- Прочитай. Определи речевые ошибки. Запиши предложения верно. Я посмотрел в окно. На улице был снежный снегопад. Холодный холодок
- Ваш ответ
- решение вопроса
- Похожие вопросы
- Типы и виды речевых ошибок в русском языке: примеры и исправления
- Что такое речевая ошибка
- Лексико-стилистические ошибки
- Морфолого-стилистические ошибки
- Синтаксисо-стилистические ошибки
- Причины речевых ошибок
- Как избежать ошибок в речи
- Так ли важно соблюдать культуру речи
- Урок русского языка «Практикум по устранению недостатков речи»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- 🎥 Видео
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Прочитай. Определи речевые ошибки. Запиши предложения верно. Я посмотрел в окно. На улице был снежный снегопад. Холодный холодок
Видео:ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать
Ваш ответ
Видео:ЕГЭ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ. 10 видов речевых ошибок.Скачать
решение вопроса
Видео:Говорим грамотно! Речевые ошибкиСкачать
Похожие вопросы
- Все категории
- экономические 43,277
- гуманитарные 33,618
- юридические 17,900
- школьный раздел 606,301
- разное 16,822
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Видео:Языковые и речевые ошибкиСкачать
Типы и виды речевых ошибок в русском языке: примеры и исправления
Речевые ошибки случаются у каждого, если не во взрослом, то в детском возрасте. Возникают они, когда не соблюдаются лексические, либо стилистические языковые нормы.
Это отдельная категория наряду с грамматическими, этическими, орфографическими, логическими, фактическими, пунктуационными ошибками русского языка.
О том, какие бывают речевые ошибки, как их не допускать в своей речи, мы и поговорим.
Видео:ТОП-6 РЕЧЕВЫХ ОШИБОК В СОЧИНЕНИЯХ НА ЭКЗАМЕНЕ | Русский язык ЕГЭ 2022 | ВебиумСкачать
Что такое речевая ошибка
Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.
Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.
Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).
Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:
Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:
- Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
- Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
- Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
- В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
- Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
- Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
- Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).
Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.
Детское словотворчество, результат которого хоть и не соответствует языковым нормам, но в полной мере раскрывает, по словам К. И. Чуковского, творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку.
Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.
Самые распространенные у них ошибки в речи — это:
- неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
- неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
- произвольное словообразование (дватый вместо второй);
- неточное использование предлогов (ходили в концерт).
В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.
Лексико-стилистические ошибки
К ним относятся повторения слов, употребление их в неточном значении, использование просторечий. Например:
- Ежик смешно пыхтел. Витя налил ежику молока. В комнату забежала собака, и ежик свернулся клубком.
- Мама одела плащ и пошла на работу.
- Полкан плелся взади.
Морфолого-стилистические ошибки
В этой группе — неправильно образованные слова. Например:
- он хотит;
- это ихний;
- работают малярщики;
- идут трудящие;
- крыша текет;
- много делов.
Синтаксисо-стилистические ошибки
Эти ошибки встречаются в словосочетаниях и предложениях из-за перестановки слов, несогласованности между словами, неправильных границ, неверного употребления местоимения. Например:
- Только под ногами шелестела листва.
- Вся компания дружно встретили Новый Год.
- Когда ребята пришли к реке. Там было много народу.
- Папа, когда пришел домой, он был очень уставшим.
Видео:ТОП-5 РЕЧЕВЫХ ОШИБОК. УЧИМ ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКАСкачать
Причины речевых ошибок
Почему мы совершаем ошибки в своей речи?
Причинами речевых ошибок принято считать:
- влияние среды;
- низкий уровень речевых навыков;
- индивидуальные особенности речи.
Речь окружающих оказывает влияние и на нашу речь. Это может быть диалектная, просторечная лексика (одежа, скипятить, послабже), а также не всегда соответствующая нормам литературного языка речь средств массовой информации.
Неправильное употребление лексических средств выразительности, непонимание значения употребляемых слов, склонение несклоняемых существительных и неверное согласование с ними прилагательных, ошибки типа “масло масляное”, несочетаемые слова — все это говорит о невысоком уровне речевых навыков.
Индивидуальные особенности речи, связанные с отклонением от норм литературного словоупотребления, могут выражаться в неуместном повторении какого-либо слова или выражения, склонности к использованию иностранных слов в разговоре, постоянном проглатывании слов в предложениях.
Видео:Орфографические ошибки на улицах городаСкачать
Как избежать ошибок в речи
Чтобы ваша речь не резала слух окружающим, попробуйте следующее:
- Изучите разные виды речевых ошибок и постарайтесь от них избавиться.
- Если у вас есть сомнение в правильности того или иного высказывания, лучше переформулируйте его.
- Если вам предстоит речь перед аудиторией, уточните все сомнительные моменты с помощью словарей, толкового, орфоэпического, сочетаемости слов русского языка, антонимов, синонимов, омонимов, иностранных слов и др.
- Больше читайте художественную литературу.
- Общайтесь с образованными людьми, культуре речи которых можно поучиться.
А самое главное — не оставайтесь равнодушными к качеству своей речи, меняйтесь, стремитесь к лучшему.
Видео:Речевые ошибки | Тест | Русский язык ЦТ, ЕГЭСкачать
Так ли важно соблюдать культуру речи
Небрежная речь, изобилующая ошибками, как и неряшливость в одежде, производит неблагоприятное впечатление. Согласитесь, что человеку с такими качествами, трудно избегать помех в общении, выстраивать гармоничные отношения с окружающими.
И, напротив, овладение культурой речи позволяет повысить уровень любой сферы жизни, будь то карьера, семья или саморазвитие. Через речь проявляются культивируемые человеком ценности: нравственные, научные, философские.
Услышав, как человек говорит, можно сразу понять, с кем имеешь дело. Уважение к себе и к окружающим — это тоже о культуре речи.
Как говорит! Хотите слышать такое в свой адрес? Работайте над ошибками. ?
Видео:Как не потерять 11 первичных баллов на речевых ошибках? | ЕГЭ ЛИТЕРАТУРА 2022 | СОТКАСкачать
Урок русского языка «Практикум по устранению недостатков речи»
Тема урока Практикум по устранению недостатков речи
Цель урока: дать понятие о грамматических и речевых ошибках, на конкретных примерах неправильного словоупотребления рассмотреть типы грамматических и речевых ошибок и причины их появления в речи
I . Организационный момент
II . Объявление темы и цели урока
III . Работа над темой урока
1. Работа над понятиями
Грамматические ошибки – отклонение от грамматических норм (неправильное словообразование, нарушение связей управления или согласования в словосочетании, ошибки в структуре предложения).
словообразовательные морфологические синтаксические
ошибки ошибки ошибки
Комсомольцы – освоители Много время Они о чем-то смеются
целины (ошибка в форме сущ.) (над чем-то)
(образовано по модели Он более умнее Молодежь работают
покорить – покоритель) (две формы сравнит. (работает)
2. Практикум по устранению грамматических ошибок (фронтально)
Задание: определите тип грамматической ошибки и причину ее возникновения, назовите правильный вариант.
Убольшить на три (увеличить) – словообразовательная ошибка
У меня много свободного время (времени) – морфологическая ошибка (сущ. на –мя склоняется как обычное сущ. ср. р.)
Петя был послабже, чем его товарищ (слабее) – морфолог. ошибка (неправильно образована сравнительная степень прилагательного)
Последние темы более уже по содержанию (уже, более узкие) – морфолог. ошибка (две формы сравнит. степени – простая и составная)
Ихние привычки меня раздражают – морфолог. ошибка (просторечная форма местоимения)
Он должен за ее бороться – морфолог. ошибка (местоимение без Н)
Я сегодня победю обязательно – морфолог. ошибка (недостаточный глагол – одержу победу)
Они хочут прийти в пять – морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)
Не ложи вещи на стол – морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)
Надо покласть книги в шкаф – морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)
Буду убираться в классе – морфолог. ошибка (без –ся)
Мое фамилие – морфолог. ошибка (сущ. должно быть ср. р.)
Он хотит пойти с нами – морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)
Не ложите руки на стол – морфолог. ошибка (не нормативное образование глагола)
Куда ложить тетрадь? – морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)
Покладите на стол – морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)
У меня много делов – морфолог. ошибка (неправильное образование формы сущ. ср. р. в Р.п. мн. ч. – образовано так, как сущ. м.р.)
Много курей – морфолог. ошибка (кур)
Описывают о школьном музее – синтаксическая ошибка (нужен В.п. – описывают школьный музей)
Они о чем-то смеются – синтаксическая ошибка (нужен Т.п. — над чем-то)
Жажда к славе – синтаксическая ошибка (нужен Р.п. – жажда славы)
Молодежь самоотверженно работают на стройке – синтаксическая ошибка (глагол должен быть в ед.ч.)
Описывать о природе – синтаксическая ошибка (нужен В.п. – описывать природу)
Интересоваться о путешествиях – синтаксическая ошибка (нужен Т.п. – интересоваться путешествиями)
Коснуться до проводов – синтаксическая ошибка (не нужен предлог)
Прийти со школы – синтаксическая ошибка (из школы)
Вернуться из прогулки – синтаксическая ошибка (с прогулки)
Я с мамой ездили к бабушке – синтаксическая ошибка (глагол должен быть в форме ед.ч. или нужно употребить местоимение МЫ)
Больной попросил сестру налить себе воды – синтаксическая ошибка (неоправданное употребление возвратного местоимения – двойственно прочтение просьбы: налить воды больному или сестре?)
Генерал взял мальчика на воспитание, но по дороге он заболел – синтаксическая ошибка (употребление местоимения ОН создает двойственное прочтение: кто заболел – генерал или мальчик?)
После обеда друзья уселись за стол с трубками – синтаксическая ошибка (двойственное прочтение: друзья с трубками или стол с трубками?)
Если бы Илья Муромец сел на Алешиного коня, то он бы не выдержал – синтаксическая ошибка (кто: Илья Муромец, Алеша или конь?)
Петя позвал Шарика. Он замахнулся палкой – синтаксическая ошибка (кто: Петя или Шарик?)
Я видел детей с шарами. Они были красные и желтые – синтаксическая ошибка (дети или шары?)
Миша увидел ежа. Он испугался – синтаксическая ошибка (Миша или еж?)
3. Вопросы к учащимся
1. Дайте понятие грамматической ошибки.
2. Назовите типы грамматических ошибок.
3. Причины появления грамматических ошибок?
4. Работа над понятиями
Речевые недочеты – неправильное или неудачное употребление языковых средств в речи (69% всех ошибок).
— употребление слов в — употребление слов иного
несвойственном ему стиля
значении — неуместное употребление
— смешение паронимов употребление эмоционально-
— нарушение лексической экспрессивной лексики
сочетаемости слов — неуместное употребление
— плеоназм диалектных или
— тавтология просторечных слов
— употребление штампов — смешение лексики разных эпох
Плеоназм – употребление рядом или близко слов, в которых повторяется одно и то же значение (взрослый мужчина, мокрый дождь).
Тавтология – употребление рядом или близко однокорневых слов (белоствольный ствол, преграды преграждают).
Паронимы – слова, которые вследствие сходства в звучании и частичного совпадения частей слова (корня) могут ошибочно использоваться в речи одно вместо другого (представился – назвал свое имя, преставился – умер).
5. Практикум по устранению речевых недочетов (фронтально)
Троекуров был роскошный помещик – семантическая ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении: роскошный, т.е. живущий в роскоши)
Он вошел, поддерживая шпагу – семантическая ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении: придерживая)
На мальчике была ободранная рубаха – семантическая ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении: изодранная)
Мальчик сделал подвиг – семантическая ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении: совершил)
Он попал в несчастье – семантическая ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении: попал в беду – случилось несчастье)
Остапа поймали в плен – семантическая ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении: взяли)
Эта шкатулка самодельной работы – семантическая ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении: ручной)
Взрывательной волной выбило стекла в окнах – семантическая ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении: взрывной)
Ребята строят снежную бабу – семантическая ошибка (употребление слова в несвойственном ему значении: лепят)
В саду собирают яблоки, фрукты, груши – семантическая ошибка (обобщающее слово)
Все люди и дети идут на площадь – семантическая ошибка (дети тоже люди)
По площади шли офицеры и моряки – семантическая ошибка (среди моряков тоже есть офицеры)
Кругом желтеют желтые одуванчики – тавтология
Ночь переночевали в лесу – тавтология
Журавль клювом клюнул мальчика – тавтология
Все люди празднуют этот праздник – тавтология
У ворот стоял пожилой старик – плеоназм
По улице бежал молодой щенок – плеоназм
В сентябре месяце мы приедем к вам в гости – плеоназм
На ветке сидели пернатые птицы – плеоназм
Саша промахнулся мимо – плеоназм
Всадник одел шинель – паронимы (одевают кого-то, надевают что-то)
Мальчик одел пальто и шапку – паронимы
В течение часа абонемент был занят – паронимы (абонент)
Мы приобрели абонент на цикл концертов – паронимы (абонемент)
Этика – наука о прекрасном, об искусстве, о художественном творчестве – паронимы (эстетика)
Ученые-генетики исследуют законы наследия – паронимы (наследственности)
Мне не понравился фамильный тон обращения – паронимы (фамильярный)
Наполеон прислал к Кутузову своего парламентария – паронимы (парламентера)
6. Самостоятельная работа учащихся по устранению грамматических ошибок и речевых недочетов
Задание: определите тип грамматической ошибки и причину ее возникновения, назовите правильный вариант
Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел с него снять шкуру.
На площади возвышалось очень громадное здание.
Шалуны обо всем признались.
Оплатите за проезд.
Я изучаю народный фольклор.
Не ложите вещи на диван.
Это был памятник Тараса Шевченко.
Мы пришли с магазина.
Я забыл отпустить письмо в почтовый ящик.
Саша пошел до терапевта.
Директор должен быть строгим и справедливым человеком.
Мама послала Витю по термос.
За этот случай мне рассказала Оля.
Ихний сад находится за речкой.
Наши ребята привыкли все хорошее брать друг у друга.
Футболисты сегодня ушли с поля без голов.
Многие животные в пустыне бросаются в спячку.
Можно спросить вопрос?
Он хотит со мной дружить.
Он говорил, жестикулируя руками.
Работали молча, без слов.
В мае месяце закончится подписка на журнал.
Планы на будущее у меня огромные.
Маме и сестре я привез из Лондона памятные сувениры.
Ведущий лидер у нас Юра.
Мама купила на рынке двух курей.
Дети до пяти лет проходят в цирк только на руках.
В кабинете литературы на стене висят великие писатели.
Сережа сказал, что я приду к вам вечером.
Я пью чай с лимоном и с удовольствием.
Мама приехала с Киева.
Вороны делают свои гнезда на деревьях.
Я вернулся со школы поздно.
Рыбу он слаживал под себя.
Я несколько раз рассказывал этот рассказ.
Медведи сходно с барсуками впадают в спячку.
IV . Подведение итогов урока
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 798 человек из 78 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 306 человек из 59 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 322 человека из 65 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Выдержка из материала:
Тема урока: Практикум по устранению недостатков речи
«Ход урока
I. Организационный момент
II. Объявление темы и цели урока
III. Работа над темой урока
«2. Практикум по устранению грамматических ошибок (фронтально)
Задание: определите тип грамматической ошибки и причину ее возникновения, назовите правильный вариант.
- Убольшить на три (увеличить) – словообразовательная ошибка
- Я сегодня победю обязательно – морфолог. ошибка (недостаточный глагол – одержу победу)
- Они хочут прийти в пять – морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)
- Не ложи вещи на стол – морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)
- Он хотит пойти с нами – морфолог. ошибка (ненормативное образование глагола)
- Много курей – морфолог. ошибка (кур)
- Молодежь самоотверженно работают на стройке – синтаксическая ошибка (глагол должен быть в ед.ч.)
- Описывать о природе – синтаксическая ошибка (нужен В.п. – описывать природу)
- Интересоваться о путешествиях – синтаксическая ошибка (нужен Т.п. – интересоваться путешествиями)
- Коснуться до проводов – синтаксическая ошибка (не нужен предлог)
- Прийти со школы – синтаксическая ошибка (из школы)
- Вернуться из прогулки – синтаксическая ошибка (с прогулки)
- Я с мамой ездили к бабушке – синтаксическая ошибка (глагол должен быть в форме ед.ч. или нужно употребить местоимение МЫ)
- Больной попросил сестру налить себе воды – синтаксическая ошибка (неоправданное употребление возвратного местоимения – двойственно прочтение просьбы: налить воды больному или сестре?)
- Генерал взял мальчика на воспитание, но по дороге он заболел – синтаксическая ошибка (употребление местоимения ОН создает двойственное прочтение: кто заболел – генерал или мальчик?)
- После обеда друзья уселись за стол с трубками – синтаксическая ошибка (двойственное прочтение: друзья с трубками или стол с трубками?)
- Если бы Илья Муромец сел на Алешиного коня, то он бы не выдержал – синтаксическая ошибка (кто: Илья Муромец, Алеша или конь?)
- Петя позвал Шарика. Он замахнулся палкой – синтаксическая ошибка (кто: Петя или Шарик?)
- Я видел детей с шарами. Они были красные и желтые – синтаксическая ошибка (дети или шары?)
- Миша увидел ежа. Он испугался – синтаксическая ошибка (Миша или еж?)
«3. Вопросы к учащимся
- Кругом желтеют желтые одуванчики – тавтология
- Ночь переночевали в лесу – тавтология
- Журавль клювом клюнул мальчика – тавтология
- Все люди празднуют этот праздник – тавтология
- У ворот стоял пожилой старик – плеоназм
- По улице бежал молодой щенок – плеоназм
- В сентябре месяце мы приедем к вам в гости – плеоназм
- На ветке сидели пернатые птицы – плеоназм
- Саша промахнулся мимо – плеоназм
- Всадник одел шинель – паронимы (одевают кого-то, надевают что-то)
- Мальчик одел пальто и шапку – паронимы
- В течение часа абонемент был занят – паронимы (абонент)
- Мы приобрели абонент на цикл концертов – паронимы (абонемент)
- Этика – наука о прекрасном, об искусстве, о художественном творчестве – паронимы (эстетика)
- Ученые-генетики исследуют законы наследия – паронимы (наследственности)
- Мне не понравился фамильный тон обращения – паронимы (фамильярный)
- Наполеон прислал к Кутузову своего парламентария – паронимы (парламентера)
🎥 Видео
Речевая (лексическая) норма| Русский языкСкачать
Лексические ошибкиСкачать
Частые речевые ошибки / Никогда так не пишите на экзаменах! / ft. TIJNСкачать
Речевые ошибки ПлеоназмСкачать
Речевые ошибкиСкачать
Речевые ошибки ведущих - 3Скачать
Речевые ошибки. Курс «Писака» | Русский язык ЕГЭ – Оксана КудлайСкачать
Итоговое сочинение. Речевые ошибки // ЕГЭ Русский языкСкачать
§ Грамматические ошибки (+ТОП-5 ошибок на ОГЭ)Скачать
Шевченко Г.В.Речевые ошибки учащихся и пути их устраненияСкачать