Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Лингвистический экспресс — (проверка знаний учащихся в игровой форме, подготовка к ЕГЭ) (11 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Станция «Фонетика. Орфоэпия».
Правильно ли поставлено ударение в форме множественного числа в словах:
В каком слове первый слог ударный:
а) жалюзи; б) свекла; в) столяр; г) эксперт?
Отметьте слово с неверным ударением (ударный слог выделен):
В каком слове согласный перед буквой е произносится мягко:
а) антитеза; б) теннис; в) гротеск; г) тенор?
5. В каком слове согласный перед буквой е произносится твердо:
а) брюнет; б) терапевт; в) генезис; г) барельеф?
Укажите слово, в котором нормативными считаются оба варианта [чн], [шн]:
а) скучно; б) прачечная; в) булочная; г) Ильинична.
В каком ряду все слова состоят из 9 звуков:
а) взъерошить, настольная, сверхчутье; б) бельевая, сафьяновый, льстивость;
в) объемность, Приамурье, въездная; г) разъемный, льющийся, соловьиные?
В каком ряду только мягкие согласные:
а) безмятежность, утешение, комментарий; б) бюллетень, часики, десятилетие;
в) съешьте, по-щучьему, отличаешься; г) режьте, серебряный, прищемит?
9. В каком ряду во всех словах количество букв и звуков совпадает:
а) страстная, бьющаяся, подстричь; б) июльский, маячить, прелестное;
в) создаешь, поющие, местность; г) тростниковые, вскользь, разъярившийся?
В каком ряду во всех словах нет звука [з]:
а) заранее, разжиться, выезжать; б) безрадостный, изжарил, зеленеющий;
в) разместиться, землемер, близкий; г) езжу, брызжет, синтез?
Станция «Лексика и фразеология»
Какое из перечисленных слов имеет значение «лицемерие, ханжество»:
а) хвастовство; б) равнодушие; в) фарисейство; г) авантюризм?
Выберите слово, к которому нельзя подобрать омоним:
а) норка; б) река; в) спал; г) ласка.
В каком предложении вместо слова представить нужно употребить слово предоставить:
а) Этот дом представляет собой нечто похожее на замок; б) Актер умел представить пение соловья; в) Вам нужно срочно представить отчет о командировке; г) Я представил вам возможность самостоятельно решать эти вопросы?
Какое из данных слов не является синонимом слова фильм:
а) картина; б) лента; в) рама; г) кино?
В каком предложении слово буйный употреблено неуместно:
а) Гремели камнями, боролись две буйные горные речки; б) И он уже не в силах унять буйной ярости и гнева; в) В XIV веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры; г) Его буйное воображение приходилось сдерживать и направлять?
В каком ряду не все слова являются синонимами:
а) узы, оковы, путы; б) воображение, фантазия, вымысел;
в) усердие, одолжение, услуга; г) холм, пригорок, возвышенность?
В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами:
а) два сапога пара, одного поля ягоды, одним лыком шиты; б) душа уходит в пятки, душа в душу, душа нараспашку; в) выжимать соки, драть шкуру, тянуть жилы; г) прощупывать почву, закидывать удочки, пускать пробный шар?
Выберите из предложенного ряда пословицу:
а) остаться у разбитого корыта; б) мал золотник, да дорог; в) грызть гранит науки; г) водить за нос.
Сколько пар антонимов в данных пословицах – Страшен враг за горами, но страшнее за плечами. Много шума, да мало толку:
а) одна; б) две; в) три; г) антонимов нет.
10. В каком ряду сочетаний слов все прилагательные употреблены в переносном значении:
а) лисья хитрость, железная воля, каменный дом; б) холодный ум, медвежья берлога, глубокий анализ; в) золотое сердце, теплый прием, чистая посуда; дырявая память, туманный намек, сердечный человек?
Не соответствует литературной норме словосочетание:
а) пришла с базара; б) вернулся с Кавказа; в) приехал из Львова; г) поехать до бабушки.
Правильно построены словосочетания:
а) заведующий кафедрой; б) выйти с автобуса; в) памятник Пушкина; г) хранитель музея.
В каком ряду даны все словосочетания со связью примыкание:
а) вкратце изложить, работать молча, сомневаюсь в этом; б) откуда-то издалека, кофе по-турецки, яйцо вкрутую; в) говорить невпопад, два рубля любуясь собою; г) сжечь дотла, говорить вполголоса, в пустую комнату?
В каком предложении сказуемое составное именное:
а) Мне хотелось бы купить новую кассету; б) И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета; в) Все реже слышен голос незнакомки; г) Без труда не может быть чистой и радостной жизни?
Какое предложение не является безличным:
а) Мне выгоднее всего было остаться сегодня дома; б) Все темней и темней сад над землей; в) Она мечтой стремится к жизни волевой; г) От его слов Никите становится нестерпимо жутко?
В каком примере есть обращение:
а) Русский характер! Поди-ка опиши его! б) Зима! Из глубины твоих снегов встают, чернея, пни деревьев; в) Чудо! Оно совершается в каждом листке; г) Прощанье! Скорбное слово!?
Какое предложение не осложнено уточняющим членом:
а) Теперь же, после половодья, эта река была в саженей шесть; б) Вдруг впереди, под темными горами, мелькнул огонек; в) Несмотря на плохую погоду, лыжные соревнования состоялись; г) Внизу, в тени, шумел Дунай?
Какой из вариантов продолжения предложения нужно выбрать, чтобы получилось сложносочиненное предложение: С самого утра мы начали нервничать… а) так что настроение было испорчено на целый день; б) и обсуждать возможные трудности предстоящего дела; в) но погода не подвела нас и на этот раз; г) потому что каждый из нас чувствовал себя неуверенно?
В каком варианте правильно согласованы подлежащее и сказуемое:
а) После случившегося отец с ребенком решили переехать; б) Я с моими сыновьями еду раньше; в) Писатель со своей семьей провели лето на даче; г) Сотня ребят разбежались во все стороны?
В каком варианте правильно построено предложение:
а) До конца пути оставались пятнадцать километров; б) ряд студентов участвовали в олимпиаде; в) Плащ-палатка лежал в рюкзаке; г) Три подруги сидело на лавочке?
Станция «Культура речи»
В каком ряду нет ошибок в построении словосочетаний:
а) критиковать за ошибки, уделяет внимание на детали; б) обвинять за растрату, отдел кадрами; в) отметить достоинства, скучаю по вас; г) оплата за проезд, основываться на фактах?
В каком примере неверно указан вопрос к зависимому слову от глагола:
а) возмущаться (против чего?); б) руководить (кем? чем?); в) беспокоиться (за что? за кого?); г) содействовать (кому? чему?)?
В каких предложениях слово свой – лишнее:
а) Русская литература прошла длительный путь своего развития; б) Вдруг Софья теряет свое сознание; в) Во время летних каникул он мог целыми днями заниматься соей химией; г) Директор интерната свое главное внимание уделяет воспитательной работе; д) Каждая школа с учетом своей специфики определяет наиболее эффективную методику использования обучающих машин?
В каких предложениях допущении речевые ошибки:
а) Далее мы коснемся этого вопроса более подробно; б) На ярмарке был представлен широкий ассортимент сапогов, туфлей и ботинок; в) «Держи обоими руками!» — сказала подруга; г) Голоса по дороге про темную речку поют?
В каком варианте неправильно построено словосочетание:
а) принять меры; б) приостановить меры; в) приложить силы; г) заслужил известность; д) приобрел известность?
Правильно построены словосочетания в вариантах:
а) одеть пальто; б) одеть ребенка; в) предоставить возможность; г) представить слово докладчику.
Тавтологичными являются словосочетания (плеоназм):
а) свободная вакансия; б) новый файл; в) монументальный памятник; г) моя автобиография.
Правила лексической сочетаемости нарушены в предложениях:
а) Этот фильм оказал на нее неизгладимое впечатление; б) У меня складывается мысль, что вы неясно представляете себе ситуацию; в) Они сыграли большую роль в этой истории; г) В этом деле он играет первую скрипку; д) Наконец-то этот ребус распутан: задержаны трое бандитов.
Допущена ошибка в употреблении фразеологизмов:
а) поднять занавес над этой историей; б) красной нитью проходит мысль; в) пускать пыль в глаза; г) пока суд да дело; д) результаты не замедлят себя ждать.
В каких предложениях глаголы употреблены правильно:
а) Им двигает чувство сострадания; б) Ветер колыхает листву; в) Листья колышутся на ветру; г) Институт организовывает подготовительные курсы; д) Человеку свойственно ошибаться?
Как правильно написать про гостеприимную хозяйку:
а) подчивала явствами; б) подчевала яствами; в) потчевала яствами; г) потчивала явствами?
Какая буква русского алфавита на письме может быть необязательной:
а) ь; б) й; в) ы; г) ё?
В каком слове допущена ошибка при написании приставки:
а) призидент; б) прискверный; в) прислониться; г) приукрасить?
Как пишется слово [ переносица ] :
а) переносится; б) как слышится, так и пишется; в) в зависимости от части речи?
а) вследствие; б) в течение; в) на счет; г) всмятку.
Где требуется написание буквы «т»:
а) сверс..ник; б) ровес..ник; в) опас..ный; г) искус..ный?
Найдите слово с пропущенной гласной «ы»:
а) сверх..зысканный; б) без..дейный; в) дез..нфекция; г) меж..нститутский.
В какой из фраз требуется раздельное написание «не»:
а) (не)лепый случай; б) (не)веселое настроение; в) никому (не)известный актер; г) (не)постоянный характер писателя?
Где пропущен мягкий знак:
а) банщик; б) черешенки; в) удивляются; г) настеж?
Как можно взглянуть на человека:
а) изподтишка; б) исподтишка; в) из-подтишка; г) испоттишка?
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ — ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ВАРИАНТ 1
1. Какие утверждения являются верными? Выпишите соответствующие номера.
1) Предлог является самостоятельным членом предложения.
2) Союзы, как и предлоги, могут связывать слова в словосочетании.
3) Междометия часто используются в качестве формул речевого этикета.
4) Многие частицы, как и предлоги, произошли от слов других частей речи.
2. В каком предложении выделенное слово является предлогом? Выпишите это слово, вставив пропущенную букву и раскрыв скобки.
1) (В)ПРОДОЛЖЕНИ. книги мы узнали о судьбе ее главного героя.
2) (В)ТЕЧЕНИ. реки попало нефтяное пятно.
3) Мы пришли к директору поговорить (НА)СЧ. Т работы.
4) Готовясь к экзаменам, мы повторили способы решения задач (НА)ПОДОБИ. треугольников.
3. Выпишите цифры, на месте которых в предложении пишется буква И.
Куда бы н(1)забросила меня судьба, я н(2)когда н(3)забуду свою малую родину — н(4)большой городок в Средней России.
4. В какой строке все слова пишутся через дефис? Выпишите эти примеры, раскрыв скобки.
1) поглядите(ка), думал(ли), куда(то)
2) что(нибудь), как(будто), скажите(же)
3) создал(бы), что(либо), (да)здравствует
4) (кое)что, сразу(то) не понять, все(таки)
5. В каком предложении частица НЕ со словом пишется раздельно? Выпишите это слово, раскрыв скобки.
1) (НЕ)ВДАЛЕКЕ от дома начинался настоящий лес.
2) Ему (НЕ)ЗАЧЕМ было ехать в город.
3) (НЕ)БРОСКИЕ, но легко узнаваемые среднерусские пейзажи оживали на полотнах художника.
4) К сожалению, эта задача (НЕ)РЕШЕНА.
6. В каком предложении оба слова пишутся слитно? Выпишите эти слова, раскрывая скобки.
1) (В)ТЕЧЕНИЕ суток наша машина двигалась (В)ПЕРЕДИ колонны.
2) На лыжах (ПО)ЭТОМУ лесу они шли (В)ПЕРВЫЕ.
3) Имейте (В)ВИДУ, что деревья ТО(ЖЕ) стареют и падают.
4) (В)ВИДУ похолодания мы взяли с собой теплые куртки, ЧТО(БЫ) не замерзнуть.
7. Одно из следующих словосочетаний построено неправильно. Найдите его и выпишите, исправив ошибку.
крем для чистки обуви
приехать из Узбекистана
новости с районов
озабочен решением вопроса
8. Какое предложение построено неправильно? Выпишите его, исправив ошибку.
1) По приезде в Москву мы сразу пошли на Красную площадь.
2) Соревнования проходили не только по прыжкам в длину, но и в высоту.
3) Вопреки ожиданиям погода к вечеру не улучшилась.
4) Военные учения шли согласно регламенту.
9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Увы(1) Татьяна увядает(2) бледнеет(3) гаснет(4) и молчит. (А. Пушкин)
Прочитайте текст, выполните задания 10—16.
(1)Цель общения — взаимопонимание. (2)Но как же понимать друг друга людям, живущим в разных странах, если они говорят на разных языках? (3)Издавна люди мечтали о создании единого, общего для всех языка. (4)Еще во II веке нашей эры римский врач Гален предложил искусственный письменный язык, и с тех пор “копилка” человечества пополнилась более чем пятьюстами искусственными языками.
(5)В течение XX века огромной популярностью пользовался эсперанто — искусственный язык, созданный польским врачом-полиглотом Людвигом Заменгофом. (6)Название происходит от псевдонима, которым автор подписал свою первую книгу — учебник “Международный язык”. (7)Эсперанто означает “надеющийся”.
(8)Оказалось, что выучить эсперанто довольно легко, так как Заменгоф постарался сделать его простым и удобным. (9)В нем лишь 16 грамматических правил, около 40 суффиксов и предлогов, корни в основном из латинского языка. (10)Все существительные в эсперанто оканчиваются на О, все прилагательные — на А, наречия — на Е, а различаются окончаниями только глагольные формы.
(11) Сегодня во всем мире активно действуют общества эсперантистов, издается достаточно обширная как научная, так и художественная литература. (12)В 1987 году мировая общественность отметила столетие создания и использования этого языка.
10. Озаглавьте текст в соответствии с темой. Напишите заглавие на свободной строчке.
11. В переводе с греческого корень “поли” означает “много”. Опираясь на морфемный состав и контекст, определите и запишите значение слова ПОЛИГЛОТ (предложение 5).
12. Из предложений 1-3 выпишите наречие, образованное приставочно-суффиксальным способом.
13. Из предложений 4-5 выпишите производный предлог.
14. Во втором абзаце найдите предложение, части которого соединяются подчинительными союзами. Напишите номер этого предложения.
15. В первом абзаце найдите предложение, в котором запятыми выделяется причастный оборот. Напишите номер этого предложения.
16. Выполните только одно из предложенных ниже заданий.
A) Как вы понимаете высказывание современного ученого-лингвиста И.Г. Милославского: “Служебные слова, не употребляясь самостоятельно, остаются все же словами, то есть имеют не только форму, но и значение”? Отвечая на этот вопрос, составьте небольшое рассуждение (50—80 слов), подтверждая свои мысли примерами из прочитанного текста.
Б) Как вы понимаете смысл первого предложения: “Цель общения — взаимопонимание”? Напишите небольшое рассуждение (50—80 слов), подтверждая свои размышления примерами из прочитанного текста.
B) Напишите небольшое рассуждение (50—80 слов) на тему “Что значит найти общий язык?”. Свои мысли подтвердите примерами из текста (1 пример) и вашего жизненного опыта (1 пример).
ВАРИАНТ 2
1. Какие утверждения являются ошибочными? Выпишите соответствующие номера.
1) Предлоги вместе с окончаниями участвуют в образовании форм слова.
2) Частицы, как и союзы, могут передавать дополнительные смысловые оттенки.
3) Союзы, как и предлоги, всегда состоят из одного слова.
4) Междометия не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи.
2. В каком предложении выделенное слово является предлогом?
Выпишите это слово, вставив пропущенную букву и раскрыв скобки.
1) Прилагательное согласуется с существительным (В)РОД. числе и падеже.
2) Несколько раз (В)ТЕЧЕНИ. ночи гроза уходила и снова возвращалась.
3) (В)СЛЕДСТВИ. по делу об угоне автомобиля появились новые свидетели.
4) Деньги (НА)СЧ. Т фирмы были перечислены своевременно.
3. Выпишите цифры, на месте которых в предложении пишется буква Е.
Н(1) крика, н(2) шума пока н(3) было слышно в н(4)посредственной близости от нас.
4. В какой строке все слова пишутся через дефис? Выпишите эти примеры, раскрыв скобки.
1) все(таки), пришел(бы), кто(нибудь)
2) расскажи(ка), все(же) сделал, (да)здравствует
3) где(либо), сказал(таки), (кое)какой
4) вряд(ли)смогу, что(то), (как)будто
5. В каком предложении частица НЕ со словом пишется слитно? Выпишите это слово, раскрыв скобки.
1) До каникул оставалось (НЕ)БОЛЬШЕ недели.
2) Потерянные ключи до сих пор (НЕ)НАЙДЕНЫ.
3) Усадьба располагалась вовсе (НЕ)БЛИЗКО к городу.
4) (НЕ)ОБХОДИМО было сменить тему разговора.
6. В каком предложении оба слова пишутся раздельно? Выпишите эти слова, раскрыв скобки.
1) Я ТО(ЖЕ) прочитал эту книгу и скажу о ней ТО(ЖЕ) самое, что и ты.
2) ЧТО(БЫ) решить задачу (НА)ПОДОБИЕ треугольников, нужно вспомнить доказательство теоремы.
3) Вы имеете (В)ВИДУ дорогу (ПО)ЭТОМУ берегу озера?
4) (В)СЛЕДСТВИЕ затяжных дождей (В)МЕСТО ручья путь нам преградила целая речка.
7. Одно из следующих словосочетаний построено неправильно. Найдите его и выпишите, исправив ошибку.
предупредить об опасности
таблетки для кашля
заплатить за покупку
8. Какое предложение построено неправильно? Выпишите его, исправив ошибку.
1) В музее мы не только увидели много интересного, но и узнали много нового.
2) Уроки всегда проводятся согласно расписанию.
3) Можно ли одного и того же человека то называть другом, то приятелем?
4) По окончании матча соперники пожали друг другу руки.
9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Только(1) чур(2) со мной не дратъся(3) и давать мне высыпатъся(4) а не то я был таков! (П. Ершов)
Прочитайте текст, выполните задания 10—16.
(1)На современной карте мира наряду с несколькими тысячами естественных языков уже давно существуют значительные области распространения языков искусственных. (2)Это особые языки, сконструированные по определенному плану для определенных целей, например для общения с машиной при автоматической обработке информации или для международного общения. (3)Искусственные языки изучают новые лингвистические дисциплины — прикладная лингвистика и интерлингвистика.
(4)Прикладную лингвистику часто называют инженерной или компьютерной лингвистикой, так как она возникла в связи с развитием компьютерных технологий и занимается решением широкого круга задач, связанных с автоматической обработкой речевой информации. (5)Автоматизированный перевод на иностранные языки, автоматическое кодирование, автоматическая классификация документов, создание информационно-поисковых систем и лингво-процессоров (систем автоматического анализа и синтеза речи на естественном языке) — вот неполный перечень задач, которые сегодня успешно решает прикладная лингвистика.
(6)Прикладная лингвистика активно контактирует с целым рядом вовсе не лингвистических научных дисциплин. (7)Новые кибернетические идеи закладываются в основу инженерно-лингвистических моделей и “учат” роботов говорить. (8)Специалисты по вычислительной технике с помощью лингвистических знаний усовершенствуют и создают языки программирования, ищут удобные формы общения человека и машины. (9)Математики заимствуют из лингвистики идеи для создания новых математических концепций.
(По материалам сети Интернет)
10. Определите, на что указывает заглавие текста — на его тему или основную мысль. Напишите ответ на свободной строчке.
11. Известно, что “интер-” — первая часть слов со значением “интернациональный” (от латинской приставки “между”). Опираясь на морфемный состав и контекст, определите и запишите значение слова ИНТЕРЛИНГВИСТИКА (предложение 3).
12. Из предложения 5 выпишите существительное, образованное бессуффиксным способом.
13. Из предложений 1-2 выпишите производный предлог.
14. Во втором абзаце найдите предложение, части которого соединяются подчинительным союзом. Напишите номер этого предложения.
15. В первом абзаце найдите предложение, в котором запятыми выделяется причастный оборот. Напишите номер этого предложения.
16. Выполните только одно из предложенных ниже заданий.
A) Как вы понимаете высказывание современного ученого-лингвиста И.Г. Милославского: “Служебные слова, не употребляясь самостоятельно, остаются все же словами, то есть имеют не только форму, но и значение”? Отвечая на этот вопрос, составьте небольшое рассуждение (50—80 слов), подтверждая свои мысли примерами из прочитанного текста.
Б) Как вы понимаете смысл седьмого предложения 6: “Прикладная лингвистика активно контактирует с целым рядом вовсе не лингвистических научных дисциплин”? Напишите небольшое рассуждение (50—80 слов), подтверждая свои размышления примерами из прочитанного текста.
B) Напишите небольшое рассуждение (50—80 слов) на тему “Зачем людям искусственные языки?”. Свои мысли подтвердите примерами из текста (1 пример) и вашего жизненного опыта (1 пример).
ВАРИАНТ 3
1. Какие утверждения являются верными? Выпишите соответствующие номера.
1) Производные предлоги, как и союзы, могут образовываться от любой части речи.
2) Союзы соединяют однородные члены, части сложного предложения, а также предложения в тексте.
3) Некоторые частицы, как и союзы, служат для образования форм слова.
4) Междометия используются в разговорной речи для передачи различных чувств и эмоций.
2. В каком предложении выделенное слово не является предлогом? Выпишите это слово, вставив пропущенную букву и раскрыв скобки.
1) (В)ПРОДОЛЖЕНИ. месяца школьники работали над этим проектом.
2) (В)ТЕЧЕНИ. лета гроз почти совсем не было.
3) (В)СЛЕДСТИВИ. проливных дождей вода в реке поднялась до критической отметки.
4) Все было не так, как об этом рассказывали (В)ПОСЛЕДСТВИ.
3. Выпишите цифры, на месте которых в предложении пишется частица НИ.
Н(1) девушку эту н(2)где я больше н(3) видел, н(4) молодого человека.
4. В какой строке все слова пишутся через дефис? Выпишите эти примеры, раскрыв скобки.
1) придумай(ка), сходи(же), когда(нибудь)
2) все(ли) пришли, будто(бы), сказать(то)сказал
3) (кое)что, все(таки), какой(либо)
4) вряд(ли), (как)будто, об этом(же)
5. В каком предложении частица НЕ со словом пишется раздельно? Выпишите это слово, раскрыв скобки.
1) Мы перешли реку по (НЕБОЛЬШОМУ деревянному мостику.
2) Сибирская лиственница — дерево, имеющее (НЕ)МАЛО весьма ценных качеств.
3) В музее было достаточно много никем еще (НЕ)ИЗУЧЕННЫХ старинных рукописей.
4) (НЕ)СМОТРЯ на шторм, корабли вышли в море.
6. В каком предложении оба слова пишутся слитно? Выпишите эти слова, раскрывая скобки.
1) (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ месяца нельзя было ездить (ПО)ЭТОМУ мосту.
2) Я ВСЕ(ЖЕ) уверен, что нужно много тренироваться, ЧТО(БЫ) добиться успеха.
3) (ЗА)ТО пальто заплатили дороже, (ЗА)ТО оно и лучше.
4) (В)ВИДУ похолодания взяли с собой теплые куртки, ЧТО(БЫ) не замерзнуть.
7. Одно из следующих словосочетаний построено неправильно. Найдите его и выпишите, исправив ошибку.
поехать на Кавказ
думать обо всем сразу
описать о картине
8. Какое предложение построено неправильно? Выпишите его, исправив ошибку.
1) Защитник бросился наперерез игроку противника и перехватил мяч.
2) Вследствие ремонтных работ прибытие поезда задерживалось.
3) Птичьи голоса слышались как на опушке, так и в глубине леса.
4) Входить сюда можно только по предъявлению паспорта.
9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Ах(1) как здорово было бегать босиком под этим проливным дождем(2) расплескивая небо в лужах(3) и смеяться от переполняющей тебя(4) радости!
Прочитайте текст, выполните задания 10—16.
Математика и язык
(1)В языке все подчиняется строгим правилам, которые похожи на математические. (2)Например, отношения между звуками напоминают пропорции: в русском языке [б] относится к [п], как [д] к [т]. (3)По трем членам такой “пропорции” можно “вычислить” четвертый. (4)Это сходство объясняется тем, что математика тоже особого рода язык, предназначенный для описания количественных отношений и взаимного расположения предметов.
(5)Языки, описывающие отдельные стороны действительности, называют специализированными в отличие от универсальных, охватывающих многое, на которых можно говорить практически обо всем. (6)Специализированными языками являются, например, система дорожных знаков, язык химических формул, нотная запись музыки. (7)Но ближе всего к универсальным математический язык, потому что отношения, которые он выражает, встречаются повсюду — ив природе, и в человеческой жизни. (8)Притом это самые простые, но очень важные отношения: больше — меньше, ближе — дальше, внутри — вне — между.
(9)Многие математические выражения напоминают по своему строению предложения обычного языка. (10)Например, в таких выражениях, как 2
11. Опираясь на контекст, определите и запишите значение слова УНИВЕРСАЛЬНЫЙ (предложение 5).
12. Из предложений 9-11 выпишите термины, образованные путем перехода одной части речи в другую.
13. Из предложений 4-5 выпишите производный предлог.
14. Во втором абзаце найдите предложение, которое присоединяется к предыдущему сочинительным противительным союзом. Напишите номер этого предложения.
15. В первом абзаце найдите предложение, в котором запятой выделяется причастный оборот. Напишите номер этого предложения.
16. Выполните только одно из предложенных ниже заданий.
A) Как вы понимаете высказывание современного ученого-лингвиста И.Г. Милославского: “Служебные слова, не употребляясь самостоятельно, остаются все же словами, то есть имеют не только форму, но и значение”? Отвечая на этот вопрос, составьте небольшое рассуждение (50—80 слов), подтверждая свои мысли примерами из прочитанного текста.
Б) Как вы понимаете смысл первого предложения: “В языке все подчиняется строгим правилам, которые похожи на математические”? Напишите небольшое рассуждение (50—80 слов), подтверждая свои размышления примерами из прочитанного текста.
B) Напишите небольшое рассуждение (50—80 слов) на тему “Без грамматики не выучишь математики”. Свои мысли подтвердите примерами из текста (1 пример) и вашего жизненного опыта (1 пример).
ВАРИАНТ 4
1. Какое утверждение является ошибочным? Выпишите соответствующий номер.
1) Предлоги, как и союзы, не могут быть самостоятельными членами предложения.
2) Союзы делятся на сочинительные и подчинительные.
3) Междометия, как и предлоги, являются служебной частью речи.
4) Частицы могут служить для образования форм слова.
2. В каком предложении выделенное слово не является предлогом? Выпишите это слово, вставив пропущенную букву и раскрыв скобки.
1) Вы, пожалуйста, узнайте поподробнее (НА)СЧ. Т этой экскурсии.
2) Встреча с автором книги не состоялась (В)СЛЕДСТВИ. его болезни.
3) (В)ЗАКЛЮЧЕНИ. доклада были высказаны слова благодарности всем, кто помогал оратору.
4) (В)ТЕЧЕНИ. реки наметился излом.
3. Выпишите цифры, на месте которых в предложении пишется буква И.
Н(1)покоя, н(2)отдыха н(3)было, да и н(4)хотелось отрываться от работы.
4. В какой строке все слова пишутся через дефис? Выпишите эти примеры, раскрыв скобки.
1) куда(то), известно(ли), все(же) сказал
2) вставай(ка), какой(нибудь), все(таки)
3) (кое)у кого, как(будто), что(ли)
4) (как)раз пришел, когда(либо), это(же)самое
5. В каком предложении частица НЕ со словом пишется слитно? Выпишите это слово, раскрыв скобки.
1) Многого (НЕ)ПОНИМАЯ, Петя все же прислушивался к разговору взрослых.
2) Потерянное попусту время восполнить (НЕ)ВОЗМОЖНО.
3) Нам дворцов заманчивые своды (НЕ)ЗАМЕНЯТ никогда свободы.
4) Поздней осенью в лесу бывает (НЕ)УЮТНО, а пусто и уныло.
6. В каком предложении оба слова пишутся раздельно? Выпишите эти слова, раскрывая скобки.
1) ЧТО(БЫ) такое сделать, ЧТО(БЫ) решение нашлось быстрее?
2) Лес спит молча, неподвижно, (КАК)БУДТО всматривается КУДА(ТО) своими верхушками.
3) (В)ТЕЧЕНИЕ недели из своего окна он видел все одно и ТО(ЖЕ).
4) ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.
7. Одно из следующих словосочетаний построено неправильно. Найдите его и выпишите, исправив ошибку.
указывать на недостатки
рассказать о кинофильме
вернуться с Урала
оплатить за билет
8. Какое предложение построено неправильно? Выпишите его, исправив ошибку.
1) Благодаря хорошей подготовке все успешно сдали экзамен.
2) Поезда приходят на станцию согласно расписания.
3) По окончании каникул школьники снова приступили к занятиям.
4) Чем дальше мы пробирались в глубь леса, тем сумрачнее становилось вокруг.
9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Эх(1) если бы ты знала(2) Василиса(З) всю историю этого человека(4) с самого начала его жизни.
Прочитайте текст. Выполните задания 10—16.
(1)В начале 60-х годов XX века человечество оптимистично, не скрывая надежды, смотрело на возможность скорого контакта с внеземными цивилизациями. (2)На каком языке общаться с инопланетянами? (3)Голландский математик Ганс Фрейденталь создал такой язык. (4)Свою книгу он назвал “Линкос”, что значит “лингвистика космоса”. (5)В ней он изложил основы построения языка для космической связи, опираясь на идею об общности законов мира, в котором живут и земляне, и разумные существа с других планет.
(6)Общение с братьями по разуму Фрейденталь предлагает начать с передачи первых знаков линкоса — в различном порядке и очень много раз. (7)Изложение основ математики начинается с передачи знака-образа точки — короткая вспышка света или радиосигнал типа “бип”. (8)Вслед за тремя такими “точками” вводится понятие “больше”, передаваемое или долгой вспышкой, или длительным радиосигналом, затем следуют две “точки” и т.д.
(9)С помощью линкоса Фрейденталь описывает особенности человеческого общения, объясняет оценочные понятия “хорошо” и “плохо”, разъясняет правила вежливости, преимущества коллектива людей перед отдельным человеком, излагает основные биологические и физические законы. (10)Линкос — первая попытка создания космического языка, который помог бы землянам обмениваться информацией с разумными существами других миров.
(По материалам “Энциклопедического словаря юного филолога”)
10. Озаглавьте текст в соответствии с его темой. Напишите заглавие на свободной строчке.
11. Опираясь на контекст, определите и запишите значение слова ОПТИМИСТИЧНО (предложение 1).
12. Укажите способ образования слова ЛИНКОС (предложение 4).
13. Из предложений 6-8 выпишите производный предлог.
14. Во втором абзаце найдите предложение, в котором однородные члены соединяются повторяющимся разделительным сочинительным союзом. Напишите номер этого предложения.
15. В первом абзаце найдите предложения, в котором запятыми выделяется деепричастный оборот. Напишите номера этих предложений.
16. Выполните только одно из предложенных ниже заданий.
A) Как вы понимаете высказывание современного ученого-лингвиста И.Г. Милославского: “Служебные слова, не употребляясь самостоятельно, остаются все же словами, то есть имеют не только форму, но и значение”? Отвечая на этот вопрос, составьте небольшое рассуждение (50—80 слов), подтверждая свои мысли примерами из прочитанного текста.
Б) Как вы понимаете смысл пятого предложения: “В ней [в книге] он изложил основы построения языка для космической связи, опираясь на идею об общности законов мира, в котором живут и земляне, и разумные существа с других планет”? Напишите небольшое рассуждение (50—80 слов), подтверждая свои размышления примерами из прочитанного текста.
B) Напишите небольшое рассуждение (50—80 слов) на тему “Нужен ли землянам космический язык?”. Свои мысли подтвердите примерами из текста (1 пример) и вашего жизненного опыта (1 пример).
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
📺 Видео
Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)Скачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. ВидеоурокСкачать
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Согласование, управление, примыканиеСкачать
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать
Русский язык 2 класс. «Понятие о словосочетании»Скачать
ЕГЭ по русскому языку 2021. Задание 7 (теория).Скачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать
Русский язык 6 класс (Урок№7 - Словосочетание. Простое предложение.)Скачать
Cловосочетание | Русский язык 4 класс #7 | ИнфоурокСкачать
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
8 задание ЕГЭ // Ошибки в употреблении существительного с предлогом // ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК 2022Скачать
Русский язык 3 класс (Урок№12 - Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание.)Скачать
05. Русский язык 8 класс - Словосочетание Его строение и грамматическое значение.Скачать