Найдите словосочетание с диалектизмами глиняная махотка берестяная грамота яркий костер

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Итоговая контрольная работа по родному языку (русскому)

Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол от 25.02.2021 № 4

от 26.02.2021 № 29-ОД

Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации обучающихся за 2020-2021 учебный год

Учебный предмет Родной язык (русский)

Форма аттестации Тестирование

Разработчики: Барчан Т.Н.

контрольных измерительных материалов для проведения

промежуточной аттестации по родному (русскому) языку в 7 классах

Работа предназначена для проведения процедуры промежуточной аттестации учащихся 7 класса МБОУ «Школа № 114» по учебному предмету «родной язык (русский)».

Промежуточная аттестация охватывает содержание, включенное в УМК О.М. Александровой. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Школа № 114», утвержденным приказом директора МБОУ «Школа № 114» от 31.08.2020 г. № 135-ОД.

Форма промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом директора МБОУ «Школа № 114» на 2020-2021 учебный год по родному языку (русскому) – тестирование.

Время тестирования : 40 минут.

Содержание работы : работа состоит из 24 тестовых вопросов с выбором ответа. Задания 1-5, 7-24 оцениваются 1 баллом, задание 6 – 3 балла. Всего за работу можно получить 26 баллов.

Итоговый тест по родному (русскому) языку за курс 7 класса.

1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

а)звонИт; б) понЯл; в) пОдняв; г) принЯтый.

2. Устаревшее слово, которое в современной речи заменено синонимом – это:

а) историзм; б) архаизм; в) неологизм; г) диалектизм.

3. Устаревшее слово, которое вышло из употребления в связи с исчезновением обозначаемого им предмета или явления это:

а) неологизм; б) диалектизм; в) историзм; г) архаизм.

4. Укажите историзм

а) обувь; б) карета; в) золото; г) лошадь.

5. Какому современному слову соответствует архаизм «ЧЕЛО»:

а) голова; б) шея; в) лоб; г) губы.

6. Из приведённых ниже в скобках слов выпишите нужные слова:

а) На ребёнке было (одето, надето) тёплое пальто.

б) Огурцы были (водные, водянистые).

в) Обед был (сытым, сытным).

7. Найди словосочетания с диалектизмами:

а) глиняная махотка б) берестяная грамота в) яркий костер

8. Слова, вышедшие из активного употребления называются

А) архаизмы. Б) историзмы. В) устаревшие. Г) диалектизмы.

9. Укажи, в каком (-их) предложении (-ях) есть архаизм(ы):

а) Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой.

б) Снег валится на поля, вся белешенька земля.

в) Готовь сани летом, а телегу зимой.

10. Укажи, в каком предложении используется историзм:

а) Русские толковые словари имеют многовековую историю.

б) На юноше надет праздничный кафтан.

в) Лексика нашего языка с течением времени быстро меняется.

11. Какое значение устаревшего слова определено неверно?

а) Очи – глаза б) Перст – палец в) Выя – шея

г) Десница – рот д) Глаголет – говорит е) Ланиты — шея

12. Укажите предложение с заимствованным словом:

а) Ямщик, не гони лошадей.

б) Как доехал казак до станицы, напоил он коня из криницы.

в) Самые важные места в объявлении выделены маркером.

13. Укажите ряд иноязычных слов:

а) Самовар, балалайка, спутник. б) Зарево, право, давность.

в) Наука, слово, учитель. д) Библиография, акваланг, декорация.

14. Укажите вариант с грамматической ошибкой.

А) мокла под дождем; Б) молодые бухгалтеры; В)обоих барышень.

15. Укажите неверный ответ в определении грамматических признаков.

А) добравшийся – действительное причастие прошедшего времени

Б) добравшись – краткое причастие

В) бравший – действительное причастие прошедшего времени

16. В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТНЫЙ нужно употребить слово ЭФФЕКТИВНЫЙ?

а) С прогнозом погоды зрителей познакомила эффектная девушка.

б) С заключительным аккордом балерина застыла в эффектной позе.

в) Для эффектной работы цеха необходимо отладить все механизмы.

17. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

а) Вопреки желанию больного его положили в больницу.

б) Нужно обязательно оплатить проезд в метро.

в) Платье-халат постирано и убран в шкаф.

18. Функциональный стиль речи, который служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своей информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке:

а) официально-деловой стиль б) разговорный стиль в) художественный стиль

19.Укажите, признаки какого стиля речи предложены: используется в газетах, в передачах радио и телевидения; сообщает информацию, имеющую общественно – политическое значение; воздействует на массы –

а) научный б) художественный в) разговорный г) деловой д) публицистический

20. Определите и запишите стиль текста:

Не стану я молчать. Все едино — околевать-то. Душегубец ты, зверь, погибели на тебя нету… Да постой, недолго тебе царствовать! затянут тебе глотку, постой!

21. Определите и запишите стиль текста:

Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.

22. Определите и запишите стиль текста:

Дрожки прыгали по твердым корням столетних дубов и лип, беспрестанно пересекавшим глубокие продольные рытвины — следы тележных колес; лошадь моя начала спотыкаться. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями.

23. Определите и запишите стиль текста:

Есть люди, которые утверждают, что смысла жизни нет. Есть люди, которые имеют смысл жизни. И в чем этот смысл? Как оказывается, у всех этот смысл разный. Сколько людей, имеющих смысл жизни – столько мнений. Можно жить без смысла жизни? Можно! Можно жить со смыслом? Тоже можно. Жить со смыслом или без – выбор каждого зрелого человека.

24. Определите и запишите стиль текста:

Для ориентации тела в пространстве очень важны сигналы, поступающие в головной мозг от мышц. Эти сигналы возникают потому, что в скелетных мышцах нашего тела находятся специальные мышечные рецепторы, которые возбуждаются при сокращении или растяжении мышц. В обычных условиях мы не ощущаем мускулатуру нашего тела. Но без мышечного чувства человек не может выполнить ни одного координированного движения.

Итоговый тест по родному (русскому языку) за курс 7 класса.

1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

а) жалюзИ; б) понЯл; в) пОдняв; г) принЯтый.

2. Устаревшее слово, которое вышло из употребления в связи с исчезновением обозначаемого им предмета или явления это:

а) неологизм; б) историзм; в) диалектизм; г) архаизм.

3. Устаревшее слово, которое в современной речи заменено синонимом – это:

а) архаизм; б) историзм; в) неологизм; г) диалектизм.

4. Укажите историзм

а) одежда; б) ямщик; в) серебро; г) лошадь.

5. Какому современному слову соответствует архаизм «ЛАНИТЫ»:

а) голова; б) шея; в) щёки; г) губы.

6. Из приведённых ниже в скобках слов выпишите нужные слова:

а) Обед был (сытым, сытным).

б) Избирательная (компания, кампания) прошла с успехом.

в) Экономия электроэнергии должна быть (эффектной, эффективной).

7. Найди словосочетания с диалектизмами:

а) льняной рушник б) ясный месяц в) добрый молодец

8. Слова, вышедшие из активного употребления называются

А) архаизмы. Б) историзмы. В) устаревшие. Г) диалектизмы.

9. Укажи, в каком предложении есть архаизм(ы):

а) Семь раз отмерь – один отрежь.

б) Очи разболелись, глядючи.

в) Любовь и дружба до вас дойдут сквозь мрачные затворы.

10. Укажи, в каком предложении используется историзм:

а) Шестого числа каждого месяца он получал небольшое вознаграждение.

б) Некоторые термины употребляются только специалистами какой-то одной области.

в) Няней его была крепостная служанка.

11. Какое значение устаревшего слова определено неверно?

а) Брадобрей — вор б) Извет – донос в) Лицедей – актёр г) Длань – ладонь д) Зерцало- зеркало е) Психея-душа

12. Укажите предложение с употреблением заимствованного слова:

а) Профессор предложил ассистенту прочитать вступительную главу.

б) Собранный урожай отправляется в амбары.

в) Больной попросил медсестру налить ему воды.

13. Укажите ряд иноязычных слов:

а) Справочник, больница, сохранение. б) Слипоны, наггетсы, спагетти.

в) Украшение, компьютер, давление. г) Кремень, очертание, бремя.

14. Укажите вариант с грамматической ошибкой.

А) в одной тысячи первом году; Б) поезжай; В) лягте на пол

15. Укажите неверный ответ в определении грамматических признаков.

А) кинувшийся – действительное причастие прошедшего времени

Б) скрипнув – деепричастие совершенного вида

В) кинувшись – краткое причастие

16. В каком предложение вместо слова ДВОРОВЫЙ нужно употребить слово ДВОРЯНСКИЙ?

а) Охраняет территорию участка дворовый пёс по кличке Дружок.

б) Все дворовые постройки северного крестьянского дома находились под одной крышей.

в) Среди многочисленных дворовых барин особо выделял повара Тихона.

17. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

а) Мои родители хранят и часто перечитывают «Роман-газету».

б) Мы оплатили за покупки и вышли из универмага.

в) Студенты с радостью помогали археологам, приехавшим из Санкт-Петербурга.

18. Укажите стилевые черты разговорного стиля.

а) Научность, точность, логичность.

б) Официальность, точность, стандартизированность.

в) Непринужденность, спонтанность, диалогичность

19. Укажите, признаки какого стиля речи предложены: используется в газетах, в передачах радио и телевидения; сообщает информацию, имеющую общественно – политическое значение; воздействует на массы:

а) научный б) художественный в) публицистический г) разговорный д) деловой.

20. Определите и запишите стиль текста:

Для ориентации тела в пространстве очень важны сигналы, поступающие в головной мозг от мышц. Эти сигналы возникают потому, что в скелетных мышцах нашего тела находятся специальные мышечные рецепторы, которые возбуждаются при сокращении или растяжении мышц. В обычных условиях мы не ощущаем мускулатуру нашего тела. Но без мышечного чувства человек не может выполнить ни одного координированного движения.

21. Определите и запишите стиль текста:

Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.

22. Определите и запишите стиль текста:

Дрожки прыгали по твердым корням столетних дубов и лип, беспрестанно пересекавшим глубокие продольные рытвины — следы тележных колес; лошадь моя начала спотыкаться. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями.

23. Определите и запишите стиль текста:

Не стану я молчать. Все едино — околевать-то. Душегубец ты, зверь, погибели на тебя нету… Да постой, недолго тебе царствовать! затянут тебе глотку, постой!

24. Определите и запишите стиль текста:

Есть люди, которые утверждают, что смысла жизни нет. Есть люди, которые имеют смысл жизни. И в чем этот смысл? Как оказывается, у всех этот смысл разный. Сколько людей, имеющих смысл жизни – столько мнений. Можно жить без смысла жизни? Можно! Можно жить со смыслом? Тоже можно. Жить со смыслом или без – выбор каждого зрелого человека.

Видео:Наличники, Берестяные грамоты, Исследование Яндекса про русский язык // КУЛЬТУРНЫЙ ТРЕПСкачать

Наличники, Берестяные грамоты, Исследование Яндекса про русский язык // КУЛЬТУРНЫЙ ТРЕП

Контрольная работа по родному (русскому) языку за курс 7 класса

1. Найди словосочетания с диалектизмами:

а) глиняная махотка

б) берестяная грамота

2. Слова, вышедшие из активного употребления называются
а) архаизмы.
б) историзмы.
в) устаревшие.
г) диалектизмы.

3. Укажи, в каком (-их) предложении (-ях) есть архаизм(ы):

а) Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой.
б) Снег валится на поля, вся белешенька земля.

в) Готовь сани летом, а телегу зимой.

г) Шуми, шуми, послушное ветрило….

4. Укажи, в каком предложении используется историзм:

а) Русские толковые словари имеют многовековую историю.

б) На юноше надет праздничный кафтан.

в) Лексика нашего языка с течением времени быстро меняется.

г) Ночью луна осветила холодным светом наше большое село.

5. Какое значение устаревшего слова определено неверно?

а) Очи – глаза б) Перст – палец в) Выя – шея г) Десница – рот д) Глаголет – говорит е) Щёки – ланиты

6. Из четырёх приведённых ниже словосочетаний – выбери одно лишнее.

а) Не видеть дальше собственного носа.

б) Зарубить на носу.

в) Береги нос в большой мороз.

7. Найдите предложение, где фразеологизм употреблён неправильно

Меня вывели на чистую воду, уличили, пристыдили.

Родители позволяли ему делать всё, что он хочет, словом, держали его в ежовых рукавицах.

Целый день она кружилась как белка в колесе.

Не стоит переживать: ведь дело выеденного яйца не стоит.

8. Укажите предложение с заимствованным словом:
а) Ямщик, не гони лошадей.
б) Как доехал казак до станицы, напоил он коня из криницы.
в) Трактор в поле, что танк в бою.
г) Самые важные места в объявлении выделены маркером.
д) Зябнет осинка, дрожит на ветру.

9. Укажите ряд иноязычных слов:

Самовар, балалайка, спутник.

Зарево, право, давность.

Наука, слово, учитель.

Шахта, история, подарок.

Библиография, акваланг, декорация.

10. Прочитайте отрывки из стихотворений В.В. Маяковского. Выберите те отрывки, в которых есть авторские неологизмы. Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) На польский − выпяливают глаза

откуда, мол, и что это за

2) И не повернув

как бритву обоюдоострую,

4) С каким наслажденьем

исхлестан и распят

что в руках у меня

11. В каком слове неправильно выделена буква, на которую падает ударение?

а) залитА б) зАмкнутый в) исклЮченный г) кАшлянуть д)слИвовый

12. В каком слове правильно выделена буква, на которую падает ударение?

а) начАт б) начатА в) начатО г) начАты д)начАтый

13. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

а) Он полный НЕВЕЖА: книги за жизнь не прочёл.

б) Письмо Шумахера не дошло по назначению: АДРЕСАТ заболел цингой и умер.

в) ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ арест применяется к военнослужащему лишь в исключительных случаях и только за совершенный им грубый проступок.

г) Юра поднимал модель как можно выше над головой, стараясь миновать ОПАСНЫЙ поворот.

14. В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТНЫЙ нужно употребить слово ЭФФЕКТИВНЫЙ?

а) С прогнозом погоды зрителей познакомила эффектная девушка.

б) С заключительным аккордом балерина застыла в эффектной позе.

в) Для эффектной работы цеха необходимо отладить все механизмы.

г) Эффектные комбинезоны были представлены на выставке рабочей одежды.

15. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

В пьесе «Чайка» сюжетная линия развивается в нескольких направлениях.

В своих статьях этот журналист поставил вопросы, волнующих многих его современников.

Наука изучает законы окружающего мира и при этом опирается на опыт предшествующих поколений.

Живопись не только обогащает эмоционально, но и заставляет думать.

16. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

Вопреки желанию больного его положили в больницу.

Нужно обязательно оплатить проезд в метро.

Урок-лекция впервые проведен в нашем классе.

Платье-халат постирано и убран в шкаф.

17. Функциональный стиль речи, который служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своей информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке:
а) официально-деловой стиль б) разговорный стиль в) художественный стиль

18. Один из жанров устного разговорного стиля:
а) песня б) разговор в) стих

Укажите, признаки какого стиля речи предложены: используется в газетах, в передачах радио и телевидения; сообщает информацию, имеющую общественно – политическое значение; воздействует на массы –

а) научный б) художественный в) публицистический г) разговорный д) деловой.

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

1. Найди словосочетания с диалектизмами:

а) глиняная махотка
б) берестяная грамота
в) яркий костер

2 Укажи, в каком (-их) предложении (-ях) есть архаизм (ы):
а) Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой.
б) Снег валится на поля, вся белешенька земля.
в) Готовь сани летом, а телегу зимой.
г) Шуми, шуми, послушное ветрило.
3. Укажи, в каком предложении используется историзм:

Шестого числа каждого месяца он получал небольшое вознаграждение.

Некоторые термины употребляются только специалистами какой-то одной

Няней его была крепостная служанка. Из-за туч выглянул месяц

4. Укажи фразеологизм.

а) От стриженого барана шерсти не получишь.
б) Белые бараны били в барабаны.
в) Много шерсти и кудряшек – в гости к нам пришёл барашек.
г) Смотреть как баран на новые ворота
5. Найдите предложение, где фразеологизм употреблён неправильно

Меня вывели на чистую воду, уличили, пристыдили

Родители позволяли ему делать всё, что он хочет, словом, держали его в

ежовых рукавицах. Целый день она кружилась как белка в колесе.

Не стоит переживать: ведь дело выеденного яйца не стоит.

🔍 Видео

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

А.А. Зализняк. О берестяных грамотах из раскопок сезона 2008 годаСкачать

А.А. Зализняк. О берестяных грамотах из раскопок сезона 2008 года

А.А. Гиппиус. Берестяные грамоты как живая речьСкачать

А.А. Гиппиус. Берестяные грамоты как живая речь

Диалектизмы - что это? Примеры использованияСкачать

Диалектизмы - что это? Примеры использования

Диалектизмы - что это такое понятным языком - объясняю и привожу примеры диалектных словСкачать

Диалектизмы - что это такое понятным языком - объясняю и привожу примеры диалектных слов

Видеоурок русскому языку 'Фразеологизмы'Скачать

Видеоурок русскому языку 'Фразеологизмы'

Все способы словообразованияСкачать

Все способы словообразования

Общеупотребительные слова/ Диалектизмы/ Профессионализмы/ Жаргонизмы/Скачать

Общеупотребительные слова/ Диалектизмы/ Профессионализмы/  Жаргонизмы/

Позиционное чередование гласных звуков в словах. Русский язык 2 класс. Система Эльконина-ДавыдоваСкачать

Позиционное чередование гласных звуков в словах. Русский язык 2 класс. Система Эльконина-Давыдова

Диалектика для чайниковСкачать

Диалектика для чайников

Фразеологизмы | Русский язык 4 класс #15 | ИнфоурокСкачать

Фразеологизмы | Русский язык 4 класс #15 | Инфоурок

Морфемы. Словообразование | Русский язык ЕГЭ, ЦТСкачать

Морфемы. Словообразование | Русский язык ЕГЭ, ЦТ

Основные грамматические понятияСкачать

Основные грамматические понятия

Русский язык. Коммуникативная задача научного текста.Скачать

Русский язык. Коммуникативная задача научного текста.

Урок 144 Истинные и ложные высказыванияСкачать

Урок 144 Истинные и ложные высказывания
Поделиться или сохранить к себе: