Нарушение морфологической нормы допущено в словосочетании старая мозоль

Содержание
  1. Тестовые задания по дисциплине «Русский язык и культура речи» (СПО)
  2. Тестовые задания
  3. (контрольно-измерительные материалы)
  4. по дисциплине «Русский язык и культура речи»
  5. Содержание
  6. РАЗДЕЛ 1. Язык и речь. …………………………………………………….
  7. Проверочный тест № 1«Теоретические основы культуры речи»……….
  8. Проверочный тест № 2 «Язык и речь. Устная и письменная разновидности литературного языка»……………………………………..
  9. Проверочный тест № 3 «Лингвистические словари русского языка» ….
  10. РАЗДЕЛ 2. Фонетика. Орфоэпия………………………………………….
  11. Проверочный тест № 1«Орфоэпические нормы»………………………..
  12. Проверочный тест № 2 «Акцентологические нормы»…………………….
  13. РАЗДЕЛ 3. Лексика и фразеология. ………………………………………..
  14. Проверочный тест № 1«Лексические нормы»…………………………….
  15. РАЗДЕЛ 4. Словообразование……………………………………………..
  16. РАЗДЕЛ 5. Части речи……………………………………………………..
  17. Проверочный тест № 1«Морфологические нормы имени существительного»…………………………………………………………..
  18. Проверочный тест № 2«Морфологические нормы имени прилагательного»…………………………………………………………….
  19. Проверочный тест № 3«Морфологические нормы имени числительного»………………………………………………………………
  20. Проверочный тест № 4«Морфологические нормы глаголов, причастий и деепричастий»……………………………………………………………….
  21. РАЗДЕЛ 6. Синтаксис ………………………………………………………
  22. Проверочный тест № 1«Синтаксические нормы»…………………………
  23. Проверочный тест № 2«Выразительные средства языка»………………..
  24. РАЗДЕЛ 7. Нормы русского правописания ………………………………
  25. Проверочный тест № 1«Орфографические нормы»………………………
  26. Проверочный тест № 2«Пунктуационные нормы»………………………..
  27. РАЗДЕЛ 8. Текст. Стили речи………………………………………………
  28. Проверочный тест № 1″Функциональные стили речи»…………………..
  29. Проверочный тест № 2«Функциональные стили современного русского языка»………………………………………………………………………..
  30. Проверочный тест № 2«Текст »……………………………………………
  31. РАЗДЕЛ 1. Язык и речь. …………………………………………………….
  32. Проверочный тест № 1«Теоретические основы культуры речи»……….
  33. Проверочный тест № 2 «Язык и речь. Устная и письменная разновидности литературного языка»……………………………………..
  34. Проверочный тест № 3 «Лингвистические словари русского языка» ….
  35. РАЗДЕЛ 2. Фонетика. Орфоэпия………………………………………….
  36. Проверочный тест № 1«Орфоэпические нормы»………………………..
  37. Проверочный тест № 2 «Акцентологические нормы»…………………….
  38. РАЗДЕЛ 3. Лексика и фразеология. ………………………………………..
  39. Проверочный тест № 1«Лексические нормы»…………………………….
  40. РАЗДЕЛ 4. Словообразование……………………………………………..
  41. РАЗДЕЛ 5. Части речи……………………………………………………..
  42. Проверочный тест № 1«Морфологические нормы имени существительного»…………………………………………………………..
  43. Проверочный тест № 2«Морфологические нормы имени прилагательного»…………………………………………………………….
  44. Проверочный тест № 3«Морфологические нормы имени числительного»………………………………………………………………
  45. Проверочный тест № 4«Морфологические нормы глаголов, причастий и деепричастий»……………………………………………………………….
  46. РАЗДЕЛ 6. Синтаксис ………………………………………………………
  47. Проверочный тест № 1«Синтаксические нормы»…………………………
  48. Проверочный тест № 2«Выразительные средства языка»………………..
  49. РАЗДЕЛ 7. Нормы русского правописания ………………………………
  50. Проверочный тест № 1«Орфографические нормы»………………………
  51. Проверочный тест № 2«Пунктуационные нормы»………………………..
  52. РАЗДЕЛ 8. Текст. Стили речи………………………………………………
  53. Проверочный тест № 1″Функциональные стили речи»…………………..
  54. Проверочный тест № 2«Функциональные стили современного русского языка»………………………………………………………………………..
  55. Проверочный тест № 2«Текст »……………………………………………
  56. РАЗДЕЛ 1. Язык и речь.
  57. Проверочный тест № 1
  58. «Теоретические основы культуры речи»
  59. Проверочный тест № 2
  60. «Язык и речь. Устная и письменная разновидности литературного языка»
  61. Проверочный тест № 3
  62. «Лингвистические словари русского языка»
  63. РАЗДЕЛ 2. Фонетика. Орфоэпия.
  64. Проверочный тест № 1
  65. «Орфоэпические нормы»
  66. Проверочный тест № 2
  67. «Акцентологические нормы»
  68. РАЗДЕЛ 3. Лексика и фразеология.
  69. Проверочный тест № 1
  70. «Лексические нормы»
  71. РАЗДЕЛ 5. Части речи
  72. Проверочный тест № 1
  73. «Морфологические нормы имени существительного»
  74. Проверочный тест № 2
  75. «Морфологические нормы имени прилагательного»
  76. Проверочный тест № 3
  77. «Морфологические нормы имени числительного»
  78. Проверочный тест № 4
  79. «Морфологические нормы глаголов, причастий и деепричастий»
  80. РАЗДЕЛ 6. Синтаксис
  81. Проверочный тест № 1
  82. «Синтаксические нормы»
  83. Проверочный тест № 2
  84. «Выразительные средства языка»
  85. РАЗДЕЛ 7. Нормы русского правописания
  86. Проверочный тест № 1
  87. «Орфографические нормы»
  88. Проверочный тест № 2
  89. «Пунктуационные нормы»
  90. РАЗДЕЛ 8. Текст. Стили речи
  91. Проверочный тест № 1
  92. Проверочный тест № 2
  93. «Функциональные стили современного русского языка»
  94. Проверочный тест № 20. «Морфологические нормы имени существительного»
  95. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Морфологические нормы
  96. 🔥 Видео

Видео:Речевая (лексическая) норма| Русский языкСкачать

Речевая (лексическая) норма| Русский язык

Тестовые задания по дисциплине «Русский язык и культура речи» (СПО)

Нарушение морфологической нормы допущено в словосочетании старая мозоль

Видео:ЕГЭ задание 7: Морфологические нормыСкачать

ЕГЭ задание 7: Морфологические нормы

Тестовые задания

Видео:Морфологические нормы. Часть 2.Скачать

Морфологические нормы. Часть 2.

(контрольно-измерительные материалы)

Видео:Морфологический разбор имени существительного Как объяснить ребенку морфологический разборСкачать

Морфологический разбор имени существительного  Как объяснить ребенку морфологический разбор

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Преподаватель: Шрайнер В.В.

Учебная дисциплина « Русский язык и культура речи» вводится в соответствии с ФГОС третьего поколения в средних специальных учебных заведениях в качестве вариативной части цикла ОГСЭ – «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины»

Данные контрольно-измерительные материалы (тестовые задания) составлены в соответствии с Рабочей программой учебной дисциплины «Русский язык и культура речи», предназначенной для изучения русского языка и культуры речи в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих основную профессиональную образовательную программу, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по специальностям:

21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»;

21.02.02 «Бурение нефтяных и газовых скважин»;

15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» (по отраслям);

18.02.09 «Переработка нефти и газа»;

38.02.01 «Экономика, бухгалтерский учет» (по отраслям);

23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Содержание

РАЗДЕЛ 1. Язык и речь. …………………………………………………….

Проверочный тест № 1«Теоретические основы культуры речи»……….

Проверочный тест № 2 «Язык и речь. Устная и письменная разновидности литературного языка»……………………………………..

Проверочный тест № 3 «Лингвистические словари русского языка» ….

РАЗДЕЛ 2. Фонетика. Орфоэпия………………………………………….

Проверочный тест № 1«Орфоэпические нормы»………………………..

Проверочный тест № 2 «Акцентологические нормы»…………………….

РАЗДЕЛ 3. Лексика и фразеология. ………………………………………..

Проверочный тест № 1«Лексические нормы»…………………………….

РАЗДЕЛ 4. Словообразование……………………………………………..

РАЗДЕЛ 5. Части речи……………………………………………………..

Проверочный тест № 1«Морфологические нормы имени существительного»…………………………………………………………..

Проверочный тест № 2«Морфологические нормы имени прилагательного»…………………………………………………………….

Проверочный тест № 3«Морфологические нормы имени числительного»………………………………………………………………

Проверочный тест № 4«Морфологические нормы глаголов, причастий и деепричастий»……………………………………………………………….

РАЗДЕЛ 6. Синтаксис ………………………………………………………

Проверочный тест № 1«Синтаксические нормы»…………………………

Проверочный тест № 2«Выразительные средства языка»………………..

РАЗДЕЛ 7. Нормы русского правописания ………………………………

Проверочный тест № 1«Орфографические нормы»………………………

Проверочный тест № 2«Пунктуационные нормы»………………………..

РАЗДЕЛ 8. Текст. Стили речи………………………………………………

Проверочный тест № 1″Функциональные стили речи»…………………..

Проверочный тест № 2«Функциональные стили современного русского языка»………………………………………………………………………..

Проверочный тест № 2«Текст »……………………………………………

РАЗДЕЛ 1. Язык и речь. …………………………………………………….

Проверочный тест № 1«Теоретические основы культуры речи»……….

Проверочный тест № 2 «Язык и речь. Устная и письменная разновидности литературного языка»……………………………………..

Проверочный тест № 3 «Лингвистические словари русского языка» ….

РАЗДЕЛ 2. Фонетика. Орфоэпия………………………………………….

Проверочный тест № 1«Орфоэпические нормы»………………………..

Проверочный тест № 2 «Акцентологические нормы»…………………….

РАЗДЕЛ 3. Лексика и фразеология. ………………………………………..

Проверочный тест № 1«Лексические нормы»…………………………….

РАЗДЕЛ 4. Словообразование……………………………………………..

РАЗДЕЛ 5. Части речи……………………………………………………..

Проверочный тест № 1«Морфологические нормы имени существительного»…………………………………………………………..

Проверочный тест № 2«Морфологические нормы имени прилагательного»…………………………………………………………….

Проверочный тест № 3«Морфологические нормы имени числительного»………………………………………………………………

Проверочный тест № 4«Морфологические нормы глаголов, причастий и деепричастий»……………………………………………………………….

РАЗДЕЛ 6. Синтаксис ………………………………………………………

Проверочный тест № 1«Синтаксические нормы»…………………………

Проверочный тест № 2«Выразительные средства языка»………………..

РАЗДЕЛ 7. Нормы русского правописания ………………………………

Проверочный тест № 1«Орфографические нормы»………………………

Проверочный тест № 2«Пунктуационные нормы»………………………..

РАЗДЕЛ 8. Текст. Стили речи………………………………………………

Проверочный тест № 1″Функциональные стили речи»…………………..

Проверочный тест № 2«Функциональные стили современного русского языка»………………………………………………………………………..

Проверочный тест № 2«Текст »……………………………………………

Знаком * отмечены задания с несколькими вариантами ответа.

Видео:Горкунова С.И. Грамматическая норма русского литературного языка (Часть 1)Скачать

Горкунова С.И. Грамматическая  норма русского литературного языка (Часть 1)

РАЗДЕЛ 1. Язык и речь.

Проверочный тест № 1

«Теоретические основы культуры речи»

I . К аспектам культуры речи относятся…

1. нормативный, этический, коммуникативный

2. нормативный и этический

3. этический и коммуникативный

4. нормативный и коммуникативный

II . Правильностью речи называется…

построение речи по законам соответствующего жанра

истинность излагаемой информации

соответствие языковой норме

отсутствие дефектов речи

III . В понятие «невербальные средства общения» входят.

1. мимика, жесты и позы

2. только мимика

IV . Долговременная коммуникативно-ролевая маска человека называется…

V . Компонентом речевой ситуации не является…

4.речевое поведение говорящего

VI . Речевая деятельность субъекта, состоящая из ряда коммуникативных актов, и реакция адресата на речь субъекта – это речевое (-ая).

VII . Целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе, называется…

VIII . К числу основных единиц речевого общения не относится.

1. речевое событие

3. речевая ситуация

4. речевое взаимодействие

Проверочный тест № 2

«Язык и речь. Устная и письменная разновидности литературного языка»

I . В системе русского литературного языка отсутствует ___________ уровень.

II . Имеет в словаре помету — КНИЖ. фразеологизм…

сделать большие глаза

III . Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:
Печка у меня очень плохая. Вся моя семья завсегда угорает через нее. А чертов жакт починку производить отказывается. Экономит. Для очередной растраты.
Давеча осматривали мою печку. Вьюшки глядели. Ныряли туда вовнутрь головой.
Нету , – говорят.– Жить можно.
– Товарищи, – говорю, – довольно стыдно такие слова произносить: жить можно. Мы завсегда угораем через нашу печку. Давеча кошка даже угорела. Её тошнило давеча у ведра. А вы говорите – жить можно.
Чертов жакт говорит:
– Тогда, – говорит, – устроим сейчас опыт и посмотрим, угорает ли ваша печка. Ежли мы сейчас после топки угорим – ваше счастье, переложим. Ежли не угорим – извиняемся за отопление.
Затопили мы печку. Расположились вокруг её. (М. М. Зощенко «Кошка и люди»)

IV . Укажите разговорное слово в синонимическом ряду:

V . Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:
Андезитовые вулканы находятся в зонах столкновения литосферных плит , например там, где океаническая кора погружается под край континента . Она частично плавится, в результате образуется вязкая магма , насыщенная кремнием и содержащая некоторое количество воды. В процессе извержения , при резком падении давления, вода превращается в пар. Это приводит к взрывному извержению вулканического пепла и горячих газов . Такая адская раскалённая смесь мчится по склонам вулкана со скоростью 200 км/ч и называется грозным именем – «палящая туча».

VI . Слова «махотка», «баско», «ухват» используются в …

VII . Определите, к какому пласту речи относятся выделенные в выражениях слова: «Ну, ты даешь, в НАТУРЕ » «Я в полном отпаде ! » .

VIII . Слова «оттедова», «пинджак», «ложить» используются в …

Проверочный тест № 3

«Лингвистические словари русского языка»

I . Чтобы к слову « вакуум» подобрать слово с противоположным значением, можно воспользоваться…

словарём иностранных слов

II . Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать значения слов: «экстраполировать», «лоббировать»?

толковым словарем русского языка

III . Укажите, каким словарем нужно воспользоваться, чтобы узнать значение одинаково звучащих слов « ключ», «ключ» .

IV . Укажите, каким словарем нужно воспользоваться, чтобы узнать значение выражения «между Сциллой и Харибдой» .

словарем иностранных слов

толковым словарем русского языка

V . Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать, когда и откуда появилось в языке слово «авось»?

словарём иностранных слов

VI . Чтобы к слову «работа » подобрать слово с похожим значением, можно воспользоваться…

словарём синонимов слов

VII . Укажите, каким словарем нужно воспользоваться, чтобы узнать разницу в значениях слов «абонент», «абонемент» .

словарём иностранных слов

VIII . Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать значение слова «электрический»?

IX . Чтобы к слову узнать произношение слова «столяр » , можно воспользоваться…

толковым словарем русского языка

X . К орфографическому словарю следует обратиться для выбора правильного варианта …

Видео:Задание №7: как запомнить все эти грамматические нормы? (теория и практика)Скачать

Задание №7: как запомнить все эти грамматические нормы? (теория и практика)

РАЗДЕЛ 2. Фонетика. Орфоэпия.

Проверочный тест № 1

«Орфоэпические нормы»

I . В каком ряду верно указано произношение всех данных слов: грипп, орхидея, афера ?

гри[пп], орхи[д’э]я, а[фэ]ра

гри[п], орхи[дэ]я, а[ф’э]ра

гри[п], орхи[д’э]я, а[фэ]ра

гри[п], орхи[дэ]я, а[ф’о]ра

II . В каком ряду верно указано произношение всех данных слов: шинель, патетика, металл, ванна?

ши[нэ]ль, па[т’э]тика, мета[л], ва[нн]а

ши[н’э]ль, па[тэ]тика, мета[л], ва[нн]а

ши[н’э]ль, па[тэ]тика, мета[л], ва[н]а

ши[н’э]ль, па[тэ]тика, мета[лл], ва[нн]а

III . В каком ряду верно указано произношение всех данных слов: яичница, Ильинична, двоечник ?

яи[шн]ица, Ильнини[шн]а, двое[чн]ик

яи[шн]ица, Ильнини[чн]а, двое[чн]ик

яи[чн]ица, Ильнини[шн]а, двое[шн]ик

яи[шн]ица, Ильнини[шн]а, двое[чн]ик

IV . В каком ряду верно указано произношение всех данных слов: конечно, нарочно, скворечник?

коне[шн]о, наро[шн]о, скворе[шн]ик

коне[шн]о, наро[чн]о, скворе[шн]ик

коне[шн]о, наро[шн]о, скворе[чн]ик

коне[чн]о, наро[чн]о, скворе[чн]ик

V . В каком ряду верно указано произношение всех данных слов: анестезия, дебют, фанера, термос?

а[нэ]стезия, [д’э]бют, фа[н’э]ра, [тэ]рмос

а[н’э]стезия, [дэ]бют, фа[н’э]ра, [тэ]рмос

а[н’э]стезия, [дэ]бют, фа[нэ]ра, [тэ]рмос

а[н’э]стезия, [д’э]бют, фа[н’э]ра, [т’э]рмос

VI . В каком ряду верно указано произношение всех данных слов: термин, терапевт, бактерия?

[т’э]рмин, [т’э]рапевт, бак[т’э]рия, сви[тэ]р

[тэ]рмин, [тэ]рапевт, бак[т’э]рия, сви[тэ]р

[т’э]рмин, [т’э]рапевт, бак[тэ]рия, сви[тэ]р

[т’э]рмин, [т’э]рапевт, бак[т’э]рия, сви[т’э]р

VII . В каком ряду верно указано произношение всех данных слов: бутерброд, тезис, претензия, брюнет?

бу[тэ]рброд, [тэ]зис, пре[т’э]нзия, брю[н’э]т

бу[тэ]рброд, [тэ]зис, пре[тэ]нзия, брю[н’э]т

бу[тэ]рброд, [тэ]зис, пре[тэ]нзия, брю[нэ]т

бу[т’э]рброд, [т’э]зис, пре[т’э]нзия, брю[н’э]т

VIII . В каком ряду верно указано произношение всех данных слов: гренадер, законнорожденный, шерстка, многоженец?

грена[д’э]р, законнорож[д’о]нный, [ш’о]рстка, много[ж’э]нец

грена[д’э]р, законнорож[д’э]нный, [ш’о]рстка, много[ж’э]нец

грена[д’о]р, законнорож[д’э]нный, [ш’о]рстка, много[ж’о]нец

грена[д’о]р, законнорож[д’э]нный, [ш’э]рстка, много[ж’о]нец

IX . В каком ряду верно указано произношение всех данных слов: опека, сорокаведерный, никчемный, олноименный ?

о[п’э]ка, сорокаве[д’о]рный, ник[ч’о]мный, однои[м’о]нный

о[п’о]ка, сорокаве[д’э]рный, ник[ч’о]мный, однои[м’о]нный

о[п’о]ка, сорокаве[д’э]рный, ник[ч’о]мный, однои[м’э]нный

о[п’э]ка, сорокаве[д’э]рный, ник[ч’о]мный, однои[м’о]нный

X . Согласный перед [э] звучит мягко во всех словах ряда…

1) диспансер, пюре, пионер

2) дискотека, термин, шинель

3) тоннель, Одесса, термос

4) тема, ателье, портфель

Проверочный тест № 2

«Акцентологические нормы»

I . В какой строчке все слова написаны с правильно поставленным ударением?

авансИрование, тортЫ, срЕдства, тОтчас

зУбчатый, руднИк, соболезновАние, сОмкнутый

красИвее, свЁкла, макаронные рожкИ, кУхонный

звОните, танцовщИца, углубИть, факсИмиле.

II . Ударение падает на последний слог во всех словах ряда…

феномен, ходатайствовать, инструмент

включить, каталог, предложить

обеспечение, торты, приговор

менеджмент, свекла, созыв

III . В какой строчке все слова написаны с правильно поставленным ударением?

запломбИрованный, упрОчение, водопрОвод, танцОвщица

руднИк, кровоточИть, берЁста, буксировАть

законнорождЁнный, еретИк, гренкИ, гЕрбовый

нормировАние, щЕпоть, афИняне, тайная вЕчеря

IV. В какой строчке все слова написаны с правильно поставленным ударением?

освЕдомить, меновАя, татуИровать, включИт

пригубИть, цЕховой, упрочЕние, срЕдства

слИвовый, баловАться, асбЕст, Издревле

убЫстрить, ходатАйство, цемЕнт, укрАинский

V . В какой строчке все слова написаны с правильно поставленным ударением?

щАвель, рассредотОчение, шАрфы, облегчИть

флюорогрАфия, авгстОвский, втридЁшева, пулОвер

каталОг, динамОметр, жалюзИ, добЫча

закупОрить,умЕрший, бензопрОвод, мАстерски

VI . В какой строчке все слова написаны с правильно поставленным ударением?

асиммЕтрия, тУфля, рАкушка, скрещЁнный

щЕгольски, дОгмат, завсегдатАй, лассО

афЕра, сцеплЁнный, танцовщИк, ржАвление

завИдно, избаловАть, Иконопись, исповЕдание

VII . Ударение падает на последний слог во всех словах ряда…

маркетинг, красивее, эксперт

кухонный, валовой, агент

алфавит, облегчить, нефтепровод

уставный, средства, жалюзи

VIII . В какой строчке все слова написаны с правильно поставленным ударением?

мытАрства, плесневЕть, пАсквиль, Эксперт

квАшение, коклЮш, лубОчный, маркЁр

АвансировАние бАловаться, арАхис, асбЕст

балОванный, апОстроф, безУдержный, бантЫ

IX . Ударение падает на второй слог во всех словах ряда…

пломбированный, премированный, умерший

украинец, убыстрить, избаловать,

иконопись, приняла углубить

зубчатый, уведомить, пригублю

X . Ударение падает на первый слог во всех словах ряда…

баловать, фланговый, по средам (дни недели)

столяр, совестливый, отраслей,

по средам (окружение, обстановка), втридорога, генезис

жемчуг, жерло, ведомостей

Видео:ЕГЭ по русскому языку. Задание 7. Морфологические нормы. Часть 1Скачать

ЕГЭ по русскому языку. Задание 7. Морфологические нормы. Часть 1

РАЗДЕЛ 3. Лексика и фразеология.

Проверочный тест № 1

«Лексические нормы»

I . В каком предложении необходимо вставить глагол «одеть»?

Было ветрено, все экскурсанты … плащи и куртки.

Дедушка взял газету и … очки.

В этот раз Игорь … на себя маску раскаявшегося.

II . Синонимом к словосочетанию « игра не стоит свеч» является фразеологизм…

хоть караул кричи

ни слуху ни духу

III . * Синонимами к словосочетанию «в осхвалять кого-либо» являются фразеологизмы…

петь с чужого голоса

IV . *Лексическая сочетаемость слов нарушена в выражениях.

экспонаты выставки демонстрируются

крайне положительные результаты

правильность мрачных прогнозов

добиться улучшения успеваемости

V . *Нормы сочетаемости слов нарушены в выражениях.

занимать значительную роль

уверенность в победе

трудиться не покладая рук

улучшить уровень обслуживания

VI . Речевая ошибка допущена в предложении…

Русский язык предоставляет писателям неограниченные возможности для словотворчества

Этот подход практикуется во многих работах по практической стилистике.

Автор не согласился с оценкой своего романа критиками.

Художественная речь Толстого отражает сложный, глубинный анализ изображаемой жизни.

VII . *Укажите, в каких случаях паронимы нестерпимый – нетерпимый употреблены правильно.

Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит над лугом.

Когда доходит до серьезного дела, Вася становится жестким, требовательным, нестерпимым .

Конференция по Кара-Бутазу напоминала заседание штаба, готовящего поход на пустыню, объявившего непримиримую войну грубым и нетерпимым ошибкам природы.

Он занимался лишь тем, что по нескольку раз за день начищал до нестерпимого блеска свои сапоги.

VIII . Укажите, в каком случае нарушение лексической сочетаемости является ошибкой:

Основоположник какого-либо течения, движения.

Тот, кто является автором какого-либо положительного начинания.

Тот, кто начинает что-либо неблаговидное.

X . В предложении « Как и следовало ожидать, все выяснилось на следующий день » лексическая ошибка классифицируется как …

Употребление слова в несвойственном ему значении

РАЗДЕЛ 5. Части речи

Проверочный тест № 1

«Морфологические нормы имени существительного»

I . Отметьте предложение, в котором нет ошибки в согласовании с существительным.

а) Аналитик Вартынова дал комментарий сложившейся ситуации.

б) Наша директор Анна Ивановна воплотила в жизнь свой бизнес — проект.

в) Арендатор Иванова не заплатила по счетам.

г) Молодая менеджер Марьянова взяла декретный отпуск.

II . В каком ряду все фамилии несклоняемые?

а) Перец, Горло, Сладких, Легенко, Петров

б) Верди, Шевчук, Масканьи, Бюль-Бюль оглы

в) Скотт, Славутская, Руставелли, Смит

III . Нарушение морфологической нормы при согласовании имени собственного допущено в предложении…

Студенту Прокоповичу объявлен выговор

Удивительно проникновенны стихи Гарсия.

Генрих и Томас Манн пронесли через всю жизнь любовь к Родине.

Сказки Ханса Кристиана Андерсена любимы детьми всего мира.

IV . В литературном языке в родительном падеже множественного числа окончание –ОВ имеет существительное.

V . Укажите неверный вариант записи (в скобках даны фамилии в Им.п.). Диск для…

Светланы Горбан (Горбан)

Михаила Лушниченко (Лушниченко)

Александра Корсак (Корсак)

VI . Нарушение морфологической нормы при согласовании имени собственного допущено в предложении…

Выступление Ким Ир Сена продолжалось в течение 30 минут.

Девушка с волнением читала романы Золи.

Музыка Верди завораживает слушателей.

Песни Лебедева-Кумача по-прежнему популярны.

VII . Нарушение морфологической нормы допущено в словосочетании…

VIII . Укажите неверный вариант записи:
(в скобках даны фамилии в Им.п.) Заявление подано от…

Константина Живаго (Живаго)

Олега Мицкевич (Мицкевич)

Натальи Седых (Седых)

Антонины Венда (Венда)

IX . Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении: Самыми крупными среди попугаев, благодаря своим длинным, зубчатым хвостам, считаются 15 видов попугаев ара .

X . Имеет нулевое окончание в форме родительного падежа множественного числа слово…

Проверочный тест № 2

«Морфологические нормы имени прилагательного»

I . Укажите слово, которое не является формой превосходной степени:

II . Укажите прилагательное, которое образует степени сравнения:

III . Укажите правильную форму:

IV . Укажите слово, которое не является формой превосходной степени:

V . Укажите прилагательное, которое образует степени сравнения:

VI . Укажите правильную форму:

VII . Укажите вариант, в котором нет ошибки

c амый столичный

VIII . Укажите ошибку:

IX . Укажите предложение без ошибки.

Краски, благодаря солнцу, выглядят еще более отчетливо.

Шекспира следует изучать в школе более глубже.

Зощенко обратил внимание на недостатки в обществе более раньше, чем другие.

В последнее время я стал читать книги более внимательнее.

X . Укажите предложение без ошибки.

В последнее время более лучше обстоят дела с дисциплиной.

Это собрание прошло более организованнее, чем предыдущее.

Завод имеет в этом году более высокие показатели, чем в прошлом.

Наша цель – показать самые хорошие выступления фигуристов.

Проверочный тест № 3

«Морфологические нормы имени числительного»

I . Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки.

1. Двухсот пятый сезон открывает Большой театр.

2. В играх двадцать второй Олимпиады приняли участие спортсмены восемьдесят одной страны.

3. Небольшой старинный город с четырьмя тысячами шестьюстами семьюдесятью пятью жителями, расположенный на живописной реке, привлекает много туристов.

4. В одном из городов Китая состоялось шествие по случаю семьсот пятидесяти третьей годовщины смерти Чингизхана.

II . Условия согласования собирательного числительного с существительным нарушены в словосочетании …

Трое молодых людей

III . Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

Обеих женщин на заводе уважают.

По обеим сторонам реки росли кустарники.

Мы, как всегда, обоими руками за ваше пред ложение.

Нашему корреспонденту удалось встретиться с обоими братьями-близнецами.

IV . Условия согласования собирательного числительного с существительным нарушены в словосочетании …

V . Укажите словосочетание, в котором нет грамматической ошибки.

к восьмистам тридцати четырем рублям прибавить …

похищено 47, 3 тысячи рублей

получено 49, 5 литра молока

не хватает полтора литра воды

VI . Укажите правильный вариант написания количественного числительного 143 в предложном падеже.

о стах сороках трех

о ста сорока трех

о ста сороках трех

о стах сорока трех

VII . Укажите правильную падежную форму имени числительного в предложении: Первую в России массовую школу плавания открыли в 1834 году.

тысяча восемьсот тридцать четвёртом

тысячу восемьсот тридцать четвёртом

тысяча восемьсот тридцать четыре

тысяча восьмисот тридцать четвёртом

VIII . Ошибка в употреблении числительного допущена в предложении…

Город находится в полтораста километрах отсюда.

Расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга равняется примерно шестистам пятидесяти километрам.

В пользу проекта высказались два профессора.

По обеим сторонам дороги растут высокие липы.

IX . Укажите предложение с грамматической ошибкой.

Знаменитый немецкий вычислитель Рюкле выучил наизусть число, состоявшее из пятисот четырех цифр, в течение тридцати пяти минут.

Свыше ста семидесяти народностей и двухсот шестидесяти миллионов человек, говорящих на семидесяти языках, населяют этот край.

Главная бухгалтерия обслуживает тринадцать детских садов и двадцать две ясли.

Такая оплата труда разрешается при условии, что общая сумма не превышает трехсот тысяч рублей.

X . Нет ошибки в употреблении числительного в предложении…

В митинге участвовало более 4,5 тысячи горожан.

К 1 апрелю Мальцев выполнил эскиз.

Желающим получить путевки для детей следует внести по ста сорока пяти тысяч рублей.

0н чувствовал себя уверенно с четырьмястами рублями, полученными от отца на мелкие расходы

Проверочный тест № 4

«Морфологические нормы глаголов, причастий и деепричастий»

I . Укажите глагол, у которого отсутствует форма первого лица ед. числа:

II . Укажите правильную форму глагола:

III . Укажите ошибку в образовании причастия

IV . Укажите глагол, у которого отсутствует форма первого лица единственного числа:

V . Укажите неправильную форму глагола:

V . Укажите неправильную форму

VI . Найдите предложение с ошибкой в образовании причастия.

Бойцы, сражающиеся на улицах города, держались до последнего.

Мы увидели гнездо чайки, разорившееся хищником.

Видневшиеся вдалеке дома казались маленькими.

Перед нами березка, колеблемая ветром.

VII . Правильно образовано причастие в предложении…

Ученик, прочитающий книгу, передал ее содержание.

Ученики, интересующиеся этим вопросом, найдут ответ в справочнике.

Скала, омывающая волнами, чернела на горизонте.

А вот и купола собора, сверкавшие в лучах солнца.

VIII . Нет грамматической ошибки в предложении…

В законе отсутствуют механизмы, обеспечивающие бы его исполнение.

Я вообще соскучилась.

В команду включат спортсменов, сумеющих победить.

Запрещен митинг, вызвавший бы беспорядки.

IX . Нет грамматической ошибки в предложении…

Покойный писатель выступает с заявлением протеста против фальсификации.

После окончания школы Ковалев поступает работать на завод, где за короткое время приобрел квалификацию токаря.

Магнитогорский металлургический комбинат ежегодно заносился на Доску почета.

Анна Федоровна организует экскурсию в библиотеку, знакомит ребят с ее фондами и персоналом.

X . Нет грамматической ошибки в предложении…

Теперь наш участок занялся жильем.

Я победю все трудности.

Циклон грозился наводнением.

Лучше всего он чувствовал себя в кругу учеников, которым бескорыстно помогал.

РАЗДЕЛ 6. Синтаксис

Проверочный тест № 1

«Синтаксические нормы»

I . Какой из вариантов управления при глаголах является неправильным ?

ознакомиться (с чем?)

удивляться (кому? чему?)

выдумывать (кому? чему?)

II . Укажите предложение с ошибкой в употреблении деепричастного оборота.

Мы сдружились, готовясь к походу.

Книги Донцовой я могу читать, открыв на любой странице.

Студенты, выполняя задание, обращались к справочной литературе.

Спускаясь из окна в светлую ночь, его могут увидеть часовые.

III . Укажите предложение с грамматической ошибкой.

Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписанию.

Вопреки утвержденным правилам пунктуации, журналисты часто употребляют тире вместо двоеточия.

По приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых.

По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет.

IV . Укажите предложение без грамматической ошибки.

Продаю шкуру медведя, певчих птиц.

Необходимо обратить внимание не только на знания стажеров, но и их практические навыки.

В новом помещении цирка можно будет проводить не только цирковые представления, но и устраивать большие концерты.

За короткий срок в городе построены не только школа, больница, но и драматический театр и библиотека.

V . Выберите предложение без грамматической ошибки.

Четыре только что выстроенные восьмиэтажные дома уже заселены.

Две недавно отремонтированных комнаты сдаются внаем.

Ни та, ни другая команда не забила гола.

Сначала слышался веселые говор и хохот, а потом все стихло.

VI . Определите, в каком предложении нет ошибки в употреблении деепричастного оборота.

Учитывая важность укрепления связей между нашими предприятиями, просим изучить возможность совместного участия в выставке «Деловая Москва».

Учитывая важность укрепления связей между нашими предприятиями, рекомендации приняты к сведению.

Учитывая важность укрепления связей между нашими предприятиями, заключен договор о совместном выпуске продукции.

Учитывая важность укрепления связей между нашими предприятиями, создана совместная финансовая компания, осуществляющая расчетно-кассовое обслуживание клиента.

VII . Ошибка в употреблении деепричастного оборота допущена в предложении…

Стоя на набережной Невы, мы не раз вглядываясь в эту действительно прекрасную панораму.

Читая Гоголя, мне запомнился отрывок про птицу-тройку.

Кое-где на берегу уже лежал снег, резко оттеняя темную, тяжелую речную струю.

Я шел не торопясь, отлично зная, что пароход, по обыкновению, подойдет с опозданием.

VIII . Укажите предложение, в котором нет ошибки в употреблении деепричастного оборота

Прочитав этот афоризм, возникает вопрос.

Прочитав «Слово о полку Игореве», наше государство невольно представляется русским княжеством.

Добежав до дороги, веревка кончилась, и корова остановилась.

Петя развеселился, услышав о разведке.

IX . Грамматическая ошибка допущена в предложении…

Лаборанту был предоставлен отпуск для сдачи экзаменов.

Юбиляр был награждён почётной грамотой.

Участники игры составили и обменялись шутливыми посланиями.

Туристы поражались высоте небоскреба.

X . Верный вариант управления приведён в выражении…

нас убеждали о том, что.

нам внушают о том, что.

сообщалось о том, что.

доказательство о том, что.

Проверочный тест № 2

«Выразительные средства языка»

Текст « Деятельность университета закипела в умах Петербурга » построен на использовании…

Слов в прямом значении

Во фрагменте текста « При мне Толька тоже приезжал. На мотоцикле » используется такое средство выразительности, как…

Текст «Я царь, я раб, я червь, я Бог» построен на использовании…

Текст «Спит черемуха в белой накидке» построен на использовании…

Текст «Люблю я пышно природы увяданье» построен на использовании…

Назовите средство выразительности, используемое во фрагменте текста:

О, милый мой! Не утаю,

Что я тебя люблю,

Люблю, как вольную струю,

Люблю, как жизнь мою .

Определите средство выразительности во фрагменте текста:

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно

Назовите средство выразительности, используемое во фрагменте текста:

Но не хочу я верить в то,

Что смерть придёт ко мне.

Что не увижу никогда

Я снега в январе.

Назовите средство выразительности, используемое во фрагменте текста:

Но мне ли, мне, любимцу государя.

Но смерть. но власть. но бедствия народа.

Выберите правильное определение.

Фигуры речи — это противоположные по значению слова.

Фигуры речи — это близкие по значению слова.

Фигуры речи — это особые синтаксические построения, отступающие от естественной нормы и служащие для придания выразительности речи.

Фигуры речи — обороты речи, которые основываются на употреблении слов в переносном значении.

РАЗДЕЛ 7. Нормы русского правописания

Проверочный тест № 1

«Орфографические нормы»

I . Укажите, в каком ряду все слова пишутся с НЕ слитно.

1. (не) взрачный, (не) рад встрече, трава (не) скошена

2. (не) считая, (не) солоно хлебавши, (не) вежа

3. (не) вменяемый; (не) глубокий, но холодный; (не) взлюбить

4. (не) достает терпения, (не) хватает, (не) настье

II . Определите, в каком ряду все слова пишутся с НЕ слитно.

1. (не) достает до дна, (не) настье; (не) мелкий, а глубокий; оттенок (не) серый

2. (не) разрешимый, (не) взирая на потери, (не) когда поговорить, (не) погода

3. читать (не) интересно, но необходимо; (не) благодарность, (не) на что купить, (не) возмутимый

4. (не) считая, (не) устрашимый боец, уроки (не) сокращены, (не) писал

III . *НЕ пишется раздельно в предложениях.

(Н..)подалеку от станции размещалось отделение связи.

Встречаться с Анатолием было (н..)для чего.

Ни с чем (н..)сравнимый аромат кофе «Гранд»!

Не было (н..)малейшей возможности избежать аварии.

IV . *НИ пишется в предложениях…

Как н… в чем не бывало появился Олег.

Какой бы переворот н… совершался в обществе, он происходит также в умах людей

До двух часов, пока н… перегрузили весь товар, люди работали

Н… человек, н… животное. Н… насекомое – ничто уже больше не борется с истомой на этом берегу Волги.

V . * НЕ пишется слитно в предложениях…

(Н…)сколько месяцев в году мы проводили в Крыму.

Совершать подобный поступок вовсе (н…)обязательно.

(Н…)взирая на грозу путешественники продолжили свой маршрут по Енисею.

(Н…)справа, (н…)слева никого не было видно.

1. (Н…) раз выходил он победителем из боя.

2 . За снежным туманом не видно (н…) поля, (н…) телеграфных столбов.

3. Кто (н…) смотрел этот фильм, должен его посмотреть.

4. И вдруг я понял, что в лесу (н…) кто другой, как дятел стучал.

VII . *НЕ пишется раздельно…

1. (не) внимательный ученик

2. преступление (не) раскрыто

3. отнюдь (не) праздный вопрос

4. (не) глядя по сторонам

1. (Н…) кто иной не поможет в беде, кроме друга.

2. Что бы нам (н…) зайти к нему?

3. Мне (н…) разу не случалось сбиться с дороги.

4. За что (н…) возьмется, уж конца добьется.

IX . *НЕ пишется раздельно…

1. сделал (не) брежно

2. горевал о (не) удаче

3. никогда (не) разлучающиеся

4. отнюдь (не) бедный

1. Каждый человек (н…) раз вспоминает тот день, когда он впервые переступил порог школы.

2. Не верьте словам (н…) своим, (н…) чужим, верьте только делам и своим, и чужим.

3. (Н…) кто иной, как Попов, изобрел радио.

4. Куда бы малина (н…) заманила, а родное село назад привело.

Проверочный тест № 2

«Пунктуационные нормы»

I . Отметьте номер предложения, где слова, набранные курсивом, не выделяются или не отделяются запятыми.

Найденов к изумлению Нагульнова в одну секунду смахнул с плеча кожанку, присел к столу.

Случается нередко нам и труд и мудрость видеть там, где стоит только догадаться, за дело просто взяться.

Напуганный дурными предзнаменованиями наш проводник, отказавшись вести нас, повернулся и быстро пошел обратно.

Не прав твой о небо святой приговор.

II . Двоеточие на месте пропуска необходимо поставить в предложениях

Теперь Олег слышал почти все _____ и ржание покалеченных лошадей у коновязи. И взрывы, и рев пожаров, и далекую стрельбу.

На стол тут же поставили ______ бутылку легкого белого вина, апельсины, орехи и виноград.

Мало снегу _____ год голодный, вдоволь снегу _____ сытый год.

Прокофьев сообщил мне последнюю новость _____ в столовую привезли ключевую воду.

III . *Тире на месте пропусков ставится в предложениях …

1. На постаменте колонны слова Ленина о Владивостоке. Рядом ____ бронзовая фигура матроса, а на верху колонны ____ легкий, из кованого черного чугуна силуэт военного транспорта «Маньчжур».

2. Одна из характерных черт С.И. Ожегова-исследователя ____ трудолюбие и скрупулезная тщательность в собирании и обработке научных фактов.

3. На полянах доцветала белая гвоздика _____ сухая и растрепанная, и ползли из-под земли, похожей на золу, грибы-крепыши.

4. К нему привлекали его научные качества _____ оригинальность и самостоятельность мысли, склонность к обобщениям, четкость формулировок.

IV . Отметьте предложение, где слова, набранные курсивом, выделяются или отделяются запятыми.

1. Ко мне вошел молодой офицер с лицом смуглым и отменно некрасивым .

2. Не зная прошлого невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.

3. В семье брата она чувствовала себя как за каменной стеной .

4. И днем и ночью кот ученый всё ходит по цепи кругом.

V . Укажите предложение, в котором все знаки препинания расставлены верно.

Все явления природы: солнечное тепло, ветер, дождь можно назвать геологическими деятелями.

Он прошел в горячих точках огонь, и воду.

Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой.

У Сибири есть много особенностей, как в природе, так и в людских нравах.

VI . Слова, набранные курсивом, не выделяются или не отделяются запятыми в предложении…

В окно весело играя заглядывал солнечный луч.

Кого можно найти несчастнее нас бедных беженцев ?

У околицы горит распахнутое в звёзды окошко.

Захар любил Обломовку как кошка свой чердак .

VII . Укажите номер предложения, в котором допущена пунктуационная ошибка.

Я вышел на поляну, освещенную солнцем, и местами залитую водой, и пошел дальше.

Город задыхался от неслыханно буйно цвету щей акации.

Сторож, красный от выпитого вина, прегра дил нам путь.

Подавленный тоской, подгоняемый ветром, я бессильно брел по улицам.

VIII . *Тире на месте пропуска ставится в предложениях.

Долг наш ___ защищать матерей, отцов, жен, детей и Родину.

Счастье ____ по-прежнему недостижимая мечта.

Ни в воде, ни на берегу, ни в беседке ___ никого не было видно и слышно.

«Значит, пятью пять ____ двадцать пять?» – спросил маленький сын с недоверием.

IX . Отметьте предложение, в котором слова, набранные курсивом, выделяются или отделяются запятыми.

1. Вдоль берега хребтом поднимаются белые груды нагроможденного на отмелях льда.

2. Среди сосен как по щучьему веленью появилась избушка лесника.

3. В лесу тихо, и это казалось странным.

4. Пораженный этой картиной я благодарил прекрасную русскую природу за радость, подаренную мне.

X . В каком предложении не ставится тире?

1) Африка удивительный континент.

2) Память одно из важнейших свойств бытия.

3) Акварельные краски это самый простой материал для начинающего художника.

4) Краткость есть первое условие художественности.

РАЗДЕЛ 8. Текст. Стили речи

Проверочный тест № 1

« Функциональные стили речи»

Определите, к какому стилю принадлежат приведенные ниже тексты:

О целесообразности внедрения в лесокультурное производство ягодников свидетельствует передовой опыт алтайских лесоводов по созданию государственных лесных полос в сухой Кулундинской степи с участием этих ягодников в опушечных рядах. Во всяком случае, местное население с большой благодарностью оценивает такое мероприятие, ежегодно до последней ягодки собирая обильный урожай смородины, золотистой облепихи, не повреждая кустарников.

Разговорная речь широко использует просодические средства для выделения различных по степени важности элементов высказывания. Наиболее динамически выделенными во фразе являются слова, принимающие на себя синтагматическое ударение, они, как правило, являются смысловым центром высказывания, коммуникативным ядром.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли определенными учредительными документами.

Для передачи, приема и записи оперативной информации используется телефонограмма – официальное сообщение, переданное по телефону. Если разговор по телефону – это диалог, то телефонограмма – это письменная фиксация монолога по телефону, регламентированного во времени. Обязательными для телефонограммы являются: наименование учреждений адресанта и адресата; реквизит «от кого» и «кому» с указанием должности; время передачи и приема телефонограммы; должности и фамилии передавшего и принявшего телефонограмму; номера телефонов; текст и подпись.

Мы сидели у Дарьи, самой старой из старух. Лет своих в точности никто из них не знал, потому что точность эта осталась при крещении в церковных записях, которые потом куда-то увезли, – концов не найдешь. О возрасте своем старухи говорили так:

– Я уж Ваську на загорбке таскала, когда ты на свет родилась. Я уж в памяти находилась, помню.

Буду говорить о состоянии культуры в нашей стране и главным образом о гуманитарной, человеческой ее части. Без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы, не выполняются указы, не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты «строек века» и так далее. Должна быть долгосрочная программа развития культуры в нашей стране.

На реке было прохладно и тихо. За лугами, в синеющей роще, куковала кукушка. У берега зашуршали камыши, и из них медленно выплыла лодка. Седенький старичок в очках и поломанной соломенной шляпе сидел в ней, рассматривая удочку. Он поднял ее и соображал что-то, лодка остановилась и вместе с ним, с его белой рубашкой и шляпой, отразилась в воде.

2002-й год показал: прикладным наукам пора объединиться в противостоянии не только терроризму, но и природным стихиям. Всемирная метеорологическая организация призналась, что предсказывать катаклизмы не в ее силах. Если раньше аномальные погодные явления случались только в Африке и Австралии, то теперь никакой континент от них не застрахован.

Разработать теорию единого поля, то есть доказать математически, что нет отдельного магнитного поля, электрического и даже биополя, а все это проявления Единого энергетического поля Вселенной, было любимой и неосуществленной мечтой Эйнштейна. Мечтал, но не успел…

В ответ на Ваш запрос о дивидендах по акциям предприятия «Форум» и по акциям инвестиционного фонда сообщаем следующее. В 1999 году значительные инвестиции (более 300 млн. руб.) были направлены на модернизацию предприятия, на приобретение нового оборудования и технологий «ноу-хау». В связи с этим в 2000 году выплата дивидендов акционерам будет временно приостановлена, так как вся прибыль предприятия «Форум» пойдет на развитие производства.

От земледельческих работ освобождала крестьян осень, награждая за труды временным отдыхом. Щедрая, богатая, она украшала землю золотым нарядом. Наступала пора веселых свадеб. Чтобы проверить сметливость, наблюдательность, ум жениха и невесты, очень часто прибегали к излюбленному в народе приему – загадыванию загадок.

Громадная мощность импульсных лазеров позволяет проводить лазерную локацию Луны. Это помогает определять фундаментальные параметры системы «Земля – Луна» и на этой основе решать многие проблемы геодинамики, геодезии, астрономии.

Самая большая ценность народа – его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека протекает через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

Настоящая расписка дана библиотеке школы № 12 в том, что мною, старостой 10 класса Петровой Еленой, получено для класса 20 (двадцать) экземпляров книг И. А. Бунина «Темные аллеи» сроком на 10 дней.

15.04.2003. Е. Петрова

Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды – молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром.

Проверочный тест № 2

«Функциональные стили современного русского языка»

Знаком * отмечены задания с несколькими вариантами ответа.

I . Функциональный стиль – это …

стилистически отмеченные слова, словосочетания и предложения.

словесное изображение какого-либо явления действительности.

исторически сложившийся тип функционирования языка, реализующийся в той или иной социально значимой сфере общения.

тип речи, обладающий специфическими чертами композиционной организации и бытующий только в письменной форме.

II . *В разговорном стиле могут использоваться следующие синонимические ряды слов…

Вниз – книзу – долу

Мир – вселенная – мироздание

Руководитель – гегемон – глава

Вскипеть – вспыхнуть – взорваться

III . *В разговорном стиле употребляются конструкции …

Он в Маяковском играет

В современных условиях нам необходима система ПРО.

Каждый функциональный стиль реализуется в определенных речевых жанрах.

Ивана Петровича сняли.

IV . Текст «Так Лужин вернулся обратно из долгого путешествия, растеряв по дороге большую часто багажа, и лень было восстанавливать пропажу. Эти первые дни выздоровления были тихи и плавны; женщины в белом вкусно кормили его; приходил обворожительный бородач, и говорил приятные вещи, и смотрел агатовым взглядом, который теплом разливался по телу» принадлежит …

V . Для текстов научного стиля не характерно(-а) .

логическая последовательность изложения

широкое использование лексики и фразеологии других стилей

преимущественное употребление существительных вместо глаголов

VI . Для текстов научного стиля не характерны :
А) насыщенность терминами, которая составляет 15-20% всей лексики текста;
Б) использование речевых штампов, клише;
В) научная фразеология;
Г) преобладание абстрактной лексики;
Д) употребление формы единственного числа в значении множественного числа;
Е) использование изобразительно-выразительных средств;
Ж) преимущественное употребление существительных вместо глаголов;
З) наличие сложных предложений.

VII . К основным стилевым признакам официально-делового стиля не относится .

VIII . Определите стиль.
При дорожно-транспортном происшествии водители, причастные к нему, должны:
немедленно остановиться и оставаться на месте происшествия, включить аварийную световую сигнализацию или выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь) в соответствии с требованиями пункта 8.11 настоящих Правил;
не перемещать транспортное средство и предметы, имеющие отношение к происшествию;
принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь»;
сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия работников милиции.

IX . Укажите, что характерно для публицистического стиля.

сочетание экспрессии и стандарта при передаче информации о текущих событиях

отсутствие экспрессивной окрашенности и художественной выразительности

немотивированное использование терминов

тесная связь с невербальными средствами общения, неполнота выражения (эллиптичность)

X . В официально-деловых текстах обычно употребляются слова:

амплитуда, локальный, следовать

доложить, ответчик, взыскание

климат, хроника, журнал

эскалация, форум, почин

Проверочный тест № 2

(1) Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, провоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту.(2) Еще это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты.

(3) То тут, то там – то на чердаке, то в маленьком зале, то в застекленной прихожей – кто-то трогал струну.(4) Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал ее.(5) Он напрягал память и вздыхал: как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть!(6) Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а все написанное – только небогатая дань своему народу, друзьям, любимому поэту Александру Сергеевичу Пушкину.

(7) Но еще ни разу ему не удалось передать тот легкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек в чаще, от самых простых явлений окружающей жизни.(8) Нет, очевидно, это ему не дано.

(9) Он никогда не ждал вдохновения.

(10) Он работал, работал, как поденщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе.

(11) Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги – в их колеях, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, – этот воздух и всегда немного печальные русские закаты.

(12) Он не променяет эти туманные зори ни на какие великолепные позлащенные закаты Италии.

(13) Он без остатка отдал свое сердце России – ее лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням.

(14) Но с каждым днем его все больше мучает невозможность выразить всю поэзию своей страны.(15) Он должен добиться этого.

(16) Нужно только не щадить себя. (К. Г. Паустовский. Скрипучие половицы)

Задания к тексту 1

1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?

1. Чайковский – один из величайших русских композиторов.

2. Чайковский никогда не ждал вдохновения.

3. Только в упорной работе рождается вдохновение.

4. Чайковский мечтал воплотить в музыке красоту и богатство России.

2. К какому стилю речи относится текст?

3. Какое из перечисленных языковых средств не используется в этом тексте?

1) вводные слова

2) риторический вопрос

4. В каком значении употреблено слово «музыка» в предложении 1?Значения приводятся по Толковому словарю С.И. Ожегова.

1. Искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками, а также сами произведения этого искусства.

2. Классическая музыка.

3. Мелодия какого-нибудь звучания. Музыка голоса.

4. Какое-нибудь дело, занятие, течение каких-нибудь дел, занятий. Испортил нам всю музыку.

5. Какую цель стремился достигнуть композитор?

1) проиграть «ночное треньканье деревянного дома»

2) передать восторг, возникающий от «простых явлений окружающей жизни»

3) выразить с помощью музыки «всю поэзию своей страны»

6. Какое из перечисленных средств выразительности используется в предложении 12?

7. С помощью каких языковых средств связаны 9 и 10 предложения?

1) указательное местоимение

2) лексический повтор

8. В предложении 2 использованы:

9. В предложении 1 используются тропы:

10. В предложении 10 использованы тропы:

(1) Через час в одном из арбатских переулков, в подвале маленького домика, в первой комнате, где все было так же, как было до страшной осенней ночи прошлого года, за столом, накрытым бархатной скатертью, под лампой с абажуром, возле которого стояла вазочка с ландышами, сидела Маргарита и тихо плакала от пережитого потрясения и счастья.

(2) Перед ней лежала исковерканная огнем тетрадь и возвышалась стопка нетронутых тетрадей.

(4) В соседней маленькой комнате спал мастер, и его ровное дыхание было беззвучно.

(5) Наплакавшись, Маргарита взялась за не тронутую огнем тетрадь и поняла: именно ее она перечитывала перед свиданием с Азазелло под Кремлевской стеной.

(6) Не пытаясь уснуть, Маргарита рассматривала рукопись, гладила ее, как гладят любимую кошку, и, поворачивая тетрадь в руках, оглядывала со всех сторон, то останавливаясь на титульном листе, то открывая конец.

(7) На нее накатила вдруг ужасная мысль, что все это колдовство, что тетради исчезнут из глаз и что, если она, проснувшись, сейчас окажется в особняке в своей спальне, ей придется идти топиться.

(8) Но эта страшная мысль как отзвук долгих страданий, переживаемых ею, был последним.

(9) Ничто не исчезло. Воланд был действительно всесилен.

(10) Маргарита могла сколько угодно, хотя бы до самого рассвета, шелестеть листами тетрадей, разглядывать их, и целовать, перечитывать.

(М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита.)

Задания к тексту 2

1. Какое слово можно поставить вместо двоеточия в предложении 5?

2. Каковы отношения между предложениями 9 и 10?

3) целого – части

3. В предложении 9 пропущено слово

4. Какое слово (слова) является синонимом к слову страшный в предложении 1?

5. Какое средство (средства) выразительности речи использовано в предложении 3?

6. Какое средство (средства) выразительности речи использовано в предложении 7?

7. Закончите предложение.

8. Слово «отзвук» из предложения 8 и слово звук являются:

4) однокоренными словами

Задание № 1. Язык – это явление .

Старушки любят сплетничать.
Подберите к выделенному слову подходящий по смыслу фразеологизм.

Видео:Лексические нормы литературного языкаСкачать

Лексические нормы литературного языка

Проверочный тест № 20. «Морфологические нормы имени существительного»

I. Отметьте предложение, в котором нет ошибки в согласовании с существительным.

  1. Аналитик Вартынова дал комментарий сложившейся ситуации.
  2. Наша директор Анна Ивановна воплотила в жизнь свой бизнес-проект.
  3. Арендатор Иванова не заплатила по счетам.
  4. Молодая менеджер Марьянова взяла декретный отпуск.

II. В каком ряду все фамилии несклоняемые?

  1. Перец, Сладких, Петров.
  2. Верди, Масканьи, Бюль-Бюль оглы.
  3. Вальтер Скотт, Славутская, Руставелли.
  4. Джон Смит, Легенко, Горло.

III. Нарушение морфологической нормы при согласовании имени собственного допущено в предложении:

  1. Студенту Прокоповичу объявлен выговор.
  2. Удивительно проникновенны стихи Гарсия.
  3. Генрих и Томас Манн пронесли через всю жизнь любовь к Родине.
  4. Сказки Ханса Кристиана Андерсена любимы детьми всего мира.

IV. В литературном языке в родительном падеже множественного числа окончание –ОВ имеет существительное.

  1. Чулки.
  2. Сапоги.
  3. Валенки.
  4. Носки.

V.Укажите неверный вариант записи (в скобках даны фамилии в Им.п.). Диск для…

  1. Светланы Горбан (Горбан).
  2. Михаила Лушниченко (Лушниченко).
  3. Александра Корсак (Корсак).
  4. Инны Греф (Греф).

VI.Нарушение морфологической нормы при согласовании имени собственного допущено в предложении:

  1. Выступление Ким Ир Сена продолжалось в течение 30 минут.
  2. Девушка с волнением читала романы Золи.
  3. Музыка Верди завораживает слушателей.
  4. Песни Лебедева-Кумача по-прежнему популярны.

VII.Нарушение морфологической нормы допущено в словосочетании:

  1. Старая мозоль.
  2. Золотая салями.
  3. Солнечное Сухуми.
  4. Целебное алое.

VIII.Укажите неверный вариант записи (в скобках даны фамилии в Им.п.). Заявление подано от…

  1. Константина Живаго (Живаго).
  2. Олега Мицкевич (Мицкевич).
  3. Натальи Седых (Седых).
  4. Антонины Венда (Венда).

IX.Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении: Самыми крупными считаются попугаи ара.

  1. Мужской.
  2. Общий.
  3. Средний.
  4. Женский.

X.Имеет нулевое окончание в форме родительного падежа множественного числа слово…

  1. Якут.
  2. Баклажан.
  3. Ясли.
  4. Англичанин.

Видео:Домашнее Задание. 11 класс: русский язык, химия, алгебра. Выпуск от 3.04.2020Скачать

Домашнее Задание. 11 класс: русский язык, химия, алгебра. Выпуск от 3.04.2020

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Морфологические нормы

Нарушение морфологической нормы допущено в словосочетании старая мозоль

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Морфологические нормы

( справочные материалы и тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку)

Морфологические нормы. Задание А6

Морфологические нормы это нормы словоизменения при склонении именных частей речи, при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения родовой принадлежности.

Род несклоняемых имен существительных

1. Существительные, обозначающие неодушевлённые предметы, в своём большинстве относятся к среднему роду (кафе, интервью, алоэ). Исключения — кофе — м. р., сирокко-м. р., кольраби- ж. р., салями — ж. р.

2. Существительные, обозначающие одушевлённые предметы, относятся к мужскому роду(азиатский зебу, ловкий шимпанзе), однако если контекст указывает на самку, то соответствующие слова употребляются в женском роде ( шимпанзе кормила детёныша). Исключения- иваси — ж. р., цеце — ж. р.

3. По биологическому признаку определяется род существительных, называющих людей (денди, крупье, кабальеро — м. р., мадам, миледи, пани — ж. р.)

4. У некоторых существительных наблюдается колебание в роде, например: биенале (выставка)- ср. и ж. р., киви — м. р. и киви (птица)- ж. р., гну (антилопа)- м. и ж. р., сопрано — ср. и м. р.

Колебания в роде имён существительных

Род у существительных, оканчивающихся на мягкий согласный Ж, Ш, колеблется между мужским и женским. Принято считать, что:

1) названия животных, птиц, рыб, насекомых относятся к мужскому роду (исключения — выпь, мышь, моль);

2) слова туфля, ваниль, вермишель, мозоль, гуашь, фасоль, консоль(подставка для цветов), пастель женского рода;

3) слова картель, нашатырь, провансаль, тюль, толь, шампунь, щебень мужского рода.

Практическое занятие № 1

1.Какие слова относятся к мужскому роду?
1) туфля 2) ваниль 3) мозоль 4) гуашь 5) шампунь 6) тюль 7) толь

2.Какие существительные относятся к женскому роду?
1) рояль 2) фамилия 3) бра 4) рельс 5) какаду 6) шимпанзе 7) мозоль

3. Трансформируйте форму множественного числа в единственное и определите, какие существительные будут словами женского рода:
1) белые георгины 2) резиновые калоши 3) отстроченные манжеты
4) белые лебеди 5) наши плацкарты 6) новые погоны
7) дешёвые кеды 8) удобные сандалии 9) дорогие клипсы

4.Какие существительные являются словами мужского рода?
1) досье 2) фламинго 3) портмоне 4) пони 5) табу 6) алиби 7) эмансипе

5. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?
1) Он откинул крышку черной рояли.
2) Срезать заусенец надо очень осторожно.
3) Правая туфля немного маловата.
4) Одна бакенбарда короче другой.

6. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?
1) Сочи расположен вдоль Черного моря на протяжении 145 километров.
2) У него было прелюбопытное хобби.
3) Поздняя барокко характеризуется декоративной пышностью деталей.
4) Эсперанто было создано свыше 70 лет назад доктором Заменгофом.

Практическое занятие № 2

1. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены.
1) восемь яблоков 2) более слабый
3) пара сапогов 4) ягоды стали слаще

2. Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) более красивый пейзаж 3) более восемьдесят пяти килограмм
2) обоих учеников 4) новые договоры

3. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены.
1) семь килограмм баклажан 2) наиболее удобным способом
3) новые драйвера 4) пятеро учениц

4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) наиболее удачно 2) делав что нужно
3) больная мозоль 4) положите на стол

5. Укажите пример с ошибкой в образовании форм слова.
1) обеих рук 2) осенние яблоки более кислее
3) погиб в бою 4) великие учители человечества

6. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены.
1) любоваться многоводным Миссисипи
2) мы увидели гнездо, разорившее хищником
3) килограмм абрикосов
4) обеи ученицы выполнили домашнее задание

Практическое занятие № 3

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пара джинсов 2) пришли на митинг около восьмисот человек
3) эти ягоды слаще 4) вовремя не получил своего бюллетня

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) говорили о вас 2) ложите на полку
3) пирожок с повидлом 4) обтреплется край книги

3. Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пара чулок 2) поезжай сегодня
3) более пятидесяти рублей 4) рисунок более красивее

4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пластмассовые вёдра 2) худший вариант
3) семисот шестидесяти семи деревьев 4) килограмм вафлей

5. Укажите пример, в котором нормы формообразования нарушены.
1) нет абрикосов 2) пять сотней книг
3) современные принтеры 4) наиумнейший

6. Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) вкусные торты 2) палец с мозолем
3) пятьюстами деревьями 4) в две тысячи четвёртом году

Практическое занятие № 4

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) обеих берегов 2) пара джинсов 3) петь звонче 4) ягода слаще

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) моложе брата 2) наши ребяты 3) трёхсот пятидесяти пяти человек
4) пара тапок

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) с ихней девочкой 2) более практичный 3) бегите быстрее 4) на красивом бра

4. Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) отдыхали у побережий 2) пять банок шпрот
3) приедь быстрее 4) этот пример более интересен

5. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены.
1) пятидесятистами рублями 2) ляжьте на диван
3) пара чулков 4) пара носков

6. Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) старые тренера 2) пять апельсинов 3) положите сумки 4) чёрная вуаль

Практическое занятие № 5

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) самый лучший из учеников 2) обоих деревьев
3) разные возрасты 4) погибнул в бою

2.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) важные договоры 2) более ценная бумага
3) сильно жгётся 4) тонким тюлем

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пара чулок 2) более тёплый приём
3) цветок засохнул 4) у обоих ворот

4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
1) известные гербы 2) пять гектар
3) тишайший голос 4) килограмм вишен

5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) шофёры такси 2) нет пекарен
3) к восьмиста ученикам 4) много помидоров

6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) десяток оладий 2) ляжь поспи
3) наивкуснейший торт 4) промышленные отрасли

Практическое занятие № 5

1. Укажите пример(-ы) нарушения морфологических норм.
1) при их участии 2) при них
3) при них участии 4) при ихнем участии

2.Укажите пример(-ы) нарушения морфологических норм.
1) в пятистах метрах 2) в пятиста метрах
3) около ста метров 4) около пятиста метров

3. Укажите пример(-ы) нарушения морфологических норм.
1) пара туфель 2) с одной туфлей
3) пение грузин 4) без погонов

4. Укажите пример нарушения морфологических норм.
1) обмакнул 2) промОкнул
3) исчез 4) жжёт

5. Укажите пример(-ы) нарушения морфологических норм.
1) состоявшийся 2) состоящийся
3) строимый 4) строящийся

6. Укажите пример нарушения морфологических норм.
1) построившись 2) строя
3) придя 4) прочитая

Практическое занятие № 6

1. Укажите пример(-ы) нарушения морфологических норм.
1) благодаря его настойчивости 2) вокруг них
3) благодаря ему 4) вместо его

2. Укажите примеры нарушения морфологических норм.
1) с трёхстами всадниками 2) у трёхсот человек
3) около трёхста всадников 4) к трёмстам тысячам

3. Укажите пример(-ы) нарушения морфологических норм.
1) на высоте двух тысяч пятисот метров
2) в двухтысячном году
3) в двух тысяч десятом году
4) на две тысячи пятьсот тридцатом километре

4. Укажите пример(-ы) нарушения морфологических норм.
1) уродовает 2) кладут
3) приляг 4) положи

5. Укажите пример нарушения морфологических норм.
1) завоевавший 2) клянущийся
3) клявшийся 4) угрожаемый

5. Укажите пример нарушения морфологических норм.
1) мобилизовав 2) увлёкшись
3) осматривав 4) сдерживаясь

1. Кудинова, Т. А. [Текст] Трудности ЕГЭ по русскому языку. Учебно-методическое пособие. Серия «Единый госэкзамен». Ростов н/Д: «Феникс», 2004

2. Пучкова, Л. И. [Текст] Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 10-11 класс/. Изд. 2-е, испр. И доп. – М: Интеллеки-Центр, 2006

3. Сенина, язык. [Текст] Тематические тесты. ЕГЭ — 2008: Учебное пособие. – Ростов – на-Дону: Легион, 2008.- 352 с.(Серия «Готовимся к ЕГЭ»)

🔥 Видео

Морфемика и словообразование (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Морфемика и словообразование (5 класс, видеоурок-презентация)

ЕГЭ Русский языкСкачать

ЕГЭ Русский язык

Морфологические признаки прилагательногоСкачать

Морфологические признаки прилагательного

МорфологияСкачать

Морфология

Морфологический разбор существительного. Как правильно сделать морфологический разбор слова?Скачать

Морфологический разбор существительного. Как правильно сделать морфологический разбор слова?

Трудные задания ЕГЭ по русскому языку. Задания 4-8. Культура речиСкачать

Трудные задания ЕГЭ по русскому языку. Задания 4-8.  Культура речи

Морфонология. Часть 1. Содержание научной дисциплиныСкачать

Морфонология. Часть 1. Содержание научной дисциплины

Лексические нормыСкачать

Лексические нормы

Урок 1. Понятие о словообразовании и морфемике. Принципы выделения частей слова в русском языкеСкачать

Урок 1. Понятие о словообразовании и морфемике. Принципы выделения частей слова в русском языке

Неология как раздел словообразования. Часть 1. Узуальная неологияСкачать

Неология как раздел словообразования. Часть 1. Узуальная неология

Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.Скачать

Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.
Поделиться или сохранить к себе: