Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультете

Видео:Синтаксическая норма| Русский языкСкачать

Синтаксическая норма| Русский язык

Нарушение управления

  1. Чаще всего нарушаются следующие синтаксические нормы:

нарушение управления в словосочетаниях с производным предлогом: Согласно распоряжения ректора были заключены нужные договоры. (Норма: согласно распоряжению);

— нарушение управления в словосочетании «существительное + зависимое слово»: Подруга интересуется о моем здоровье. (Норма: интересуется моим здоровьем);

нарушение управления в словосочетаниях «глагол + зависимое слово«: Надо срочно оплатить по счетам. (Норма: оплатить счета).

  1. Нужно обязательно учитывать, что в русском языке однокоренные слова разных частей речи могут иметь разное управление: рассержен глупой шуткой — рассердиться на глупую шутку;

удивлён его терпением — удивляться его терпению.

Так, существительные, образованные от переходных глаголов, требуют не В. п., как при глаголе, а Р. п.: читать книгу – чтение книги, строить дом – строительство дома.

В то же время в большинстве случаев однокоренные слова имеют одинаковое управление. Поэтому ошибочными будут конструкции: посвятить свою жизнь служению народа; поставить богатства страны на службу народа (нормативное управление: служить народу, поставить на службу народу, служение народу).

  1. Предлог ПО в значении «после» управляет П. п., стало быть: по получении ответа, по окончании спектакля, по изучении вопроса (книжные варианты), после получения и т. д. (нейтральные варианты). В значении же причины (ушел на пенсию по состоянию здоровья) или цели (работы по озеленению города) предлог ПО управляет Д. п.
  2. Если в сочетаниях с существительными (скучает по сыну, скучает по детям) и с личными местоимениями 3-го лица (скучаем по нему, скучает по ним) предлог ПО управляет Д.п., то в сочетании с личными местоимениями 1-го и 2-го лица этот же предлог сочетается с предложным падежом: скучаем по вас (не по вам), скучают по нас (не по нам).
  3. Предлоги Ви НА имеют антонимы: В — ИЗ, На — С. Например: поехал в Крым — вернулся из Крыма, отправился на Кавказ — приехал с Кавказа.

Не всегда, правда, это противопоставление выдерживается: поехал в Поволжье — вернулся с Поволжья, отправить во все концы страны — получить со всех концов страны.

  1. При употреблении предлогов необходимо учитывать их смысловые оттенки, в частности оттенок причинности у предлогов благодаря, ввиду, вследствие.

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультете

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультете

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультете

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультете

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Ошибки в глагольном управлении
Тесты на тему Нормы управления

Тест на тему Культура речи
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, на главную, перейти на стр. «ЧП в таблицах», «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах«

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Синтаксические нормы русского литературного языка

Тема: Синтаксические нормы русского литературного языка
Синтаксические ошибки допущены в предложениях …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеПреподаватель подчеркнул о том, что в работе имеется ряд ошибок.
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеСтудент утверждал о том, что в течение недели работа будет выполнена.
Мы сообщили о том, что через неделю вернёмся в город.
Заведующий кафедрой напомнил о том, что все студенты должны сдать курсовые работы к концу месяца.

Решение:
В предложениях «Преподаватель подчеркнул о том, что в работе имеется ряд ошибок», «Студент утверждал о том, что в течение недели работа будет выполнена» не следует использовать указательные местоимения. Правильные варианты: «Преподаватель подчеркнул, что в работе имеется ряд ошибок», «Студент утверждал, что в течение месяца работа будет выполнена».
Русский язык и культура речи : учеб. для вузов / А. И. Дунев [и др.]; под ред. В. Д. Черняк. – М. : Высшая школа; СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. – С. 306–307.

Тема: Синтаксические нормы русского литературного языка
Грамматически правильное продолжение предложения представлено в рядах …
Не имея часов, …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеможно определить время.
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетея смог определить время.
у нас не было возможности точно определить время.
есть множество способов определить время.

Решение:
Предложение «Не имея часов, я смог определить время» не содержит ошибок в употреблении деепричастного оборота, так как деепричастие (не имея) выражает действие того же подлежащего (я), что и глагол-сказуемое (смог определить), и притом действие активное.
Безличное предложение может включать деепричастие или деепричастный оборот при условии, если сказуемое предложения и деепричастие обозначают действие или состояние одного и того же субъекта и если субъект в косвенном падеже не назван в этом предложении, например: «Не имея часов, можно определить время».
Русский язык и культура речи : учеб. для вузов / А. И. Дунев [и др.]; под ред. В. Д. Черняк. – М. : Высшая школа ; СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. – С. 303–305.

Тема: Синтаксические нормы русского литературного языка
Ошибки в употреблении деепричастного оборота допущены в предложениях …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеОткрыв дверь, на меня повеяло степным ветром.
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеУзнав о происшедшем, у неё возникла мысль навсегда уехать из города.
Встречая утро, со всех сторон перекликались фазаны.
Временами по реке пробегала лёгкая зыбь, сверкая на солнце.

Решение:
Деепричастный оборот употреблен неправильно, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным субъектам. Поэтому предложения «Открыв дверь, на меня повеяло степным ветром», «Узнав о происшедшем, у неё возникла мысль навсегда уехать из города» нужно исправить: «Когда я открыл дверь, на меня повеяло степным ветром», «Когда она узнала о происшедшем, у неё возникла мысль навсегда уехать из города».
Русский язык и культура речи : учеб. для вузов / А. И. Дунев [и др.]; под общ. ред. В. Д. Черняк. – М. : Юрайт-Издат, 2010. – С. 156–158.

Тема: Синтаксические нормы русского литературного языка
Ошибки в употреблении деепричастного оборота допущены в предложениях …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеПрослушав лекцию о Великой Отечественной войне, передо мной возникли героические образы полководцев.
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеПрочитав роман, я знакомился с творчеством нового для меня писателя.
Читая эту книгу, я получаю огромное наслаждение.
Перелистав странички своего дневника, я неожиданно для себя нашла старую фотографию.

Решение:
Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным субъектам. Поэтому предложение «Прослушав лекцию о Великой Отечественной войне, передо мной возникли героические образы полководцев» нужно исправить: «Когда я прослушал лекцию о Великой Отечественной войне, передо мной возникли героические образы полководцев».
В предложениях с глаголом несовершенного вида не может употребляться деепричастие совершенного вида. Поэтому предложение «Прочитав роман, я знакомился с творчеством нового для меня писателя» следует исправить: «Прочитав роман, я познакомился с творчеством нового для меня писателя».
Русский язык и культура речи : учеб. для вузов / А. И. Дунев [и др.]; под общ. ред. В. Д. Черняк. – М. : Юрайт, 2010. – С. 156–158.

Тема: Синтаксические нормы русского литературного языка
Правильно построены словосочетания …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетепо приезде делегации
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетево исполнение приказа
по возвращению из командировки
во изменении расписания

Решение:
Согласно синтаксическим нормам, предлог по употребляется в сочетаниях с именами существительными в форме предложного падежа (по приезде, по возвращении), предлог во – в сочетаниях с именами существительными в форме винительного падежа, характерных для официально-делового стиля речи (во исполнение, во изменение).
Розенталь, Д. Э. Управление в русском языке. Словарь-справочник / Д. Э. Розенталь. – М. : Оникс 21 век, 2003.

Тема: Синтаксические нормы русского литературного языка
Неправильно построены словосочетания …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеуверенность в свои силы
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеописывать о событиях
скучать по вас
жажда новых знаний

Решение:
Согласно синтаксическим нормам, существительное уверенность управляет формой предложного падежа существительного: уверенность (в чём?) в своих силах.
Глагол описывать управляет формой винительного падежа существительного: описывать (что?) события.
Голуб, И. Б. Риторика : учеб. пособие / И. Б. Голуб.– М. : Эксмо, 2005. – С. 301.

Тема: Синтаксические нормы русского литературного языка
Ошибки в управлении глаголов допущены в словосочетаниях …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеинтересоваться о результатах аттестации вуза
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеподтвердить об участии в летней школе
базироваться на данных эксперимента
игнорировать мнение коллег

Решение:
Согласно синтаксическим нормам, глагол интересоваться управляет формой творительного падежа существительного: интересоваться (чем?) результатами.
Глагол подтвердить управляет формой винительного падежа существительного: подтвердить (что?) участие.
Розенталь, Д. Э. Управление в русском языке. Словарь-справочник / Д. Э. Розенталь. – М. : Оникс 21 век, 2003.

Тема: Синтаксические нормы русского литературного языка
Ошибки в управлении глаголов допущены в предложениях …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеОн всегда жаждал к славе и стремился победы.
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеУ входа в университет висит объявление с просьбой оплатить за обучение в этом семестре.
На предприятии систематически осуществляется контроль над качеством продукции.
Интервью ректора привлекло внимание студентов и преподавателей.

Решение:
В предложении «Он всегда жаждал к славе и стремился победы» глагол жаждал должен управлять формой родительного падежа существительного (жаждал (чего?) славы), а глагол стремился – формой дательного падежа существительного (стремился (к чему?) к победе).
В предложении «У входа в университет висит объявление с просьбой оплатить за обучение в этом семестре» глагол оплатить должен управлять формой винительного падежа существительного без предлога: оплатить(что?)обучение,проезд.
Розенталь, Д. Э. Управление в русском языке. Словарь-справочник / Д. Э. Розенталь. – М. : Оникс 21 век, 2003.

Тема: Синтаксические нормы русского литературного языка
Синтаксические ошибки допущены в предложениях …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеНа заседании было рассмотрено ряд вопросов, связанных с транспортом.
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеЖуки-носороги относятся к семейству пластинчатоусых, широко распространённым в лесной зоне.
Прошло несколько минут, прежде чем установилась тишина.
Все, кто участвует в спектакле, пришли за три часа до начала.

Решение:
В предложении «Жуки-носороги относятся к семейству пластинчатоусых, широко распространённым в лесной зоне» нарушены нормы согласования причастия распространённый с определяемым словом семейство. Правильная конструкция: «Жуки-носороги относятся к семейству пластинчатоусых, широко распространённому в лесной зоне».
При подлежащем, выраженном собирательным существительным ряд, а также меньшинство, большинство и т. п. в сочетании с родительным падежом множественного числа, сказуемое ставится в единственном числе, так как подлежащее обозначает неодушевлённые предметы: «На заседании был рассмотрен ряд вопросов, связанных с транспортом»
Русский язык и культура речи : учеб. для вузов / А. И. Дунев [и др.]; под ред. В. Д. Черняк. – М. : Высшая школа ; СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. – С. 288.

Тема: Синтаксические нормы русского литературного языка
Неправильно построены словосочетания …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеотклик по произведению
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеотметить о важности
овладевать умением грамотно писать
ответы на интересующие учеников вопросы

Решение:
В словосочетании отклик по произведению неоправданно использован предлог по. Нормативной является форма отклик(на что?) на это произведение.
Неправильно построенное предложное сочетание указать о важности следует заменить на беспредложное: отметить (что?) важность.
Голуб, И. Б. Риторика : учеб.пособие / И. Б. Голуб.– М. : Эксмо, 2005. – С. 301.

Тема: Синтаксические нормы русского литературного языка
Правильно построены словосочетания …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеуправляющий фондом
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетезаведующий отделом
командующий армии
заведующий кафедры

Решение:
Согласно синтаксическим нормам, слова заведующий, управляющий, командующий управляют формой творительного падежа существительных: «заведующий (чем?) отделом, кафедрой»; «управляющий (чем?) фондом»; «командующий (чем?) армией».
Розенталь, Д. Э. Управление в русском языке. Словарь-справочник / Д. Э. Розенталь. – М. : Оникс 21 век, 2003.

Тема: Синтаксические нормы русского литературного языка
Нормы управления нарушены в словосочетаниях …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетепроявлять заботу и внимание о родителях
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеподбор и наблюдение за фактами
подбирать и готовить кадры
финансирование и снабжение предприятий

Решение:
Синтаксически неверными являются словосочетания, в которых общие зависимые слова имеются при словах, требующих разного управления, например: проявлять заботу и внимание о родителях, подбор и наблюдение за фактами. В таких случаях рекомендуется добавить ко второму управляемому слову местоимение, заменяющее существительное при первом слове: подбор(чего?) фактов и наблюдение(над чем?) за ними; проявлятьзаботу(о ком?) о родителях и внимание(к кому?) к ним.
Штрекер, Н. Ю. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов / Н. Ю. Штрекер. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С. 255.

Тема: Синтаксические нормы русского литературного языка
Нормы употребления предлогов нарушены в словосочетаниях …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетенаперекор здравого смысла
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетесообразно интереса студентов
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеблагодаря невнимательности секретаря
согласно правилам внутреннего распорядка университета

Решение:
Согласно норме, производные предлоги наперекор, сообразно управляют формой дательного падежа существительного: наперекор (чему?) здравому смыслу; сообразно (чему?) интересам студентов.
В словосочетании благодаря невнимательности секретаря предлогблагодаря следует заменить на из-за. Предлог благодаря связан с глаголом благодарить, и потому его необходимо употреблять только в тех случаях, когда речь идёт о причинах, вызвавших желательный результат, например: «Благодаря заботам матери, я быстро выздоровел».
Голуб, И. Б. Риторика : учеб.пособие / И. Б. Голуб.– М. : Эксмо, 2005. – С. 298–299.

Тема: Синтаксические нормы русского литературного языка
Ошибки в употреблении деепричастного оборота допущены в предложениях …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеВ те годы, поступив в университет, у нас было огромное желание учиться.
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеВернувшись из ссылки, писателя ждали новые невзгоды.
Схватив зонт, она выбежала из квартиры.
Приехав в столицу, я первым делом нашёл работу.

Решение:
Деепричастный оборот употреблен неправильно, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным субъектам. Поэтому предложения «В те годы, поступив в университет, у нас было огромное желание учиться», «Вернувшись из ссылки, писателя ждали новые невзгоды» нужно исправить: «В те годы, когда мы поступили в университет, у нас было огромное желание учиться», «Когда писатель вернулся из ссылки, его ждали новые невзгоды».
Русский язык и культура речи : учеб. для вузов / А. И. Дунев [и др.]; под общ. ред. В. Д. Черняк. – М. : Юрайт-Издат, 2010. – С. 156–158.

Тема: Синтаксические нормы русского литературного языка
Правильно построены словосочетания …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеуказать дату экзамена
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеоплатить страховой полис
управляющий департамента
понимать об ответственности

Тема: Синтаксические нормы русского литературного языка
Правильно построены словосочетания …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетепредложение завкафедрой Николаева
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетесовещание с замдиректора Ивановым
заведующий отдела Сергеева
новая завлаборатории Никитина

Решение:
Согласно нормам, заведующий управляет формой творительного падежа существительного: заведующий (чем?) кафедрой, отделом, лабораторией.
Существительное заместитель управляет формой родительного падежа: заместитель (кого?) директора, декана и т. п. При этом формы имен собственных зависят от главного слова: предложение (чьё?) Николаева, совещание(с кем?) с Ивановым.
Розенталь, Д. Э. Управление в русском языке. Словарь-справочник / Д. Э. Розенталь. – М. : Оникс 21 век, 2003.

Тема: Синтаксические нормы русского литературного языка
Нормы согласования сказуемого с подлежащим нарушены в предложениях …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеГазета «Известия» опубликовали критическую статью о положении дел на комбинате.
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеМногие из тех, кто знали Чехова, вспоминали о его лютой ненависти к самовозвеличиванию и чванству.
Я очень горда тем, что мой брат получил эту престижную премию.
О своём отношении к классической музыке В.П.Астафьев написал в очерке «Постскриптум».

Решение:
Если подлежащее выражено относительным местоимением кто, то сказуемое ставится в форме единственного числа, а в прошедшем времени – в форме мужского рода: «Многие из тех, кто знал Чехова, вспоминали о его лютой ненависти к самовозвеличиванию и чванству».
При сочетании родового и видового наименований роль подлежащего отводится родовому слову, поэтому сказуемое согласуется с ним в роде и числе: «Газета «Известия» опубликовала критическую статью о положении дел на комбинате».
Русский язык и культура речи : учеб. для вузов / А. И. Дунев [и др.]; под ред. В. Д. Черняк. – М. : Высшая школа; СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. – С. 286–290.

Тема: Синтаксические нормы русского литературного языка
Правильно построены словосочетания …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеруководство по игре на гитаре
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетезаключение о результатах проверки
свойственная для нашего профессора манера
компетентный по вопросам образовательного права

Решение:
Согласно синтаксическим нормам, существительное руководство управляет формой дательного падежа существительного: «руководство (по чему?) по игре на гитаре».
Существительное заключение управляет формой предложного падежа: «заключение (о чём?) о результатах проверки».
Розенталь, Д. Э. Управление в русском языке. Словарь-справочник / Д. Э. Розенталь. – М. : Оникс 21 век, 2003.

Тема: Синтаксические нормы русского литературного языка
Правильно построены словосочетания …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетене могу не прочитать эту книгу
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетене внушать доверия
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетевесь семестр не получать стипендии
так и не видеть Эльбруса

Решение:
При переходных глаголах с отрицанием форма родительного падежа существительного предпочтительнее в следующих случаях: а) при выражения дополнения существительным с абстрактным значением («не внушать доверия», «не находить поддержки); б) при глаголах обладания («весь семестр не получать стипендии», «не достать билетов на концерт») и т. д. Напротив, винительный падеж существительного предпочтительнее при двойном отрицании («не могу не прочитать эту книгу»), при указании на конкретный объект, в том числе если речь идёт о географическом пункте («так и не видеть Эльбрус», «не передвинуть шкаф»).
Русский язык и культура речи : учеб. для вузов / А. И. Дунев [и др.]; под ред. В. Д. Черняк. – М. : Высшая школа ; СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. – С. 266–267.

Тема: Синтаксические нормы русского литературного языка
Нормы употребления предлогов нарушены в предложениях …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеПонесены большие убытки благодаря пожару.
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеМазь для ревматизма должна помочь.
Из зала неслись крики, шум.
Занятия проводятся согласно расписанию.

Решение:
Предлог благодаря связан с глаголом благодарить, и потому его необходимо употреблять в тех случаях, когда речь идёт о причинах, вызвавших желательный результат, например: «Благодаря заботам матери, я быстро выздоровел». Крайне неудачны фразы типа «Понесены большие убытки благодаря пожару» (следует: из-за, в результате, вследствие).
В предложении «Мазь для ревматизма должна помочь» предлог длянужно заменить предлогом от, имеющим значение «против»: «Мазь от ревматизма должна помочь».
Русский язык и культура речи : учеб. для вузов / А. И. Дунев [и др.]; под ред. В. Д. Черняк. – М. : Высшая школа ; СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. – С. 268–271.

Грамматические ошибки

Тема: Грамматические ошибки
Грамматические ошибки допущены в предложениях …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеЗаместитель декана, в частности, должен курировать научной работой студентов старших курсов.
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеЦелью данной организации является выявление и указание на нарушения в работе предприятий.
Руководитель предприятия обязан контролировать соблюдение правил техники безопасности.
Организация избирательной кампании и участие в ней финансируется средствами самого депутата.

Решение:
В предложении «Заместитель декана, в частности, должен курировать научной работой студентов старших курсов» глагол курировать должен управлять формой винительного падежа без предлога: курировать(что?) научную работу. (Розенталь, Д. Э. Управление в русском языке. Словарь-справочник / Д. Э. Розенталь. – М. : Оникс 21 век, 2003).
В предложении «Целью данной организации является выявление и указание на нарушения в работе предприятий» общее зависимое слово (нарушения) стоит при словах, требующих разного управления: выявление (чего?), указание(на что?). Вариант исправления: «Целью данной организации является выявление нарушений в работе предприятий и указание на них».
Голуб, И. Б. Риторика : учеб.пособие / И. Б. Голуб.– М. : Эксмо, 2005. – С. 275.

Тема: Грамматические ошибки
Грамматические ошибки допущены в предложениях …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеТридцать один делегат прибыли на совещание.
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеТысяча книг поступили в библиотеку университета.
Последние полчаса показались нам бесконечными.
До ближайшей деревни оставалось двадцать километров.

Решение:
При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое ставится в форме единственного числа: «Тридцать один делегат прибыл на совещание».
Если в составе подлежащего имеется слово тысяча, то сказуемое согласуется с ним в роде и числе: «Тысяча книг поступила в библиотеку университета».
Русский язык и культура речи : учеб. для вузов / А. И. Дунев [и др.]; под ред. В. Д. Черняк. – М. : Высшая школа; СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003.– С. 281–283.

Тема: Грамматические ошибки
Грамматически правильно построены словосочетания …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетев деревне Волчихе
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетехрам в селе Никольском-Архангельском
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеиз города Нижний Новгород
в городе Москва

Решение:
Согласно правилам, со словами город, село, деревня,посёлок согласуются все русские (и шире – все славянские) наименования: в деревне Волчихе, в городе Москве. Следует склонять и русские географические названия сложного состава: храм в селе НикольскомАрхангельском. Названия городов, сел, деревень, поселков не согласуются с родовыми наименованиями, если данные названия выражены словосочетанием: из города Нижний Новгород.
Голуб, И. Б. Риторика : учеб. пособие / И. Б. Голуб.– М. : Эксмо, 2005. – С. 295–297.

Тема: Грамматические ошибки
Грамматические ошибки допущены в предложениях …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеПо приезду в Петербург экскурсанты сразу же отправились в Эрмитаж.
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеЧитая романы Дюма, пробуждается интерес к истории.
Одним из интеллигентнейших людей, обладавшим уважением к культуре прошлого, терпимостью к чужому мнению, был Дмитрий Сергеевич Лихачев.
И.С. Тургенев говорил, что Россия без любого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не проживёт.

Решение:
В предложении «По приезду в Петербург экскурсанты сразу же отправились в Эрмитаж» ошибка допущена при выборе падежной формы существительного приезд: согласно норме, в предложном падеже единственного числа должно быть окончание —е: « отправились по приезде в Петербург». (Розенталь, Д. Э. Управление в русском языке. Словарь-справочник / Д. Э. Розенталь. – М. : Оникс 21 век, 2003).
Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным субъектам. Возможный вариант исправления: «Когда читаешь романы Дюма, пробуждается интерес к истории».
Русский язык и культура речи : учеб. для вузов / А. И. Дунев [и др.]; под ред. В. Д. Черняк. – М. : Высшая школа ; СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003.– С. 303.

Тема: Грамматические ошибки
Правильно построены предложения …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеНаш НИИ известен по всей стране.
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеЕГЭ по математике большинством выпускников был сдан удовлетворительно.
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеВАК утвердила Смирнова в звании доцента.
ГАК принял решение о рекомендации в аспирантуру.

Решение:
Род несклоняемых буквенных аббревиатур определяется по роду опорного слова: НИИ (научно-исследовательский институт) – мужского рода, ЕГЭ (Единый государственный экзамен) – мужского рода, ВАК (Высшая аттестационная комиссия) – женского рода, ГАК (Государственная аттестационная комиссия) – женского рода.
Русский язык и культура речи : учеб. для вузов / А. И. Дунев [и др.]; под общ. ред. В. Д. Черняк. – М. : Изд-во Юрайт-Издат, 2010. – С. 103.

Тема: Грамматические ошибки
Соответствуют грамматической норме формы имён собственных в предложениях …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеЛучшие роли Лоуренса Оливье – в фильмах тридцатых годов.
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеЯ читала произведения Чарльза Диккенса.
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеОна была восхищена картиной «Коронация Марии Медичи» Питера Пауля Рубенса.
Мы прочитали интересную статью о Катрине Денёв.

Решение:
Иноязычные мужские имена и фамилии, оканчивающиеся на согласный, склоняются, в отличие от имён и фамилий, оканчивающихся на гласный, например: «роли Лоуренса Оливье», «произведения Чарльза Диккенса», «картиной Питера Пауля Рубенса». Иноязычные женские имена и фамилии, оканчивающиеся на твёрдый согласный, не склоняются: «Мы прочитали интересную статью о Катрин Денёв».
Русский язык и культура речи : учеб. для вузов / А. И. Дунев [и др.]; под общ. ред. В. Д. Черняк. – М. : Юрайт-Издат, 2010. – С. 111– 112.

Тема: Грамматические ошибки
Правильно построены предложения …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеМОК принял решение о проведении зимних Олимпийских игр в Сочи.
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеПри заполнении документа требуется указать свой ИНН.
ОРТ уже заключил контракт на показ всех спортивных мероприятий.
В 2009 году ЕГЭ по русскому языку было сдано удовлетворительно.

Решение:
Несклоняемые буквенные аббревиатуры, образованные из одних инициалов сокращённых слов и читаемые по названиям букв, имеют род опорного слова из словосочетания: МОК – мужской род (комитет), ИНН – мужской род (номер), ОРТ – средний род (телевидение), ЕГЭ – мужской род (экзамен).
Русский язык и культура речи : учеб. для вузов / А. И. Дунев [и др.]; под общ. ред. В. Д. Черняк. – М. : Юрайт, 2010. – С. 103.

Тема: Грамматические ошибки
Грамматически правильно построены предложения …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеДве недавно отремонтированные комнаты сдаются внаём.
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеМы побывали в знаменитом музее-квартире А.А. Ахматовой в Петербурге.
Согласно приказа были отчислены неуспевающие студенты.
На встрече с абитуриентами декан факультета объяснил о порядке зачисления в университет.

Решение:
При существительном женского рода определение, стоящее между существительным и числительным, ставится в форме именительного падежа множественного числа: «Две недавно отремонтированные комнаты сдаются внаём». (Русский язык и культура речи : учеб. для вузов / А. И. Дунев [и др.]; под ред. В. Д. Черняк. – М. : Высшая школа; СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003.– С. 295).
Род неодушевленных сложносоставных существительных определяется по роду первого слова, поэтому форма прилагательного полностью согласуется с ведущим словом, входящим в состав сложносоставного существительного: «Мы побывали в знаменитом музееквартире А. Ахматовой в Петербурге».
Русский язык и культура речи : учеб. для вузов / А. И. Дунев [и др.]; под ред. В. Д. Черняк. – М. : Высшая школа; СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003.– С. 168.

Тема: Грамматические ошибки
Грамматические ошибки допущены в предложениях …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеПреподаватели научат детей разбираться и привьют им любовь к живописи.
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеПо приезду из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых.
Употребляя слова-паразиты, вы производите на собеседника неблагоприятное впечатление.
Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписанию.

Решение:
В предложении «Преподаватели научат детей разбираться и привьют им любовь к живописи» общее зависимое слово (живописи) стоит при словах, требующих разного управления: разбираться (в чём?), привьют любовь (к чему?). Правильный вариант: «Преподаватели научат детей разбираться в живописи и привьют им любовь к этому виду искусства».
Существительное приезд в предложном падеже единственного числа имеет окончание —е: «По приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых».
Голуб, И. Б. Риторика : учеб. пособие / И. Б. Голуб.– М. : Эксмо, 2005. – С. 275.

Тема: Грамматические ошибки
Грамматические ошибки допущены в предложениях …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеПрошу вас объяснить о причинах опоздания.
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеИнженер рассказал нам, как осушали эти болота и о строительстве комбината.
Сидя за компьютером, я услышал, как в соседнюю комнату кто-то вошёл.
Издательство «Новая жизнь» выпустило несколько бестселлеров.

Решение:
Согласно литературной норме, глагол объяснить управляет формой винительного падежа существительного: «Прошу вас объяснить (что?) причины опоздания». (Розенталь, Д. Э. Управление в русском языке. Словарь-справочник / Д. Э. Розенталь. – М. : Оникс 21 век, 2003).
Способ выражения однородных конструкций должен быть однотипным: «Инженер рассказал нам о том, как осушали эти болота, и о том, как строили комбинат» либо «Инженер рассказал нам об осушении болот и о строительстве комбината».
Голуб, И. Б. Риторика : учеб.пособие / И. Б. Голуб.– М. : Эксмо, 2005. – С. 273–276.

Тема: Грамматические ошибки
Грамматические ошибки допущены в предложениях …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеИ эти люди пытаются нам объяснить о том, как строить инновационную экономику!
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеЯ думаю то, что произошедшее является ошибкой.
Напомним, что каждая культура характеризуется своими невербальными средствами коммуникации.
Этот факт может свидетельствовать о том, что в коллективе существуют проблемы.

Решение:
В последние годы частотными являются ошибки при построении сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными. Так, в предложениях «И эти люди пытаются нам объяснить о том, как строить инновационную экономику!», «Я думаю то, что произошедшее является ошибкой» при глаголах объяснитьи думать не следует использовать указательные местоимения. Правильные варианты: «И эти люди пытаются нам объяснить, как строить инновационную экономику!»; «Я думаю, что произошедшее является ошибкой».
Русский язык и культура речи : учеб. для вузов / А. И. Дунев [и др.]; под ред. В. Д. Черняк. – М. : Высшая школа ; СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003.– С. 306–308.

Тема: Грамматические ошибки
Грамматически правильно построены предложения …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеВсе, кто работал на фабрике, жили в посёлке за рекой.
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеО великой силе любви Орфея и Эвридики рассказывается в книге «Мифы Древней Эллады», составленной А. И. Немировским.
Переводя текст, мне понадобился словарь.
Это был самый ужаснейший поступок в его жизни.

Решение:
Если подлежащее выражено относительным местоимением кто, то сказуемое ставится в форме единственного числа, а в прошедшем времени – в форме мужского рода: «Все, кто работал на фабрике, жили в посёлке за рекой» (Русский язык и культура речи : учеб. для вузов / А. И. Дунев [и др.]; под ред. В. Д. Черняк. – М. : Высшая школа; СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. – С. 289–290).
Согласно грамматической норме, причастие согласуется с определяемым словом в роде, числе и падеже: «О великой силе любви Орфея и Эвридики рассказывается в книге «Мифы Древней Эллады», составленной А. И. Немировским».
Русский язык и культура речи : учеб. для вузов / А. И. Дунев [и др.]; под ред. В. Д. Черняк. – М. : Высшая школа; СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. – С. 300.

Тема: Грамматические ошибки
Грамматические ошибки допущены в предложениях …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеВыезжая за границу, у туристов зачастую отсутствует медицинская страховка.
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеЧлен партии не должен делать заявлений от лица партии, противоречащие решениям выборных органов.
Придя в компьютерный клуб, посетители должны ознакомиться с настоящими правилами.
Администрация не несёт ответственности за вещи посетителей, оставленные без присмотра.

Решение:
Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным субъектам. Поэтому предложение «Выезжая за границу, у туристов зачастую отсутствует медицинская страховка» нужно исправить: «Выезжая за границу, туристы зачастую не имеют медицинской страховки».
В предложении «Член партии не должен делать заявлений от лица партии, противоречащие решениям выборных органов» ошибка допущена в согласовании причастной формы с определяемым словом. Правильная конструкция: «Член партии не должен делать заявлений от лица партии, противоречащих решениям выборных органов».
Русский язык и культура речи : учеб. для вузов / А. И. Дунев [и др.]; под ред. В. Д. Черняк. – М. : Высшая школа ; СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003.– С. 300–304.

Тема: Грамматические ошибки
Грамматические ошибки допущены в предложениях …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеУ пятерых подруг был свой словарь, понятный только им.
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеЗа прошедший год было обследовано около тридцати тысяч пятисот гектар леса.
В период выборов выявлено множество процессуальных нарушений.
Купечество, в отличие от других сословий, было более расположено к экономическим преобразованиям.

Решение:
Нарушением литературной нормы является использование собирательных числительных с существительными женского рода. В этом случае употребляются только количественные числительные: пять подруг. (Русский язык и культура речи : учеб. для вузов / А. И. Дунев [и др.]; под ред. В. Д. Черняк. – М. : Высшая школа ; СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003.– С. 228).
Существительное гектар, согласно норме, в родительном падеже множественного числе имеет окончание —ов: «За прошедший год было обследовано около тридцати тысяч пятисот гектаров леса».

Тема: Грамматические ошибки
Грамматические ошибки допущены в предложениях …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеМногие думают то, что в лесных пожарах виноваты туристы.
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеНемало лет прошли с тех пор …
Все, кто работал на фабрике, жили в посёлке за рекой.
Об истории создания Третьяковской галереи рассказывает Л.Волконский в книге «Лицо времени».

Решение:
При наличии в составе подлежащего слов мало, немало, много, немного , столько, сколько для сказуемого предпочтительнее форма единственного числа: «Немало лет прошло с тех пор …». (Русский язык и культура речи : учеб. для вузов / А. И. Дунев [и др.]; под ред. В. Д. Черняк. – М. : Высшая школа ; СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003.– С. 283).
Согласно литературной норме, глагол думать управляет формой предложного падежа местоимения: «Многие думают о том, что в лесных пожарах виноваты туристы».
Русский язык и культура речи : учеб. для вузов / А. И. Дунев [и др.]; под ред. В. Д. Черняк. – М. : Высшая школа ; СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003.– С. 307.

Тема: Грамматические ошибки
Грамматические ошибки допущены в предложениях …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеМы приближались к станции Москве-Пассажирской.
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеРебята встретились на углу улицы Петровка.
Мы подъезжали к древнему городу Афины.
Всеобщее внимание привлекли события на острове Кипр.

Решение:
Названия станций и портов не согласуются с родовыми наименованиями: «Мы приближались к станции МоскваПассажирская».
Названия улиц в форме женского рода согласуются с родовыми наименованиями: «Ребята встретились на углу улицы Петровки».
Голуб, И. Б. Риторика : учеб. пособие / И. Б. Голуб.– М. : Эксмо, 2005. – С. 295–297.

Тема: Грамматические ошибки
Грамматические ошибки допущены в предложениях …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеНа выборах в профком не хватило бюллетней.
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеРеакция о событиях на факультете была непредсказуемой.
В гробнице Тутанхамона были найдены великолепные золотые брелоки.
Одним из непременных условий написания хорошей работы является умение оперировать фактами.

Решение:
В предложении «На выборах в профком не хватило бюллетней» ошибка допущена при выборе формы родительного падежа множественного числа существительного бюллетень. Нормативная форма: бюллетеней. (Русский язык и культура речи : учеб. для вузов / А. И. Дунев [и др.]; под общ. ред. В. Д. Черняк. – М. : Юрайт-Издат, 2010. – С. 115).
В предложении «Реакция о событиях на факультете была непредсказуемой» существительное реакция, согласно грамматической норме, должно управлять формой винительного падежа существительного: реакция (на что?) на события.
Розенталь, Д. Э. Управление в русском языке. Словарь-справочник / Д. Э. Розенталь. – М. : Оникс 21 век, 2003.

Тема: Грамматические ошибки
Грамматические ошибки допущены в предложениях …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеОн не только был суров, но и справедлив.
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеМама любила повторять мне: «Не порть впечатление о себе».
Около полугода я не получал из родной деревни никаких известий.
Число участников марафона достигло двенадцати тысяч восьмисот человек.

Решение:
Согласно литературной норме, при двойных (сопоставительных) союзах однородные члены располагаются так, что один из них ставится при первой части союза, а другой – при второй, например: «Он был не только суров, но и справедлив». (Голуб, И. Б. Риторика : учеб.пособие / И. Б. Голуб.– М. : Эксмо, 2005. – С. 274).
Нормативными формами повелительного наклонения от глагола портить являются формы порти, портите.

Тема: Грамматические ошибки
Неправильно построены предложения …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеБольшую помощь и личное участие в проведении Спартакиады оказали учитель физкультуры и завуч.
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеПриведённые факты в докладе свидетельствовали о больших успехах выпускников.
Продуктом речевой деятельности становятся конкретные тексты, создаваемые говорящими в устной или письменной форме.
Для того чтобы вовремя распознать просторечие и избегать его в собственном употреблении, необходимо помнить о некоторых особенностях такого рода слов.

Решение:
В предложении «Особенную помощь и личное участие в проведении Спартакиады оказали учитель физкультуры и завуч» глагол оказать управляет формой существительного помощь, но не должен определять форму существительного участие. Вариант исправления: «Большую помощь в проведении Спартакиады оказали учитель физкультуры и завуч, которые сами участвовали в соревнованиях».
В предложении «Приведённые факты в докладе свидетельствовали о больших успехах выпускников» ошибка связана с нарушением порядка слов при построении причастного оборота, который, согласно норме, может стоять и перед определяемым словом, и после него, но никогда не включает его в свой состав. Варианты исправления: «Приведённые в докладе факты свидетельствовали о больших успехах выпускников» или «Факты, приведённые в докладе, свидетельствовали о больших успехах выпускников».
Голуб, И. Б. Риторика : учеб.пособие / И. Б. Голуб.– М. : Эксмо, 2005. – С. 274–275.

Тема: Грамматические ошибки
Грамматические ошибки допущены в предложениях …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеИз-за моря выступали горы, на вершинах которых лежали облака, подобные больших снежных шапок.
Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеНа конференции было подчёркнуто, что для нормализации работы отдела потребуются несколько месяцев.
Я ещё не решил, буду ли поступать в этом году в университет.
В это лето мы не только отдохнули, но и основательно поработали.

Решение:
Согласно грамматической норме, прилагательное подобный управляет формой дательного падежа существительного: «Изза моря выступали горы, на вершинах которых лежали облака, подобные(чему?) большим снежным шапкам». (Розенталь, Д. Э. Управление в русском языке. Словарь-справочник / Д. Э. Розенталь. – М. : Оникс 21 век, 2003.).
Если в состав подлежащего входит слово несколько, сказуемое ставится в единственном числе: «На конференции было подчёркнуто, что для нормализации работы отдела потребуется несколько месяцев».
Русский язык и культура речи : учеб. для вузов / А. И. Дунев [и др.]; под ред. В. Д. Черняк. – М. : Высшая школа; СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. – С. 288.

Речевые ошибки

Тема: Речевые ошибки
К орфоэпическому словарю следует обратиться для правильного выбора варианта в паре …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетенена[сн]ый – нена[стн]ый
приведённый – приведёный
в отпуске – в отпуску
регалии – реалии

Решение:
Орфоэпические словари отражают нормы произношения и ударения, поэтому к этому типу словарей следует обратиться при выборе варианта в паре нена[сн]ый – нена[стн]ый. Так, «Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы» (под ред. Р. И. Аванесова. – М. : Русский язык, 2001) рекомендует произношение нена[сн]ый.

Тема: Речевые ошибки
Как лексические квалифицируются ошибки, связанные с …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетенеразличением паронимов
нарушением норм литературного произношения
нарушением правил расстановки знаков препинания
нарушением норм орфографии

Решение:
Лексические ошибки – это речевые ошибки, заключающиеся в нарушении точности, ясности, логичности словоупотребления. К таким ошибкам относятся: употребление слова в несвойственном ему значении, нарушение норм лексической сочетаемости, расширение и сужение значения слова и др. (Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочёты / под ред. А. П. Сковородникова. – М. : Флинта : Наука, 2005. – С. 446). Лексической ошибкой является и смешение (неразличение) паронимов – близких, но не тождественных по звучанию однокоренных слов с ударением на одном и том же слоге, относимых к одной грамматической категории, например: представитьпредоставить, поступокпроступок и др.
Культура устной и письменной речи делового человека : Справочник. Практикум. – М. : Флинта : Наука, 2008. – С. 19.

Тема: Речевые ошибки
Деепричастный оборот употреблён верно в предложении …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеВсе вдруг засуетились, загрохотав стульями.
Смешивая порошки железа и серы, новые вещества при этом не появляются.
Почувствовав, что он поступил нехорошо, на душе его возникла какая-то тяжесть.
Придя на собеседование, мне предложили заполнить анкету.

Решение:
Действие, обозначаемое деепричастием (деепричастным оборотом), относится, как правило, к подлежащему данного предложения, например:«Подведя итоги прений, председатель собрания отметил общность взглядов докладчика и участников совещания». Если же производитель действия, обозначенного глаголом-сказуемым, и производитель действия, обозначенного деепричастием, не совпадают, употребление деепричастного оборота стилистически ошибочно (Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д. Э. Розенталь. – М. : Рольф, 1997. – 368 с.)
В предложении «Все вдруг засуетились, загрохотав стульями»подлежащим является местоимение все,действие, обозначенное деепричастным оборотом загрохотав стульями, относится именно к этому подлежащему.

Тема: Речевые ошибки
Грамматическая ошибка допущена в предложении …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеА потом Виктор проводил Свету до своего дома.
Мысль меняется в зависимости от слов, которые её выражают.
Думаю, нельзя стараться оправдать собственные ошибки.
Боясь ошибиться, докладчик стал читать текст своего выступления.

Решение:
Грамматическая ошибка допущена в предложении «А потом Виктор проводил Свету до своего дома»: неверно употреблено притяжательное местоимение своего. Так как местоимение свой может относиться к любому из трёх грамматических лиц, а в данном предложении два существительных, с которыми может соотносится данное местоимении (Виктор и Света), возникает неясность: чей дом имеется в виду. Предложение можно исправить так: А потом Виктор проводил Свету до её дома.

Тема: Речевые ошибки
Грамматическая ошибка допущена в предложении …

Нарушена норма в словосочетаниях реакция о событиях на факультетеРазвитие общественного движения и распространение новых идей происходило вопреки всех цензурных и идеологических усилий режима.
В целом надежды, возлагавшиеся на хозяйственную реформу, не оправдались.
На практике значительная часть накопленных населением средств оказалась не обеспеченной товарами.
В обстановке духовного раскрепощения, с одной стороны, и сохраняющейся цензуры – с другой, возникло неофициальное искусство.

Решение:
Грамматическая ошибка допущена в предложении «Развитие общественного движения и распространение новых идей происходило вопреки всех цензурных и идеологических усилий режима». При предлоге вопреки существительное следует поставить в дательном падеже. Исправить предложение можно так: «Развитие общественного движения и распространение новых идей происходило вопреки всем цензурным и идеологическим усилиям режима».

Тема: Речевые ошибки
Грамматическая ошибка допущена в предложении …

Видео:Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать

Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языку

Как определяют синтаксические нормы: объяснение на примерах основных заданий

Чаще всего нарушаются следующие синтаксические нормы:

  • нарушение норм управления в словосочетаниях: с предлогами, в частности производными: существительное + зависимое слово; глагол + зависимое слово;
  • нарушение согласования: в сложноподчиненном предложении с сочетаниями те, кто…; тот, кто…; причастия с определенным словом;
  • нарушение нормы в построении предложений с деепричастиями и деепричастными оборотами.

Выполняя это задание, необходимо искать эти «проблемные» места. На основе этого исключите правильно построенные словосочетания или предложения.

Видео:Произносительная норма| Русский языкСкачать

Произносительная норма| Русский язык

Образе выполнения задания

Пример задания. Нарушение норм в словосочетаниях

Определите сочетание прелога и существительного, в котором есть ошибка. Выпишите его, исправив ошибку.

  • справиться о делах
  • интересоваться о здоровье
  • спрашивать о выставке
  • свидетельствовать о воспитанности
  • заискивать перед чиновником

Поступаем так. Сначала прочитайте данные словосочетания, обращая внимание на подводные камни в области синтаксических норм, указанные выше. На основе этого исключаем нормативно построенные словосочетания: справиться о делах, спрашивать о выставке, свидетельствовать о воспитанности, заискивать переде чиновником.

Остается словосочетание интересоваться о здоровье. Нормативными были бы словосочетания справляться о здоровье, спрашивать о здоровье. Слово «интересоваться» требует существительного в форме творительного падежа без предлога — интересоваться здоровьем.

Ответ: интересоваться здоровьем

Пример задания. Нарушение соглосования: в сложно подчиненном предложении с сочетаниями ТЕ, КТО…; ТОТ, КТО…

Определите предложение, в котором нарушена синтаксическая норма. Выпишите номер предложения. Исправьте ошибку.

  1. Тот, кто говорит о дискриминации, не всегда прав.
  2. Кто соберётся с силами, тот и победит.
  3. Те, кто не привит, могут заразиться.
  4. Кто ищет, тот всегда найдет.
  5. Те, кто это говорили, ошибались.

Поступаем так. Читаем предложения, обращая внимание на крепы ТЕ, КТО; ТОТ, КТО и соответствие их сказуемому.

Например, предложение (1) тот не всегда прав; кто говорит…; (2) тот победит, кто соберется…; (3) те могут, кто не привит…; (4) кто ищет, тот найдет… . Синтаксические нормы в данных предложениях не нарушены. Предложение (5) построено неверно: те ошибались, кто говорили. Получаем ответ.

Ответ: 5, кто говорил

Пример задания. Нарушение нормы в согласовании причастия с определяемым словом

Определите предложение, в котором нарушена норма. Выпишите номер предложения. Исправьте ошибку.

  1. Легкое облако белой пыли, взвившееся шагах в пяти от меня, привлекло мое внимание (по Н. Гумилеву).
  2. Голос человека, отстаивающий правду, прозвучал уверенно.
  3. Ему нечего не стоит зайти во вланг движущемуся противнику (по Н. Гумилеву)
  4. На резко чернеющих ветках — золотые обрывки парчи (по Н. Гумилеву).
  5. Порой нас развлекали рвущиеся поблизости шрапнели (по Н. Гумилеву).

Поступаем так. Читаем предложение, обращая внимание на согласование причастного оборота с определяемым словом: 1) — взвившееся облако; 3) — движущемуся противнику; 4) — на чернеющих ветках; 5) — рвущиеся шрапнели. Согласование определяемого слова с причастием есть. Следовательно, синтаксические нормы в данных сложных предложениях не нарушены.

Предложение 2) построено неверно: голос человека, отстаивающий правду. Обычно причастный оборот стоит рядом с определяемым существительным: здесь это слово «человека» (Р. п.), поэтому и причастие должно стоять в форме родительного падежа: отстаивающего. Получаем ответ.

📺 Видео

ЕГЭ задание 6: Лексические нормыСкачать

ЕГЭ задание 6: Лексические нормы

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

ЦТ А27. Синтаксические нормыСкачать

ЦТ А27. Синтаксические нормы

Речевая (лексическая) норма| Русский языкСкачать

Речевая (лексическая) норма| Русский язык

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Русский язык | Говорим правильно! Основные ошибки по русскому языку. Нормы русского языкаСкачать

Русский язык | Говорим правильно! Основные ошибки по русскому языку.  Нормы русского языка

Словосочетания. Синтаксис и пунктуация | Русский язык ЦЭ и ЦТ | Задания Б части | | Решаем ЦЭ и ЦТСкачать

Словосочетания. Синтаксис и пунктуация | Русский язык ЦЭ и ЦТ | Задания Б части |  | Решаем ЦЭ и ЦТ

Лексические нормы | Подготовка к ЕГЭ по Русскому языкуСкачать

Лексические нормы | Подготовка к ЕГЭ по Русскому языку

Лексические нормы // Задание 6 ЕГЭ // Русский языкСкачать

Лексические нормы // Задание 6 ЕГЭ // Русский язык

Лексические нормы литературного языкаСкачать

Лексические нормы литературного языка

Как правильно написать сокращение Ф. И. О.? Варианты, о которых знают не все! | Русский языкСкачать

Как правильно написать сокращение Ф. И. О.? Варианты, о которых знают не все! | Русский язык

Лекция 7 Лексические нормы языкаСкачать

Лекция 7  Лексические нормы языка

Стилистическая нормаСкачать

Стилистическая норма

ЦТ А25. Речевые нормы.Скачать

ЦТ А25. Речевые нормы.

Все способы словообразованияСкачать

Все способы словообразования
Поделиться или сохранить к себе: