- Только ли словоформа – член предложения?
- О синтаксически нечленимых сочетаниях
- Сочетания количественных или собирательных числительных с существительными
- Неопределенно-количественные сочетания
- Сочетания со значением даты
- Примыкающие нечленимые двупадежные группы типа с весны до осени, с запада на восток
- Сочетания со значением избирательности
- Сочетания с местоимениями
- Синтаксическая позиция местоимения сам
- Некоторые выводы
- Синтаксически членимые и синтаксически нечленимые словосочетания
- Типы словосочетаний по структуре
- Открытый урок по русскому языку на тему «Словосочетание» (7 класс)
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- 🎦 Видео
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Только ли словоформа – член предложения?
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
О синтаксически нечленимых сочетаниях
Позиция того или иного члена предложения может замещаться различными способами, типичный из них – это словоформа, как в предложении Флоренского я глубоко ценю (А.Лосев). Вместе с тем позиции членов предложения могут замещать и сочетания слов. Рассмотрим предложения и выясним, одну или несколько позиций занимают в них выделенные сочетания со словом гора. 1) Улица пошла в гору и потерялась вдали; 2) Дела сына пошли к гору; 3) На картине были изображены две горы. В предложениях 1 и 2 содержатся сочетания пойти в гору, однако они различны по своей природе. В предложении 1 каждое слово словосочетания сохраняет свое лексическое значение: пойти – «начать идти» 1 , гора – «значительная возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью» 2 , следовательно, они занимают разные синтаксические позиции. В отличие от этого, в предложении 2 пойти в гору (здесь – пошли в гору) – фразеологизм, имеющий значение «развиваться в благоприятном направлении, успешно» 3 , он занимает синтаксическую позицию одного члена предложения – сказуемого.
К фразеологизмам примыкают составные наименования, такие, как плакучая ива, птичий базар и под., также занимающие одну синтаксическую позицию. Вот примеры: 4) В нашем саду растет черная смородина; 5) Я люблю Древнюю Русь (Д.Лихачев). Составное наименование черная смородина занимает позицию подлежащего в предложении 4 , а Древняя Русь – позицию дополнения в предложении 5. Ясно, что синтаксическая позиция составных наименований определяется падежной формой стержневого существительного.
В предложении 3 сочетание две горы также занимает одну синтаксическую позицию – позицию подлежащего, но причина здесь иная: две горы – синтаксически нечленимое сочетание. Синтаксически нечленимые сочетания характеризуются особыми синтаксическими связями.
Сочетания количественных или собирательных числительных с существительными
Специфику связи количественных числительных с существительными отметил еще В.В. Виноградов, когда писал: «Правила сочетания количественных и собирательно-разделительных числительных с именами существительными и прилагательными в русском языке очень индивидуальны, очень своеобразны»4. В чем заключается это своеобразие? Сочетание две горы построено по схеме «количественное числительное + существительное». Здесь количественное числительное в именительном падеже управляет формой родительного падежа единственного числа существительного, а если существительное неодушевленное, то управлять той же формой существительного будет и числительное в винительном падеже, ср.: Осталось преодолеть две горы, и мы будем дома. Так же ведут себя числительные три, четыре и составные числительные, оканчивающиеся на два, три, четыре, скажем, сорок три, триста пятьдесят четыре и т.д. А вот числительные от пяти до двадцати, тридцать, сорок, сто, сложные, оканчивающиеся на -десят, -сто, и составные, оканчивающиеся на пять–девять (шестьдесят пять, пятьсот тридцать семь и под.), управляют формой родительного падежа множественного числа существительных, ср.: восемь лицеистов, пятнадцать томов, сто вагонов. Та же связь обнаруживается при сочетании собирательных числительных с существительными, ср.: двое ножниц, семеро козлят и под. По мнению В.В. Виноградова, «здесь наблюдается некоторая аналогия, хотя и неполная, с правилами сочетания имен существительных» 5 .
Вернемся к сочетанию две горы. Помимо управления, здесь есть и другая связь. Числительное два, как известно, имеет формы рода, а род «диктуется» уже существительным, ср.: две горы – два пригорка. Значит, числительное два согласуется с существительным в роде.
Итак, сочетания количественных и собирательных числительных в именительном падеже (а при существительных неодушевленных и в винительном падеже) с существительными являются синтаксически нечленимыми и занимают позицию одного члена предложения. Эта позиция определяется формой числительного. Сочетания замещают позицию подлежащего, если числительные в именительном падеже, или дополнения, если числительное в винительном падеже; вот еще пример: 7) Три тысячи туристов сделали тридцать шесть тысяч снимков. (Д.Гранин). А вот предложение с собирательным числительным: 8) Двое мужчин и молодая женщина выпутывали из сетей рыбу и кидали ее в корзину (Д.Гранин). Одно из однородных подлежащих выражено синтаксически нечленимым сочетанием двое мужчин. 9) По дороге мы встретили трое саней. Трое саней – дополнение при сказуемом встретили.
Но (обратите внимание!) в других формах сочетание количественного или собирательного числительного с существительным является свободным: в нем числительное согласуется в падеже (а числительное два и в роде) с существительным, ср.: о пяти школах, о пятерых школьниках 6 . А значит, каждый компонент таких сочетаний занимает отдельную синтаксическую позицию, ср.: 10) Изображение на картине двух гор привлекло наше внимание (здесь гор – дополнение при подлежащем изображение, а двух – определение при этом дополнении).
Впрочем, и здесь есть исключения: если «из образовавшегося соединения не может быть изъято согласуемое определяющее слово» 7 , сочетание является синтаксически нечленимым и замещает одну синтаксическую позицию, например: 11) В школу идут с семи лет. Сочетание с семи лет синтаксически нечленимое (неверно: В школу идут с лет – определяющее слово исключить нельзя), это обстоятельство времени при сказуемом идут. Обратим внимание на то, что анализируемое словосочетание имеет временное значение.
Неопределенно-количественные сочетания
Рассмотренные выше сочетания называют определенно-количественными. Наряду с ними существуют неопределенно-количественные сочетания. Они строятся по аналогичным схемам, только на месте определенно-количественного числительного находится числительное неопределенно-количественное (много, несколько) и даже существительное с количественным значением (множество, большинство и под.), ср.: шесть книг – много книг – множество книг. При словах с неопределенно-количественным значением второй компонент – существительное – всегда в форме множественного числа. А вот синтаксические связи оказываются разными. Неопределенно-количественные числительные ведут себя как числительные количественные или собирательные. Они управляют существительными, имея форму именительного падежа и – при неодушевленных существительных – винительного падежа (много школьников – много школ) и согласуются с существительным во всех других формах (многих школьников, многих школ; многим школьникам, многим школам). Соответственно, в первом случае сочетание синтаксически не членится, а во втором является свободным, ср.: 12) В нашем городе много школьников (много школьников – подлежащее); 13) В нашем городе было построено много школ (много школ – подлежащее); 14) В нашем городе построили много школ (много школ – дополнение при сказуемом построили); 15) На слете удалось побеседовать со многими школьниками (со многими школьниками – дополнение при сказуемом удалось побеседовать, многими – определение при этом дополнении); 16) Перед многими школами посадили деревья (перед школами – обстоятельство при сказуемом посадили, многими – определение при этом обстоятельстве).
Существительные же со значением неопределенного количества во всех формах управляют вторым существительным словосочетания, и сочетания, образуемые ими, являются синтаксически нечленимыми. Их синтаксическая позиция обусловливается падежной формой первого существительного. Вот примеры: 17) Я давно заметил: большинство людей стесняются (Д.Гранин) – большинство людей занимает позицию подлежащего: большинство – существительное в именительном падеже; 18) История русской литературы есть часть истории русского народа (Д.Лихачев) – часть истории занимает позицию сказуемого: часть – существительное в именительном падеже. 19) В нашем городе построили множество новых школ. Множество школ – дополнение при сказуемом построили: множество – существительное в винительном падеже; 20) У него (Чехова. – О.Ч.) издавна вошло в привычку таить от большинства окружающих все, что относилось к его творческой личности, к его писательским изысканиям и замыслам. (К.Чуковский). Синтаксически нечленимое сочетание от большинства окружающих находится в позиции дополнения: от большинства – существительное в родительном падеже; 21) Стоило ему (Чехову. – О.Ч.) поселиться в деревне, и он тотчас же приглашал к себе кучу гостей (К.Чуковский) (сочетание кучу гостей как синтаксически нечленимое занимает в предложении одну синтаксическую позицию – дополнения, так как существительное кучу в винительном падеже).
В одной синтаксической позиции находятся и словосочетания со значением приблизительного количества, как в предложении 22) До нас дошло около четырех с половиной тысяч его (Чехова. – О.Ч.) писем к родственникам, друзьям и знакомым (К.Чуковский) (синтаксически нечленимое сочетание около четырех с половиной тысяч писем замещает позицию подлежащего); 23) Яблоню можно вырастить лет за пять (Г.Павленко) (лет за пять – обстоятельство при сказуемом можно вырастить).
Сочетания со значением даты
Существуют и другие синтаксически неразложимые словосочетания, занимающие, конечно же, одну синтаксическую позицию. Вот некоторые из них.
Проанализируем предложение 24) Сегодня первое сентября – День знаний. Сочетание первое сентября обозначает дату. Как оно образовано? Первый его компонент – порядковое числительное, или, как его иначе называют в грамматике, порядковое прилагательное 8 , оно всегда имеет форму среднего рода, здесь оно в форме именительного падежа. Второй компонент – сентября – существительное мужского рода, в родительном падеже (тоже всегда!). Что же, компоненты словосочетания синтаксически не связаны? Оказывается, подобные сочетания появились в результате эллипсиса, или пропуска, слова число (ср.: первое число сентября), с которым согласовывалось числительное первое и которым управлялось существительное сентября. Вот почему сочетания со значением даты являются синтаксически неразложимыми и занимают одну синтаксическую позицию в любой форме. В проанализированном предложении это позиция подлежащего, а в предложении 25) Мы встретимся первого сентября сочетание даты занимает позицию обстоятельства при сказуемом встретимся.
В «Русской грамматике» приводится еще одно обоснование синтаксической нечленимости таких сочетаний – невозможность исключить из них слово в форме согласования, так как при этом словосочетание разрушается 9 , а следовательно, разрушается и предложение, ср.: Сегодня сентября – День знаний; Мы встретимся сентября.
Надо признать, что словосочетания не только со значением даты, но и другие, обозначающие конкретное время или временные отрезки и представляющие собой сочетание существительных с числительными различных разрядов, с местоимениями с количественным значением, также не членятся синтаксически и находятся всегда в одной позиции. Приведем примеры. 26) Такая же, только большая, репродукция висела в Москве, в том доме, где мы жили несколько лет назад (Д.Гранин); 27) Свет лампы падал на нее (репродукцию. – О.Ч.), и, даже погасив лампу, мы продолжали некоторое время еще видеть ее (Д.Гранин); 28) В девятнадцать часов началась церемония смены караула (Д.Гранин). Выделенные словосочетания, будучи синтаксически нечленимыми, занимают обычно позицию обстоятельства времени, хотя не исключены и другие позиции, например, несогласованного определения, как в предложении 29) Россия девятнадцатого века привлекала внимание писателей.
Примыкающие нечленимые двупадежные группы типа с весны до осени, с запада на восток
Синтаксически нечленимыми признаются некоторые сочетания существительных, например, объединенных предлогами от и до, с и до и под. – «примыкающие нечленимые двупадежные группы», как их назвали в «Русской грамматике» 10 . Их форма (родительный падеж с перечисленными предлогами) «подсказывает», что они занимают синтаксические позиции второстепенных членов. Рассмотрим предложения: 30) Мы жили в деревне с весны до осени; 31) Мы проехали всю страну с запада на восток; 32) Дорога от Москвы до Твери нас не утомила. В предложении 30 сочетание с весны до осени занимает одну синтаксическую позицию – позицию обстоятельства времени при сказуемом жили; в предложении 31 сочетание с запада на восток занимает одну синтаксическую позицию обстоятельства образа действия при сказуемом проехали; в предложении 32 синтаксически нечленимое сочетание от Москвы до Твери – позицию определения при подлежащем дорога.
А сейчас сравним два предложения, содержащих сочетания брат с сестрой: 33) Брат с сестрой часто вспоминал детство и 34) Брат с сестрой часто вспоминали детство. В первом из них, 33, сказуемое в форме единственного числа (а сказуемое согласуется с подлежащим!) «подсказывает», что подлежащее – брат (брат вспоминал); словоформа с сестрой занимает другую позицию – позицию дополнения при том же сказуемом (вспоминал с сестрой). В предложении 34 сказуемое имеет форму множественного числа и свидетельствует о том, что в позиции подлежащего находится все словосочетание брат с сестрой (брат с сестрой вспоминали), оно синтаксически нечленимое. Подобные сочетания имеют значение совместимости и строятся по схеме «существительное в именительном падеже + предлог с + существительное в творительном падеже».
Если же первое существительное такого сочетания имеет форму косвенного падежа, то все сочетание является синтаксически нечленимым и занимает, как правило, позицию дополнения, ср.: 35) Брату с сестрой часто вспоминалось детство.
А вот сочетание, построенное по аналогичной схеме, но с местоимением в именительном падеже – «местоимение в именительном падеже + предлог с + существительное в творительном падеже», или же сочетание личных местоимений в тех же формах (схема – «местоимение в именительном падеже + предлог с + местоимение в творительном падеже») всегда однозначны, однотипны, потому что сказуемое при них имеет форму только единственного числа или только множественного числа – в зависимости от формы числа первого местоимения в сочетании, ср.: 36) Я с сестрой часто воспоминаю детство; 37) Я с тобой часто вспоминаю детство (не Я с сестрой часто вспоминаем. ; Я с тобой часто вспоминаем. ); 38) Мы с сестрой часто вспоминаем детство; 39) Мы с тобой часто вспоминаем детство (но не Мы с сестрой часто вспоминаю. ; Мы с тобой часто вспоминаю. ). Значит, синтаксически нечленимыми являются только сочетания с глаголами-сказуемыми во множественном числе, как в предложениях 38, 39, а сочетания со сказуемым в единственном числе, как в предложениях 36, 37, синтаксически членятся, и каждый их компонент занимает свою синтаксическую позицию. Надо подчеркнуть, что сочетания с местоимениями или местоимений нередко синтаксически не членятся.
Сочетания со значением избирательности
Рассмотрим такое предложение: 40) Одна из лучших галерей мира считала украшением своей коллекции Наталью Гончарову и Михаила Ларионова (Д.Гранин). Позицию подлежащего здесь замещает сочетание со значением избирательности одна из галерей. Оно также относится к синтаксически нечленимым, и это подтверждается невозможностью исключить согласуемый компонент из предложения (неверно: Из лучших галерей мира считала украшением своей коллекции Наталью Гончарову и Михаила Ларионова). В сочетаниях со значением избирательности используются и существительные, например: 41) Большинство из нас думает, что учится говорить и писать только в детстве (подлежащее в предложении – большинство из нас).
Как видим, подобные сочетания строятся по схеме «местоимение (существительное) в различных формах + предлог из + существительное (местоимение) в род. п. мн. ч.». Сочетания со значением избирательности обнаруживаются в разнообразных синтаксических позициях – в зависимости от падежной формы первого компонента: в предложениях 40, 41 – в позиции подлежащего, но не исключена позиция второстепенного члена, скажем, обстоятельства: 42) В одном из двориков развешивали белье (Д.Гранин) (в одном из двориков – обстоятельство места при сказуемом развешивали).
Сочетания с местоимениями
К синтаксически нечленимым следует отнести сочетания неопределенных и отрицательных местоимений с прилагательными и причастиями, например: нечто загадочное, некто присутствующий, ничего загадочного, никого интересующегося и под. Причина заключается в том, что в таких сочетаниях «нет четкой смысловой раздельности компонентов; неопределенностью лексического значения местоимения обусловливается тесное смысловое слияние обоих членов словосочетания» 11 . Эта характеристика, данная сочетаниям с неопределенными местоимениями-существительными с зависимыми согласуемыми словами, в равной мере может быть отнесена и к аналогичным сочетаниям с отрицательными местоимениями-существительными. Смысловое слияние компонентов, в свою очередь, ведет к синтаксической неразложимости таких словосочетаний. Они занимают одну синтаксическую позицию, которая опять-таки избирается в зависимости от формы падежа первого компонента – местоимения: если местоимение в именительном падеже, то это позиция подлежащего, если же местоимение в косвенном падеже – позиция дополнения. Приведем примеры. 43) Я открыл футлярчик. В нем лежало что-то завернутое в нечто белоснежное и легчайшее (Д.Гранин); 44) Ничего плохого в письме не было.
Возможны и более сложные сочетания, скажем, сочетание отрицательного, определительного местоимения и прилагательного, они функционируют по установленной схеме – как главный или второстепенный член, в зависимости от падежной формы первого компонента: 45) Ничего другого полезного мы делать не умели (Д.Гранин) (выделенное словосочетание занимает позицию дополнения: первый компонент в родительном падеже).
Аналогично функционируют синтаксически нечленимые словосочетания согласуемых слов с определительными местоимениями, ср.: 46) Он (учитель. – О.Ч.) приучал нас на этих уроках к интеллектуальному отношению к жизни, ко всему окружающему (Д.Лихачев) (ко всему окружающему выступает в роли дополнения при дополнении отношению); 47) Все окружающее было ему интересно (все окружающее – подлежащее).
Небезразлично для формирования синтаксической нечленимости словосочетаний с местоимениями то, что местоимения по своей грамматической природе – а они имеют общее указательное значение – не способны определяться прилагательными и причастиями. Появляющиеся при них согласуемые слова или образуют с ними нечленимые словосочетания (заметим, во всех формах), как в проанализированных выше предложениях, или попадают в позицию обособленного члена – определения, как в предложении 48) Чужие, незнакомые, они понятия не имели друг о друге. (Д.Гранин).
Образуют «тесное смысловое и синтаксическое единство» 12 сочетания местоимений с собирательными числительными, такие, как они оба, все пятеро и под. Они занимают одну синтаксическую позицию независимо от формы, ср.: 49) Все трое были в высоких резиновых сапогах и клеенчатых блестящих куртках (Д.Гранин); 50) Для нас обоих результаты эксперимента оказались неожиданными. Синтаксическая позиция подобных словосочетаний обусловливается их падежной формой: это позиция подлежащего, если они в именительном падеже (предложение 49), или второстепенного члена, скажем, дополнения, если они в косвенном падеже, как в предложении 50.
Типично для русского языка и сочетание двух местоимений все это. В них трудно различить главное и зависимое слово – причина их синтаксической неразложимости, и опять-таки во всех формах. Синтаксическая позиция и в этом случае определяется падежной формой словосочетания: 51) Все это стало мне уроком; 52) Мы долго обсуждали все это. В предложении 51 все это – подлежащее: все имеет форму именительного падежа; в предложении 52 все это – дополнение, так как все – в винительном падеже.
Синтаксическая позиция местоимения сам
Своеобразны предложения типа 53) Сергей все проблемы решает сам. Какую синтаксическую позицию занимает местоимение сам? Сначала установим, с каким членом предложения оно связано. Оказывается, связано оно и со сказуемым (решает сам), и с подлежащим (Сергей сам). Связи члена предложения одновременно с двумя другими членами называют двунаправленными 13 . Получается, что при подчинении местоимения сам глаголу-сказуемому образуется свободное словосочетание, каждый компонент которого занимает свою, отдельную синтаксическую позицию: сам – обстоятельство при этом сказуемом. В то же время при связи его с подлежащим образуется синтаксически нечленимое словосочетание, занимающее в предложении одну синтаксическую позицию – здесь позицию подлежащего (Сергей сам). Аналогично: 54) Семейное положение (при переписи населения. – О.Ч.) каждый для себя определяет сам (из газеты). Подобные словосочетания могут быть в позиции только второстепенного члена, ср.: 55) Эту задачу придется решать тебе самому, где самому – обстоятельство при сказуемом, тебе самому – синтаксически нечленимое словосочетание в позиции дополнения.
Аналогично: 56) Вся она покраснела от смущения. Определительное местоимение вся образует синтаксически нечленимое сочетание вся она, занимающее позицию подлежащего, и – одновременно! – будучи связанным со сказуемым, является при нем обстоятельством (покраснела вся).
Однако не исключена и однонаправленная связь местоимения сам, если оно употреблено в форме косвенного падежа – только с местоимением. Вот пример: 57) В нем самом (Чехове. – О.Ч.) никогда не угасала потребность сеять, сажать, растить (К.Чуковский). Местоимение сам в предложном падеже связано только с местоимением он тоже в предложном падеже и образует с ним синтаксически нечленимое сочетание в нем самом, занимающее одну синтаксическую позицию – позицию дополнения.
К синтаксически нечленимым относятся сочетания определительного местоимения сам с возвратным в различных формах; их синтаксическая позиция устанавливается в зависимости от падежной формы первого местоимения сам (возвратное местоимение не имеет формы именительного падежа!). Так, в предложении 58) Искусство – это и есть, наверное, беседа: с людьми, с самим собой, со своей совестью и совестью мира, времени. (Д.Лихачев) сочетание с самим собой находится в позиции дополнения (с самим – в творительном падеже) при сказуемом беседа.
Одну синтаксическую позицию занимает и синтаксически нечленимое словосочетание вопросительного местоимения с указательным кто такой, что такое: 59) Что такое наша Земля? (Д.Гранин); 60) Ты кто такой? Эти сочетания занимают только позицию сказуемого.
Есть основания признать синтаксически нечленимыми, а следовательно, занимающими одну синтаксическую позицию, некоторые сочетания «наречия с другими наречием или падежной формой имени, уточняющими, конкретизирующими его значение» 14 : вчера днем, рано утром, высоко в небе и под. Дело в том, что они в целом обозначают общую временную или пространственную характеристику действия, выраженного глаголом-сказуемым, при этом второй компонент уточняет ее указанием на другое обстоятельство или предмет. Понятно, что это позиция второстепенного члена. Вот примеры: 61) Я попробовал забраться еще дальше в прошлое, куда-нибудь в девятнадцатый век (Д.Гранин); 62) Когда-то давно он посадил эту березу; 63) Поздно вечером мы вернулись на свой теплоход (Д.Гранин); 64) Он заставил меня обойти ее (церковь. – О.Ч.) кругом, потом выбрал какую-то точку справа от входа так, чтобы я видел башню и стрельчатые окна (Д.Гранин). Обычно они занимают позицию обстоятельства места (еще дальше в прошлое и куда-нибудь в девятнадцатый век в предложении 61), времени (когда-то давно в предложении 62, поздно вечером в предложении 63). Не исключена позиция несогласованного определения при связи такого сочетания с существительным: справа от входа в предложении 64 – несогласованное определение при дополнении точку; но это словосочетание связано и с глаголом-сказуемым выбрал – снова двунаправленная связь! – значит, справа от входа занимает и позицию обстоятельства; это синкретичный член предложения.
Есть еще одна разновидность синтаксически нечленимых сочетаний – это составные члены предложения, также занимающие одну синтаксическую позицию. Существуют, как известно, составные сказуемые – глагольные и именные. Первые представляют собой сочетание вспомогательного фазового, модального или эмоционального глагола с инфинитивом, а вторые – сочетания глаголов-связок с именной частью (существительным, прилагательным и под.). В предложении 65) Мне часто приходилось слышать, что лицо у Блока было неподвижное (К.Чуковский) в позиции сказуемого первой части сочетание приходилось слышать – составное глагольное сказуемое, а в позиции сказуемого второй части было неподвижное – составное именное сказуемое. Сюда же включаются сложные сказуемые, скажем, не любил быть солистом в предложении 66) В играх он (Чехов. – О.Ч.) не любил быть солистом (К.Чуковский). Сразу заметим, что составные члены предложения надо отличать от членов предложения, выраженных сложными, или аналитическими, словоформами, например: 67) Я жаловаться на жизнь не буду (Л.Филатов) – простое глагольное сказуемое выражено сложной формой будущего времени буду жаловаться.
Одну синтаксическую позицию занимают и так называемые распространенные члены предложения – обособленные члены. Вот пример: 68) Туман открывал маленькие городки, лежащие внизу. (Д.Гранин) В предложении 68 одну синтаксическую позицию – позицию обособленного определения – занимает причастный оборот лежащие внизу. Отличие распространенных членов предложения от составных членов предложения заключается в грамматической форме, то есть в способе выражения, и в возможности быть разбитыми на члены предложения.
Некоторые выводы
Позицию члена предложения может занимать не только словоформа, но и более сложные образования. Существуют распространенные, составные члены предложения и члены предложения, выраженные нечленимыми словосочетаниями. Распространенные члены предложения, как правило, бывают обособленными и выражаются оборотами – причастными, деепричастными и др. Типичные составные члены предложения – это составные сказуемые. Они занимают в предложении одну синтаксическую позицию.
Неразложимые словосочетания представлены двумя разновидностями: лексически неразложимыми и синтаксически неразложимыми. Лексически неразложимые словосочетания – это большинство фразеологизмов и составные наименования. Они чаще находятся в одной синтаксической позиции, причем в позиции любого члена предложения – в зависимости от их лексического значения. Фразеологизмы надо отличать от омонимичных свободных словосочетаний, компоненты которых замещают разные синтаксические позиции.
Синтаксически неразложимые словосочетания отмечены особым характером синтаксических связей. Они также занимают одну синтаксическую позицию – позицию главного или второстепенного члена. Они имеют разные грамматические формы и разное грамматическое значение.
Публикация статьи произведена при поддержке школы иностранных языков «IQ School». Посетив сайт школы, который располагается по адресу http://www.iqschool.ru/eng/intern_exam_prep/ielts_prep/, Вы можете выбрать и записаться на нужный Вам курс изучения иностранного языка. Если Вы не можете сказать уверенно, на каком уровне Вы владеете языком, «IQ School» предлагает пройти онлайн-тест и устное собеседование по скайпу. Центр подготовки к международным экзаменам поможет всем желающим подготовиться к экзаменам TOEFL и IELTS. Также приятным дополнением станет гибкая система скидок и акций.
1 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1990. С. 547.
3 Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И. Молоткова. М.: Русский язык, 1978. С. 181.
4 Грамматика русского языка. Т. II, ч. I. М.: АН СССР, 1954. С. 16.
5 Грамматика русского языка. Т. II, ч. I. С. 16.
6 Как замечает С.М. Кузьмина, в количественно-именных сочетаниях наблюдается «своеобразное сочетание согласования и управления, распределенное по падежам». (Русский язык. Учебник для 8–9-х классов средней школы / Под ред. М.В. Панова. М.: Реал-А, 2000. С. 38.)
7 Русская грамматика. Т. II. М.: Наука, 1980. С. 82.
8 Русская грамматика. Т. I. С. 541.
10 Русская грамматика. Т. II. С. 81.
11 Грамматика русского языка. Т. II, ч. I. С. 338.
12 Там же. Т. I, ч. I. С. 552.
13 Русская грамматика. Т. II. С. 143.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Синтаксически членимые и синтаксически нечленимые словосочетания
Словосочетание является синтаксически членимым, если каждый его компонент (главный и зависимый) в предложении будет отдельным членом предложения. Это становится возможным потому, что и главный, и зависимый компонент являются лексически полноценными и каждый из них выполняет в словосочетании предназначенную ему роль: главный компонент обладает номинативной функцией и называет предмет, действие, признак, состояние, отношение, бытие; зависимый компонент, употребленный в соответствующей грамматической форме, несет конкретизирующую информацию о том, что названо главным компонентом, т.е. заключает в себе синтаксическое значение признака или объекта.
Так, словосочетание теплая куртка является синтаксически членимым: главный компонент называет предмет, зависимый — конкретизирует его признаком; смысловые отношения между компонентами определительные, что и обусловило синтаксическую членимость данного словосочетания: главный компонент в предложении будет выполнять функцию подлежащего или дополнения, а зависимый — функцию определения: Теплая куртка висела в чулане; Ваня надел теплую куртку. Словосочетание написать письмо также является синтаксически членимым, его компоненты лексически полноценны, смысловые отношения между ними — объектные: главный компонент в предложении будет выполнять функцию сказуемого, а зависимый — дополнения: Утром я написал Аркадию письмо. Синтаксически членимыми являются также словосочетания очень холодно, черный от копоти, лестница на чердак, по-детски наивно, прийти проститься, совсем новый, шум ветра, обложка книги.
Словосочетание является синтаксически нечленимым, если в предложении оно может быть употреблено в роли какого-то одного члена предложения.
Например, словосочетание три грузовика синтаксически нечленимо: в предложении оно может быть либо подлежащим, либо дополнением: К заводским воротам подъехало три грузовика; Все оборудование мы погрузили на три грузовика. Словосочетание несколько шагов в предложении может быть либо подлежащим, либо обстоятельством меры: От края пропасти меня отделяло несколько шагов; Я отошел от машины на несколько шагов.
Синтаксическая нечленимость большинства словосочетаний объясняется семантической неприспособленностью их грамматически главных слов быть распространяемыми: два окна, несколько прыжков, большинство избирателей, охапка васильков, кто-то из студентов, любой из нас, что-то тяжелое, где-то за рекой, намереваться посетить, обязан контролировать, оказался боксером и т.п. Это означает, что грамматически главные слова таких словосочетаний не формируют с грамматически зависимыми от них словоформами подчинительных отношений и, следовательно, семантических структур, обусловливающих определительные, обстоятельственные и объектные отношения между компонентами.
Отношения между элементами синтаксически нечленимых словосочетаний являются комплетивными (восполняющими). Синтаксическая конструкция, возникающая па их основе, имеет статус синтаксического компонента — составной части какого-либо смыслового и структурного целого (синтаксически членимого словосочетания, простого предложения).
Различают следующие группы синтаксически нечленимых словосочетаний:
- 1) количественно-именные словосочетания:
- • две тетради, три вышки, четверо мужчин, одиннадцать поправок;
- • несколько человеку большинство замечаний, часть книгу много туристов;
- • два килограмма яблок, пять метров сатина, три литра бензина;
- • бутылка воды, коробка конфет, пачка сигарет;
- • груда камней, охапка колосьев, вязанка дров, пучок укропа;
- 2) неопределенно- или обобщенно-избирательные:кто-то из студентов, один из пассажиров, любой из них, никто из жильцов;
- 3) неопределенно-признаковые:что-то тяжелое, что-то мягкое, нечто необъяснимое, кто-то в черном, где-то сверху, куда-то вниз;
- 4) словосочетания совместного действия, отношения, признака:мать с бабушкой <уехали), мы с братом <слушали), дед с дядей Ваней <не любили), у пас с Колей <таких игрушек не было);
- 5) словосочетания, называющие особенность какого-либо неотъемлемого признака предмета или действия:река с крутыми берегами, котенок с белыми лапками, обувь большого размера, говорить тихим голосом, ехать с большой скоростью, отказаться по непонятной причине;
- 6) словосочетания, главное слово которых является служебной частью составного сказуемого:хотеть уехать, стараться не отстать, должен объяснить, надо узнать, можно построить, начать посещать, перестать писать, оказаться пустой, притворяться спящим, работать токарем;
- 7) словосочетания, главное слово которых (имя существительное) имеет метафорическое значение:лента реки, серп луны, зеркало льда, свечи сосен, журавль колодца.
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Типы словосочетаний по структуре
По структуре (количеству компонентов) словосочетания бывают простыми и сложными.
Простым является словосочетание, которое состоит из двух компонентов: одного главного и одного зависимого. В простом словосочетании компоненты (главный либо зависимый или оба одновременно) могут быть выражены:
- 1) словом или словоформой: розовые облака, мебель для гостиной, открыть окно, серый от пыли;
- 2) синтаксически нечленимым словосочетанием: рекас крутыми берегами, купитьдве тетради, стать седымот горя, два года работать токарем;
- 3) устойчивым сочетанием слов: нести ответственностьза детей, совершить посадкув Омске, оказать давлениена свидетеля, пойти на сговор во избежание невосполнимых потерь;
- 4) фразеологизмом: поехатьза длинным рублем, бежатьчто есть духу,гонять лодырявсем классом.
Простое синтаксически членимое словосочетание, войдя в предложение, дает ему два члена предложения.
Сложным является словосочетание, состоящее более чем из двух компонентов — трех, четырех, пяти: дом с белыми колоннами, всегда строгий к лентяям, купить в магазине книгу о шахматах, построить большой дом на высоком берегу. В сложном словосочетании, как и в простом, компоненты могут быть выражены словом, словоформой, синтаксически нечленимым словосочетанием, устойчивым сочетанием слов, фразеологизмом. Например: Мне надо было зайти в магазин и купить Юле несколько тетрадей; Нам удалось своевременно произвести обработку садового участка. Сложное синтаксически членимое словосочетание, войдя в предложение, дает ему столько членов предложения, сколько в таком в сложном словосочетании компонентов. Например, сложное (трехкомпонентное) словосочетание дом с белыми колоннами при вхождении в предложение дает ему три члена предложения: подлежащее <дом),несогласованное определение (с колоннами) и согласованное определение <белыми)'. Дом с белыми колоннами когда-то был госпиталем.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Открытый урок по русскому языку на тему «Словосочетание» (7 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока: Словосочетание. Строение словосочетаний.
Сформировать у учащихся представление о словосочетании как минимальной единице синтаксиса;
Развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, речь, память, творческие способности, фантазию. Обуч и ть правильному произношению, обогатить словарный запас учащихся;
Воспитывать чувство к прекрасному, трудолюбие, любовь к родной земле, к родному языку.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, слайды.
Тип урока: Урок-творчество, интегрированный.
Методы урока: словесный, поисковый, творческий.
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рукой …
Забыв родной язык – я онемею.
Утратив русский – стану я глухой.
І. Побуждение. (Эмоциональный настрой)
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
Где бы ни носила переменчивая судьба человека по волнам жизни, где бы он ни находился, но вновь и вновь пусть даже мысленно возвращается он к той единственной земле – родной земле.
Родина – это начало всех начал. Душа, помысли каждого человека связана с родиной. Это ваш дом, очаг, улица, школа.
Послушаем музыку о родной земле. (Песня “Тарбагатай”)
2. Ассоциативная карта.
Задания по ассоциативной карте:
1) Подобрать синонимы к слову “Родина”.
2) Составьте с этими словами словосочетания.
1 строчка – существительное. Родина.
2 строчка – два глагола. Любить, беречь.
3 строчка – три прилагательных. Родная, необъятная, земная.
4 строчка – фраза из четырех слов. Я люблю свою Родину.
5 строчка – синоним. Отчизна.
3. Работа с эпиграфом.
Прочитайте эпиграф, как вы объясните основную мысль этого отрывка?
— У каждого человека есть своя Родина. Родина – это мой дом, улица, школа. Язык передается от молока матери. Язык матери – это мой родной язык! Наряду с родным языком мы изучаем язык великих русских людей: Пушкина, Лермонтова, Толстого. Но дороже всего — мой родной казахский язык!
— Язык достояние народа, он способствует единству и сплоченности наций чтобы сохранить язык, надо делать самое простое и доступное: говорить между собой на своем родном языке.
Русский язык признан языком межнационального общения. Мы должны научиться свободно владеть русским языком.
Ребята, как вы думаете для чего нужен человеку язык?
Что является основной единицей языка?
Давайте, возьмем любое слово из эпиграфа.
С точки зрения фонетики: 4 букв, 5 звуков.
С точки зрения лексики: слово обозначает средство человеческого общения.
С точки зрения морфологии – это существительное.
Язык – сущ, неодушевленное, нарицательное, мужской род, единственное число,
ІІ склонение, Именительный падеж.
1. Объяснение новой темы.
Мы не можем общаться только словами, но именно из слов мы составляем словосочетания, а словосочетания помогают нам строить предложения.
Ребята, начинаем изучать большой раздел русского языка “СИНТАКСИС”.
Раздел грамматики, Основные единицы синтаксиса —
в котором изучаются словосочетание и предложение.
словосочетание и предложение.
Сочетание двух и более слов, связанных по смыслу и грамматически.
Словосочетание состоит Словосочетание называет
из главного и зависимого предметы, действия и их
слова. признаки более точно, чем
Не являются словосочетаниями: подлежащее + сказуемое.
Способы связи в словосочетаниях
Согласование Управление Примыкание
Род число падеж определенный падеж по смыслу
Родная земля. Читать книгу. Идти быстро.
(жен.род, ед.ч., И.п) (Винительный падеж) (как?)
Родной край. Любить Родину. Любить нежно.
(муж.род, ед.ч., И.п) (Винительный падеж) (как?)
Прежде чем приступить к изучению текста “Арктика”, дополним наши знания, слушая учителя географии об интересном материке Арктике.
АРКТИКА – самый уникальный континент мира, отличающийся от пяти остальных удивительными особенностями своей природы, суровой и очень своеобразной. Это единственный материк, расположенный в центре Антарктики.
— Площадь территории – 12,4 млн км 2 , а вместе с шельфовыми ледниками и прилегающими островами – свыше 14 млн км 2 .
— 99% территории покрыто толстым слоем льда около 1720м.
— Арктика – самый высокий материк земного шара.
— Общий объем материкового льда 24 млн км 2 , что состовляет более 90% мировых запасов пресной воды.
— Арктика – полюс холода.
— Только один раз в год можно наблюдать рассвет и закат солнца над Арктикой.
Беседа по тексту:
А) Где находится Арктика?
Б) Какие животные и растения встречаются в Арктике?
В) Какие народы живут в Арктике?
Г) Почему белого медведя называют “хозяином” Арктики?
Краткий пересказ текста (2-3 учащихся).
3. Работа со словосочетаниями.
Выпишите из текста 5-6 словосочетаний и укажите способы связи.
Полярная ночь, белый медведь, теплая шуба — согласование.
Связана с морем, прикрывает лапой, греет медведя – управление.
Резко поднимается, глубоко ныряет, хорошо видит – примыкание.
4. Творческая работа по развитию речи.
Белый снег, суровая зима, делаем снеговик, Новый год, дед Мороз, катаемся на лыжах и на санках, белые медведи, холодный материк.
используя данные словосочетания
1 группа 2 группа 3 группа
Составьте предложения. Мини-эссе Очерк
“ Мое любимое время года”. “Что я знаю об Арктике”.
Презентация работ учащихся.
1. Самостоятельная работа.
Словосочетания помогают передавать свои чувства.
Задание: Соедините линиями словосочетания со словами, которые называют определенные чувства человека.
Любовь Получить пятерку
Радость Любимая мамочка
Смех Боль утраты
Страх Веселая история
Грусть Тоска по родному краю
Слезы Потерять близких
Ненависть Ложная клевета
Работа по учебнику: Упражнение 4, страница 124.
Опираясь на текст “Арктика” ученики называют фамилии путешественников.
3. Тест. Контроль материала. Усвоение грамматического материала.
А) Дети поют. Б) Дружные ребята.
Отметь словосочетание с согласованием.
А) Полярная ночь. Б) Греет медведя.
Отметь словосочетание с управлением.
А) Сильная рука. Б) Ждать друга.
Из чего состоит словосочетание?
А) подлежащего и сказуемого. Б) главного и зависимого.
Самооценка (ученики сами оценивают свои ответы)
4. Домашнее задание: пересказ текста “Арктика”. Упражнение 8, стр.125.
Чему мы научились на уроке?
О чем мы говорили?
Самый лучший ответ.
Перед вами высказывание великого Абая: “Для того, чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру”.
Любите, изучайте русский язык.
Берегите, цените свой родной язык.
Урок достиг своей цели. Структура урока отличается системностью, продуманностью всех этапов урока. Каждый этап урока имеет свою дидактическую задачу и логическую завершенность.
Умелое использование словесного, поискового, творческого методов обучения способствовало раскрытию нового материала. Этапы урока тесно взаимосвязаны с целями, содержанием учебного материала, методами и формами урока (групповая, индивидуальная, коллективная), что способствовало целостности урока.
Творческую активность учащихся, их мышление, воображение достигла путем использования интересных, проблемных вопросов и ситуаций. Большое внимание уделила коммуникативной направленности. На уроке осуществлялся дифференцированный подход к учащимся. Ответы учащихся были убедительными, что показывало большую самостоятельность мышления, умение применять полученные задания на практике.
Качество знаний учащихся среднее.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 799 человек из 79 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 341 человек из 60 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 333 человека из 67 регионов
- Закирова Диана ЮриковнаНаписать 3056 17.01.2016
Номер материала: ДВ-350207
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 17.01.2016 649
- 17.01.2016 399
- 17.01.2016 425
- 17.01.2016 408
- 17.01.2016 588
- 17.01.2016 608
- 17.01.2016 328
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Средняя зарплата учителей в Москве достигла 122 тыс. рублей
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для образовательных учреждений
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах
Время чтения: 1 минута
В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
🎦 Видео
Согласование, управление, примыканиеСкачать
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Cловосочетание | Русский язык 4 класс #7 | ИнфоурокСкачать
Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать
Свободные и несвободные (цельные словосочетания)Скачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Русский язык 7 класс (Урок№33 - Правописание не с наречиями на -о и -е.)Скачать
Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать
Словосочетание. Управление.Скачать
Все способы словообразованияСкачать
Словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать