Необычные словосочетания балаганы пни и колья карусельный пересвист

Видео:А.С. Пушкин - Гонимы вешними лучами | Стихи о веснеСкачать

А.С. Пушкин - Гонимы вешними лучами | Стихи о весне

Выпиши из фрагментов стихотворений С. Есенина «необычные» словосочетания. Записывай их в той форме, что и в стихотворении, порядок слов не меняй.
Пример:
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
гулкая рань, розовый конь

Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребёнком
Запрягался в наши сани. —

Балаганы, пни и колья,
Карусельный пересвист.
От вихлистого приволья
Гнутся травы, мнётся лист. —

Видео:Стихотворение С.А. Есенин "Бабушкины сказки" (Стихи Русских Поэтов) Аудио Стихи Слушать ОнлайнСкачать

Стихотворение С.А. Есенин "Бабушкины сказки" (Стихи Русских Поэтов) Аудио Стихи Слушать Онлайн

Выпиши из фрагментов стихотворений С. Есенина необычные словосочетания. Записывай их в

Выпиши из фрагментов стихотворений С. Есенина необыкновенные словосочетания. Записывай их в той форме, что и в стихотворении, порядок слов не меняй.
Пример:
Будто я весенней звонкой ранью
Проскакал на розовом жеребце.
звонкая рань, розовый жеребец

Ах, и сам я в почаще гулкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребёнком
Запрягался в наши сани.

Балаганы, пни и колья,
Карусельный пересвист.
От вихлистого приволья
Гнутся травки, мнётся лист.

Видео:Характеристика Ноздрева в поэме «Мёртвые души» Н. ГоголяСкачать

Характеристика Ноздрева в поэме «Мёртвые души» Н. Гоголя

От чего отказался Есенин-4

ОТ ЧЕГО ОТКАЗАЛСЯ ЕСЕНИН

Есенинские непонятицы можно свести к трём направлениям, трём стилистическим классам. Одни из них — злоупотребление местными, рязанскими простонародными словами. Другие — излишество образов в стихотворении. И третьи — неточность, неестественность, неясный смыл этих образов.

По излишеству диалектизмов Сергей Есенин побил рекорд в юношеской повести «Яр». Вот лишь несколько фраз из этого «шедевра». «… под обротями тропыхались вихири, и лошади, кинув жвачку, напрянули уши», «Филипп свернул на бурелом и, минуя коряжник, притулился в яме…», «В коряжнике хряснули сучья, и в мути месяца закружились распыленные перья», «Околь бурыги, посыпаясь белою пылью, валялся черно-рыжий пестун», «Под захрястыми валенками зажевал снег». Буду рад, если кто-то из читателей переведёт это на традиционный литературный язык.

Припомнились ранние повести Гоголя. В них он тоже не скупился на диалектизмы. Но его щедрость всё-таки знала меру, и она воспринималась как особый колорит, как безупречное украшение, которое красоты произведений не портила, а только её подчёркивало. «Горы горшков, закутанных в сено, медленно двигались, кажется, скучая своим заключением и темнотою; местами только какая-нибудь расписанная ярко миска или макитра хвастливо выказывалась из высоко взгромождённого на возу плетня и привлекала умилённые взгляды поклонников роскоши.» («Сорочинская ярмарка»)

Тут несколько слов из украинского языка. Но многие уже обрусели, а незнакомое — «макитра» (горшок для перетирания мака) — помещено в «горы» кухонных сосудов, и уже только по этому догадываешься, о чём говорит автор. У Есенина чаще всего не так. Слово, как бельмо в глазу, напрочь скрывает смысл, и читаешь фразу, словно замысловатый кроссворд. Невольно думаешь: то ли сейчас бросить чтение, то ли чуть позднее, но бросить-то непременно надо — не стоит тратить время на то, что не приносит удовлетворения.

Нечто подобное происходит, когда начинаешь перечитывать юношеские стихи поэта — за исключением тех, которые написаны в классической манере и в которых образы уместны и понятны. Пока мы рассмотрим первый класс «есенинских непонятиц», который сводится к злоупотреблениям местными простонародными словами. А начнём с живописной зарисовки праздничного спас-клепиковского базара, сочинённой под явным влиянием «Сорочинской ярмарки» (1915 год). Была бы она безупречным стихотворением, если бы… Впрочем, не будем забегать вперед батьки в пекло, как говорят истые украинцы.

* * *
На плетнях висят баранки,
Хлебной брагой льёт теплынь.
Солнца струганые дранки
Загораживают синь.

Балаганы, пни и колья,
Карусельный пересвист.
От вихлистого приволья
Гнутся травы, мнётся лист.

Дробь копыт и хрип торговок,
Пьяный пах медовых сот.
Берегись, коли не ловок:
Вихорь пылью разметёт.

За лещужною сурьмою —
Бабий крик, как поутру.
Не твоя ли шаль с каймою
Зеленеет на ветру?

Ой, удал и многосказен
Лад веселый на пыжну.
Запевай, как Стенька Разин
Утопил свою княжну.

Ты ли, Русь, тропой-дорогой
Разметала ал наряд?
Не суди молитвой строгой
Напоённый сердцем взгляд.

Анализ трёх видов ошибок я не случайно начал именно с этого стихотворения. Мне хочется показать серьёзному читателю, насколько гениальный Божественный дар настойчиво и верно вёл Сергея Есенина сквозь величайшие соблазны революционной эпохи к единственной Истине — Полноте выражения значимой темы, Ясности, Яркости, Простоте повествования и, стало быть, Красоте Небесной, Первозданной.

Уже в двадцать лет он мог сказать так, как многим классикам не удавалось: «Хлебной брагой льёт теплынь», «Не твоя ли шаль с каймою Зеленеет на ветру?», «Запевай, как Стенька Разин Утопил свою княжну», «Ты ли, Русь, тропой-дорогой
Разметала ал наряд? Не суди молитвой строгой Напоённый сердцем взгляд».

Чистой классикой русской литературы этому стихотворению помешали стать лишь вот эти незадачливые огрехи: «вихлистого», «пах медовых сот», «за лещужною сурьмою», «лад веселый на пыжну». А вот этому опусу, юношеской поэме «Песнь о Евпатии Коловрате», совсем не повезло. Процитирую только первые строфы и перечислю слова рязанского говора, загадочно и туманно промельнувшие в других четверостишиях:

За поемама Улыбыша
Кружат облачные вентери.
Закурилася ковыльница
Подкопытною танагою.

Ой, не зымь лузга-заманница
Запоршила переточины, —
Подымались злы татаровья
На Зарайскую сторонушку.

Не ждала Рязань, не чуяла
А и той разбойной допоти.
Под фатой варяжьей засынькой
Коротала ночку тёмну…

И так — тридцать пять четверостиший: «Не совиный ух защурился», «захолонулася», «щебетнули», «позарься в кутомарине», «зубы вытерпла», «с перепужины», «сугорами», «пасшины», «полониками», «на выпячи», «титники», «пображни», «настремить» и так далее — ещё десятка три наберётся.

Крепко поизучал Есенин народную словесность в молодые годы. Она рассыпана по многим стихам и поэмам его раннего творчества. Перечитайте произведения до 1920 года. Впрочем, и позднее диалектные слова попадутся вам, но уже так резать слух не станут — классический, пушкинский литературный язык скрасит их, не вызовет отрицания. Когда всё в меру — какие могут быть претензии?

Но исследование ведёт нас дальше. Вот другая разновидность ранних есенинских злоупотреблений — излишество образов в произведениях.

О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жуёт пахучий мякиш тишины.

Осенний холод ласково и кротко
Крадётся мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.

Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зеленая из розовой печи.
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.

Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щерблёный лист и золото травы.
Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы.

Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрёма,
Дорога белая узорит скользкий ров.
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров. (1916 год)

Здесь почти в каждой строчке метафоричный, сложный образ, а то и два-три. Я их насчитал в пяти четверостишиях ровно двадцать шесть. Не хило, как бы сказал современный толерантный критик. Но мы, сторонники поэзии классической, пушкинской, возразим ему старинной русской поговоркой: жадность не доводит до добра (есть и другая, погрубее, но к Есенину применять её не хочется; даже за все свои промахи он грубостей не заслуживает).

🎬 Видео

Татьяна Доронина читает стихи Сергея Есенина. Стихов любимейшие строки (1975)Скачать

Татьяна Доронина читает стихи Сергея Есенина. Стихов любимейшие строки (1975)

С.А. Есенин - Пороша | Еду Тихо Слышны звоны | Стихи слушатьСкачать

С.А. Есенин - Пороша | Еду Тихо Слышны звоны | Стихи слушать

Александр Блок. Рожденные в года глухие...Скачать

Александр Блок. Рожденные в года глухие...

Сергей Есенин🔴Черёмуха🔴Литературное чтение 3 классСкачать

Сергей Есенин🔴Черёмуха🔴Литературное чтение 3 класс

С.А. Есенин " Пороша " | Учи стихи легко | Караоке | Аудио Стихи Слушать ОнлайнСкачать

С.А. Есенин " Пороша " | Учи стихи легко | Караоке | Аудио Стихи Слушать Онлайн

Редкие кадры Сергея Есенина💥Красавчик, правда? #есенин #история #серебряныйвек #сергейесенинСкачать

Редкие кадры Сергея Есенина💥Красавчик, правда? #есенин #история #серебряныйвек #сергейесенин

«Отговорила роща золотая» С. Есенин. Анализ стихотворенияСкачать

«Отговорила роща золотая» С. Есенин. Анализ стихотворения

Сергей Есенин. Монолог Хлопуши. Очищенная запись голоса.Скачать

Сергей Есенин. Монолог Хлопуши. Очищенная запись голоса.

Молчалины блаженствуют на свете в комедии «Горе от ума» А. ГрибоедоваСкачать

Молчалины блаженствуют на свете в комедии «Горе от ума» А. Грибоедова

В.Асмолов Есенинская грусть.Скачать

В.Асмолов Есенинская грусть.

Сергей Есенин - читает Александр Злищев (2014)Скачать

Сергей Есенин - читает Александр Злищев (2014)

Константин Бальмонт. «Благовещенье в Москве». Читает Анатолий Белый. Проект «Живая поэзия»Скачать

Константин Бальмонт. «Благовещенье в Москве». Читает Анатолий Белый. Проект «Живая поэзия»

Заболоцкий. «Прохожий». Из курса «Русская литература XX века. Сезон 2»Скачать

Заболоцкий. «Прохожий». Из курса «Русская литература XX века. Сезон 2»

Литературное чтение 3 класс (Урок№15 - А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» Часть 1.)Скачать

Литературное чтение 3 класс (Урок№15 - А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» Часть 1.)

Андрей Вознесенский - В человеческом организме...Скачать

Андрей Вознесенский - В человеческом организме...

Антон Павлович Чехов. Архиерей. аудиокнига.Скачать

Антон Павлович Чехов.  Архиерей.  аудиокнига.
Поделиться или сохранить к себе: