- Тест 1. Тема «Причастие»
- 1. Найдите причастия Чёрная ночь, чернеющая пропасть, белого цвета, спелый крыжовник, тёплый дождь, мокрый снег, синее небо, поспевающий крыжовник, лаявшая собака, тёмный горизонт, стоящий человек, засеянное поле, летящая птица, светлое небо, собранные грибы, мелкий брод, последний лист, болотная вода, горячая печь, спеющая ягода
- Контрольная работа «Словосочетания» (4 класс)
- 🔍 Видео
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Тест 1. Тема «Причастие»
Тест 1. Тема «Причастие»
А. шумный класс; Б. дремучий лес; В. спелый крыжовник; Г. шумящий ручей.
А. освещенный лампой; Б. увлекающийся человек;
В. стелющийся туман; Г. дремлющего озера.
3. Указать суффиксы действительных причастий настоящего времени:
А. — уч-; Б.-ем; В.-енн-; Г.-ющ-; Д. -вш-; Е.-ящ-.
4. В каких случаях следует писать суффикс -ущ-?
А. хвал..ийся успехами; Б. дыш..ий тяжело;
В. хлопоч..ий о детях; Г. держ..ий знамя.
5. В каких случаях следует писать —е—?
А. слыш..вший разговор; Б. наде..вшийся на удачу;
В. насто..нный чай; Г. замеч..нная опечатка.
6. В каких случаях следует писать -нн-:
А. плете..ая из веток корзина; Б. трава скоше..а;
В. некраше..ый стол; Г. разброса..ые вещи. 7. В каком сочетании не пишется раздельно?
А. (не) просохшая земля; Б. картина (не) окончена;
В. (не) усиливающийся, а затихающий дождь; Г. (не) крашеный забор.
8. Для каких выделенных слов верно указаны грамматические признаки?
А. груженый вагон — страд, причастие прошед. времени;
Б. висячий замок — дейст. причастие прошед. времени;
В. накрытый стол — страд, причастие прошед. времени;
9. Найти слово, в суффиксе которого пишется —ё-:
А. луж..к; Б. свинц..вый; В. реш..нный; Г. руч..нка.
10. В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания?
А. В небе затянутом дымкой, солнце висело, как багровый паук на плотной седой паутине.
Б. В чащах дрожали березы, обсыпанные сусальной позолотой, и осинки.
В. Город, растрепанный бурей, выглядел косматым и темным.
Г. Листки, сорванные ветром, вертелись в воздухе и порхающим ручейком уносились вдаль.
11. От какого глагола можно образовать страдательные причастия настоящего времени?
А. есть; Б. слышать; В. бить; Г. жевать.
12. В каком предложении нарушена литературная норма?
А. Ученики, прочитавшие эту книгу, надолго запомнят ее героев.
Б. Рокочущее вдали море вызывало тревогу.
В. Туристы, преодолевающие горный перевал, добрались до лагеря.
А. спеющая рожь; Б. лаявшая собака;
В. гремучий газ; Г. накрытый стол.
А. расчищенная дорожка; Б. читающий мальчик;
В. развевающиеся знамена; Г. очарованный музыкой.
3. Указать суффиксы страдательных причастий настоящего времени:
А. — енн — Б. — вш; В. -т-; Г. — им-; Д.-ем-; Е.-ущ-.
А. бор..щийся за первенство; Б. клокоч..щий океан;
В. кле..аяся бумага; Г. стро..ийся стадион.
5. В каких случаях следует писать —е-?
А. зате. вший спор; Б. завис..ший от родителей;
В. сдерж..нный шепот; Г. Закле..нный конверт.
6. В каких случаях следует писать одну букву -н-?
А. собра..ый урожай; Б. деревья подреза..ы;
В. некоше..й луг; Г. заплете..ая коса.
7. В каком сочетании не пишется слитно?
А. еще (не) обжитый край. Б. (не) погасший костер.
8. ничем (не) нарушаемая тишина; Г. трава (не) скошена.
8. Для каких выделенных слов верно указаны грамматические
А. горящие дрова — имя прилагательное;
Б. несжатые колосья — страд, причастие прошед. времени;
8. заросший пруд — имя прилагательное;
Г. написанное письмо — дейст. причастие прошед. времени.
9. Найти слово, в суффиксе которого пишется —о-:
А. окруж..нный; Б. плюш..вый; В. девч..нка; Г. вооруж..нный.
10. В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания?
А. Морозец ударивший ночью, сразу все преобразил.
Б. Еще не сбросившие своих уборов леса радовали глаз темно-багровыми пятнами.
В. Листва, убитая морозом, текла с неподвижных веток.
Г. Очень красивы клены, одетые в багряную листву, и желтые березки.
11. От какого глагола нельзя образовать страдательное причастие настоящего времени?
А. кричать; Б. рассматривать;
В. заполнять; Г. перечитывать.
12. В каком предложении нарушена литературная норма?
А. Ребята, сделавшие модели, были премированы.
Б. Пламя перебежало на хвою и, раздуваемое ветром, быстро разгоралось.
В. Туристы, увидящие красоты Карелии, надолго запомнят их.
Тест 1. Тема «Причастие»
Тест 2. Тема «Причастие»
1. Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие?
1. Признаки существительного.
2. Признаки прилагательного.
3. Признаки глагола.
4. Признаки наречия.
2. Какое слово в предложении является причастием?
Продолжаю прерванный мною рассказ.
3. Что обозначает причастие как особая форма глагола?
1. Признак предмета (качество).
2. Признак действия.
3. Признак признака.
4. Признак предмета по действию.
4. Какое утверждение является правильным?
1. Причастие изменяется по родам, числам и падежам, обладает краткой формой (для некоторых типов причастия), согласуется с именами существительными и выполняет роль определений или сказуемых.
2. Причастие изменяется по лицам и числам, выполняет роль сказуемого, сочетаясь с подлежащим, как глагол.
5. Определите глагольный признак причастия — вид:
А. Несовершенный вид. Б. Совершенный вид.
1. Читающий, решавший, хранимый, сеянный,
2. Прочитавший, решивший, сохраненный, засеянный.
6. Какое причастие соответствует следующим глагольным признакам: несовершенный вид, настоящее время?
1. Загоревшийся дом.
2. Загорающий на пляже.
3. Загоревший до черноты.
7. Какие причастия соответствуют следующим глагольным признакам: совершенный вид, прошедшее время?
1. Устремившийся вниз,
2. Устремляющийся поток.
3. Устремлённый в потолок взгляд.
8. Если действительные причастия обозначают признак, создаваемый действием самого предмета (активный признак), то укажите, какие слова являются действительными причастиями.
1. Озаряющийся небосклон.
2. Озарённый солнцем.
В. Озарившийся край неба.
9. Если страдательные причастия обозначают признак, который создается у одного предмета, испытывающего воздействие другого предмета (подвергаемого воздействию), то укажите, какие слова являются страдательными причастиями.
1. Хранящий тайну.
2. Бережно хранимый.
В. Сохранивший достоинство.
4. Сохранённый бабушкой альбом.
10. Что такое причастный оборот?
1. Причастие с определяемым словом.
2. Причастие с зависимыми от него словами.
11. Укажите первое и последнее слово причастного оборота.
1. Среди садов, огородов, сараев и флигелей, составлявших совокупность близко известного нам места, этот уголок вырезался как-то так удобно.
А. Флигелей — составлявших, Б. Составлявших — места.
В. Совокупность — места.
2. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только чёрный.
А. Замок — напоминавший. Б. Напоминавший — калач.
12. Учитывая спряжение глагола, укажите нужный суффикс для каждой цепочки действительных причастий настоящего времени.
1. Ре..щий, кол..щий, стел..щий.
2. Стро..щий, гон..щий, мол..щий.
А. Суффиксы -ущ-/-ющ- для причастий от глаголов I спряжения.
Б. Суффиксы -ащ-/-ящ — для причастий от глаголов II спряжения.
13. Учитывая спряжение глагола, укажите нужный суффикс для каждой цепочки страдательных причастий настоящего времени.
1. Пробива..мый, перестраива. мый, леле. мый.
2. Стро..мый, перевоз..мый, вид..мый.
Б. Суффикс -им- для причастий от глаголов П спряжения.
14. С помощью каких суффиксов образованы страдательные причастия прошедшего времени, если известно, что от глаголов II спряжения с основой на –и — они образуются с помощью суффикса -енн-?
1. Расстрел…ый, просе…ый, обве…ый.
2. Засел…ый, побел…ый, утрач…ыи.
А. Использован суффикс -енн-.
Б. Использован суффикс-нн-, перед которым сохранён суффикс основы инфинитива —я-.
15. Укажите гласную в причастиях — страдательных прошедшего времени и действительных прошедшего времени — перед формообразующими суффиксами.
1. Закач..нный —закач..вший (газ в баллон).
2. Прове..нное — прове..вший (на току зерно)»
16. Каким словам — причастиям или прилагательным — принадлежат краткие формы в цепочках?
1. Девочка умна и воспита..а; дети невежливы и необразован..ы.
2. Девочка воспит..а одной мамой; фирма не образовала вновь, а лишь реконструирова..а.
А. Имя прилагательное, сохраняющее нн полной формы.
Б. Страдательное причастие, пишущееся с н.
17. В каком словосочетании пишется нн:
2. Вымоче..ые в уксусе кусочки филе
3. Сельдь вымоче..а в молоке.
1. Кипячё..ое молоко.
2. Кипячё..ое на медленном огне молоко.
3. Вскипячё..ое молоко.
4. Некипячё..ое молоко.
19. Вставьте пропущенные буквы.
1. Грохот колёс отозвался гулким эхом на огромном мощё..ом дворе
2. Как — то однажды сестра Саша попросила меня пересмотреть старый сундук, наполне..ый книгами, оставшимися от отца и испещрё. ми на полях его замечаниями, и тетрадями, исписа..ыми его рукою, которые она свято хранила и перечитывала.
20. Раскроете скобки согласно правилам правописания не с причастиями.
1.Вспоминает (не)оконченный путь, слишком рано оборванный праздник.
2. Зеркало было тусклое, как (не)чищенная год кастрюля.
А. Раздельное написание не при наличии зависимых слов у причастия.
Б. Слитное написание не при отсутствии зависимых слов у причастия.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
1. Найдите причастия
Чёрная ночь, чернеющая пропасть, белого цвета, спелый крыжовник, тёплый дождь, мокрый снег, синее небо, поспевающий крыжовник, лаявшая собака, тёмный горизонт, стоящий человек, засеянное поле, летящая птица, светлое небо, собранные грибы, мелкий брод, последний лист, болотная вода, горячая печь, спеющая ягода
2. Найдите словосочетания:
x
2.1. «прил. + сущ.»
1) Висящая лампа; 4) зеленеющая рожь;
2) висячая лампа; 5) летучая мышь;
3) Летящая птица; 6) зелёный дуб.
x
2.2. «прил. + сущ.»
1) Читающий мальчик; 4) скошенная трава;
2) читальный зал; 5) каменный дом;
3) созревающие зёрна; 6) поющие птицы.
x
2.3. «прич. + сущ.»
1) Нарастающий шум; 4) растаявший снег;
2) пожелтевшие листья; 5) низкие облака;
3) высохшая трава; 6) жёлтая рожь.
x
2.4. «прич. + сущ.»
1) Пахучее молоко; 4) кипящий раствор;
2) пахнувшее растение; 5) орудийные залпы;
3) молчаливые люди; 6) смотревший вперёд.
3. Распределите данные словосочетания на две группы:
x x
«прич. + сущ.», «прич. + сущ.». Обозначьте главное и зависимое слова, задайте вопрос.
Засеянное поле, засеянное горохом; освещаемое лампочкой, освещаемый зал;
увлекающийся музыкой, увлекающийся человек; стелющийся над рекой,
стелющийся туман; задержанный преступник, задержанный на улице.
4. Используя данные словосочетания, составьте предложения причастными оборотами, ставя их перед определяемым словом и после него. Объясните знаки препинания.
Борющиеся с волнами пловцы, развевающиеся на ветру знамёна, стелющееся
по земле растение
5. Найдите обособленные определения, выраженные причастным оборотом. Обозначьте определяемое слово. Расставьте пропущенные запятые.
1) Я вышел в уже темнеющий сад пошёл по дорожке густо усыпанной шуршащими листьями потом остановился перед орешником застывшим в холодной неподвижности сумерек. 2) Я увидел два почти соединённых ореха почему-то не сорванных забытых нами. 3) Лучи солнца пробившиеся сквозь листву скользят по стволам и ложатся на тёмную землю сплошь покрытую иглами. 4) Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч покрывающих небо и вдруг багряным светом осветило лиловые тучи. 5) Осиновая роща поросшая кустами медленно роняет со своих омытых дождём листьев капли.
6. Над действительными причастиями надпишите букву д., над страдательными – с.
Колеблемый ветром, колеблющийся тростник, ожидаемый пассажирами, ожидающий пассажир, орошающие дожди, орошённые водой, уважаемый всеми, уважающий старших, провожаемый взглядом, провожающий маму, строящийся стадион, вырастивший урожай, выращенный лес, спасающее спокойствие, спасённый пожарными лес, объединившиеся в борьбе, объединённые общим делом, освобождённый народ, освободившийся народ.
7. Найдите ошибки в употреблении причастий.
1) Изумительно красив был возвышающий холм. 2) Загримировавшийся актёр ждал своего выхода на сцену. 3) Охотник поймал покрытого серым пухом неоперившегося птенца. 4) Организация, строящаяся школу, ассигновала на это крупные средства. 5) Солдаты собрались у развевающего на ветру знамени. 6) На далеко расстилающих полях не было видно тракторов. 7) Многие выдающие люди вышли из Орловской земли. 8) В темноте слабо сверкали светящие стрелки.
8. Произведите синтаксический разбор предложения. Расставьте знаки препинания.
По тропинке извивающейся между скал мы поднимаемся на площадку.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Контрольная работа «Словосочетания» (4 класс)
Текущая контрольная работа по теме «Словосочетания»
1. Выпиши только словосочетания.
летний день, гулять в парке, акация цветёт, танцует и поёт, любить родину, зреет клубника, ракушка из моря
2. Из предложения выпиши все возможные словосочетания.
На клумбе огненно цвели крупные маки.
3. Выпиши словосочетания типа «прилаг. + сущ.». Отметь главное слово.
медвежий след, на широкой улице, отдыхать на даче, наблюдать за бабочкой, день недели, фруктовое мороженое
4. Выпиши только те словосочетания, где главное слово — глагол. Определи падеж существительных в этих словосочетаниях.
говорить о работе, ваза с фруктами, написать дедушке, посмотреть фильм, озеро в лесу, сделать из дерева
5. Составь из словосочетаний предложения. Запиши.
1) гибкие ветки, душистыми почками, ветки берёз, покрылись почками.
2) плывёт над дорогой, над пыльной дорогой, летнее солнце, медленно плывёт
__________________________________________________________________________________ 6. Замени данные словосочетания словосочетаниями с согласованием.
игрушка из бумаги — _________________________________________________________
сок из вишни — ______________________________________________________________
ягоды из леса — ______________________________________________________________
ваза из хрусталя — _____________________________________________________________
7. Выпиши из текста по одному примеру словосочетаний с согласованием, управлением, примыканием. Укажи часть речи главных и зависимых слов. В скобках укажи тип связи.
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Наконец он решился и подошёл к краю скалы. От страха пингвинёнок закрыл глаза и бросился вниз. Когда он вынырнул, то быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.
Это был очень храбрый пингвинёнок.
Текущая контрольная работа по теме «Словосочетания»
1. Выпиши только словосочетания.
весенний ветер, петь в хоре, улитка ползёт, бегает и прыгает, смотреть кино, встаёт солнце, пирог с персиками
2. Из предложения выпиши все возможные словосочетания.
Над лугом громко гудели майские жуки.
3. Выпиши словосочетания типа «прилаг. + сущ.». Отметь главное слово.
заячий хвост, без яркого солнца, смотреть в бинокль, бегать за кошкой, ветер перемен, доброе сердце
4. Выпиши только те словосочетания, где главное слово — глагол. Определи падеж существительных в этих словосочетаниях.
мечтать о дождике, корзина с шишками, спеть для зрителей, решить задачу, ведро с водой, сшить из ткани
5. Составь из словосочетаний предложения. Запиши.
1) медленно ползла, тёмная туча, ползла по небу, по серому небу
2) прячутся в траве, прячутся среди берёз, среди редких берёз, крепкие боровики.
6. Замени данные словосочетания словосочетаниями с согласованием. Укажи часть речи главных и зависимых слов.
повидло из яблок — _________________________________________________________
дом из кирпича — ______________________________________________________________
одеяло на пуху — ______________________________________________________________
мост из камня — _____________________________________________________________
7. Выпиши из текста по одному примеру словосочетаний с согласованием, управлением, примыканием. Укажи часть речи главных и зависимых слов. В скобках укажи тип связи.
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Наконец он решился и подошёл к краю скалы. От страха пингвинёнок закрыл глаза и бросился вниз. Когда он вынырнул, то быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.
🔍 Видео
Что такое словосочетаниеСкачать
ВСЁ О МУЛЬЧИРОВАНИИ СКОШЕННОЙ ТРАВОЙ - шесть преимуществ мульчи из скошенной травы.Скачать
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать
Что такое словосочетаниеСкачать
5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать
Имя прилагательное. Что такое имя прилагательное?Скачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
согласование прилагательного с существительнымСкачать
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Типы сказуемых. Простое глагольное, составное именное, составное глагольноеСкачать
Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать
Составное именное сказуемоеСкачать
Что такое окончание слова? Как найти окончание в слове?Скачать
Все способы словообразованияСкачать
Русский язык 2 класс. «Понятие о словосочетании»Скачать