Никола пуссен ударение в имени

Видео:Никола Пуссен – биография и жизнь французского живописца, рисовальщика и теоретикаСкачать

Никола Пуссен – биография и жизнь французского живописца, рисовальщика и теоретика

Словари

— Французский живописец, 17 века, один из основоположников классицизма.

— К лучшим произведениям именно этого основателя французского классицизма принадлежат «Смерть Германика» и «Похищение Сабинянок».

— Французский живописец, автор картин «Парнас», «Пейзаж с Полифемом», «Танкред и Эрминия».

— Французский живописец, автор картин «»Аркадские пастухи», «Эхо и Нарцисс», «Пан и Сиринга».

ПУССЕН (Poussin) Никола (1594-1665) — французский живописец. Представитель классицизма. Возвышенные по образному строю, глубокие по философскому замыслу, ясные по композиции и рисунку картины на исторические, мифологические, религиозные темы, утверждающие силу разума и общественно-этические нормы («Танкред и Эрминия», 1630-е гг., «Аркадские пастухи», 1630-е гг.); величественные героические пейзажи («Пейзаж с Полифемом», 1649; серия «Времена года», 1660-64).

Пуссе́н Никола́ (Poussin) (1594-1665), французский живописец. Основоположник классицизма в европейском искусстве. Возвышенные по образному строю, глубокие по философскому замыслу, ясные по композиции и рисунку картины на исторические, мифологические, религиозные темы, утверждающие силу разума и общественно-этические нормы («Танкред и Эрминия», 1630-е гг.; «Аркадские пастухи», 1630-е гг.). Писал также величественные героические пейзажи («Пейзаж с Полифемом», 1649; серия «Времена года», 1660-64).

ПУССЕН Никола — ПУССЕ́Н (Poussin) Никола (1594-1665), французский живописец. Представитель классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ). Возвышенные по образному строю, глубокие по философскому замыслу, ясные по композиции и рисунку картины на исторические, мифологические, религиозные темы, утверждающие силу разума и общественно-этические нормы («Танкред и Эрминия», 1630-е годы, «Аркадские пастухи», 1630-е годы); величественные героические пейзажи («Пейзаж с Полифемом», 1649; серия «Времена года», 1660-1664).* * *

ПУССЕ́Н (Poussin) Никола (июнь 1594, Вийер, близ Лез-Андели, Нормандия — 19 ноября 1665, Рим), французский художник. Один из основоположников французского классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ).

Первый парижский период (1612-1623)

Сын крестьянина. Учился в школе в Лез Андели, не выказывая особого интереса к искусству. Первым опытам Пуссена в живописи содействовал Кантен Варен, расписывавший в Андели церкви. В 1612 юный Пуссен приезжает в Париж, где поступает в мастерскую Ж. Лаллемана, а затем Ф. Элле Старшего. Увлекается изучением античности, по гравюрам знакомится с живописью Рафаэля (см. РАФАЭЛЬ САНТИ). Значительную роль в его судьбе играет встреча с итальянским поэтом Дж. Марино, (см. МАРИНО Джамбаттиста) интерес которого к античной и ренессансной культуре повлиял на молодого художника. Единственными сохранившимися произведениями Пуссена парижского периода являются исполненные пером и кистью рисунки (Виндзорская библиотека) к поэме Марино; под его влиянием родилась и мечта о поездке в Италию.

Первый римский период (1623-40)

В 1623 Пуссен приезжает сначала в Венецию, затем в Рим (1624), где и остается до конца жизни. Биограф художника А. Фелибьен отмечает, что «все его дни были днями учения». Сам же Пуссен замечает, что «ничем не пренебрегал» в своем стремлении «постичь разумную основу прекрасного». Его привлекает живопись Караваджо (см. КАРАВАДЖО Микеланджело) и болонцев (см. БОЛОНСКАЯ ШКОЛА), скульптура античного и барочного Рима. Значительную роль в формировании Пуссена как художника-интеллектуала и эрудита играет знакомство с Кассиано дель Поццо — его будущим покровителем, знатоком античности, обладателем великолепного собрания рисунков и гравюр («бумажного музея»), благодаря которому Пуссен стал бывать в библиотеке Барберини, где познакомился с трудами философов, историков, античной и ренессансной литературой. Свидетельство тому рисунки Пуссена к трактату Леонардо да Винчи (см. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ) о живописи (Эрмитаж).

Первой работой, исполненной в Риме, было полотно «Эхо и Нарцисс» (1625-26, Лувр) на мотив поэмы «Адонис» Марино. Эта поэтическая работа стала началом серии картин 1620-30-х годов на мифологические сюжеты, воспевающих любовь, вдохновение, гармонию природы. Большую роль в этих картинах играет пейзаж («Нимфа и сатир», 1625-1627, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; «Венера и сатиры», 1625-1627, Национальная галерея, Лондон; «Спящая Венера», 1625-1626, Лувр). Преломление античного наследия происходит у художника сквозь призму образов Тициана (см. ТИЦИАН), об увлечении живописью которого свидетельствует идиллическая умиротворенность образов, золотистые звучные краски.

Тему тициановских «поэзий» художник продолжает развивать и в сценах «Вакханалий» 1620-30-х годов (Лувр; Эрмитаж; Национальная галерея, Лондон), полотнах «Триумф Вакха» (1636, Лувр) и «Триумф Пана» (1636-1638, Национальная галерея, Лондон), ища форму воплощения, отвечающую в его представлении античному пониманию радости жизни как необузданной стихии природы, счастливой гармонии духа.

За несколько лет пребывания в Риме Пуссен обрел признание, о чем свидетельствует заказанный ему образ для собора св. Петра «Мученичество св. Эразма» (1628-1629, Ватиканская пинакотека, Рим). Художник изобрел нетрадиционный путь, идя не от работ мастеров барокко (см. БАРОККО), подчеркивающих религиозную экзальтацию, и не от полотен караваджистов (см. КАРАВАДЖИЗМ): в передаче стоического сопротивления святого он находил опору в натуре, а в живописной манере следовал передаче эффектов дневного света на открытом воздухе.

С конца 1620-х годов и в 1630-е годы Пуссена в большей степени привлекает историческая тематика. Он ждет в ней ответа на волнующие его нравственные проблемы («Спасение Пирра», 1633-1635, Лувр; «Похищение сабинянок», 1633, частное собрание; «Смерть Германика», 1627, Палаццо Барберини, Рим). Картина «Смерть Германика» на сюжет из римской истории Тацита (см. ТАЦИТ), заказанная кардиналом Барберини, считается программным произведением европейского классицизма. Сцена стоической смерти известного полководца, отравленного по приказу императора Тиберия, воплощает образец доблестного героизма. Спокойны и торжественны позы клянущихся в отмщении его воинов, группа которых образует продуманную, легко читающуюся композицию, Фигуры написаны пластически выразительно и уподоблены рельефу. Трагический акт смерти на величественном античном ложе воплощен в сцене, полной гражданского пафоса. Как и в классической трагедии с большим количеством персонажей, развернутое многоплановое повествование заставляет думать, что Пуссен использовал так называемый перспективный ящик (этот метод был известен и другим мастерам 16-17 вв.), в котором, расставляя восковые фигурки, находил ритмически четкое построение композиции. Это написанное в период увлечения тициановскими идиллиями полотно выразило эстетическое кредо Пуссена — «не только наши вкусы должны быть судьями, но и разум».

Осмысление нравственных уроков истории художник продолжил в серии «Семь таинств» (1639-1640, Лувр), заказанной Кассианом дель Поццо. Трактуя таинства (Крещение, Причащение, Исповедь, Покаяние, Миропомазание, Брак, Соборование) в виде евангельских сцен, он стремится придать каждой многофигурной композиции определенный эмоциональный настрой. Композициям полотен присуща рационалистическая продуманность, колорит суховат и строится на сочетаниях немногих цветов.

Второй парижский период (1640-1642)

В конце 1640 под нажимом официальных кругов Франции Пуссен, не желающий возвращаться в Париж, вынужден вернуться на родину. Указом короля он назначается руководителем всех художественных работ, что восстанавливает против него группу придворных живописцев во главе с С. Вуэ (см. ВУЭ Симон). Пуссену поручаются алтарные композиции, аллегории для кабинета Ришелье, убранство Большой галереи Лувра. За уподобление героев христианской истории античным вызвал нарекания написанный им для церкви иезуитов алтарный образ «Чудо св. Франциска Ксаверия» (1642, Лувр). Не завершив работ, окруженный враждебностью придворных, он решает возвратиться в Рим. Высокие художественные идеалы вступают в противоречие с интригами в придворной среде. В написанном по заказу Ришелье панно «Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора» (Художественный музей, Лилль) Пуссен в аллегорической форме выразил историю своего краткого пребывания при дворе. В нем звучит не только смысловой подтекст — композиция панно в форме тондо (см. ТОНДО) строится по строго классицистическому принципу, изменить которому в угоду рокайльным (см. РОКАЙЛЬ) вкусам он не счел нужным.

Снова в Италии (1643-1665)

Пуссен снова много времени посвящает рисованию с натуры. Мир, воплощенный в его живописи, рационалистичен и спокоен, в рисунке — полон движения и порыва. Эмоциональные, исполненные пером и кистью пейзажи, зарисовки архитектуры, композиционные наброски не подлежат строгому контролю рассудка. В рисунках — живые впечатления от наблюдения природы, наслаждение волшебством игры света, таящегося в листве деревьев, в глубине неба, в тающих в дымке далях.

С другой стороны, художник создает «теорию модусов», вдохновляясь античной эстетикой. Каждый из модусов означает для него определенную разумную основу, которой мог бы пользоваться художник, стремящийся к логической сдержанности, определенной «норме». Например, для сюжетов строгих и полных мудрости мог быть избран «дорический модус», для веселых и лирических тем — «ионический». Но в нормативной эстетике художника заключалась огромная жажда красоты, вера в идеалы нравственно прекрасного.

Программным произведением позднего творчества Пуссена явилась вторая серия «Семь таинств» (1646, Национальная галерея, Эдинбург). Классически строгое композиционное решение сочетается с внутренней эмоциональной психологической насыщенностью образов. Поиском гармонии чувства и логики отмечены и полотна «Моисей, иссекающий воду из скалы» (1648, Эрмитаж), «Великодушие Сципиона» (1643, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва), в которых выражена мечта о героической личности, своей волей побеждающей бедствия и нравственно наставляющей людей.

В конце 1640-х годов Пуссен пишет серию пейзажей («Пейзаж с Полифемом», 1648, Эрмитаж; «Пейзаж с Диогеном», Лувр), выражая в них преклонение перед грандиозностью природного мира. Фигурки античных философов, святых, монахов едва заметны в полном космического величия ландшафте. Героический образ природы Пуссена на несколько столетий станет примером создания идеального пейзажа, в котором натура и идеализация сосуществуют в гармонии, полной величественного и торжественного звучания.

Высшим олицетворением этой гармонии стал цикл из четырех полотен «Времена года» (1660-1665, Лувр), завершенный в год смерти. Каждое полотно («Весна», «Лето», «Осень», «Зима») выражает определенный настрой художника в его индивидуальном видении идеала и натуры, в них заключена жажда красоты и познания ее законов, размышление о жизни человека и общечеловеческом. Полотно «Зима» было последним в серии. В нем выражена идея смерти, не раз присутствовавшая в произведениях Пуссена, но здесь обретающая драматическое звучание. Жизнь для художника-классициста была торжеством разума, смерть -олицетворением его гибели, а результатом тому — охватившее людей безумие во время изображенного художником Всемирного потопа. Библейский эпизод соотнесен в своем вселенском звучании с небольшим циклом человеческого существования, нарушенным Стихией.

На автопортрете (1650, Лувр) художник изобразил себя мыслителем и творцом. Рядом с ним профиль Музы, словно олицетворяющей власть над ним античности. И в то же время это образ яркой личности, человека своего времени. В портрете воплощена программа классицизма с его приверженностью натуре и идеализации, стремлением к выражению высоких гражданских идеалов, которым служило искусство Пуссена.

ПУССЕН Никола (Poussin, Nicolas)

(1594-1665), французский живописец. Родился в 1594 в Лез-Андели в Нормандии. Первым учителем Пуссена стал Кантен Варен из Амьена, который в 1611-1612 жил в Лез-Андели. В 1612 Пуссен приехал в Париж, где Александр Кутуа, камердинер короля, предоставил молодому художнику возможность посещать королевскую коллекцию живописи; там он впервые увидел произведения Рафаэля и мастеров его школы. В Париже Пуссен познакомился с поэтом Джованни Баттиста Марино, для которого впоследствии выполнил прекрасную серию рисунков на сюжеты из Овидия, Вергилия и Тита Ливия, хранящуюся сейчас в Виндзорском замке. Весной 1624 художник приехал в Рим и поселился там на всю оставшуюся жизнь. В 1640, когда слава Пуссена достигла, наконец, его родины, он получил приглашение Людовика XIII и был вынужден на некоторое время вернуться в Париж. В Париже Пуссен создал такие произведения, как Евхаристия, Чудо св. Франциска Ксаверия (обе в Лувре) и Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора (Лили, Музей изящных искусств). Последняя была написана по заказу кардинала Ришелье и предназначалась для украшения плафона. Известно, что жизнь при королевском дворе тяготила Пуссена, и в 1642 он вернулся в Рим. Главными источниками живописи Пуссена являются произведения классической античности и итальянского Ренессанса. Многочисленные рисунки свидетельствуют о его огромном интересе к памятникам Древнего Рима. Ему принадлежит множество зарисовок античных рельефов, статуй и саркофагов. Однако классические мотивы, столь многочисленные в произведениях Пуссена, почти всегда изменены и переработаны им в соответствии с его собственными художественными задачами. Из произведений мастеров итальянского Возрождения наиболее сильное воздействие на художника оказала живопись Рафаэля и Тициана. В поздних работах Аполлон и Дафна (ок. 1664) и серии из четырех картин Времена года (1660-1664, все в Лувре) Пуссен обращается к лирическим мотивам; эти произведения богаче по композиции и тоньше по технике исполнения, нежели чисто романтические полотна раннего периода. Серия Времена года с библейскими сценами Рай (Весна), Руфь (Лето), Исход (Осень) и Потоп (Зима) принадлежит к числу лучших пейзажей Пуссена. Сюжеты для своих картин Пуссен черпал в основном из древнеримской истории и христианской традиции. Его главными источниками по античной мифологии и истории являются Метаморфозы Овидия, сборник О замечательных деяниях и изречениях Валерия Максима и книга Образы богов Картари. Глубокое понимание содержания духовной культуры классического Рима нашло отражение не столько в характере сюжетов картин Пуссена, сколько в той форме, посредством которой художник воплощал нравственные идеалы. В картине Танец под музыку Времени (1634-1636, Лондон, коллекция Уоллес) сам танец кажется одухотворенным, а группа танцующих — своеобразное олицетворение полноты жизни — помещена между аллегориями детства и старости. В живописи 17 в. Пуссен является величайшим и наиболее последовательным представителем классицизма.

Вольская В.Н. Пуссен. М., 1946 Гликман А.С. Никола Пуссен. М., 1964 Золотов Ю.К. Пуссен. М., 1988

Видео:Никола Пуссен."Семь таинств" / Библейский сюжет / Телеканал КультураСкачать

Никола Пуссен."Семь таинств" / Библейский сюжет / Телеканал Культура

Никола Пуссен
Nicolas Poussin

Никола Пуссен родился 15 июня 1594 года в городе Лез-Андели, Франция. Талант к рисованию проявился у мальчика очень рано. Его первым учителем стал художник Кантен Варен из Амьена, вдохновивший молодого человека, и тот загорелся идеей стать знаменитым художником. В 1612 году юноша отправился пешком в Париж. Здесь Александр Кутуа, камердинер короля, предоставил молодому художнику возможность посещать королевскую коллекцию живописи.

В 1622 году Пуссен получил первый в своей жизни заказ: написать серию картин из жизни только что канонизированных святых Игнатия Лойолы и Франциска Ксаверия. Картины заказаны парижской общиной иезуитов. Работы молодого художника оценил поэт Джованни Баттиста Марино и сразу же заказал Пуссену серию рисунков на мифологические сюжеты. Одиннадцать из этих рисунков уцелело и хранятся в Королевской библиотеке.

В марте 1624 года, благодаря материальной поддержке Марино, Пуссен приехал в Рим. Многочисленные рисунки свидетельствуют о его огромном интересе к памятникам Древнего города. Ему принадлежит множество зарисовок античных рельефов, статуй и саркофагов. Сюжеты для своих картин Пуссен черпал в основном из древнеримской истории и христианской традиции.

После смерти Марино, художник остался в Риме без поддержки и смог улучшить свои дела лишь после того, как нашел себе покровителей в лице кардинала Франческо Барберини и кавалера Кассиано дель-Поццо, для которого им написаны «Семь таинств». Благодаря серии этих превосходных картин, Пуссен в 1639 году приглашен кардиналом Ришелье для украшения Луврской галереи в Париж, где уже Людовик XIII возвел его в звание своего первого живописца.

В Париже Пуссен много работал и имел огромное количество заказов. Однако, из-за этого у него появились и противники, в лице художников Симона Вуе, Брекьера и Филиппа Мерсье, которым составлял очень сильную конкуренцию. Особенно интриговала против него пользовавшаяся покровительством королевы школа Вуе.

В результате, в 1642 году Пуссен вынужден покинуть Париж и вернуться в Рим, где и жил до самой своей смерти. Никола являлся величайшим и наиболее последовательным представителем классицизма в живописи XVII века. Особенно силен в пейзаже, которые проникнуты серьезным, меланхолическим настроением. Как исторический живописец, Пуссен обладал глубоким знанием рисунка и даром композиции. В рисунке отличался строгой выдержанностью стиля.

Великий художник Никола Пуссен скончался 19 ноября 1665 года в Риме. Погребен на следующий день в церкви Сан-Лоренцо-ин-Лучина.

Памятники Пуссену стали устанавливать с первой половины XVIII века, по мере утверждения академизма и просвещенческого культа разума.

Кавалер д’Аженкур в 1728 году добился установки бюста Пуссена в Парижском Пантеоне.

Когда в 1782 году Пуссену установлен бюст в Риме, на постаменте помещена латинская надпись: «художнику-философу».

В революционной Франции в 1796 году отчеканена медаль с профилем Пуссена для награждения лучших учеников художественных школ.

Консерваторы XIX века, начиная от аббата Аркилье и Шатобриана, пытались, напротив, вернуть Пуссену ореол истинно христианского художника. Именно Шатобриан добился установки Пуссену роскошного надгробия в церкви Сан-Лоренцо-ин-Лучина.

В 1836 году, статую Пуссена установили во Французской академии наук.

Виктор Кузен рассматривал Пуссена в одном контексте с Эсташем Лесюэром и привязывал их к идеалу «христианского спиритуализма», ключом к которому являлся цикл «Семь таинств». В 1851 году по его инициативе поставлен памятник в Париже, причем на открытии епископ Эвре отслужил мессу. На малой родине художника, в Вийере, на месте предполагаемого дома его отца, установлен памятник Пуссену с подписью «Et in Arcadia ego».

Идея энциклопедической выставки Пуссена впервые отрефлексирована и реализована в СССР в 1955-1956 годах (Музеем изобразительных искусств и Эрмитажем). В 1960 году Лувром собраны и представлены все сохранившиеся произведения художника, что стало переломным моментом и в пуссеновской историографии. Луврской выставке предшествовал научный коллоквиум 1958 года (СССР на нем представлял М. В. Алпатов), материалы которого изданы в двух томах. В этом же издании Ж. Тюилье поместил полный свод документов XVII века, в которых упоминалось о Пуссене. Ж. Тюилье в дальнейшем подготовил полный научный каталог картин Пуссена. В данном каталоге сдвинута хронология многих произведений художника и опровергнута теория «поворота от человека к природе», поскольку к пейзажному жанру Пуссен обратился еще в 1630-е годы.

Со 2 апреля по 29 июня 2015 года в Лувре проходила выставка «Пуссен и Бог». Ее главной целью стал новый взгляд на религиозную живопись французского классика. Экспозиция приурочена к 350-летию кончины живописца, причем именно религиозная живопись оказалась за эти века наименее известным и одновременно самым пластичным видом его искусства, так как традиционно внимание исследователей привлечено его мифологемами и аллегориями. Вопрос о религиозности Пуссена также до конца не разрешен исследователями. На выставке было представлено 99 работ, в том числе 63 картины, 34 рисунка и 2 эстампа. Одной из главных целей кураторов выставки было оспаривание традиционных неостоических интерпретаций его творчества. Работы мастера были распределены по семи разделам: «римский католицизм», «Святое семейство», «патроны-иезуиты и друзья-католики», «предпочтение христианского провидения языческому фатуму», «образы Моисея и Христа в творчестве Пуссена» и, в конце, пейзажи.

Параллельно с выставкой Пуссена в Лувре проходила еще одна: «Изготовление сакральных образов. Рим-Париж, 1580-1660». Она включала 85 картин, скульптур и рисунков и создавала контекстуальный фон для выставки Пуссена.

Картины

Аполлон и Дафна
Рождение Вакха
Отдых на пути в Египет
Смерть Сапфиры
Смерть Германики
Аркадские пастухи
Экстаз апостола Павла
Танкред и Эрминия
Пейзаж с Полифемом
Орфей и Эвридика
Никола Пуссен
Пейзаж с Пирамом и Фисбой
Живописная серия «Времена года»
Пейзаж с двумя нимфами
Похищение сабинянок
Вакханалия с лютнистками
Триумфальное шествие Нептуна
Пан и Сиринга
Триумфальное шествие Флоры
Пастухи Аркадии
Ринальдо и Армида
Вакханалия перед гермой Пана
Мидас и Вакх
Нарцисс и Эхо
Никола Пуссен
Кефал и Аврора
Христос и самарянка

Жена — Анн-Мари Дюге (брак с 1 сентября 1630). Венчался в церкви Сан-Лоренцо-ин-Лучина. Женившись, Пуссен остался жить в том же доме на улице Паолина, который занимал с середины 1620-х годов. Вместе с Пуссенами жил брат Анн-Мари Пуссен, Гаспар Дюге, будущий известный пейзажист, а с 1636 года и его младший брат Жан. Пуссен стал первым учителем Гаспара Дюге, который затем взял его фамилию. Несмотря на малое число свидетельств, можно сделать вывод, что брак Пуссена оказался удачным, хотя и бездетным.

Видео:«Музыка живописи: Никола Пуссен и Клод Лоррен». Рассказывает искусствовед Владимир ВостриковСкачать

«Музыка живописи: Никола Пуссен и Клод Лоррен». Рассказывает искусствовед Владимир Востриков

Никола Пуссен

Видео:Николай Пуссен. Великодушие СципионаСкачать

Николай Пуссен. Великодушие Сципиона

Биография

Великий нормандец, ярчайший французский художник XVII столетия, стоявший у истоков рождения и развития в мировой живописи стиля классицизм, Никола Пуссен стал маяком для поклонников искусства. Творческое наследие мастера сложно переоценить, ведь художник-классик оказал мощное влияние на дальнейшее развитие мировой живописи.

Видео:Классицизм за 15 минут. КроссКульт.Скачать

Классицизм за 15 минут. КроссКульт.

Детство и юность

Классик живописи родился на севере Франции, в нормандской коммуне Лез-Андели, в 1594 году. Родители позаботились, чтобы сын получил хорошее образование. Они отправили мальчика в Руан, в школу иезуитов. Там Никола познакомился со столичным живописцем Квентином Вареном, прибывшим из Парижа в сердце Нормандии, чтобы расписать церковь.

Gravure Nicolas Poussin Institut national de l’histoire de l’art J Pesne

Юный Пуссен, с детства тянувшийся к изобразительному искусству, был поражен мастерством художника и договорился об уроках.

В 18 лет творческая биография Николы Пуссена получила новый толчок: начинающий художник отправился в Париж, где продолжил совершенствоваться у мэтра живописи Жоржа Лаллемана и портретиста Фердинанда ван Элле. Но наибольшее влияние на молодого мастера произвели полотна, увиденные им в Лувре. Пуссен взялся копировать картины итальянцев эпохи Возрождения и так увлекся, что поехал в Рим.

Видео:СИМВОЛИКА КАРТИНЫ "ЦАРСТВО ФЛОРЫ" НИКОЛА ПУССЕНА. МИФЫ О РОЖДЕНИИ ЦВЕТОВ...Скачать

СИМВОЛИКА КАРТИНЫ "ЦАРСТВО ФЛОРЫ" НИКОЛА ПУССЕНА. МИФЫ О РОЖДЕНИИ ЦВЕТОВ...

Личная жизнь

О личной жизни гения известно не так много. Его женой стала Анн-Мари — дочь французского кондитера Шарля Дюге, обосновавшегося в Риме. Семейству Дюге Пуссен обязан выздоровлением: они поставили на ноги заболевшего 35-летнего художника, приютив его в своем доме.

Венчание состоялось в начале осени 1630 года в римской базилике Сан-Лоренцо-ин-Лучина.

В доме жены и тестя по улице Паолина Никола Пуссен остался жить. Он стал первым учителем брата жены Гаспара Дюге, впоследствии взявшего фамилию учителя Пуссен.

Детей в союзе с Анн-Мари не было, но, по сохранившимся свидетельствам, супруги жили в любви и взаимопонимании.

Как выглядел художник, можно судить по фото нескольких автопортретов. Один из них, датируемый 1630 годом, сделан красным мелом и хранится в Британском музее.

Видео:​ Французский художник Никола Пуссен.Скачать

​ Французский художник Никола Пуссен.

Творчество

В Риме Никола не только вдохновился работами гениев, но и получил желаемые знания, прожив здесь 20 лет. Следующий период творчества — после возвращения во Францию — короткий: в Париже живописец пробыл 2 года в статусе первого придворного. Но дворцовые интриги, устраиваемые коллегами и поддерживаемые Анной Австрийской, вынудили Пуссена в 1642-м вернуться в Рим, где ему покровительствовал кардинал Барбарини.

Особенностями творчества художника называют строгое подчинение его работ принципам рационализма, главенствующего в классическом направлении. Более всего Пуссена вдохновляли мифологические, библейские и исторические сюжеты.

Следуя канонам античной живописи и восхищаясь искусством Ренессанса, мастер избегал вычурности и лишних деталей: каждый предмет на его полотнах на своем месте и несет смысловую нагрузку. Пейзажи Пуссена излучают мягкое тепло и словно подернуты легкой дымкой, увидеть и запечатлеть которую можно лишь в Средиземноморье.

Никола Пуссен одним из первых использовал в работе локальный свет, поняв его художественную ценность. В дальнейшем приемы мэтра стали эталоном. Академия Франции позаимствовала их при составлении свода правил, характерных для академизма.

В скрижали мировой живописи великий нормандец вошел с произведениями «Смерть Германика», «Царство Флоры», «Чума в Азоте», «Парнас», «Святое семейство на лестнице». Для собора Святого Петра в Ватикане мастер написал полотно «Мучения святого Эразма», которое ценители творчества Пуссена считают лучшим в его наследии.

Для позднего периода характерны сюжеты из литературы и мифологии. Самые известные работы — «Пейзаж с двумя нимфами», «Отдых на пути в Египет» и «Четыре времени года».

В Лувре хранятся картины кисти Пуссена «Вознесение Богородицы», «Пейзаж с Диогеном», «Чудо св. Франциска Ксаверия» и другие, которыми может гордиться любая художественная галерея мира. Для работ мэтра характерны идеальная точность рисунка и выверенная композиция с четким разделением планов посредством цвета и формы.

Видео:Нужно знать. Никола ПуссенСкачать

Нужно знать. Никола Пуссен

Смерть

Живописец скончался осенью 1665-го в Риме, ставшем второй родиной. Никола на год пережил любимую жену. О постигшем 71-летнего Пуссена горе свидетельствует незавершенная картина «Аполлон и Дафна», датированная годом кончины супруги. После ее смерти он не прикоснулся к кисти.

Что стало причиной смерти нормандца, неизвестно. Могила мэтра расположена в той же римской базилике, где венчались Никола и Анн-Мари.

📽️ Видео

Искусство. Передача 53. На пути к идеалу: Никола ПуссенСкачать

Искусство. Передача 53. На пути к идеалу: Никола Пуссен

Классицизм во Франции: идеалы чистого разумаСкачать

Классицизм во Франции: идеалы чистого разума

Никола Пуссен. Ринальдо и Армида. На жестовом языкеСкачать

Никола Пуссен. Ринальдо и Армида. На жестовом языке

«Танец человеческой жизни»Скачать

«Танец человеческой жизни»

Искусственный отбор. Эфир от 18.10.2016 / Телеканал КультураСкачать

Искусственный отбор. Эфир от 18.10.2016 / Телеканал Культура

Свидерская М. И. - Пространственные искусства - 18. Творчество Никола ПуссенаСкачать

Свидерская М. И. - Пространственные искусства - 18. Творчество Никола Пуссена

Онлайн-выставка "Открытый музей". Рисунки Никола Пуссена на выставке "От Дюрера до Матисса"Скачать

Онлайн-выставка "Открытый музей". Рисунки Никола Пуссена на выставке "От Дюрера до Матисса"

Великие арт битвы XIX века. Романтическая битва | Музей Русского ИмпрессионизмаСкачать

Великие арт битвы XIX века. Романтическая битва | Музей Русского Импрессионизма

Никола Пуссен. Пейзаж с Полифемом. Рассказывает Ирина Быкова. Прямые эфиры Эрмитажа.Скачать

Никола Пуссен. Пейзаж с Полифемом. Рассказывает Ирина Быкова. Прямые эфиры Эрмитажа.

Тайные знаки Никола ПуссенаСкачать

Тайные знаки Никола Пуссена

Иткин Илья - Ударение на предлогСкачать

Иткин Илья - Ударение на предлог

Исполины после потопа - сыны Енаковы/АнакимСкачать

Исполины после потопа - сыны Енаковы/Анаким
Поделиться или сохранить к себе: