- Цельное словосочетание: примеры. Предложения с цельными словосочетаниями
- Словосочетание
- Виды связей в словосочетаниях
- Типы словосочетаний
- Цельные словосочетания
- Модели цельных словосочетаний
- Способ определения цельного словосочетания
- Какие сочетания слов не являются словосочетанием?
- Разбор простого и сложного словосочетания
- 🎦 Видео
Видео:Цельное словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Цельное словосочетание: примеры. Предложения с цельными словосочетаниями
В процессе мыслительной, а затем и речевой деятельности человека слова объединяются в словосочетания и предложения. В лингвистике существует целый раздел, который занимается изучением словосочетаний и предложений, а также их строения. Данный раздел называется синтаксисом, что в переводе с греческого означает «построение, сочетание, порядок». Изучая синтаксис, можно получить представления о том, что такое словосочетание и, в частности, что такое цельное словосочетание.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Словосочетание
Словосочетание является минимальной единицей синтаксиса и представляет собой сочетание двух и более знаменательных слов, связанных друг с другом на основе подчинительной связи (прекрасный вечер, дом у пруда, сложно объяснить и т. п.). В каждом словосочетании есть главное и зависимое слово. От главного слова всегда возможно задать вопрос к зависимому. Например, игрушка (какая?) детская, гулять (где?) в парке. В отличие от слова, словосочетание называет явление действительности более конкретно и точно (дом — уютный дом). От предложения словосочетание отличается тем, что не может выражать законченную мысль и, как следствие, не несет интонацию сообщения. Объединенные по смыслу словосочетания становятся материалом для построения предложения.
Слова в словосочетании устанавливают между собой семантическую и грамматическую связь. Грамматическая выражается окончанием (интересная книга) или окончанием с предлогом (плавать в бассейне). Существуют и словосочетания, в которых выражена только смысловая связь. В таких случаях зависимое слово неизменяемое. Это может быть наречие (читать вдумчиво), неопределенная форма глагола (стремление побеждать) или деепричастие (читать, не отрываясь).
Важно помнить, что не являются словосочетаниями следующие сочетания слов:
подлежащие со сказуемым (девочка пишет);
однородные члены, связанные соединительной связью (стол и стул; красивый, но злой);
сочетание знаменательного слова со служебным (около леса, будто во сне);
сложные формы слов (буду петь, менее увлекательный, самый красивый);
фразеологизмы (дождь как из ведра, работать засучив рукава).
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Виды связей в словосочетаниях
Виды подчинительной связи, с помощью которых соединяются слова в словосочетаниях, называются согласованием, управлением и примыканием. В первом случае зависимое слово принимает форму главного, т. е. согласуется с ним в роде, числе, падеже или лице (синяя юбка, синей юбки, синюю юбку). При управлении зависимое слово принимает определенную форму и не меняет ее при изменении формы главного слова (писать ручкой, пишу ручкой, писал ручкой). При примыкании зависимое слово является неизменяемым и соединяется с главным только семантически (юбка плиссе, смотреть строго, желание спрятаться).
Видео:Свободные и несвободные (цельные словосочетания)Скачать
Типы словосочетаний
По своей структуре словосочетания делятся на простые и сложные. Первые состоят из двух самостоятельных слов (вечерняя прогулка, страшно вспомнить). Сложные распространены дополнительными словами (отдыхал летом в лагере, посмотрел интересное кино).
В зависимости от части речи главного слова выделяют глагольные (лететь высоко, отправить письмо), именные (домик на дереве, письменный ответ) и наречные (близко к реке, высоко в небе).
По типу семантической связанности различают свободные и несвободные (цельные) словосочетания. В свободных словосочетаниях соединяются самостоятельные слова, каждое из которых имеет полноценное лексическое значение. Такие словосочетания можно легко разложить. Для цельных словосочетаний характерна неразложимость на компоненты.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Цельные словосочетания
Цельные словосочетания, примеры которых достаточно распространены, представляют собой сочетание слов, одно из которых (обычно главное) имеет ослабленное лексическое значение, а другое его дополняет. Таким образом, зависимое слово становится главным в смысловом отношении. Вследствие этого образуется тесная связь внутри такого словосочетания. Как члены предложения цельные словосочетания не делятся на отдельные, а являются одним членом предложения.
Примеры цельных словосочетаний: три кота, семеро козлят, каждый из присутствующих, стакан воды, отец с сыном.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Модели цельных словосочетаний
По характеру отношений компонентов различают несколько моделей цельных словосочетаний в русском языке.
Количественно-именные. Здесь главное слово несет в себе количественную характеристику, а зависимое — обозначение предмета и употребляется в родительном падеже (три танкиста, сто рублей, столько времени).
Словосочетание со значением избирательности. Здесь главным словом является местоимение или числительное, а зависимым — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом «из» (один из друзей, каждый из выступавших, некто из толпы).
Словосочетания с метафорическим значением. В этом случает главное слово употребляется в переносном значении и лишь указывает на схожесть предмета с чем-либо, а зависимое слово употреблено в прямом значении (зеркало пруда, копна волос).
Словосочетание со значением неопределенности. Главное слово выражено неопределенным местоимением, а зависимое — согласованным прилагательным или причастием (что-то приятное, кто-то танцующий).
Словосочетания со значением совместности. Главным словом является существительное или местоимение в именительном падеже, а зависимым — существительное в творительном падеже с предлогом «с». Здесь важно помнить, что такие словосочетания можно считать примером цельных словосочетаний только в том случае, когда они являются в предложении подлежащим, а сказуемое употреблено во множественном числе (мать с дочерью идут гулять, мы с братом играли в шахматы).
Контекстуально-цельные словосочетания. Такие словосочетания становятся цельными только в определенном контексте (парень с карими глазами, мужчина невысокого роста).
Словосочетания в составных сказуемых (начал беседовать, выглядел отдохнувшим, хотел приехать).
Модели цельных словосочетаний, примеры которых приведены выше, являются основными в классификации неделимых словосочетаний.
Видео:Цельное словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Способ определения цельного словосочетания
Предложения с цельными словосочетаниями встречаются постоянно, поэтому важно уметь разграничить словосочетания свободные и несвободные. Для этого необходимо преобразовать словосочетание со связью примыкание в словосочетание со связью согласование. Если при этом лексическое значение словосочетания не изменится, то его нужно считать свободным (табун лошадей — лошадиный табун, квартира родителей — родительская квартира). Если же смысл словосочетания при такой трансформации меняется, словосочетание можно считать цельным (кружка чая — чайная кружка). Нужно отметить, что некоторые словосочетания вообще не поддаются таким изменениям (килограмм огурцов, метр бархата).
Таким образом, знание о том, что такое цельное словосочетание, и определение характера отношений между словами в словосочетании становятся основой для верного анализа не только простого, но и сложного предложения.
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Какие сочетания слов не являются словосочетанием?
Словосочетание составляют слова, связанные подчинительной связью грамматически и по смыслу. Не все сочетания слов удовлетворяют этим требованиям и являются словосочетаниями.
Как правило, словосочетание состоит из главного и зависимого слова, которые связаны подчинительной связью по смыслу и грамматически. От главного слова к зависимому можно задать вопрос.
Не все сочетания слов являются словосочетаниями. Например, нельзя назвать словосочетанием подлежащее и сказуемое , так как они составляют грамматическую основу предложения и между ними существует равноправная связь:
Во-вторых, сочетания служебных слов (союзов, частиц, предлогов) со знаменательными не являются словосочетаниями, например:
- тоже нарисую, также присяду (союз и глагол);
- какой чудесный, словно шёлковый (частица и прилагательное);
- будто прислушивается (частица и глагол).
Нужно обратить особое внимание на сочетания существительных или местоимений (субстантивированных частей речи) с производными предлогами, которые легко спутать с другими частями речи, например:
Не являются словосочетаниями сложные и составные формы будущего времени и повелительного наклонения глагола, составные степени сравнения прилагательных и наречий, например:
- буду петь, будешь верить, пускай говорит, пусть напишет, давай построим, давайте подумаем;
- более красивый, менее сонный, наиболее сильный, наименее тонкий, самая внимательная, громче всех.
Ряды однородных членов предложения , соединенные сочинительной связью, также не назовём словосочетаниями:
Устойчивые словосочетания, или фразеологические обороты , не членятся на составляющие их слова. Они являются одним членом предложения. Фразеологизм обычно можно заменить словом-синонимом, например:
- не размыкать уст — молчать;
- повесить нос — расстроиться;
- кривить душой — обманывать;
- ни свет ни заря — рано.
Соответственно фразеологизм не является словосочетанием.
Видео:Русский язык: Цельные словосочетания/22.06.21Скачать
Разбор простого и сложного словосочетания
План синтаксического разбора словосочетания:
- Выделить словосочетание из предложения.
- Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.
- Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
- Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).
Вид связи можно определить по вопросу:
какой? чей? (кроме неизменяемых притяж. мест. его, ее, их) – согласование;
падежные вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? (в словосочетаниях могут встречаться различные предлоги, которые являются формальным признаком управления) – управление;
где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? — примыкание.
- Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).
Словосочетание — это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой подчинительной связью по смыслу и грамматически: читать книгу, теплый день.
Словосочетания называют предметы, действия, признаки и т.д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.
Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д., называется главным.
Слово, которое поясняет, распространяет главное, называется зависимым.
От главного слова к зависимому можно задать вопрос.
Главное слово при разборе словосочетания принято отмечать крестиком.
Не являются словосочетаниями следующие сочетания слов:
1. Сочетание подлежащего и сказуемого, так как это предложение: Магазин закрыт; День жаркий; Поезд прибывает.
2. Ряд однородных членов предложения, так как они связаны сочинительной связью (т.е. равноправны): книги, газеты, журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег.
3. Сочетание служебного слова со знаменательным, так как это словоформа: около дома (около — предлог), тоже пришёл (тоже — союз), словно во сне (словно — частица).
4. Составные формы слов: буду заниматься, более интересный, самый умный.
5. Фразеологические обороты, так как в них слова утрачивают своё лексическое значение, их можно заменить одним словом-синонимом: бить баклуши (= бездельничать), водить за нос (= обманывать).
Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически:
Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому:
Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончания или окончания и предлога:
— ×——————↓ ×———————↓
рабочее (какое?) место, рассказать (о чём?) о поездке.
Виды словосочетаний
А. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на три группы:
- Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено:
существительным : майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желание понять, езда верхом;
прилагательным : полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестный, способный простить;
числительным : три товарища, пятеро из нас;
местоимением : что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них.
- Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено
глаголом : выйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеяться, идти подпрыгивая;
причастием : сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громкоговорящий;
деепричастием : читая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться.
- Наречными называются словосочетания, в которых главное слово выражено
наречием: весьма удачно, по-прежнему интересно, налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе.
Б. По характеру смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения):
- Определительные словосочетания обозначают предмет и его признак:глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.
- Объектные словосочетания указывают на действие и предмет, на который оно переходит: подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книги.
- Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.
В. По количеству компонентов выделяются две группы словосочетаний:
- Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии.
- Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов и образуются в результате распространения слова целым словосочетанием или распространением словосочетания другим словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение распространено словосочетанием домашнее задание), новый ежемесячный журнал (словосочетание ежемесячный журнал распространено словом новый); читать книгу — читать интересную книгу — читать очень интересную книгу — долго читать очень интересную книгу.
Г. По степени спаянности компонентов:
- Синтаксически свободные словосочетания— результат свободного объединения двух самостоятельных слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением. В таких словосочетаниях главное слово является главным и грамматически, и по смыслу, а зависимое уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения. Свободные словосочетания легко разлагаются на составные части: контрольная работа, задачник по математике, работать круглосуточно.
- Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания— это соединение слов, в котором грамматически зависимое слово является главным по смыслу, а грамматически главное слово является недостаточным с точки зрения семантики (информации). Синтаксически несвободные словосочетания не разлагаются на составные части. В предложении синтаксически цельные словосочетания являются одним членом предложения: два дома, несколько студентов, мало времени.
Модели несвободных (цельных) словосочетаний:
- Количественно-именные словосочетания. В них главное слово обозначает количество (число, объём, размер), но не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг.
- Словосочетания со значением избирательности.
В них главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом «из»:один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят. - Словосочетания с метафорическим значением. Главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета:серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст (С. Есенин), листьев медь (С. Есенин), костёр рябины (С. Есенин).
- Словосочетания со значением неопределённости. Главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий.
- Словосочетания со значением совместности. Такие словосочетания называют равноправных участников совместного действия. Главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом «с»: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем. Словосочетания, построенные по такой модели, являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое стоит во множественном числе: мама с дочкой готовили обед; Николай с Денисом ходили в лес.Если подлежащее стоит в единственном числе, словосочетание является свободным:отец с сыном пошёл в зоопарк (подлежащее — отец, с сыном — дополнение).
- Контекстуально-цельные словосочетания. Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания:умный человек сумеет разобраться в этом;девушка с голубыми глазами, человек высокого роста.
- Словосочетания в составных сказуемых, включающие в себя вспомогательные глаголы, глаголы-связки или другие вспомогательные компоненты: Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки; Мы хотим вам помочь; Она выглядела усталой.
🎦 Видео
Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать
ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать
Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое словоСкачать
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Сбор подписей за выдвижение Надеждина. Орешкин*, Кынев. Утро с Роменским* и Баблоян / 23.01.24Скачать
Средства выразительности (7 задание) за 30 минут | Русский язык ОГЭ 2023 | УмскулСкачать
Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать
Конфискация у врагов, Сбор за Надеждина: регионы, Нежелательная антивоенность. Гуриев, КолесниковСкачать