Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать
Нарушение у детей ударения
Психология речи является отраслью науки, которая занимается функциями речи в физиологических условиях, т.е. пониманием речи, самопроизвольной речью (диалоговой, повествовательной), повторением слов, фраз, а также исполнением приказаний. Чрезвычайно важным дополнением к перечисленным выше моментам является и изучение словесного мышления. Результаты наблюдений над нормально развитыми детьми свидетельствуют о том, что словесное мышление опережает громкую речь, что ребёнок начинает думать словами гораздо раньше, чем получает возможность произнести правильно или же в искаженной форме имеющийся у него запас слов, коротких фраз.
До 5 лет артикуляция обычно бывает неправильной, отсутствует координация во времени и форме между дыханием и фонацией. Этот период принято определять как «период физиологической дизлалии», признаки которой индивидуальны для каждого ребёнка. Исследование словесного мышления играет очень важную роль в патологии речи и часто помогает установлению правильного диагноза.
В тех случаях, когда ребенок не говорит и никогда не говорил до болезни, исследование словесного мышления на основании реакций в форме жестов имеет диагностическое значение. Таким образом можно определить состояние центрального отдела речевого аппарата, умственное развитие, способность к обобщениям и понимание речи. Причём во время исследования важным является не только определение состояния в момент исследования, но и выяснение перспектив развития словесного мышления, что связано с пониманием написанного слова, а также способностью читать с губ.
Для полноты вопроса важным является ознакомление с механизмом чтения и письма. Психология речи относит все перечисленные функции к категории психо-физических процессов. Ассоциационные функции, функции воспроизведения по памяти, наблюдения и мышления очень тесно связаны между собой. Процесс образования речи от них начинается и к ним возвращается. Он связан с деятельностью, поведением и пребыванием человека в человеческом обществе.
Вопрос ударений в речи больше относится к области патологии, т.к. неправильная их расстановка является характерной для определенных расстройств речи. Правильность ударений в речи зависит от чувствительности слухового аппарата по отношению к высоте, интенсивности, ритму и тембру акустических раздражителей. При некоторых нарушениях речи отмечается понижение или же полное отсутствие слуховой чувствительности по отношению ко всем четырем качествам звука. Если нарушается способность различать высоту акустических раздражителей, то резко изменяется мелодика слова.
Даже короткие фразы в таких случаях произносятся неправильно с точки зрения мелодики. Вопросительное предложение, мелодика которого характеризуется постепенным подъёмом, произносится без изменения интонации, на одном уровне. От способности воспринимать интенсивность акустических раздражителей зависит динамика речи, которая бывает у больных усиленной или пониженной.
Длительность отдельных звуков, и в особенности гласных, бывает укороченной или удлиненной; в связи с этим отмечаются нарушения ритма.
При слабо выраженной способности различать звуки, фонетически близкие и отличающиеся друг от друга только тем, что одни из них являются звонкими (например, б, в, д, з, г и т.д.), а другие глухими (например, н, т, с, к), больной вместо коза говорит коса, вместо боль говорит поль, т.к. чувствительность по отношению к тембру звуков у него отсутствует. Причина этого явления может заключаться не только в поражении сенсорной зоны, но также и двигательной.
Во время произношения звонких согласных голосовые связки сближаются до контакта в средней линии гортани (фонационная позиция) и одновременно колеблются точно так же, как это имеет место при произношении гласных. При произношении глухих согласных голосовые связки не контактируют (дыхательная позиция) и не колеблются. Причина отсутствия различия между звонкими и глухими согласными может заключаться, как в нарушениях слуха, так и в нарушениях координации функции мышц, сближающих голосовые связки, натягивающих их и обуславливающих их колебание. Иногда встречаются случаи, характеризующиеся одновременным нарушением обоих этих функций.
Это становится вполне понятным, если учесть, что при ряде заболеваний болезненный процесс не ограничивается образованием одного лишь очага в определенном пункте мозговой коры, а охватывает больший или меньший участок головного мозга, в пределах которого находится целый ряд различных центров, как напр., при воспалении мозговых оболочек. Менингитом чаще всего болеют дети между 1-ым и 2-ым годом жизни, т.е. в периоде, когда речь начинает лишь формироваться. Если заболевание сопровождается поражением слухового аппарата, независимо какого его отдела — периферического или воспринимающего — прогноз, касающийся восстановления речи, во всех случаях будет неблагоприятный.
Видео:Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать
Наглядная информация «Это коварное ударение»
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Почему ребёнок неправильно ставит ударения? Основной причиной является недостаток общения с родителями или разговоры взрослыми с малышами на их, детском, языке. Последнее выделяется психологами и логопедами как ключевое препятствие для развития речи ребёнка. Дело в том, что детки обучаются абсолютно всему через имитацию – подражание взрослым.
Видео:Изучаем ударение. Русский языкСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naglyadnost_udarenie.docx | 907.17 КБ |
Видео:Русский 1 класс. Слоги и ударениеСкачать
Предварительный просмотр:
Это коварное ударение
Невидимка шутит
Шутник он, невидимка молоток:
Тук! — и ударил в безударный слог.
И сразу же — исчез огромный зАмок,
И появился маленький замОк.
— Послушай, молоток, не путай слоги,
Опять, озорничая, не солги.
Нет, снова — тук!
Шли по морю пирОги,
Вдруг вместо них поплыли. пирогИ!
Следи за поведеньем молотка,
Держи его в руках, озорника!
Александр Шибаев
По мнению педагогов и психологов, заниматься с ребёнком правильной постановкой речи нужно с раннего возраста, а не тянуть до начала школы и затем тратить массу усилий на переучивание малыша. Уже к 4 годам словарный запас крохи позволяет строить сложные предложения, малыш начинает активно использовать и пополнять свой пассивный словарь, переводя его в активный. Вот с этого момента стоит уделить внимание правильной расстановке ударений . Если с ребёнком не заниматься, то: слова, которые только входят в речевой обиход, будут неправильно восприниматься, вследствие чего вашему чаду грозят плохие оценки из-за безграмотности; не будет чёткой связи между словом и понятием, что существенно затруднит дальнейшее интеллектуальное развитие ребёнка, возникнут сложности с обучением чтению и письму.
Почему ребёнок неправильно ставит ударения? Основной причиной является недостаток общения с родителями или разговоры взрослыми с малышами на их, детском, языке. Последнее выделяется психологами и логопедами как ключевое препятствие для развития речи ребёнка. Дело в том, что детки обучаются абсолютно всему через имитацию – подражание взрослым. И если вы сюсюкаете с сынишкой или дочуркой, то будьте готовы к тому, что правильно говорить он не начнёт без профессиональной помощи специалиста.
Поэтому ВСЕГДА говорите с ребёнком правильно, чётко и медленно произнося все слова. И, конечно, ОБЯЗАТЕЛЬНО РАЗГОВАРИВАЙТЕ С РЕБЁНКОМ , вплоть до комментирования собственных действий. Чем раньше вы примите на вооружение эти два принципа, тем раньше ребёнок заговорит правильно.
Как научить? Конечно в игре . Как известно, игра – это основной вид деятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Почему бы не воспользоваться этой особенностью и для обучения расстановке ударений? Причём эти игры не нуждаются в дополнительных средствах, поэтому в них удобно играть в дороге или на прогулке.
«Зовём слова». Предложите малышу по очереди звать любые окружающие предметы по названию. Например, «КОООшка», «СамолЁЁЁт», «ДОООмик». Выбирайте для начала двух или трёхсложные слова, затем усложняйте задачу.
«Имена». Очень часто дети делают ошибки в именах. Поэтому вместе с малышом проговаривайте имена знакомых и друзей.
«Украшаем слова». Эта игра подходит для тех ребят, которые уже умеют читать. На карточках напишите слова, предложите ребёнку закрасить ударную букву. Кстати, это занятие ещё и тренирует навык чтения.
«Угадай слово». Называйте ребёнку слова с неправильным ударением, его задача заключается в том, чтобы вас исправить и произнести верно.
Постановка ударения в словах — «Народные» методы . Если говорить о так называемых «народных» способах обучения ударению в словах, то здесь речь пойдёт не о самом древнем методе – ремне, а о забавных и действенных советах бывалых родителей. «Кулачки». Усадите ребёнка за стол, поставьте его кулачки один на один так, чтобы они были близки к подбородку, но не касались его. Теперь пусть начинает читать вслух – на ударном слоге подбородок будет касаться кулачка. Это отличный приём, чтобы показать, что ударение есть в каждом слове и научить определять его на слух. «Переборы». Сложное для ребёнка слово предложите произнести с разными ударениями. Например, мОлоко — молОко — молокО. Пусть ваш школяр выберет наиболее звучный вариант. Как правило, дети чувствуют мелодику слова.
Всегда верно ставить ударение в «трудных» случаях поможет слуховая память . Для этого нужно несколько раз произнести слова вслух или даже пропеть их. Расстановка «осядет» в памяти. Ведь не случайно строчки шлягеров так легко запоминаются.
Считалочки и стишки. Считалочки и короткие стишки — отличный способ запомнить ударение в словах Рифмованные строки необязательно учить наизусть, можно просто договаривать сложные слова.
Ударение в слове «Банты»
Если есть в тебе таланты,
Завяжи на праздник бАнты.
Без талантов если ты,
Повяжи себе бантЫ.
(И. Агеева)
Ударение в слове «Кухонный»
Стол,
Нами купленный
И в кухню
Занесённый, –
Зовётся КУхонный,
А вовсе не Кухонный.
(С. Белорусец)
Ударение в слове «Торты»
Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!
Видео:Русский язык 48. Ударение. Постановка ударения в словах — Шишкина школаСкачать
Нарушение у детей ударения
Правильная постановка ударений — залог грамотной речи. Человек зачастую устроен так, что произносит слова по принципу «так красивей звучит». Но русский язык (как и любой другой) имеет свои правила и нормы, поэтому, говоря по-русски, необходимо ставить ударения в соответствии с ними. Взрослого человека, выделяющего неправильный слог, сложно научить обратному. Поэтому научить ребенка ставить правильно ударение в словах необходимо с самого детства.
Видео:Учим ставить в слове ударение. Обучение грамоте.Скачать
Чему учить детей
Ваше чадо — это чистый лист. И именно родители, а далее и учителя, отвечают за то, какими знаниями он будет обладать и как разговаривать.
Счастливые родители ждут не дождутся, когда их малыш начнёт разговаривать. И спустя время оказывается, что из плеча растёт рУка, а в тесто добавляется мУка. В таких ситуациях не надо отчаиваться и считать, что вы растите невежу, а стоит незамедлительно принять меры. Стоит заметить, что ударения не только несут информацию об уровне грамотности человека. В случае с детьми они существуют для распознавания слов и их смыслового определения.
Почему именно так
Дети — бесконечные почемучки. На одно предложение миллион «почему». Цель взрослых — объяснить маленьким, зачем существуют ударения, где их поставить, почему произносится именно так. На это уйдёт много сил и времени, но это необходимо, если вы желаете ему добра и хорошего будущего:
- Нужно объяснить, что любой язык состоит из слов, которые должны произноситься по правилам. Существует большой толковый словарь русского языка, в котором можно увидеть все правила. Мы не можем сказать «нОга», потому что правильно «ногА».
- Дети должны понимать, что есть омографы, которые имеют одинаковое написание, но разное произношение и значение. По лесу не должны бегать белкИ, а в крем взбиваться бЕлки.
- В русском языке много «простых сложных» слов, которые даже взрослые произносят неправильно, поэтому, если в речи маленького человека появляются торты, банты, аэропорты, нужно сразу наставлять его на путь истинный. Кстати, эти слова самые популярные среди неправильно произнесённых.
Причины неправильных ударений
В большинстве случаев неправильное произношение происходит из-за невнимательности родителей, что не пресекают это сразу, из-за окружающих, которые постоянно произносят слова не так, как надо. Это важная часть речи, от которой зависит дальнейшая успешность человека, его желание общаться с другими, наличие комплексов и уровень самооценки.
Важно понимать, что наша речь влияет на многое, а большому количеству людей неграмотность сильно режет слух, и все желание общаться просто-напросто отпадает. Нельзя допускать того, чтобы детей с раннего возраста унижали за их неумение разговаривать. Более того, нужно объяснить своему ребенку, что неприемлемо оскорблять человека за его ошибки, следует помочь.
Действия родителей
Существует множество способов приучить чадо к правильному произношению:
- Самый эффективный способ — стихи. Дети с раннего детства запоминают всё на слух, особенно когда ещё не умеют читать. Можно воспользоваться готовыми стишками, а можно придумать самим, если малыш произносит неправильно какие-то конкретные выражения. В стихотворениях важна рифма, поэтому он просто не сможет произнести неправильно. А также важно показать разницу между омографами, если происходит путаница.
- Элементарное поправление при неправильном произношении. Дети быстро все запоминают, и если их несколько раз поправить, они запомнят. Главное, делать это без агрессии и ругани. Сразу отпадает всё желание учиться, развиваться, а порой они даже специально начинают делать все наоборот.
- Заучивание новых слов. Базовый способ: повторять по три раза с правильным ударением, расставлять их при написании.
- С небольшими детьми можно учить в игровой форме. Например, играть в кубики со слогами. Или как-то обозначать ударный слог. Например, хлопкОм. Можно зачитывать стихи без последнего «ключевого» слова, чтобы малыш сам подобрал правильное.
- Забавное предложение — растягивать слоги. Закипееееел чаааайник. Тем самым становится понятно, что именно чАйник именно закипЕл.
- Чтобы научиться определять ударение в слове, нужно выделить ударный слог. Можно специально произносить неправильно, чтобы он мог сам определить ошибку и решить, куда оно должно падать. Более того, вы выставите его умнее вас. А это поднимет его самооценку и настроение.
Вы можете проявить фантазию и придумать свой оригинальный способ.
Советы при обучении
Процесс обучения детей отличается тем, что к ним нужен особый подход. Они хоть и маленькие, но всё понимают:
- Не кричите на них: они не должны чувствовать себя виноватыми, если что-то не получается. От вас требуется спокойное и понятное объяснение.
- Проводите большинство занятий незаметно. Пусть это будет частью повседневной жизни: дома, на прогулке, в магазине.
- Общайтесь больше с детьми. Общение — это важный фактор при формировании личности в любой сфере.
- Не коверкайте слова сами. Дети — ходячие диктофоны. Они записывают в свою память всё, что слышат, особенно если слышат это от родителей.
- Комбинируйте разные методы. Смешение полноценного урока и игры только ускорит результат. Но не забывайте, что дети развиваются каждый в своём темпе. Поэтому подберите удобную скорость изучения.
- Не забрасывайте обучение. Проводите его регулярно. Одноразовое занятие не даст никаких результатов. Только усердный совместный труд сможет помочь в этой ситуации.
Подводя итоги
Ответственность за правильность произношения слов детьми лежит на их родителях. Не нужно ждать пока ваш малыш станет первоклассником, чтобы этим занялись учителя. Неправильные ударения могут вызывать насмешки со стороны других детей или недовольство со стороны посторонних, а также дальнейшие проблемы с речью. Родители для детей — авторитеты, поэтому они должны следить и за собой. Убирайте из своей речи «сюсюканья» и сленг. Если не знаете правильное ударение в слове — лучше посмотреть в словаре. Главное — не допускать ошибок в повседневных словах, а те, что посложнее, будут объяснены учителем в более старших классах.
Порой даже взрослые люди допускают серьезные ошибки. А в некоторых регионах и вовсе есть диалекты с намеренно неправильными ударениями. Однако молодежь в настоящее время следит за своей речью, что довольно радует. Объяснить ударения в словах несложно, поэтому стоит сделать так, чтобы люди правильно разговаривали на русском языке уже с детства.
🔥 Видео
Русскйй язык. Ударение в русском языке. ВидеоурокСкачать
Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!Скачать
Ударные и безударные гласныеСкачать
Дизартрия что это и как исправить?Скачать
Как поставить ударение и разделить слово на слогиСкачать
Занятия для дошкольников | Обучение грамоте | Занятие 5. УдарениеСкачать
10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский языкСкачать
Что такое ударение ?Скачать
Ударения в словах #произношение #русскийязык #ударение #упражнениеСкачать
УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать
Нарушения поведения, трудности самоконтроля, невнимательность у детейСкачать
3 способа, которые помогут ребёнку правильно поставить ударение в словеСкачать
Как научить ребенка определять ударение в слове?Скачать
Дисграфия у детей и песочная терапия. Диагностика и причины нарушений письма, дисграфии.Скачать