Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Признаки причастия
Причастия обладают признаками как прилагательного, так и глагола. Все признаки причастий можно разделить на постоянные и непостоянные.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Признаки прилагательного
Признаки прилагательного у причастия:
- Обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? (какая?, какое?, какие?):
зеленеющая трава, разрезанный торт.
Род, число, падеж (как и у прилагательных род, число и падеж зависят от определяемого слова, то есть причастие согласуется с определяемым словом в роде, числе и падеже):
прочитанный журнал, прочитанная книга, прочитанное сочинение;
уходящий поезд – уходящие поезда;
убегающий кот, убегающего кота, об убегающем коте.
Склонение (причастия склоняются так же, как и прилагательные):
красн ый – разрезанн ый ,
красн ого – разрезанн ого ,
о красн ом – о разрезанн ом .
Краткая и полная форма
Краткие причастия не склоняются.
Синтаксическая роль в предложении (определение или сказуемое):
Бегущий человек быстро удалялся.
Видео:Морфологические признаки глаголаСкачать
Признаки глагола
Причастие — это особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию. Причастия образуются от глаголов и обладают некоторыми их признаками:
- Совершенный и несовершенный вид:
играющий — несовершенный вид (от играть),
проигравший — совершенный вид (от проиграть).
Настоящее и прошедшее время:
зеленеющая — настоящее время,
зеленевшая — прошедшее время.
Формы будущего времени причастия не имеют.
Невозвратность и возвратность:
Действительное и страдательное значение (залог):
Причастие может быть переходным или непереходным:
рубящий берёзу, провожающий сестру — переходные;
злящийся на себя, поднявшийся в гору — непереходные.
Видео:Что такое причастиеСкачать
Постоянные признаки
Причастия обладают четырьмя постоянными признаками: залог, время, вид и переходность. У причастий, образованных от глаголов, которые не употребляются без -СЯ, есть ещё один постоянный признак — возвратность.
- Залог:
- действительный:бегающий спортсмен, веселящиеся дети;
- страдательный:включенный телефон, выпиваемый чай.
- Время:
- настоящее:смотрящий, играющий;
- прошедшее:смотревший, игравший.
- Вид
- совершенный:посмотревший, покрасивший;
- несовершенный:смотрящий, красящий.
- Переходность:
- переходные:читающий книгу;
- непереходные:идущий человек.
- Возвратность:
смеющий ся, ленящий ся.
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Непостоянные признаки
У причастий пять непостоянных признак: форма, род, число, падеж и возвратность.
- Форма:
- полная:прочитанный, сказанная;
- краткая:прочитан, сказана.
Краткая форма есть только у страдательных причастий.
- Род (мужской, женский и средний):
идущий, идущая, идущее.
Число (единственное и множественное):
И. п. | какой? | сияющ ий |
---|---|---|
Р. п. | какого? | сияющ его |
Д. п. | какому? | сияющ ему |
В. п. | какой? | сияющ ий |
Т. п. | каким? | сияющ им |
П. п. | о каком? | о сияющ ем |
несущий – несущийся, играющий – играющийся.
Видео:Русский язык 7 класс (Урок№10 - Причастие как часть речи.)Скачать
Конспект урока по русскому зыку «Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми» 7 класс
Тема: «Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми»
Цель: изучение нового материала.
Образовательные задачи: дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову, правилах его выделения запятыми, повторить правописание окончаний причастий, формировать навыки грамотного письма.
Развивающие: развивать внимание, память, орфографическую зоркость, умение самостоятельно применять полученные знания в новой ситуации.
Воспитательные: способствовать нравственному воспитанию, развивать эстетический вкус учащихся, прививать любовь к искусству слова.
Личностные: формирование познавательного интереса, формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста;
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения.
Предметные: знать определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми, понимать отличие зависимого слова от определяемого, уметь устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами; выделять причастный оборот запятыми.
Техническое обеспечение урока: учебник русского языку под ред. Т.А.Ладыженской, компьютер, проектор, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал.
- 1. Организационный этап.Приветствие учителя. Запись даты и темы урока.
- 2.Опрос по прошлым темам.
- Что называется причастием?
Причастие –это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет свойства прилагательного и глагола .
Признаки чего объединяет в себе причастие?
(Объединяет в себе признаки прилагательного и глагола).
Перечислите признаки прилагательного у причастия.
(Причастие, как и прилагательное, изменяется по родам, числам, падежам).
Назовите признаки глагола у причастия.
(Возвратность, время, вид).
На какие вопросы отвечает причастие?
(Какой? Какая? Какое? Какие?)
Со словами какой части речи можно перепутать причастия?
(С именами прилагательными).
Как же отличить причастие от прилагательного?
(У причастий и прилагательных разные суффиксы. Причастие можно заменить глаголом).
Перечислите суффиксы причастий настоящего и прошедшего времён.
Суффиксы причастий настоящего времени:-ем-(-ом-), -им-, -ущ-(-ющ-) -ащ- (-ящ-). Суффиксы причастий прошедшего времени: -вш-, -ш-, -нн-, -т-, -енн-(-ённ-).
Проанализируйте словосочетания . В каком из них причастие является зависимым словом, а в каком- главным ?
( В первом словосочетании причастие является зависимым словом, а во втором –главным.)
Молодцы. Теперь прочитайте предложения. Назовите причастия. Какое существительное они определяют? В каких предложениях причастие имеет при себе зависимое слово? На каком месте по отношению к определяемому существительному находится причастие с зависимым словом?
1. Падающие снежинки кружились над нами.
2 Падающие с неба снежинки кружились над нами. Снежинки, падающие с неба, кружились над нами.
(Причастия определяют слово снежинки. Во 2 и 3 предложениях причастие имеет при себе зависимое слово. Во 2 предложении причастие с зависимым словом стоит впереди определяемого существительного, а в 3 -после него.)
Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом.
В предложении причастный оборот является одним членом предложения-определением.
Давайте посмотрим схему на стр.38.Что вы можете сказать, глядя на предложения?
(Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то выделяется на письме запятыми, а если впереди , то не выделяется.)
Важно обратить внимание на то, что от определяемого слова к причастию можно поставить один вопрос(картина( какая?)написанная), а от причастия к зависимым словам- несколько:
написанная- как? когда? кем? по какому поводу ? и т.д.
- Работа по теме урока
- К данным причастным оборотам подберите определяемые слова. Разлившиеся по весеннему небу; висевший в осеннем воздухе; усыпанные разноцветными листьями; много раз протоптанная туристами.
- С 2-3 причастными оборотами составьте и запишите предложения.
Прочитайте предложение на доске. Запишите его в тетрадь.
Луна, блиставшая над морем, озаряла всё вокруг чудесным светом.
Найдите причастие, обоснуйте свой ответ.
(Блиставшая. Имеет суффикс –вш-, можно заменить глаголом (которая блистала).
Как подчеркнём причастие? Каким членом предложения оно будет являться?
(Волнистой линией. Будет являться определением).
Как вы думаете, есть ли у причастия блиставшая зависимые слова? Как их найти?
(Да. Для того, чтобы найти зависимые слова, нужно задать вопрос от причастия блиставшая).
Назовите зависимые слова.
Как мы подчеркнём наш причастный оборот?
Границы причастного оборота обозначаются вертикальными линиями. Обозначьте границы причастного оборота в тетрадях. Какую часть предложения вы выделили?
(…блиставшая над морем…)
Давайте вспомним еще раз , что такое определяемое слово, как обозначить его графически.
(Это слово, от которого мы задаём вопрос к причастному обороту. Графически мы обозначаем его крестиком).
Найдём в предложении определяемое слово.
Внимание на доску. Прочитайте и запишите предложение Блиставшая над морем луна озаряла всё вокруг чудесным светом.
Выделите причастный оборот и определяемое слово.
(Причастный оборот: …блиставшая над морем. Определяемое слово: луна).
Сравните записанные предложения. Чем они похожи? Содержат ли они пунктограммы?
(Оба предложения содержат причастные обороты и пунктограммы).
От чего зависит постановка запятых в предложениях с причастным оборотом?
(От местонахождения определяемого слова).
Обозначьте пунктограммы в записанных предложениях.
Проверим, как вы усвоили новый материал. Один человек будет работать у доски. Учащиеся на местах выполняют задание самостоятельно.
На доске учителем записан алгоритм выполнения задания:
- Запиши предложение в тетрадь.Человек, читавший книгу, отвернулся. Читавший книгу человек отвернулся.
- Найди в нём причастие, выдели его суффикс.
- Найди зависимые слова, обозначь границы причастного оборота, подчеркни его как член предложения.
- Графически обозначь определяемое слово.
- Расставь знаки препинания.
Самопроверка правильности выполнения задания.
Сейчас мы поработаем устно. Я буду зачитывать предложения, записанные на доске. Вам нужно определить, есть ли в их составе причастный оборот.
Когда прозвучит предложение с причастным оборотом, вам нужно поднять руку. Если в предложении присутствует только одиночное причастие, рука остается на столе.
- Таявший на солнце снег превратился в лужицу. (Рука поднята).
- Раненый капитан покинул строй.
- Блестящий предмет лежал на столе.
- Обиженный другом мальчик отправился домой. (Рука поднята).
- Я увидел поля, окружённые садами. (Рука поднята).
- Мы любовались наступившей весной.
- Девочка почувствовала запах розы, распространявшей вокруг себя неповторимый аромат. (Рука поднята).
Молодцы! Скажите, пожалуйста, чему вы сейчас научились?
(Отличать причастный оборот от одиночного причастия).
Работа с учебником (письменно):
Сейчас вы будете учиться составлять предложения с причастным оборотом. Откройте учебник на странице 38, найдите упражнение 85, прочтите задание. Вам необходимо изменить место причастного оборота в предложении, поставив его после определяемого слова и расставив знаки препинания.
1.Распустившиеся за день цветы были срезаны. – Цветы, распустившиеся за день, были срезаны. 2.Свисавшие с крыши толстые сосульки оттаивали на солнце. – Толстые сосульки, свисавшие с крыши, оттаивали на солнце. 3.Ярко светило холодное солнце с блестевшего голубой эмалью неба. – Холодное солнце ярко светило с неба, блестевшего голубой эмалью.
Отличаются ли полученные предложения от исходных с точки зрения пунктуации?
(Да. В предложениях, данных в учебнике, причастные обороты не выделялись запятыми на письме. В составленных нами предложениях причастные обороты выделяются запятыми).
Сформулируйте ещё раз правило постановки знаков препинания в предложениях с причастным оборотом.
(Причастный оборот выделяется на письме запятыми, если определяемое слово стоит перед причастным оборотом. Причастный оборот не выделяется на письме запятыми, если определяемое слово стоит после причастного оборота).
Выполните теперь упр.86 и 87.
- Подведение итогов урока. Контроль усвоения материала.
На уроке вы познакомились с причастным оборотом. Дайте его определение.
(Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом).
Что такое определяемое слово?
(Это слово, от которого мы задаём вопрос к причастному обороту).
Как обозначаются границы причастного оборота?
В каком случае причастный оборот выделяется на письме запятыми (обособляется)?
(Причастный оборот выделяется на письме запятыми, если определяемое слово стоит перед причастным оборотом).
Когда причастный оборот не выделяется на письме запятыми?
(Причастный оборот не выделяется на письме запятыми, если определяемое слово стоит после причастного оборота).
Каким членом предложения является причастный оборот?
VI. Домашнее задание . Выставление оценок за урок
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Видео:Морфологический разбор прилагательного. Как выполнить морфологический разбор ?Скачать
Морфологические признаки причастия
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 661.
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 661.
Морфологические признаки причастия представляют собой грамматические категории, благодаря которым данная часть речи отличается от слов иных частей речи. Поскольку причастие совмещает в себе характеристики прилагательного и глагола, они обладают постоянными и непостоянными признаками этих частей речи, которые подробно описаны в данной статье.
Причастие – самостоятельная часть речи (в некоторых источниках особая форма глагола), которая обозначает признак по действию и отвечает на вопросы Какой? Что делающий? Что делавший? Что сделавший?
Морфологические признаки причастия – ряд грамматических категорий, которые присущи данной части речи и позволяют ее отличать от других частей речи.
В русском языке выделяют постоянные и непостоянные признаки причастий. Как глаголы, причастия имеют время, залог, вид и возвратность; как прилагательные – изменяются по родам, числам и падежам, согласуются с существительными и местоимениями.
Начальной формой причастий является полная форма единственного числа, именительного падежа, мужского рода.
Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Постоянные признаки причастий
- Вид – определяется по глагольной форме, от которой образовано причастие. Выделяют причастия:
- Совершенного вида (сделать – сделанный, доплыть – доплывший);
- Несовершенного вида (бежать – бежавший, терять – теряемый);
- Залог – категория, указывающая на то, выполняется действие самим предметом (действительный) или оно направлено на предмет (страдательный). Причастия бывают двух залогов:
- Действительные (мечтающий, забравший);
- Страдательные (решаемый, сбитый);
- Время – обозначает отношение выражаемого действия (признака по действию) ко времени его выполнения. Выделяют причастия:
- Настоящего времени (заполняющий, хранимый);
- Прошедшего времени (спросивший, подгонявший).
Видео:Деепричастие и деепричастный оборот | Русский язык TutorOnlineСкачать
Непостоянные признаки причастий
- Форма – полная (называемый, читаемый, написанный) и краткая (называем, читаем, написан). Краткая форма образуется только от страдательных причастий.
- Число – единственное и множественное (отвечающий – отвечающие, играющий – играющие, подаренный – подаренные).
- Род – мужской, женский и средний (объясняющий – объясняющая – объясняющее, видимый – видимая – видимое).
- Падеж – причастия согласуются в падеже с существительным или местоимением (говорить о победившем спортсмене, слушать поющих птиц).
Полные причастия изменяются по родам, числам и падежам, могут входить в состав причастного оборота. Краткие – только по родам и числам.
🔍 Видео
Русский 7 Морфологический разбор причастияСкачать
Морфологический разбор глагола. Как сделать морфологический разбор?Скачать
Признаки глагола у причастий (7 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Морфологический разбор причастияСкачать
Что такое причастиеСкачать
Признаки прилагательного у причастий (7 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Морфологический разбор существительного. Как правильно сделать морфологический разбор слова?Скачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Русский язык 7 класс : Причастие как часть речи. Морфологический разбор причастияСкачать
Как отличить отглагольное прилагательное и причастие | Русский язык ОГЭ Умскул 2022Скачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать