- Урок по русскому языку в 8 классе на тему «Определение»
- Поиск ответа
- Виды связей в словосочетаниях
- Понятие словосочетания
- Основные виды словосочетаний
- Глагольные словосочетания
- Именные словосочетания
- Наречные словосочетания
- Примеры словосочетаний со связью согласования
- Примеры словосочетаний со связью управления
- Примеры словосочетаний со связью примыкания
- 🔍 Видео
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Урок по русскому языку в 8 классе на тему «Определение»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема : Определение. Согласованные и несогласованные определения.
Тип урока : Урок усвоения новых знаний.
Цель: овладение знаниями о согласованных и несогласованных определениях.
Познакомить с признаками разграничения согласованных и несогласованных определений.
Научить находить согласованные определения в тексте.
Научить различать несогласованные определения и сказуемое.
Научить заменять согласованные определения несогласованными и наоборот.
Развивать и совершенствовать умения использовать в речи согласованные и несогласованные определения.
Развивать и совершенствовать умения находить согласованные и несогласованные определения в художественном тексте.
Воспитывать бережное, внимательное отношение к родному языку.
Оборудование: Учебник для 8 класса, карточки с заданиями для групп, карточки для самостоятельной работы каждого ученика.
1. Организационный момент.
— Доброе утро, ребята! Я рада вновь видеть вас, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач.
Проверка домашнего задания
Выполнение теста. « Дополнение»
Тест по теме «Дополнение»
1. В каком из предложений нет прямого дополнения?
1) Я отправил сестре телеграмму с поздравлением.
2) Учёные доказали существование жизни в космосе.
3) Он не знал никаких радостей, кроме чтения книг.
4) И поныне славятся у нас на Севере замечательные русские умельцы.
2. В каком случае выделенное слово является дополнением?
1) Мы сели отдохнуть на скамейку у реки.
2) Машины шли медленно из-за снегопада .
3) Моему брату часто приходится ездить на такси.
4) Несмотря на нелетную погоду , самолеты продолжали совершать рейсы.
3. В каком случае выделенное слово не является дополнением?
1) Больной попросил сестру принести ему лекарства.
2) Тот же самый император Фердинанд пишет королю Густаву письма c просьбой заступиться за Ливонию.
3) Я был занят домашними делами целое утро.
4) Вспоминаю я эту осень очень часто.
4. В каком случае выделенное слово является прямым дополнением?
1) Голос матери доносится откуда-то издалека.
2) Журнал «Москва» только что опубликовал роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
3) Вчера на улице мы встретились с нашими новыми друзьями .
4) Я думаю, все люди верят в свое « светлое будущее » .
5. В каком случае выделенное слово является прямым дополнением?
1) Меня угощали топленым молоком и уговаривали остаться.
2) Телеграмма была адресована моему двоюродному брату .
3) Я не знаю другой такой страны , где бы так бережно обращались с книгой.
4) Он никогда не думал о потраченном напрасно времени — просто никогда не тратил время впустую.
Ответы: 1. — 4) 2. — 3) 3. — 2) 4. — 2) 5. — 3)
— Художники, писатели, поэты разных эпох воспевали в своих произведениях красоту родной природы, описывали времена года такими, какими они их видели. Давайте посмотрим на доску и постараемся увидеть эти картины глазами поэтов.
Под голубыми небесами
Блестя на солнце снег лежит,
Прозрачный лес один темнеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит (А.С.Пушкин «Зимнее утро»)
Посмотрите внимательно на текст и назовите слова , без которых мы не смогли бы увидеть зимнюю картину так, как ее показал поэт?
А вот еще отрывок из стихотворения об осени. Послушайте его:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
— Как вы думаете, а здесь без каких слов мы не смогли бы увидеть осенние картины так, как их показал поэт? (Имена прилагательные)
— Какими средствами художественной выразительности представлены эти слова ? (Эпитеты)
— Что такое эпитет? (Художественное определение)
-А каким членом предложения являются данные слова? (Определение)
Вывод: Вот мы и пришли к теме урока. Сегодня мы с вами будем говорить об определении как члене предложения. А сейчас давайте вспомним, что мы с вами знаем об определении.
3. Первичное усвоение новых знаний. Постановка цели и задач.
Сформулируйте цель нашего урока. ( овладение знаниями о согласованных и несогласованных определениях
Чтобы достичь цели, какие нужно выполнить задачи на уроке? (задачи прописаны на доске)
Познакомиться с признаками разграничения согласованных и несогласованных определений.
Научиться находить согласованные определения в тексте.
Научиться различать несогласованные определения и сказуемое.
Научиться заменять согласованные определения несогласованными и наоборот.
4.Первичная проверка понимания.
Ребята, давайте попробуем найти общий принцип разграничения согласованных и несогласованных определений. Для того, чтобы правильно выполнить следующее задание, нужно вспомнить виды связи слов в словосочетаниях.
Прочитайте словосочетания, определите вид подчинительной связи и распределите их в три столбика 1 ряд – согласование, 2 ряд- примыкание, 3 ряд – управление. (у доски)
Согласование – вид подчин.связи, при которой зависимое слово (прилаг., причастие, порядковое числительное, местоимение) стоит в той же форме, что и главное, т.е. имеет тот же падеж, число, а в ед.ч. – тот же род, что и главное слово (обычно существит.). Напр.: русский язык, русского языка, русскому языку, русским языком.
Управление – вид подч.связи, при которой главное слово требует от зависимого определенного падежа. Главное слово управляет зависимым ( отвечать урок, отвечающий урок, отвечая урок ). Наличие предлога между гл. и завис – это управление.
Примыкание – вид подч.связи, при которой неизменяемое слово примыкает к главному по смыслу. Зависимое слово может быть выражено наречием ( высоко прыгать ), глаголом в неопределенной форме ( уехали отдыхать ), деепричастием ( говорить не думая ), прилагательным в сравнительной степени ( порция побольше )
Работа на карточках.
Золотая береза, накидка из шелка, наша березка, желание полюбоваться, лист березы, любое деревце, ее наряд, береза напротив, последние листочки, опустевший сад.
Проверка по ключу
Согласование : золотая береза, наша березка, любое деревце, последние листочки, опустевший сад.
Управление : накидка из шелка, лист березы, ее наряд.
Примыкание: желание полюбоваться, береза напротив.
— А теперь найдите согласованные и несогласованные определения.
(Согласованные связаны с существительным способом согласования, а несогласованные – способом управления и примыкания)
— Какой вывод мы можем сделать?
— Давайте сформулируем алгоритм разграничения согласованных и несогласованных определений.
Что нужно сделать для того, чтобы определить вид определения?
1 . Определить вид подчинительной связи в словосочетании.
2. Между главным и зависимым словом связь согласование?
3. если да, то это согласованное определение
4. если нет, то это несогласованное определение.
Итак, справились мы с 1 задачей?
5.Первичная проверка понимания.
А) Работа с учебником – упражнение 154, стр.92 (работа у доски)
Ребята, как вы думаете, в текстах какого стиля чаще встречаются определения? (художественного)
Б) Переходим к выполнению 2 задачи. Работа в группах.
Он сидел в креслах на крыльце дома. На нём был кафтан. Шапка была надвинута на глаза. Лицо его показалось мне знакомо. Старшины окружали его.
— Отрывок из какого текста представлен вашему вниманию (А. С. Пушкин «Капитанская дочка»). Чего не хватает в этом отрывке? (определений).
— Вставьте где необходимо данные слова и прочитайте получившийся текст:
Комендантского, красивый, казацкий, обшитый галунами, высокая соболья, с золотыми кистями, его сверкающие, казацкие.
(Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо. Казацкие старшины окружали его).
Из данного текста выпишите согласованные и несогласованные определения
Как вы думаете, какую роль выполняют в тексте и в речи согласованные и несогласованные определения? (Делают текст и речь ярче, образнее, выразительнее).
Итак, выполнили мы следующую задачу?
Давайте отдохнем и проверим, как вы умеете отличать согласованные определения от несогласованных. Итак, согласованные определения – работают руки, несогласованные определения – работают ноги.
Кожаный пиджак (р) , иллюстрированный журнал (р) , книги из библиотеки (н), дорогой (р) друг, юбка в клетку (н), полосатый шарф (р) , желание хорошо учиться (н) , медлительная походка (р)
7. Выполнение упр. 156.
А сейчас обратимся к упр. 156 и поработаем в парах (1 вариант – первые две строчки, 2 вариант – вторые две строчки).
8. Первичное закрепление.
А теперь давайте поработаем самостоятельно. (Учитель раздает карточки с заданиями 1-го и 2-го вариантов).
Взаимопроверка (работа в парах)
1. Замените согласованные определения несогласованными
А) полосатые брюки
Б) золотой браслет
В) материнское сердце
Г) светловолосая девушка
2. Замените несогласованные определения согласованными
А) небо без облаков
Б) девушка из города
В) площадь у вокзала
Г) дежурство по ночам
1.А) брюки в полоску
Б) браслет из золота
В) сердце матери
Г) девушка со светлыми волосами
2. А) безоблачное небо
Б) городская девушка
В) привокзальная площадь
Г) ночное дежурство
Работают самостоятельно, самооценивание по критериям:
• 5-6 — «Нужно поработать»
• Менее «5» — изучи еще раз внимательно
Дом в тир этажа
Девушка с голубыми глазами
Взаимопроверка: Н С С Н С Н Н С С Н
10.Развитие речи. А теперь ребята, давайте вернёмся к началу урока и попробуем составить
небольшой текст-описание о зимнем лесе, используя согласованные и несогласованные определения (каждая группа составляет по 4 предложения)
11.Итог урока. Рефлексия.
Я знаю, какие определения называются согласованными и несогласованными.
Я знаю, как определить согласованные определения.
Я знаю, как определить несогласованные определения.
Я знаю, как отличить согласованное определение от составного именного сказуемого.
Самостоятельную работу я выполнил без ошибок.
Поднимите правую руку
В самостоятельной работе я допустил ошибки.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Поиск ответа
Всего найдено: 28
Вопрос № 252433 |
Здравствуйте!
Не могу сообразить, какой падеж использовать — родительный или винительный. Как правильнее: «Пожелать хорошей погоды» или «Пожелать хорошую погоду «?
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 249998 |
Какие лексические ошибки допущены в следующих предложениях:
1. Цена пребывания в этой больнице стоит около тысячи рублей в день.
2. Дуэт двух пианистов исполнил знакомые с детства мелодии.
3. В прохладную погоду надо одевать шапку.
4. Они начали работу на изрытом косогорами пустыре.
5. Ведутся восстановительные работы по реставрации Спасской церкви.
Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Попробуйте выполнить Ваше задание самостоятельно.
Вопрос № 244935 |
Подскажите пожалуйста, надо ли ставить запятую перед словами . несмотря на. Например: Я пошла гулять ? несмотря на дождливую погоду . Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 242056 |
Как правильно писать прилагательное «нелетная», возможно ли написание «не» отдельно?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: погода не летная – обещать нелетную погоду .
Вопрос № 237852 |
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, выделяется ли запятыми оборот со словом «несмотря»? Наприм.: «Но (,) несмотря на это (,) он продолжал выполнять задание»; «Несмотря на снег (,) погоду можно было назвать хорошей». Пожалуйста, ответьте, вопрос очень срочный!! Заранее благодарю.
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 226098 |
Как правильно сказать: 1. Говорить по-русски -или- говорить на русском языке? 2. Говорить о ( чем-то, напр.: о погоде) -или- говорить про (что-то, напр.: про погоду ) ? Спасибо за помощь. С уважением А.Д.
Ответ справочной службы русского языка
1. Возможны оба варианта. 2. Возможны оба варианта, однако вариант _говорить о_ общеупотребительный, а вариант _говорить про_ разговорный.
Вопрос № 222080 |
По своему обычаю, он носил кашне даже в жаркую погоду . Пунктуация верная?
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 216923 |
«В этот день, не смотря на любую погоду , нас наполняет чувство радости.» В этом случае «не смотря», слитно или раздельно. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 212699 |
ак правильно написать словосочетание — не смотря на погоду ?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: _несмотря на погоду _.
Вопрос № 208791 |
Такое громкое название дано не() случайно — В каких случаях «НЕ СЛУЧАЙНО» пишется слитно и раздельно, почему и с примерами, пожалуйста
Ответ справочной службы русского языка
В подобных примерах при разном понимании утверждения и отрицания возможны как слитное, так и раздельное написание. Критерий того и другого смысла (слитное написание подчеркивает утверждение) устанавливает автор текста. Примеры: _Сегодня на море неспокойно. Неприятно гулять в сырую погоду . Не сладко жить в одиночестве._
Вопрос № 205611 |
Нужно ли обособлять словосочетания с предлогами БЛАГОДАРЯ, НЕСМОТРЯ НА (благодаря твоей помощи, несмотря на не погоду ? Спасибо за ответ. Ивлева Ольга
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 205601 |
Скажите, какой предлог правильнее использовать — «про» или «о»: «про погоду » или «о погоде», «про любовь» или «о любви», «про Пушкина» или «о Пушкине»?
Ответ справочной службы русского языка
Общеупотребимый предлог — _о_. Предлог _про_ несёт разговорный характер.
Вопрос № 202531 |
Правильно ли поставлены запятые: «Седрик Нилат, с ледяным непроницаемым лицом иезуита, был облачён, несмотря на теплую погоду , в стёганый вамс защитного цвета, в неизменную парусиновую фуражку с бархатным шишаком, в чёрные гали с лайковыми леями, заправленные в чёрные фетровые бурки, отороченные блошиным мехом.» Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Виды связей в словосочетаниях
О чем эта статья:
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
у соседнего двора,
с веселой песней.
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
на седьмое небо,
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
в чистой столовой,
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
с чем-то веселым,
над чем-нибудь неясным,
с нашим знакомым,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Видео:Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
беседую с другом.
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
не должен никому,
Прилагательное + существительное:
румяный от мороза,
сладкий на вкус,
злой на соседей,
Существительное + существительное:
радость от встречи,
грудь в медалях.
Наречие + существительное:
впереди у моста.
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
шагая по тропинке,
Видео:Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
🔍 Видео
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. ВидеоурокСкачать
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Цельное словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ//КАК ЕГО УЗНАТЬ//ПРИЗНАКИ//КАК ДОКАЗАТЬСкачать
Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать
Словосочетание. Типы словосочетаний. Именные, глагольные, наречные словосочетанияСкачать
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ // ЗАДАНИЕ 4 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУСкачать