- Прочитайте. Найдите обобщающее слово, выраженное словосочетанием. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Определите, чем распространены однородные
- Ваш ответ
- решение вопроса
- Похожие вопросы
- Русский язык. 5 класс
- Презентация на тему Обобщающие слова пр однородных членах предложения
- Описание презентации по отдельным слайдам:
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Общая информация
- Похожие материалы
- Презентация по русскому языку на тему: «Имя существительное»
- Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 5 класса
- «Авторская разработка программы по русскому языку для учащихся с ОВЗ»
- «Входная контрольная работа в 9 классе»
- Рабочая программа по русскому языку 6 класс
- Интеллектуальная игра по русскому языку по теме «Наречие»(7 класс) «Что? Где? Когда?
- Карточка по русскому языку для 4 класса «Словарная работа № 1»
- Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 1 класс
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- 📹 Видео
Видео:Обособленные определения. Когда нужно ставить запятыеСкачать
Прочитайте. Найдите обобщающее слово, выраженное словосочетанием. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Определите, чем распространены однородные
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Ваш ответ
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
решение вопроса
Видео:Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?Скачать
Похожие вопросы
- Все категории
- экономические 43,277
- гуманитарные 33,618
- юридические 17,900
- школьный раздел 606,294
- разное 16,822
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Видео:Деепричастие и деепричастный оборот | Русский язык TutorOnlineСкачать
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Обобщающие слова при однородных членах предложения
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- Обобщающие слова при однородных членах предложения.
- Знаки препинания при обобщающих словах.
Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения, соединяются друг с другом сочинительной связью.
Обобщающее слово – общее название предметов или признаков, которые перечисляются при помощи однородных членов.
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.:Просвещение, 2016. – с. 96-97
1. Львова С. И. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1/ Львова С. И., Львов В. В. – М.:МНЕМОЗИНА, 2012. – с. 132
2. Бунеев Р. Н. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с.167.
3. Панов М. В. Русский язык. 5 класс. // Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А – М.: Русское слово, 2008. – с. 332.
4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов. // Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: Просвещение, 2007. – с. 281.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Некоторые слова обозначают обобщённые, широкие, родовые понятия. Например, слово мебель – родовое понятие для слов шкаф, стол, стул, диван, буфет, тумба. Вокруг слов, обозначающих родовое (обобщённое) понятие, образуются тематические группы. Например, тематическая группа с родовым понятием «ягода»: клубника, малина, смородина, черника, брусника.
Слова, которые обозначают родовое понятие, могут встречаться в предложениях с однородными членами. Тогда говорят об обобщающем слове при однородных членах предложения.
Обобщающее слово – это общее название предметов или признаков, которые перечисляются с помощью однородных членов. Обобщающее слово в схеме обозначается кружочком с точкой посередине. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены предложения.
Рассмотрим предложение. В нашем лесу обитают разные звери: белки, зайцы, лисицы. Однородные члены (подлежащие) белки, зайцы, лисицы – это конкретные названия. Слово звери – их общее (родовое) название. Это обобщающее слово. На письме это будет выглядеть следующим образом.
С употреблением обобщающего слова при однородных членах предложения связано несколько правил постановки знаков препинания.
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.
Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то перед ним ставится тире.
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то после обобщающего слова ставим двоеточие, а после однородных членов – тире.
Рассмотрим это на примерах.
Теоретический материал для углубленного изучения.
Вводное слово и обобщающее слово при однородных членах.
Очень часто в предложениях с обобщающим словом есть ещё слова, которые передают дополнительное значение, это вводные слова.
Если вводное слово стоит после однородных членов и перед обобщающим словом, то перед вводным словом ставится тире, а после него — запятая:
Например. На домах, на деревьях, на скамейках – словом, везде лежал снег.
Если вводное слово стоит после обобщающего слова и далее идёт ряд однородных членов, то перед вводным словом ставится запятая, а после него двоеточие:
Например: Снег лежал везде, а именно: на домах, на деревьях, на скамейках.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Найдите предложение, соответствующее схеме: [О:О,О,О– …]. (Знаки препинания не расставлены!)
1) В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград персики.
2) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкусных блюд.
3) Утро рассеивает всё страх усталость волнения.
Разбор задания: Анализируем схему: обобщающее слово стоит перед однородными членами, после них предложение продолжается.Анализируем предложения. В 1 предложении обобщающее слово фрукты стоит перед однородными членами, следовательно, надо ставить двоеточие. После однородных членов предложение заканчивается. Это предложение не соответствует схеме. Во 2 предложении обобщающее словосочетание морская рыба стоит перед однородными членами, ставим двоеточие. После однородных членов предложение продолжается, следовательно, это предложение соответствует схеме. Проверим 3 предложение. Обобщающее слово всё стоит перед однородными членами. Ставим двоеточие. После однородных членов предложение заканчивается. Это предложение не подходит. Ответ: 2.
Выделите цветом предложение, в котором есть обобщающее слово. (Знаки препинания не расставлены!)
1) В наших степях водятся как зайцы так и лисицы.
2) Нигде ничего не было видно ни воды ни деревьев.
3) То справа то слева то позади слышался гул падающих деревьев.
4) И роща и фасад дома отражались в озере.
Разбор задания: В 1 предложении однородные члены есть, но слова, которое их обобщает, нет. Следовательно, это предложение не подходит. Во 2 предложении однородные члены ни воды, ни деревьев обобщает слово ничего. Это предложение соответствует условиям. Проверим оставшиеся предложения. В 3 и 4 предложении нет обобщающих слов.
Ответ:2) Нигде ничего не было видно: ни воды, ни деревьев.
Видео:Как найти грамматическую основу предложения?Скачать
Презентация на тему Обобщающие слова пр однородных членах предложения
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Подготовила Прокопьева Сардаана Степановна, учитель русского языка и литературы ВСОШ №2 г.Вилюйска.
_________ _____
___ __________ ______ _ _____
__________ ___ ___
МБОУ Вилюйская средняя общеобразовательная школа № 2 им.Г.С.Донского
Описание слайда:
Чем различаются предложения?
1.С корабля сошли англичане,
французы, арабы.
2.С корабля сошли иностранцы: англичане, французы, арабы.
В каком предложении есть обобщающее слово? Назовите его.
Описание слайда:
1.С корабля сошли англичане,
французы, арабы.
2.С корабля сошли иностранцы: англичане, французы, арабы.
В предложении есть обобщающее слово иностранцы.
Описание слайда:
В предложении обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены при нём.
Наличие обобщающего слова в предложении и его место по отношению к однородным членам — это условие, от которого зависит постановка знаков препинания.
Описание слайда:
Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие.
Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, но ими не заканчивается предложение, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них — тире.
Описание слайда:
обобщ.
Безмолвие царствовало всюду: в поле, в роще, над рекой.
обобщ.
В поле, в роще, над рекой — всюду царствовало безмолвие.
обобщ.
Всюду: в поле, в роще, над рекой — царствовало безмолвие.
Описание слайда:
Рассмотрим таблицу.
«Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом».
Описание слайда:
Прочитайте. Найдите обобщающее слово, выраженное словосочетанием. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Определите, чем распространены однородные члены предложения.
Л. Н. Толстой писал П. М. Третьякову о только что умершем художник.. Н. Н. Ге. В этом человеке соединялись для меня два существа три даже 1) один из милейших чистейших и прекраснейших людей которых я знал 2) друг нежно люб..щий и нежно любимый не только мной но и всей моей семьёй от старых до малых и 3) один из самых великих художников, не говорю России но всего мира.
Описание слайда:
Словарно-орфографическая работа (повторение орфограмм о слитно-раздельном и дефисном написании).
— Распределите отрицательные и неопределённые местоимения и наречия по типам орфограмм (в три столбика). Работу можно проводить по перфокарте.
О б р а з е ц: слитно раздельно через дефис
никто ни с кем кто-то
Описание слайда:
Никто, некем, ни с кем, кое-где, ни перед кем, ничто, некому, ни перед чем, кто-то, кое-кому, чему-нибудь, некто, ниоткуда, по-моему, повсюду, не с кем, ни от кого, отовсюду, отсюда.
Внимание , вопрос:
Какие из этих слов могут быть обобщающими для однородных членов?
Описание слайда:
Подберите к однородным членам обобщающие слова, данные в рамках. Часть предложений запишите с обобщающим словом перед однородными членами, а часть — с обобщающим словом после однородных членов. Поставьте недостающие знаки препинания.
1. ______не нарушало тишину ночи ни шум машин ни грохот трамваев ни гудки паровозов. 2. «После школы ты___________не пойдёшь ни на каток ни в кино ни в бассейн», — предупредила мама. 3. Не думалось под вечер_________ни о работе ни об отдыхе. 4. Мы не ждём гостей________ни из родного города ни из деревни ни из столицы. 5._________не был известен телефон книжного магазина ни отцу ни матери ни мне. 6. Благодарность получить приятно _______ ребёнку подростку взрослому. 7. Результаты в беге на 100 метров среди мужчин поразили______и начинающего и опытного спортсмена.
Описание слайда:
Т е с т о в ы е з а д а н и я
1. Укажите слово, которое не может быть в роли обобщающего:
а) растения
б) вредители
в) одуванчик
г) животные
2. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).
а) Ни горы ни ущелья ни быстрые реки не помешали прокладке газопровода.
б) Запах черёмухи чувствовался всеми в саду в доме на улице.
в) Всё и лес и поле и цветущий луг залито солнцем.
г) Бычков Сергеев Корнеенко победители соревнования.
3. Найдите ошибки в постановке знаков препинания:
а) В корзине была дичь: два тетерева и утка.
б) Мастеровые, старики с палками, бабы — всё слилось в одну массу.
в) Небо становилось разноцветным: белёсым, розовым, красным.
г) Всё это — звуки и запахи, тучи и люди было странно красиво и грустно.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 798 человек из 78 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 308 человек из 59 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 322 человека из 66 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Презентация по русскому языку на тему: «Имя существительное»
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 5 класса
«Авторская разработка программы по русскому языку для учащихся с ОВЗ»
«Входная контрольная работа в 9 классе»
Рабочая программа по русскому языку 6 класс
Интеллектуальная игра по русскому языку по теме «Наречие»(7 класс) «Что? Где? Когда?
Карточка по русскому языку для 4 класса «Словарная работа № 1»
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 1 класс
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5316883 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Видео:Простые и сложные предложения. Чем отличается простое предложение от сложного?Скачать
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
В Северной Осетии организовали бесплатные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей
Время чтения: 1 минута
В МГУ разрабатывают школьные учебники с дополненной реальностью
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
📹 Видео
Что такое причастиеСкачать
Безличное предложениеСкачать
Весь русский язык за 8 класс за 1 час | Средняя школа| УмскулСкачать
Что такое обстоятельство? Как найти обстоятельство в предложении?Скачать
Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Обособленные обстоятельства. Когда нужна запятаяСкачать
САМОЕ ВАЖНОЕ О ТИРЕ за 8 минут | 21 задание ЕГЭ по русскомуСкачать
Видеоурок по русскому языку "Однородные члены предложения"Скачать
ЕГЭ по русскому языку. НЕ с разными частями речиСкачать
Состав слова. Как сделать разбор слова по составу?Скачать
Как найти обстоятельство? На какие вопросы отвечает обстоятельство?Скачать
ОГЭ (русский язык, тестовая часть)Скачать
Русский язык| Составное именное сказуемоеСкачать