Не является нормативным словосочетание черное пожарище пахучий

Видео:"РЕДЬЯРД КИПЛИНГ «СЕРЫЕ ГЛАЗА — РАССВЕТ...»" ( в прочтение Александра Петрова )Скачать

"РЕДЬЯРД КИПЛИНГ «СЕРЫЕ ГЛАЗА — РАССВЕТ...»" ( в прочтение Александра Петрова )

Тест. Культура речи. Морфологические нормы.
тест по русскому языку (10 класс) по теме

Тестовые задания на повторение морфологических норм. Имя существительное.

Видео:Булат Окуджава: вымысел не есть обман (Я пишу исторический роман)Скачать

Булат Окуджава: вымысел не есть обман (Я пишу исторический роман)

Скачать:

ВложениеРазмер
test.kulturrechi.morfol.normy_.doc39.5 КБ

Видео:Белое на черном — спектакль МХТ Чехова по роману Рубена Гальего, режиссер – Марина БрусникинаСкачать

Белое на черном — спектакль МХТ Чехова по роману Рубена Гальего, режиссер – Марина Брусникина

Предварительный просмотр:

Тесты по культуре речи. Морфологические нормы. Имя существительное.

  1. Отметьте словосочетание, в котором прилагательное правильно согласовано с существительным:
  1. полученный бандероль
  2. молодая картофель

3. больная мозоль

4. яичная шампунь

2…Отметьте словосочетание, в котором прилагательное правильно согласовано с существительным:

  1. концертная рояль
  2. свежий овощ
  3. красивая тюль
  4. вкусный фасоль

3…Из перечисленных слов: а) бродяга, б) бедняга, в) симпатяга, г) дворняга — к именам существительным общего рода относятся:

4. Из перечисленных отрицательных оценочных наименований людей: а) шляпа, б) змея, в) лиса, г) соня – к именам существительным общего рода не относятся:

5. Большинство неодушевленных несклоняемых существительных имеют род:

1. мужской 2. средний 3. женский 4. общий

6. Отметьте словосочетание, в котором прилагательное правильно согласовано с несклоняемым существительным:

1. серьезное жюри 2. красивая бра 3. зеленый такси 4. вкусная какао

7. Укажите существительное среднего рода:

1. маэстро 2. кутюрье 3. коммюнике 4. кофе

8. Выберите существительное мужского рода из перечисленных слов:

1. жалюзи 2. мозоль 3. евро 4. бра

9. Найдите предложение с ошибкой:

1. Интервью с актером близилось к концу

2. Свои знания подросток почерпнул со страниц Псалтыря

3. В универмаге продается красивая тюль

4. Кофе готовился недолго

  1. Найдите предложение с ошибкой:
  1. Мы подъехали к многоводному Миссисипи
  2. И на покорный рояль властительно ложились руки
  3. Жаркое солнце смотрит на зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль
  4. Белая клавиша в рояле западала.
  1. Найдите предложение с ошибкой:
  1. Токио встретило нас радушно
  2. Дели утопал в зелени
  3. Туапсе славился как замечательный курорт
  4. Солнечный Сочи будет встречать зимние Олимпийские игры в 2014 году
  1. Родовая принадлежность составных существительных, имеющих в своем составе несклоняемое существительное (кафе-столовая, автомобиль-такси) :
  1. определяется по первому слову
  2. определяется по второму слову
  3. определяется по роду несклоняемого слова
  4. не может быть определена

13. Найдите существительное, имеющее следующую характеристику : ср.род, несклоняемое, неодушевленное, нарицательное, конкретное:

1. кашне 2. пенальти 3. шимпанзе 4. маэстро

14. Из перечисленных слов : а) рельс, б) клавиш, в) студень, г) ставень –к существительным, имеющим параллельные родовые формы, относятся:

1. а, б, г 2. а, в 3. б, в, г 4. а, б

15. Отметьте существительное, которое имеет форму только мн.ч. :

1. белила 2. дары 3. сплетни 4. беспорядки

16. Отметьте существительное, которое имеет форму только мн.ч. :

1. мысли 2. дворяне 3. перила 4. ссоры

17. Отметьте существительное, которое имеет форму только мн.ч. :

1. недра 2. деревни 3. галактика 4. крестьяне

18. Отметьте существительное, которое имеет форму только един.ч. :

1. листва 2. поэма 3. аптекарь 4. порт

19. Отметьте существительное, которое имеет форму только един.ч. :

1. якорь 2. квартал 3. синева 4. адрес

20. Укажите существительное, которое имеет нормативное окончание –а (я) в И.п. мн.ч.

1. инженер 2. шофер 3. профессор 4. ректор

21. Укажите существительное, которое имеет вариативное окончание в Им.п. мн.ч.:

1. доктор 2. сторож 3. слесарь 4. агрессор

22. Найдите слово с грамматической ошибкой в образовании формы Им.п. мн. Ч. :

1. веера 2. жемчуга 3. паспорта 4. торта

23. Из перечисленных форм существительных в Р.п. мн.ч : а) вафель, б) лимонов, в) ясель, г) ампер – к числу нормативных относятся :

1. а, б, г 2. б, в 3. б, г 4. а, б

24. Из перечисленных форм существительных, сочетающихся со словом ПАРА в Р.п. мн.ч. :а) сапог, б) носок, в) ботинок, г) валенков, — к числу нормативных относятся :

1. а, Б, в, 2. а, в 3.б, в 4. в, г

25. Из перечисленных форм существительных в Р.п. мн. Ч. : а) помидор, б) яблок

в) абрикосов, г) мандарин – к числу нормативных относятся :

1.в, г 2. б, в 3.б, г 4. а, б

26. Из перечисленных форм существительных в Р.п. мн. Ч. : а) осетин, б)монголов,

в) эллин, г) башкиров – к числу нормативных относятся :

1.а, б, г 2. а, б 3. б, г 4. б, в, г

27. Найдите ошибку в образовании формы Р.п. мн. Ч :

1. нет ананасов 2. нет патиссонов 3.нет армян 4. нет чулков

28. Найдите ошибку в образовании формы Р.п. мн. Ч :

1. несколько грузин 2.несколько серег 3.несколько туфель 4. несколько ясель

29. Форма Тв. П. Одинцовом употребляется при склонении сочетания:

1. село Одинцово 2. Петр Одинцов

30.Выберите правильную форму Им. п ед.ч. слова с суффиксом –ИЩ-, образованного от существительного ПЫЛЬ :

1. пылища 2. пылище

Ответы по культуре речи. Имя существительное.

Видео:Монолог Чацкого «И точно, начал свет глупеть...»Скачать

Монолог Чацкого «И точно, начал свет глупеть...»

Тесты по культуре речи. Морфологические нормы. Имя существительное

Тесты по культуре речи. Морфологические нормы. Имя существительное

1. Отметьте словосочетание, в котором прилагательное правильно согласовано с существительным:

1. полученный бандероль

2. молодая картофель

3. больная мозоль

4. яичная шампунь

2 Отметьте словосочетание, в котором прилагательное правильно согласовано с существительным:

1. концертная рояль

3. красивая тюль

4. вкусный фасоль

3…Из перечисленных слов: а) бродяга, б) бедняга, в) симпатяга, г) дворняга – к именам существительным общего рода относятся:

4. Из перечисленных отрицательных оценочных наименований людей: а) шляпа, б) змея, в) лиса, г) соня – к именам существительным общего рода не относятся:

5. Большинство неодушевленных несклоняемых существительных имеют род:

1. мужской 2. средний 3. женский 4. общий

6. Отметьте словосочетание, в котором прилагательное правильно согласовано с несклоняемым существительным:

1. серьезное жюри 2. красивая бра 3. зеленый такси 4. вкусная какао

7. Укажите существительное среднего рода:

1. маэстро 2. кутюрье 3. коммюнике 4. кофе

8. Выберите существительное мужского рода из перечисленных слов:

1. жалюзи 2. мозоль 3. евро 4. бра

9. Найдите предложение с ошибкой:

1. Интервью с актером близилось к концу

2. Свои знания подросток почерпнул со страниц Псалтыря

3. В универмаге продается красивая тюль

4. Кофе готовился недолго

10. Найдите предложение с ошибкой:

1. Мы подъехали к многоводному Миссисипи

2. И на покорный рояль властительно ложились руки

3. Жаркое солнце смотрит на зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль

4. Белая клавиша в рояле западала.

11. Найдите предложение с ошибкой:

1. Токио встретило нас радушно

2. Дели утопал в зелени

3. Туапсе славился как замечательный курорт

4. Солнечный Сочи будет встречать зимние Олимпийские игры в 2014 году

12. Родовая принадлежность составных существительных, имеющих в своем составе несклоняемое существительное (кафе-столовая, автомобиль-такси) :

1. определяется по первому слову

2. определяется по второму слову

3. определяется по роду несклоняемого слова

4. не может быть определена

13. Найдите существительное, имеющее следующую характеристику: ср. род, несклоняемое, неодушевленное, нарицательное, конкретное:

1. кашне 2. пенальти 3. шимпанзе 4. маэстро

14. Из перечисленных слов: а) рельс, б) клавиш, в) студень, г) ставень –к существительным, имеющим параллельные родовые формы, относятся:

1. а, б, г 2. а, в 3. б, в, г 4. а, б

15. Отметьте существительное, которое имеет форму только мн. ч. :

1. белила 2. дары 3. сплетни 4. беспорядки

16. Отметьте существительное, которое имеет форму только мн. ч. :

1. мысли 2. дворяне 3. перила 4. ссоры

17. Отметьте существительное, которое имеет форму только мн. ч. :

1. недра 2. деревни 3. галактика 4. крестьяне

18. Отметьте существительное, которое имеет форму только един. ч. :

1. листва 2. поэма 3. аптекарь 4. порт

19. Отметьте существительное, которое имеет форму только един. ч. :

1. якорь 2. квартал 3. синева 4. адрес

20. Укажите существительное, которое имеет нормативное окончание –а (я) в И. п. мн. ч.

1. инженер 2. шофер 3. профессор 4. ректор

21. Укажите существительное, которое имеет вариативное окончание в Им. п. мн. ч. :

1. доктор 2. сторож 3. слесарь 4. агрессор

22. Найдите слово с грамматической ошибкой в образовании формы Им. п. мн. Ч. :

1. веера 2. жемчуга 3. паспорта 4. торта

23. Из перечисленных форм существительных в Р. п. мн. ч : а) вафель, б) лимонов, в) ясель, г) ампер – к числу нормативных относятся :

1. а, б, г 2. б, в 3. б, г 4. а, б

24. Из перечисленных форм существительных, сочетающихся со словом ПАРА в Р. п. мн. ч. :а) сапог, б) носок, в) ботинок, г) валенков, – к числу нормативных относятся :

1. а, Б, в, 2. а, в 3. б, в 4. в, г

25. Из перечисленных форм существительных в Р. п. мн. Ч. : а) помидор, б) яблок

в) абрикосов, г) мандарин – к числу нормативных относятся :

1. в, г 2. б, в 3. б, г 4. а, б

26. Из перечисленных форм существительных в Р. п. мн. Ч. : а) осетин, б)монголов,

в) эллин, г) башкиров – к числу нормативных относятся :

1. а, б, г 2. а, б 3. б, г 4. б, в, г

27. Найдите ошибку в образовании формы Р. п. мн. Ч :

1. нет ананасов 2. нет патиссонов 3. нет армян 4. нет чулков

28. Найдите ошибку в образовании формы Р. п. мн. Ч :

1. несколько грузин 2. несколько серег 3. несколько туфель 4. несколько ясель

29. Форма Тв. П. Одинцовом употребляется при склонении сочетания:

1. село Одинцово 2. Петр Одинцов

30. Выберите правильную форму Им. п ед. ч. слова с суффиксом –ИЩ-, образованного от существительного ПЫЛЬ :

1. пылища 2. пылище

Ответы по культуре речи. Имя существительное.

Видео:Антон Павлович Чехов. Архиерей. аудиокнига.Скачать

Антон Павлович Чехов.  Архиерей.  аудиокнига.

Не является нормативным словосочетанием черное пожарище пахучий шампунь больной мозоль красивый тюль

Тестовые задания на повторение морфологических норм. Имя существительное.

ВложениеРазмер
test.kulturrechi.morfol.normy_.doc39.5 КБ

Видео:Антон Чехов Черный монах Аудиокнига Онлайн Русская литература (книга чтение, школа) повестьСкачать

Антон Чехов Черный монах Аудиокнига Онлайн Русская литература (книга чтение, школа) повесть

Предварительный просмотр:

Тесты по культуре речи. Морфологические нормы. Имя существительное.

  1. Отметьте словосочетание, в котором прилагательное правильно согласовано с существительным:
  1. полученный бандероль
  2. молодая картофель

3. больная мозоль

4. яичная шампунь

2…Отметьте словосочетание, в котором прилагательное правильно согласовано с существительным:

  1. концертная рояль
  2. свежий овощ
  3. красивая тюль
  4. вкусный фасоль

3…Из перечисленных слов: а) бродяга, б) бедняга, в) симпатяга, г) дворняга — к именам существительным общего рода относятся:

4. Из перечисленных отрицательных оценочных наименований людей: а) шляпа, б) змея, в) лиса, г) соня – к именам существительным общего рода не относятся:

5. Большинство неодушевленных несклоняемых существительных имеют род:

1. мужской 2. средний 3. женский 4. общий

6. Отметьте словосочетание, в котором прилагательное правильно согласовано с несклоняемым существительным:

1. серьезное жюри 2. красивая бра 3. зеленый такси 4. вкусная какао

7. Укажите существительное среднего рода:

1. маэстро 2. кутюрье 3. коммюнике 4. кофе

8. Выберите существительное мужского рода из перечисленных слов:

1. жалюзи 2. мозоль 3. евро 4. бра

9. Найдите предложение с ошибкой:

1. Интервью с актером близилось к концу

2. Свои знания подросток почерпнул со страниц Псалтыря

3. В универмаге продается красивая тюль

4. Кофе готовился недолго

  1. Найдите предложение с ошибкой:
  1. Мы подъехали к многоводному Миссисипи
  2. И на покорный рояль властительно ложились руки
  3. Жаркое солнце смотрит на зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль
  4. Белая клавиша в рояле западала.
  1. Найдите предложение с ошибкой:
  1. Токио встретило нас радушно
  2. Дели утопал в зелени
  3. Туапсе славился как замечательный курорт
  4. Солнечный Сочи будет встречать зимние Олимпийские игры в 2014 году
  1. Родовая принадлежность составных существительных, имеющих в своем составе несклоняемое существительное (кафе-столовая, автомобиль-такси) :
  1. определяется по первому слову
  2. определяется по второму слову
  3. определяется по роду несклоняемого слова
  4. не может быть определена

13. Найдите существительное, имеющее следующую характеристику : ср.род, несклоняемое, неодушевленное, нарицательное, конкретное:

1. кашне 2. пенальти 3. шимпанзе 4. маэстро

14. Из перечисленных слов : а) рельс, б) клавиш, в) студень, г) ставень –к существительным, имеющим параллельные родовые формы, относятся:

1. а, б, г 2. а, в 3. б, в, г 4. а, б

15. Отметьте существительное, которое имеет форму только мн.ч. :

1. белила 2. дары 3. сплетни 4. беспорядки

16. Отметьте существительное, которое имеет форму только мн.ч. :

1. мысли 2. дворяне 3. перила 4. ссоры

17. Отметьте существительное, которое имеет форму только мн.ч. :

1. недра 2. деревни 3. галактика 4. крестьяне

18. Отметьте существительное, которое имеет форму только един.ч. :

1. листва 2. поэма 3. аптекарь 4. порт

19. Отметьте существительное, которое имеет форму только един.ч. :

1. якорь 2. квартал 3. синева 4. адрес

20. Укажите существительное, которое имеет нормативное окончание –а (я) в И.п. мн.ч.

1. инженер 2. шофер 3. профессор 4. ректор

21. Укажите существительное, которое имеет вариативное окончание в Им.п. мн.ч.:

1. доктор 2. сторож 3. слесарь 4. агрессор

22. Найдите слово с грамматической ошибкой в образовании формы Им.п. мн. Ч. :

1. веера 2. жемчуга 3. паспорта 4. торта

23. Из перечисленных форм существительных в Р.п. мн.ч : а) вафель, б) лимонов, в) ясель, г) ампер – к числу нормативных относятся :

1. а, б, г 2. б, в 3. б, г 4. а, б

24. Из перечисленных форм существительных, сочетающихся со словом ПАРА в Р.п. мн.ч. :а) сапог, б) носок, в) ботинок, г) валенков, — к числу нормативных относятся :

1. а, Б, в, 2. а, в 3.б, в 4. в, г

25. Из перечисленных форм существительных в Р.п. мн. Ч. : а) помидор, б) яблок

в) абрикосов, г) мандарин – к числу нормативных относятся :

1.в, г 2. б, в 3.б, г 4. а, б

26. Из перечисленных форм существительных в Р.п. мн. Ч. : а) осетин, б)монголов,

в) эллин, г) башкиров – к числу нормативных относятся :

1.а, б, г 2. а, б 3. б, г 4. б, в, г

27. Найдите ошибку в образовании формы Р.п. мн. Ч :

1. нет ананасов 2. нет патиссонов 3.нет армян 4. нет чулков

28. Найдите ошибку в образовании формы Р.п. мн. Ч :

1. несколько грузин 2.несколько серег 3.несколько туфель 4. несколько ясель

29. Форма Тв. П. Одинцовом употребляется при склонении сочетания:

1. село Одинцово 2. Петр Одинцов

30.Выберите правильную форму Им. п ед.ч. слова с суффиксом –ИЩ-, образованного от существительного ПЫЛЬ :

1. пылища 2. пылище

Ответы по культуре речи. Имя существительное.

Видео:Михаил Веллер - Легенды Невского проспекта(читает автор).Скачать

Михаил Веллер - Легенды Невского проспекта(читает автор).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация, посвящен одной из трудных учебных тем по подготовке выпускников к ЕГЭ. Урок позволит выпускникам восстановить в памяти теоретический материал и закрепить его при в.

Тестовые задания на повторение морфологических норм. Имя существительное.

Не является нормативным словосочетание черное пожарище пахучий
Культура речи:орфоэпические нормы

Материал содержит анализ основных тенденций в постановке ударений имён существительных.

Не является нормативным словосочетание черное пожарище пахучий
Программа элективного курса «Культура речи. Языковая норма» 9 класс

Программа предусматривает углубленное изучение языко­вых средств, с помощью которых можно наиболее точно и правильно передавать смысл устного или письменного высказывания в разных ситуациях общения. В.

Не является нормативным словосочетание черное пожарище пахучий
Программа элективного курса «Культура речи. Языковые нормы»

Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Она требует постоянного совершенствования. В основе культуры речи лежит соответствующее в сознании чел.

Не является нормативным словосочетание черное пожарище пахучий
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование.

Не является нормативным словосочетание черное пожарище пахучий
Урок русского языка «Культура речи. Соблюдение норм современного русского литературного языка»

Цели: -формирование навыков правильной речи, непринужденного общения, навыка работы со словарём;-развитие связной речи обучающихся;-закрепление понятий «точность», «уместность»;-формирование этических.

Тесты по культуре речи. Морфологические нормы. Имя существительное

1. Отметьте словосочетание, в котором прилагательное правильно согласовано с существительным:

1. полученный бандероль

2. молодая картофель

3. больная мозоль

4. яичная шампунь

2 Отметьте словосочетание, в котором прилагательное правильно согласовано с существительным:

1. концертная рояль

3. красивая тюль

4. вкусный фасоль

3…Из перечисленных слов: а) бродяга, б) бедняга, в) симпатяга, г) дворняга – к именам существительным общего рода относятся:

4. Из перечисленных отрицательных оценочных наименований людей: а) шляпа, б) змея, в) лиса, г) соня – к именам существительным общего рода не относятся:

5. Большинство неодушевленных несклоняемых существительных имеют род:

1. мужской 2. средний 3. женский 4. общий

6. Отметьте словосочетание, в котором прилагательное правильно согласовано с несклоняемым существительным:

1. серьезное жюри 2. красивая бра 3. зеленый такси 4. вкусная какао

7. Укажите существительное среднего рода:

1. маэстро 2. кутюрье 3. коммюнике 4. кофе

8. Выберите существительное мужского рода из перечисленных слов:

1. жалюзи 2. мозоль 3. евро 4. бра

9. Найдите предложение с ошибкой:

1. Интервью с актером близилось к концу

2. Свои знания подросток почерпнул со страниц Псалтыря

3. В универмаге продается красивая тюль

4. Кофе готовился недолго

10. Найдите предложение с ошибкой:

1. Мы подъехали к многоводному Миссисипи

2. И на покорный рояль властительно ложились руки

3. Жаркое солнце смотрит на зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль

4. Белая клавиша в рояле западала.

11. Найдите предложение с ошибкой:

1. Токио встретило нас радушно

2. Дели утопал в зелени

3. Туапсе славился как замечательный курорт

4. Солнечный Сочи будет встречать зимние Олимпийские игры в 2014 году

12. Родовая принадлежность составных существительных, имеющих в своем составе несклоняемое существительное (кафе-столовая, автомобиль-такси) :

1. определяется по первому слову

2. определяется по второму слову

3. определяется по роду несклоняемого слова

4. не может быть определена

13. Найдите существительное, имеющее следующую характеристику: ср. род, несклоняемое, неодушевленное, нарицательное, конкретное:

1. кашне 2. пенальти 3. шимпанзе 4. маэстро

14. Из перечисленных слов: а) рельс, б) клавиш, в) студень, г) ставень –к существительным, имеющим параллельные родовые формы, относятся:

1. а, б, г 2. а, в 3. б, в, г 4. а, б

15. Отметьте существительное, которое имеет форму только мн. ч. :

1. белила 2. дары 3. сплетни 4. беспорядки

16. Отметьте существительное, которое имеет форму только мн. ч. :

1. мысли 2. дворяне 3. перила 4. ссоры

17. Отметьте существительное, которое имеет форму только мн. ч. :

1. недра 2. деревни 3. галактика 4. крестьяне

18. Отметьте существительное, которое имеет форму только един. ч. :

1. листва 2. поэма 3. аптекарь 4. порт

19. Отметьте существительное, которое имеет форму только един. ч. :

1. якорь 2. квартал 3. синева 4. адрес

20. Укажите существительное, которое имеет нормативное окончание –а (я) в И. п. мн. ч.

1. инженер 2. шофер 3. профессор 4. ректор

21. Укажите существительное, которое имеет вариативное окончание в Им. п. мн. ч. :

1. доктор 2. сторож 3. слесарь 4. агрессор

22. Найдите слово с грамматической ошибкой в образовании формы Им. п. мн. Ч. :

1. веера 2. жемчуга 3. паспорта 4. торта

23. Из перечисленных форм существительных в Р. п. мн. ч : а) вафель, б) лимонов, в) ясель, г) ампер – к числу нормативных относятся :

1. а, б, г 2. б, в 3. б, г 4. а, б

24. Из перечисленных форм существительных, сочетающихся со словом ПАРА в Р. п. мн. ч. :а) сапог, б) носок, в) ботинок, г) валенков, – к числу нормативных относятся :

1. а, Б, в, 2. а, в 3. б, в 4. в, г

25. Из перечисленных форм существительных в Р. п. мн. Ч. : а) помидор, б) яблок

в) абрикосов, г) мандарин – к числу нормативных относятся :

1. в, г 2. б, в 3. б, г 4. а, б

26. Из перечисленных форм существительных в Р. п. мн. Ч. : а) осетин, б)монголов,

в) эллин, г) башкиров – к числу нормативных относятся :

1. а, б, г 2. а, б 3. б, г 4. б, в, г

27. Найдите ошибку в образовании формы Р. п. мн. Ч :

1. нет ананасов 2. нет патиссонов 3. нет армян 4. нет чулков

28. Найдите ошибку в образовании формы Р. п. мн. Ч :

1. несколько грузин 2. несколько серег 3. несколько туфель 4. несколько ясель

29. Форма Тв. П. Одинцовом употребляется при склонении сочетания:

1. село Одинцово 2. Петр Одинцов

30. Выберите правильную форму Им. п ед. ч. слова с суффиксом –ИЩ-, образованного от существительного ПЫЛЬ :

1. пылища 2. пылище

Ответы по культуре речи. Имя существительное.

Н. В. Чипенко, Москва

  • Назад
  • Вперед

div > .uk-panel’>» data-uk-grid-margin>

Хотите получать уведомления о возможности бесплатной публикации в журналах из списка ВАК и РИНЦ?

Опубликовать статью в журнале из списка ВАК — бесплатно без регистрации

Задание 1. Подберите определения, правильно согласуйте их с приведенными ниже словами. Словосочетания запишите.

Белый рояль, звучная фамилия, хрустальная бра, серая мышь, вкусный картофель, чёрный кофе, мокрый рельс, белый тюль, новое кафе, старая туфля, чёрный какаду, голодный шимпанзе, чёрный пальто, мокрое шоссе, ближайшее метро, старый мозоль, заполненный табель, вагонное депо, свободное купе, сладкий какао, старое пианино, новое меню, свободное такси, красивое фойе, справочное бюро, проигранное пари, объективное жюри, интересное кино.

Не является нормативным словосочетание черное пожарище пахучий

Задание 2. Определите род имен существительных. К существительным общего рода подберите согласованные определения.

Бездарь – женское, вертушка — женское, воротила – мужское, выскочка – общее, неисправимый выскочка – мужское, неисправимая выскочка – женское, вышибала – мужское, жертва – женское, запевала – общее, лучший запевала – мужское, лучшая запевала – женское, коллега – общее, надёжный коллега – мужское, надёжная коллега – женское, лакомка – общее, толстый лакомка – мужское, толстая лакомка – женское, лиса – женское, мазила – общее, хронический мазила – мужское, хроническая мазила – женское, марионетка – женское, невежда – общее, безнадёжный невежда – мужское, безнадёжная невежда – женское, недотрога – общее, упорный недотрога – мужское, упорная недотрога – женское, недоучка – общее, старый недоучка – мужское, старая недоучка – женское, писака – общее, рьяный писка – мужское, рьяная писака – женское, старшина – мужское, стрекоза – женское, судья – мужское, тамада – мужское, тряпка – женское, тупица – общее, беспросветный тупица – мужское, беспросветная тупица – женское, умница – общее, обаятельный умница – мужское, обаятельная умница – женское, ябеда – общее, отвратительный ябеда – мужское, отвратительная ябеда – женское.

Задание 3. Из двух форм существительных, приведенных в скобках, выберите нормативную. Употребите ее в нужном падеже. Согласуйте определение и сказуемое с этой формой.

  1. Домик на пригорке был чёрный и крыт толем.
  2. Ставень слетел с петли. Ставня слетела с петли.
  3. Ударили по рельсу, подвешенному к дереву.
  4. Мы вошли в светлый большой зал.
  5. Ветром был разбросан скирд. Ветром была разбросана скирда.

Задание 4. От предложенных существительных образуйте форму единственного числа и согласуйте с ними подобранные определения.

  1. Красивый жираф, пустынная степь, большой скирд, большая скирда, старый неряха, старая неряха, вкусное яблоко, красивый ставень, красивая ставня, новая присоска, грязная шинель, золотая медаль, тёплый унт, белый гусь, чёрная клавиша, грязная манжета, грязный манжет, тюлевая занавесь, новый староста, распространённая идиома.
  2. Чёрный рояль, мокрый рельс, белая босоножка, лесное пожарище, золотой погон, тяжёлая бандероль, лучший запевала, лучшая запевала, спелая гроздь, военный санаторий, высокий ботфорт, светлый зал, душистый шампунь, кровавая мозоль, маленькая плакса, справедливый судья, резиновый бот.

Задание 5. Подберите к существительным женского рода существительные мужского рода. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.

Балерина – отсутствие родовой пары, гонщица – гонщик, доярка – дояр, массажистка – массажист, маникюрша – санитарка – санитар, секретарша – секретарь, сиделка — отсутствие родовой пары, солистка – солист, студентка – студент, телеграфистка – телеграфист, ткачиха – ткач, чемпионка – чемпион.

Задание 6. Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода. Определите стилистические и семантические различия между ними. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.

Аквалангист – аквалангистка, адвокат — отсутствие родовой пары, бригадир — отсутствие родовой пары, бригадирша – просторечное, в разговорной речи, врач — отсутствие родовой пары, врачиха – просторечие, генерал — отсутствие родовой пары, генеральша – в разговорной речи, директор — отсутствие родовой пары, директорша – просторечие, директриса – в разговорной речи, доктор — отсутствие родовой пары, докторша – просторечие, доктор наук — отсутствие родовой пары, защитник – защитница, инженер — отсутствие родовой пары, космонавт — отсутствие родовой пары, кандидат в мастера — отсутствие родовой пары, кондуктор — отсутствие родовой пары, лаборант – лаборантка, машинист – машинистка, научный сотрудник — отсутствие родовой пары, педагог — отсутствие родовой пары, слесарь — отсутствие родовой пары.

Задание 7. От данных существительных образуйте формы предложного падежа с предлогом в. Составьте с ними словосочетания. Особо отметьте варианты окончаний.

Сад, край, отпуск, цех, шкаф, дом, холод, лес, год, цвет, порт, чай.

В детском саду, в Приморском крае (в родном краю – доп.), в дополнительном отпуске (в дополнительном отпуску – доп.), в горячем цехе (в горячем цеху – доп.), в платяном шкафу, в новом доме, оказаться в холоде, в тёмном лесу, в юбилейном году, в цвете молодости, яблоки в цвету, в своём порту, в горячем чае.

Задание 8. Раскройте скобки, поставьте местоимения в нужной форме.

У (он, я, они, она). Навстречу (я, он, она, они). Выше (он, она, я). Благодаря (он, она, они, мы, вы). За(он, она, ты, я). К (он, она, они, мы). Из-за (он, она, они, вы, мы). Вслед за (он, она, они, вы).

У него, у меня, у них, у неё.

Навстречу мне, навстречу ему, навстречу ей, навстречу им.

Выше него, её, меня.

Благодаря ему, ей, им, нам, вам.

За ним, за ней, за тобой, за мной.

К нему, к ней, к ним, к нам.

Из-за него, из-за неё, из-за них, из-за вас, из-за нас.

Вслед за ним, вслед за ней, вслед за ними, вслед за нами.

Задание 9. Образуйте форму 3-го лица ед. числа от данных ниже глаголов. При наличии вариантов объясните их различие.

Капать, махать, сыпать, двигать, мяукать, щипать, брызгать, полоскать.

Капать – капает, каплет.

Сыпать – сыплет, сыпет – допустимо.

Двигать – двигает (в значении «перемещать что-либо»).

Мяукать – мяукает, мяучит – устаревшее.

Брызгать – брызжет, брызгает.

Полоскать – полощет, полоскает – допустимо.

ВложениеРазмер
grammatiko-stilisticheskie_uprazhneniya.doc36 КБ

Видео:ШАЙКА ИДИОТОВ: НОВАЯ КНИГА О НАС - Михаил ВеллерСкачать

ШАЙКА ИДИОТОВ: НОВАЯ КНИГА О НАС - Михаил Веллер

Предварительный просмотр:

1. Отметьте неправильное употребление однородных членов предложения, предлогов.

1). Больным давали фрукты, крепкий бульон, какао, апельсины.

2). Ваш рацион должен включать различные фрукты и овощи.

3). На стройку завезли стройматериалы, рабочих, бетон, лес.

4). Всем понравилась повесть, опубликованная в последнем номере журнала и которая рассказывает о молодёжи.

5). Ураган разрушил жилые постройки, пляжные домики, ангары для катеров.

6). Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта.

7). Жильцы требовали ликвидировать неполадки и сделать ремонт.

8).Организована производственная практика студентов на заводах, лабораториях и школах.

9).Студенты группы приняли на себя следующие обязательства: ликвидация академической задолженности; поднять дисциплину в группе; соблюдать порядок и чистоту в общежитии.

10). В соревнованиях принимали участие представители разных вузов города: строительный университет, экономическая академия, железнодорожный университет.

11). На улицах города, площадях, переулках, скверах, учреждениях была развернута широкая реклама.

12). Назойливая реклама в магазинах, транспорте, на улице раздражает.

13). Книга не только имеет познавательную деятельность, но и большое воспитательное значение.

14). Хорошо отвечали на экзаменах как выпускники средней школы, а также учащиеся восьмых классов.

2. Проанализируйте употребление деепричастий. Выберите правильные варианты.

1). Всё изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента.

2). Зайдя в машинное отделение, меня обдало жаром.

3). Подъехав к терминалу, состав разгрузят за короткое время.

4). Читая статью, я всегда делаю выписки.

5). Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза.

6). Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение многих недель ни одного свободного дня.

7). Уезжая из родного города, мне стало грустно.

8). Поднявшись вверх по Волге, баржа будет разгружена на причалах Саратова.

9).Сделав работу и думая о завтрашнем дне, он предвкушал удачу.

3. Найдите примеры речевой избыточности.

1). Долгие и продолжительные аплодисменты.

2). Памятный сувенир.

3). Мужественный и смелый человек.

4). Интенсивные продолжительные тропические ливни.

5). Грусть-тоска меня съедает.

6). Он был патриотом своей Родины.

7). Хронометраж времени.

8). Хронометраж производственных процессов.

9). Незаконные бандформирования.

10). И отправились они в путь-дорожку.

11). Наша деятельность направлена на развитие общения и коммуникации.

12). Магазин букинистической книги.

13). Монументальное искусство.

14). Монументальный монумент.

15). На рабочем месте необходимо беречь каждую минуту времени.

16). Старый ветеран нашего предприятия.

4. Выберите словосочетания, соответствующие нормам литературного языка.

Чёрное кофе, чёрный кофе, больная мозоль, больной мозоль, травяная шампунь, травяной шампунь, покрыть крышу толем, покрыть крышу толью, розовый фламинго, розовое фламинго, зелёный Сочи, зелёное Сочи, красивый тюль, красивая тюль, правая рельса, правый рельс.

5. Выберите правильные варианты употребления имён числительных.

1). Трое юношей и (трое девушек, три девушки) исполняли красивый танец.

2). Школьная библиотека располагает (двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя, двумя тысячами четырёхсот восьмьюдесятью тремя, двумя тысячами четырьмястами восьмьюдесятью тремя) книгами.

3). Корабль находился на орбите 383 (суток, дня).

4). Машины стояли у (обоих ворот, тех и других ворот).

5). Было закуплено 22 (ножниц, штуки ножниц, пары ножниц).

6). Наш город отметил (двестипятидесятилетие, двухсотпятидесятилетие).

7). ( Трое зайцев, три зайца) прыгали по поляне.

8). Я обоими руками голосую за неё.

9). Посёлок находился в полтора километрах от города.

10). Мы добрались за полтора часа.

11). Гроссмейстер провёл сеанс одновременной игры на полтораста досках.

6. Выберите варианты в соответствии с нормативным употреблением формы падежа имён существительных.

1). Роль Раневской в («Вишнёвом саду», «Вишнёвом саде»).

2). Большой выбор (чулок-чулков, носок-носков).

3). Закончить работу к первому (августу, августа).

4). Разделить на несколько равных (доль, долей).

5). В реконструированном (цехе, цеху) завода.

6). Увидеть на небе (Сириус, Сириуса).

7). Купить несколько (грамм, граммов) конфет.

8). Во главе с профессором (Львовым, Львовом).

9). Дача под (Голицыным, Голицыном).

10). Надеяться на (Юпитера, Юпитер).

11). Пара махровых (полотенцев, полотенец).

12). Пара (туфель, туфлей).

13). Первая партия (мандарин, мандаринов).

14). Погладить дюжину (простынь, простыней).

15). Построено ещё несколько (ясель, яслей).

16). Поезд сошёл с (рельс, рельсов).

7. Выберите один из вариантов в соответствии с нормативным употреблением форм имён прилагательных.

1). Ученик был (способен-способный) к математике.

2). Подобный ответ (бессмыслен-бессмысленен).

3). У мальчика появились и (худшие-более худшие) привычки.

4). Дверь (низка-низкая) для такой высокой комнаты.

5). Второй прыжок был (ловчее-ловче), чем первый.

6). Дом каменный и весьма (прочен-прочный).

8. Устраните речевые ошибки в употреблении местоимений.

1). Для ней нет имени.

2). Ихний ребёнок.

4). Около его толпился народ.

5). Она писала дочери в письме, что ей следует приехать.

6). Тургенев приводит героя к постепенному осознанию своих ошибок.

7). Каждый уговаривает почтенного гостя поехать к себе.

8). Группа сдала все зачёты и просила проэкзаменовать их в первую очередь.

9). Хозяйка сняла чемодан со стола и отодвинула его в сторону.

10). Больной попросил сестру налить себе воды.

Видео:Чацкий: "И точно, начал свет глупеть" В. Соломин..aviСкачать

Чацкий: "И точно, начал свет глупеть" В. Соломин..avi

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: показать роль стилистических фигур в текстах художественного стиля;Формировать навыки культуры речи; отрабатывать умение работать с типовыми заданиями ЕГЭ; совершенствовать умение различат.

Не является нормативным словосочетание черное пожарище пахучий
14-16 уроки (给,在,从), краткое изложение грамматики и упражнения

Краткое изложение грамматики по теме «Предложные конструкции».

Не является нормативным словосочетание черное пожарище пахучий
15 урок, Счетные слова: грамматика и упражнения

Краткое изложение грамматики и соответствующие упражнения по теме «счетные слова» для учащихся шестого класса.

Не является нормативным словосочетание черное пожарище пахучий
Грамматика. Тренировочные упражнения (простые времена)

Раскрыть скобки и поставить глаголы в нужную видовременную форму.

Не является нормативным словосочетание черное пожарище пахучий
Задания по грамматике. Сборник упражнений с картинками

Задания по грамматике и для улучшения грамматики. Практика с помощью упражнений.

Не является нормативным словосочетание черное пожарище пахучий
Публикация на тему «Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся».

Данная тема моего выступления является темой моего самообразования. Вопрос о сближении работы по орфографии с решением задач по развитию речи является актуальным для методики преподавания русского язы.

Не является нормативным словосочетание черное пожарище пахучий
Авторская система упражнений направленных на обучение стилистическому анализу иноязычных художественных текстов на уроках английского языка в 10-11 классах

На современном этапе развития общества возросла необходимость владения иностранным языком, причем язык должен быть максимально аутентифицирован, служить средством коммуникации, не быть лишенным экспре.

Не является нормативным словосочетание черное пожарище пахучий

Видео:Антон Чехов – Чёрный монах | Таинственная повесть Чехова [В двух словах]Скачать

Антон Чехов – Чёрный монах | Таинственная повесть Чехова [В двух словах]

Список вопросов теста

Вопрос 1

Выберите неверное утверждение.

  • Словосочетание состоит из главного и зависимого компонентов, между которыми существуют подчинительные отношения.
  • Управление — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже.
  • В словосочетании с примыканием зависимое изменяемое слово соединяется с главным только по смыслу.
  • При управлении с изменением формы главного слова зависимое слово не изменяется.
Вопрос 2

Сколько словосочетаний может быть выделено из предложения

Толпа шумно понеслась по улицам (Н.Гоголь)?

Вопрос 3

В каком из предложений выделенное словосочетание является синтаксически неделимым?

  • На небе БЕСЧИСЛЕННО МЕЛЬКАЛИ тонким и острым блеском звёзды.
  • Воздух был наполнен ТЫСЯЧЬЮ разных птичьих СВИСТОВ.
  • Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам ДИКИХ РАСТЕНИЙ.
  • Путешественники ЕХАЛИ БЕЗ всяких ПРИКЛЮЧЕНИЙ.
Вопрос 4

Укажите словосочетание, не являющееся именным.

  • красный от стыда
  • изучаемый в школе
  • трое сыновей
  • чтение рассказа
Вопрос 5

Укажите словосочетание, не являющееся глагольным.

  • бояться неудачи
  • подбирая слова
  • слышимый изнутри
  • блестящий успех
Вопрос 6

Укажите словосочетание, являющееся местоимённым.

  • пора вдохновения
  • кто-то из соседей
  • каждый шаг
  • о твоём друге
Вопрос 7

Укажите словосочетание, являющееся наречным.

  • близко от дома
  • глядеть исподлобья
  • не слушая советов
  • озабоченный вид
Вопрос 8

В каком словосочетании вид связи согласование?

  • следы зайца
  • воспитанный бабушкой
  • нерушимая дружба
  • пятый слева
Вопрос 9

Как согласуется зависимое слово с главным в словосочетании к вашим именинам?

  • в числе
  • в роде и числе
  • в числе и падеже
  • в числе, роде и падеже
Вопрос 10

Укажите словосочетание, в котором допущена ошибка.

  • чёрный кофе
  • вкусный оливье
  • резвая кенгуру
  • суровый шимпанзе
Вопрос 11

Укажите словосочетание, в котором допущена ошибка.

  • хрустальное бра
  • длинная авеню
  • зелёные Батуми
  • современный Хельсинки
Вопрос 12

В каком словосочетании вид всязи управление?

  • беличий хвост
  • на пятом этаже
  • стремиться помочь
  • школа сестры
Вопрос 13

Укажите словосочетание, в котором допущена ошибка в управлении.

  • любовь к порядку
  • скучаю за родителями
  • подруга жизни
  • хранить молчание
Вопрос 14

Составьте словосочетания. Какое из них будет с предложным управлением?

  • лидер (турнир)
  • млеть (восторг)
  • следовать (мода)
  • точить (карандаши)
Вопрос 15

Составьте словосочетания. Какое из них будет с беспредложным управлением?

  • беречь (природа)
  • встретиться (друг)
  • разговаривать (телефон)
  • проститься (школа)
Вопрос 16

В каком словосочетании вид связи примыкание?

  • рабочая профессия
  • калейдоскоп событий
  • пустить стрелу
  • плакать навзрыд
Вопрос 17

Укажите словосочетание, в котором выражаются определительные отношения.

  • дебютировать на сцене
  • заключить пари
  • на предыдущей странице
  • пожелать удачи
Вопрос 18

Укажите словосочетание, в котором выражаются объектные отношения.

  • усердно трудиться
  • весьма трудно
  • писать мемуары
  • цирковое представление
Вопрос 19

Укажите словосочетание, в котором выражаются обстоятельственные отношения.

  • игра слов
  • назначить директором
  • тянуть книзу
  • эвакуировать население
Вопрос 20

Укажите словосочетание, в котором наблюдается совмещение значений.

  • научная фантастика
  • по-детски весело
  • корить за ошибки
  • лай собак
Вопрос 21

В каком словосочетании связь между компонентами выражается только при помощи окончаний?

  • мясо по-французски
  • преклонение перед талантом
  • раздел математики
  • сломать нечаянно
Вопрос 22

В каком словосочетании связь между компонентами выражается при помощи предлога?

  • благоприятный момент
  • ехать в такси
  • обыграть соперника
  • справа от дороги
Вопрос 23

В каком словосочетании связь между компонентами выражается при помощи предлога и окончания?

  • встретиться в фойе
  • макароны по-флотски
  • прелесть новизны
  • спорить о вкусах
Вопрос 24

В каком словосочетании связь между компонентами выражается только по смыслу?

  • парламентские каникулы
  • отснять фильм
  • достойный похвалы
  • намереваясь действовать
Вопрос 25

Вкаком случае сочетание слов не является словосочетанием?

  • природа цивилизации
  • традиционная и ритуальная
  • избегает оригинальности
  • литературной оригинальности
Вопрос 26

В каком из словосочетаний выделенное слово не является главным?

  • ЧТЕНИЕ книг
  • ОЧЕНЬ поздно
  • ОБРАЩАТЬСЯ к книгам
  • главное ВЫРАЖЕНИЕ
Вопрос 27

В каком случае к словосочетанию, построенному по модели сущ.+сущ., нельзя подобрать синонимичное словосочетание, построенное по модели прил.+сущ. (например, пение птиц=птичье пение)?

  • вид деятельности
  • произведения литературы
  • рынок книг
  • цивилизация Древней Руси
Вопрос 28

В каком случае к словосочетанию, построенному по модели сущ.+сущ., нельзя подобрать синонимичное словосочетание, построенное по модели прил.+сущ. (например, пение птиц=птичье пение)?

  • показания свидетелей
  • день лета
  • плод воображения
  • вокзалы Москвы
Вопрос 29

В каких словосочетаниях нарушены грамматические нормы?

  • радуюсь жизни
  • заведующий склада
  • свойственный этой поре года
  • заверил о своей преданности
  • вернуться со школы
  • требую внимания
  • бронзовый памятник А.Пушкину
Вопрос 30

Определите предложно-падежные формы для образования словосочетаний с приведёнными словами.

  • доволен
  • рад
  • характерный
  • свойственный
  • заведующий, командующий
  • директор
  • компенсировать
  • компенсация
Вопрос 31

Определите предложно-падежные формы для образования словосочетаний с приведёнными словами.

  • наполнен
  • полон
  • обрадованный
  • обрадоваться
  • огорчённый
  • огорчаться
  • плата
  • оплата
Вопрос 32

Определите предложно-падежные формы для образования словосочетаний с приведёнными словами.

🔥 Видео

чацкий является чацким на протяжении двух минутСкачать

чацкий является чацким на протяжении двух минут

И точно, начал свет глупеть (Грибоедов А., "Горе от ума", монолог ЧацкогоСкачать

И точно, начал свет глупеть (Грибоедов А., "Горе от ума", монолог Чацкого

Калина красная...Вокальный квартет "Советская песня"Скачать

Калина красная...Вокальный квартет "Советская песня"

🛟 ИМЕНИ НАХИМОВА / Михаил Веллер / из сборника ЛЕГЕНДЫ АРБАТАСкачать

🛟 ИМЕНИ НАХИМОВА / Михаил Веллер / из сборника ЛЕГЕНДЫ АРБАТА

Женский вокальный квартет советской песни "Калина красная" (1964)Скачать

Женский вокальный квартет советской песни "Калина красная" (1964)

💋 МАРИНА. Михаил Веллер, из книги ЛЕГЕНДЫ НЕВСКОГО ПРОСПЕКТАСкачать

💋 МАРИНА. Михаил Веллер, из книги ЛЕГЕНДЫ НЕВСКОГО ПРОСПЕКТА

Чернозём [2004] - Паводок (Непонятный праздник)Скачать

Чернозём [2004] - Паводок (Непонятный праздник)

Лирика М.И. Цветаевой из кодификатора: черты, анализ некоторых стихотворений | Онлайн - школа СОТКАСкачать

Лирика М.И. Цветаевой из кодификатора: черты, анализ некоторых стихотворений | Онлайн - школа СОТКА

Дайте жалобную книгу. Водочки? Четыре поллитровочки...Скачать

Дайте жалобную книгу. Водочки? Четыре поллитровочки...

Александр Блок "В ресторане" (Никогда не забуду он был, или не был...) Читает Павел МорозовСкачать

Александр Блок "В ресторане" (Никогда не забуду он был, или не был...) Читает Павел Морозов
Поделиться или сохранить к себе: