Не то снег не то дождь вид словосочетания

Видео:Сын написал сочинение на 5/5Скачать

Сын написал сочинение на 5/5

Прочитайте предложение и выполните задания. Когда мы вышли на улицу, увидели, что пошёл не то снег, не то дождь.

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Ваш ответ

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

решение вопроса

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Похожие вопросы

  • Все категории
  • экономические 43,277
  • гуманитарные 33,618
  • юридические 17,900
  • школьный раздел 606,301
  • разное 16,822

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Какие сочетания слов не являются словосочетанием?

Словосочетание состав­ля­ют сло­ва, свя­зан­ные под­чи­ни­тель­ной свя­зью грам­ма­ти­че­ски и по смыс­лу. Не все соче­та­ния слов удо­вле­тво­ря­ют этим тре­бо­ва­ни­ям и явля­ют­ся словосочетаниями.

Как пра­ви­ло, сло­во­со­че­та­ние состо­ит из глав­но­го и зави­си­мо­го сло­ва, кото­рые свя­за­ны под­чи­ни­тель­ной свя­зью по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски. От глав­но­го сло­ва к зави­си­мо­му мож­но задать вопрос.

Не все соче­та­ния слов явля­ют­ся сло­во­со­че­та­ни­я­ми. Например, нель­зя назвать сло­во­со­че­та­ни­ем под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое , так как они состав­ля­ют грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния и меж­ду ними суще­ству­ет рав­но­прав­ная связь:

Во-вторых, соче­та­ния слу­жеб­ных слов (сою­зов, частиц, пред­ло­гов) со зна­ме­на­тель­ны­ми не явля­ют­ся сло­во­со­че­та­ни­я­ми, например:

  • тоже нари­сую, так­же при­ся­ду (союз и глагол);
  • какой чудес­ный, слов­но шёл­ко­вый (части­ца и прилагательное);
  • буд­то при­слу­ши­ва­ет­ся (части­ца и глагол).

Нужно обра­тить осо­бое вни­ма­ние на соче­та­ния суще­стви­тель­ных или место­име­ний (суб­стан­ти­ви­ро­ван­ных частей речи) с про­из­вод­ны­ми пред­ло­га­ми, кото­рые лег­ко спу­тать с дру­ги­ми частя­ми речи, например:

Не явля­ют­ся сло­во­со­че­та­ни­я­ми слож­ные и состав­ные фор­мы буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­ла, состав­ные сте­пе­ни срав­не­ния при­ла­га­тель­ных и наре­чий, например:

  • буду петь, будешь верить, пус­кай гово­рит, пусть напи­шет, давай постро­им, давай­те подумаем;
  • более кра­си­вый, менее сон­ный, наи­бо­лее силь­ный, наи­ме­нее тон­кий, самая вни­ма­тель­ная, гром­че всех.

Не то снег не то дождь вид словосочетания

Ряды одно­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния , соеди­нен­ные сочи­ни­тель­ной свя­зью, так­же не назо­вём словосочетаниями:

Устойчивые сло­во­со­че­та­ния, или фра­зео­ло­ги­че­ские обо­ро­ты , не чле­нят­ся на состав­ля­ю­щие их сло­ва. Они явля­ют­ся одним чле­ном пред­ло­же­ния. Фразеологизм обыч­но мож­но заме­нить словом-синонимом, например:

  • не раз­мы­кать уст — молчать;
  • пове­сить нос — расстроиться;
  • кри­вить душой — обманывать;
  • ни свет ни заря — рано.

Соответственно фра­зео­ло­гизм не явля­ет­ся словосочетанием.

Видео:как быстро выучить стих #shortsСкачать

как быстро выучить стих #shorts

Выпуск 16. Сложносочиненное предложение

ШКОЛА РУССКОГО ПИСЬМА

ВЫПУСК 16. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ (ССП)

В шестнадцатом выпуске проекта 8 разделов
Первый (базовый) уровень
Раздел 1. Сложносочиненные предложения с различными сочинительными союзами
Раздел 2. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях с одиночными союзами И, ДА=И, ИЛИ, ЛИБО (при особых условиях, как исключение)
Раздел 3. Неосновные знаки препинания

Второй уровень
Раздел 4. Тематические особенности постановки знаков препинания в ССП (более подробное рассмотрение некоторых тем)
Раздел 5. Грамматический материал: Предикативная основа предложения
Раздел 6. Грамматический материал: Виды односоставных предложений
Раздел 7. Общая теория сложных предложений (вузовский вариант)
Раздел 8. Вопросы на форумах русского языка

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА «ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ (ССП)»

РАЗДЕЛ 1. СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ СОЧИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ
Тема 1. Общие положения
Тема 2. Соединительные союзы
Тема 3. Разделительные союзы
Тема 4. Противительные союзы
Тема 5. Пояснительные союзы
Тема 6. Присоединительные союзы

РАЗДЕЛ 2. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ССП С ОДИНОЧНЫМИ СОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ И РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ И, ДА=И, ИЛИ, ЛИБО
Тема 1. Наличие общего элемента
Тема 2. Односоставные предложения однородного вида

РАЗДЕЛ 3. НЕОСНОВНЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
Тема 1. Точка с запятой в ССП
Тема 2. Тире в ССП

РАЗДЕЛ 4. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСТАНОВКИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ССП (более подробное рассмотрение некоторых тем)
Тема 1. Отличие сложносочиненных предложений от простых предложений с однородными членами (постановка или отсутствие запятой)
Тема 2. Правильное определение грамматических основ простых предложений в составе ССП
Тема 3. Особенности постановки знаков препинания при наличии общего элемента для простых предложений в составе ССП
Тема 4. Односоставные предложения или однородные сказуемые?

РАЗДЕЛ 5. ГРАММАТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: ПРЕДИКАТИВНАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ (краткий обзор)
Тема 1. Подлежащее
Тема 2. Сказуемое

РАЗДЕЛ 6. ГРАММАТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: ВИДЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

РАЗДЕЛ 7. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ (вузовский вариант)
Тема 1. Определение сложного предложения (СП)
Тема 2. Определение сложносочиненного предложения (ССП)
Тема 3. Средства связи в ССП
Тема 4. Грамматическое значение ССП

РАЗДЕЛ 6. ВОПРОСЫ НА ФОРУМАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ШКОЛА РУССКОГО ПИСЬМА, УРОК 16

РАЗДЕЛ 1. СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ СОЧИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ
Тема 1. Общие положения
Тема 2. Соединительные союзы
Тема 3. Разделительные союзы
Тема 4. Противительные союзы
Тема 5. Пояснительные союзы
Тема 6. Присоединительные союзы

ТЕМА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(1) Сложносочиненным (ССП) называется сложное предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами.

(2) В ССП сочинительный союз стоит либо при каждой предикативной части (повторяющиеся союзы), либо между ними. Поэтому предикативные части не содержат показателя зависимости и формально являются равноправными и независимыми.
(3) Сочинительными союзы делятся на следующие группы: соединительные, разделительные, противительные, а также двойные, пояснительные, присоединительные.
Знание союзов необходимо для правильной постановки знаков препинания, так как по ним определяется ВИД сложного предложения (сложносочинённое или сложноподчиненное), а также объясняются ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ варианты, при которых запятая между простыми предложениями не ставится.

2. ОБЩИЙ ПРИНЦИП РЕШЕНИЯ
Простые предложения в составе ССП отделяются друг от друга запятыми во всех случаях, кроме ИСКЛЮЧЕНИЙ ( одиночные союзы И, ДА=И, ИЛИ, ЛИБО при особых условиях).

ТЕМА 2. СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ
1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Предложения с соединительными союзами делятся на предложения однородного состава со значением перечисления и предложения неоднородного состава с другими значениями.

Предложения однородного состава со значением перечисления описывают одновременные события (события одного временного интервала).

Предложения неоднородного состава имеют дополнительные значения временной очередности, распространения, результата, уступки и др. Для выражения этих значений дополнительно используются различные структурные элементы.

2. ОДИНОЧНЫЕ СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ
ПЕРЕЧЕНЬ СОЕДИНИТЕЛЬНЫХ СОЮЗОВ: И, ДА=И, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, НИ…НИ
(1) СОЮЗ И (грамматическое значение предложений указано в качестве справочного материала)
Берег спускался к морю, и внизу с рокотом плескались волны (распространение).
Давно морозы сковали землю, и лес стоит в своей мрачной созерцательности (временная очередность).
Николка из кухни тащит самовар, и тот поет зловеще и плюется
Всё живое смылось с Садовой, и спасти Ивана Савельевича было некому (результат).
Окна были темны, и только на самом верхнем этаже горело одно окно (ограничение).
Что-то неясное томило душу председателя, и все-таки он решил принять предложение (уступка).
Он был суровым человеком, и в то же время в нем чувствовалась какая-то трогательная беззащитность (несоответствие).

(2) Союз ДА=И (перечисление)
Маячат впереди далёкие горы, да однообразно желтеют уже освободившиеся от снега холмы.
Кое-где белел парус, да чайки едва касались воды.

(3) Союзы И, ТОЖЕ, ТАКЖЕ (отождествление ситуаций)
Катя обожала природу, и Аркадий ее любил.
После взятия Крыма он был расстрелян, его брат тоже.
Собаки дремали, лошади тоже лежали.
В небе первые звёзды повисли, в окнах тоже горят огоньки.
Луна взошла багровая и хмурая, звёзды на небе также хмурились.

3. ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ (перечисление)
(1) Союз И. И:
И Пушкин ласково глядит, и ночь прошла, и гаснут свечи, и нежный вкус родимой речи так чисто губы холодит.

(2) Союз И. И (при наличии бессоюзной связи для части предложений):
Вот уж снег последний в поле тает, тёплый пар восходит от земли, и кувшинчик синий расцветает, и зовут друг друга журавли.
Однозвучно гремит колокольчик, и дорога пылится слегка, и уныло по ровному полю разливается песнь ямщика.

(3) Союз ДА. ДА:
Иногда птица ворочалась в липовых ветвях, да нежно и печально охали древесные лягушки, да плескалась рыба в пруду.

(4) Союз НИ. НИ (добавочное усилительно-отрицательное значение)
Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.
Ни один звук не выдал его, ни одна веточка не треснула под ногами.

ТЕМА 3. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Большинство предложений с разделительными союзами являются предложениями однородного состава.
В предложениях однородного состава с разделительными союзами факты разделены либо ВО ВРЕМЕНИ (значение чередования), либо по ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ (значение взаимоисключения).
Предложения НЕОДНОРОДНОГО состава имеют значение альтернативной мотивации, например: «Или вы сдаетесь, или мы стреляем».

ПЕРЕЧЕНЬ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ СОЮЗОВ: ИЛИ, ЛИБО, ИЛИ…ИЛИ, ЛИ…ИЛИ, ЛИБО…ЛИБО, ТО…ТО, НЕ ТО…НЕ ТО, ТО ЛИ…ТО ЛИ.

2. ОДИНОЧНЫЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ
Союз ИЛИ, ЛИБО (чередование или взаимоисключение)

Иногда вспорхнёт стая перелётных птиц, или где-то в стороне послышится внезапный треск.
Он не ощущал страха, или, вернее, страх остался позади.
Только иногда, вглядываясь пристально в неё, он вздрогнет страстно, или она взглянет на него мимоходом и улыбнётся.
Судьба ли нас свела опять на Кавказе, или она нарочно сюда приехала…

3. ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ
(1) Союз ЛИБО. ЛИБО (чередование или взаимоисключение):
Либо ты кончишь жизнь там, где-нибудь под шалашом, либо я не перенесу разлуки.
(2) Союз ИЛИ. ИЛИ (чередование или взаимоисключение):
Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид.

(3) Союз ЛИ. ИЛИ (ПОВТОРЯЮЩИЙСЯ!):
В сложносочиненном предложении сочетание ЛИ…ИЛИ рассматривается как повторяющийся союз (в отличие от простого предложения с однородными членами, в котором ЛИ…ИЛИ не образуют повторяющегося союза, вследствие чего запятая перед ИЛИ не ставится).

Паду ли я, стрелой пронзённый, иль мимо пролетит она.
Во сне ль всё это снится мне, или гляжу я в самом деле, на что при этой же луне с тобой живые мы глядели?
Серьёзно ли в ней гнездилось это намерение, или она только шутки шутила.
Жалобный ли тон Авдотьи подействовал на Буянова, или сведения о количестве поросят произвели на него впечатление, но через минуту он дал свет.

(4) Союз ТО. ТО (чередование):
То сам себя не понимал я, то мир меня не понимал.
В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колёса тачек.

(5) Союз НЕ ТО. НЕ ТО и ТО ЛИ. ТО ЛИ (взаимоисключение, неясная позиция говорящего в силу недостаточности информации)
Не то дым шёл от костра, не то туман поднимался над болотом.
Не то дождь пошёл, не то воробьи пробежали по крыше веранды.
То ли телеграмма упала в сугроб и теперь лежит глубоко под снегом, то ли её с тропинки утянул какой-либо прохожий.

4. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ СО ЗНАЧЕНИЕМ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ МОТИВАЦИИ (в предложениях неоднородного состава)
Предложения со значением альтернативной мотивации составляют особую группу среди предложений с разделительными союзами.
Они обозначают связь двух ситуаций, одна из которых нежелательна. В том числе характерную группу составляют предложения ультимативного или предостерегающего УСЛОВИЯ.

К союзам со значением альтернативной мотивации относятся союзы ИЛИ, ЛИБО, А ТО, А НЕ ТО, а также аналоги союзов ИНАЧЕ, В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ
Ты бы посидела с гостями, А ТО подумают, что ты гордая.
Уходите в комнаты, А ТО простудитесь.
Король немного остыл, А ТО НЕ миновать бы герцогу Бургундскому ссылки в свою Бургундию.
ИЛИ вы сдаетесь, ИЛИ мы стреляем.
Сдавайтесь – ИЛИ мы стреляем.
Сдавайтесь, А ТО будем стрелять.
Отворите, НЕ ТО будут выломаны ворота.

– Семантический анализ разделительных союзов так важен?
– Анализ, скорее, имеет справочный характер для правописания, но полезен для понимания грамматики и стилистики текста, так как позволяет быстро ориентироваться в любой грамматической ситуации.

ТЕМА 4. ПРОТИВИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ
1. ПЕРЕЧЕНЬ СОЮЗОВ
К противительным союзам относятся следующие союзы: А, НО, ДА=НО, ЗАТО, ОДНАКО, ЖЕ, из них в ОДНОРОДНЫХ предложениях используется только союз А со значением сопоставления.

2. СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (основной союз А)
Сопоставляются или противопоставляются факты, которые различаются по какому-либо признаку, но не являются взаимоисключающими, а сосуществуют.
Дополнительные значения: выделение, присоединение/распространение, иногда несоответствие.
(1) СОЮЗ А
Когда-то давно эти вещи нужны были обитателям дома, а теперь они пылились на чердаке.
Вы его обидите, Никанор Иванович, а это неудобно.
Всё хорошо, а она плачет.

(2) ЧАСТИЦА ЖЕ В РОЛИ СОЮЗА (сопоставительно-выделительное значение)
Голова ещё болела, сознание же было ясное, отчётливое.
Елизавета Киевна ещё веселее улыбнулась, глаза же её продолжали оставаться грустными.
(3) СОСТАВНЫЕ СОЮЗЫ
При наличии конкретизаторов (частиц, союзов, наречий, вводных слов и др.) предложения с союзом А выражают дополнительные значения:
(1) РЕЗУЛЬТАТ: а потому, а поэтому, а значит, а следовательно
(2) ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ: а между тем, а тем не менее, а всё-таки, а зато
(3) ПОДЧЕРКНУТОЕ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ: а наоборот, а напротив
(4) ПРИСОЕДИНЕНИЕ: а также, а еще, а вдобавок, а к тому же. А кроме того
Если в роли конкретизатора выступает вводное слово, то оно обособляется вместе с союзом:

3. ПРОТИВИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (ОСНОВНОЙ СОЮЗ НО)
Союз НО, а также союзы ОДНАКО, ДА =НО, ТОЛЬКО обозначают события, которые исключают, ограничивают или противоречат друг другу.

Возможны дополнительные значения:
возмещение (союз ЗАТО), ограничение, уступка, в том числе при наличии структурных элементов (частицы и наречия ВСЁ ЖЕ, ВСЁ-ТАКИ, МЕЖДУ ТЕМ, а также при наличии антономической лексики).

(1) СОЮЗ НО
В льдистом синем небе поднималось солнце, но иней на прибрежной траве ещё не растаял.
Несколько раз он пытался подняться, но ноги его не слушались .
Его имя Вернер, но он русский.
Ты опоздал на много лет, но всё-таки тебе я рада.

(2) СОЮЗ ДА=НО
Владимир и читал бы оды, да Ольга не читала их.
На свете чудеса рассеяны повсюду, да не везде их всякий примечал.
Денег много, да разума нет.

(3) СОЮЗ ОДНАКО
Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода.

(4) ЧАСТИЦА ТОЛЬКО В РОЛИ СОЮЗА:
Я за неё отдам жизнь, только мне с ней скучно.

(6) СОЮЗЫ ЗАТО, НО ЗАТО: противительно-возместительное значение
К вечеру Дерсу успокоился, зато я никак не мог найти себе места.
Они люди неучёные, зато сердце у них лучше нашего.
Он совершенно приучился голодать по вечерам, но зато питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели.

(7) ПРОТИВИТЕЛЬНО-ГРАДАЦИОННЫЕ СОЮЗЫ: НЕ ТО ЧОБЫ…НО, НЕ ТО ЧТОБЫ…А
Описание событий во второй части представлено как более достоверное, чем описание в первой части.
Не то чтобы он не хотел её расстраивать, но ей это незачем знать.

Таким образом, противительных союзов много, но запятая в ССП ставится всегда.

ТЕМА 5. ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
При пояснительных отношениях одно предложение является более общим по смыслу, а другое (другие) служат для его раскрытия, конкретизации, уточнения содержания.
В этом случае предложения НЕРАВНОПРАВНЫ по смыслу, но такая зависимость не является подчинением в традиционном смысле. Дополнительные структурные элементы: лексические повторы, вводные слова: иначе говоря, проще говоря.

2. ВИДЫ ПОЯСНИТЕЛЬНЫХ СОЮЗОВ
(1) Союз ТО ЕСТЬ
Началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и природе событие.

(2) Союзы ИМЕННО, А ИМЕННО
Для фазанов и других птиц есть помещение, а именно между кустами поставлена огромная сетка.

ТЕМА 6. ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Присоединительные союзы служат для выражения добавочного характера сообщения.
К присоединительным средствам связи относятся:
(1) присоединительные союзы: ДА, ДА И, ДАЖЕ, И ТО, ДА И ТО, А ТО И, ТОЖЕ, ТАКЖЕ
(2) многочисленные союзные аналоги: К ТОМУ ЖЕ, КРОМЕ ТОГО, ВДОБАВОК, ПРИЧЕМ, ПРИТОМ, ОСОБЕННО, НАПРИМЕР, ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ, ТЕМ БОЛЕЕ и др.
(3) союзы с конкретизаторами: И ПРИТОМ, И К ТОМУ ЖЕ, И ДАЖЕ, ДА ЕЩЕ

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ
(1) СОЮЗ ДА
Насилу выпросишь рублей пятнадцать или двадцать, да ещё после он попрекает.

(2) СОЮЗ ДА И
Соловей допел свои последние песни, да и другие птицы замолчали.
Решение Лизы сняло с его сердца камень, да и весь дом сразу ожил.

(3) СОЮЗ И ПРИТОМ
Но, признаюсь, о дамах я очень боюсь говорить, и притом мне пора вернуться к нашим героям.

(4) СОЮЗ ДАЖЕ
Равнодушен я стал к лачугам, и очажный огонь мне не мил, даже яблонь весеннюю вьюгу я за бедность полей разлюбил.

– А почему все эти союзы (пояснительные, присоединительные) считаются сочинительными?
– Это потому, что их нельзя назвать подчинительными (формально союз не относится ко второму предложению, а стоит между предложениями).

В то же время сочинительные союзы соединяют предложения, между которыми существует как однородные, так и НЕОДНОРОДНЫЕ (зависимые) отношения.
Союзы – это только формально-грамматический показатель независимости, поэтому сочинительная связь со значением пояснения или присоединения считается НЕОДНОРОДНОЙ.

РАЗДЕЛ 2. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ССП С ОДИНОЧНЫМИ СОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ И РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ И, ДА=И, ИЛИ, ЛИБО (при особых условиях, как исключение)
Тема 1. Наличие общего элемента
Тема 2. Односоставные предложения однородного вида

Запятая между двумя простыми предложениями в составе ССП с одиночными союзами И, ДА=И, ИЛИ, ЛИБО не ставится в двух случаях:
(1) при наличии ОБЩЕГО ЭЛЕМЕНТА для этих предложений;
(2) между ОДНОСОСТАВНЫМИ предложениями однородного вида

ТЕМА 1. НАЛИЧИЕ ОБЩЕГО ЭЛЕМЕНТА

1. ПРИНЦИП РЕШЕНИЯ
При наличии общего элемента (второстепенный член, частица, вводное слово ) простые предложения в составе ССП с помощью союзов И, ДА=И, ИЛИ, ЛИБО объединяются В ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ, произносятся без паузы, и запятая между ними не ставится.

2. ОБЩИЕ ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ

(1) Союзы И, ИЛИ, общее обстоятельство

ВСЮ НОЧЬ шёл дождь и бушевал ветер.
А КРУГОМ солнце горит и земля цветёт.
КОЕ-ГДЕ виднелись небольшие леса и вились овраги.
ИЗРЕДКА раздастся выстрел или ракета осветит местность.

(2) Союз И, общее несогласованное определение
ЕЁ глаза слипались и голова опускалась всё ниже.

(3) Союз И, общее дополнение
Крылья У ГУСЯ были растопырены и клюв раскрыт.
ЕГО не страшила дальняя дорога и не пугала встреча с дикими животными.

3. ОБЩИЕ СЛУЖЕБНЫЕ И ВВОДНЫЕ СЛОВА
(1) Союзы И, ДА= И, общая частица

МЕЖДУ ТЕМ луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман.
ТОЛЬКО поскрипывает кузнечик да где-то высоко звенит жаворонок.
И ВОТ редеет мгла ненастной ночи и бледный день уж настаёт.

(2) Союз И, общее вводное слово
ПО-ВИДИМОМУ, он был в большом затруднении и в душе его совершалась борьба.
ПО СООБЩЕНИЯМ СИНОПТИКОВ, дожди прекратятся и наступят жаркие дни.

4. ОБЩИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЛИ ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБОРОТЫ
(1) Союз И, общее придаточное предложение
Уже рассвело и народ стал подниматься, КОГДА Я ВОЗВРАТИЛСЯ В КОМНАТУ.
КОГДА ИЗ-ЗА ТУЧ ВЫШЛА ЛУНА, всё посветлело и на море появилась серебристая дорожка.

(2) Союз И, общий обособленный оборот (обстоятельственный или сравнительный)
НЕСМОТРЯ НА ПРАЗДНИЧНЫЙ ДЕНЬ, в саду было пустынно и вокруг ни души.
Дальнейшие встречи были так же приятны и беседы были так же полезны, КАК В ПЕРВЫЙ РАЗ.
СОГЛАСНО ОБЩЕПРИЗНАННЫМ НОРМАМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА, открытое море свободно для всех наций и все государства обязаны воздерживаться от всяких недружественных актов.

(3) СОЮЗ И, ОБЩАЯ БЕССОЮЗНАЯ СВЯЗЬ

ЧЕРЕЗ ЧАС ЯВИЛАСЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ЕХАТЬ: метель утихла и небо прояснилось.
ВСКОРЕ МЫ ОКАЗАЛИСЬ ПЕРЕД УЩЕЛЬЕМ: внизу шумела вода и слышалось падение камней.

5. ОБЩАЯ ВОПРОСИТЕЛЬНАЯ ИЛИ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ

(1) Союзы И, ИЛИ, общая вопросительная интонация
Кто вы такие и что вам надобно?
Неужели впереди болото и путь к отступлению отрезан?
Который теперь час и сколько времени осталось до отхода поезда?
Когда состоится конференция и какова повестка дня?
Вы придёте ко мне ИЛИ мне прийти к вам?

(2) Союз И, общая восклицательная интонация
Как красиво в здешних местах и как хорошо мы отдохнули!
Как тихо вокруг и как чисто звёздное небо!
Как он смешон и как глупы его выходки!
Как часто мы собирались вместе и какие вели интересные беседы!
Сколько скрытого смысла в этих словах и какой отклик вызывают они у слушателей!

(3) Союз И, общая побудительная интонация и побудительные частицы
Подпустить врага и огонь дать по команде!
ПУСТЬ кончится холод и наступит тепло!
ДА будет свято имя героя и память о нём сохранится в веках!

ТЕМА 2. ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОДНОРОДНОГО ВИДА
Односоставные предложения однородного вида очень похожи на однородные члены, поэтому для них используется то же самое правило.

1. ОБЩИЙ ПРИНЦИП РЕШЕНИЯ
(1) При наличии признаков однородности (смысловая и грамматическая однородность!) простые предложения практически ПРИРАВНИВАЮТСЯ к однородным членам, поэтому ЗАПЯТАЯ между ними при наличии одиночных союзов И, ДА, ИЛИ, ЛИБО также НЕ СТАВИТСЯ.

(2) Односоставные предложения должны быть однородными как ГРАММАТИЧЕСКИ, то есть иметь одинаковую структуру, так и по СМЫСЛУ – иметь одного производителя действия или описывать одну и ту же ситуацию.

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ

(1) НАЗЫВНЫЕ (НОМИНАТИВНЫЕ) ПРЕДЛОЖЕНИЯ: союзы И, ИЛИ
Шум и хохот. Мороз и солнце. Смрад и копоть. Хохот и шум.
Глухая ночь и вьюга. Чужие скалы и мокрый снег, летящий навстречу машине. Хриплый стон и скрежет ярый. Зловещий блеск и пестрота дерев.
Ночь, лес и снег.
Дождь или мокрый снег.

Но при повторении союза запятые ставятся (перечислительная интонация): Деревья, и солнце, и тени, и мёртвый, могильный покой.
Осинник зябкий, да речушка узкая, да синий бор, да жёлтые поля.

(2) ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: союзы ДА, И, один производитель
Сядем да поужинаем. Стою и думаю. Любить тебя буду и беречь буду.
Не кричите на меня и не говорите мне «ты». Подойдите и извинитесь по всей форме.

(3) НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: союз И, один производитель
В окнах гасили свет и поднимали шторы.
Приводили новичка, нечаянно вталкивали его к медведю и оставляли с ним наедине.
Потом без чувств его нашли и вновь в обитель принесли.
Наш дом сломали и на его месте разбили сквер.

Наш язык лишают красок и приближают к языку бюрократических канцелярий. Проголодавшегося медведя привяжут за кольцо и запрут в комнате.

(4) ОБОБЩЁННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: союз И, один производитель, одинаковая ситуация

Работаешь, стараешься и всё думаешь, как бы лучше сделать.

(5) БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: союзы И, ИЛИ, одинаковая ситуация
Становилось поздно и совсем смеркалось.
На душе светло и тихо.
Скучно и грустно. Тихо и сумрачно.
В комнатах темно и неуютно.
Весь день дождливо и сумрачно.

Один раз её увидеть и потом умереть.
Убежать и не возвращаться!

Следует всё обдумать и не надо спешить.
Необходимо всё выяснить и надо срочно принять меры.
Не нужно давать обещания или следует их выполнять.

РАЗДЕЛ 3. НЕОСНОВНЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
Тема 1. Точка с запятой в ССП
Тема 2. Тире в ССП

ТЕМА 1. ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ В ССП
1. ОБЩИЙ ПРИНЦИП РЕШЕНИЯ
Точка с запятой в ССП ставится при наличии следующих факторов:
(1) большая распространенность простых предложений в составе СПП;
(2) отдаленность тематики;
(3) собственные знаки препинания в простых предложениях;
(4) сочинительная связь между группами предложений (обычно перед союзами НО, А, ОДНАКО, ЖЕ, И).

Постановка точки с запятой соответствует увеличению паузы в устной речи и во многих случаях является авторским знаком. Интонационно точка с запятой напоминает точку, но с меньшей длительностью паузы, чем в конце предложения

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ
(1) Отдаленность тематики простых предложений:
Мы сидели в тени; НО и в тени было душно.
Мне стало как-то ужасно грустно в это мгновение; ОДНАКО что-то похожее на смех зашевелилось душе моей.

(2) Распространенность и собственные знаки препинания в простых предложениях:
Мельник побежал будить жену, предложил мне переночевать в его избе; НО я предпочёл остаться на открытом воздухе.

(3) Сочинительная связь между простым предложением и сложноподчиненным предложением:
Хотя он знал дорогу, но в прошлый раз ездил к танкистам днём; ночью же всё казалось другим, незнакомым.
До сих пор я всё ещё не терял надежду сыскать дорогу домой; но тут я окончательно удостоверился в том, что заблудился.
Он решил, что его предложение уже известно доктору; и это ему не понравилось.

ТЕМА 2. ТИРЕ В ССП
1. ОБЩИЙ ПРИНЦИП РЕШЕНИЯ
Тире в ССП ставится при наличии следующих факторов:
(1) быстрая смена событий;
(2) противопоставление (разделительная интонация с повышением тона перед увеличенной паузой);
(3) присоединение (понижение тона перед увеличенной паузой).
(4) разная структура предложений и наличие назывных предложений в первой части ССП.

Чаще всего тире ставится перед союзами И (присоединение) и союзами И, А, НО (противопоставление).

Постановка тире в ССП соответствует общим правилам постановки тире: увеличенная пауза и соответствующее движение тона (для присоединительного или разделительного тире).

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ
(1) Первое предложение является назывным, резкий переход:
Ещё сотня шагов – и показались штабеля брёвен.
Сдавайтесь – или мы стреляем.

(2) Быстрая смена событий, разная структура предложений:
Удар короток – и мяч в воротах!

(3) Присоединение:
Я тронул их – и горестно в тиши раздался звук.
На лице её появилась холодная неподвижность и важность – и я не узнавал её.
Стали искать черкесов во всех кустах – и, разумеется, ничего не нашли.

(4) Противопоставление в сочетании с большой распространенностью второго предложения:
Он пел – а хладный и надменный кругом народ непосвященный ему бессмысленно внимал.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ
Раздел 4. Тематические особенности постановки знаков препинания в ССП (более подробное рассмотрение некоторых тем)
Раздел 5. Грамматический материал: Предикативная основа предложения
Раздел 6. Грамматический материал: Виды односоставных предложений
Раздел 7. Общая теория сложных предложений (вузовский вариант)
Раздел 8. Вопросы на форумах русского языка

РАЗДЕЛ 4. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСТАНОВКИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ССП (более подробное рассмотрение некоторых тем)
Тема 1. Отличие сложносочиненных предложений от простых предложений с однородными членами (постановка или отсутствие запятой)
Тема 2. Правильное определение грамматических основ простых предложений в составе ССП
Тема 3. Особенности постановки знаков препинания при наличии общего элемента для простых предложений в составе ССП
Тема 4. Односоставные предложения или однородные сказуемые?

ТЕМА 1. ОТЛИЧИЕ СЛОЖНСОЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ОТ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ (постановка или отсутствие запятой)

1. СХОДНАЯ СТРУКТУРА ПРЕДЛОЖЕНИЙ
(1) ССП состоят из односоставного и двусоставного предложений, запятая ставится:
Вставало безоблачное утро, и очень быстро светлело.

(2) Предложения с однородными сказуемыми сходны с ССП, запятая не ставится (инверсия дополнения):
Я створки РАСПАХНУ и сад ПУЩУ в окно.
ОТЦВЕЛИ яблони в саду и дорожки сада УСЫПАЛИ белыми лепестками .

2. МЕСТОИМЕНИЕ В РАЗНОЙ РОЛИ (в качестве подлежащего в ССП или в качестве обобщающего слова в простом предложении с однородными членвми)

(1) ССП: местоимение в роли подлежащего;
На земле, на небе было спокойно, и ничто не предвещало непогоды.

(2) Обобщающее слово в простом предложении:
Ни земля, ни небо, ни весенний воздух – ничто не радовало его.

3. РАЗНОЕ СВОЙСТВО СОЮЗА ЛИ. ИЛИ (для ССП и предложений с однородными членами)
Союз ЛИ. ИЛИ считается одиночным для простого предложения с однородными членами и повторяющимся для ССП.

(1) ПОВТОРЯЮЩИЙСЯ союз ЛИ. ИЛИ в ССП, запятая
Смогу ли я его узнать, или это будет трудно сделать – вот что тревожило меня.

(2) ОДИНОЧНЫЙ союз ЛИ. ИЛИ в предложении с однородными членами, нет запятой
Видел ли я его раньше или не видел – я никак не мог вспомнить.

ТЕМА 2. ПРАВИЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В СОСТАВЕ ССП

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
В некоторых случаях возникают трудности при определении грамматических основ предложений, при этом следует учитывать следующее:
(1) простые предложения в составе ССП могут быть двусоставными, односоставными или сочетанием этих вариантов;
(2) одно лицо может быть выражено ДВУМЯ ГРАММАТИЧЕСКИМИ ПОДЛЕЖАЩИМИ, что соответствует двум простым предложениям в составе ССП.

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ
(1) Два двусоставных предложения с инверсией главных членов:
Солнце уже спряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени.

(2) Два предложения: односоставное и двусоставное:
Ни о чём не хочется думать, или бродят неясные мысли и воспоминания.
Солнце поднимается, и всё тише становится в просеке.

(3) Оба предложения односоставные, но разного вида:
Весна, и уже тепло.
Пасмурное утро, и чуть-чуть моросит.
Пахнет чем-то незнакомым, и очень жарко.

(4) Два грамматических подлежащих для одного лица или предмета:
МАШИНА идёт к фронту, и загружена ОНА до предела.
ДОЖДЬ становился всё тише, и теперь ОН почти перестал.
Вдали по-прежнему машет крыльями МЕЛЬНИЦА, и всё ещё ОНА похожа на маленького человечка, размахивающего руками.
ТЫ всегда был строг ко мне, и ТЫ был справедлив.

(5) Подлежащее и дополнение относятся к одному лицу: двусоставное и односоставное предложение в составе ССП:
Князь Андрей был счастлив, и ЕМУ вместе с тем было грустно.

(6) ОБРАЩЕНИЕ К ОДНОМУ ЛИЦУ: односоставное и двусоставное предложения в составе ССП:
Поднимитесь на гору, и вы увидите весь город.
Ты хочешь быть правым, и будь им.
Сходите в берёзовую рощу в гололёд, и вы услышите этот хрустальный перезвон.

ТЕМА 3. НАЛИЧИЕ ОБЩЕГО ЭЛЕМЕНТА ДЛЯ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В СОСТАВЕ ССП

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Речь идет о предложениях любого вида, двусоставных или односоставных. Это одна из самых спорных тем в пунктуации, по которой постоянно возникают вопросы.
При наличии общего элемента следует учитывать следующие особенности:
(1) общий второстепенный член может находиться в середине предложения (запятая не ставится);
(2) общий второстепенный член в действительности может относиться только к одному предложению (запятая ставится);
(3) повторяющиеся, а не одиночные союзы (запятая ставится);
(4) противительный союз НО не является общим элементом (из правила Розенталя).
Примечание. Это относится к любому виду сочинительных союзов, но не относится к союзным аналогам (наречиям, местоимениям и т.д.), которые могут выступать в роли союзов.

(5) Вопросительная интонация не всегда является общим элементом.

Следует также учитывать, что даже при наличии общего второстепенного члена постановке запятой могут препятствовать: распространенность второго предложения (наличие придаточных предложений, обособленных оборотов, прямой речи).

2. В целом решение задачи не должно быть формальным.
Общий второстепенный член должен соединять простые (как правило, нераспространенные предложения) как в смысловом, так и интонационном отношении, как это происходит в предложениях с однородными членами. Интонация имеет большое значение: в этом случае мы имеем расстановку ударений и произносительные паузы, как и в простом предложении.

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ

(1) ОБЩИЙ ВТОРОСТЕПЕННЫЙ ЧЛЕН НАХОДИТСЯ В СЕРЕДИНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (поэтому он не сразу виден, но запятая не ставится)

*Общее дополнение или несогласованное определение в середине предложения:
Чужды ВАМ страсти и чужды страдания.
Взгляд ЕГО был умным и в голосе звучала сила.
Голова У НЕГО болела, гудело в ушах и во всём теле чувствовалось недомогание.
Губы КАТИ не улыбались и глаза выражали недоумение.

*Общее обстоятельство находится в середине предложения:
Засвищут СКОРО соловьи и лес оденется листвою.
Ветер К УТРУ ослабел и снег престал.
Гонятся НАД ЛУГОМ друг за другом стрекозы и перепархивают бабочки.

(2) «ОБЩИЙ ЭЛЕМЕНТ» В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ОТНОСИТСЯ ТОЛЬКО К ОДНОМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ (запятая ставится)

*Общее придаточное предложение, но в действительности, оно относится только к первому предложению, запятая ставится:
Когда Каштанка ПРОСНУЛАСЬ, было уже светло, и с улицы ДОНОСИЛСЯ шум, какой бывает только днём.
Вечерами обычно засиживались допоздна, и дружно и весело светились выходящие на улицу окна дома.

*Придаточная часть относится только к первому простому предложению, а связь его со вторым слабее, на что указывает РАЗЛИЧНЫЙ ВИД глаголов-сказуемых этих предложений:
Как только сапёры перетащили машину на другую сторону и поставили на шоссе, Зубенко дал газ, и грузовик преспокойно поехал дальше.
Последнее предложение указывает на общее следствие.

*Общее вводное слово, но оно относится только к первому предложению:
Действительно, в наших краях знают толк в пении, и недаром село славится во всей России своим особенно приятным и согласным напевом.

Вводное слово отнесено только к первой части сложносочиненного предложения.
Вероятно, около самой чёрной тучи летали перекати-поле, и как, должно быть, им было страшно!
Каждая часть сложносочиненного предложения имеет свое вводное слово.

(3) СОЮЗЫ НЕ ОДИНОЧНЫЕ, А ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ (запятая ставится)

Общий второстепенный член, но: союзы повторяющиеся, запятая ставится
В такую погоду и волк не рыщет, и медведь не вылезает из берлоги.
В свободные дни он или сам ехал, или к нему ехали с сомнительными целями.

Общая бессоюзная связь, но: союзы повторяющиеся, запятая ставится:
Какая-нибудь история непременно происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или вытолкнут свои же приятели.

(4) СОЮЗ «НО» НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЩИМ ЭЛЕМЕНТОМ
Противительный союз, после которого или перед которым находятся два соединенных союзом И простых предложения, общим элементом не является, поэтому запятая перед и ставится:
Он подавил вздох и стал сворачивать папироску, НО почему-то дрогнула рука, и он рассыпал на колени табак.
Гроза прошла, тучи рассеялись, НО духота ещё сохранялась, и идти на прогулку не хотелось.
Ибрагим был бы очень рад избавиться, НО ассамблея была дело должностное, и государь строго требовал присутствия своих приближённых (П.);

(5) ПОСТАНОВКА ЗАПЯТОЙ ПРИ ВОПРОСИТЕЛЬНОЙ ИНТОНАЦИИ
*Общая вопросительная интонация, но в действительности она относится ко второму предложению, запятая ставится:
Мы никогда не увидимся, и поэтому почему не сказать правду?

* Общая вопросительная интонация, но: союзы повторяющиеся, запятая ставится:
Иль у сокола крылья связаны, иль пути ему все заказаны?

* Общая вопросительная (восклицательная) интонация, но при наличии СОЮЗА ИЛИ в виде исключения запятая ставится (разделительный союз ИЛИ не связывает предложения в общую фразу):
Дядя в вас влюблён, или нет?
Можешь шагу прибавить, или силёнок нет?
Ты понял меня, или ударить тебя?
Он должен уехать, или я погибла!

– Не очень понятна информация о союзе ИЛИ.
– У разделительного союза ИЛИ могут быть РАЗНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ, например:
(1) Изредка раздастся выстрел или ракета осветит местность. Здесь союз ИЛИ имеет значение чередования, нет взаимоисключающего значения, два события в данной ситуации связаны между собой как нарушение спокойствия.
(2) Ты понял меня, или ударить тебя? В этом случае союз ИЛИ имеет значение взаимоисключения, речь идет о несовместимых событиях, поэтому нет объединения, запятая ставится.

Вообще говоря, для разделительного союза ИЛИ в этой теме функция объединения нехарактерна, здесь не должно быть формального подхода.
Например: Ты идешь или нет? В таком предложение запятая не ставится. Но чаще мы имеем дело с разноструктурными предложениями, которые сложно объединить в одну интонационную фразу (вопросительную или восклицательную), а это повод для того, чтобы сделать паузу и поставить запятую.
Постановку запятой в таких конструкциях с союзом ИЛИ желательно считать ФАКУЛЬТАТИВНОЙ, то есть она должна решаться в конкретной ситуации.

(6) ОБЩИЙ ВЫВОД
Общий элемент в ССП – это предмет вечных споров. Тут важны не только правила, но и интуиция писателя, решение которого показалось вам вдруг недостаточно обоснованным. В конце концов, автор может ориентироваться на свое желание изобразить одну или две ситуации. В то же время такое решение должно быть по возможности понятным для читателя.

ТЕМА 4. ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЛИ ОДНОРОДНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ?

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Одна грамматическая форма, один производитель, одна ситуация – только тогда односоставные предложения сближаются с однородными членами, а постановка знаков делается по правилам для однородных членов. Но это общее решение, для каждого вида односоставных предложения существуют свои ОСОБЕННОСТИ.

В целом по теме можно предложить такое решение.

(1) При наличии в односоставных предложениях нескольких сказуемых и одиночных союзов И,ИЛИ часто приходится решать чисто практические вопросы: это однородные сказуемые или сложное предложение, нужно ли ставить запятую?

(2) Углубляться в грамматический анализ в таких ситуациях не стоит – дело в том, что даже среди лингвистов здесь нет единой точки зрения, поэтому и обычным пользователям языка не надо этим заниматься.

(3) Для ПРАКТИЧЕСКОГО решения задач есть другие возможности, а именно влияние РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ: расчлененное или контактное расположение сказуемых, наличие собственных распространителей, описание одной или двух ситуаций, наличие общего производителя действия, одинаковая или разная форма сказуемых.

Ну и конечно, ИНТОНАЦИОННАЯ ПРОВЕРКА: расстановка пауз и логических ударений (обозначаем мы паузу голосом, подчеркиваем ее или нет). Таким образом, подсказок более чем достаточно. Важно отметить, что выбор всех названных факторов часто ЗАВИСИТ ОТ ВИДА односоставного предложения: определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, назывное.

(4) А как же грамматический анализ, ведь даже в школьной практике требуется назвать вид предложения и объяснить постановку знаков. В этом случае может помочь цитата, взятая из вузовского учебника:

«Односоставные предложения считаются простыми, если сочиненные сказуемые имеют ОБЩИЙ РАСПРОСТРАНИТЕЛЬ, например: Тебя здесь любят и помнят, . Самому мне стало б вдруг невольно и стыдно, и смешно, и тягостно, и больно. (Полон.); . В вершинах кленов и лип тревожно прошумело, потемнело и посвежело (Б.)», стр. 112

(5) Но о каком общем РАСПРОСТРАНИТЕЛЕ здесь говорится? Вероятно, в предложениях разного вида он будет различным. В частности, для определенно-личных предложений достаточно того, что производитель обозначен как 1-е или 2-е лицо, что видно из формы глагола, например: Собираюсь выехать завтра и приеду к вечеру.

Это односоставное определенно-личное предложение, производитель действия определяется однозначно как 1-е лицо (я). Соответственно, другие факторы учитываться просто не будут (в частности, разная форма сказуемых). И здесь явная интонация простого предложения с однородными сказуемыми, связанными одиночным союзом И, запятая не ставится.
Ну а для односоставных предложений другого вида решение будет иметь свои особенности в части определения общего распространителя, если для вас важен грамматический анализ, а не только постановка запятой.

2. ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАЗНОГО ВИДА
В случае односоставных предложений РАЗНОГО ВИДА (назывные, неопределенно-личные, определённо-личные, обобщённо-личные, безличные) предложение считается сложным, запятая между односотавными предложениями ставится:
Два-три прыжка, и зверя не стало.
Весна, и уже тепло.
Уймись, или худо будет.

3. НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Назывные предложения всегда приравниваются к однородным членам, и при наличии одиночных соединительных союзов запятая между ними не ставится:
Выстрелы и топот конских ног.
Твой звёздный плащ из старой драмы и хлыст наездницы в руках.

4. ОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В определенно-личных предложениях употребляются глаголы в форме 1-го или 2-го лица настоящего или будущего времени, а также в форме повелительного наклонения:
— Приходи вечером в гости! Придешь? — Приду.

Эти формы включают указание на определенное лицо. Определенными (т. е. известными) являются 1-е л. (говорящий) и 2-е л. (адресат, собеседник), поскольку они участвуют в коммуникации и находятся в непосредственном речевом контакте.

Определённо-личные предложения НЕ ПРИРАВНИВАЮТСЯ к однородным только в том случае, если имеют разное наклонение (изъявительное и повелительное) или относятся к разным лицам (1-е лицо и 2-е лицо).

(1) Предложения с однородными сказуемыми:
Но здесь с победою ПОЗДРАВИМ Татьяну милую мою и в сторону свой путь НАПРАВИМ.
Выходи, сударь, поскорее да обогрейся.
Собираюсь выехать завтра и приеду к вечеру.

(2) Сложное предложение с односоставными предложениями неоднородного вида, запятая ставится (разное наклонение):
Оденься потеплее, и пойдем гулять.
Выезжай завтра, и утром будешь на месте.

5. НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Неопределённо личные предложения приравниваются к однородным членвм, если они выражены ОДНОЙ ФОРМОЙ глагола и обозначают ОДНОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ:

(1) Простое предложение с однородными сказуемыми (общий распространитель (меня, змей, подсудимых, из церкви), мыслится один неопределенный производитель действия, запятая не ставится):
Меня допросили и сразу отпустили.
Обижают меня и гонят отовсюду вон.
Змей держат в питомнике и время от времени берут у них яд.
Стали искать черкесов во всех углах и, разумеется, ничего не нашли.
Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад.
Из церкви возвращались домой, ели пироги и снова ложились спать до вечера.

(2) Сложное предложение с односоставными предложениями неоднородного вида, запятая ставится (разные производители действия, разные ситуации):
Рядом с нами открыли кинотеатр, и теперь туда ходят целыми семьями.
О приезде гостей сообщили поздно, и в доме ничего не успели приготовить.

6. ОБОБЩЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Обобщенно-личные предложения приравниваются к однородным, если они выражены одной формой глагола и обозначают одного производителя или одну и ту же ситуацию:

(1) Простое предложение с однородными сказуемыми (одна и та же ситуация, один и тот же производитель, запятая не ставится):
Ходишь по лесу, смотришь по сторонам и думаешь о чём-то своём.

(2) Сложное предложение с односоставными предложениями неоднородного вида (разные ситуации, запятая ставится):
Но вино не смешаешь с огнём, и огонь не заменишь вином!

7. БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Безличные предложения являются однородными, если они выражены одной формой сказуемого и называют одну и ту же ситуацию:

(1) Простое предложение с однородными сказуемыми (одинаковая форма сказуемого, одна и та же ситуация, общий распространитель (меня), нет запятой):
Подпустить врага и дать огонь по команде!
Промозгло и мутно, туманно и вьюжно.
Меня сорвало с якоря и понесло.
НЕОБХОДИМО рассмотреть авторские заявки и НАДО срочно составить по ним заключения (синонимичные слова).

(2) Сложное предложение с односоставными предложениями неоднородного вида, запятая ставится (разные ситуации, разные грамматические формы глагола):
Уже совсем стемнело, и начинает холодать.
Между тем совсем рассвело, и надо было опять выходить в море.
Смеркалось, и в комнате стало темно.
Вечерело, и становилось прохладно.
В степи потемнело, и с моря нагоняло низкие тучи.
Было тихо, светло, и чуть подмораживало.
Небо заволокло тучами, и дождю конца не предвидится.
Нету чудес, и мечтать о них нечего

– Кажется, «небольшое» исключение для одиночных союзов требует к себе очень большого внимания?
– Все эти правила проверяются интонацией: запятая не ставится, если союз соединяет два предложения в одну фразу. Для парных вариантов используется право авторского решения.

РАЗДЕЛ 5. ГРАММАТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: ПРЕДИКАТИВНАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ (краткий обзор)
Правильная постановка знаков препинания в ССП в первую очередь зависит от умения определить ПРЕДИКАТИВНУЮ ОСНОВУ простых предложений, входящих в состав сложного предложения.
Тема 1. Подлежащее
Тема 2. Сказуемое

ТЕМА 1. ПОДЛЕЖАЩЕЕ
Подлежащее – главный член двусоставного предложения, обозначающий предмет, признак которого назван сказуемым.
Подлежащее может быть выражено различными частями речи, а также словосочетаниями.

1. РАЗЛИЧНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ В ФОРМЕ ИМЕНИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА
(1) СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Весна выдалась ранняя.

(2) МЕСТОИМЕНИЕ
(1) личное местоимение: Они все уже выросли.

(2) неопределенное местоимение: Что-то барахтается в тине у самого берега.

(3) отрицательное местоимение: Здесь никто не мешает.

(4) относительное местоимение: Кто не хочет слушать, может уйти. Наступил день, который мы так ждали.

(5) указательное местоимение: Это был славный вечер.

(6) определительное местоимение: Наконец все собрались.

(7) притяжательное местоимение: Ваши все уже уехали.

(3) СУБСТАНТИВИРОВАННОЕ СЛОВО (прилагательное или причастие):
Новенькая раздражала Анфису. На берегу накапливались желающие переехать.

(4) СОБИРАТЕЛЬНОЕ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
В комнате остались только трое.

2. ИНФИНИТИВ
Встретить друга – большая удача. Стать шахматистом – его мечта.

3. МЕЖДОМЕТИЕ
По лесу разносилось «ау».

4. СЛОВОСОЧЕТАНИЯ РАЗЛИЧНОГО ВИДА
(1) Значение совместности или выделение предмета из группы:
Мы с Борисом бросились к рюкзакам.
Самый умный из учеников не смог решить эту задачу.
Любой из них мог это сделать. Никто из местных в повара не идёт.
Трое из выпускников получили золотые медали.

(2) Словосочетания на основе числительного:
Два рыбака несут лещей.
Много садов погибло от мороза.
Несколько солдат выскочили вперёд.
В пещере живёт около сорока тысяч мышей.

(3) Имя собственное:
Теперь Кусунская долина представляет собой сплошную гарь.

(4) Неразложимое словосочетание:
Красная рыба плохо идёт на крюк.

ТЕМА 2. СКАЗУЕМОЕ
Сказуемое – главный член двусоставного предложения, выражающий ПРИЗНАК предмета, названного подлежащим, и отнесенный (по времени и модальности) к действительности.
Наиболее типичная форма сказуемого – это глагол в личной форме, обозначающий действие или состояние предмета.

Сказуемое бывает ПРОСТОЕ и СОСТАВНОЕ. В простом сказуемом семантическое и грамматическое значение выражается одним словом (глаголом), а в составном сказуемом они выражены отдельно.

ПО СТРУКТУРЕ различаются три типа сказуемого: простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое и составное именное сказуемое
Также существует сказуемое сложной структуры, в котором сочетаются признаки глагольного и именного сказуемого.

1. ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ
(1) ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ наклонение: Всё утро я ловлю рыбу. Зашло солнце.
Проблемы будем решать вместе.

(2) СОСЛАГАТЕЛЬНОЕ наклонение: Я бы не обиделся на вас. Вы бы меня угостили, что ли.

(3) ИНФИНИТИВ (интенсивное длительное действие): А ты и плакать сейчас же. А он давай нас ругать.

2. ОСЛОЖНЕННОЕ ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ (повтор глагола, словосочетания при наличии союзов и частиц):

(1) ПОВТОР ГЛАГОЛА: Тоскуют брошенные пашни, и вянет, вянет лебеда.

(2) ГЛАГОЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ (с повтором глагола): Ходит и ходит. сказал так сказал. Удружил так удружил.

(3) ГЛАГОЛЬНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ (с измененной формой глагола):
Я знать его не знаю. Ждет не дождется.Стрелять не стреляет, а ружьё держит.
Возьму и продам дом. Гуляй себе. Он так и вскрикнул. Смотри не урони вазу.

(4) ДРУГОЙ ГЛАГОЛ В ТОЙ ЖЕ ЛИЧНОЙ ФОРМЕ со значением движения или положения: Пойду позову маму. Сижу читаю, пойду посмотрю, пойдем посмотрим.

(5) ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ И УСТОЙЧИВЫЕ ОБОРОТЫ в роли простого
глагольного сказуемого (словосочетание можно заменить одним словом):
Впасть в сомнение, вышел из терпения, пришёл в уныние, берёт начало, сделал знак, иметь влияние, иметь значение.
Оказать помощь, подвести итоги, приводить цитаты, проявить усердие, привлекать внимание,

СОСТАВНОЕ СКАЗУЕМОЕ
1. В составном сказуемом грамматическое и лексическое (смысловое) значение выражено раздельно.
2. Для выражения грамматических значений сказуемого (лица, числа, времени, наклонения) служит связка или вспомогательный глагол, а лексическое значение сказуемого заключено в его второй части.
3. В зависимости от вида второй части различаются два вида составного сказуемого – составное глагольное и составное именное.

1. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ
Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола и инфинитива.
В роли вспомогательных глаголов могут выступать: (1) фазовые глаголы;
(2) глаголы и другие слова с модальным значением.

ФАЗОВЫЕ ГЛАГОЛЫ
Начало, продолжение или конец действия: перестал ругаться, едва начал брезжить рассвет, продолжал барабанить.

ГЛАГОЛЫ И ДРУГИЕ СЛОВА С МОДАЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:
(1) возможность действия: смог понять, не мог шевелиться, сумел найти
(2) желание, решение, старание: хотел жить, старался вырваться, пытался освоить
(3) мысли, чувства: любит поговорить, боялся спугнуть
(4) Слова категории состояния, краткие прилагательные с модальным значением: согласен остаться, должен был уйти, надо ехать жаль расставаться
(5) фразеологизмы с модальным значением: имеет право держать, горит желанием показать

2. СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ
Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части, выраженной именем существительным, прилагательным, числительным, наречием, местоимением.
Основной глагольной связкой является глагол БЫТЬ, который выражает грамматические значения сказуемого.
Другие глаголы-связки также выражают грамматические значения сказуемого, но многие из них при этом сохраняют и лексическое значение.
В то же время глагол-связка обычно по значению соотносится с отвлеченной связкой БЫТЬ, являясь ее разновидностью: вода была холодной – вода стала холодной.

ВАРИАНТ 1. ГЛАГОЛЫ-СВЯЗКИ С ОТВЛЕЧЁННЫМ ЗНАЧЕНИЕМ
Глаголы-связки БЫТЬ, ЯВЛЯТЬСЯ выполняют только грамматическую функцию (связка ЕСТЬ обычно пропускается):
Книга интересная.
Роса была холодная.
Настоящий охотник – всегда оптимист.
Жизнь есть жизнь.

ВАРИАНТ 2. ПОЛУОТВЛЕЧЁННЫЕ (ПОЛУЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ) СВЯЗКИ
Эти глаголы имеют более конкретное значение: проявление признака, признак в чьем-то представлении, возникновение признак:
Арестанты оказались обыкновенными людьми.
Вытащенная рыба кажется ледяной.
Тени от деревьев становились всё длиннее.

ВАРИАНТ 3. ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ СВЯЗКИ
Это глаголы с полным лексическим значением, обычно обозначающие ДВИЖЕНИЕ или ПОЛОЖЕНИЕ предмета:
У ограды стоят сторожами четыре тополя.
Он спал одетый.
Отец вернулся усталый.

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ИМЕННОЙ ЧАСТИ

ВАРИАНТ 1. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
(1) ПАДЕЖНЫЕ ФОРМЫ
И.п. (устойчивый признак): Он был растеря и разиня. Говорят, что я скоро стану знаменитый русский поэт.

Т.п. (в современном языке используется чаще): Этот дом был городской школой.

Р.п. (значение качественной оценки): Вода была оловянного цвета:

ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫЕ ОБОРОТЫ
П.п. (содержание, состояние субъекта действия): Героизм был в самоотречении. Морской залив во льду. Всё небо в тучах.

Р.п. Письмо было от брата. Комната была без мебели. Дом был из камня.
Они остались без гроша.

Т.п. Деревня под обстрелом. Провода под напряжением.

П.п. Рассказ был о любви.

ВАРИАНТ 2. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
(1) КРАТКАЯ ФОРМА (временный признак): Девушка хороша. Воротник рубахи стал широк. Все здоровы. Как я счастлива!

(2) ПОЛНАЯ ФОРМА (постоянный признак): Лес стоит праздничный.
Сено будет хорошее.

(3) Т.П. (в данный момент): Он стал неприветливым, хмурым. Небо было чистым.

(4) СРАВНИТЕЛЬНАЯ ИЛИ ПРЕВОСХОДНАЯ СТЕПЕНЬ: Здесь голоса были слышнее. Этот рассказ самый интересный.

ВАРИАНТ 3. НАРЕЧИЕ, ПРИЧАСТИЕ, МЕСТОИМЕНИЕ, ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ, МЕЖДОМЕТИЕ

(1) НАРЕЧИЕ: Сосед навеселе. Он с ними заодно. Сестра замужем. Стало темно. Теперь всё будет по-другому.

(2) КРАТКОЕ ПРИЧАСТИЕ: Степь залита солнцем.

(3) МЕСТОИМЕНИЕ: Вся рыба – ваша. Кто это? Что это такое? Какой сегодня день?

(4) ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ: Три и два будет пять. Их изба третья.

(5) ИНФИНИТИВ: Уйти значило признать свое поражение. Понимать – значит сочувствовать.

ВАРИАНТ 4. УСТОЙЧИВЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
(1) УСТОЙЧИВЫЕ (НЕРАЗЛОЖИМЫЕ) СЛОВОСОЧЕТАНИЯ: Она девушка с характером. Камень был необычного цвета.

(2) ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ: Они себе на уме. Без твоей помощи я нуль без палочки. Он мастер на все руки.

СЛОЖНОЕ СОСТАВНОЕ СКАЗУЕМОЕ
Сложное сказуемое состоит из трёх и более слов и сочетает в себе признаки составного глагольного и составного именного сказуемого:
Осложненное глагольное сказуемое: Он решил начать строить дом.

Осложненное составное именное сказуемое: Я решил стать студентом.

– Это справочная или необходимая информация?
– Это информация, которая может пригодиться во всех случаях, в том числе для грамматических разборов.
В то же время вряд ли можно определить предикативные основы в сложном предложении, если не знать, чем выражается подлежащее и сказуемое.

РАЗДЕЛ 6. ГРАММАТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: ВИДЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ (краткий обзор)

ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Простые предложения бывают двусоставные (предикативная основа состоит из подлежащего и сказуемого) и односоставные, включающие один главный член предложения,

2. Односоставные предложения содержат ОДИН ГЛАВНЫЙ ЧЛЕН, который по своей функции аналогичен главному члену двусоставного предложения – ПОДЛЕЖАЩЕМУ ИЛИ СКАЗУЕМОМУ

3. Традиционно выделяется СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ односоставных предложений:
(1) определенно-личные;
(2) неопределенно-личные;
(3) безличные;
(4) инфинитивные и безлично-инфинитивные;
(5) номинативные (назывные);
(6) генетивные (субъект в Р.п.)

ТЕМА 2. ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. ОСНОВНОЙ ПРИЗНАК
Главный член выражен глаголом в личной форме, указывающей на определенное действующее лицо

2. ГРАММАТИЧЕСКАЯ ФОРМА
(1) Глаголы 1-ого и 2-ого лица изъявительного наклонения настоящего и будущего времени: Утром выхожу в сад. Стоим, курим. Значит, уезжаешь. Когда заедете к нам?
(2) Глаголы в повелительном наклонении: Не говорите громко. Идем со мной. Давайте продолжим разговор.

3. ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО, ХАРАКТЕР ДЕЙСТВИЯ
Главный член точно указывает на производителя действия
4. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Динамичность повествования, возможность избежать повтора местоимений

ТЕМА 2. НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. ОСНОВНОЙ ПРИЗНАК
Главный член выражен глаголом в форме МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА: 3-его лица мн. числа или мн.числа прошедшего времени. Так достигается НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬ лица.

2. ГРАММАТИЧЕСКАЯ ФОРМА
(1) Глаголы 3-его лица множественного числа настоящего и будущего времени: В проруби полощут бельё, берут воду. Нас скоро выселят.
Риторику называют самым совершенным инструментом.

(2) Глаголы в форме прошедшего времени множественного числа:
Однажды Петькиных голубей унесли. Если бы Никите раньше подарили такую скрипку, он бы отказался от всех игрушек.В комнате давно отпили чай.
Также субъект действия можно определить по детерминанту: Из деканата звонили.

(3) Множественное число кратких прилагательных: Тебе здесь всегда рады.
Ко мне должны прийти.

3. ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО, ХАРАКТЕР ДЕЙСТВИЯ
Действие совершает неопределенное лицо или лица (они неизвестны, или всем известны, или определяются по ситуации).

4. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Всё внимание обращено на действие; производитель действия неважен, он остаётся в тени.

ТЕМА 3. ОБОБЩЁННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (особой является не грамматика, а семантика)
1. ОСНОВНОЙ ПРИЗНАК
Главный член выражен глаголом в форме 2-ого лица ед. числа (реже в других формах), так как форма 2-ого лица наиболее АБСТРАКТНА и удобна для ОБОБЩЕНИЯ

2. ГРАММАТИЧЕСКАЯ ФОРМА
(1) Глагол в форме 2-ого лица единственного числа:
Ласковым словом и камень растопишь.
В жаркий день идёшь, бывало, по лесной тропинке.

(2) Другие формы:
Изъявительное наклонение: Чужую беду руками разведу. В родник камень не бросают. Что имеем – не храним.

Повелительное наклонение: Знай больше, а говори меньше. Делай как велят. Прислушайтесь к голосу весенней музыки. Не ищи оправданий своей лености, попробуй заняться гимнастикой.

3. ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО, ХАРАКТЕР ДЕЙСТВИЯ
Действие может быть отнесено к любому лицу; автор как бы смотрит на себя со стороны, а читатель становится эмоциональным участником действия.

4. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Предложение не сообщает о конкретных действиях, а выражают общие суждения: пословицы, поговорки; Также: описание наблюдений, переживаний; многократно повторяемые, обычные действия.

ТЕМА 4. БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. ОСНОВНОЙ ПРИЗНАК
Главным членом является сказуемое, которое обозначает действие или состояние независимо от производителя действия;
В безличных предложениях имеется субъект действия, но он не выражен формой И.п., а его состояние мыслится как стихийное, неуправляемое.

2. ГРАММАТИЧЕСКАЯ ФОРМА
(1) БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ: вечереет, дышится, живётся, морозит, нездоровится, светает, смеркается, стемнело
В лесу стемнело. Снова морозит. Денег не хватило. Смеркается зимой рано.

(2) ЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ В ЗНАЧЕНИИ БЕЗЛИЧНЫХ
Самолёт тряхнуло. И тут ему повезло. Дорогу замело. Лодку подхватило и понесло. Начинает светать.

(3) ВОЗВРАТНАЯ ФОРМА ЛИЧНОГО ГЛАГОЛА
Хочется сока. В такое верится с трудом. Ему не спится. Пришлось уехать.
Требуются сотрудники.

(4) СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ
Страдательное предикативное причастие: Про батарею Тушина было забыто. Уж послано в погоню. В комнате накурено.

Безличное наречие на О: В каюте сонно и полумрак. Хорошо в лесу!
Его нигде не видно. В самолёте жарко.

Несклоняемое слово, по форме совпадающее с сущ. в И.п.:
Лень сойти с крыльца. Жаль ногами топтать. Не пора ли приниматься за дело?

(5) ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ СЛОВО (отрицательно-бытийные предложения):
Кругом нет ни души. На следующий день судьи не стало.

(6) КОЛИЧЕСТВЕННО-БЫТИЙНЫЕ БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Времени хватает/не хватает. Сил прибавилось/убавилось. Снегу намело!

3. ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО, ХАРАКТЕР ДЕЙСТВИЯ
Действие или признак мыслится отвлечённым от предмета даже в тех случаях, когда есть указание на производителя действия

4. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
(1) состояние природы, окружающей среды, живых существ
(2) различные модальные значения: необходимость, возможность, наличие
(3) оттенок стихийности, фатальности.

ТЕМА 5. ИНФИНИТИВНЫЕ И БЕЗЛИЧНО-ИНФИНИТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (как разновидность безличных предложений)

ИНФИНИТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. ОСНОВНОЙ ПРИЗНАК
Инфинитивные предложения являются безличными, но при этом имеют определённые особенности.
Субъект действия обычно выражается формой Д.п. (тебе дежурить), определяется по ситуации (встать!) или имеет обобщенное значение (как варить суп).

2. ГРАММАТИЧЕСКАЯ ФОРМА
Путешественнику не миновать обильного угощения.
Скорее успеть до первой пурги.
В камень стрелять – стрелы терять.
Бежать! Выяснить отношения и бежать!
Спросите, что делать.

При наличии частицы БЫ (желательность действия): Отдохнуть бы Григорию, отоспаться! Посидеть бы здесь зорьки две!

Молчать! Не разговаривать!

3. ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО, ХАРАКТЕР ДЕЙСТВИЯ
Обозначается действие, которое произойдет в ближайшем будущем; значение модальности выражается самой глагола и интонацией.

4. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Значение экспрессивности, категоричности, эмоциональности (используются в приказах, а также в авторских рассуждениях, переживаниях).
Тематика: неизбежность, долженствование, возможность, приказ, совет, пожелание, нежелательность.

БЕЗЛИЧНО-ИНФИНИТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. ОСНОВНОЙ ПРИЗНАК
Безлично-инфинитивные предложения содержат МЕСТОИМЕННЫЕ структурные элементы с отрицанием или без отрицания.

2. ГРАММАТИЧЕСКАЯ ФОРМА
Не о чем говорить. Незачем туда ехать. Есть что почитать. Будет к кому обратиться. О чем с ним разговаривать?

3. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Отрицательные, утвердительные и вопросительные суждения

ТЕМА 6. НАЗЫВНЫЕ (НОМИНАТИВНЫЕ) ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. ОСНОВНОЙ ПРИЗНАК
Утверждается наличие или существование предметов, явлений, состояний

2. ГРАММАТИЧЕСКАЯ ФОРМА
( 1) Собственно-бытийные предложения: Мороз. Темная ночь. Озеро. Ночь. Весна. Тишина и спокойствие. Много снега.
Сравнить: Была ночь (двусоставное предложение).

Возможно наличие определения: Горы с иссиня-снежными шапками.
Цветы в вазе (но: в вазе – цветы, двусоставное предложение).

(2) Указательные (обозначают вхождение предмета в поле зрения говорящего): Вот и озеро. Вот он, тысяча девятьсот шестнадцатый год!

(3) Оценочно-бытийные (с восклицательными частицами): Что за край! Никак гроза?

(4) Событийные назывные предложения (обозначают отрезки времени, события в фиксированном настоящем времени): Ночь. Зима. Жара.

3. ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО, ХАРАКТЕР ДЕЙСТВИЯ
Главный член выражен сущ. или словосочетанием в И.п.
Только настоящее время!
Допускается распространение предмета определением (согласованным или несогласованным), но детерминант (обстоятельство или дополнеие) невозможен.

4. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Описание местности, сценические ремарки, личные переживания, воспоминания, краткое описание внешности.
Это то, что видит перед собой автор. Особый ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ПРИЕМ: сообщается не только о наличии предмета, но и о том, что он находится в ПОЛЕ ЗРЕНИЯ автора.
Автор мысленно переносится в то же время и видит предмет «сейчас».

ТЕМА 7. ГЕНИТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. ОСНОВНОЙ ПРИЗНАК
Главный член в форме Р.п.

2. ГРАММАТИЧЕСКАЯ ФОРМА
2.1. НИ облачка. Ни души.
2.2. Воды-то! Народу!
3. 3. ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО, ХАРАКТЕР ДЕЙСТВИЯ
Оценка чего-либо в настоящее время.

4. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Оценивается отсутствие и количество чего-либо.
Соотносятся с безличными отрицательными предложениями: Ни облачка. Сравнить: Нет ни облачка.
Соотносятся с безличными количественными предложениями: Воды-то! Народу! Сравнить: Воды набралось! Народу набежало!

– Виды и особенности односоставных предложений знать необходимо?
– Мы очень кратко ознакомились с грамматическим минимумом, который нужен как для грамматического разбора, так и для правильной постановки знаков препинания.

ДЛЯ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА надо уметь различать односоставные и двусоставные предложения в составе ССП, а также отличать их от простых предложений с однородными членами.
Также важно различать ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ односоставные предложения, которые в случае однородности по знакам препинания приравниваются к однородным сказуемым. Эта информация нужна для постановки запятой перед союзом И.

С другой стороны, часть представленной информации действительно требуется преимущественно для грамматического анализа.

РАЗДЕЛ 7. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ (вузовский вариант)
Тема 1. Определение сложного предложения (СП)
Тема 2. Определение сложносочиненного предложения (ССП)
Тема 3. Средства связи в ССП
Тема 4. Грамматическое значение ССП
Грамматический материал ориентирован на вузовский учебник Г.И. Кустова «Синтаксис современного русского языка» Курс лекций. Издание 2013 года. Также существуют издания 2017 года и 2019 года.

ТЕМА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ (СП)
1. Сложным называется предложение, имеющее в своём составе два или несколько простых предложений, образующих единое целое в смысловом и интонационном отношении. Сложное предложение имеет две или больше грамматические основы.

2. Другое определение: Сложное предложение – это синтаксическая конструкция, которая представляет собой соединение предикативных единиц (частей), связанных грамматически, семантически и интонационно.

3. Гр а м м а т и ч е с к и м значением сложного предложения являются СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ между его частями (для сравнения: грамматическим значением простого предложения является предикативность). Грамматическое значение СП зависит от его структурной схемы/модели.

4. Структурная схема (модель) сложного предложения состоит из определенного набора структурных элементов, которые являются средствами связи предикативных частей.

5. Среди структурных элементов выделяют ОСНОВНЫЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ. Основные структурные элементы выражают общее грамматическое значение СП, а дополнительные – значение его частных видов.

6. К ОСНОВНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ относятся: союзы, союзные слова, корреляты (указательные слова), опорные слова, интонация для БСП.
Остальные структурные элементы являются ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ (частицы, наречия, вводные слова, слова с особой лексикой, формы глагола, порядок следования предикативных частей и др.)

ТЕМА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОЖНОСОЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ССП)
1. Сложносочиненным (ССП) называется сложное предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами.

2. В ССП сочинительный союз стоит либо при каждой предикативной части (повторяющиеся союзы), либо между ними, поэтому предикативные части не содержат показателя зависимости и формально являются равноправными и независимыми.

3. Однако семантическим равноправием обладают только ССП однородного состава, в то время как предикативные части в составе ССП неоднородного состава связаны по смыслу и синонимичны СПП со значением следствия, условия, уступки.
Таким образом, неоднородность ССП практически сводит на нет смысловую независимость его предикативных частей.

ТЕМА 3. СРЕДСТВА СВЯЗИ В ССП
1. Основным средством связи в ССП являются сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные, а также двойные, пояснительные, присоединительные.

2. В то же время основные сочинительные союзы (И, А, НО, ДА) многозначны и не всегда точно выражают смысловые отношения между предикативными частями, поэтому значительную роль в ССП играют дополнительные средства связи.

3. Соответственно, союзы часто являются ФОРМАЛЬНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ синтаксической сочинительной связи, а основная смысловая нагрузка приходится на КОНКРЕТИЗАТОРЫ (дополнительные средства связи).

4. К дополнительным средствам связи относятся:
(1) видо-временные и модальные формы глаголов;
(2) фиксированный или нефиксированный порядок частей;
(3) общий второстепенный член;
(4) анафорические (обратные) местоимения, лексические повторы, типизированная лексика;
(5) аналоги союзов: частицы, модальные слова, наречия, частицы.

ТЕМА 4. ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ССП
1. Грамматическим значением ССП является смысловое отношение между предикативными частями.

2. Сочинительные союзы (соединительные, разделительные, противительные) определяют грамматический вид предложения как ССП, а семантику уточняют дополнительные средства связи.

3. Только небольшое количество ССП является независимыми (однородными) по смыслу, например предложения со значением перечисления или сопоставления.
Основная часть СПП является н е о д н о р о д н ы м и (предикативные части в них связаны не только грамматически, но и семантически).

– А нужно ли так у г л у б л я т ь с я в грамматику, если основной задачей является постановка запятых между простыми предложениями в составе ССП?
– Конечно, прежде всего, здесь важно определить предикативные части (основу) сложного предложения, но и остальная грамматика не помешает. Правильно написанное предложение не должно иметь грамматических и стилистических ошибок, а они неизбежны, если не разбираться в этой теме.

Желательно понимать следующие моменты.
Все виды сложных предложений связаны между собой, и одну и ту же ситуацию автор может представить в различных формах: ССП, СПП, БСП.
Можно, примеру, использовать подчинительные союзы, а можно обойтись сочинительными союзами с дополнительными структурными элементами (наречиями, частицами) или применить только интонацию бессоюзного сложного предложения.

РАЗДЕЛ 8. ВОПРОСЫ НА ФОРУМАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

📸 Видео

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать

Словосочетание | Русский язык TutorOnline

🥐как быстро выучить стих🥐Скачать

🥐как быстро выучить стих🥐

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Ты говоришь мне о любви...Скачать

Ты говоришь мне о любви...

Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое словоСкачать

Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое слово

ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ // ЗАДАНИЕ 4 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУСкачать

ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ // ЗАДАНИЕ 4 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Евгений Осин - Дождь и я (с субтитрами)Скачать

Евгений Осин - Дождь и я (с субтитрами)

Майя Кристалинская А за окном то дождь Maya KristalinskayaСкачать

Майя Кристалинская А за окном то дождь Maya Kristalinskaya

Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать

Словосочетание.  Разбор словосочетаний.  Виды словосочетаний

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык
Поделиться или сохранить к себе: