Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Урок русского языка по теме СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Словосочетание | 233.48 КБ |
Презентация к уроку | 1.46 МБ |
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Промышленновская средняя общеобразовательная школа №56»
Сценарий открытого урока
Барякина Наталья Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Тема урока: Словосочетание
Цель урока: обобщение и закрепление изученного материала
Задачи: формировать у обучающихся языковую, исследовательскую, коммуникативную компетенции;
развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, сопоставление; развивать познавательные способности через разнообразные виды деятельности;
воспитывать интерес к урокам русского языка, воспитывать коммуникативные отношения.
I. Организационный момент
Я очень рада видеть приветливый ваш класс,
И для меня уже награда вниманье ваших умных глаз.
— Откройте тетради, запишите число, классная работа. Пропустите строку для темы, которую вы самостоятельно определите, выполнив задание.
II. Мобилизующий этап.
На доске написаны слова: пос..дить, чу..ствительное, пор..жаться, в теплице, сер..це, вс..гда.
— Прочитайте написанные на доске слова. Соедините между собой те слова, в которых пропущена одинаковая орфограмма. Составленные пары слов запишите. (Даётся время на выполнение задания).
— Назовите первую пару слов и скажите, почему именно их вы объединили?
Первая пара слов – посадить в теплице (одинаковая орфограмма – безударная проверяемая гласная в корне слова). (Орфограммы в словах объясняются, приводятся проверочные слова, выделяется корень).
— Какие ещё слова можно объединить?
Чувствительное сердце. В них имеется непроизносимая согласная в корне слова. (Объясняется написание данных слов).
— Назовите третью пару слов?
Поражать всегда. В каждом из них есть безударная непроверяемая гласная в корне слова.
III. Формулирование учащимися темы и цели урока.
— Прочитайте все составленные пары слов. Вспомните, как называется это явление языка, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Посадить в теплице, чувствовать сердце, поражать всегда – это словосочетания. Значит, тема сегодняшнего урока – «Словосочетание».
(Учитель записывает тему урока на доске, а ученики в тетради).
— Отталкиваясь от темы и используя запись на доске, сформулируйте цель нашего урока.
Запись на доске
Цель: повторить всё, что …. о ; учиться находить в и самостоятельно …. их.
Цель сегодняшнего урока: повторить всё, что мы знаем о словосочетании; учиться находить в предложениях словосочетания и самостоятельно составлять их.
IV. Актуализация знаний учащихся
— Скажите, из скольких частей и каких частей состоит словосочетание.
— Как определить главную и зависимую части в словосочетании?
— Как связывается зависимое слово с главным?
— С помощью чего устанавливается смысловая связь?
— С помощью чего выражается грамматическая связь?
— Опираясь на наши рассуждения, скажите, что такое словосочетание?
— Найдите главное и зависимое слова в составленных словосочетаниях.
V. Выполнение тренировочных упражнений.
Запись на доске
1.маленький р..сток,…
2.пахнет ар..матно,…
3.прил..гать усилия,…
Справка: предл..жить решение, выглядит вел…колепно, красивое р..стение.
— Внимательно прочитайте данную запись. Сформулируйте к ней своё задание.
Нужно продолжить ряды словосочетаний, используя слова для справок.
— По каким признакам вы будете подбирать словосочетания для этих рядов?
Словосочетания нужно подбирать по двум признакам: по составу словосочетаний и имеющимся в корне слов орфограммам.
— Какое словосочетание надо включить в первый ряд?
В первый ряд можно включить словосочетание красивое растение. Состав этих словосочетаний одинаков: «прил.+сущ». Второй признак – одинаковая орфограмма – чередующаяся гласная в корне слова раст – ращ – рос.
Второй и третий ряды учащиеся составляют самостоятельно, затем проводится проверка .
Второй ряд: пахнет ароматно, выглядит великолепно.
Третий ряд: прилагать усилия, предложить решение.
— Назовите главные слова в данных словосочетаниях, в которых есть все составные части слова. Объясните свой выбор. (Прилагать и предложить)
VI. Словарно – орфографическая работа.
— Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Вы его определите самостоятельно.
На доске: 13/ 6/ 4/ 6/ 15/ 5/ 1
Для этого надо выполнить задание. Какое, как вы думаете? Кто догадался, как расшифровать слово?
Какое слово у вас получилось?
Это слово легенда.
— Ребята, что же такое легенда?
Это рассказ, сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого.
Это рассказ, в котором есть и реальность, и вымысел.
— Объединим ваши рассуждения и дадим лексическое значение слова легенда .
Легенда – это сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого, в которых допускается доля вымысла.
— Посмотрите на слово легенда. Расскажите о его правописании.
Слово легенда состоит из трёх слогов. Второй слог ударный. В первом слоге безударная гласная Е. Её надо подчеркнуть и запомнить.
— Прослушайте две короткие легенды о целебном, ароматном, прекрасном цветке ландыше. К каждой легенде подберите название, которое представляло бы собой словосочетание.
Два ученика выразительно читают по очереди легенды о ландыше.
1.С богиней Дианой связана легенда о появлении ландыша. Как-то на охоте Диана заблудилась и попала в дремучий лес, в котором жили фавны. Они стали преследовать прекрасную незнакомку. Диана убежала от них, но во время бегства с её красивого тела падали душистые капельки пота, превращавшиеся на земле в волшебной красоты цветы – ландыши.
— Назовите словосочетание из первой легенды?
Прекрасная незнакомка. ( по мере их называния учитель записывает названия на доске). Запишем.
2.В Австрии существует поверье, что белые колокольчики ландышей – это фонарики в жилищах гномов или ожерелье Белоснежки. Спасаясь от злой мачехи, она рассыпала его, и бусины превратились в грустные белые, как снег, цветы.
— Назовите словосочетание из второй легенды?
Ожерелье Белоснежки. Запишем.
— Обозначьте в записанных словосочетаниях главное и зависимое слова .
— Из данных словосочетаний назовите слово, в котором звуков больше, чем букв.
Это слово прекрасная, так как буква Я обозначает два звука Й и А.
— Назовите слово из данных словосочетаний, в котором произошёл процесс оглушения.
Это слово Белоснежка, так как буква Ж здесь обозначает звук Ш.
Продолжение тренировочных упражнений
Продолжаем наш разговор о словосочетании и ландыше .
— О ландыше была создана прекрасная легенда и в Древней Руси. Давайте с ней познакомимся.
Запись на доске
Славяне создали свою (прил. + сущ.) о ландыше.
Водяная царевна Волхова (глаг. + сущ.)
На свою беду она (гл. + сущ.) Садко к прекрасной Любаве.
Вышла Волхова на берег послушать (сущ. + сущ.), но не нашла его на берегу.
(Нар.+глаг.) Волхова, (сущ.+ гл.) среди трав, превратившись в (прил. + сущ.) с изумительным ароматом.
Справка: полюбила Садко, удивительная легенда, узнала о любви, горько заплакала, песни Садко, слёзы упали, чудесные цветы.
— Внимательно прочитайте текст, справку к нему и сформулируйте своё задание.
Вместо схем нужно вставить словосочетания, учитывая их смысл и состав.
Ребята восстанавливают и записывают текст (работа с карточками).
— Скажите, почему одна из схем перечёркнута?
Вместо этой схемы надо вставить слёзы упали. Это грамматическая основа. Она не является словосочетанием.
— Озаглавьте текст с помощью слова.
Легенда.
— А теперь озаглавьте этот текст с помощью словосочетания .
Легенда о ландыше.
— Какое заглавие более точно, конкретно говорит о предмете речи?
Более точно говорит о предмете словосочетание.
Работа с текстом (запись на доске)
Всякое растение – живое существо, оно выделяет в воздух кислород, задерживает пыль. Там, где много растений, легко дышится. Что за чудный запах? Ландыш! Какой красивый цветок с белыми жемчужинками!
Стой, мой друг! Не рви цветов в лесу! Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу всех, кто придёт следом за нами. Именно давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений. Помни: ландыш, колокольчик, фиалка занесены в Красную книгу.
— Выпишите словосочетания, характеризующие цветок ландыш.
(Чудный запах, красивый цветок, цветок с белыми жемчужинками)
— С помощью каких средств художественной выразительности описан ландыш? Эпитетов и метафоры.
— В каком стиле написан текст?
В публицистическом. Автор призывает бережно относиться к цветам, не рвать их.
— Убедил ли вас автор, почему не надо этого делать? Какие языковые особенности публицистического стиля есть в данном тексте?
Обращения, побудительные, восклицательные предложения
VII. Итоги урока.
— Скажите, о каком языковом явлении мы говорили на уроке?
— Расскажите всё, что вы знаете о словосочетании?
Словосочетание – это два или несколько слов , связанных по смыслу и грамматически. Оно более точно, чем слово, называет предмет или действие. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Грамматическая связь выражается с помощью предлогов и окончаний. Смысловая связь в словосочетании устанавливается с помощью вопроса.
Грамматическая основа предложения не является словосочетанием.
— Какие цели урока ставили перед собой?
— Что смогли?
VIII. Оценивается работа учащихся на уроке.
Даётся задание на дом: выписать из художественного произведения, которое изучаете на уроках литературы, 6-8 сл/сч., обозначить главное и зависимое слова.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Конспект урока по русскому языку на тему «Словосочетание.Повторение»
«Словосочетание. Повторение» 6 класс
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Я рада вас видеть сегодня на уроке. Проверьте, все ли у вас готово к уроку? Тетради, ручки, учебник, карандаши, линейки. Все готово?
Создание положительного эмоционального настроя.
— А с каким настроением вы пришли сегодня на урок?
Чтобы сделать ваше настроение еще лучше, я предлагаю поделиться своим настроением. Для этого вам надо притронуться к руке своего соседа и сказать ему какое-то пожелание. Давайте начну я. «Веселого настроения» , «Получить пятерку», «Интересный урок» т.д…
— Ребята, а как назвать выражения, которые мы сейчас употребляли: хорошего настроения, веселого дня, отличных отметок, желаю удачи?
— Как это явление называется в русском языке?
— А чем словосочетание отличается от предложения? (Предложение-законченная мысль, словосочетание-фрагмент этой мысли)
— Кто догадался, какая тема нашего урока? Правильно, тема урока – “Словосочетание”.
Берем ручки, записываем число, классная работа и тему урока.
Учитель записывает тему урока на доске, а учащиеся в тетради.
– Отталкиваясь от темы урока, Давайте составим план нашего урока.
Запись на доске и в тетрадях:
Повторить всё, что мы знаем о словосочетании.
Делать разбор словосочетаний.
Определять тип словосочетаний в зависимости от главного слова.
Отличать словосочетания от других конструкций.
Учиться вычленять словосочетания из предложений.
Учиться правильно сочетать друг с другом слова.
Составлять словосочетания по схемам.
Учиться связывать слова по смыслу и грамматически, и на их основе составлять известные пословицы.
II. А сейчас давайте повторим все, что мы знаем о словосочетании.
– Скажите, из скольких и каких частей состоит словосочетание? (из двух, из главного и зависимого слова)
– Как определить главную и зависимую часть в словосочетании? (от главного слова можно поставить вопрос к зависимому, зависимое слово подчиняется главному)
– Как связывается зависимое слово с главным? (по смыслу и грамматически)
– С помощью чего устанавливается смысловая связь? (с помощью вопроса)
– С помощью чего выражается грамматическая связь? (с помощью окончания или с помощью предлога и окончания).
-Опираясь на наши рассуждения, скажите, что такое словосочетание (соединение двух знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически)
2. — А для чего мы вспомнили все, что знали о словосочетаниях?
— Правильно, чтобы научиться делать разбор словосочетаний.
Задание у доски
— А теперь, я приглашаю двух человек к доске. Вам дано два словосочетания, необходимо выполнить их разбор
Бежать к берегу Бабушкин сад
А. Вспоминаем, из скольких частей состоит словосочетание – из главного и зависимого, значит надо выделить главное слово
Б. С помощью чего устанавливается смысловая связь? С помощью вопроса, значит надо поставить вопрос от главного словак зависимому.
В.– С помощью чего выражается грамматическая связь в словосочетании? (с помощью окончания или с помощью предлога и окончания).
— А есть ли разница в выражении грамматической связи между 1 и 2 словосочетанием? Да, есть.
Г. Также при разборе словосочетания необходимо указать, к каким частям речи относится главное и зависимое слово.
— Давайте снизу подпишем: глагол +сущ (где глагол – главное слово) и прил+сущ (где сущ. — главное слово)
3. – Ребята, а для чего важно знать, какой частью речи является главное слово? Чтобы определить тип словосочетания.
— Посмотрите, в первом словосочетании главное слово выражено глаголом, а во втором – существительным.
-Кто помнит, как называются такие словосочетания? (глагольные и именные). Приведите свои примеры
4. –Ребята, а с чем можно спутать глагольное и именное словосочетание?
— А вот мы сейчас проверим, как вы умеете отличать словосочетания. Задание на слайде: Прочитайте группы слов. Среди этих групп выберите только словосочетания. Свой выбор объясните .
Солнечный день , леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции , после уроков, любимое занятие , правильно и аккуратно, урок окончен, стакан молока , доволен результатами, заняты делом , альбом или тетрадь, книга интересна, упорно учиться, писали и читали .
САМОПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ:
Солнечный день , подъехать к станции , любимое занятие, стакан молока , доволен результатами, заняты делом, упорно учиться.
— Какие ошибки вы допустили?
• Что не может быть словосочетанием? (Грамматическая основа предложения, однородные члены и слово с предлогом или частицей).
— Итак, ребята, давайте подведем промежуточные итоги. Мы с вами повторили всё, что знали о словосочетании. Делали разбор словосочетаний. Определяли тип словосочетаний в зависимости от главного слова. Учились отличать словосочетания от других конструкций.
А теперь я предлагаю вам поработать в группах и научиться вычленять словосочетания из предложений; правильно сочетать друг с другом слова, составлять словосочетания по предложенным схемам. А также поучиться связывать слова по смыслу и грамматически, и на их основе составлять известные пословицы.
Давайте разделимся на 4 группы. Каждая группа получит лист самооценки и будет вносить туда количество правильных ответов. Та группа, которая наберет наибольшее количество баллов, в конце урока получит призы и будет считаться «Знатоком словосочетаний»
ЗАДАНИЯ напечатаны в карточках для каждой группы и дублируются на слайдах.
Сколько словосочетаний в предложении? Выпишите их.
Мой друг никогда не говорит о товарищах насмешливо.
• Никогда не говорит
• Не говорит о товарищах
• Не говорит насмешливо
— Проверка по эталону
Согласуйте главное и зависимое слова в роде, числе, падеже.
Без (общее) дела; про (молодая) зелень; по (синий) простору.
— Проверка по эталону
Задание 3: Работа со схемами.
Описание: на доске нарисовано 4 схемы. Приглашаются по 1 участнику от каждой команды. Каждый из них придумывает подходящее словосочетание под первой схемой. Следующие 4 человека под второй и т.д. Побеждает та группа (зарабатывает балл), которая все словосочетания подберет верно.
1. Платок бабушкин; 2. Гулять с друзьями; 3. Об интересном уроке; 4.
Возвращение из путешествия.
Задание 4: Игра «Кто вперед?»
Нужно собрать рассыпанные пословицы. Побеждает та команда, которая соберет пословицы (две) первой.
— Как будем строить предложения-пословицы?
— Необходимо связать слова по смыслу и грамматически.
Мужественно, добиться, -ключ, стойкость-, биться-, — победы , к победе.
Мужественно биться — победы добиться.Стойкость — ключ к победе.
1. А теперь давайте вспомним все, чему научились на сегодняшнем уроке
2. Что было интересного на уроке?
3. Что нового вы узнали?
1. Как вы думаете, где вам пригодятся полученные знания о словосочетании в жизни?
(чтобы быть грамотным, хорошо знать родной язык, уметь согласовывать слова, отличать словосочетания от слова и предложения).
7. Подсчет баллов. Подведение итогов. Награждение победителей.
8. Домашнее задание.
НА ВЫБОР: 1. Выписать из изучаемого произведения по русской литературе 3 словосочетания, которые имеют состав «сущ. + прил.», 3 «глагол + сущ.», 3 «глагол + наречие». Или 2. Упр.40.
Видео:Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать
Урок по теме «Словосочетание» (русский язык)
Ход урока
I. Организующий этап
— Откройте тетради, пропустите две строчки, запишите число, классная работа.
II. На доске записаны слова:
неизвес…ный, на пл…ды, вс…гда, посм…треть, чу… ствовать, учас…ник.
— Прочитайте написанные на доске слова. Соедините их между собой попарно, ориентируясь на имеющуюся в них одинаковую орфограмму. Составленные пары запишите в тетради, пропустив одну строчку для темы урока.
— Назовите первую пару слов и скажите, почему вы именно их объединили?
— Первая пара слов – посмотреть на плоды объединены слова потому, что в них есть одинаковая орфограмма (безударная проверяемая гласная в корне слова). Проверочные слова: смотр, плод выделяем корни.
— Вторая пара слов — неизвестный участник. В них имеется непроизносимая согласная в корне слова. Проверочные слова: известие, участие.
— Третья пара слов – чувствовать всегда. В каждом из них есть безударная непроверяемая гласная, непроверяемая согласная в корне слова. Нужно запомнить эти слова или обращаться к орфографическому словарю (учитель берет с полки орфографический словарь и показывает учащимся).
III. Формулирование учащимися темы и цели урока.
— Назовите все составленные пары слов. Вспомните, как называется это явление языка, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
— Посмотреть на плоды, неизвестный участник, чувствовать всегда – это словосочетания. Значит, тема сегодняшнего урока – «Словосочетание». (Запись темы учителем на доске, учениками – в тетрадях).
— Цель урока: повторить все, что мы знаем о словосочетании, развивать умение отличать словосочетание от слова и предложения.
— Старайтесь правильно говорить, верно формулировать свое высказывание. Ведь мы должны стать носителями нормативного, литературного языка.
IV. Повторение теории.
- Скажите, что такое словосочетание? Разберите по морфемам.
- Из скольких и каких частей состоит словосочетание?
- Как определить главную и зависимую часть в словосочетании?
- Как связаны главные и зависимые слова?
- Назовите грамматические средства связи в словосочетании?
- Какие сочетания не являются словосочетаниями?
- Виды словосочетаний? (Именные, глагольные, наречные) определяем по главному слову.
- Какие вы знаете способы связи слов в словосочетании? (Согласование, управление, примыкание) определяем по зависимому слову. Более подробно об этих способах вы узнаете в 8 классе.
- Опираясь на ваши рассуждения, скажите, что такое словосочетание.
- Какой раздел науки о языке изучает словосочетания? (Синтаксис изучает словосочетание и предложение).
- Вернемся к нашим примерам, записанным на доске и в тетради. Определите способы связи слов в данных словосочетаниях.
V. Выполнение тренировочных упражнений.
Запись на доске:
— Внимательно прочитайте данную запись. Нужно продолжить ряды словосочетаний. Как вы думаете, по каким признакам необходимо подбирать словосочетания для этих рядов?
— Словосочетания будем подбирать по следующим признакам: по типу связи и по имеющимся в корне слова орфограммам.
— Приведите примеры для первого ряда.
— Маленький росток, красивое растение, выращенный цветок и т. д. (Согласование, корни с чередованием рос, раст, ращ).
— Приведите примеры для второго ряда.
— Пахнет ароматно, выглядит великолепно, звучит убедительно. (Примыкание, непроверяемая гласная в корне слова).
— Какие словосочетания войдут в третий ряд?
— Прилагать усилия, предложить решение, излагать на бумаге…
(Управление, правописание корней лаг – лож)
— Запишите в каждом ряду по одному словосочетанию.
VI. Словарно-орфографическая работа.
— Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Вы его определите самостоятельно. Для этого надо выполнить несколько заданий. Внимательно прочитайте написанные на доске словосочетания: Бросить далеко, летать на самолете, гениальный ребенок (запишите в тетради, определите главное слово и тип связи).
— Теперь внимание! Первая часть нашего слова является первым слогом главного слова в словосочетании, где тип связи управление. Что это? ЛЕ
— Вторая часть – три первые буквы зависимого слова в словосочетании, которое имеет состав прил. + сущ., т. е. согласование. Что это? ГЕН –
— И третья часть – первый слог зависимого слова в словосочетании, где тип связи – примыкание. Определили? ДА –
— Какое же слово у нас получилось?
— Ребята, что же такое легенда? На уроках литературы мы занимались с этим термином, читали «Мифы и легенды Древней Греции» и другие произведения данного жанра. Дайте полное лексическое значение слова «легенда».
— Легенда – это сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого, в которых допускается доля вымысла.
— Давайте посмотрим определение этого слова в «Словаре литературоведческих терминов». (Ученик находит определение и зачитывает).
— Посмотрите еще раз, как вы написали это слово в тетради. Сколько слогов в новом слове? (Три). Какой слог ударный? (Второй). Значит, безударная гласная буква Е. Ее надо подчеркнуть и запомнить.
Физминутка: Встали ровно, расправили плечи, указательный палец медленно приближаем к кончику носа и неотрывно смотрим на него. Медленно проделываем упражнение 3 раза. Глаза отдохнули. Урок продолжается.
VII. Развитие речи.
— Перед вами короткая легенда о целебном, ароматном цветке – ландыше. Читаем… Выберите из легенды такое словосочетание, чтобы оно могло быть заголовком для данного текста.
— «Ожерелье Белоснежки». Записываем.
— Какой процесс происходит при произношении слова «Белоснежка»? (Оглушение ж — [ш].)
— В каком стиле написан данный текст?
— Повествование с элементами описания.
— Какие художественные средства, используются здесь?
— Эпитеты: злая мачеха; грустные, белые цветы.
Сравнения: колокольчики ландышей – это фонарики гномов или ожерелье Белоснежки; белые, как снег, цветы.
— Объясните постановку тире в первом предложении. Что это за предложение? Нарисуйте схемы.
— Это тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными и в И. п. Предложение – сложноподчиненное.
— О ландыше была создана прекрасная легенда и в Древней Руси. Но для того чтобы ее прочитать, необходимо восстановить текст, пользуясь словами для справок; учитывайте смысл и состав. Читаем слова для справок. В разделе для справок вы не находите ничего лишнего?
— Это «слезы упали», которые являются не словосочетанием, а грамматической основой, предложением.
— Выпишите слова, являющиеся основами предложений. Объясните орфограммы.
— Выпишите словосочетания, имеющие состав прил. + сущ., по типу связи – согласование. Объясните орфограммы.
— Удивительную легенду, водяная царевна, чудесные цветы, с изумительным ароматам.
— Озаглавьте данный текст с помощью слова «Легенда».
— А теперь озаглавьте этот текст с помощью словосочетания.
— «Легенда о ландыше».
— Какое заглавие более точно, конкретно говорит о предмете речи?
— Более точно говорит о предмете речи словосочетание.
VIII. Итог урока.
— Ребята, о каком языковом явлении мы сегодня говорили на уроке?
— Что же вы знаете о словосочетании?
— Словосочетание – это два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически. Оно более точно, чем слово, называет предмет или действие. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Грамматическая связь выражается с помощью предлогов и окончаний, смысловая связь устанавливается с помощью вопроса. Тип связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание – определяется по зависимому слову. Словосочетанием не является: сочетание подлежащего и сказуемого (грамматическая основа), однородные члены предложения.
— Кто хочет дополнить?
IX. Практическая часть. Проверка степени усвоения материала учащимися.
— Ребята, вы получите карточки, и каждый должен будет самостоятельно выполнить следующие задания:
- Прочитайте предложение, запишите его на отдельный листок (сверху — фамилию, имя), вставьте пропущенные буквы.
- Подчеркните основу предложения.
- Выпишите все словосочетания, укажите главное слово и способ связи.
- Сдайте листки с выполненными заданиями проверяющим.
- Обратите внимание на художественные средства, используемые авторами в предложениях.
X. Выявление степени участия на уроке. Выставление оценок.
XI. Домашнее задание.
— В учебнике по литературе найдете стихи русских поэтов о Родине, о природе, выпишите из любого понравившегося стихотворения одну строфу, подчеркните основы, выпишите словосочетания, укажите способ связи.
— Благодарю вас, ребята, за участие в этом уроке. Всего доброго, успехов вам, встретимся завтра.
Примечание: урок проведен в 5 классе в конце учебного года (повторение). Учитель работает по учебнику М.М. Разумовской. Во время изучения темы «Словосочетание» в начале учебного года дает определение таким понятиям, как согласование, управление, примыкание, а в течение всего учебного года ученики выполняют задания на определение видов связи в словосочетаниях. Пятиклассникам это дается довольно легко.
🎥 Видео
Что такое словосочетаниеСкачать
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Согласование, управление, примыканиеСкачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)Скачать
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Русский язык 11 класс (Урок№3 - Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложение.)Скачать
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Синтаксис. Словосочетание, его роль в языке. Главное и зависимое словоСкачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи. Видеоурок 2. Русский язык 11 классСкачать
Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать
Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать
Русский язык 3 класс. СловосочетаниеСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать