- Виды связей в словосочетаниях
- Понятие словосочетания
- Основные виды словосочетаний
- Глагольные словосочетания
- Именные словосочетания
- Наречные словосочетания
- Примеры словосочетаний со связью согласования
- Примеры словосочетаний со связью управления
- Примеры словосочетаний со связью примыкания
- Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
- Таблица с примерами
- Согласование
- Примеры
- Управление
- Примеры
- Примыкание
- Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»
- ВИДЫ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ
- 🎦 Видео
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Виды связей в словосочетаниях
О чем эта статья:
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Видео:Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 классСкачать
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Видео:Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Видео:Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
у соседнего двора,
с веселой песней.
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
на седьмое небо,
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
в чистой столовой,
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
с чем-то веселым,
над чем-нибудь неясным,
с нашим знакомым,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Видео:Русский язык 8 класс (Урок№10 - Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор.)Скачать
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
беседую с другом.
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
не должен никому,
Прилагательное + существительное:
румяный от мороза,
сладкий на вкус,
злой на соседей,
Существительное + существительное:
радость от встречи,
грудь в медалях.
Наречие + существительное:
впереди у моста.
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
шагая по тропинке,
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
Видео:СЛОВОСОЧЕТАНИЕ || ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХСкачать
Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
В русском языке слова связаны в словосочетание согласованием, управлением и примыканием.
Между словами, чтобы они стали словосочетанием, должна существовать подчинительная связь или связь по смыслу. В зависимости от этого в русском синтаксисе различают три вида словосочетаний: со связью согласования, управления или примыкания.
Видео:Виды подчинительной связи (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Таблица с примерами
Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Согласование
При такой связи оба слова, и главное, и зависимое, полностью совпадают в роде, числе и падеже. Делаем вывод, что оба слова являются изменяемыми.
Обычно согласуются существительные с прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, с местоимениями-прилагательными, местоимения с существительными.
Примеры
- желтые листья
- пожелтевшие страницы,
- третий звонок
- моя сумка
- чистая столовая
- передовой рабочий
- загорелый отдыхающий
- диван-кровать.
Видео:Русский язык | Средства связи предложений в тексте. Часть 1Скачать
Управление
Примеры
- писать (что?) книгу;
- щелкать (чем?) зубами;
- три (чего?) гриба;
- улыбаться (чему?) солнцу.
В зависимости от того, какими частями речи выражены главное и зависимое слово, различаем виды словосочетаний со связью управления:
- глагол + существительное (заказать фотографу, посмотреть фильм, встретить маму);
- прилагательное + местоимение (никому не нужный);
- существительное + существительное (директор школы, покраска забора);
- наречие + существительное (грустно до слез);
- числительное + существительное (двое ребят, три медведя);
- деепричастие + существительное, местоимение (благодаря хозяйку, улыбаясь мне).
Видео:Связь слов в предложении #словоСкачать
Примыкание
В таком словосочетании главным является то, которое может принимать разные грамматические формы:
читать быстро — читаю быстро, читаешь быстро и т. д.
При примыкании главное слово не требует от зависимого определённых грамматических форм. В качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи и их формы:
Примеры
Между словами, связанными связью примыкания, невозможен падежный вопрос. Если главное слово, как и зависимое, является неизменяемым, то главным является то, которое в предложении может употребляться в роли самостоятельного члена предложения.
В сочетании «очень громко» слово «громко» является главным, потому что можно сказать:
При примыкании связь слов выражается порядком слов и интонационно.
Видео:Русский язык. Сложное предложение с разными видами связи (урок первый). ВидеоурокСкачать
Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»
Видео:Русский язык, 9-й класс, Способы связи слов в словосочетании. СогласованиеСкачать
ВИДЫ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ
« ВИДЫ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ»
( Синтаксис. Культура речи. План- конспект
урока в 11 классе.)
Подготовила и провела
учитель русского языка и
литературы МБОУ СОШ №13 города Костромы
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Типы связи
слов в словосочетании»
А) повторение и закрепление материала по теме «типы связи слов в словосочетании»;
Б) формирование умений правильно определять связь слов в словосочетании; преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи; правильно употреблять словосочетания, связанные способом управления и согласования;
В) познакомить учащихся с трудными случаями управления;
Г) развивать мыслительную деятельность учащихся путем использования в речи словосочетаний.
(Правильному написанию данных ниже слов поможет знакомство с их историей, изменениями, происшедшими с ними,- смысловыми, фонетическими, в морфемном составе.)
Непреклонный ( от корня КЛОН- ПО-КЛОН; восходит к «преклонить перед
Прекословить ( от СЛОВ-О; ПРЕКО восходит к «наперекор кому- либо»;
можно заменить синонимом ПЕРЕЧИТЬ);
Преследовать ( «настигать следом, гнаться по следу», «переходить от следа
Запись темы урока на доске и в тетрадях.
— Что такое словосочетание?
( Словосочетание- это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически: голубое небо, решать задачу, вовремя приехать.)
— Какие вы знаете два типа словосочетаний?
( Подчинительные, в которых есть главное и зависимое слово ( горячий песок, летний день), и сочинительные, в которых соединяются равноправные слова ( день и ночь, быстро и незаметно)
— Какие соединения слов не будут являться словосочетаниями?
* подлежащее и сказуемое ( Прилетают птицы.)
* сочетание самостоятельного слова и служебного ( пусть пишет, около
* фразеологизмы ( ни свет ни заря, сломя голову)
* составные словоформы ( менее приятный, будет петь)
— Какие три главных способа подчинительной связи вы знаете?
( Согласование, управление , примыкание).
— Какой способ мы будем называть согласованием?
( Согласование- такой способ подчинительной связи слов, когда зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа, падежа: темная ночь, темной ночи , темную ночь и т.п.)
— Обратите внимание на доску, где спроецированы словосочетания. Выделите в них главное и зависимое слово; определите, какой частью речи выражено зависимое слово.
Определите грамматическое значение словосочетаний
Главное слово: существительное.
Зависимое: прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное.
При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово.
Приведение к знаменателю
Примчаться к тебе
Призадуматься над задачей
Управление- такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога.
Главное слово: глагол и его формы ( причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное.
Зависимое слово: существительное, местоимение, числительное.
Обратите внимание, что в сочетании слов типа две рябины ( с неодушевленным существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним.
В сочетаниях типа две дочери ( с одушевленными существительными) управление наблюдается только в им.падеже, а в остальных падежах- согласование).
Примыкание- такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно.
Главное слово: глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное.
Зависимое слово: любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное).
Хочу вам напомнить, что притяжательные местоимения ЕГО,ЕЕ,ИХ не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием : его дом, ее тетрадь, их альбом. Их следует отличать от личных местоимений, которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: люблю его, спросил ее, взял их.
Прежде чем приступить к практической части урока, хотелось бы вам дать несколько практических советов по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний определенного типа:
Чтобы найти словосочетание с согласованием, надо выделить в предложении слово адъективной структуры ( отвечающее на вопрос КАКОЙ?), а затем найти слово, от которого оно зависит;
Поиск словосочетания с управлением- это поиск слова ( с предлогом или без), отвечающего на падежный вопрос ( кого? Чего? Кому? Чему? и т.д.), а затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного.
Найти словосочетание с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово, а затем установив слово, от которого оно зависит.
Помните, что компоненты словосочетания могут быть отделены друг от друга. В этом случае объединить слова в словосочетания помогает вопрос.
Подберите к существительным ЛЕКЦИЯ, РЕЧЬ, ОЦЕНКА прилагательные со значением «очень хороший» (Пример: блестящий, яркий, высокий). Составьте словосочетания, запишите, определите вид связи, их грамматическое значение.
На доске спроецировано предложение. Выпишите из него словосочетания со связью согласование, управление, примыкание.
В течение своей жизни Гоголь много путешествовал.
Как называется данный ряд слов: удивить, озадачить, поразить, потрясти, огорошить? Составьте и запишите с ними словосочетания. Определите вид словосочетаний, их грамматическое значение.
На доске спроецировано предложение.
Однако где бы он ни странствовал, в дороге он чувствовал себя несравненно лучше, чем сидя на одном месте.
Какое сочетание слов из предложения не является примером примыкания:
Где бы ни странствовал
Чувствовал себя лучше
А сейчас обратите внимание на доску.
Трудные случаи управления.
В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки:
Употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции : * установить о причинах аварии (правильно: установить причины); * не касаться к этим вопросам (правильно: не касаться этих вопросов); * оплатить за проезд (правильно: оплатить проезд);
Беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: * характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность);
Неправильный выбор предлога: * партнёр в игре в гольф (правильно: партнёр по игре в гольф).
Обратите внимание на следующие конструкции :
Предлоги согласно, благодаря, вопреки, подобно употребляются с существительными в дательном падеже: согласно приказу, благодаря помощи, вопреки предсказанию, подобно взрыву.
Предлоги в меру, в заключение, в виде, в течение, в продолжение, в силу, наподобие, посредством употребляются с существительными в родительном падеже: в меру сил, в заключение выступления, в виде цветка, в течение суток, в продолжение дня и т. д. .
Предлог по с существительным в предложном падеже может использоваться при обозначении действия, события, после которого что – либо совершается, происходит: по прибытии, по приезде, по окончании, по завершении. Ошибкой является использование в этом значении конструкция по + существительное в дательном падеже: * по завершению работы.
В предложении при двух и более управляющих словах может быть общее дополнение. В таких конструкциях управляющие слова должны требовать одинакового падежа и предлога от зависимого слова. Например: читать и конспектировать книгу; стирать и гладить бельё и т. п. .
Неправильны конструкции, в которых общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа и предлога: * плохая погода препятствует или затягивает уборку урожая (препятствует чему?; затягивает что?). Подобные предложения обычно редактируются добавлением ко второму управляющему слову местоимения в нужном падеже: плохая погода препятствует уборке урожая или затягивает её.
1) Определите тип связи слов в словосочетаниях.
Вековые традиции, участвовать в походе, чествовать ветеранов, наши современники, несколько карасей, идеалы молодежи, хорошо выучить, собираться уехать, истинный друг, чрезвычайно приятно, рано утром, точное время, верно рассчитать, второй из участников, третий слева, очень внимательный, жизненно необходимый, достойный уважения, теплая погода, крайне застенчивый.
2) Образуйте словосочетания. Определите способ связи.
Оплатить ( расходы), уплатить (проезд), добиться ( признание), рецензия (книга), отзыв (роман), удостоиться ( внимание), обсуждать (статья), отчет (работа), обидеться (подруга), достоин (уважение), удостоен (награда).
3)Образуйте с данными словами по три словосочетания так, чтобы были представлены все виды подчинительной связи:
Какие пары слов не являются словосочетаниями?
А. медведь заревел
Б. заревел неистово
В. Заревел и схватил
Г. схватил за комбинезон
А. появиться в отдалении
Б. внезапно остановиться
В. Пошел и остановился
Г. перед штормом
Найдите словосочетание по его грамматическому признаку- «действие и его признак».
Б. плавание брассом
А. спуститься с горы
В. Легко преодолеть
Г. ходить по лесу
Дайте правильные ответы. Зависимые слова при связи «согласование» могут быть выражены
Е. порядковыми числительными
Дайте правильные ответы. Зависимые слова при связи «управление» могут быть выражены
Г. местоимениями, сходными по форме с существительными
В каких словосочетаниях слова связаны управлением.
А. развевающегося флага
Б. ничем не интересоваться
Г. присутствовать на митинге
В каких словосочетаниях слова связаны примыканием.
А. серый от пыли
Б. очень грязный
В. Поворот налево
Г. возвратиться из похода.
Найдите ошибки в управлении.
А. скучаю по вас
Б. оплата за проезд
В. Благодаря своей воле
Г. опираться на фактах
А. директор магазина
Б. заведующий аптеки
В. Верящий в победу
Г. уверенность в победу.
Работа с текстом, спроецированным через компьютер на интер. доске.
(1)Где бы Гоголь ни странствовал, в дороге он чувствовал себя несравненно лучше, чем сидя на одном месте. (2) Он приспособился в дороге думать и работать, между тем одновременно и набираясь впечатлений, и отдыхая душой. (3) У него даже был план объехать все монастыри России, имея в виду, что они располагались, как правило, в красивейших местах. (4) Он собирал в душе своей как бы коллекцию истинно русских пейзажей.
Определите способ связи в словосочетании НА ОДНОМ МЕСТЕ (предложение 1).
Определите способ связи в словосочетании НАБИРАЯСЬ ВПЕЧАТЛЕНИЙ (предложение 2).
Какое сочетание слов из предложения 3 является словосочетанием? Напишите номер правильного ответа.
Располагались как правило.
Определите способ связи в словосочетании У НЕГО БЫЛ (предложение 3).
Из предложения 4 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Какое сочетание слов из предложения 4 не является словосочетанием? Напишите номер правильного ответа.
Как бы коллекцию
6.Подведение итогов урока.
Придумать и записать по 5 словосочетаний на каждый вид связи. С любыми тремя составить сложносочиненные предложения.
🎦 Видео
Словосочетание. Примыкание.Скачать
Виды синтаксической связи (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Русский язык 8 класс : Синтаксический разбор словосочетанийСкачать
Вводные слова, словосочетания и предложения (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать