Нетавтологичными являются словосочетания это

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Словарь плеоназмов и тавтологий

Плеоназмы — сло­во­со­че­та­ния, содер­жа­щие излиш­ний в смыс­ло­вом отно­ше­нии компонент.

Тавтология — это тож­десло­вие, то есть выра­же­ние ска­зан­но­го ины­ми сло­ва­ми или повтор одно­ко­рен­ных слов.

Примеры тавтологии

  • ста­рый старик
  • про­лив­ной ливень
  • высо­кая высота
  • при­сни­лось во сне
  • спро­сить вопрос

Примеры плеоназма

  • отри­ца­тель­ный недостаток
  • воз­вра­щать­ся обратно
  • очень пре­крас­но
  • вос­по­ми­на­ния о былом
  • финаль­ные итоги

Составим сло­варь плео­назмов и тав­то­ло­гий, в кото­ром по алфа­ви­ту ука­жем соче­та­ния слов с наи­бо­лее типич­ны­ми рече­вы­ми ошибками.

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Тавтология и плеоназм что это – как вычислить и убрать

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Нетавтологичными являются словосочетания этоЧто это за зверь — тавтология…

Тавтология является речевым излишеством и относится к одному из видов плеоназма. Только плеоназм — это употребление «воды» в речи, то есть слов, не помогающих понять нам смысл и не несущих смысловой нагрузки. А тавтологией называют повторение однокоренных слов и слов, сходных по значению.

Например, возьмем словосочетание «подробные подробности». Подробности и так подразумевают подробность — прилагательное здесь лишнее. Если бы слова не были однокоренными, как в выражении «главная суть» — то это был бы плеоназм. Мы понимаем, что суть и так является главной — прилагательное снова ни к чему.

Тавтологичные выражения относятся к словам-паразитам , которые плохо ложатся на слух и засоряют речь. Тавтология встречается в речи у детей, так как малыши только начинают формировать мысли в слова и у чиновников, которые ради красного словца злоупотребляют повторами.

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Нетавтологичными являются словосочетания этоТавтология – примеры в русском языке

Если вы слышите следующие выражения — высокая высота, спросить вопрос, проливной ливень и болел болезнью — знайте, это тавтология в чистом виде или как называют — «масло масляное». Чтобы убрать повторы из этих выражений, достаточно изменить словосочетания на «задать вопрос», «проливной дождь» и «болел простудой». Смысл не поменялся, а читать стало приятнее.

Тавтология — показатель неграмотности, но допустима в ряде случаев:

  • при придании речи большей эмоциональности;
  • в афоризмах;
  • стихотворениях и фольклоре;
  • в каламбурах или шутках.

Некоторые тавтологичные выражения прижились настолько, что легли в основу поговорок и фразеологизмов — горе горькое, жизнь прожить, ходить ходуном, сидеть сиднем. Тавтологию можно использовать для усиления эффекта — крепко накрепко, яснее ясного, всякая всячина, но только в статьях для блога, в личных письмах и пр. Для информационного или экспертного теста такие обороты будут считаться водой. Подробнее здесь…

Мы часто слышим, как говорят «впервые дебютировать», «мемориальный памятник». Но упускаем из вида то, что «дебют», в переводе с французского, означает «первое выступление». А мемориал и есть памятник. Такое двойное подчеркивание увеличивает водность текста, он становится «невкусным».

Видео:Словосочетание. Типы словосочетаний. Именные, глагольные, наречные словосочетанияСкачать

Словосочетание. Типы словосочетаний. Именные, глагольные, наречные словосочетания

Проверка тавтологии – как устранить

Чтобы свести тавтологию в речи на нет — необходимо читать хорошую литературу и обладать нескудным лексиконом. Если богатого словарного запаса пока не имеется, пользуйтесь словарями синонимов — онлайн или приобретите томик. Нетавтологичными являются словосочетания это

В сети достаточно хороших сервисов , где можно убрать тавтологию онлайн. Принцип работы простой. В поле вставляете скопированный текст и программа проверит наличие и количество однокоренных слов в тексте. Не забывайте, что проверку делает робот, а никакая машина не сможет увидеть суть. Вот, например, как выглядят результаты проверки первых двух абзацев данной статьи. Машина рекомендует мне убрать все слова, которые выделены темно-оранжевым, но если я их уберу – что останется от текста?

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Упражнения и тестовые задания по речевой культуре

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Упражнения и тестовые задания по речевой культуре

Чеснокова Ольга Викторовна, учитель

русского языка и литературы МБОУ «СОШ№6»

г. Нижневартовска ХМАО-Югры

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЕ

1. Правильно поставлено ударение в словах:

2. Правильными является произношение слов:

3. Правильным является написание слов:

4. Соответствие имен существительных и рода:

5. Склоняются фамилии:

1. Василий Лановой

2. Эрнест Хемингуэй

4. Александр Лукашенко

5. Леонид Гайдай

6. Наталия Герцен

8. Алексей Крученых

6.Форма родительного падежа множественного числа является правильной у существительных:

7. Склоняются аббревиатуры:

8. Равноправными вариантами являются падежные формы:

1. договоры — договора

3. дверьми — дверями

4. директора — директоры

5. гардемаринов — гардемарин

6. клапаны — клапана

9. Правильным является написание наречий:

1. вывернуть на изнанку

2. серединка на половинку

3. вблизи города

4. нести подмышкой

6. не зависимо от обстоятельств

10. Числительные использованы правильно:

1. стоимость пальто от девятиста пятидесяти рублей

2. достаточно четырехсот шестидесяти восьми килограммов

3. обратиться к восьмисот девяносто двум зрителям

4. дом с четырьмя комнатами

5. дом находится в полутора километрах от станции

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЕ

1. Формы мужского и женского рода различаются по значению:

1. бакенбард — бакенбарда

2. гарнитур — гарнитура

3. перифраз — перифраза

4. нотабене — нотабена

7. малолеток — малолетка

2. Правильно построены словосочетания:

1. находиться в Гусь-Хрустальном

2. жить в Каменец-Подольске

3. виднеться за Москвой-рекой

4. укрыться плащом-палаткой

5. подготовиться к восьмому марту

6. гулять во Владимир-Волынском

7. отдыхать в Сочах

3. Правильным является написание частиц в предложениях:

1. Чем ты ни молодец?

2. Где только мы не бывали!

3. Нельзя не упомянуть о ваших заслугах.

4. Что не скажет, все в точку!

5. После происшествия он остался ни жив ни мертв.

6. Доехали уже чуть ли не под вечер.

4. Правильным является сочетание слов:

2. заслужить известность

3. придавать внимание

4. одержать победу

6. уморить червячка

7. пускать пыль в глаза

8. положить в долгий ящик

5. Правильно построены словосочетания:

1. согласно распоряжения

2. управляющий банка

3. иск против предприятия

4. соответственно положению

5. заведующий кафедрой

6. отдать предпочтение перед победителем

6.Стилистически окрашенными синонимами к глаголу смот¬реть являются:

7. Синонимами прилагательного высокомерный являются:

8. Соответствие слова и его антонима:

9. Правильными являются сочетания паронимов наложить и

положить со словами:

1. положить на себя руки

2. положить раненого

3. положить повязку

4. положить запрет

5. наложить позолоту

6. наложить гарнир на тарелку

10. Соотношение заимствованных слов и их русских соответствий:

5. официальное одобрение

6. официальное заявление

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЕ

1.Соответствие иноязычных слов и их толкований:

1.встреча, переговоры на высшем уровне — глав государств (правительств) двух или нескольких стран, встреча в верхах;

2.встреча официальных лиц с представителями средств массовой

информации, на которой кратко излагается позиция правительства, политической партии или общественной организации по определенным

вопросам или дается информация о ходе международных переговоров,

3.обсуждение какого-либо спорного вопроса на собрании, в печати,

4.массовое собрание для обсуждения политических, злободневных

5.съезд, совещание, преимущественно международного характера;

6.совещание, конференция по специальному научному вопросу.

2. Соответствие современных слов и архаизмов:

3.Фразеологическое выражение, обозначающее человека, на¬

деленного или завладевшего властью на короткое время.

4. Фразеологизмами, означающими «болтать, вести пустые разговоры», являются:

1. разводить бобы

2. разводить вавилоны

3. разводить канитель

4. разводить антимонии

5. разводить руками

6. разводить тары-бары

5. Соответствие заимствованного слова и языка, из которого

оно было заимствовано:

1. французский язык

2. немецкий язык

3. греческий язык

4. тюркский язык

5. английский язык

6. латинский язык

6. Тип склонения имен существительных:

3. III склонение

7. Имеют омонимы со значением «национальность женщины»

8. Обозначают названия музыкального произведения слова:

9.Числительные полтора, семеро, оба, полтораста, двести в

творительном падеже имеют формы ……………

10. Ударение на первый слог падет в словах:

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЕ

1. Прилагательное «кислый» употреблено в переносном зна¬чении в следующих сочетаниях:

1. кислое яблоко

2. кислая картошка

4. кислое настроение

5. кислое выражение лица

2. Антонимами являются пары слов:

1. веселье — горе

2. упрек — похвала

3. зной — прохладный

4. помнить — забвение

5. кошка — собака

3. Исконно русскими являются слова:

4. Правильная, форма имени существительного родительного

падежа мужского рода в следующих словах:

5. Имеют формы 1 и 2 лица глаголы:

6. Правильные формы существительных родительного падежа

7. Выделенные слова являются предлогами в предложениях:

1. Из темного леса навстречу ему идет вдохновенный кудесник.

2. Мы с трудом достали билеты на встречу с Булатом Окуджавой.

3. Неожиданно навстречу нам выбежала лохматая собака.

4. Мы торопились в школу на встречу с выпускниками.

5. Оба встали навстречу девушке.

8. Существительные, образующие прилагательные с помощью

9. Правильно образована форма множественного числа роди¬тельного падежа имен существительных:

10.Соответствие существительных и сочетающихся с ними при-лагательных:

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЕ

1. Нормативным является ударение в словах:

2. отходнАя (молитва)

2. Существительными мужского рода являются слова:

3. Существительными среднего рода являются слова:

4.Соответствие устаревших слов и основных признаков их

5. Синонимы к слову бурлить:

6. Антонимы к слову уступать .

7. Два нормативных варианта ударения имеют слова:

8. Склоняются следующие фамилии:

1. Александр Живаго

2. Владимир Станкевич

4. Чарльз Дарвин

6. Алексей Кузьменко

9. Слова, заимствованные из английского языка:

10. Имеют парный глагол совершенного вида:

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЕ

1. Форма множественного числа на -а/-я образуется у слов:

2. Правильными являются сочетания:

1. самоотверженный проступок

2. желательное присутствие

3. лиричная симфония

4. экономичная политика

5. тактический ход

6. длительная ночь

3. Соответствие фразеологизмов и их синонимов:

1. без сучка, без задоринки

2. считать ворон

3. из одного теста

4. как рак на горе свистнет

5. не на жизнь, а на смерть

1. два сапога пара

2. после дождичка в четверг

4. рассыпаться бисером

5. до последней капли крови

4. Правильно построены словосочетания с фразеологизмами:

1. поднять занавес над этой историей

2. красной нитью проходит мысль

3. пускать туман в глаза

4. пока суд да дело

5. результаты не замедлят себя ждать

5. Цитата «И какой же русский не любит быстрой езды» при¬

2. М. Ю. Лермонтову

5. И. С. Тургеневу

6. Ударение поставлено правильно в словах:

7. Правильным является написание слов:

8. Правильным является написание слов:

9. Правильным является написание следующих слов и слово¬

5. пол Атлантики

10. Правильно образованы формы множественного числа слов:

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЕ

1. Правильно образована форма родительного падежа множественного числа существительных:

2.Правильным является образование родительного падежа множественного числа выделенных слов в сочетаниях:

2. нагнать страху

3. танцевать до упада

3. Краткую форму образуют прилагательные:

4. Правильными являются следующие сочетания:

1. обоих братьев

2. по обеим сторонам

3. у обоих ворот

4. обеим подругам

5. Правильным является сочетание слов:

1. уделяется внимание

2. придается большое внимание

3. большую роль приобрели

4. важную роль стали играть

5. подвести результат

6. Правильно построены сочетания:

1. превосходство над кем-то

2. преимущество над чем-либо

3. уделить внимание к кому-либо

4. проявить внимание к кому-либо

5. оплатить за проезд

6. заплатить за проезд

7. Правильно употреблено местоимение третьего лица в сочетаниях:

1. наподобие него

4. по поводу нее

5. в отношении его

8. Нетавтологичными являются словосочетания:

2. очевидный факт

3. памятный сувенир

4. звучный голос

5. предварительный анонс

6. тактичное обращение

7. сервисное обслуживание

9. Правильно построены предложения:

1. Половина жильцов старого дома не получила новые квартиры.

2. Несколько человек кого-то отталкивало.

3. Половина собравшихся являются студентами.

4. Несколько человек остались на второй год.

5. Половина избирателей голосовали против.

10. Правильно построены предложения:

1. Большинство команд были не согласны с решением судей.

2. Большинство решили не ходить на концерт.

3. Большинство было настроено решительно.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЕ

1. Склоняются следующие фамилии:

1. Георгий Данелия

2. Алексей Голубь

3. Татьяна Вишня

4. Михаил Салтыков-Щедрин

5. Валентин Фоминых

2. На месте буквосочетания чн произносится [шн] в словах:

3. В метафорическом значении употреблены следующие под¬черкнутые иноязычные слова:

1. реанимация российской экономики

2. политический бомонд

3. объявление импичмента

4. рейтинг вранья

5. электорат президента

4. Правильно построены следующие предложения:

1. Создавая партию, вы имеете шанс нарушить эту тенденцию.

2. Придя домой, я вскрыл конверт.

3. Совещание состоялось с целью согласовать позиции сторон.

4. Увидев это жилище, у меня сложилось плохое впечатление.

5. Делалось это дурачась, мистификации ради.

5. Следующие фразеологизмы имеют значение «неопределенности состояния»:

1. между небом и землей

2. ни рыба ни мясо

3. через час по чайной ложке

4. как рыба об лед

5. ждать у моря погоды

6. Правильно поставлено ударение в словах:

7. Выделенные слова употреблены в прямом значении:

1. короткие волосы

2. сказать правду

3. верх совершенства

6. встретить Новый год

7. встретить знакомого

8. Имеют формы 1 лица единственного и множественного числа глаголы:

9. Формы множественного числа с окончанием -а(-я) образуются у существительных:

8. лес (множество деревьев, растущих на большом пространстве)

10. Пары слов отличаются по значению:

1. образы — образа

2. лагери — лагеря

3. листы — листья

4. камни — каменья

5. сыны — сыновья

6. редукторы — редуктора

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЕ

1. Просторечными являются фразеологизмы:

2. стереть с лица земли

3. золотая середина

4. хватит кондрашка

6. Ахиллесова пята

2. Ударение падает на первый слог в словах:

3. Употребляются как существительные мужского рода аббре¬виатуры:

4. Нормативная форма родительного падежа у существитель¬ных:

1. шесть пар чулков

4. отряд партизанов

5. Правильно поставлено ударение в словах:

6. Устаревшими являются слова:

7. Творительный падеж числительного «восемьсот шестьдесят

8. Синонимами к слову «быстрый» являются:

9. Соответствие автора и употребительной цитаты:

3. И. Ильф, Е. Петров

1. «Народ безмолвствует».

2. «В рождество все немного волхвы».

3. «Да, это вам не Рио-де Жанейро».

4. «Рукописи не горят».

5. «Над кем смеетесь — над собой смеетесь».

6. «Умом Россию не понять».

10. Значения одного слова представлены в словосочетаниях:

3. ключ к разгадке

4. скрипичный ключ

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЕ

1. Склоняются имена и фамилии:

1. Эльдар Рязанов

4. Альберто Моравиа

5. Маргарет Тэтчер

6. Мартирос Сарьян

2. Согласный перед е произносится твердо в словах:

3. Несклоняемыми являются следующие существительные:

4. Соответствие иноязычного заимствованного слова и его толкования:

1. глубокое уважение, почтительное отношение к кому-чему-л.

2. неравный брак

3. встреча официальных лиц с журналистами

4. неумеренная восторженная похвала

5. Ударение на последний слог падает в словах:

6. Текст рекламы «Машину можешь ты не мыть, но масло ты

купить обязан» построен на основе цитаты из художественного произведения .

7. Правильно поставлено ударение в словах:

8. При употреблении заимствованных слов возникли повторы

1. обмен имеющимся опытом

2. короткий брифинг

3. главный приоритет

4. будущие потомки

5. быть в эпицентре событий

6. ландшафт местности

7. незаконное растаскивание

9. Правильно построены предложения:

1. Певица была щедра для раздачи автографов.

2. Трогательный своей беспомощностью ребенок.

3. «Допытайтесь от него хотя бы части истины!»

4. Кандидат недобрал голосами для перехода во второй тур.

5. Нам бы хотелось отметить о преимуществах этого метода.

10. Газетный заголовок «Фигаро и сало — вещи совместимые»

является трансформацией цитаты из художественного про¬

11. Правильно поставлено ударение в форме множественного

УПРАЖНЕНИЯ ПО РУССКОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЕ

Найдите ошибки в высказываниях из средств массовой информации,

определите их причины и исправьте:

1. Она владеет несколькью европейскими языками.

2. Порядка пятиста миллионов рублей было выдано за последние два года.

3. В КВН женщин было всегда мало. В жюри их оказалось еще меньше — всего трое.

4. Не теряйте времени, денег и здоровья — лечитесь у профессоров.

5. Ждем еще двух правильных ответов.

6. Я хотела бы поздравить свою дочь с днем рождением.

7. Мы обо многом поговорили.

8. Такого оптимистического взгляда на жизнь я редко встречала в
своей практике.

9. Это был человек, которому трудно было ужиться ни в условиях
Соединенных Штатов, ни в условиях Кубы.

10. С новостями спорта вас познакомит мой коллега Мария Киселева.

11. Именно Газпрому принадлежат 51 % акций компании.

12. В Алжире в результате авиакатастрофы погибли 101 человек.

13. Оставаясь проживать в своей квартире, все деньги по договору
будут приходить вам точно в срок.

14. Йогурт — суть кисломолочный продукт.

15. Четырехклассники местной школы участвовали в фестивале.

16. Мы проводим обыска, следственные мероприятия.

17. Порадуемся вторым местом Ольги Зайцевой.

18. Спустя 132 года после своей смерти прах Дюма будет покоиться
в Пантеоне.

19. Чемпион подписал однолетнее соглашение с американским
клубом.

20. Мы только что вернулись из Архангелогородской области.

21. Когда у меня находится время, я делаю все, что может облегчить
жизнь моей жене. Например, пылесошу, могу что-нибудь прибить или
отремонтировать.

22. Вода в этой части залива чистая, а дикие пляжи не замусорены
отдыхающими.

23. В детских мылах используется мягкий ПАВ.

УПРАЖНЕНИЯ ПО РУССКОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЕ

Найдите ошибки в следующих высказываниях. Определите их причи-

1. С собственноручным автографом солиста Макса Кавалеры они
[призы] были разыграны через Интернет.

2. Сильнее всего я почувствовала себя настоящим патриотом своей
страны в большом зале Филармонии.

3. А вообще-то, если честно, я постоянно нахожусь в перманентном
состоянии депрессии

4. Те, кто хочет порвать с диктатурой. имеют все основания опасаться за свою безопасность.

5. В честь 300-летия Санкт-Петербурга фирма дарит подарки своим
покупателям плюс скидку 10%.

6. Помочь уставшим клеткам головного мозга помогает фосфор, со
держащийся в рыбных продуктах

7. К нам постепенно возвращается, и сейчас уже можно сказать, без
возвратно возвращается торжество веры.

8. Мы наблюдали некоторые странные аномалии.

9. Эти две растительные культуры прекрасно сосуществуют вместе
на одной грядке

10. Я привык к комфорту. По-моему, зарубежные иномарки — луч
шие.

11. У моей жены появилась навязчивая идея фикс, что я изменял ей,
изменяю и буду изменять без остановки.

УПРАЖНЕНИЯ ПО РУССКОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЕ

Что необходимо учитывать, чтобы исправить ошибки в следующих

1. Год был необычен в том, что мы впервые начали работать вместе с
муниципальными советами.

2. Уверены, что ваши советы помогут многим избавиться от недуга, а
кому-то обрести надежду выздоровления.

3. Согласно указа президента России Владимира Путина об учреждении стипендии имени Анатолия Собчака, 10 лучших российских студентов-юристов станут получать 700 рублей.

4. Как считают эксперты журнала «Нейчур», увеличение содержания
газов, вызывающих парниковый эффект, обусловлено с человеческой
деятельностью.

5. Вы уже в курсе о том, что из пяти команд в финал выйдут только три.

6. На мой взгляд, если хотя бы тридцать минут в день каждый будет уделять на приятную беседу со словарями, в мире не останется
невежд.

7. Согласно договора при поступлении в вуз абитуриенты будут сдавать только один экзамен.

8. А я не верю в эликсир от бессмертия.

9. Я не вижу оснований за то, чтобы этот законопроект не принимать.

10. Наше заседание является ярким свидетельством о том, что мы
достигли определенных результатов.

УПРАЖНЕНИЯ ПО РУССКОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЕ

Найдите случаи нарушения норм сочетаемости, объясните
их, исправьте ошибки:

1. Кстати, мы сами, любя детей, можем навести на них сглаз своим
излишним вниманием. Поэтому нельзя малого ребенка перед сном баловать, разыгрывать, любоваться им.

2. Иные возможные противопоказания должен предусмотреть врач,
ставящий процедуру.

3. Я думаю, что несколько интересных фигур на достаточно ключе
вые должности от «Яблока» будут уже при первой новой президентской
власти

4. Убийство птиц — тяжелая проблема сегодняшнего дня. Подсчитано, что только за один месяц было отстрелено около 1500 голов птиц.

5. Пусть Новый год исполнит ваши надежды на лучшее.

УПРАЖНЕНИЯ ПО РУССКОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЕ

Отметьте ошибки в построении следующих высказываний.
Исправьте их:

1. Обсуждая работу электората, еще раз было подчеркнуто, что мнение электората напрямую зависит от программы депутата.

2. Заглянув в словарь и прочитав значение этого слова, мне стало
интересно, одинаковы ли значения этого слова в других словарях.

3. Зайдя в библиотеку, меня заинтересовало значение такой науки,
как политология.

4. Взяв словарь, я отправилась в читальный зал, открыв его, мне от
крылся мир определений.

5. Пушкин на портрете Кипренского изображен, скрестив руки.

6. К счастью, эти проблемы успешно решаются специалистами стоматологического Центра «Крисмас», применяя специфические мероприятия по лечению и профилактике стоматологических заболеваний у людей, интенсивно работающих с компьютерными системами.

7. Приготовив это блюдо на скорую руку, Ваша цель удивить гостей
будет обязательно достигнута.

8. Отсмотрев актеров, иностранцам понравился Видов.

9. Нажимая на педаль пяткой, модель начинает тормозить.

Задание 1. Найдите фразеологизмы в письмах А. П. Чехова. Обратите внимание на их выразительные функции.

Когда его хватит кондрашка, я пришлю ему телеграмму. Они получат кукиш с маслом.

Часы, присланные Алексеем Павловичем, приказали долго жить.

Мысль, что впереди ещё целая зима, заставляет мурашек бегать по спине.

В Москве есть так называемый «литературный кружок»: таланты и посредственности всяких возрастов и мастей собираются раз в неделю и прогуливают здесь свои языки.

А главное уговориться заранее, чтобы не петь из разных опер.

Наверное, в спешке проскользнула какая-нибудь подлость, которую заметишь уже потом, когда не вырубишь топором.

Задание 2. Объясните различия в характере использования (прямое, переносное употребление) выделенных слов. Оцените целесообразность использования переносного значения данных слов.

Вывихнутый палец — вывихнутый рассудок.

Дремучий лес — дремучее невежество.

Купающийся в озере — купающийся в родительской любви.

Накипь на крышке — представитель уличной накипи.

Припадок у больного — припадок красноречия.

Высидеть цыплёнка — высидеть дельное предложение.

Задание 3. Установите, чем определяется различие в стилистической окраске каждого из синонимов.

Сообщать, возвещать, доводить до сведения, выкладывать; вкушать, есть , принимать пищу, кушать, уплетать; глаза, зеницы, очи, зенки, гляделки; уста, губы, губки; книга, книжица, книжонка; зачинатель, инициатор, зачинщик, запевала.

Задание 4. К следующим словам подберите антонимы и составьте с каждым из них предложение. Отметьте изобразительную функцию антонимов.

Счастье, подъём, безделье; здоровый, отдохнувший; работает, стареет, живёт, выздоравливает; любовь, дружба, доброта, уныние, ложь, нежность; чистый, тупой, грубый, полезный, умный, мягкий; шум, ветер, свет, ум, мрак, холод, богатство; брать, встать, купить, заснуть, побеждать.

Задание 5. Назовите пословицы, построенные по принципу антитезы.

Задание 1 . Укажите логические ошибки, исправьте предложения.

Синтаксис энциклопедических статей отличен от других типов научных статей.

Клюв лесного рябчика по своей окраске не отличается от обычного рябчика.

Размеры контрольной плоскости должны быть больше
подготавливаемой плоскости.

Потребности человека в природе с каждым днём продолжают расти.

Когда обнаружили, что вода служит источником различных инфекций, достаточно было разработать специальную систему очистки
водоснабжения.

Задание 2. Отметьте границы абзацев в отрывке из статьи А. Н. Толстого «На репетиции Седьмой симфонии Шостаковича».

Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебаний смертный бой с чёрными силами. Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятого на всех широтах и меридианах, потому что рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний. Симфония прозрачна в своей огромной сложности, она и сурова, и по-мужски лирична, и вся летит в будущее, раскрывающее за рубежом победы человека над зверем. . Скрипки рассказывают о безбурном счастьице, — в нём таится беда, оно ещё слепое и ограниченное, как у той птички, что «ходит весело по тропинке бедствий. ». В этом благополучии из тёмной глубины неразрешённых противоречий возникает тема войны — короткая, сухая, чёткая, похожая на стальной крючок. Оговариваемся, человек Седьмой симфонии — это некто типичный, обобщённый и некто — любимый автором. Национален в симфонии сам Шостакович, национальна его русская рассвирепевшая совесть, обрушившая седьмое небо симфонии на головы разрушителей. Тема войны возникает отдалённо и вначале похожа на какую-то простенькую и жутковатую пляску, на приплясывание учёных крыс под дудку крысолова. Как усиливающийся ветер, эта тема начинает колыхать оркестр, она овладевает им, вырастает, крепнет. Крысолов со своими железными крысами поднимается из-за холма.. .Это движется война. Она торжествует в литаврах и барабанах, воплем боли и отчаяния отвечают скрипки. И вам, стиснувшему пальцами дубовые перила, кажется: неужели, неужели всё уже смято и растерзано? В оркестре -смятение, хаос. Нет, человек сильнее стихии. Струнные инструменты начинают бороться. Гармония скрипок и человеческие голоса фаготов могущественнее грохота ослиной кожи, натянутой на барабаны. Отчаянным биением сердца вы помогаете торжеству гармонии. И скрипки гармонизируют хаос войны, заставляют замолкнуть её пещерный рёв.

Стилистика сложных предложений

Задание 1. Исправьте предложения, обратив особое внимание на характер логических и союзных связей.

Каждый тракторист был закреплён за определённым трактором, который следил за его состоянием.

В романе «Мать» Максим Горький правдиво и ярко рисует образ Пелагеи Нил овны, в котором отражён процесс пробуждения народных масс.

Пожелтевшие от времени грамоты говорят нам о том, как работали, учась в аэроклубе, сын выполнял наказ отца.

Анна Ивановна сказала Волкову, чтобы он передал сыну, чтобы тот пришёл вовремя.

Мне сообщили, что будто бы Сергей болен.

Горький пишет знаменитый цикл своих публицистических статей об Америке, где бичует быт, мораль, культуру «страны жёлтого дьявола».

Автоматические приборы мартена показывают максимальную
температуру, которая дозволена технологической инструкцией, которая
была составлена техническим бюро.

Кто нуждается в льготных путёвках для поездки в дом отдыха, ему следует обратиться за справками в местком.

Задание 2. Исправьте текст, обратив внимание на порядок слов в приведённых конструкциях.

Простота, даже скупость средств, вполне достаточна для изображения невзрачной маленькой фигурки в коричневой бекеше с пелеринкой, прислонившейся к стволу дерева.

Больше всего рыбы взял в этой путине сейнер, которым командовал Миронов, плавающий уже два сезона без капитального ремонта.

Публикуемые ниже письма извлечены нами из архива А. П. Чехова, находившегося сначала в ведении сестры писателя.

Заслуживает одобрения проделанная работа коллективом Дворца
культуры.

Большое воспитательное значение имеют устраиваемые туристическим бюро экскурсии в легендарную Брестскую крепость.

Немало времени уделили работники отдела сбору необходимых данных о прошедших изменениях за год в культурной и экономической структуре республики.

Достигнутые успехи в зимнем первенстве не дают нам права
успокаиваться.

Прочитанная лекция для слушателей имела большой успех.

Задание 1. Найдите речевые ошибки, укажите причины их возникновения (неверное отражение действительности, употребление слова не в соответствии с его значением или без учёта стилистической окрашенности), исправьте предложения.

Горный хребет, который виднелся из-под крыш, розовел в лучах
заходящего солнца.

Длинная бурая морда лося увешана тяжёлыми ветвистыми рогами.

В сборе макулатуры принимало участие порядка тридцати человек.

Дипломант с успехом защитил свой проект.

Кит в исключительных случаях обитает в морях.

На турнире высшей лиги вновь воцарилось двоевластие: лидируют «Динамо» и «Спартак».

На пространстве нескольких километров от посёлка дорога была очень плохая.

Задание 2 . В приведённых предложениях укажите слова ничего не прибавляющие к содержанию высказывания.

Павел с ненавистью на лице бросается на конвоира.

В прошлом году вступил в строй действующих предприятий
автомобильный завод.

Незадолго до своей смерти он написал завещание.

Как человек Павел формировался всю свою жизнь.

Распространённая ошибка у школьников — постановка лишнего знака препинания там, где он не нужен.

Это произведение построено по типу трилогии: в нём три части.

В общем и целом следует принять положительное решение.

Задание 3. Употребите данные сочетания в контексте. Следите за тем, чтобы не возникла двусмысленность.

Загнать лошадь, клин, шапку.

Прослушать выступление, курс лекций, сердце.

Просмотреть рукопись, журнал, ошибку.

Оставить дом, деньги, без сладкого, без внимания.

Обойти озеро, спортсмена на вираже.

Почитать Пушкина, роман, старших.

Отобрать книги, оружие.

Гражданский долг, кодекс, брак, костюм.

Премудрый ответ, человек, стиль изложения.

Задание 1 . Отметьте случаи неуместного использования образных средств. Исправьте текст там, где это возможно.

Клапан больного сердца мёртвой хваткой оцепили спайки.

Поэт не расплескал своих сил напрасно.

Над селом, растирая онемевшие суставы, опускались сумерки.

Эта книга не освещена прожектором мысли.

Здесь в скором времени запульсирует неугомонное сердце завода — вторая очередь ТЭЦ.

Русская научная мысль даже в далёкие времена не стояла в стороне от могучего тракта мировой науки.

Официальная часть сменилась хороводом веселья.

Задание 2. Замените иноязычные слова, употребление которых не оправдано.

Молодёжь колхоза на своём форуме наметила новые рубежи.

Механики нашей бригады работают без дефектов.

Каждый рабочий универсально знает свою профессию.

Челюскинцы ехали в открытых машинах, их борта и капоты были декорированы гирляндами живых цветов.

Мелкие ординарные строения по бульвару были перестроены.

Кафе должно функционировать по субботам.

Любые часы ценны только тогда, когда они фиксируют точное время.

Фигурист долго готовил произвольную композицию, заметно
корректировал свой стиль.

Задание 3. Объясните, почему неудачны метафоры и сравнения, которые приводит М. Горький в своих критических статьях и письмах начинающим писателям как пример плохой работы над стилем.

«Тысячью алых глаз фосфорится гора».

«Аспидно расцвёл шиповник».

«Голос звучал уверенно, как замаскированная пощёчина».

«После дневного пекла земля была горячая, как горшок, только что обожжённый в печи искусным гончаром. Но вот в небесной печи
догорели последние поленья. Небо стыло, и звенел обожжённый
глиняный горшок — земля».

«Почки на деревьях набухали, и нужно было ожидать с каждым днём, что вот-вот они лопнут, как мыльные пузыри, и покажут свою светло- зелёную ароматную листву».

Задание 1 . Отметьте случаи неуместного использования образных средств. Исправьте текст там, где это возможно.

Клапан больного сердца мёртвой хваткой оцепили спайки.

Поэт не расплескал своих сил напрасно.

Над селом, растирая онемевшие суставы, опускались сумерки.

Эта книга не освещена прожектором мысли.

Здесь в скором времени запульсирует неугомонное сердце завода — вторая очередь ТЭЦ.

Русская научная мысль даже в далёкие времена не стояла в стороне от могучего тракта мировой науки.

Официальная часть сменилась хороводом веселья.

Задание 2. Замените иноязычные слова, употребление которых не оправдано.

Молодёжь колхоза на своём форуме наметила новые рубежи.

Механики нашей бригады работают без дефектов.

Каждый рабочий универсально знает свою профессию.

Челюскинцы ехали в открытых машинах, их борта и капоты были декорированы гирляндами живых цветов.

Мелкие ординарные строения по бульвару были перестроены.

Кафе должно функционировать по субботам.

Любые часы ценны только тогда, когда они фиксируют точное время.

Фигурист долго готовил произвольную композицию, заметно
корректировал свой стиль.

Задание 3. Объясните, почему неудачны метафоры и сравнения, которые приводит М. Горький в своих критических статьях и письмах начинающим писателям как пример плохой работы над стилем.

«Тысячью алых глаз фосфорится гора».

«Аспидно расцвёл шиповник».

«Голос звучал уверенно, как замаскированная пощёчина».

«После дневного пекла земля была горячая, как горшок, только что обожжённый в печи искусным гончаром. Но вот в небесной печи
догорели последние поленья. Небо стыло, и звенел обожжённый
глиняный горшок — земля».

«Почки на деревьях набухали, и нужно было ожидать с каждым днём, что вот-вот они лопнут, как мыльные пузыри, и покажут свою светло- зелёную ароматную листву».

💥 Видео

Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Словосочетание - что это такоеСкачать

Словосочетание - что это такое

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое словоСкачать

Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое слово

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать

Словосочетание | Русский язык TutorOnline

Все способы словообразованияСкачать

Все способы словообразования

Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыкание

05. Русский язык 8 класс - Словосочетание Его строение и грамматическое значение.Скачать

05. Русский язык 8 класс - Словосочетание  Его строение и грамматическое значение.

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.

Словосочетание. Управление.Скачать

Словосочетание. Управление.

Словосочетания. Синтаксис и пунктуация | Русский язык ЦЭ и ЦТ | Задания Б части | | Решаем ЦЭ и ЦТСкачать

Словосочетания. Синтаксис и пунктуация | Русский язык ЦЭ и ЦТ | Задания Б части |  | Решаем ЦЭ и ЦТ
Поделиться или сохранить к себе: