Найдите приложение в словосочетаниях

Видео:СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!

2.4.1. Приложение как разновидность определения

1. Приложение – это определение, выраженное существительным, которое дает другое название, характеризующее предмет:

Песня, крылатая птица , смелых скликает в поход (Сурков); От полка спасибо наше вам за сына- храбреца (Твардовский).

2. В предложении приложение следует отличать от несогласованного определения, которое также может быть выражено существительным.

Несогласованное определение характеризует определённый признак предмета и всегда стоит в определённом падеже. Форма несогласованного определения не совпадает с формой определяемого слова, причем форма определения не меняется при склонении определяемого слова:

женщина в синем берете , с женщиной в синем берете .

Приложение вместе с определяемым словом служит для обозначения одного и того же предмета. Приложение либо стоит с определяемым словом в одном и том же падеже, либо сохраняет форму именительного падежа независимо от формы главного слова.

Ср.: сын- храбрец , у сына- храбреца ; о сыне- храбреце ; журнал «Итоги» , в журнале «Итоги» .

а) существительным (с зависимыми словами или без них) с союзом как .

Мне, как человеку любопытному , совсем не хочется уходить из комнаты;

б) существительным (с зависимыми словами или без них) со словами по имени, по фамилии, по прозвищу, родом и др.

Была у него собака, по прозвищу Шайтан .

3. Включая второе название предмета, приложение характеризует качества, свойства предмета ( красавец мужчина), социальную принадлежность, звание, профессию ( директор Ушаков; девушка- почтальон ), возраст ( старик дворник), национальность ( осетин извозчик) и др.

4. Приложения относятся:

    к именам существительным:

От полка спасибо наше вам за сына- храбреца ;

Это она, моя незнакомка ;

Лицо третьего, Илюши , было мне знакомо.

5. Поскольку главное слово и приложение могут быть выражены именами существительными, далеко не всегда легко определить, какое из существительных является определяемым словом, а какое – приложением.

Для разграничения определяемого слова и приложения следует учитывать следующие признаки:

если одно из существительных является подлежащим, то сказуемое согласуется с ним, а не с приложением:

Журнал «Итоги» уже продан . – Журнал продан ; Девушка- почтальон разносила газеты. – Девушка разносила ;

если при склонении одно из слов сохраняет форму именительного падежа, то это приложение:

журнал «Итоги» , в журнале «Итоги» ;

в необособленных приложениях при сочетании нарицательного и собственного имени неодушевлённых предметов приложением является имя собственное:

река Волга , журнал «Итоги» ;

при сочетании нарицательного и собственного имени (фамилии) человека приложением является имя нарицательное:

директор Ушаков, брат Иван;

при сочетании нарицательных и собственных имен возможны варианты, поэтому в данном случае следует учитывать значение имен существительных (приложение обычно указывает на качество, свойство, национальность, возраст, профессию, социальное положение, родственные связи предмета).

Примечание. Определяемое слово и приложение нередко сливаются в цельное сочетание – один член предложения (княжна Марья, товарищ капитан, капитан Иванов, Волга-матушка, Иван-царевич, Аника-воин, матушка-Земля, матушка-Русь), а иногда и в одно слово (диван-кровать, платье-костюм, хлеб-соль).

6. Необособленные одиночные приложения могут связываться с определяемым словом с помощью дефиса или без него.

Дефис СТАВИТСЯ в следующих случаях:

Найдите приложение в словосочетаниях

приложение и определяемое слово – нарицательные существительные:

ученый- биолог , девочки- подростки , учитель- француз , город- герой ;

приложение – имя собственное (чаще всего – географическое название) стоит перед определяемым словом – родовым наименованием:

Москва -река, Ильмень -озеро, Астрахань -город.

При обратном порядке слов – нет дефиса:

река Москва , озеро Ильмень , город Астрахань .

Устойчивые выражения матушка-Русь, матушка-Земля, Волга-матушка пишутся через дефис;

после собственного имени лица, если это имя слилось с определяемым словом в одно целое:

Иван-царевич, Иванушка-дурачок, Аника-воин, Дюма-отец, Рокфеллер-старший.

Дефис НЕ СТАВИТСЯ в следующих случаях:

в сочетании двух нарицательных существительных приложение стоит перед определяемым словом и может быть заменено определением – качественным прилагательным:

красавец мужчина – красивый мужчина (но: мужчина- красавец ); старик дворник – старый дворник (но: дворник- старик ); гигант завод – гигантский завод (но: завод- гигант );

в сочетании двух нарицательных существительных первое из них обозначает родовое понятие, а второе – видовое:

цветок хризантема, газ кислород, суп харчо, попугай какаду.

Но если такое сочетание образует единый научный термин, то дефис ставится:

заяц-русак, жук-плавунец, мышь-полёвка, жук-олень, птица-лира, рак-богомол, бабочка-капустница.

Обратите внимание: без родового понятия невозможно понять, о чём идёт речь – Мы поймали жука- оленя ; Мы поймали оленя;

первым элементом цельного сочетания являются слова товарищ, господин :

господин судья, товарищ капитан.

План разбора приложения

  1. Указать приложение.
  2. Указать, какой морфологической формой выражено приложение.

От полка спасибо наше вам за сына- храбреца (Твардовский).

За сына- храбреца – одиночное приложение, выраженное нарицательным именем существительным.

Упражнения к теме «2.4.1. Приложение как разновидность определения»

Читайте также про приложение и другие второстепенные члены предложения следующие темы раздела 1 «Простое предложение»:

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Упражнения по теме «Приложения»

ПР1. Распределите словосочетания по колонкам таблицы.

Раздельно Через дефис В кавычках

Школа Ника, студент отличник, двоечник Митя, повесть Ася, спорткомплекс Олимпийский, гора Эверест, озеро Байкал, инженер конструктор, Аника воин, художник самоучка, автомобиль Волга, Волга матушка, матушка Волга, сторож старик, Иванушка дурачок, гриб боровик, художник портретист, жук носорог, рак отшельник, слесарь инструментальщик, женщина врач, врач терапевт, город Москва, Дюма сын, самолёт бомбардировщик, птица зяблик, товарищ генерал, генерал Иванов, генерал полковник, петух драчун, газета Известия, озеро Рица, село Крутовка, дома коробки.

ПР2. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания и вставляя, где нужно, дефис.

  1. Телефоны автоматы по сей день действуют на станции метро Арбатская.
  2. Чижа захлопнула злодейка западня. (И.А. Крылов)
  3. Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку и не давал ему ни отдыху, ни сроку. (И.А. Крылов)
  4. Попрыгунья стрекоза лето красное пропело. (И.А. Крылов)
  5. Судно весело бежит мимо острова Буяна, к царству славного Салтана. (А.С. Пушкин)
  6. Вот мчится тройка почтовая по Волге(матушке) зимой (Русская народная песня)
  7. Подошёл ко мне Иван(царевич) и спросил я у царевича(Ивана)…
  8. Фабрика Красный Октябрь выпускает кондитерские изделия, например, конфеты Мишка на Севере.

ПР3. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки. Подчеркните приложения.

1. Сантехника (Василия) и мужа (электрика) и соседа (офтальмолога) она вспоминала часто.

2. Потом Дениска (сапожник) подошёл к старику (отцу).

3. В молодости Сидоров (кассир) жил с матерью старушкой и часто старушка мать вспоминала избушку (землянку) где прошло её детство.

4. Приехал сам Иван (хозяин) с работником (стариком).

5. (Великаны) кедры и пихты высоко поднимают к небу свои вершины.

6. В южных широтах то и дело встречаются папоротники великаны.

7. Неудержимо потянула тракториста (Сергея) степь (матушка).

8. Бунин (поэт) как и композитор (Рахманинов) дебютировал в восемнадцатилетнем возрасте.

9. Цикл (Повести Белкина) Пушкин (прозаик) издал под псевдонимом (рассказчика) Белкина.

10. Вдруг вышли из магазина два красавца (татарина).

ПР4 . Перепишите предложения, расставляя знаки препинания .

  1. Отец капитан первого ранга и старший брат мичман погибли в русско-японской войне. (А.А. Фадеев)
  2. Из-за моря выступали горы похожие на стаю облаков и за ними клубились похожие на снеговые горы облака проплывавшие прямо над стадином Металлист.
  3. И вот громадный горблюсь в окне плавлю лбом стекло окошечное (В.В. Маяковский)
  4. Мой помощник молодой чахоточный человек ездил лечиться в город. (А.П. Чехов)
  5. За ними обоими кряхтя ковыляет по ступенькам старичок военный доктор Иван Константинович Рогов. (А. Бруштейн)

ПР5. Преобразуйте предложения так, чтобы сказуемые стали распространёнными приложениями. Обозначьте грамматическую основу предложений и укажите приложения.

Образец. Москва – столица России. Москва, столица России, празднует День города.

  1. Определение – второстепенный член предложения.
  2. Леса – богатство нашей страны.
  3. Трусость – один из худших человеческих пороков.
  4. Глаза – зеркало души.
  5. Реки – источники электроэнергии.
  6. Юрий Гагарин — первый космонавт Земли.
  7. Моя сестра – филолог.
  8. Русский язык – один из богатейших языков мира.
  9. Твои друзья – музыканты.
  10. Евразия — крупнейший материк планеты.

ПР6. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки.

  1. Владимир Владимирович Маяковский талантливый поэт (футурист) известен и за рубежом и во всех уголках нашей страны.
  2. Сыны любимые победы сквозь огнь окопов рвутся шведы. (А.С. Пушкин)
  3. Хорошо знакомый большинству лишь по двум (трём) стихотворениям Тютчев открывался нам после уроков литературы как величайший поэт (философ) первооткрыватель подсознания в поэзии.
  4. В глубокой скважине стены дитя неведомой страны прижавшись голубь молодой сидит испуганный грозой (М.Ю. Лермонтов)
  5. Выручал его велосипед единственное богатство накопленное за последние три года работы (К.А. Федин)
  6. Пристрастный свидетель бурных революционных событий в России Бунин нередко спорил с историей с веком с современниками. (Л.В. Крутикова)
  7. Пёс Фунтик маленькая рыжая такса по ночам часто плакал во сне. (По К.Г. Паустовскому)
  8. Лишь я таинственный певец на берег выброшен грозою. (А.С. Пушкин)
  9. Воропаев наш участковый врач(окулист) принимает ежедневно по утрам в поликлинике.
  10. Сергей Павлович её отец высокий и стройный мужчина лет сорока считался лучшим специалистом по ботанике.
  11. Это был князь Болконский муж маленькой княгини. (Л.Н. Толстой)
  12. Знатоки литературы мы знаем Лермонтова (поэта) однако совершенно не знаем (художника) Лермонтова.

ПР7. Перепишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите все приложения.

  1. Хлебом (солью) встречают дорогих гостей на Руси (матушк..).
  2. Встали утром раньше всех мальчики (якуты). (А.Л. Барто)
  3. В путь (дорогу) царь собрался да плащ (палатку) прихватил.
  4. Телепередача (поле чудес) выходит в эфир уже тридцать лет.
  5. По набережной (Волг..) мы ехали на только что купле..ой (Волг..).
  6. Святогор (богатырь) наверняка приходился родстве..иком Илье (Муромцу).
  7. Гражданин фининспектор изв..ните за бе..покойство (В.В. Маяковский)

ПР8. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте полный синтаксический разбор первого предложения.

1. Осе..ей ночью светлой и тихой я возвр..щался с охоты по песча..ым просёлкам и зашёл заночевать на хутор одиноко стоявший позади скоше..ого ржа..ого поля. 2. (С,з)десь постоя..о жил только старик (сторож) а Иван Александрович хозяин (вдовец) бывал лишь (из)редка.

3. Хутор Глубокий Лог имел пусты..ый вид да и само жильё пр..дст..вляло собой всего(на)всего бр..венчатый флигель да избу(ст..рожку). 4. Н.. души вокруг. 5. Даже собака (дворняга) не залаяла когда я постучал в окошко. 6. Стучал долго и (в)скоре на порог.. появился сторож мужич..к (крестьянин) невысокий в рва..ом овчи..ом полушубке да в старой холщ..вой рубахе. 7. Он (с)начал.. (не)понимал что мне надо а потом пригласил в дом. (По И.А. Бунину)

ПР9. Подготовка к контрольному диктанту. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте полный синтаксический разбор первого предложения .

  1. Василий Поленов один из п..пулярнейших русских художников (реалистов) создал картины ставшие любимыми для многих пок..лений.
  2. Московский дворик Бабушкин сад Заросший пруд все эти картины пр..несли ему всенародную славу.
  3. Эти наполне..ые тонким л..ризмом полотна пр..вл..кают своей простотой и правдивостью.
  4. Поленова отл..чала уд..вит..льная (разно)сторо..ость инт..ресов.
  5. (Не)заурядный арх..тектор музыкант и композитор он обл..дал и в..кальным д..рованием проб..вал себя на любительской сцен.. как актёр был талантл..вым педагогом (новатором).
  6. Широта взглядов Поленова позв..лявшая ему легко входить в разные области и..ку..тва была заложе..а в детстве.
  7. Его мать художница (любительница) а отец известный археолог и страс..ный любитель и ценитель иску..тва.
  8. С теплотой вспом..нал (в)последстви.. художник об атмосфер.. пр..кл..нения перед образова..ыми людьми царивш..й в доме Поленовых. (По Э. Патсон)

ПР10. Перепишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите все приложения.

  1. Мой сосед маленький нервный человек ра..казал мне стра(н, нн)ую историю. (М. Горький)
  2. Хозяин суровый мужик (н..)рад был (н..)гостям (н..)наживе (Н. Лесков)
  3. Умница Маша извес..ная так(же) как Маша (красавица) не хотела расстават..ся н.. с этим чудо (городом) н.. с живописными садами н.. даже с дедом (корзинщиком).
  4. Последний месяц зимы февраль подходил к концу и (н..)вольно вспомн..лись строки Пастернака из стихотворения Февраль.
  5. Отряд бойцов (сапёров) отпр..влялся на традицио..о опас..ное задание пон..мая что успех будет завис..ть от слаже..ых действий всех и каждого.
  6. Учителем (французом) представился Дубровский Троекурову богатейшему и вл..ят..льнейшему помещику.
  7. Капитан пограничных войск Иванов служил на Дальнем Востоке.
  8. Капитан пограничных войск мой отец служил на Дальнем Востоке.
  9. Пушкин как исти..ый художник (н..)нуждался в выборе поэтич..ских предметов для своих произведений но для него все предметы были равно исполне..ы поэзии (В.Г. Белинский)
  10. Смотреть на нее спокойную и сильную как большая полноводная река пр..ятно.
  11. В картине художника (пейзажиста) Левитана После дождя заключе..а вся красота дождливых сум..рек в пр..волжском городе.
  12. Иванушка (дурач..к) один из популярных сказоч..ных героев (н..)изме..о вызывает с..мпатию у читателей.
  13. Один из ямщиков весьма высокий мужчина вылез из саней молча отвя..зал свою тройку. (Л.Н. Толстой)
  14. Могучий лев, гроза лесов, лишился силы.
  15. Люди мужчины и женщины выносили через главные двери остатки имущества (А.А. Фадеев).
  16. Она течёт моя Непрядва как шесть веков тому назад (Н.Старшинов)
  17. Нач..налась Москва с (н..)большого городища в том месте где реч..нка Яуза впадает в Москву (реку) (А.Н.Толстой)

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Приложение

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

Найдите приложение в словосочетаниях

Тема данного урока – «Приложения», в ходе которого раскрывается суть понятия, его свойства, использование в русском языке. Являясь особым видом определения, приложения так же могут быть согласованными или несогласованными. Кроме того, вы познакомитесь с тем, как выделяются приложения в письменной речи.

🔥 Видео

Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое словоСкачать

Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое слово

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Русский язык 3 класс (Урок№17 - Слово и словосочетание.)Скачать

Русский язык 3 класс (Урок№17 - Слово и словосочетание.)

ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать

ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Найдите все словосочетания #русскийязыкСкачать

Найдите все словосочетания #русскийязык

Учимся правильно выписывать словосочетания из предложенияСкачать

Учимся правильно выписывать словосочетания из предложения

Найдите ошибки в словосочетания. Смогли? Напишите в комментариях! | Русский языкСкачать

Найдите ошибки в словосочетания. Смогли? Напишите в комментариях! | Русский язык

ЗАДАНИЕ 4 В ОГЭ ПО РУССКОМУ / ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙСкачать

ЗАДАНИЕ 4 В ОГЭ ПО РУССКОМУ / ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

РЯ2 Как найти словосочетание в предложенииСкачать

РЯ2 Как найти словосочетание в предложении

В каких словосочетаниях допущены ошибки? Попробуйте найти | Русский языкСкачать

В каких словосочетаниях допущены ошибки? Попробуйте найти | Русский язык

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline
Поделиться или сохранить к себе: