На первый взгляд словосочетания родная мать

Содержание
  1. «Задание направлено на выявление у учащихся базовых знаний морфологии русского языка. 2.На первый взгляд словосочетания родная мать, ручная вышивка,акустическая гитара . »
  2. Значение словосочетания «родная мать»
  3. Значение слова «родной&raquo
  4. Значение слова «мать&raquo
  5. Делаем Карту слов лучше вместе
  6. Ассоциации к слову «родной&raquo
  7. Ассоциации к слову «мать&raquo
  8. Синонимы к словосочетанию «родная мать&raquo
  9. Предложения со словосочетанием «родная мать&raquo
  10. Цитаты из русской классики со словосочетанием «родная мать»
  11. Сочетаемость слова «родной&raquo
  12. Сочетаемость слова «мать&raquo
  13. Афоризмы русских писателей со словом «родной&raquo
  14. Отправить комментарий
  15. Дополнительно
  16. Значение слова «родной&raquo
  17. Значение слова «мать&raquo
  18. Предложения со словосочетанием «родная мать&raquo
  19. Задания для проведения школьного этапа олимпиады по русскому языку
  20. В лесу клубился кафедральный мрак.
  21. Задание направлено на выявление у учащихся лингвистической интуиции, на способность улавливать типологическое сходство в образовании слов разных языков.
  22. 🎦 Видео

Видео:Это геныСкачать

Это гены

«Задание направлено на выявление у учащихся базовых знаний морфологии русского языка. 2.На первый взгляд словосочетания родная мать, ручная вышивка,акустическая гитара . »

11 класс I ТУР ЧАСТЬ 1

1.Опишите особенности словоизменения глаголов чтить, махать, двигать.

Задание направлено на выявление у учащихся базовых знаний морфологии русского языка.

2.На первый взгляд словосочетания родная мать, ручная вышивка,акустическая гитара кажутся лексически избыточными. Почему же такиесочетания возникают и закрепляются в языке? Приведите не более двухсобственных аналогичных примеров.

Сравни также: ручная вязка — машинная вязка, ручное долото — механическое долото, механический будильник — электронный будильник, механическая дрель — электрическая дрель, живые цветы — искусственные цветы, органические витамины — синтезированные витамины, натуральная кожа -искусственная кожа, натуральный шелк — искусственный шелк, натуральная блондинка — крашеная блондинка и т. п.

3.Как различаются по смыслу слова успех и удача?

Задание направлено на выявление у учащихся понимания семантических отношений между единицами лексической системы русского языка.

4.Прочитайте фрагмент сказки.

«. смотрит — сидит на валу слепой нищий и просит Христовым именем подаяния. Мужик подумал-подумал и сжалился; подал ему. и сказывает: — Это, старичок. ; прими из него Христа ради семитку, а сорок восемь копеек дай мне сдачи»

Как называлась монета, которую дал герой нищему? Какие значения приобрело в современном русском языке слово, называющее эту монету?

Задание направлено на выявление у учащихся знаний пассивного запаса русского языка, а также на выявление лингвистической интуиции.

5.Запишите слова так, как они писались в начале ХХ века (до реформыорфографии), расположив их в алфавитном порядке: Бессердечный,безмерный, белый, еда, ель, нос, носик.

Задание направлено на выявление понимания учащимися того, что нормы русской орфографии исторически изменчивы.

6.Сгруппируйте слова по способу словообразования. Запишитесловообразовательные пары: жизнелюбие, жизнеописание, живописание,хитросплетение, острословие, сердцебиение, противоядие, рукоделие,послесловие, рукопожатие.Задание направлено на выявление у учащихся знания словообразовательной системы русского языка.

7.Как известно, метафора основана на сравнении двух явлений и переносепризнака с одного предмета на другой по сходству формы (зерна глаз), цвета(золото волос), звучания (говор колес) и т. д. Особый тип метафоры -ломаная метафора. Прочитайте фрагменты стихотворений Б.Пастернака, вкоторых выделены примеры ломаных метафор, и ответьте на вопрос: в чемзаключается специфика этого тропа?

Нет сил никаких у вечерних стрижей Сдержать голубую прохладу. Она прорвалась из горластых грудей И льется, и нет с нею сладу.

Вздыхает ковыль, шуршат мураши, И плавает плач комариный.

Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд.

Когда до тончайшей мелочи Весь день пред тобой на весу, Лишь знойное щелканье белочье Не смолкнет в смолистом лесу

Тревога подула с грядущего, Как с юга дует сирокко.

Луга мутило жаром лиловатым.

В лесу клубился кафедральный мрак.

8.Что общего в происхождении слов балаболить и варвар?

Задание направлено на выявление у учащихся лингвистической интуиции, на способность улавливать типологическое сходство в образовании слов разных языков.

9.Объясните содержание понятия «несобственно-прямая речь». Впредставленном отрывке подчеркните фрагмент, содержащий несобственно-прямую речь, и объясните смысл ее употребления в данном контексте.

А пес остался в подворотне и, страдая от изуродованного бока, прижался к холодной стене, задохся и твердо решил, что больше отсюда никуда не пойдет, тут и сдохнет в подворотне. Отчаяние повалило его. На душе у него было до того больно и горько, до того одиноко и страшно, что мелкие собачьи слезы, как пупырыши, вылезали из глаз и тут же засыхали.

Испорченный бок торчал свалявшимися промерзшими комьями, а между ними глядели красные зловещие пятна обвара. До чего бессмысленны, тупы, жестоки повара. — «Шарик» она назвала его. Какой он к черту «Шарик»? Шарик — это значит круглый, упитанный, глупый, овсянку жрет, сын знатных родителей, а он лохматый, долговязый и рваный, шляйка поджарая, бездомный пес. Впрочем, спасибо на добром слове (М. Булгаков. «Собачье сердце»).Задание направлено на выявление понимания учащимися синтаксической специфики разных способов выражения чужой речи и их стилистических возможностей.

10.Объясните, в каком значении употреблено слово небось в каждомпримере из произведений Пушкина.

а)Лиза испугалась и закричала. В то же время раздался голос имолодой охотник показался из-за кустарника.

— Небось, милая, — сказал он Лизе, — собака моя не кусается. («Барышня-крестьянка».б)— Ах, батька! и мы хотели зазвать весь околоток, да ВладимирАндреевич не захотел. Небось, у нас всего довольно, — есть чем угостить,да что прикажешь делать. («Дубровский»).

в)«Смотрите ж вы у меня, не очень умничайте — вы, я знаю, народизбалованный, да я выбью дурь из ваших голов, небось, скорее вчерашнегохмеля». («История села Горюхина»).

Как в приведенных примерах отражается история слова?

Задание ориентировано на выявление у учащихся понимания закономерностей семантического развития слов: постепенное сращение словосочетания в одно слово, «выветривание» исконной семантики, вовлечение слова в лексико-семантическую группу вводных слов со значением вероятности.

11.Какую синтаксическую функцию не может выполнять глагол молчать вотличие от глагола говорить?

Задание направлено на выявление у учащихся понимания связи между лексикой и синтаксисом, между лексическим значением слова и его возможным употреблением в предложении.

1. Переведите фрагмент древнерусского текста и сделайте лексический комментарий к подчеркнутым словам.

Это творческое задание, направленное на развитие лингвистической интуиции, на умение сопоставлять языковые факты, имеющие в тексте, во-первых, между собой и, во-вторых, с данными современного русского языка и делать выводы о лексическом и грамматическом значении слов и форм древнерусского текста.

Аще ли же къто поидеть и мыслити начнеть и славити и тако закрыеть Господь градъ. и покажетьс- ем№ лэсомь и п№стымь мэстомь. и ничто таковым пол№чить собэ. но тъкмо тр№дъ его вс№е бысть. и соблазнъ и поносъ ем№ б№деть за сие § Бога.

Казнь прииметь здэ и б№д№щии вэкъ. ос№ждениp! и тьм№ кромешн№ю, иже таковом№ св-том№ мэст№ пор№гас-. И сеи градъ Китежь невидимъ бысть и покровенъ р№кою божиею, иже на конець вэка сего многом-тежна и слезъ достоиного покры Господь тои градъ дланию своею. И невидим бысть по молению и прошению. иже достоинэ и праведнэ Том№ припадающихъ. иже не №зрить скорби и печали § звэря антихриста. Токмо w насъ печал№ють день и нощь, w §ст№плении нашемъ. всего гос№дарьства московского, яко антихристъ царьств№еть въ немъ.

(Сказание о граде Китеже) Примечание: мыслити — здесь сомневаться.

2. Составьте «языковой портрет слова» рука. Напишите связный текст, включающий в себя следующие сведения о данном слове: о его лексическом значении (значениях), о фразеологизмах, включающих в себя это слово, об образах, связанных в русской культуре с данным понятием (возможно, в сравнении с ролью указанного слова в других языках). Стилистическое оформление текста — по выбору автора. Объем текста — 1-1,5 стр.

Это также творческое задание, направленное на выявление у учащихся понимания глубокой связи языка и культуры, реализуемой в лексическом значении слова, в его фразеологической семантике, в устойчивых фольклорных и литературных образах.

На первый взгляд словосочетания родная мать«Способ дополнительной стабилизации высококонцентрированного пероксида водорода для его хранения и транспортировки в емкостях из нержавеющей стали Гусейнов Ширин Латиф оглы ГНЦ РФ АО «ГНИИХТЭОС», зам. Генерального директора по науке, доктор технических наук. Адрес. »

На первый взгляд словосочетания родная мать«департамент образования и науки Брянской области государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мглинский техникум агротехнологий» «Утверждаю» Заместитель директора по УПР Н.В. Марина «»20 _г «Рассмот. »

На первый взгляд словосочетания родная мать«Информация о реализации плана создания объектов необходимой для инвесторов инфраструктуры в Липецкой области за 6 месяцев 2015 года.СОЗДАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ТЕРРИТОРИЯХ ОЭЗ № Место расположения Наименование объекта Источники финансирования Полная стоимость стро. »

На первый взгляд словосочетания родная мать«ПроектУТВЕРЖДАЮ Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации _А.Б. Соболев » » _ 2014 г.СОСТАВ председателей государственных экз. »

На первый взгляд словосочетания родная мать«Управление образования города Пензы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 Г. Пензы направление: IT Создание web-сайта PENZA TRAVEL Автор: лЕБЕДЕВ нИКИТА ГРИГОРЬЕВИЧ рУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА. »

На первый взгляд словосочетания родная мать«АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПМ.01 Пошив швейных изделий по индивидуальным заказам МДК 01.01 Технология пошива швейных изделий по индивидуальным заказам Специальность СПО 29.01.07 Портной Нормативный срок освоения ОПОП 2 года 10 месяцев Уровень подготовки базовый На. »

На первый взгляд словосочетания родная мать«Неофициальный перевод Антидопинговых правил Международного олимпийского комитета, применимых к XXII Олимпийским зимним играм 2014 года в Сочи. Оригинальный текст Антидопинговых правил ХХII Олимпийских зимних игр. »

2018 www.el.z-pdf.ru — «Библиотека бесплатных материалов — онлайн документы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 2-3 рабочих дней удалим его.

Видео:ПРО САМОЕ ДОРОГОЕ НА СВЕТЕ. Не говорите матери обидные слова.Скачать

ПРО САМОЕ ДОРОГОЕ НА СВЕТЕ. Не говорите матери обидные слова.

Значение словосочетания «родная мать»

На первый взгляд словосочетания родная мать

Значение слова «родной&raquo

РОДНО́Й , —а́я, —о́е. 1. Находящийся в кровном родстве по прямой линии. Родной отец. Родная мать. Родной брат. Родная бабушка. Родной дядя. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «мать&raquo

МАТЬ , род. и дат. ма́тери, вин. мать, твор. ма́терью, предл. о ма́тери, мн. ма́тери, —е́й, ж. 1. Женщина по отношению к рожденным ею детям. (Малый академический словарь, МАС)

Делаем Карту слов лучше вместе

На первый взгляд словосочетания родная матьПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова выбрести (глагол), выбрел:

Ассоциации к слову «родной&raquo

Ассоциации к слову «мать&raquo

Синонимы к словосочетанию «родная мать&raquo

Предложения со словосочетанием «родная мать&raquo

  • И у них таких большинство – хотя есть и такие же уроды, как и везде, которые за доллар готовы родную мать продать.

Цитаты из русской классики со словосочетанием «родная мать»

  • По сказкам бабушки я знал, что такое мачеха, и мне была понятна эта задумчивость. Они сидели плотно друг с другом, одинаковые, точно цыплята; а я вспомнил ведьму-мачеху, которая обманом заняла место родной матери , и пообещал им:

Сочетаемость слова «родной&raquo

Сочетаемость слова «мать&raquo

Афоризмы русских писателей со словом «родной&raquo

  • Но, всегда ища себе родную
    И томясь в неласковом плену,
    Я тебя нисколько не ревную,
    Я тебя нисколько не кляну.

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «родной&raquo

РОДНО́Й , —а́я, —о́е. 1. Находящийся в кровном родстве по прямой линии. Родной отец. Родная мать. Родной брат. Родная бабушка. Родной дядя.

Значение слова «мать&raquo

МАТЬ , род. и дат. ма́тери, вин. мать, твор. ма́терью, предл. о ма́тери, мн. ма́тери, —е́й, ж. 1. Женщина по отношению к рожденным ею детям.

Предложения со словосочетанием «родная мать&raquo

И у них таких большинство – хотя есть и такие же уроды, как и везде, которые за доллар готовы родную мать продать.

Один из них – врач-психиатр, другой – специалист по задаванию смертельно нудных вопросов, который выглядел так, будто готов убить родную мать за коробок спичек, а третий – майор.

Да и редкая мачеха заменит ребёнку родную мать, а он хотел счастья своей крохотной дочери.

Видео:Мамина улыбка (плюс со словами)Скачать

Мамина улыбка  (плюс со словами)

Задания для проведения школьного этапа олимпиады по русскому языку

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Всероссийская олимпиада школьников

Продолжительность – 90 минут

Определите, сколько раз встречается звук [т] в предложении:

Директор подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.

В какой из пар нет рифмы:

Выпиши слово, в котором нет суффикса –ий, -й:

Придумай, синий, решайте, лисий.

Вглядитесь в эти слова: что в них общего? Выскажите предположение, что общего в

значениях этих слов?

Реши лингвистическую задачу?

Вчера я видел Миллер, а сегодня – Миллера.

Когда я видел сестру, а когда брата?

Слова достоин и удостоен однокоренные. Почему слово удостоен пишется через е?

7. В общественном транспорте звучит объявление: «Уважаемые пассажиры! В целях

обеспечения вашей безопасности, находясь на остановочном пункте, не приближайтесь к

движущемуся транспорту до его полной остановки». Какое слово употреблено здесь

неправильно с точки зрения русского языка? Почему?

8. Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Креатив, мониторинг, презентация.

9. Расставьте знаки препинания в предложении с учётом различных оттенков

в выражении смысла высказывания.

Н.В. Гоголь великий русский писатель автор комедии «Ревизор».

10. Запиши, функцию какого члена предложения выполняет инфинитив в данных примерах:

А) Учиться полезно.

Б) Мы договорились встретиться.

В) Охота странствовать напала на него.

Г) Мы пришли в библиотеку заниматься

Прочитайте приведенные ниже рекламные тексты.

Употребление каких прилагательных показалось вам необычным? Укажите разряд этих

прилагательных в языке и в данных текстах. Какие признаки помогают определить разряд

прилагательных в этих текстах? Порассуждай, с какой целью рекламодатели нестандартно

1) Кефир «Данон» — очень вкусный, очень полезный… и очень фруктовый!

2) Руль круглый-круглый, а колеса резиновые-резиновые (реклама автомобиля).

3) Самая туристическая компания в мире!

1. Звук [т] встречается – 6 раз (без учета мягкого [т]) — 1балл

2. ПОвод – газопроВОД – 1 балл

3. Синий (в слове лисий – ий – суффикс) — 1балл

4. Капитан и капуста

Оба слова начинаются с кап- 1 балл

В языке древних римлян было слово капут. Это слово означало «голова». Капитан стоит во главе

команды. А начальников, руководителей нередко называют «голова».

А плотный, круглый кочан капусты среднего размера отдаленно напоминает человеческую голову.

Отдаленное сходство с головой породило такие разные слова, как капитан и капуста — 4 балла за

Максимальное количество – 5 баллов.

5. Миллер – иноязычная фамилия, оканчивающаяся на согласную букву. В соответствии с правилом

иноязычные существительные, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласную,

не склоняются, т.е. видел Миллер – значит, видел сестру, а видел Миллера – брата (мужская

Максимальное количество – 2 балла.

6. Слово удостоен – краткое причастие. Полная форма причастия удостоенный

образована от глагола удостоить при помощи суффикса енн – 2 балла.

7. В объявлении неправильно употреблено притяжательное местоимение ваш. Упоминаемая здесь

безопасность относится к тому же лицу, которое «находится» и «приближается». Следовательно,

надо сказать: «Уважаемые пассажиры! В целях обеспечения своей безопасности… не

приближайтесь…». Другой возможный вариант – сказать: «Уважаемые пассажиры! В целях

обеспечения вашей безопасности советуем вам…не приближаться…».

Максимальное количество – 2 баллов

8. Креатив – творчество + оригинальность, новизна; смекалка, остроумное решение проблемы

Мониторинг – наблюдение, сбор и обработка информации, контроль за исполнением

Презентация – представление чего-нибудь

Максимальное количество – 3 балла.

9. 1) Н.В. Гоголь, великий русский писатель, — автор комедии «Ревизор».

2) Н.В. Гоголь – великий русский писатель, автор комедии «Ревизор».

Оценка: по 1 баллу за каждое предложение, по 1 баллу за объяснение знаков препинания.

Максимальное количество – 4 балла.

10. А) подлежащее

Максимальное количество – 4 балла.

Очень фруктовый, резиновые-резиновые, самая туристическая – по 1 баллу за каждое прилагательное

В языке все выделенные прилагательные являются относительными 1 балл.

В данных текстах – качественными 1 балл. Признаки качественных прилагательных: сочетание с наречием степени очень (очень фруктовый) 1 балл; образование сложных слов путем повтора резиновые-резиновые, стальные-престальные 1 балл; приставка пре- престальные 1 балл; образование формы сравнительной степени прилагательного более сливочный 1 балл.

Цель рекламодателей: создание языковой игры, чтобы привлечь внимание, сделать рекламные тексты запоминающимися, создать определенный положительный образ товара. – 6 баллов за развернутое объяснение.

Максимальное количество – 15 баллов.

Всего: 40 баллов

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

Приведите примеры парных русских слов, которые различаются в написании, но не различаются в произношении. Можете ли вы привести такие примеры из иностранного языка, который знаете? Как называются такого рода слова?

Можно ли утверждать, что конечные буквы слов — ой, — ий, — ая, — яя, -ее всегда представляют их окончания? Мотивируйте свой ответ и подтвердите его примерами.

Количество баллов — 10

О каком языковом явлении (и о словах, с ним связанных) русский ученый конца Х1Х – начала ХХ века Роман Федорович Брандт писал: «…они имеют весьма симпатичную сторону как памятники мирного общения народов и их взаимного обучения»? Прокомментируйте свой ответ.

Количество баллов — 4

Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля. Информация, сохраненная на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо способом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом.

Количество баллов — 1

Есть ли родственная связь между словами килограмм и грамматика?

Прокомментируйте свой ответ.

Количество баллов — 8

В каких случаях на месте пропуска произносится [э], а в каких — [о]?

Голол…дица, оп…ка, аф…ра, безнад…жный, ман…вры.

Количество баллов — 6

Сделайте синтаксический разбор предложения из современной песни; расставьте знаки препинания.

Значит буду дольше жить

Количество баллов – 8,5

Заполните левый столбик соответствующими словами из приведенных ниже; вставьте в них пропущенные буквы.

список литературы по теме.

доходы от акций.

художественное произведение малого объема.

общий вид местности.

изменение тела под воздействием внешних сил.

короткое сатирическое стихотворение.

нехватка, недостаток чего-либо.

М…н…рал, д…в…ден…ы, тру(п,пп)а, э(ф,фф)ект, дра(м,мм)а, д…(ф,фф)ект, библ…ография, ж…ргон, д…(ф,фф)ормация, к…(м,мм)ентарий, эп. гра(м,мм)а, к…(м,мм)ерсант, к..(р,рр)ектный, м…н…атюра, л…н(?)шафт, о(п,пп)…зиция, а(п,пп)…(л,лл)яция, пробле(м,мм)а, д…ф…цит, б…(л,лл)…тристика.

Количество баллов — 17,2

Что вам известно о словаре, который упоминает А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин»?

А вижу я, винюсь пред вами,

Что уж и так мой бедный слог

Пестреть гораздо б меньше мог

Хоть и заглядывал я встарь

В Академический словарь

Количество баллов – до 12

Об одной из букв русского алфавита М.В.Ломоносов сказал: «Немой место занял, подобие как пятое колесо». Что это за буква? Какова ее судьба в нашей письменности?

Количество баллов – до 6

Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Определите тип ошибки и объясните, в чем она заключается.

а). Художник увидел то, чего желал, чего смутно надеялся увидеть.

б). Эти молодые, некрасивые березки стоят у дороги, отражая

в). Имелись также слухи о том, что Иван Сусанин из здешних мест.

Количество баллов — 11

Какие слова пропущено в тексте? Сделайте вывод относительно того, подчинительной связи какого вида нет в современном болгарском языке?

Исчезли __________ и в болгарском языке. У болгарского языка такой же предок, как и у русского, ___________________ язык. А__________ в этом языке (да и в древнеболгарском, тексты на котором сохранились) было не меньше, чем в современном русском. Теперь же, например, стол по-болгарски будет «маса»; «на стол» и «на столе» будет на маса; «под стол» и «под столом» — под маса и так далее. Совсем как в современном английском или французском языках.

Количество баллов — 3

Определите лексическое значение выделенного слова.

Быть взрослой дочери отцом!

Назовите произведение, из которого приведена цитата, и его автора.

Количество баллов — 2

Дайте определение следующих лингвистических терминов. Приведите, если возможно, примеры слов, иллюстрирующих эти термины.

Многозначность, неологизмы, грамматика.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

Задание направлено на выявление у учащихся базовых знаний морфологии русского языка.

2. На первый взгляд словосочетания родная мать, ручная вышивка, акустическая гитара кажутся лексически избыточными. Почему же такие сочетания возникают и закрепляются в языке? Приведите не более двух собственных аналогичных примеров.

Сравни также: ручная вязка – машинная вязка, ручное долото – механическое долото, механический будильник – электронный будильник, механическая дрель – электрическая дрель, живые цветы – искусственные цветы, органические витамины – синтезированные витамины, натуральная кожа – искусственная кожа, натуральный шелк – искусственный шелк, натуральная блондинка – крашеная блондинка и т. п.

3. Как различаются по смыслу слова успех и удача?

Задание направлено на выявление у учащихся понимания семантических отношений между единицами лексической системы русского языка.

4 . Прочитайте фрагмент сказки.

«… смотрит — сидит на валу слепой нищий и просит Христовым именем подаяния. Мужик подумал-подумал и сжалился; подал ему … и сказывает: ― Это, старичок, … ; прими из него Христа ради семитку, а сорок восемь копеек дай мне сдачи»

Как называлась монета, которую дал герой нищему? Какие значения приобрело в современном русском языке слово, называющее эту монету?

Задание направлено на выявление у учащихся знаний пассивного запаса русского языка, а также на выявление лингвистической интуиции.

5. Запишите слова так, как они писались в начале ХХ века (до реформы орфографии), расположив их в алфавитном порядке: Бессердечный, безмерный, белый, еда, ель, нос, носик.

Задание направлено на выявление понимания учащимися того, что нормы русской орфографии исторически изменчивы.

6. Сгруппируйте слова по способу словообразования. Запишите словообразовательные пары: жизнелюбие, жизнеописание, живописание, хитросплетение, острословие, сердцебиение, противоядие, рукоделие, послесловие, рукопожатие.

Задание направлено на выявление у учащихся знания словообразовательной системы русского языка.

7. Как известно, метафора основана на сравнении двух явлений и переносе признака с одного предмета на другой по сходству формы (зерна глаз), цвета (золото волос), звучания (говор колес) и т. д. Особый тип метафоры – ломаная метафора. Прочитайте фрагменты стихотворений Б.Пастернака, в которых выделены примеры ломаных метафор, и ответьте на вопрос: в чем заключается специфика этого тропа?

Нет сил никаких у вечерних стрижей

Сдержать голубую прохладу.

Она прорвалась из горластых грудей

И льется, и нет с нею сладу.

Вздыхает ковыль, шуршат мураши,

И плавает плач комариный.

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Когда до тончайшей мелочи

Весь день пред тобой на весу,

Лишь знойное щелканье белочье

Не смолкнет в смолистом лесу

Тревога подула с грядущего,

Как с юга дует сирокко.

В лесу клубился кафедральный мрак.

8. Что общего в происхождении слов балаболить и варвар?

Задание направлено на выявление у учащихся лингвистической интуиции, на способность улавливать типологическое сходство в образовании слов разных языков.

9. Объясните содержание понятия «несобственно-прямая речь». В представленном отрывке подчеркните фрагмент, содержащий несобственно-прямую речь, и объясните смысл ее употребления в данном контексте.

А пес остался в подворотне и, страдая от изуродованного бока, прижался к холодной стене, задохся и твердо решил, что больше отсюда никуда не пойдет, тут и сдохнет в подворотне. Отчаяние повалило его. На душе у него было до того больно и горько, до того одиноко и страшно, что мелкие собачьи слезы, как пупырыши, вылезали из глаз и тут же засыхали. Испорченный бок торчал свалявшимися промерзшими комьями, а между ними глядели красные зловещие пятна обвара. До чего бессмысленны, тупы, жестоки повара. – «Шарик» она назвала его. Какой он к черту «Шарик»? Шарик – это значит круглый, упитанный, глупый, овсянку жрет, сын знатных родителей, а он лохматый, долговязый и рваный, шляйка поджарая, бездомный пес. Впрочем, спасибо на добром слове (М. Булгаков. «Собачье сердце») .

Задание направлено на выявление понимания учащимися синтаксической специфики разных способов выражения чужой речи и их стилистических возможностей.

10 . Объясните, в каком значении употреблено слово небось в каждом примере из произведений Пушкина.

а) Лиза испугалась и закричала. В то же время раздался голос и молодой охотник показался из-за кустарника.

Небось, милая, — сказал он Лизе, — собака моя не кусается. («Барышня-крестьянка».

б ) — Ах, батька! и мы хотели зазвать весь околоток, да Владимир Андреевич не захотел. Небось, у нас всего довольно, — есть чем угостить, да что прикажешь делать . («Дубровский»).

в) «Смотрите ж вы у меня, не очень умничайте — вы, я знаю, народ избалованный, да я выбью дурь из ваших голов, небось, скорее вчерашнего хмеля». («История села Горюхина»).

Как в приведенных примерах отражается история слова?

Задание ориентировано на выявление у учащихся понимания закономерностей семантического развития слов: постепенное сращение словосочетания в одно слово, «выветривание» исконной семантики, вовлечение слова в лексико-семантическую группу вводных слов со значением вероятности.

11. Какую синтаксическую функцию не может выполнять глагол молчать в отличие от глагола говорить?

Задание направлено на выявление у учащихся понимания связи между лексикой и синтаксисом, между лексическим значением слова и его возможным употреблением в предложении.

🎦 Видео

"СЕМЕЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА" Женщина для хирурга #мелодрамы #youtubeСкачать

"СЕМЕЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА" Женщина для хирурга #мелодрамы #youtube

Актеры сериала «Слово пацана» рассказывают анекдоты (2023) WinkСкачать

Актеры сериала «Слово пацана» рассказывают анекдоты (2023) Wink

"Памяти сыновей" - Татьяна МарковаСкачать

"Памяти сыновей" - Татьяна Маркова

Амина Tenderlebay говорит на азербайджанскомСкачать

Амина Tenderlebay говорит на азербайджанском

Ролик про маму. До слез!!! (Неожиданная концовка)Скачать

Ролик про маму. До слез!!! (Неожиданная концовка)

ЖИЗНЕННАЯ ДРАМА «Когда умрет любовь». Их чувства не выдержали испытаний, но спустя годы любовь ожилаСкачать

ЖИЗНЕННАЯ ДРАМА «Когда умрет любовь». Их чувства не выдержали испытаний, но спустя годы любовь ожила

Айсина Шуклина - Мама-Храм (читают Маша Матвейчук и Мелия Ализаде)Скачать

Айсина Шуклина - Мама-Храм (читают Маша Матвейчук и Мелия Ализаде)

Шарит за английский 😂 #shortsСкачать

Шарит за английский 😂 #shorts

Расул Гамзатов Слово о материСкачать

Расул Гамзатов Слово о матери

ДИТЁ НА ПРИВЯЗИ - МУЖСКОЕ ЖЕНСКОЕСкачать

ДИТЁ НА ПРИВЯЗИ - МУЖСКОЕ ЖЕНСКОЕ

Comedy Club: Нормальный человек | Гарик Харламов, Тимур БатрутдиновСкачать

Comedy Club: Нормальный человек | Гарик Харламов, Тимур Батрутдинов

Я Угадаю Твое ИМЯ За 1 МинутуСкачать

Я Угадаю Твое ИМЯ За 1 Минуту

"Ненужная Мать" - Потрясающая История. До СлёзСкачать

"Ненужная Мать" - Потрясающая История. До Слёз

"Слово о матери". Расул Гамзатов. Читает НАИЗУСТЬ Расул Арацханов.Скачать

"Слово о матери". Расул Гамзатов. Читает НАИЗУСТЬ Расул Арацханов.

ЭКСТРЕПТИЗА НА АЛКАШКУ - ПУСТЬ ГОВОРЯТСкачать

ЭКСТРЕПТИЗА НА АЛКАШКУ - ПУСТЬ ГОВОРЯТ

ОТДАЛА ДЕТЕЙ В ТАБОР ЧТОБЫ КОПАТЬ КАРТОШКУ | М/ЖСкачать

ОТДАЛА ДЕТЕЙ В ТАБОР ЧТОБЫ КОПАТЬ КАРТОШКУ | М/Ж

Детская задача про телевизоры Делаем домашнее задание по математикеСкачать

Детская задача про телевизоры Делаем домашнее задание по математике
Поделиться или сохранить к себе: