Неделимые словосочетания 8 класс

Содержание
  1. Неделимые словосочетания – это что такое?
  2. Определение понятия
  3. Количественно-именные словосочетания
  4. Точное число одушевленных и неодушевленных предметов
  5. Неопределенное число одушевленных и неодушевленных предметов
  6. Меры величины
  7. Определенная емкость с содержимым
  8. Определенное количество предметов
  9. Количественные существительные
  10. Неопределенно-избирательные словосочетания
  11. Обобщенно-избирательные словосочетания
  12. Неопределенно-признаковые
  13. Словосочетания со значением совместного действия
  14. Словосочетания с конкретизирующим главным словом
  15. Словосочетания с составным сказуемым
  16. Метафорические словосочетания
  17. Фразеологические словосочетания
  18. Словосочетания с определенными словами
  19. Словосочетания с тавтологичным словом
  20. Пространственные, или временные словосочетания
  21. Синонимичные и неделимые словосочетания
  22. Неделимые словосочетания в роли подлежащего и сказуемого
  23. Неделимые словосочетания
  24. Описание презентации по отдельным слайдам:
  25. Обучение русскому языку в 8 классе (стр. 3 )

Видео:Цельное словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Цельное словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)

Неделимые словосочетания – это что такое?

Неделимые словосочетания 8 класс

Синтаксис русского языка – один из самых сложных разделов грамматики, так как в нем изучается не только построение предложений, но и такие вещи, как синтаксически свободные и несвободные, или неделимые словосочетания. На них важно остановиться подробнее. Какова характеристика таких несвободных словосочетаний и почему их нельзя разделить? Об этом расскажет подробнее данная статья.

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Определение понятия

Синтаксически неделимые словосочетания в предложении – это такие конструкции, которые нельзя разъединить без потери смысла. От синтаксически свободных они отличаются тем, что являются отдельным членом предложения, в то время как в других словосочетаниях каждое слово из цепочки становится членом законченного речевого высказывания и отвечает на конкретный вопрос.

Например, в предложении «На столе лежало два яблока» можно найти целых 2 словосочетания. Первое является свободным – «На столе лежало». Главное по смыслу слово здесь «лежало», выраженное глаголом, а зависимое – «на столе», выраженное существительным.

Неделимые словосочетания 8 класс

От главного слова задается вопрос к зависимому «где?» или «на чем?» и получается, что главное слово управляет зависимым. «На столе» может быть только в предложном падеже и единственном числе. Такой тип связи и называется управлением. В самом предложении «лежало» является сказуемым, также выраженным глаголом, а «на столе» – обстоятельством места, выраженным существительным.

С другой стороны, в предложении остается словосочетание «два яблока». Казалось бы, его можно разделить, удалить любое слово без потери смысла, ведь это сочетание числительного и существительного.

Но что получится в итоге? «На столе лежало два…», или «На столе лежало яблока…»? В данном случае «два яблока» в предложении является подлежащим, выраженным синтаксически неделимым словосочетанием. Главное слово здесь – количественное числительное «два», от которого можно задать следующий вопрос: «два чего?» – «яблока». Зависимым словом является «яблока», выраженное именем существительным.

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Количественно-именные словосочетания

Абсолютно все цельные неделимые словосочетания делятся на группы по значению, а также функции их главных или зависимых слов. К первой группе можно отнести словосочетания, где главное слово обозначает либо количество предметов, либо меру или объем. В этих словосочетаниях главным словом, которое несет в себе грамматическое значение всей конструкции, является числительное.

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Точное число одушевленных и неодушевленных предметов

В подобных словосочетаниях используется тандем количественного числительного и любого существительного, обладающего формой числа. То есть его можно посчитать.

  1. У Ивана есть две тетради.
  2. По дороге проехало четыре грузовика.
  3. В гостиной расположилось шестеро мужчин.
  4. На столе стояло одиннадцать тарелок.
  5. В этом доме насчитывается более ста квартир.
  6. На полке осталось четыре пары колгот.
  7. Трое друзей отправились в поход.

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Неопределенное число одушевленных и неодушевленных предметов

  1. На вечеринке было несколько знакомых.
  2. Большинство студентов дневного отделения преодолели первую сессию.
  3. Часть книг, заказанная на прошлой неделе, еще не приехала.
  4. Летом в Геленджике много туристов.
  5. На дороге сегодня было мало машин.
  6. Марусе было задано столько задач!

Неделимые словосочетания 8 класс

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Меры величины

  1. Мама принесла три килограмма мандаринов.
  2. В магазине мне отрезали пять метров сатина.
  3. Моей машине не хватает буквально трех литров бензина.
  4. Четыре дециметра составляют сорок сантиметров.
  5. Данный холодильник имеет вес около двадцати пяти килограммов.

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Определенная емкость с содержимым

Здесь примеры следующие:

  1. Маша купила в магазине бутылку молока.
  2. В шкафу лежит коробка конфет.
  3. У Сергея в кармане хранится пачка сигарет.
  4. У меня в холодильнике есть мешок картошки.
  5. На полке стоит банка кофе.
  6. Егор принес вазу фруктов.

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Определенное количество предметов

  1. В мастерской лежала куча стружек.
  2. В музее школьники увидели груду камней.
  3. Анне подарили целую охапку васильков.
  4. Сан Саныч принес домой вязанку дров.
  5. Мама порезала в суп пучок укропа.
  6. Антон обнаружил на рабочем столе кипу бумаг.

Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Количественные существительные

Отдельно стоит упомянуть и о количественных существительных – тех субстантивированных частях речи, которые когда-то были числительными.

  1. У меня в сумке лежит десяток яиц.
  2. Сотни лет жар Солнца не угасает.
  3. Половина яблока осталась после десерта.

Видео:Русский язык| Подлежащее и способы его выраженияСкачать

Русский язык| Подлежащее и способы его выражения

Неопределенно-избирательные словосочетания

Все избирательные словосочетания отличаются главным компонентом. Первая модель – словосочетания с, казалось бы, неопределенным количеством одушевленных и неодушевленных предметов. Главным словом здесь является местоимение, и берутся не все разряды, так как от выбора зависит смысловое значение.

Неделимые словосочетания 8 класс

  1. Возьми с собой что-то из вещей.
  2. Кто-то из студентов будет явно не допущен до государственного экзамена.
  3. Кто-то из ребят слышал крики.

Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Обобщенно-избирательные словосочетания

Следующая группа, не называя никого и ничего конкретного, все же выбирает и обобщает свой выбор. Главным словом здесь становится либо числительное, либо неопределенное, отрицательное или притяжательное местоимение.

Если выбирается вопросительное местоимение, то весь акцент переносится на выяснение того, о чем идет речь в словосочетании – «Которое из окон мне открыть?».

Если берется отрицательное местоимение, то подчеркивается, что ни один из предлагаемых одушевленных или неодушевленных предметов не будет выбран – «Никакие книги, предложенные другом, мне не подошли».

Определительные указывают на то, что все выбранные лица когда-то совершали подобное действие, либо все предметы участвовали в каком-то действии – «Любой из нас врал родителям».

  1. Один из пассажиров уступил место беременной женщине.
  2. Никто из них не проронил ни слова.
  3. Любой из демократов выскажется в защиту своей партии.

Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Неопределенно-признаковые

В них главным словом является неопределенное местоимение, зависимое же может обозначать признак, указывать на предмет или место.

  1. На меня упало что-то тяжелое.
  2. Андрей наступил на что-то мягкое в темноте.
  3. Марина испугалась урагана – это было нечто необъяснимое.
  4. За дверью стоял кто-то в черном.
  5. Кто-то с пилой подрезал ветки с дерева.
  6. Где-то в поле жужжали майские жуки и стрекотали кузнечики.
  7. Откуда-то сверху донесся жалобный писк.
  8. Этот кирпич обязательно упадет кому-то на голову.

Видео:Словосочетание. 8 классСкачать

Словосочетание. 8 класс

Словосочетания со значением совместного действия

Существуют также неделимые словосочетания в предложении с определенным значением. В них зависимое слово может обозначать совместное действие, восприятие, а также тождественное отношение или признак. Там главное слово всегда стоит в именительном падеже, а зависимое – в творительном с предлогом «с».

Казалось бы, такое словосочетание может показаться свободным, так как оба слова (и главное, и зависимое) – синтаксически цельные. Но на невозможность разделения таких конструкций синтаксиса указывает сказуемое. Оно всегда стоит во множественном числе, в то время как главное слово – в единственном.

Неделимые словосочетания 8 класс

  1. Мать с бабушкой поехали в гости.
  2. Сестра с братом слушали музыку в своей комнате.
  3. Дед с тетей Машей не любили танцевать.
  4. Лев с львицей грелись на солнышке в вольере.

Возьмите на заметку! Существует и обратная ситуация, когда такое словосочетание может стать свободным. Для примера можно сравнить два предложения:

  • Мама с дочкой шили платье на выпускной.
  • Мама с дочкой шила платье на выпускной.

И в том, и в другом предложении видно, что искомое словосочетание – «Мама с дочкой». Однако в первом примере, так как сказуемое стоит во множественном числе, – это синтаксически неделимое собирательное словосочетание, а во втором – абсолютно свободное, поскольку сказуемое «шила» имеет единственное число.

Видео:Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 классСкачать

Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 класс

Словосочетания с конкретизирующим главным словом

Главное слово в таких словосочетаниях – это то, которое обозначает конкретный признак определенного предмета или действия. Он является его неотъемлемой частью.

  1. Клоун с печальными глазами играл с детьми.
  2. Река с крутыми берегами в тех краях – это Дунай.
  3. Котенок с белыми лапками играл в спальне.
  4. В этом магазине продается одежда большого размера.
  5. Во время киносеанса говорить громким голосом запрещается!
  6. Она решила отказаться по непонятной причине.

Видео:Цельное словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Цельное словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)

Словосочетания с составным сказуемым

В таких конструкциях неделимым словосочетание делает главное слово, которое является второй частью составного сказуемого. Она и является хранителем смысловой составляющей.

  1. Я хотел уехать давно.
  2. Она не пыталась понять его сложную натуру.
  3. Нина старалась не отстать от родителей.
  4. Виктор должен объяснить нам решение задачи.
  5. Мне надо узнать дату отъезда.
  6. Туда необходимо послать проверенного человека.
  7. Постройка оказалась недолговечной.
  8. Миша работал токарем.

Видео:РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс: Виды словосочетаний | ВидеоурокСкачать

РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс: Виды словосочетаний | Видеоурок

Метафорические словосочетания

Они имеют в своем составе главное слово, обладающее метафорическим значением. Примеры синтаксически неделимых словосочетаний подобного типа ниже:

  1. Лента реки красиво огибала остров.
  2. На небе ярко блестел серп луны.
  3. В зеркале льда отражались звезды.
  4. Свечи сосен топорщились по бокам аллеи.
  5. Наташа взъерошила ежик волос на голове.
  6. От Степана шли волны негодования.

Неделимые словосочетания 8 класс

Важно! Не стоит путать метафорические неделимые словосочетания с общеязыковыми метафорами. Их метафорические значения уже почти исчезли со временем. Поэтому сейчас это обычные свободные словосочетания.

  1. После проехавшей машины поднялось облако пыли.
  2. На носу корабля стоял юнга.
  3. Под крылом самолета стояли ящики.

Видео:Словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)

Фразеологические словосочетания

Самыми известными примерами неделимых словосочетаний являются фразеологизмы. Ведь это фразы с устойчивым значением.

  1. Она устала за весь день, как белка в колесе.
  2. Денег у Вани в кошельке кот наплакал.
  3. Новый системный администратор работал в час по чайной ложке.
  4. Алиса неслась по коридору сломя голову.
  5. Андрей работал спустя рукава.

Видео:Типы сказуемыхСкачать

Типы сказуемых

Словосочетания с определенными словами

Существуют также цельноспаянные синтаксические конструкции, в которых главное слово – определенное существительное, не употребляющееся без вспомогательных. Таким существительным нужны некие «распространители», чтобы выполнить свою синтаксическую функцию сказуемого или обособленного приложения. Они обладают отвлеченным содержанием, не умеющим точно охарактеризовать предмет, информацию или действие.

  1. Анна Петровна – человек надежный.
  2. Ученые и писатели – люди интересные.
  3. Андрею Васильевичу, человеку опытному, все стало ясно из их разговора.
  4. У Елены Ивановны, женщины доброй, всегда было много друзей.
  5. Скрипка, вещь деликатная, с ней обращаются аккуратно.
  6. Сторожить бахчу – дело нехитрое.
  7. Торговать продуктами на рынке – занятие не для него.
  8. Мамин сад – место особенное.

Видео:Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыкание

Словосочетания с тавтологичным словом

В таких синтаксических конструкциях ученые-филологи имеют дело с употреблением синсемантичных слов. Это тавтологические, то есть повторяющие свой смысл слова.

  1. Девушка с изящной фигурой стояла на трамвайной остановке.
  2. Собака с длинным хвостом крутилась рядом.
  3. Мука грубого помола продается в соседнем отделе.

Пространственные, или временные словосочетания

Данные неделимые словосочетания имеют значение ограничения пространства или времени.

Неделимые словосочетания 8 класс

  1. Он ездил часто от Москвы до Петербурга за 3-4 часа.
  2. С утра до вечера Соня слушала свои любимые песни.
  3. От дома до университета можно добраться на автобусе.

Синонимичные и неделимые словосочетания

Так называются те синтаксические конструкции, при которых одно и то же смысловое содержание выражается разной грамматической формой. Например, синтаксически неделимое словосочетание «ваза фруктов», а свободное и синонимичное ему – «ваза с фруктами».

Примеров очень много:

  1. Александр посмотрел с восхищением на свою подругу. – Александр посмотрел восхищенно на свою подругу (оба словосочетания в данном случае синтаксически свободны).
  2. Он увидел метр ткани, лежащий на столе. – Он увидел метровую ткань, лежащую на столе (в первом случае представлено синтаксически неделимое словосочетание, а во втором – свободное).
  3. Он увидел прекрасный город сегодня. – Он увидел прекрасный сегодняшний город (первое словосочетание – неделимое, или цельноспаянное, а второе – синтаксически свободное).

Неделимые словосочетания в роли подлежащего и сказуемого

О них также важно упомянуть. В каком предложении подлежащее выражено неделимым словосочетанием? Проще объяснить на примерах. В данном случае их тоже достаточно. К этой категории относятся следующие виды неделимых словосочетаний подлежащих:

  • Количественно-именные: «На старте стояло двенадцать человек», «Множество воробьев копошилось в песочнице», «В прихожей лежит мешок картошки». Во всех этих предложениях и в тех, что представлены ниже, подлежащее выражено неделимым словосочетанием.
  • Неопределенно-избирательные: «Кто-то из соседей жужжит пилой», «Что-то из вещей Анны лежало на столе».
  • Обобщенно-избирательные: «Любой из нас понимает слова гимна своей страны», «Каждый из них под подозрением».
  • Неопределенно-признаковые: «Что-то темное лежало на стуле», «Кто-то чужой вошел в сени».
  • Словосочетания со значением совместности «Дед с бабушкой поехали по грибы», «Отец с сыном чинили рыболовную сеть».
  • Словосочетания с конкретизирующим главным словом: «Обувь большого размера стояла в прихожей», «Девушка с красивыми волосами красовалась перед витриной».
  • Метафорические словосочетания: «Яблоко заката медленно уходило за линию горизонта», «У него была шикарная шапка кудрей».
  • Фразеологические словосочетания: «Бить баклуши – его постоянное занятие».

Неделимые словосочетания 8 класс

Если брать неделимые конструкции, выступающие в роли сказуемого, то это будут следующие категории подобных словосочетаний:

  • Словосочетания с составным сказуемым: «Ты должен объяснить свое поведение».
  • Словосочетания с определенным словом: «Антон – человек добрый, он не откажется помочь».

Таким образом, анализируя неделимые словосочетания можно сказать, что это – цельные синтаксические конструкции. И их главная особенность – присутствие сильной взаимосвязи между главным и зависимым словом.

Синтаксически неделимые словосочетания, подлежащие или сказуемые, дополнения или обстоятельства, представляют собой единый член предложения. Главное слово в такой лексической конструкции раскрывает грамматическое значение в полной мере, а вещественное, или предметное значение несет в себе зависимое.

Неделимые словосочетания

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Неделимые словосочетания 8 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:
Описание слайда:

2
СРАВНИТЬ:
дать книгу – дать ответ
пришёл в школу – пришёл в ярость
идти в дом – идти в пляс
хранить деньги – хранить память
столб возле дома – столб дыма
Неделимым называется словосочетание, в котором главным по смыслу является грамматически ЗАВИСИМОЕ слово.
Неделимые словосочетания

Описание слайда:

3
одержать победу – победить
потерпеть поражение – проиграть
проводить испытания – испытывать
осуществлять исследования – исследовать
быть в гостях – гостить
задать вопрос – спросить
опустить глаза – потупиться
пуститься в пляс – заплясать
иметь значение – значить
найти решение — решить
отдавать сердце – посвящать
играть роль, выполнять функцию
Неделимые словосочетания

Описание слайда:

4
У неопределённых и определительных местоимений в определённом контексте возникает лексическая недостаточность.
Неделимые словосочетания
нечто трогательное
что-то невидимое
всё изученное
кто-то в берете
некто в жилете
что-то тяжёлое
что-то мягкое
нечто необъяснимое

Описание слайда:

5
Неделимыми являются словосочетания, главное слово которых (существительное) имеет метафорическое значение.
Неделимые словосочетания
серп луны
лента реки
зеркало льда
свечи сосен
ёжик волос
буря негодования

Описание слайда:

6
Неделимыми являются словосочетания, главное слово которых имеет количественное значение.
Неделимые словосочетания
килограмм яблок
горсть земли
толпы мальчишек
куча стружек
груда камней
охапка васильков
вязанка дров
пучок укропа

Описание слайда:

7
Словосочетания, в роли главного слова которых употребляются существительные ЛЮДИ, ЧЕЛОВЕК, МУЖЧИНА, ЖЕНЩИНА, ВЕЩЬ, ДЕЛО, ЗАНЯТИЕ, ВОПРОС, МЕСТО, ВРЕМЯ и др.
Неделимые словосочетания
Иван Петрович – человек серьёзный.
Актёры – люди интересные.
Анна Сергеевна – женщина добрая.
Скрипка – вещь деликатная.
Торговать петрушкой – дело не для Маши.
Наш сад – место особое.

Описание слайда:

8
Определить грамматические основы
1. И не могло не родиться что-то из сплава внутренней и внешней тишины.
2.Что-то незнакомое сквозило в его словах.
3. Был уж очень поздний час.
4. Он быстро нашёл решение.
5. Очень быстро было найдено решение.
6. Весной они проводили исследования.
7. Все исследования были проведены.

Описание слайда:

9
Определить грамматические основы
1.И не могло не родиться что-то из сплава внутренней и внешней тишины.
2. Что-то незнакомое сквозило в его словах.
3. Был уж очень поздний час.
4. Он быстро нашёл решение.
5. Очень быстро было найдено решение.
6. Весной они проводили исследования.
7. Все исследования были проведены.

Описание слайда:

10
Определить грамматические основы
8. Тут я начал плакать и плакал, не переставая, до пробуждения.
9. Тут были и те, кто откупил меня ценой собственной жизни.
10. От такого солнца и ветра берега приобретают суровый цвет.
11. В комнате было море света.
12. Млечный путь разостлался по небу.
13. Шапка русых волос колыхалась на его голове.

Описание слайда:

11
Определить грамматические основы
8. Тут я начал плакать и плакал, не переставая, до пробуждения.
9. Тут были и те, кто откупил меня ценой собственной жизни.
10. От такого солнца и ветра берега приобретают суровый цвет.
11. В комнате было море света.
12. Млечный путь разостлался по небу.
13. Шапка русых волос колыхалась на его голове.

Описание слайда:

12
Определить грамматические основы
14. Стояла середина сентября.
15. Двое из нас поедут в столицу.
16. Часть стульев стояла у стены.
17. Белые мухи кружили в небе.
18. Около трёх тонн гравия было привезено на площадку.
19. Каждый из вас должен сделать это.
20. Данные события происходили в апреле.

Описание слайда:

13
Определить грамматические основы
14. Стояла середина сентября.
15. Двое из нас поедут в столицу.
16. Часть стульев стояла у стены.
17. Белые мухи (снежинки) кружили в небе.
18. Около трёх тонн гравия было привезено на площадку.
19. Каждый из вас должен сделать это.
20. Данные события происходили в апреле.

Описание слайда:

14
Заменить синонимичным словосочетанием
Говорил с восторгом
Катина кукла
Горный воздух
Парк при море
Город сегодня
Пение птиц
Говорить тихим голосом
Уверенно говорит
Говорил восторженно
Кукла Кати
Воздух гор
Приморский парк
Сегодняшний город
Птичье пение
Говорить тихо
Говорит с уверенностью

Описание слайда:

15
Средства выразительности
ЭПИТЕТ – образное определение (признак предмета) или образное обстоятельство (признак действия).
Такие слова приобретают в контексте некое принципиально новое значение.
Родниковый язык.
В приведенном примере слово родниковый означает «чистый, незасорённый» и является эпитетом.

Описание слайда:

16
Средства выразительности
Иногда бывает трудно различить эпитет и метафору.
Ночь цвела золотыми огнями.

Метафора – изобразительный приём, основанный на перенесении значения по подобию, сходству, аналогии, например: Море смеялось. Эта девушка – прекрасный цветок.
Эпитет – это частный случай метафоры, выраженной в художественном определении, например: свинцовые тучи, волнистый туман.
В приведенном примере содержатся и метафора (ночь цвела огнями), и эпитет (золотыми).

Описание слайда:

17
Средства выразительности
Метафору как изобразительный приём иногда сложно отличить от языковой метафоры, отражающейся в переносном значении слова.

Языковая метафора, как правило, закреплена в толковом словаре как переносное значение слова.

На уроке физкультуры дети учились прыгать через коня. — В этом предложении метафора конь не используется как изобразительный приём, это обычное переносное значение слова.

Ценность метафоры как изобразительного приёма заключается в её новизне и неожиданности обнаруженного автором сходства.

И осень огненный парик срывает ливневыми лапами.

Описание слайда:

18
Способы образования сравнения
1. Одни кузнечики дружно трещат, словно озлобленные, – и утомителен этот непрестанный кислый и сухой звук.
2. У Гаврика перехватило дыхание, как будто его вдруг окатили целым ведром ледяной воды.
3. И является она у дверей иль у окна ранней звездочки светлее, розы утренней свежее.
4. Лодка спокойно покачивалась, серая и толстая, похожая на черепаху.
5. Облако неслось по небу огромным воздушным змеем.

Описание слайда:

19
Учимся сжимать текст
Прочитайте предложения, объясните, почему нельзя опустить в них определения.

1)Абзац — отрезок письменной речи, в которой предложения объединены одной микротемой.
2)Пуганая ворона и куста боится.
3)Стал вспоминать. Деревня. Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на зава­линке, покосившиеся заборы. (В.Шукшин)

Описание слайда:

20
Учимся сжимать текст
Прочитайте предложения, объясните, почему нельзя опустить в них определения.

1)Абзац — отрезок письменной речи, в которой предложения объединены одной микротемой.
2)Пуганая ворона и куста боится.
3)Стал вспоминать. Деревня. Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на завалинке, покосившиеся заборы. (В.Шукшин)
Нельзя исключать из предложения слова, являющиеся частью термина, входящие во фразеологический оборот, цитату, а также слова, разрушающие изобразительно-выразительные средства языка.

Описание слайда:

21
Учимся сжимать текст
Осложненное предложение можно упростить за счет:
слов, грамматически не связанных с членами предложения;
уточняющих членов предложения;
пояснительных и присоединительных конструкций;
причастных и деепричастных оборотов, не содержащих существенной информации;
обобщения однородных членов предложения.

Чтобы при свертывании не произошло искажения информации, сначала определите ценность распространителей и только потом решайте, необ­ходимо ли их исключение из текста.

Описание слайда:

22
Учимся сжимать текст
Объясните расстановку знаков препинания в следующих предложениях.
Сократите эти предложения.

1. Наутро из-за океана, из солнечной чешуи, поднялся островок. (А.Н.Толстой)

2.Однажды, в силу сложившейся обстановки, лодка была принуждена временно исчезнуть из надводного мира на некоторый независимый, но весьма длительный срок. (Л.Соболев)

3. Волны же, вопреки сложившемуся поэтичес­кому представлению о них, никуда не стремились, не катились и не бежали чередой. (Л.Соболев)

Описание слайда:

23
Учимся сжимать текст
Объясните расстановку знаков препинания в следующих предложениях. Сократите эти предложения.

4. Фома, красивый и стройный, в коротком драповом пиджаке и в высоких сапогах, стоял, прислонясь спиной к мачте, и, дрожащей рукой пощипывая бородку, любовался работой. (М.Горький)

5. По счастью, мне удалось убедить виноватого сознаться. Это, как я и не сомневался, Зябликов.

Описание слайда:

24
Учимся сжимать текст
Сократите предложения, обобщая информацию, содержащуюся в ряду однородных членов предложения.
1. Уже не было видно ни земли, ни деревьев, ни неба.

2. В этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра, от шума тайги с посвистом птиц, от веселого всплеска воды на реках и озерах, от рокота синих морей и океанов.

Описание слайда:

25
Учимся сжимать текст
НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ УПРОЩЕНИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
1)исключение придаточного предложения, не содержащего существенной информации;

2)замена придаточного предложения деепричастным оборотом; причастным оборотом;

3)замена сложного предложения простым с однородными членами;

4)замена предложения с прямой речью сложноподчиненным предложением с придаточным изъяснительным.

Описание слайда:

26
Учимся сжимать текст
Прочитайте предложения, объясните, почему в одном из них возможна замена придаточного предложения деепричастным оборотом, а в другом — невозможна.

На воде тихо, но, если прислушаться повнимательнее, тишина полна мелких шорохов, бормотания, бульканья.

2. Когда князь Даниил присоединил Коломну к Московскому княжеству, он смог контролировать важнейший торговый путь по реке Оке.

Описание слайда:

27
Учимся сжимать текст
Замените сложные предложения простыми.

1)В начале 1930 года С. М. Бонди, идеи которого позже осуществились при издании академического Собрания сочинений А.С.Пушкина, начинает систематическое изучение рукописей поэта.

2)Девушка издали машет ему рукой, и всадник останавливается.

3)Несмотря на то что шел дождь, мы продолжали путь.

4) Она побежала в поле, чтобы нарвать цветов.

Описание слайда:

28
Сократите текст
Наблюдая за движением планеты Уран, открытой в конце XVIII века, ученые обнаружили, что планета движется по несколько иной орбите, отличающейся от той, которая была определена на основании закона всемирного тяготения. Тогда они высказали предположение, что отклонение в движении Урана вызвано силой притяжения неизвестной планеты, расположенной далеко от Солнца.
Наблюдая отклонение планеты Уран от орбиты, ученые предположили, что это связано с притяжением Урана другой, неизвестной планетой.

Описание слайда:

29
Сократите текст
В XX веке советский ученый О.Шмидт разработал оригинальную теорию о том, что Земля и окружающие ее планеты образовались не из раскаленных газов, как предполагают многие ученые, а из холодных частиц вещества, однако общепринятым считают, что Земля и другие планеты образовались из гигантского облака раскаленной газово-пылевой материи, которая и сейчас встречается в межзвездном пространстве.
Советский ученый Шмидт разработал оригинальную теорию происхождения планет Солнечной системы из холодных частиц. Общепринятым считается происхождение планет из гигантского облака раскаленной газово-пылевой материи.

Описание слайда:

30
прочитайте абзац и определите в нем основную, дополнительную и избыточную информацию;
подчеркните опорные слова, словосочетания и предложения, передающие основную информацию;
опустите слова в предложении, если они не изменяют его смысла;
опустите предложения, которые представляются вам избыточными;
переделайте предложения, обобщая информацию микротекста. (Если необходимо, объедините два предложения в одно; прямую речь замените косвенной; устраните дублирование грамматических конструкций…)
АЛГОРИТМ написания сжатого изложения

Описание слайда:

31
составьте план, каждый пункт которого будет сопровождаться опорными словами и словосочетаниями;
обязательно перечитайте черновик изложения и проверьте соблюдение микротем, способ связи предложений, совпадение основной мысли исходного текста и вашего текста.
орфографию проверяйте с последнего слова текста, поднимаясь к началу изложения.
посчитайте количество слов (90-100 слов) норма вашего сжатого изложения!
АЛГОРИТМ написания сжатого изложения

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Обучение русскому языку в 8 классе (стр. 3 )

Неделимые словосочетания 8 классИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9

Неделимые словосочетания 8 класс

Неделимым называется словосочетание, в котором главным по смыслу является грамматически зависимое слово. Сравнивая словосочетания Неделимые словосочетания 8 класскнигу и Неделимые словосочетания 8 классответ, замечаем, что первое называет действие и предмет, второе этого значения не имеет (дать ответ — ответить). Значение действия во втором примере названо грамматически зависимым словом, которое, таким образом, является главным по смыслу. Следовательно, словосочетание дать ответ — неделимое. Ср. такие же примеры: Неделимые словосочетания 8 классв школу — Неделимые словосочетания 8 классв ярость, Неделимые словосочетания 8 классв дом — Неделимые словосочетания 8 классв пляс, Неделимые словосочетания 8 классденьги — Неделимые словосочетания 8 класспамять.

Грамматическое значение в неделимых словосочетаниях не устанавливается, в составе предложения они являются одним членом предложения. Например, в предложении Моим окном стал сад осенний. (Т. Кузовлева) три словосочетания: сад осенний, моим окном, окном стал. Последнее словосочетание — неделимое: 1) главным по смыслу выступает в нем грамматически зависимое слово окном; 2) грамматическое значение в словосочетании не устанавливается; 3) словосочетание в составе предложения является одним его членом — составным именным сказуемым.

Умение вычленять неделимые словосочетания помогает ученику в дальнейшем определять члены предложения, выраженные такими словосочетаниями (составные сказуемые, неоднословные подлежащие, дополнения, определения и обстоятельства): Я Неделимые словосочетания 8 классНеделимые словосочетания 8 классэто задание Неделимые словосочетания 8 класс. Пастушья сумка — лечебная трава. Неделимые словосочетания 8 класскупили куртки Неделимые словосочетания 8 классНеделимые словосочетания 8 класс.

Условия возникновения неделимых сочетаний различны, и пока не установлены единые основания их классификации и единое определение. В учебнике приводятся разные группы неделимых словосочетаний, например при выражении членов предложения. Среди неделимых сочетаний можно выделить следующие группы.

1) Фразеологические: а) тришкин кафтан, бабье лето, тертый калач; б) глагольно-именные обороты, эквивалентные слову: Неделимые словосочетания 8 классответ (ответить), Неделимые словосочетания 8 классвопрос (спросить), Неделимые словосочетания 8 классглаза (потупиться), Неделимые словосочетания 8 классзначение (значить), Неделимые словосочетания 8 классв пляс (заплясать).

2) Сочетания синтаксически служебных слов с инфинитивом: Неделимые словосочетания 8 классуехать, Неделимые словосочетания 8 классучиться, Неделимые словосочетания 8 классвернуться, Неделимые словосочетания 8 классвидеть, Неделимые словосочетания 8 классрешиться. Эти сочетания изучаются в школе как способ выражения составного глагольного сказуемого. Грамматически главным словом в приведенных сочетаниях является вспомогательный глагол или краткое прилагательное, о чем свидетельствует парадигма (Неделимые словосочетания 8 класс, Неделимые словосочетания 8 класс, Неделимые словосочетания 8 классуехать), по смыслу же главным выступает инфинитив, который является грамматически зависимым словом, следовательно, перед нами неделимое словосочетание:

Неделимые словосочетания 8 класс

К синтаксически служебным словам, выступающим в роли главного компонента неделимых словосочетаний, относятся фазисные глаголы (начать, продолжать, кончить, перестать), глаголы-связки (казаться, считаться, являться, делаться, становиться, оказаться, стать), слова с модальным значением (мочь, хотеть, намереваться, собираться; нужно, надо, можно, должно; намерен, обязан, готов). Слова с модальным значением принадлежат к разным частям речи, объединяются в одну группу общностью значения: они обозначают возможность-невозможность, необходимость, долженствование, намерение, т. е. выражают модальное отношение, а словосочетания с этими словами изучаются как способ выражения составного сказуемого.

3) Количественно-именные словосочетания: Неделимые словосочетания 8 классстола (т. е. столы), Неделимые словосочетания 8 класслюдей (т. е. люди), Неделимые словосочетания 8 класскниг, Неделимые словосочетания 8 классприсутствующих. Среди количественно-именных словосочетаний выделяются метафорические: Неделимые словосочетания 8 классулыбок, Неделимые словосочетания 8 классвкуса, Неделимые словосочетания 8 классслез и под. Во всех количественно-именных сочетаниях грамматически зависимое слово является главным по смыслу.

4) Тавтологические сочетания: Неделимые словосочетания 8 класскрепким сном ( Неделимые словосочетания 8 класскрепко; крепким сном в данном случае — неделимое словосочетание), Неделимые словосочетания 8 классгрустной улыбкой (Неделимые словосочетания 8 класс грустно), Неделимые словосочетания 8 классвеселой жизнью, Неделимые словосочетания 8 классшироким шагом. Зависимое прилагательное в неделимых словосочетаниях крепким сном, грустной улыбкой и под. — главное по смыслу слово.

5) Местоименные словосочетания. Местоимения в роли главного слова образуют неделимые словосочетания, грамматическое значение в них не устанавливается. Например, словосочетания: Неделимые словосочетания 8 классс вами, Неделимые словосочетания 8 классс сыном, Неделимые словосочетания 8 классиз вас, Неделимые словосочетания 8 классиз учеников, Неделимые словосочетания 8 классиз присутствующих, Неделимые словосочетания 8 класснеобычное, Неделимые словосочетания 8 классстранное, Неделимые словосочетания 8 классв берете. См. в предложениях: Нас с вами заметили. Соберемся у кого-нибудь из нас. Произошло нечто неожиданное. Вошел некто в белом.

6) Все составные наименования: Черное море, Дальний Восток, Северная Корея, «Комсомольская правда», «Дом с мезонином», «Ваши шесть соток» и др.

Неделимость словосочетания может обнаруживаться:

а) в двухсловном словосочетании, например: Неделимые словосочетания 8 классответ, Неделимые словосочетания 8 классдыма, Неделимые словосочетания 8 классуехать, Неделимые словосочетания 8 классстола, Неделимые словосочетания 8 классс вами;

б) в трехсловном сочетании, например: Неделимые словосочетания 8 класскрепким сном, Неделимые словосочетания 8 классгрустной улыбкой, Неделимые словосочетания 8 классв раннем возрасте, Неделимые словосочетания 8 класснекоторое время, Неделимые словосочетания 8 классс голубыми глазами, Неделимые словосочетания 8 классвысокого роста, Неделимые словосочетания 8 классбольшого размера, Неделимые словосочетания 8 класстемного цвета, Неделимые словосочетания 8 классс крашеными полами, Неделимые словосочетания 8 классс мягким сиденьем;

в) в составе предложения, например: Вы человек удивительный, Отец с матерью ушли в театр.

Подобные словосочетания устанавливаются опытным путем, при анализе предложения и словосочетания.

9. По количеству компонентов словосочетания делятся на простые и сложные.

Простым называется словосочетание из двух компонентов: золотая Неделимые словосочетания 8 класс, Неделимые словосочетания 8 классу дома, Неделимые словосочетания 8 классв поезде, Неделимые словосочетания 8 классв магазин, Неделимые словосочетания 8 класспо краям, по-юношески Неделимые словосочетания 8 класс, по-мальчишески и др. К простым можно отнести и трехсловные словосочетания, в которых зависимый компонент — неделимое словосочетание любого типа: Неделимые словосочетания 8 класскакая? с длинными волосами, что? море цветов, что? несколько книг, какой? двухметровой высоты, как? хитрыми глазами.

Сложным называется словосочетание из трех и более компонентов, например: Неделимые словосочетания 8 классу нашего дома, Неделимые словосочетания 8 классв поезде на юг, Неделимые словосочетания 8 классв магазин за книгой (3 компонента); по-юношески стройный пожилой (4 компонента); по-мальчишески звонко Неделимые словосочетания 8 класснам что-то (5 компонентов).

Сложные словосочетания образуются четырьмя основными способами: 1) распространением слова словосочетанием: трава у нашего дома; 2) распространением слова двумя зависимыми словами: ехать в поезде на юг, зайти в магазин за книгой; 3) распространением словосочетания словом: наш старый дом, 4) распространением словосочетания другим словосочетанием: по-юношески стройный пожилой человек, по-мальчишески звонко крикнул нам.

Эти четыре способа — возможные пути образования сложных словосочетаний. В конкретном словосочетании можно увидеть не один возможный способ его образования. Например, словосочетание золотая Неделимые словосочетания 8 классвосьмидесятого года может быть образовано четвертым способом (золотая осень + восьмидесятого года) или третьим (золотая + осень восьмидесятого года).

В процессе изучения и повторения словосочетаний ученик 8 класса должен хорошо представлять себе строение словосочетаний, знать основные грамматические значения и уметь выделять словосочетание в составе предложения.

Основными упражнениями на строение словосочетания являются упр. 60—62, позволяющие закрепить навыки выделения главного и зависимого слов. В случае затруднений при выделении главного слова следует использовать парадигму словосочетания, то есть изменять форму главного слова. Можно опираться и на номинативную функцию словосочетания. Упр. 72 и 74 содержат задания по орфографии (правописание о — е после шипящих в разных частях слова, и — е в окончаниях существительных в родительном, дательном и предложном падежах).

Упр. 64 и 73 учат правильно выбирать форму зависимого слова. Ошибки в выборе форм чаще встречаются в случаях, когда однокорневые части речи имеют разное управление (искал истину; поиск истины).

При изучении связей слов в словосочетании целесообразнее опираться на особенности слова как части речи. Этот материал представлен в упр. 67, 68, 69; упр. 70 является обобщающим. Упр. 71, 73 содержат однокорневые части речи, допускающие разные виды связи (смотрел с испугом — испуганно). Они более трудны для ученика, поэтому целесообразно одно из них разобрать в классе.

Наиболее трудной для ученика представляется тема «Грамматическое значение словосочетаний», поскольку эти значения создаются разными значениями компонентов словосочетания (значениями частей речи, категориально-семантическими значениями, значениями предложно-падежных форм существительных). Ученик устанавливает грамматическое значение словосочетаний по вопросам. Так как значение словосочетания может создаваться разными значениями его компонентов, то при неморфологизованном способе выражения значения к зависимому слову можно задавать два вопроса и определять в нем два значения. Например, думы о прошлом (думы какие?, думы о чем?) — два значения: определительное (« Неделимые словосочетания 8 класс+ предлог + сущ. в тв. п.») и дополнительное; поездка в горы (поездка какая?, поездка куда?) — два значения: определительное и обстоятельственное.

Учителю нужно иметь в виду, что не возникает затруднений в определении грамматического значения словосочетания при морфологизованном способе его выражения, когда в определении части речи содержится и ее сочетаемость (прилагательное называет признак предмета, наречие — признак действия, другого признака, реже — предмета). При неморфологизованном способе выражения грамматического значения используется синонимия словосочетаний (самоцветы с Урала — уральские самоцветы, учусь танцевать — учусь танцам). Этот материал представлен в упр. 77 (бассейн для плавания, костюм для тренировки, парк при море, гостиница при вокзале — грамматическое значение определительное (предмет и его признак). Ученик доказывает это, используя синонимичные словосочетания с прилагательным. Следует при этом учесть, что главное слово называет предмет и обстоятельственные отношения в подобных словосочетаниях невозможны. Ср. словосочетания типа поездка на Урал, отдых в Крыму, где, кроме определительного, выражено и обстоятельственное значение. В сочетаниях верность традициям, преданность делу наряду с дополнительным значением (признак и предмет его приложения) выражено и определительное (« Неделимые словосочетания 8 класс+ сущ.»).

В упр. 78 ученик должен выделить словосочетания в тексте. Это важно для понимания смысловых связей внутри предложения и ставит перед учеником задачу — отличать словосочетания от других сочетаний словоформ (от грамматической основы, однородных членов, обособленных групп и др.). Делать это следует, опираясь на определение словосочетания и на его парадигму (систему форм).

В результате повторения словосочетаний и изучения их строения и грамматического значения учащиеся должны научиться делать синтаксический анализ словосочетаний. Анализ словосочетаний производится в следующем порядке: 1) определяем, сколько словосочетаний в данном предложении, выписываем их; 2) устанавливаем главное слово; 3) устанавливаем зависимое слово, задавая к нему вопрос от главного; 4) составляем схему; 5) определяем вид связи слов; 6) определяем грамматическое значение. Можно предложить ученику записать синонимичное словосочетание, если оно есть.

ОБРАЗЕЦ СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОВОСОЧЕТАНИЙ

Мальчик с восторгом говорил о своей школе.

В предложении три словосочетания: говорил с восторгом, говорил о школе, о своей школе.

1. Говорил с восторгом — главное слово говорил, говорил как? с восторгом. С восторгом — зависимое слово. Схема « Неделимые словосочетания 8 класс+ сущ. в тв. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение обстоятельственное (признак действия). Синонимичное словосочетание — говорил восторженно.

2. Говорил о школе — главное слово говорил, говорил о чем? — о школе. О школе — зависимое слово. Схема « Неделимые словосочетания 8 класс+ сущ. в предл. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение дополнительное (действие и предмет, на который оно направлено).

3. О своей школе — главное слово о школе, о школе чьей? — своей. Своей — зависимое слово. Схема «местоим.-прил. + Неделимые словосочетания 8 класс», связь — согласование. Грамматическое значение определительное (признак предмета).

Неделимые словосочетания 8 класс

Заканчивая изучение словосочетаний, рекомендуется в качестве контроля провести проверочную работу, в которой ученик выделяет словосочетания из предложения и производит их анализ. Целесообразнее эту работу выполнять дома, так как в программе на изучение словосочетаний отводится мало времени.

К 8 классу учащиеся знают, что предложения бывают простые и сложные, что в зависимости от цели высказывания они делятся на повествовательные, побудительные и вопросительные, что в простых предложениях обязательно присутствуют главные члены, которые образуют грамматическую основу. Таким образом, ученики располагают основными сведениями о строении предложения и его грамматическом значении.

В учебнике для 8 класса основным признаком предложения, отличающим его от словосочетания, считается наличие в нем грамматической основы, и классификация предложений опирается именно на этот признак. Предложения делятся на простые и сложные по количеству грамматических основ, простые предложения делятся на одно — и двусоставные по количеству компонентов в грамматической основе, двусоставные и односоставные предложения делятся на нераспространенные и распространенные по отсутствию-наличию членов предложения, не входящих в грамматическую основу.

Таким образом, понятие грамматической основы (ГО) становится центральным при изучении и описании простого предложения. Учащиеся знают, что ГО включает главные члены предложения, то есть, чтобы ее выделить, нужно представлять себе, что такое подлежащее и сказуемое. Однако выделить ГО можно и не используя понятия о подлежащем и сказуемом. Это особенно важно для тех учеников, которые интересуются лингвистикой, а также для тех, кто затрудняется в выделении подлежащего и сказуемого и в определении их состава.

Учебник не содержит сведений о возможности выделения ГО без использования термина «главные члены предложения». Однако учителю полезно познакомиться с правилами выделения ГО, которые помогают выявить: 1) роль форм наклонения и времени глагола в составе предложения, 2) необходимость выделения синтаксически служебных слов, 3) способность члена предложения занимать независимую позицию.

Как известно, большинство предложений русского языка содержит в своем составе глагол. Формы наклонения и времени глагола являются средством выражения предикативности, которая признается основным признаком предложения, отличающим его от словосочетания.

Однако существуют и безглагольные предложения (Москва — столица России. Родное место — мать родная, а чужбина — мачеха. Мы рады вашему приходу. Скоро зима. На улице прохладно). В подобных предложениях глагол-связка не употребляется и отсутствие глагола выражает значение настоящего времени. Такая связка называется нулевой. Ср.: На улице прохладно. На улице было прохладно. На улице будет прохладно.

Учитывая эти общие положения, мы выделяем ГО по следующим признакам:

1) в ГО обязательно входит глагол в форме наклонения;

2) один из членов ГО не зависит по своим формам от других членов предложения, то есть занимает независимую позицию;

3) если форму наклонения имеет вспомогательный глагол или глагол-связка, то они соединяются с самостоятельным словом в один член предложения.

Например: Машина медленно двигалась по дороге. Она была тяжело нагружена.

В первом предложении есть глагол в форме наклонения, он входит в ГО. Глагол двигалась по формам рода и числа (ж. р., ед. ч.) зависит от существительного машина. Существительное машина по формам рода, числа и падежа не зависит от других членов предложения, поэтому оно входит в ГО. Следовательно, в первом предложении ГО — машина двигалась. В ГО один член предложения занимает независимую позицию (машина), другой — имеет форму наклонения (двигалась) и зависит от первого по формам рода и числа.

Во втором предложении глагол в форме наклонения была, поэтому он входит в ГО. Глагол была по формам рода и числа (ж. р., ед. ч.) зависит от местоимения она. Местоимение она по формам рода, числа и падежа не зависит от других членов предложения, поэтому входит в ГО. Была — это глагол-связка, то есть синтаксически служебное слово. Оно соединяется с самостоятельным словом нагружена в один член предложения. ГО второго предложения — она была нагружена. В ГО один член предложения занимает независимую позицию (она), другой — имеет форму наклонения (была нагружена) и зависит от первого по формам числа и рода.

Если в предложении нет глагола, то поиск ГО начинаем со второго пункта, то есть устанавливаем член предложения, который занимает независимую позицию — по своим формам не зависит от других членов предложения. Например, в предложении На улице сегодня не по-летнему прохладно нет глагола. Категория состояния прохладно не зависит от других членов предложения, следовательно, входит в ГО. ГО — прохладно. Глагол-связка нулевая — показатель настоящего времени. Для выражения прошедшего и будущего времени связка обязательна (было прохладно, будет прохладно). Таким образом, в ГО рассматриваемого предложения входит слово категории состояния и нулевая связка при нем.

Если в предложении употребляется нулевая связка, то есть ученик, выделяя ГО, не находит глагола, целесообразно изменить предложение, употребив глагол-связку (Мой брат — программист, был, будет программистом. Москва — столица России, является, была, стала столицей. Нам сегодня весело — было, будет весело). Это упрощает поиск ГО и одновременно практически знакомит ученика с парадигмой предложения.

Если глагол в форме наклонения занимает независимую позицию, ГО односоставная (Скоро стемнеет. В домах закрывают ставни). Глаголы в форме изъявительного наклонения занимают независимую позицию, то есть формы лица и числа в них не продиктованы формами других слов. Ср.: Небо темнеет. Небеса темнеют, где формы числа в глаголах продиктованы соответствующей формой существительных небо, небеса. Если глагол в форме наклонения зависит по роду, числу или лицу от другой словоформы, то ГО двусоставная: одна словоформа в независимой позиции, другая — в зависимой от нее. Поэтому в учебнике говорится, что в двусоставном предложении в ГО два члена предложения, а в односоставном — один.

Если в предложении нет глагола в форме наклонения, то в нем обязательно есть словоформа в независимой позиции (Ночь. На улице темно). В назывном предложении, как сказано в учебнике, глагола-сказуемого не бывает, в безличном глагол-связка имеет нулевую форму для выражения настоящего времени. Ср.: было темно, будет темно, где связка обязательна для выражения времени.

Если ученик не умеет находить подлежащее и сказуемое или, наоборот, легко их выделяет, можно для обнаружения ГО использовать перечисленные признаки. В этом случае задание на выделение ГО выполняется следующим образом: 1) найти глагол в форме наклонения, который обязательно войдет в грамматическую основу; 2) установить, зависит ли этот глагол по формам рода, числа или лица от другого слова. Если зависит, то это другое слово войдет в грамматическую основу как независимый член; 3) определить, является ли глагол в форме наклонения синтаксически самостоятельным, то есть образующим отдельный член предложения. Если это слово синтаксически служебное, то следует найти самостоятельное слово, с которым связано служебное. В этом случае компонент основы состоит из двух или более словоформ. Например: Всходит солнце, За окном светлеет, Скоро нужно будет вставать. В первом предложении: 1) глагол в форме наклонения всходит, он войдет в ГО; 2) глагол получил форму числа и лица от словоформы солнце, эта словоформа не зависит от других членов предложения и тоже войдет в ГО; 3) словоформа всходит синтаксически самостоятельная. ГО предложения — солнце всходит. Во втором предложении: 1) глагол в форме наклонения светлеет, он войдет в ГО; 2) по форме числа и лица глагол не зависит от других членов предложения (у него независимая позиция); 3) это слово синтаксически самостоятельное. ГО предложения — светлеет. В третьем предложении: 1) глагол в форме наклонения будет, он войдет в ГО; 2) по форме числа и лица глагол не зависит от других членов; 3) это слово синтаксически служебное, оно соединяется по смыслу со словом нужно (нужно будет). Но слово нужно тоже синтаксически служебное (оно выражает значение необходимости, т. е. модальное) и по смыслу соединяется со словом вставать — синтаксически самостоятельным. В ГО входят три словоформы, но они образуют один член ГО. Этот член предложения имеет форму наклонения и не зависит от других членов предложения. ГО предложения — нужно будет вставать.

В простом предложении выделяются члены предложения, а строится оно из словоформ. Словоформа — это самостоятельная часть речи в одной из своих форм. Например, в предложении Скоро нужно будет вставать — четыре словоформы, то есть четыре самостоятельных части речи, но два члена предложения: обстоятельство скоро и сказуемое нужно будет вставать.

Учителю важно помнить, что самостоятельные части речи по-разному функционируют в предложении: одни выступают как отдельные члены предложения, другие такой способностью не обладают. Поэтому среди словоформ выделяют синтаксически самостоятельные и синтаксически служебные. Синтаксически служебными являются знаменательные части речи, которые по своему значению не могут стать отдельным членом предложения. К синтаксически служебным относятся глаголы со значением начала, конца и продолжения действия (фазисные), глаголы-связки и связочные слова с модальным значением возможности, желательности, долженствования и др.

Члены предложения, как известно, могут выражаться одной словоформой и могут состоять из нескольких словоформ. В последнем случае они называются составными (составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое). Член предложения — это синтаксически самостоятельное слово, одно или в сочетании со служебным.

Таким образом, в предложении столько членов предложения, сколько в нем синтаксически самостоятельных словоформ. Так, в предложении Мы начали писать и перестали разговаривать употреблено шесть слов, из них три — синтаксически самостоятельные, поэтому в предложении три члена предложения. Один член предложения простой (мы), два члена предложения составные (начали писать, перестали разговаривать).

Предложение, как и словосочетание, имеет грамматическую форму и грамматическое значение. Грамматическая форма представлена в грамматической основе, поэтому грамматическая основа — это центр предложения. Грамматическая основа предложения служит для выражения грамматического значения. В учебнике названы три грамматических значения, которые выражаются формой наклонения глагола и интонацией: 1) сообщение о действии или признаке в настоящем, прошедшем или будущем времени; 2) вопрос о действии или признаке в определенном времени; 3) побуждение к действию.

Предложение, как и словосочетание, можно представить в виде схемы, включая в нее только ГО, чтобы определить тип предложения, или представляя строение предложения графически. Например: Каждый охотно набрал бы брусники побольше. Первая схема — «мест.-сущ. в им. п. + глаг. в сослаг. накл.» (двусост. предл.); вторая — Неделимые словосочетания 8 классНеделимые словосочетания 8 классНеделимые словосочетания 8 классНеделимые словосочетания 8 классНеделимые словосочетания 8 класс. Схему и предложение обычно совмещают, подчеркивая члены предложения: Каждый Неделимые словосочетания 8 классНеделимые словосочетания 8 классНеделимые словосочетания 8 классНеделимые словосочетания 8 класс.

После повторения сведений о грамматической основе, роли глагола в ее построении и классификации предложений по грамматической основе учащиеся приступают к выполнению упражнений. Упражнения в § 8 начинаются с повторения (упр. 82, где нужно определить предложения по цели высказывания). Затем в упражнениях выясняется роль глагола в предложении, поэтому предлагается найти сказуемое и указать форму наклонения в нем (упр. 85, 86, 87). Можно изменить задание к упражнениям, предложив ученикам найти глаголы, определить в них форму наклонения и установить, какими членами предложения они являются. В упр. 85(II), 86, 87 ученики повторяют типы предложений по цели высказывания.

Важными в этой теме являются упр. 83, 84, 85 и 88, 89, в которых нужно найти ГО. При выполнении этих упражнений можно использовать некоторые признаки ГО.

Трудным для учащихся представляется упр. 90, в котором нужно установить синтаксическую функцию именительного падежа существительных (подлежащее или обращение) и совпадающего с ним по форме винительного падежа (Агроном осмотрел ржаное Неделимые словосочетания 8 классКолосится ржаное Неделимые словосочетания 8 класс. Колосись, ржаное Неделимые словосочетания 8 класс). Ученик не всегда выделяет обращение и ошибочно принимает его за подлежащее, поскольку и подлежащее, и обращение совпадают по форме (им. п.) и по значению (обозначают реального (подлежащее) или потенциального (обращение) деятеля). При выполнении подобных упражнений рекомендуется обратить внимание на согласование сказуемого с подлежащим (ср.: Лыжники Неделимые словосочетания 8 класс. Вы Неделимые словосочетания 8 класс, лыжники. Ребята Неделимые словосочетания 8 классНеделимые словосочетания 8 класс. Ребята, вы Неделимые словосочетания 8 классв музей).

В § 9 раздела «Простое предложение» учащимся предлагаются некоторые сведения об интонации разных по цели высказывания предложений. Как известно, интонация — явление сложное. Она состоит из нескольких компонентов.

1. В каждой фразе есть логическое ударение, оно падает на то слово, которое по смыслу самое важное (об уточнении смысла фразы с помощью логического ударения см. упр. 99).

Поделиться или сохранить к себе: