Нарушение словосочетаний с производными предлогами

Видео:Правописание предлогов. Производные предлоги. Cлитно или раздельно? | Русский язык TutorOnlineСкачать

Правописание предлогов. Производные предлоги. Cлитно или раздельно?  | Русский язык TutorOnline

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Разбор задания 7

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Синтаксические нормы

Теория задания 7

Задание: Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. В 1ом столбце под буквами А) Б) В) Г) Д) даются примеры, во 2ом столбце под цифрами даются обоснования грамматических ошибок.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Как должен выглядеть ответ:

Максимальное количество баллов за выполнение данного задания – 5 баллов.

За каждое верно определенное соответствие – 1 балл.

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В задании с буквой ищем производные предлоги (обычно предложение начинается с них) и проверяем падеж существительного, стоящего после предлога. Все следующие предлоги сочетаются только с Дательным падежом существительного:

  • Согласно (кому? чему?)
  • Благодаря (кому? чему?)
  • Вопреки (кому? чему?)
  • Подобно (кому? чему?)
  • Наперекор (кому? чему?)

Также в предложении могут быть предлоги, сочетающиеся с существительным в Родительном падеже:

  • в меру (чего?)
  • в течение (чего?)
  • в продолжение (чего?)
  • в силу (чего?)
  • в заключение (чего?)
  • в виде (чего?)
  • по причине (чего?)
  • наподобие (чего?)

Например: Благодаряповышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Ищем в заданиях с буквой конструкцию «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…» и т.д., необходимо проверить согласование подлежащего и сказуемого (ед./мн. число) в главном и в придаточном предложениях.

Нарушение словосочетаний с производными предлогами

Например: Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.

Все, кто читали пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.

3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В задании с буквой должны быть кавычки

Например: Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном».

Объяснение: приложение – это определение, выраженное существительным.

  • Если перед кавычками стоит родовое название (книга, газета, журнал, картина и т.д.), название в кавычках должно стоять вИм.п. Например, роман «Евгений Онегин»; картина «Осень»; песня «Дубинушка».
  • Если перед кавычками нет родового названия, название в кавычках склоняется. Например, в «Евгении Онегине»; в «Осени» Левитана; в «Дубинушке».

4. Ошибка в построении предложения с однородными членами

Если в предложении есть однородные члены предложения, соединенные союзом «и», после которых идет общее зависимое слово (слова), необходимо проверить, согласуется ли первый однородный член предложения с эти общим зависимым словом. Например, в предложении «мы надеялись и верили в победу» первый однородный член предложения «надеялись» не согласуется с «в победу», поэтому в данном предложении есть грамматическая ошибка.

В качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова разных частей речи Например, «я люблю рисовать и живопись»

Если в предложении однородные члены связаны двойными союзами «не только – но и»,«как – так и», «если не – то», необходимо проверить, стоят ли однородные члены предложения непосредственно после этих союзов. Например, в предложении «Мы ждали не толькоМашу, но иВаню» союзы стоят правильно. Если мы поменяем место одного из них: «Мы не только ждали Машу, но и Ваню», в предложении появится грамматическая ошибка.

5. Нарушение однородности понятий

В качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова разных частей речи. Например, «я люблю рисовать и живопись»

6. Нарушение однородности синтаксических элементов

Недопустимо нарушать однородность синтаксических элементов предложения. Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения.

Например, в предложении «Иван, учившийся в 9 классе и который принял участие в конкурсе, …» допущена ошибка.

7. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Задание с буквой начинается с деепричастного оборота

Например: Получивначальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.

Деепричастия отвечают на вопросы: что делая? что сделав?

Объяснение: деепричастие выражает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Лицо, совершающее оба действия, должно быть одно и то же. В предложении действие «зачислили» совершают «они, какие-то люди» (неопределенно-личное предложение), а действие «получив» совершает Радищев.

Объяснение: деепричастный оборот чаще всего нельзя использовать вместе с безличными предложениями, кроме тех случаев, когда действие выражено словами «можно, нельзя»

8. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Ищем в заданиях с буквой причастный оборот

Причастие отвечает на вопросы: что делающий? что сделавший? что сделанный?

Примеры причастий: работающий, сомневающегося, приехавшему, написанного и т.д.

Например: Одному из героев романа, ищущимсмысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

Объяснение: Если в предложении есть причастие, его форма (окончание) должна быть согласована с определяемым существительным. Для этого задаем от определяемого слова вопрос к причастию. Например, «было много ребят, (каких?) приехавшИХ в лес». Окончание причастия должно совпадать с окончанием вопроса к нему.

9. Неправильное построение предложения с косвенной речью

Нельзя смешивать прямую и косвенную речь. Недопустимо использовать в придаточной части предложения в косвенной речи местоимения «Я, МЫ, ТЫ, ВЫ».

Например, «Дима признался, что ясегодня не готов к уроку».

10. Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении

Видео:Русский язык 7 класс (Урок№46 - Непроизводные и производные предлоги.)Скачать

Русский язык 7 класс (Урок№46 - Непроизводные и производные предлоги.)

Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом

А5.Синтаксические нормы.

Нарушение согласования главных членов в сложноподчиненном предложении

. Все, кто бывал (-и) на Бородинском поле, обнажает (-ют) голову перед памятниками защитникам национальной свободы России.

Неправильно!

Все, кто бывална Бородинском поле, обнажает голову перед памятниками защитникам национальной свободы России.

Все, кто бывалина Бородинском поле, обнажают голову перед памятниками защитникам национальной свободы России.

Правильно!

Все, кто бывална Бородинском поле, обнажают голову перед памятниками защитникам национальной свободы России.

Запомните: те (все) + глагол-сказуемое во МНОЖЕСТВЕННОМ числе

кто + глагол-сказуемое в ЕДИНСТВЕННОМ числе

Проверьте, во всех ли СП предложениях допущены ошибки в согласовании главных членов:

• Все , кто побывали в Мещерском крае, ощутили его притягательную силу, прелесть русской природы.

• Те, кто бывал летом в лесу, ощущали на себе его благотворное влияние.

• Многие из тех, кто побывал на международном кинофестивале в Москве, увидел лучшие отечественные и зарубежные картины года.

• Многие из путешествующих, кто были на русском Севере, стремятся приехать еще раз на Соловки и Кижи.

• Те, кто приехал в Воронеж в феврале, попал на вернисаж художника Голубовского, пейзажиста и анималиста.

• Все, кто хорошо знают творчество Ф.М. Достоевского, читали романы «Подросток» и «Братья Карамазовы».

• Те, кто знает стихотворения А.Т. Твардовского, ощутили их простоту и прозрачность и в то же время яркость и глубину созданных поэтом образов.

• Многие, кто бывали в Переяславле-Залесском, знают, что этот город моложе Ростова, но его история тоже уходит корнями в далекое прошлое.

• Те, кто много читает, не делает ошибок в письменной речи.

• Те, кто увлеченно работают в какой бы то ни было области знаний, тянутся к новаторству.

• Все, кто любят родную культуру, родную речь, родной край, приобщаются и к истории всего человечества.

• Тот, кто умеет пользоваться компьютером, имеет доступ к широкому информационному полю.

• Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве.

• Те, кто преподают науки, служат делу просвещения, снаряжают молодых в долгий путь по жизни, развивают их ум и способности, благословляют на творческий поиск.

• Все, кто читал поэтические произведения В.Маяковского, знакомы с особым ритмом его стиха.

• Те, кто бывал в Кижах, видел, как вдоль всего острова тянется каменная гряда, точно хребет гигантского животного.

* Все, кто бывали на Белом море, на севере, знают, что в феврале там начинается зверобойный промысел.

Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом

благодаря • согласно • вопреки • наперекор • навстречу подобноЧЕМУ? (Дат. п.)

Найдите ошибку в управлении:

• Благодаря общения с литературой, искусством, люди делаются богаче еще на одну жизнь, жизнь авторов великих творений.

• Благодаря зазеленевших весной растений, сад удивительно преобразился.

• В сентябре коллективом учащихся, учителей и родителей приняты поправки к Уставу гимназии, согласно которых учебный год будет разделен на триместры.

• Благодаря современных технологий, ученые исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти.

• Вопреки скептического мнения некоторых современников о М. Булгакове, сегодняшний читатель убежден в силе его таланта.

• Вопреки распространенного суеверия, женщины на корабле приносят удачу.

• Согласно закона, человек имеет право на бесплатное образование.

• Благодаря слаженной работы трудового коллектива, завод перевыполнил план.

• Благодаря комментариев Ю.Лотмана к «Евгению Онегину», каждый читатель романа лучше понимает эпоху Пушкина.

* По прибытию в Москву он почувствовал себя плохо.

* По приезду в Венецию я сразу посетил нескольких своих давних знакомых.

* По завершению строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок.

* По окончанию курсов английского языка я получил сертификат.

Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом

вследствиеввидув случаеЧЕГО? (Род. п.)
3.Употребление непроизводных предлогов Предлог «ПО» — «ПОСЛЕ ЧЕГО-НИБУДЬ»
ЗАПОМНИ. ПО ПРИЕЗДЕ В ГОРОД ПО ПРИБЫТИИ НА МЕСТО ПО ИСТЕЧЕНИИ СРОКА ПО ОКОНЧАНИИ ШКОЛЫНЕПРАВИЛЬНО. ПО ПРИЕЗДУ В ГОРОД ПО ПРИБЫТИЮ НА МЕСТО ПО ИСТЕЧЕНИЮ СРОКА ПО ОКОНЧАНИЮ ШКОЛЫ

Запомни!

• Оплатить что – уплатить за что

• беспокоиться о ком – тревожиться за кого

• надеть что на что – одеть кого во что

• обращать внимание на что – уделять внимание чему

• отзыв о чем – рецензия на что

• предостеречь от чего – предупредить о чем

• заметить что – догадаться о чем

Найдите предложения с ошибкой в управлении:

• Вследствие ранних заморозков камыш и осока вдоль реки покрылись причудливыми ледяными наростами.

• По приезду из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых.

• По приезде в город желательно уточнить туристический маршрут.

• Ввиду длительного отсутствия катера, вышедшего со специальным заданием во время шторма, на поиски судна был послан самолет.

• По окончанию обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом.

• По окончанию глагола определяем спряжение.

• Нам оплатили за сверхурочный труд.

• Ученые давно заметили о том, что в основе всякой метафоры лежит простое сравнение

• Кондуктор попросил оплачивать за проезд.

*Можно только восхищаться над тем, как быстро герой это понял и решил изменить свою жизнь, свое отношение к людям.

* Автор В.Лаптев поднимает проблему о вере в правоту своего решения: именно эта вера дает человеку силы идти до конца, даже если приходится идти в одиночку.

* Автор текста В.Амлинский в своем тексте затрагивает тему о жизни детей послевоенных лет.

* Человек, который болен, не получит от жизни удовольствие, лишь страдание.

*Ни один человек не имеет право осуждать тебя и твои поступки.

*Мальчик не видел свое будущее, думал, что никому не нужен.

*Автор не понимает поступок ученого.

*Великие люди выполняют свой долг, но не получают то, что заслужили.

* Дети, выросшие среди животных, не принимают общество, а общество не принимает их.

* И герой рассказа никогда не забудет тот момент, в котором он почувствовал себя счастливым человеком.

*Не зная прошлое своей страны, его героев, нельзя сказать, что ты ее добропорядочный гражданин.

*Актриса долго страдала, но все-таки не перенесла эту душевную боль и покончила жизнь самоубийством.

4.Нарушение в сочетании «главное слово сущ. + несогласованное определение»

Нельзя употреблять ни в каком другом падеже, кроме именительного, названия литературных произведений, газет, книг, журналов, кинофильмов, телепередач, если перед ними стоит родовое понятие — нарицательное существительное «роман», «повесть», «стихотворение», «ода», «картина»», «журнал», «газета», «телепрограмма» и т. д.:

Неправильно!

Поэзия пробуждающейся весны раскрывается Ф.Тютчевым в стихотворении «Весеннихводах»

Правильно!

Поэзия пробуждающейся весны раскрывается Ф.Тютчевым в стихотворении «Весенние воды»

Поэзия пробуждающейся весны раскрывается Ф.Тютчевым в «Весеннихводах»

Найдите ошибки:

• В автобиографической трилогии Л. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» главным героем стал Николенька Иртеньев.

• Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы».

• О первом космонавте России рассказывает Л.Обухова в своей статье «Любимец века».

• В основе сюжета картины Архипова «Обратный путь» – возвращение ямщика домой на зорьке.

• О жизни и творчестве художника, о его загубленном таланте можно прочитать в повести К.Паустовского «Орест Кипренский».

• В «Мертвых душах» Гоголя дается сатирическое описание губернского общества.

• Секрет художественной выразительности картины И.Левитана «Золотой осени» заключается в ярком колорите, в богатстве цветовой палитры.

• В книге «Записки о Пушкине» декабрист Пущин вспоминает о свидании с поэтом в период его ссылки в селе Михайловском.

• По принципу исторической хронологии расположены репродукции старинных гравюр в монографии «Герои русской истории».

• Экспонаты лучших региональных музеев можно увидеть в фотоальбоме «Сокровищах русского искусства».

• Открытое письмо деятелей культуры Правительства России опубликовано в «Московском комсомольце».

• По словам Крамского, у других художников на картинах тоже есть деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах» Саврасова.

• В натюрморте И.И.Машкова «Снедь московская» изображены возвышающиеся на столе караваи.

• В повести XVII века «Начало царствующего великого града» можно найти одну из гипотез, объясняющих происхождение слова «Москва».

*В торговом комплексе «Юбилейном» будет открыта секция электротоваров.

Видео:ПРОИЗВОДНЫЕ ПРЕДЛОГИСкачать

ПРОИЗВОДНЫЕ ПРЕДЛОГИ

Нарушение управления

  1. Чаще всего нарушаются следующие синтаксические нормы:

нарушение управления в словосочетаниях с производным предлогом: Согласно распоряжения ректора были заключены нужные договоры. (Норма: согласно распоряжению);

— нарушение управления в словосочетании «существительное + зависимое слово»: Подруга интересуется о моем здоровье. (Норма: интересуется моим здоровьем);

нарушение управления в словосочетаниях «глагол + зависимое слово«: Надо срочно оплатить по счетам. (Норма: оплатить счета).

  1. Нужно обязательно учитывать, что в русском языке однокоренные слова разных частей речи могут иметь разное управление: рассержен глупой шуткой — рассердиться на глупую шутку;

удивлён его терпением — удивляться его терпению.

Так, существительные, образованные от переходных глаголов, требуют не В. п., как при глаголе, а Р. п.: читать книгу – чтение книги, строить дом – строительство дома.

В то же время в большинстве случаев однокоренные слова имеют одинаковое управление. Поэтому ошибочными будут конструкции: посвятить свою жизнь служению народа; поставить богатства страны на службу народа (нормативное управление: служить народу, поставить на службу народу, служение народу).

  1. Предлог ПО в значении «после» управляет П. п., стало быть: по получении ответа, по окончании спектакля, по изучении вопроса (книжные варианты), после получения и т. д. (нейтральные варианты). В значении же причины (ушел на пенсию по состоянию здоровья) или цели (работы по озеленению города) предлог ПО управляет Д. п.
  2. Если в сочетаниях с существительными (скучает по сыну, скучает по детям) и с личными местоимениями 3-го лица (скучаем по нему, скучает по ним) предлог ПО управляет Д.п., то в сочетании с личными местоимениями 1-го и 2-го лица этот же предлог сочетается с предложным падежом: скучаем по вас (не по вам), скучают по нас (не по нам).
  3. Предлоги Ви НА имеют антонимы: В — ИЗ, На — С. Например: поехал в Крым — вернулся из Крыма, отправился на Кавказ — приехал с Кавказа.

Не всегда, правда, это противопоставление выдерживается: поехал в Поволжье — вернулся с Поволжья, отправить во все концы страны — получить со всех концов страны.

  1. При употреблении предлогов необходимо учитывать их смысловые оттенки, в частности оттенок причинности у предлогов благодаря, ввиду, вследствие.

Нарушение словосочетаний с производными предлогами

Нарушение словосочетаний с производными предлогами

Нарушение словосочетаний с производными предлогами

Нарушение словосочетаний с производными предлогами

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Ошибки в глагольном управлении
Тесты на тему Нормы управления

Тест на тему Культура речи
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, на главную, перейти на стр. «ЧП в таблицах», «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах«

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

💥 Видео

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Предлоги в русском языке. Что такое предлоги?Скачать

Предлоги в русском языке. Что такое предлоги?

Русский язык. Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. ВидеоурокСкачать

Русский язык. Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Видеоурок

Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Правописание производных предлогов | Русский языкСкачать

Правописание производных предлогов | Русский язык

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Правописание предлоговСкачать

Правописание предлогов

Производные и непроизводные предлоги | РУССКИЙ ЯЗЫК ОГЭСкачать

Производные и непроизводные предлоги | РУССКИЙ ЯЗЫК ОГЭ

Написание предлогов, союзов и частиц| Русский языкСкачать

Написание предлогов, союзов и частиц| Русский язык

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Как отличить наречие от существительного с предлогом? | Русский язык ЕГЭ 2024 #умскул #русскийязыкСкачать

Как отличить наречие от существительного с предлогом? | Русский язык ЕГЭ 2024 #умскул #русскийязык

Предлог. Отличие производных предлогов от других частей речиСкачать

Предлог. Отличие производных предлогов от других частей речи

Русский язык. Правописание непроизводных и производных предлогов. ВидеоурокСкачать

Русский язык. Правописание непроизводных и производных предлогов. Видеоурок

Русский язык 7 класс (Урок№48 - Слитное и раздельное написание производных предлогов.)Скачать

Русский язык 7 класс (Урок№48 - Слитное и раздельное написание производных предлогов.)

ВПР, 7 класс. Задание № 3. Производные предлогиСкачать

ВПР, 7 класс. Задание № 3. Производные предлоги

Задание 14 ЕГЭ // Правописание производных союзов // Русский языкСкачать

Задание 14 ЕГЭ // Правописание производных союзов //  Русский язык
Поделиться или сохранить к себе: