мудрые цитаты про Болезни и Здоровье от "Отца Медицины", которые Поражают Воображение!Скачать
Смысл понятия
Основой учения о сочетаемости слов является теория академика В. В. Виноградова. Известный лингвист предположил, что способность единиц речи к созданию связи друг с другом зависит от типа их лексических значений. Всего их три:
- свободные. Это почти все служебные слова, вспомогательные глаголы, некоторые прилагательные (хороший, плохой, большой, маленький). Они способны легко образовывать сочетания;
- фразеологически связанные. Подобные лексические значения предельно ограничивают возможность слов соседствовать с другими. К примеру, «бразды» могут быть только «правления» — нельзя сказать «бразды руководства» или «бразды власти». Есть лексемы, способные сочетаться с синонимами: закадычный + друг, товарищ или приятель, щекотливый + вопрос или положение, одержать + победу или верх;
- значения с ограниченной лексической сочетаемостью. Это слова, возможность употребления которых вместе с другими зависит от норм и традиций языка. К примеру, сказать «крепкая дружба» или «крепкий мороз» можно, а «крепкая ненависть» или «крепкая жара» — нельзя, хотя речь идёт об одних и тех же явлениях (чувствах и погоде).
Прежде всего смысл стоящих рядом слов не должен противоречить друг другу. Так, ошибочны сочетания «огромный домик», «отъявленный герой», «страшно красивый». Однако существует много выражений, неправильных с точки зрения логики, но при этом закрепившихся в языке: профилактика здоровья, громоотвод, выгодный кредит. Их употребляют по привычке.
Во избежание огрехов спорные примеры лексической сочетаемости слов необходимо сверять со словарём. Но важно помнить, что нормы не могут быть окончательно утверждёнными, так как язык постоянно обновляется. Этому способствует проникновение устной речи в средства массовой информации. Так, выражение «автор гола» ненормативно, но его можно услышать даже на центральных телеканалах.
Видео:Наречие – объясняю простыми словами, что это за часть речи и что про нее надо знатьСкачать
Виды ошибок и причины их возникновения
Нарушения норм лексической сочетаемости часто встречаются даже у носителей языка. Трудность заключается в том, что необходимо не просто иметь обширный словарный запас, но и знать различные особенности современной речи. К примеру, сейчас уже невозможно объяснить, почему ночь и осень могут быть глубокими, а день и весна — нет.
В зависимости от того, чем регулируется комбинирование слов, различают три вида сочетаемости — семантическую, синтаксическую (грамматическую) и лексическую:
- Семантическая предполагает согласование по смыслу. Нарушение возникает, когда нет точного понимания значения слов. Распространённые примеры: «она женилась» вместо «она вышла замуж», «одолжить у друга денег» вместо «занять у друга денег».
- Синтаксическая сочетаемость подразумевает, что слова должны быть грамматически согласованы. Например, нельзя сказать «большинство времени», поскольку первая лексема употребляется только с существительными, означающими поддающиеся счёту предметы. Правильно — «бо́льшая часть времени». Кроме того, нарушение грамматической сочетаемости возникает при неверном глагольном управлении: говорить за жизнь, описывать об успехах, приехать с деревни.
- Случаи лексической сочетаемости самые сложные, поскольку для грамотного употребления слова необходимо учитывать всё богатство его ассоциативных связей. Так, прилагательное «закоренелый» помимо значения «застарелый, не поддающийся исправлению» имеет дополнительную негативную окраску, поэтому сказать «закоренелый преступник» можно, а «закоренелый филантроп» — нет.
Видео:Русский язык| Составное именное сказуемоеСкачать
Нарушения лексической сочетаемости
Об этих ошибках следует рассказать отдельно, так как они встречаются часто и имеют множество разновидностей. При этом отношение к недочётам двоякое: если автор отклоняется от нормы из-за собственной невнимательности, то это свидетельствует о его небрежном отношении к языку. Однако намеренное ошибочное словоупотребление допустимо, поскольку является художественным приёмом.
Яркий пример: сочетание «живой труп» в полицейской сводке и в литературном тексте. В первом случае это явное нарушение, поскольку речь идёт, скорей всего, о недоразумении, при котором живого человека сочли погибшим. Что касается второго примера, то в нём автор пытается словами изобразить крайнюю степень измождённости персонажа, поэтому употребление не возбраняется.
Все виды нарушений можно разделить на две основных группы — смысловые и стилистические ошибки.
Смысловые недочёты
Непонимание точных значений похожих слов приводит к появлению таких популярных фраз, как «удовлетворять потребностям», «заслужить известность», «длинное лечение», «логический вывод». Все они являются неправильными.
Самыми распространёнными причинами подобных ошибок считаются:
- Контаминация. Возникает при путанице похожих словосочетаний. Так, из «удовлетворять требования» и «отвечать потребностям» появилось «удовлетворять потребностям», а заодно «запросам», «критериям» и «правилам». Шаблонные «повысить качество» и «поднять уровень» привели к появлению фразы «улучшить уровень». Другие примеры: играть роль + иметь значение = играть значение, принять меры + предпринять шаги = предпринять меры, подорожали товары + повысились цены = подорожали цены, поднять бокал + сказать тост = поднять тост, уделять внимание + проявлять заботу = уделять заботу.
- Неразличение синонимов. У них бывают дополнительные значения, что и вызывает ошибки в употреблении. Например, «храбрый» и «смелый» похожи по смыслу, но первое прилагательное подразумевает лишь внешнее проявление качества, поэтому не сочетается со словами «мысль» или «идея». Другой пример: «построить» и «возвести». Второй глагол применяется к объектам, возвышающимся над поверхностью, и не сочетается с существительными, обозначающими хозяйственно-бытовые конструкции. Поэтому, к примеру, подвал или сарай можно только построить.
- Путаница в паронимах. Бо́льшая часть последних — однокоренные слова. Разные приставки и суффиксы придают им дополнительные оттенки значения или стилевую окраску, но из-за внешнего сходства часто возникают ошибки в употреблении. Распространённый пример — «оплатить за проезд» вместо «оплатить проезд» или «уплатить за проезд». Другие варианты, когда возможно непонимание: практичный и практический, логичный и логический, экономный и экономический, чужой и чуждый, военный и воинский, гарантийный и гарантированный, одеть и надеть.
Во всех перечисленных случаях неправильное словоупотребление портит речь и может привести к искажению смысла предложения (например, «проступок» вместо «поступок»), поэтому в трудных ситуациях надо сверяться со словарём.
Проблемы со стилистикой
В данном случае ошибки связаны с нарушением требований стиля, неоправданным употреблением эмоционально окрашенных слов, речевой избыточностью или недостаточностью. Примеры: патриот родины, управленческий менеджмент, соединить воедино, свободная вакансия, прейскурант цен.
Подобные фразы приходится слышать довольно часто, что указывает, с одной стороны, на недостаток знаний, а с другой — на желание разнообразить речь, сделать её более выразительной.
Самыми распространёнными стилистическими ошибками являются:
- Неуместное употребление канцеляризмов, например, «осуществить сравнение», «в данное время», «большое количество вещей», «испытывать чувство радости» вместо «сравнить», «сейчас», «много вещей» и «радоваться». В большинстве случаев длинные обороты можно заменить одним или двумя словами. Предложение от этого только выиграет.
- Неоправданное употребление просторечной, жаргонной, бранной лексики в литературном или деловом контексте. Этим часто грешит современная пресса: «обчистить квартиру», «демонстранты сматывают удочки», «дефицит налички», «отрываться на фестивале». Основной смысл, конечно, ясен, но не каждому зрителю или читателю нравится, когда с ним общаются на сленге.
- Смешение стилей. Например, употребление разговорных слов в научном или публицистическом тексте: «фишка корпускулярно-волнового дуализма света», «давеча на конгрессе присутствовали делегации разных стран».
- Периссология — одновременное употребление заимствованного и русского слова с похожими смыслами. Так, в сочетании «прейскурант цен» первая лексема означает «справочник цен на товары». Другие примеры: хронометраж времени, внутренний интерьер, ведущий лидер, атмосферный воздух, свободная вакансия, коллега по работе, памятный сувенир, перспективы на будущее, дополнительный бонус.
- Плеоназм — ошибка, аналогичная периссологии, но без использования заимствований. В сочетании присутствуют русские слова, близкие по смыслу, из-за чего возникает неуместное дублирование информации. Примере: главная суть, ценные сокровища, упасть вниз, май месяц, молодая девушка, впервые познакомиться, короткое мгновение, равная половина, бесплатный подарок, опытный специалист, неподтверждённые слухи.
- Тавтология — употребление однокоренных слов: рассказчик рассказывает, возобновить вновь, многократно приумножить, предложить другое предложение, проливной ливень, заработать зарплату, виток развития. Правда, подобные сочетания не являются ошибкой, когда подбор синонимов невозможен: варить варенье, белое бельё, словарь иностранных слов, загадать загадку, чёрные чернила, отслужить службу, болеть базедовой болезнью.
Видео:Русский язык 3 класс (Урок№6 - Повествовательные, побудительные и восклицательные предложения.)Скачать
Особенности употребления заимствований
С появлением интернета русский язык начал активно пополняться. Ничего плохого в этом нет: система коммуникации просто реагирует на потребности общества, и так было всегда. Функция заимствований заключается не только в обозначении предметов и понятий: новые речевые единицы обогащают речь, являясь свидетельством прогресса и международных контактов.
Однако иностранные слова поначалу имеют в русском языке особый статус: их точное значение мало кому известно, родственные связи в новой среде отсутствуют, а грамматические свойства вызывают вопросы. При этом ощущается их современность и даже некое превосходство над привычной лексикой, из-за чего люди стремятся употреблять их в речи. Естественно, при этом допускаются многочисленные орфографические, орфоэпические, грамматические ошибки. С лексической сочетаемостью тоже возникают проблемы.
Самое распространённое нарушение связано с непониманием точного смысла. Например, нельзя сказать «консилиум учителей», так как первое слово означает собрание врачей. Другие неправильные варианты: приятный инцидент, роскошный мотель, автобусный круиз.
Второй распространённой ошибкой является употребление иностранного слова без внесения нового смысла в сочетание. Например, «презентация парфюма» вместо «презентация духов» уместна, когда речь идёт о каком-то особом аромате или о целом классе подобных изделий, поскольку две заимствованных лексемы создают ощущение важности события. Если же мероприятие посвящено обычным духам, то русский синоним предпочтительней.
Ещё одна ошибка заключается в нагромождении иностранных терминов с целью придать речи более научный вид. Хорошо, если они употреблены в правильном значении. Но даже в этом случае понять смысл фразы непросто. Например, «селекция рентабельности собственности» вместо «отбор более прибыльных видов собственности».
Видео:Вадим Шефнер - "Слова"Скачать
Намеренные нарушения как стилистический приём
В художественных произведениях и публицистических текстах несочетаемость может использоваться для усиления выразительности речи. Такой приём позволяет создавать яркие образы, добавлять словам новые оттенки смысла. В качестве примеров можно вспомнить названия литературных произведений: повести Б. Л. Васильева «Завтра была война», романов Ю. В. Бондарева «Горячий снег» и А. Азимова «Конец вечности».
Соседство слов со взаимоисключающими смыслами легло в основу оксюморона — стилистического приёма, любимого многими поэтами и писателями. У А. С. Пушкина встречается «пышное природы увяданье», у Н. А. Некрасова — «убогая роскошь наряда». Существуют сочетания, значения которых понятны и вне художественного контекста: долгий миг, горькая радость, сладкая боль, звонкая тишина, грустный праздник.
Нарушить правила компоновки слов можно для придания речи комичности, что часто делают юмористы в своих выступлениях: «гения признали заживо», «прощать чужие достоинства», «наши заклятые друзья», «правительство добилось ухудшения жизни народа».
Вопрос лексической сочетаемости является сложным. Многие варианты употребления закреплены традицией, и объяснить их не могут даже языковеды. Однако постоянное расширение словарного запаса, использование словаря и стремление излагать мысли красиво и правильно поможет не только избежать ошибок, но и сделать свою речь более яркой, образной и запоминающейся.
💡 Видео
Умеете ли вы ПОДБИРАТЬ СИНОНИМЫ?Скачать
Двусоставные и односоставные предложения | Русский языкСкачать