На сегодняшнем уроке повторяем все что знаем о словосочетании

Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Урок русского языка по теме СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

На сегодняшнем уроке повторяем все что знаем о словосочетании

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Скачать:

ВложениеРазмер
Словосочетание233.48 КБ
Презентация к уроку1.46 МБ

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Промышленновская средняя общеобразовательная школа №56»

Сценарий открытого урока

Барякина Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Тема урока: Словосочетание

Цель урока: обобщение и закрепление изученного материала

Задачи: формировать у обучающихся языковую, исследовательскую, коммуникативную компетенции;

развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, сопоставление; развивать познавательные способности через разнообразные виды деятельности;

воспитывать интерес к урокам русского языка, воспитывать коммуникативные отношения.

I. Организационный момент

Я очень рада видеть приветливый ваш класс,

И для меня уже награда вниманье ваших умных глаз.

— Откройте тетради, запишите число, классная работа. Пропустите строку для темы, которую вы самостоятельно определите, выполнив задание.

II. Мобилизующий этап.

На доске написаны слова: пос..дить, чу..ствительное, пор..жаться, в теплице, сер..це, вс..гда.

— Прочитайте написанные на доске слова. Соедините между собой те слова, в которых пропущена одинаковая орфограмма. Составленные пары слов запишите. (Даётся время на выполнение задания).
— Назовите первую пару слов и скажите, почему именно их вы объединили?

Первая пара слов – посадить в теплице (одинаковая орфограмма – безударная проверяемая гласная в корне слова). (Орфограммы в словах объясняются, приводятся проверочные слова, выделяется корень).
— Какие ещё слова можно объединить?
Чувствительное сердце. В них имеется непроизносимая согласная в корне слова. (Объясняется написание данных слов).
— Назовите третью пару слов?

Поражать всегда. В каждом из них есть безударная непроверяемая гласная в корне слова.

III. Формулирование учащимися темы и цели урока.

— Прочитайте все составленные пары слов. Вспомните, как называется это явление языка, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Посадить в теплице, чувствовать сердце, поражать всегда – это словосочетания. Значит, тема сегодняшнего урока – «Словосочетание».
(Учитель записывает тему урока на доске, а ученики в тетради).
— Отталкиваясь от темы и используя запись на доске, сформулируйте цель нашего урока.
Запись на доске
Цель: повторить всё, что …. о ; учиться находить в и самостоятельно …. их.
Цель сегодняшнего урока: повторить всё, что мы знаем о словосочетании; учиться находить в предложениях словосочетания и самостоятельно составлять их.

IV. Актуализация знаний учащихся
— Скажите, из скольких частей и каких частей состоит словосочетание.
— Как определить главную и зависимую части в словосочетании?
— Как связывается зависимое слово с главным?
— С помощью чего устанавливается смысловая связь?
— С помощью чего выражается грамматическая связь?
— Опираясь на наши рассуждения, скажите, что такое словосочетание?
— Найдите главное и зависимое слова в составленных словосочетаниях.

V. Выполнение тренировочных упражнений.

Запись на доске
1.маленький р..сток,…
2.пахнет ар..матно,…
3.прил..гать усилия,…
Справка: предл..жить решение, выглядит вел…колепно, красивое р..стение.
— Внимательно прочитайте данную запись. Сформулируйте к ней своё задание.
Нужно продолжить ряды словосочетаний, используя слова для справок.

— По каким признакам вы будете подбирать словосочетания для этих рядов?
Словосочетания нужно подбирать по двум признакам: по составу словосочетаний и имеющимся в корне слов орфограммам.
— Какое словосочетание надо включить в первый ряд?
В первый ряд можно включить словосочетание красивое растение. Состав этих словосочетаний одинаков: «прил.+сущ». Второй признак – одинаковая орфограмма – чередующаяся гласная в корне слова раст – ращ – рос.
Второй и третий ряды учащиеся составляют самостоятельно, затем проводится проверка .

Второй ряд: пахнет ароматно, выглядит великолепно.
Третий ряд: прилагать усилия, предложить решение.
— Назовите главные слова в данных словосочетаниях, в которых есть все составные части слова. Объясните свой выбор. (Прилагать и предложить)

VI. Словарно – орфографическая работа.

— Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Вы его определите самостоятельно.

На доске: 13/ 6/ 4/ 6/ 15/ 5/ 1

Для этого надо выполнить задание. Какое, как вы думаете? Кто догадался, как расшифровать слово?

Какое слово у вас получилось?
Это слово легенда.
— Ребята, что же такое легенда?
Это рассказ, сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого.
Это рассказ, в котором есть и реальность, и вымысел.
— Объединим ваши рассуждения и дадим лексическое значение слова легенда .
Легенда – это сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого, в которых допускается доля вымысла.
— Посмотрите на слово легенда. Расскажите о его правописании.

Слово легенда состоит из трёх слогов. Второй слог ударный. В первом слоге безударная гласная Е. Её надо подчеркнуть и запомнить.
— Прослушайте две короткие легенды о целебном, ароматном, прекрасном цветке ландыше. К каждой легенде подберите название, которое представляло бы собой словосочетание.
Два ученика выразительно читают по очереди легенды о ландыше.
1.С богиней Дианой связана легенда о появлении ландыша. Как-то на охоте Диана заблудилась и попала в дремучий лес, в котором жили фавны. Они стали преследовать прекрасную незнакомку. Диана убежала от них, но во время бегства с её красивого тела падали душистые капельки пота, превращавшиеся на земле в волшебной красоты цветы – ландыши.
— Назовите словосочетание из первой легенды?
Прекрасная незнакомка. ( по мере их называния учитель записывает названия на доске). Запишем.
2.В Австрии существует поверье, что белые колокольчики ландышей – это фонарики в жилищах гномов или ожерелье Белоснежки. Спасаясь от злой мачехи, она рассыпала его, и бусины превратились в грустные белые, как снег, цветы.
— Назовите словосочетание из второй легенды?
Ожерелье Белоснежки. Запишем.
— Обозначьте в записанных словосочетаниях главное и зависимое слова .
— Из данных словосочетаний назовите слово, в котором звуков больше, чем букв.
Это слово прекрасная, так как буква Я обозначает два звука Й и А.
— Назовите слово из данных словосочетаний, в котором произошёл процесс оглушения.
Это слово Белоснежка, так как буква Ж здесь обозначает звук Ш.

Продолжение тренировочных упражнений

Продолжаем наш разговор о словосочетании и ландыше .

— О ландыше была создана прекрасная легенда и в Древней Руси. Давайте с ней познакомимся.

Запись на доске

Славяне создали свою (прил. + сущ.) о ландыше.
Водяная царевна Волхова (глаг. + сущ.)
На свою беду она (гл. + сущ.) Садко к прекрасной Любаве.
Вышла Волхова на берег послушать (сущ. + сущ.), но не нашла его на берегу.
(Нар.+глаг.) Волхова, (сущ.+ гл.) среди трав, превратившись в (прил. + сущ.) с изумительным ароматом.
Справка: полюбила Садко, удивительная легенда, узнала о любви, горько заплакала, песни Садко, слёзы упали, чудесные цветы.
— Внимательно прочитайте текст, справку к нему и сформулируйте своё задание.
Вместо схем нужно вставить словосочетания, учитывая их смысл и состав.
Ребята восстанавливают и записывают текст (работа с карточками).
— Скажите, почему одна из схем перечёркнута?
Вместо этой схемы надо вставить слёзы упали. Это грамматическая основа. Она не является словосочетанием.
— Озаглавьте текст с помощью слова.
Легенда.
— А теперь озаглавьте этот текст с помощью словосочетания .
Легенда о ландыше.
— Какое заглавие более точно, конкретно говорит о предмете речи?
Более точно говорит о предмете словосочетание.

Работа с текстом (запись на доске)

Всякое растение – живое существо, оно выделяет в воздух кислород, задерживает пыль. Там, где много растений, легко дышится. Что за чудный запах? Ландыш! Какой красивый цветок с белыми жемчужинками!

Стой, мой друг! Не рви цветов в лесу! Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу всех, кто придёт следом за нами. Именно давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений. Помни: ландыш, колокольчик, фиалка занесены в Красную книгу.

— Выпишите словосочетания, характеризующие цветок ландыш.

(Чудный запах, красивый цветок, цветок с белыми жемчужинками)

— С помощью каких средств художественной выразительности описан ландыш? Эпитетов и метафоры.

— В каком стиле написан текст?

В публицистическом. Автор призывает бережно относиться к цветам, не рвать их.

— Убедил ли вас автор, почему не надо этого делать? Какие языковые особенности публицистического стиля есть в данном тексте?

Обращения, побудительные, восклицательные предложения

VII. Итоги урока.

— Скажите, о каком языковом явлении мы говорили на уроке?
— Расскажите всё, что вы знаете о словосочетании?
Словосочетание – это два или несколько слов , связанных по смыслу и грамматически. Оно более точно, чем слово, называет предмет или действие. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Грамматическая связь выражается с помощью предлогов и окончаний. Смысловая связь в словосочетании устанавливается с помощью вопроса.
Грамматическая основа предложения не является словосочетанием.

— Какие цели урока ставили перед собой?

— Что смогли?
VIII. Оценивается работа учащихся на уроке.

Даётся задание на дом: выписать из художественного произведения, которое изучаете на уроках литературы, 6-8 сл/сч., обозначить главное и зависимое слова.

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Конспект урока по русскому языку на тему «Словосочетание.Повторение»

«Словосочетание. Повторение» 6 класс

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Я рада вас видеть сегодня на уроке. Проверьте, все ли у вас готово к уроку? Тетради, ручки, учебник, карандаши, линейки. Все готово?

Создание положительного эмоционального настроя.

— А с каким настроением вы пришли сегодня на урок?

Чтобы сделать ваше настроение еще лучше, я предлагаю поделиться своим настроением. Для этого вам надо притронуться к руке своего соседа и сказать ему какое-то пожелание. Давайте начну я. «Веселого настроения» , «Получить пятерку», «Интересный урок» т.д…

— Ребята, а как назвать выражения, которые мы сейчас употребляли: хорошего настроения, веселого дня, отличных отметок, желаю удачи?

— Как это явление называется в русском языке?

— А чем словосочетание отличается от предложения? (Предложение-законченная мысль, словосочетание-фрагмент этой мысли)

— Кто догадался, какая тема нашего урока? Правильно, тема урока“Словосочетание”.

Берем ручки, записываем число, классная работа и тему урока.

Учитель записывает тему урока на доске, а учащиеся в тетради.

– Отталкиваясь от темы урока, Давайте составим план нашего урока.

Запись на доске и в тетрадях:

Повторить всё, что мы знаем о словосочетании.

Делать разбор словосочетаний.

Определять тип словосочетаний в зависимости от главного слова.

Отличать словосочетания от других конструкций.

Учиться вычленять словосочетания из предложений.

Учиться правильно сочетать друг с другом слова.

Составлять словосочетания по схемам.

Учиться связывать слова по смыслу и грамматически, и на их основе составлять известные пословицы.

II. А сейчас давайте повторим все, что мы знаем о словосочетании.

– Скажите, из скольких и каких частей состоит словосочетание? (из двух, из главного и зависимого слова)

– Как определить главную и зависимую часть в словосочетании? (от главного слова можно поставить вопрос к зависимому, зависимое слово подчиняется главному)

– Как связывается зависимое слово с главным? (по смыслу и грамматически)

– С помощью чего устанавливается смысловая связь? (с помощью вопроса)

– С помощью чего выражается грамматическая связь? (с помощью окончания или с помощью предлога и окончания).

-Опираясь на наши рассуждения, скажите, что такое словосочетание (соединение двух знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически)

2. — А для чего мы вспомнили все, что знали о словосочетаниях?

— Правильно, чтобы научиться делать разбор словосочетаний.

Задание у доски

— А теперь, я приглашаю двух человек к доске. Вам дано два словосочетания, необходимо выполнить их разбор

Бежать к берегу Бабушкин сад

А. Вспоминаем, из скольких частей состоит словосочетание – из главного и зависимого, значит надо выделить главное слово

Б. С помощью чего устанавливается смысловая связь? С помощью вопроса, значит надо поставить вопрос от главного словак зависимому.

В.– С помощью чего выражается грамматическая связь в словосочетании? (с помощью окончания или с помощью предлога и окончания).

— А есть ли разница в выражении грамматической связи между 1 и 2 словосочетанием? Да, есть.

Г. Также при разборе словосочетания необходимо указать, к каким частям речи относится главное и зависимое слово.

— Давайте снизу подпишем: глагол +сущ (где глагол – главное слово) и прил+сущ (где сущ. — главное слово)

3. – Ребята, а для чего важно знать, какой частью речи является главное слово? Чтобы определить тип словосочетания.

— Посмотрите, в первом словосочетании главное слово выражено глаголом, а во втором – существительным.

-Кто помнит, как называются такие словосочетания? (глагольные и именные). Приведите свои примеры

4. –Ребята, а с чем можно спутать глагольное и именное словосочетание?

— А вот мы сейчас проверим, как вы умеете отличать словосочетания. Задание на слайде: Прочитайте группы слов. Среди этих групп выберите только словосочетания. Свой выбор объясните .

Солнечный день , леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции , после уроков, любимое занятие , правильно и аккуратно, урок окончен, стакан молока , доволен результатами, заняты делом , альбом или тетрадь, книга интересна, упорно учиться, писали и читали .

САМОПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ:

Солнечный день , подъехать к станции , любимое занятие, стакан молока , доволен результатами, заняты делом, упорно учиться.

— Какие ошибки вы допустили?

• Что не может быть словосочетанием? (Грамматическая основа предложения, однородные члены и слово с предлогом или частицей).

На сегодняшнем уроке повторяем все что знаем о словосочетании

— Итак, ребята, давайте подведем промежуточные итоги. Мы с вами повторили всё, что знали о словосочетании. Делали разбор словосочетаний. Определяли тип словосочетаний в зависимости от главного слова. Учились отличать словосочетания от других конструкций.

А теперь я предлагаю вам поработать в группах и научиться вычленять словосочетания из предложений; правильно сочетать друг с другом слова, составлять словосочетания по предложенным схемам. А также поучиться связывать слова по смыслу и грамматически, и на их основе составлять известные пословицы.

Давайте разделимся на 4 группы. Каждая группа получит лист самооценки и будет вносить туда количество правильных ответов. Та группа, которая наберет наибольшее количество баллов, в конце урока получит призы и будет считаться «Знатоком словосочетаний»

ЗАДАНИЯ напечатаны в карточках для каждой группы и дублируются на слайдах.

Сколько словосочетаний в предложении? Выпишите их.

Мой друг никогда не говорит о товарищах насмешливо.

• Никогда не говорит

• Не говорит о товарищах

• Не говорит насмешливо

— Проверка по эталону

Согласуйте главное и зависимое слова в роде, числе, падеже.

Без (общее) дела; про (молодая) зелень; по (синий) простору.

— Проверка по эталону

Задание 3: Работа со схемами.

Описание: на доске нарисовано 4 схемы. Приглашаются по 1 участнику от каждой команды. Каждый из них придумывает подходящее словосочетание под первой схемой. Следующие 4 человека под второй и т.д. Побеждает та группа (зарабатывает балл), которая все словосочетания подберет верно.

На сегодняшнем уроке повторяем все что знаем о словосочетании

На сегодняшнем уроке повторяем все что знаем о словосочетании

1. Платок бабушкин; 2. Гулять с друзьями; 3. Об интересном уроке; 4.

Возвращение из путешествия.

Задание 4: Игра «Кто вперед?»

Нужно собрать рассыпанные пословицы. Побеждает та команда, которая соберет пословицы (две) первой.

— Как будем строить предложения-пословицы?

— Необходимо связать слова по смыслу и грамматически.

Мужественно, добиться, -ключ, стойкость-, биться-, — победы , к победе.

Мужественно биться — победы добиться.Стойкость — ключ к победе.

1. А теперь давайте вспомним все, чему научились на сегодняшнем уроке

2. Что было интересного на уроке?

3. Что нового вы узнали?

1. Как вы думаете, где вам пригодятся полученные знания о словосочетании в жизни?

(чтобы быть грамотным, хорошо знать родной язык, уметь согласовывать слова, отличать словосочетания от слова и предложения).

7. Подсчет баллов. Подведение итогов. Награждение победителей.

8. Домашнее задание.

НА ВЫБОР: 1. Выписать из изучаемого произведения по русской литературе 3 словосочетания, которые имеют состав «сущ. + прил.», 3 «глагол + сущ.», 3 «глагол + наречие». Или 2. Упр.40.

Видео:Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)

Урок по теме «Словосочетание» (русский язык)

Ход урока

I. Организующий этап

— Откройте тетради, пропустите две строчки, запишите число, классная работа.

II. На доске записаны слова:

неизвес…ный, на пл…ды, вс…гда, посм…треть, чу… ствовать, учас…ник.

— Прочитайте написанные на доске слова. Соедините их между собой попарно, ориентируясь на имеющуюся в них одинаковую орфограмму. Составленные пары запишите в тетради, пропустив одну строчку для темы урока.

— Назовите первую пару слов и скажите, почему вы именно их объединили?

— Первая пара слов – посмотреть на плоды объединены слова потому, что в них есть одинаковая орфограмма (безударная проверяемая гласная в корне слова). Проверочные слова: смотр, плод выделяем корни.

— Вторая пара слов — неизвестный участник. В них имеется непроизносимая согласная в корне слова. Проверочные слова: известие, участие.

— Третья пара слов – чувствовать всегда. В каждом из них есть безударная непроверяемая гласная, непроверяемая согласная в корне слова. Нужно запомнить эти слова или обращаться к орфографическому словарю (учитель берет с полки орфографический словарь и показывает учащимся).

III. Формулирование учащимися темы и цели урока.

— Назовите все составленные пары слов. Вспомните, как называется это явление языка, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

— Посмотреть на плоды, неизвестный участник, чувствовать всегда – это словосочетания. Значит, тема сегодняшнего урока – «Словосочетание». (Запись темы учителем на доске, учениками – в тетрадях).

— Цель урока: повторить все, что мы знаем о словосочетании, развивать умение отличать словосочетание от слова и предложения.

— Старайтесь правильно говорить, верно формулировать свое высказывание. Ведь мы должны стать носителями нормативного, литературного языка.

IV. Повторение теории.

  • Скажите, что такое словосочетание? Разберите по морфемам.
  • Из скольких и каких частей состоит словосочетание?
  • Как определить главную и зависимую часть в словосочетании?
  • Как связаны главные и зависимые слова?
  • Назовите грамматические средства связи в словосочетании?
  • Какие сочетания не являются словосочетаниями?
  • Виды словосочетаний? (Именные, глагольные, наречные) определяем по главному слову.
  • Какие вы знаете способы связи слов в словосочетании? (Согласование, управление, примыкание) определяем по зависимому слову. Более подробно об этих способах вы узнаете в 8 классе.
  • Опираясь на ваши рассуждения, скажите, что такое словосочетание.
  • Какой раздел науки о языке изучает словосочетания? (Синтаксис изучает словосочетание и предложение).
  • Вернемся к нашим примерам, записанным на доске и в тетради. Определите способы связи слов в данных словосочетаниях.

V. Выполнение тренировочных упражнений.

Запись на доске:

— Внимательно прочитайте данную запись. Нужно продолжить ряды словосочетаний. Как вы думаете, по каким признакам необходимо подбирать словосочетания для этих рядов?

— Словосочетания будем подбирать по следующим признакам: по типу связи и по имеющимся в корне слова орфограммам.

— Приведите примеры для первого ряда.

— Маленький росток, красивое растение, выращенный цветок и т. д. (Согласование, корни с чередованием рос, раст, ращ).

— Приведите примеры для второго ряда.

— Пахнет ароматно, выглядит великолепно, звучит убедительно. (Примыкание, непроверяемая гласная в корне слова).

— Какие словосочетания войдут в третий ряд?

— Прилагать усилия, предложить решение, излагать на бумаге…

(Управление, правописание корней лаг – лож)

— Запишите в каждом ряду по одному словосочетанию.

VI. Словарно-орфографическая работа.

— Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Вы его определите самостоятельно. Для этого надо выполнить несколько заданий. Внимательно прочитайте написанные на доске словосочетания: Бросить далеко, летать на самолете, гениальный ребенок (запишите в тетради, определите главное слово и тип связи).

— Теперь внимание! Первая часть нашего слова является первым слогом главного слова в словосочетании, где тип связи управление. Что это? ЛЕ

— Вторая часть – три первые буквы зависимого слова в словосочетании, На сегодняшнем уроке повторяем все что знаем о словосочетаниикоторое имеет состав прил. + сущ., т. е. согласование. Что это? ГЕН –

— И третья часть – первый слог зависимого слова в словосочетании, где тип связи – примыкание. Определили? ДА –

— Какое же слово у нас получилось?

— Ребята, что же такое легенда? На уроках литературы мы занимались с этим термином, читали «Мифы и легенды Древней Греции» и другие произведения данного жанра. Дайте полное лексическое значение слова «легенда».

— Легенда – это сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого, в которых допускается доля вымысла.

— Давайте посмотрим определение этого слова в «Словаре литературоведческих терминов». (Ученик находит определение и зачитывает).

— Посмотрите еще раз, как вы написали это слово в тетради. Сколько слогов в новом слове? (Три). Какой слог ударный? (Второй). Значит, безударная гласная буква Е. Ее надо подчеркнуть и запомнить.

Физминутка: Встали ровно, расправили плечи, указательный палец медленно приближаем к кончику носа и неотрывно смотрим на него. Медленно проделываем упражнение 3 раза. Глаза отдохнули. Урок продолжается.

VII. Развитие речи.

— Перед вами короткая легенда о целебном, ароматном цветке – ландыше. Читаем… Выберите из легенды такое словосочетание, чтобы оно могло быть заголовком для данного текста.

— «Ожерелье Белоснежки». Записываем.

— Какой процесс происходит при произношении слова «Белоснежка»? (Оглушение ж — [ш].)

— В каком стиле написан данный текст?

— Повествование с элементами описания.

— Какие художественные средства, используются здесь?

— Эпитеты: злая мачеха; грустные, белые цветы.

Сравнения: колокольчики ландышей – это фонарики гномов или ожерелье Белоснежки; белые, как снег, цветы.

— Объясните постановку тире в первом предложении. Что это за предложение? Нарисуйте схемы.

— Это тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными и в И. п. Предложение – сложноподчиненное.

На сегодняшнем уроке повторяем все что знаем о словосочетании

— О ландыше была создана прекрасная легенда и в Древней Руси. Но для того чтобы ее прочитать, необходимо восстановить текст, пользуясь словами для справок; учитывайте смысл и состав. Читаем слова для справок. В разделе для справок вы не находите ничего лишнего?

— Это «слезы упали», которые являются не словосочетанием, а грамматической основой, предложением.

— Выпишите слова, являющиеся основами предложений. Объясните орфограммы.

На сегодняшнем уроке повторяем все что знаем о словосочетании

— Выпишите словосочетания, имеющие состав прил. + сущ., по типу связи – согласование. Объясните орфограммы.

— Удивительную легенду, водяная царевна, чудесные цветы, с изумительным ароматам.

— Озаглавьте данный текст с помощью слова «Легенда».

— А теперь озаглавьте этот текст с помощью словосочетания.

— «Легенда о ландыше».

— Какое заглавие более точно, конкретно говорит о предмете речи?

— Более точно говорит о предмете речи словосочетание.

VIII. Итог урока.

— Ребята, о каком языковом явлении мы сегодня говорили на уроке?

— Что же вы знаете о словосочетании?

— Словосочетание – это два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически. Оно более точно, чем слово, называет предмет или действие. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Грамматическая связь выражается с помощью предлогов и окончаний, смысловая связь устанавливается с помощью вопроса. Тип связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание – определяется по зависимому слову. Словосочетанием не является: сочетание подлежащего и сказуемого (грамматическая основа), однородные члены предложения.

— Кто хочет дополнить?

IX. Практическая часть. Проверка степени усвоения материала учащимися.

— Ребята, вы получите карточки, и каждый должен будет самостоятельно выполнить следующие задания:

  • Прочитайте предложение, запишите его на отдельный листок (сверху — фамилию, имя), вставьте пропущенные буквы.
  • Подчеркните основу предложения.
  • Выпишите все словосочетания, укажите главное слово и способ связи.
  • Сдайте листки с выполненными заданиями проверяющим.
  • Обратите внимание на художественные средства, используемые авторами в предложениях.

X. Выявление степени участия на уроке. Выставление оценок.

XI. Домашнее задание.

— В учебнике по литературе найдете стихи русских поэтов о Родине, о природе, выпишите из любого понравившегося стихотворения одну строфу, подчеркните основы, выпишите словосочетания, укажите способ связи.

— Благодарю вас, ребята, за участие в этом уроке. Всего доброго, успехов вам, встретимся завтра.

Примечание: урок проведен в 5 классе в конце учебного года (повторение). Учитель работает по учебнику М.М. Разумовской. Во время изучения темы «Словосочетание» в начале учебного года дает определение таким понятиям, как согласование, управление, примыкание, а в течение всего учебного года ученики выполняют задания на определение видов связи в словосочетаниях. Пятиклассникам это дается довольно легко.

🎥 Видео

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)Скачать

Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Русский язык 11 класс (Урок№3 - Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложение.)Скачать

Русский язык 11 класс (Урок№3 - Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложение.)

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Синтаксис. Словосочетание, его роль в языке. Главное и зависимое словоСкачать

Синтаксис. Словосочетание, его роль в языке. Главное и зависимое слово

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Словосочетание. Виды синтаксической связи. Видеоурок 2. Русский язык 11 классСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи. Видеоурок 2. Русский язык 11 класс

Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать

Словосочетание | Русский язык TutorOnline

Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать

Словосочетание.  Разбор словосочетаний.  Виды словосочетаний

Русский язык 3 класс. СловосочетаниеСкачать

Русский язык 3 класс. Словосочетание

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.
Поделиться или сохранить к себе: